Матрица 1 дюйм – Размер матрицы все, что нужно знать

Содержание

Что такое размер матрицы фотоаппарата, видеокамеры? Как определить размер матрицы?

Продавцы и производители фотоаппаратов стараются обращать внимание покупателей на количество мегапикселей и умалчивать о таком важном параметре, как физический размер матрицы. Конечно, это нечестно, однако маркетинг никто не отменял, и он успешно диктует свои условия, поэтому производители и продавцы просто вынуждены давать пользователям то, чего они хотят.

Почему так важен размер матрицы?

Количество мегапикселей вообще не влияет на качество. Оно только определяет, насколько большим будет изображение. Картинка может быть просто огромной, но плохой. А чтобы она была хорошего качества, необходим большой размер матрицы. Эта информация не нова, но про нее намеренно забывают даже в магазинах.

Между тем хороший размер матрицы фотоаппарата (не максимальный, а просто хороший) важнее разрешения, ведь именно от него зависит качество картинки и то, насколько много света попадет на сам сенсор. Разрешение играет роль только тогда, когда планируется печать фотографий на большом носителе. Например, для печати фото на формате A1 необходимо большое разрешение, но даже здесь 4 Мп будет достаточно. Но для печати на обычной фотобумаге размером 10 х 15 см подойдет разрешение 2 Мп, не более. А вообще, большинство пользователей загружают фото в социальные сети, где они проходят предварительное сжатие.

Это соотношение фактического размера матрицы фотоаппарата к стандартному размеру пленки, который равен 35 мм. Поясним: современные камеры имеют кропнутые (обрезанные) матрицы, поэтому их размер чаще всего не равен и половине стандартного. Однако он всегда указывается в дробной величине (например, 1/3.2″), и покупатель при этом запутывается окончательно.

Часто люди видят большое значение и думают, что это хорошо, но на самом деле большое значение в знаменателе — это плохо. Ведь чем оно будет больше, тем размер матрицы видеокамеры или фотоаппарата будет меньше, а значит, и качество снимков будет хуже.

Типовые размеры

В зависимости от того, насколько дорогой или хороший фотоаппарат, размер матрицы может быть малым, средним или большим. Ниже представим типовые размеры, которые встречаются чаще всего.

Начнем с самых маленьких матриц:

  1. 1/3.2″ — матрицы с таким размером являются самыми маленькими. Хуже ничего на рынке быть не может. Видя такой параметр в характеристиках фотоаппарата, покупать его не стоит. Физический размер здесь равен 3,4 х 4,5 квадратных миллиметра, и ни один более-менее достойный фотоаппарат не будет оснащаться столь маленькой матрицей.
  2. 1/2.7″ — этот размер также мал (4 х 5,4 квадратных миллиметра) и встречается только в дешевых камерах.
  3. 1/2.5″ — физический размер матрицы с таким соотношением равен 4,3 х 5,8 кв. мм. Большинство современных «мыльниц» среднего ценового диапазона оснащаются такими сенсорами. Можно сказать, что это стандарт даже для современных беззеркальных и дешевых зеркальных фотоаппаратов.
  4. 1/1.8″ — геометрический размер сенсора равен 5,3 х 7,2 кв. мм. Отсюда начинается категория более-менее достойных фотоаппаратов. Дорогие зеркальные камеры среднего уровня могут оснащаться сенсором с такими геометрическими параметрами. Также и простые небольшие мыльницы могут иметь такие матрицы.
  5. 2/3″ — соотношение, при котором физический размер будет равен 6,6 х 8,8 квадратным миллиметрам. Сенсоры с таким параметром используются в дорогих зеркальных и компактных фотоаппаратах со сменной или несменной оптикой.
  6. 4/3″ — матрицы с таким соотношением применяются исключительно в дорогих камерах. Здесь размер равен 18 х 13,5 кв. мм.
  7. DX, APS-C. Редко размер указывается буквами. Если вы видите такой параметр, то это значит, что матрица в фотоаппарате больше предыдущего формата, и ее размер составляет 24 х 18 мм. Он соответствует полукадру 35 мм. Эти матрицы довольно популярны и часто их можно увидеть в полупрофессиональных фотоаппаратах. Они дешевые в изготовлении, а размер пикселя при этом в них остается большим даже при разрешении 11-12 Мп.
  8. Полнокадровые матрицы. По размеру они соответствуют классическому кадру 35 мм, и их размер составляет 36 х 24 кв. мм. На рынке существует мало фотоаппаратов с такими матрицами. Это профессиональные модели, которые очень дорого стоят. Сами матрицы сложны в производстве, чем и объясняется высокая стоимость фотоаппаратов, созданных на базе этих сенсоров.

Как определить размер матрицы?

Сделать это несложно. Он всегда указывается в технических характеристиках к любой камере. Но это можно даже сделать визуально. Например, цифровые фотоаппараты с матрицами размером 1/2.7″ будут небольшими, легкими. А вот камера с матрицей 1/1.8″ при прочих равных характеристиках будет немного больше и тяжелее.

Размер оказывает влияние на вес и объем камеры, ведь размеры оптики тесно связаны с геометрическими параметрами сенсоров. Профессиональные фотографы могут «на глаз» определить, какой размер матрицы используется в том или ином фотоаппарате.

Шумы

Зернистость на фото — это один из самых распространенных дефектов, который может быть на фото. Если камера имеет небольшую матрицу, то количество света на нее попадает тоже небольшое. Из-за этого при ограниченном свете (например, в помещении) такие камеры делают фотографии с зернистостью (шумами). При равных условиях фотоаппарат с матрицей размером 1/1.8″ сделает фото с меньшим количеством шумов по сравнению с моделью с матрицей 1/2.3″. Конечно, в появлении шумов имеют место также внутренние электрические процессы, дефекты или нагрев матрицы, но это уже не относится к нашей теме.

Заключение

Помните, что фотоаппарат с разрешением 20 Мп и размером матрицы 1/2.3″ сделает фото по качеству хуже, чем камера с разрешение 8 Мп, но матрицей с размером 1/1.8″. Так что дело здесь совсем не в разрешении, которое влияет только на размер изображения. Он то вообще в нынешних условиях не играет роли, ведь в основном люди «заливают» свои фото в социальные сети, где никто не будет открывать их оригинальный размер.

Помните: размером матрицы называется физический реальный размер используемого сенсора, который оказывает наибольшее влияние на качество изображения. Выбирая камеру, в первую очередь обращайте внимание именно на геометрические размеры сенсора, которые всегда указываются в характеристиках. И только затем смотрите на остальные параметры, включая разрешение.

fb.ru

Размер матрицы и что такое кроп фактор — 100dorog.org

 Немного истории.

 

            Совсем недавно были времена, когда в фотоаппаратах и видеокамерах использовали фотопленку, а не светочувствительную матрицу или сенсор. И большинство специалистов говорили, что по качеству никогда не сможет электронный чип заменить пленку. В те времена большинство фотографов использовали фотопленки с форматом кадра 36х24 мм. Стали появляться все больше фотоаппаратов и видеокамер с электронным сенсором внутри и постепенно они вытеснили пленочное оборудование и в любительской и в профессиональной сфере. Сначала такие сенсоры были больших размеров и с малым количеством мегапикселей. Потом количество мегапикселей стало стремительно увеличиваться. Размеры матриц при этом уменьшались. Дошло до того, что матрицы начали помещаться на спичечной головке и при этом иметь больше 10 мегапикселей. Понятно, что качество картинки при этом нельзя назвать удовлетворительным. Матрицы и оптика к ним стали настолько малыми по размеру, что их уже спокойно можно было ставить даже в мобильные телефоны. Мобильные телефоны стали конкурировать с любительскими видеокамерами и на сегодняшний момент практически вытеснили их с рынка. И только благодаря тому, что фотоаппараты имели большие по физическому размеру сенсоры и при этом они тоже могли снимать видео, они не только сохранились на рынке, но и заняли свое достойное место в профессиональном и любительском  фото и видео деле.

 

 

Размеры сенсора.

 

           Иногда приходится видеть в интернете картинки, на которых изображены сравнительные размеры разных матриц. Эти картинки никак не отражают настоящие физические размеры матриц и имеют только относительные размеры. Покупатели начинают думать, что они покупают камеру с большим сенсором, а на самом деле сенсор там стоит «микроскопических» размеров. И как бы ни старались производители, какие бы мощные процессоры они не «запихивали» в камеру, улучшить качество уже не получится. Неминуемо будут возникать шумы, хроматические аберрации, засветка соседних пикселей и другие явления, отрицательно влияющие на качество картинки. Например

Panasonic в своих последних любительских видеокамерах ставил не одну, а сразу три матрицы, каждая из которых принимала свой цвет: красный, синий или зеленый. Потом картинки объединялась в одну, и на изображении не было заметно смещения по цвету. Но физические размеры матрицы в камере Panasonic TM900 всего 3х2 мм каждая, и качество все равно уступает качеству изображения с одноматричных камер, но с большим физическим размером сенсора.

 

 Размеры матриц на картинке изображены с большим увеличением и не соответствуют их реальным размерам.

 

 

             Видимо, чтобы окончательно запутать пользователей и чтобы они не понимали ситуацию, производители стали обозначать размеры светочувствительных сенсоров в дюймах. Только эти дюймы не имеют никакого отношения к настоящим дюймам, которыми измеряют длину. Например, ставшие сейчас популярными матрицы в

1″ — дюйм, применяемые на фотоаппаратах Nikon 1 и Sony RX100 имеют физический размер примерно 13х9 мм. По диагонали такая матрица имеет 16,4 мм (Sony Cybershot DSC-RX100). Для справки: реальный один дюйм равен 2,54 сантиметра.  Или есть такой «экзотический» размер сенсора — 1.5″ (18.7 х 14 mm) – ставится на камеры Canon G1X.

 

 

Реальные размеры наиболее популярных сенсоров представлены на следующей картинке:

 

 

 

 

 

 

Кроп фактор — Crop Factor

 

             Для того, чтобы фотографам как можно более «безболезненно» перейти с пленки на цифровой сенсор, производители стали делать самый крупный сенсор такого же размера как и кадр фотопленки – 24х36 мм. Такой сенсор принято считать полнокадровым или фулл фрейм (Full Frame). Соответственно кроп фактор для него приравняли к единице. Кстати, из-за этого многие ошибочно считают, что раз кроп фактор равен «1», то такую матрицу нужно принимать за эталон качества.

 

             Чем меньше матрица, тем выше будет кроп фактор. Измеряется он в относительных размерах матрицы к размеру 36х24мм. Таким образом, если мы возьмем следующий популярный размер матриц – примерно 25х16 мм, обозначаемый как APS-sensor (APS-C, APS-H  или DX), то кроп фактор для таких матриц будет примерно равен 1,5. Значит физический размер такой матрицы в полтора раза меньше полнокадрового. Сенсоры такого размера ставятся во многие зеркальные и беззеркальные камеры таких производителей как Canon, Nikon и Sony.

 

Panasonic и Olympus применяют в своих аппаратах сенсор обозначаемый как 4/3″. Физические размеры примерно – 17,3х13,0 мм. Кроп фактор равен 2.

 

Дальше идет уже упоминавшийся выше размер матрицы  1″ — кроп-фактор равен 2.7

Сенсор 2/3″  –  кроп фактор = 4

1/1.8″ — кроп фактор примерно равен 5. Сейчас это редкий размер сенсора и тут важно его не перепутать с 1/8. (Сенсор размером 1/8″ — это размер просто «микроскопических» матриц, которые ставят на самые дешевые видеокамеры и в мобильные телефоны).

1/1.7″ (примерно 7,5 х 5,5 мм) = 4,6 crop factor (Canon S100, Olympus XZ-1, Panasonic LX-5)

1/2,3″ соответствует 6,17 x 4,55 мм (1/2,33″ — 6,1 x 4,6 мм) — кроп фактор примерно 6

1/3″

матрица — кроп фактор = 7.2

1/6″ – кроп фактор = 14,7

 

 

             Важно заметить, что к размерам сенсора никаким образом не имеют отношения мегапиксели «втиснутые» в эту матрицу. Чем больше мегапикселей в матрице одинакового размера, тем значит меньше каждый отдельный светоприёмный пиксель. Высокое разрешение иногда достигается методом интерполяции – информацию с одного реального пикселя расписывают на несколько несуществующих и таким способом фиктивно увеличивают мегапиксели матрицы. На мой взгляд, последний способ является прямым обманом покупателей.

 

Пример: возьмем и сравним новый полноразмерный full frame сенсор Nikon D800 с 36,3 мегапикселей и Sony NEX-5N с APS-C сенсором  (23,4×15,6 мм) с 16 мегапикселями. Получаем 16Х1,5 (кроп фактор) = 24 мегапикселя. Значит, если бы мы разместили точно такие же пиксели как в NEX-5N на полноразмерном сенсоре, то они получились бы больше по своему размеру, чем у нового Nikon D800. Слава Богу, последнее время производители одумались и «гонка мегапикселей» уже в прошлом.

 

Очень важно:

             Если взять две камеры с объективами с одинаковым фокусным расстоянием и при этом с разными физическими размерами матриц, то мы получим изображение с разными фокусными расстояниями. Чтобы избежать путаницы, принято значение фокусного расстояния приводить к тому, какое оно было бы для полноразмерной матрицы, тоесть умножать его на кроп фактор данной конкретной матрицы.

Например, мы имеем аппарат с сенсором APS-C (кроп 1,5) и объектив 18-55 мм. Значит в реальности мы получим снимки как если бы мы снимали на полноматричную  (full frame) камеру с объективом 24-82 мм. Получается, что при одинаковых объективах, наиболее широкоугольную картинку мы можем получить только с самой крупной по размеру матрицы.

 

 

 

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям в социальных сетях (кнопки ниже) — 248353

Похожие статьи:

Фото-видео камеры → Светосила объектива

Фото-видео камеры → Какие бывают объективы — широкоугольные и длиннофокусные

Фото-видео камеры → Panasonic GF3 в сравнении с Sony NEX-5

Фото-видео камеры → ГРИП и что такое диафрагма и как она влияет на глубину резкости

Фото-видео камеры → Фотоаппарат для путешествий

100dorog.org

О видиконовских дюймах

© 2015 Vasili-photo.com

Одной из существеннейших характеристик цифрового фотоаппарата является физический размер светочувствительной матрицы, иными словами – её формат. Вместо того чтобы всегда указывать точные размеры сенсора в миллиметрах, например, 36 x 24 мм или 24 x 16 мм, производители фотооборудования предпочитают для краткости использовать устоявшиеся названия, например, FX или DX, предполагая, что пользователь достаточно компетентен, чтобы не смущаться подобными обозначениями. Действительно, редкий фотолюбитель не знает, что FX или Full-frame – это полный кадр, а DX или APS-C – умеренный кроп. Однако когда речь заходит о сенсорах компактных камер, использование тривиальных обозначений может привести к некоторой путанице.

Вы могли заметить, что размер компактных матриц принято указывать в дюймах, например, 1/2.3″, 1/1.7″, 1″, 4/3″ и т.д. Что означают эти цифры? Что за величина здесь измеряется и почему именно в дюймах? Давайте возьмём один из компактных форматов, скажем, 1″, и рассмотрим его поподробнее.

Увидев название «1″» неподготовленный человек, скорее всего, поймёт это именно как «один дюйм», и решит, что, вероятно, либо длина, либо ширина, либо, на худой конец, диагональ сенсора составляет один дюйм, т.е. 25,4 мм. В любом случае, такой сенсор кажется достаточно крупным. Однако из технической характеристики любой фотокамеры формата 1″ следует, что её матрица имеет весьма скромные размеры 12,8 x 9,6 мм. Здесь и не пахнет дюймом. Попробуем вычислить диагональ и получим 16 мм. Это тоже далеко не дюйм. Точнее, это не тот старый добрый имперский дюйм, к которому мы все привыкли.

Всё дело в том, что длину диагонали сенсора компактных камер измеряют в т.н. видиконовских дюймах. Один видиконовский дюйм составляет 2/3 полноразмерного имперского дюйма и равен 17 мм. Таким образом, сенсор формата 1″ с диагональю 16 мм, строго говоря, не дотягивает даже до видиконовского дюйма, но это уже не столь важно. Важно то, что из-за использования «дюймовых» размеров для обозначения форматов компактных матриц, создаётся обманчивое впечатление, будто матрицы эти в полтора раза больше, чем они суть на самом деле.

Откуда же взялись ущербные видиконовские дюймы, и на каком основании производители фототехники используют вводящую в заблуждение номенклатуру? Ответ на этот вопрос неочевиден.

До распространения полупроводниковых светочувствительных матриц, т.е. до начала 90-х гг. XX в. в теле- и видеокамерах использовались передающие телевизионные трубки, преобразующие изображение в видеосигнал. Наиболее известным типом передающей трубки был видикон. Светочувствительным элементом видикона являлась фотопроводящая мишень, располагавшаяся внутри собственно вакуумной трубки. Важнейшей характеристикой видикона являлся внешний диметр трубки, выраженный в дюймах. При этом диагональ рабочей области светочувствительной мишени была в 2/3 раза меньше диаметра трубки. Так, например, наиболее популярными были видиконы размера 1”. Это означает, что внешний диаметр трубки был равен 1 дюйму, т.е. 25,4 мм, в то время как диагональ мишени – 2/3 дюйма, т.е. примерно 17 мм. Это и есть злополучный видиконовский дюйм.

Инерция традиции была столь велика, что даже когда на смену видиконам пришли матрицы на основе ПЗС или КМОП, их размеры по-прежнему продолжали исчислять в видиконовских дюймах, несмотря на то, что никаких вакуумных трубок в современных теле- и видеокамерах нет, и ни о каком диаметре трубки речи уже быть не может. Отсюда видиконовская зараза перекинулась и на цифровые фотоаппараты, даром, что традиционные плёночные фотоаппараты никогда не имели к видиконам ни малейшего отношения. И если сегодня размер матрицы цифровой фотокамеры указан в дюймах, то это говорит нам не столько об истинном размере сенсора, сколько о том, каков был бы внешний диаметр вакуумной трубки, если бы вместо матрицы камера была снабжена видиконом со светочувствительной мишенью соответствующего размера. Сложно представить себе что-нибудь более нелепое, но именно таковы истоки дюймовой номенклатуры фотографических матриц.

В наши дни никто уже не помнит о видиконовских дюймах, и их использование компаниями, производящими малоформатную фотоаппаратуру, можно объяснить только не вполне чистоплотным стремлением скрыть от потребителя истинные размеры компактных матриц.

Спешу заметить, что критика моя относится не к самим матрицам дюймовых форматов, а лишь к вздорной традиции измерять их видиконовскими дюймами, которые достаточно легко спутать с дюймами настоящими. Тем не менее, маленькие матрицы вполне имеют право на существование, коль скоро габариты или ценовая ниша устройства не позволяют снабдить его полнокадровой или хотя бы APS-С матрицей. Форматы 1” и 4/3” (кроп-фактор 2,7 и 2 соответственно) с успехом используются в беззеркальных фотокамерах и зачастую представляют собой разумный компромисс, позволяющий совместить относительно компактные размеры камеры и вполне приемлемое качество изображения.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!


  Дата публикации: 29.06.2015

Вернуться к разделу «Матчасть»

Перейти к полному списку статей


Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

Физический размер матрицы фотоаппарата

Так как матрица (фотосенсор) состоит из множества пикселей, то физический размер матрицы фотоаппарата зависит от размеров самого пикселя и их количества, то-есть от разрешения матрицы. А вот размер пикселя зависит от того, какую чувствительность от него требуют. Ведь чем больше размер пикселя, тем больше света он соберет и тем больше будет его светочувствительность и отношение сигнал-шум. Получается, что на больших по размеру фотосенсорах меньше шума и больше светочувствительность, поэтому и такая разница в цене.

Влияние на кроп-фактор и ГРИП

Разные размеры фотосенсора определяют и значение кроп-фактора. Числовое значение кроп фактора получается из отношения диагонали кадра 35 миллиметровой пленки к диагонали матрицы. Чем меньше матрица, тем меньше её диагональ и значит кроп-фактор больше. Значение кроп-фактора влияет на эквивалентное фокусное расстояние, а ЭФК в свою очередь влияет на ГРИП.

Вляние физической величины матрицы на ГРИП происходит по законам оптики. При проведении опыта брали три фотоаппарата и делали снимки при полностью одинаковых настройках, но с тремя разными по размеру фотосенсорами.

И в итоге ГРИП (резкость предметов на разном удалении от фотокамеры) был больше у фотоаппарата с наименьшей матрицей, то есть все предметы были в резкости. А у фотоаппарата с большими матрицами ГРИП был меньше.

Это важно когда вы делаете снимки с размытым фоном. Если на вашей фотокамере фотоэлемент с маленькой диагональю, то будет тяжело получить размытый фон на снимке.

Обозначение матриц

Обозначают размер фотосенсора обычно как дробь дюйма. Например, 1/1.8 дюйма. Такое значение больше реальной диагонали матрицы, для которой это обозначение применяется.

Это обозначение прижилось еще в 50-х годах прошлого века. Тогда это значение применялось для обозначения размера передающей трубки (круглой), которая называлась «видикон». С тех пор и называются эти дюймы — «видиконовские». Тогда было установлено, что полезное изображение по диагонали примерно равно 2/3 диаметра трубки. Потому что прямоугольное изображение помещалось в кругу передающей трубки.



Внешний вид видикона и определение диагонали

Так до сих пор и считается, что реальный размер диагонали матрицы примерно равен 2/3 от значения типоразмера выраженного в дроби дюймов (видиконовских).

Применяются таблицы соответствия значения в дюймах и соотношения сторон фотосенсора в миллиметрах.

Размер в «видиконовых дюймах»Диагональ в мм.Ширина в мм.Высота в мм.Площадь матрицы мм2
1/6″2.671.971.472.90
1/4″4.002.952.216.53
1/3.6″4.443.282.468.06
1/3.2″5.003.692.7710.20
1/3″5.333.932.9511.60
1/2.7″5.934.373.2814.32
1/2″8.005.904.4226.10
1/1.8″8.896.554.9232.22
1/1.7″9.416.945.2136.13
2/3″10.677.875.9046.40
1″16.0011.808.85104.40
4/3″21.3315.7311.80185.60

Размеры матрицы могут быть указаны в спецификации как диагональ в дюймах, или можно воспользоваться значением кроп-фактора для определения диагонали, а для нахождения кроп-фактора используйте значение фокусного расстояния.

Узнать величину фотосенсора можно по коэффициенту (кроп-фактор), который показывает во сколько раз диагональ матрицы меньше диагонали кадра пленки в 35 мм. А вот для вычисления этого коэффициента можно использовать значения фокусного расстояния и эквивалентного фокусного расстояния (ЭФР). Обычно они обозначаются как две пары чисел (фокусное расстояние должно быть написано на объективе), например, F=18-55 мм. Эквивалентное фокусное расстояние так же обозначается парой чисел Feq=28-84 мм. Теперь берем соответствующие числа и делим, например, 28/18 или 84/55. В результате получим коэффициент, который мы и искали (кроп-фактор), равным 1,53. И можно воспользоваться таблицей для определения физического размера фотоэлемента. Получим, что на фотокамере используется матрица APS 23х15 мм.

Эти отношения площади различных по размеру фотосенсоров (смотрите рисунок) могут примерно показать вам, насколько реальная чувствительность будет различаться у разных фотокамер, какие будут шумы, где и почему большие габариты фотоаппарата.

Чем больше размер сенсора, тем должна быть и больше оптика для обслуживания такой матрицы, поэтому фотоаппараты с большим фотосенсором и сами по размеру больше.

Откуда берутся шумы на снимках и как их уменьшить.

Как можно почистить фотосенсор в зеркальном фотоаппарате.

Строение матрицы фотокамеры и её характеристики.

vybrat-tekhniku.ru

Компактные фотоаппараты с большой матрицей / Гид покупателя

Большая матрица позволяет добиться высочайшей детализации, получить качественные кадры при недостаточном освещении, обеспечивает широкий динамический диапазон, возможность работать с боке. Поэтому все системные фотоаппараты (и зеркалки, и беззеркалки) оснащаются матрицами формата 1 дюйм и более. Однако они подразумевают покупку объективов, вспышек и другого оборудования.

Альтернативный вариант — современные компактные фотоаппараты. Многие из них имеют крупные сенсоры, которые могут давать яркую и резкую картинку даже в условиях слабого освещения. Как выбрать компакт с большой матрицей? Мы подготовили подборку актуальных моделей 2017 года.

Canon PowerShot G9 X Mark II

Бюджетные фотоаппараты с большими матрицами — редкий класс фототехники, ведь чем больше сенсор, тем дороже камера. Обычно в компакты устанавливают дюймовые сенсоры. Они не так велики, но могут обеспечивать отличное качество снимков. Один из самых доступных фотоаппаратов с дюймовой матрицей — Canon PowerShot G9 X Mark II. В нём установлен 20-Мп CMOS-датчик.

Купить Canon PowerShot G9 X Mark II

Объектив обладает большой светосилой (F2 в широкоугольном положении) и трёхкратным оптическим зумом. В широкоугольном положении угол его обзора эквивалентен 28 мм на полнокадровых аппаратах, и этого достаточно для большинства задач. Такой угол обзора приблизительно равен углу обзора объективов смартфонов.

Экран сенсорный (можно фокусироваться и снимать одним касанием), но не поворотный. Впрочем, если вы не блогер и не увлекаетесь селфи, это не станет минусом.

Встроенный оптический стабилизатор эффективностью в 3,5 ступени экспозиции убережёт от смазанных кадров, а шустрый автофокус и быстрая серийная съёмка (8,2 кадра в секунду) позволят использовать камеру даже в динамичной репортажной съёмке.

Canon PowerShot G9 X Mark II / 10.2-30.6 mm УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/100 с

Управление удобное, здесь реализованы все привычные автоматические и полуавтоматические режимы, ручной режим. В условные недостатки запишем отсутствие видоискателя. Однако экран неплохо справляется даже со съёмкой при ярком дневном свете. Плюс видоискатель увеличил бы габариты камеры. Её размер — 98×58×31 мм, вес — всего 206 граммов!

Canon PowerShot G9 X Mark II отлично подойдёт в качестве камеры на каждый день, а возможность зарядки батареи от USB позволит не носить с собой отдельное зарядное устройство. Как и у всех компактов, батарея Canon PowerShot G9 X Mark II садится довольно быстро: на одном заряде получится сделать порядка 235 кадров в обычном и 355 в экорежиме.

Видеовозможности стандартные: Full HD с частотой до 60 кадров в секунду. Ролики записываются только в автоматическом режиме.

С помощью Wi-Fi с поддержкой NFC и Bluetooth аппарат соединяется со смартфоном, беспроводным принтером и облачным хранилищем CANON iMAGE GATEWAY.

Canon PowerShot G9 X Mark II можно смело рекомендовать как доступный и универсальный компакт с большой матрицей.

Canon PowerShot G7 X Mark II

Canon PowerShot G7 X Mark II — более продвинутая модель. Тут тоже используется дюймовый CMOS-сенсор на 20 Мп.

Купить Canon PowerShot G7X Mark II

Камера оснащена наклонным сенсорным дисплеем, который поворачивается даже в селфи-позицию.

Здесь есть необходимые автоматические функции, а в распоряжении продвинутого фотографа — ручные настройки.

Canon PowerShot G7 X Mark II / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/100 с

Ещё одно достоинство — широкоугольный светосильный объектив с 4,2-кратным зумом. В широкоугольном положении он даёт угол обзора, эквивалентный 24 мм, и имеет светосилу F1.8, а на максимальном зуме перед нами 100-мм объектив со светосилой F2.8. Встроенный нейтрально-серый фильтр ограничивает поток света, проходящий через объектив во время съёмки при ярком солнце и при работе с длинными выдержками.

Кроме того, объектив оснащён эффективной системой стабилизации изображения (до 4 ступеней экспозиции), которая пригодится во время съёмки при слабом освещении и видеозаписи.

По габаритам аппарат чуть толще и тяжелее Canon PowerShot G9 X Mark II: размер — 105,5×60,9×42 мм, вес — 319 граммов.

Аппарат позволяет снимать со скоростью 8 кадров в секунду, автофокус быстр и цепок.

Canon PowerShot G7 X Mark II УСТАНОВКИ: ISO 125, F3.2, 1/200 с

Есть Wi-Fi с поддержкой NFC и Bluetooth, доступна удалённая съёмка. Камеру можно подключить к другому фотоаппарату для обмена снимками, к беспроводному принтеру, ПК, облачному хранилищу.

Видео записывается в формате Full HD с частотой 60 кадров в секунду. Доступны все ручные настройки экспозиции и баланса белого.

Canon PowerShot G7 X Mark II предоставляет максимум функций, поворотный экран, прекрасный светосильный объектив с разумной кратностью зума в компактном корпусе за относительно небольшие деньги. Камера порадует начинающего фотографа, блогера и даже профессионала, ищущего вторую камеру.

Canon PowerShot G3 X

Перед нами компакт с большой матрицей и зумом. Правда, компактом его можно назвать лишь условно. Такова классификация: раз на фотоаппарате установлен несъёмный объектив, значит это компакт. Canon PowerShot G3 X не из тех камер, которые способны потеряться в кармане. Она весит 745 граммов из-за универсального 25-кратного зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 24–600 мм (экв.).

Купить Canon PowerShot G3 X

На минимальном фокусном расстоянии это широкоугольник, который может запечатлеть пейзаж, сделать групповое фото или селфи с близкого расстояния. На максимальном фокусном это супертелеобъектив, способный показать крупным планом даже очень удалённые и мелкие предметы. Светосила для объектива такого класса тоже неплохая: от F2.8 на коротком конце до F5.6 при максимальном зуме. Эффективная оптическая стабилизация особенно важна при съёмке на больших фокусных расстояниях. Встроенный «стаб» гасит колебания камеры и экономит до 3,5 ступеней экспозиции.

Съёмка на минимальном зуме, широкий угол обзора

Canon PowerShot G3 X / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 125, F4, 1/1250 с

Съёмка с той же позиции на максимальном зуме, деталь здания крупным планом

Canon PowerShot G3 X УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/1000 с

Благодаря большому фокусному расстоянию, можно добиться красивого боке.

Canon PowerShot G3 X / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/200 с

Canon PowerShot G3 X оснащён 20,2-Мп CMOS-сенсором.

Canon PowerShot G3 X / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/500 с

Наклонный сенсорный дисплей позволяет делать кадры в одно касание с нестандартных ракурсов. Жаль только, что он не поворачивается в селфи-позицию.

Canon PowerShot G3 X легко спутать с системной камерой. Он имеет ухватистую рукоятку, как у зеркалок. В ней размещена батарея. Её ресурса хватит на 335 кадров. Неплохой показатель автономности для этого класса камер!

Эргономика на высоте. Камера подойдёт как продвинутому фотографу, так и новичку. В отличие от предыдущих компактов, у Canon PowerShot G3 X есть горячий башмак, в который можно установить не только мощную внешнюю вспышку, но и электронный видоискатель (приобретается отдельно), который будет удобен при съёмке на ярком солнце.

Есть модуль Wi-Fi с поддержкой NFC и Bluetooth.

Canon PowerShot G3 X / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 125, F3.2, 1/30 с Canon PowerShot G3 X / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/60 с

Аппарат записывает видео в разрешении Full HD с частотой до 60 кадров в секунду. Поддерживается внесение ручных настроек при видеозаписи. Кстати, здесь имеется не только микрофонный вход, но и выход на наушники. Не хватает только 4К и «плоских» профилей для облегчения постобработки.

Canon PowerShot G3 X — находка для тех, кому нужен мегазум с большой матрицей (необязательно компактный).

Sony Cyber-shot DSC-RX100 II

Компания Sony первой начала производить компактные камеры с большой матрицей. Серия RX-100 на сегодня насчитывает 5 фотоаппаратов. Sony Cyber-shot DSC-RX100 II не новинка, однако она вполне актуальна в 2017 году, производитель выпускает её параллельно с более новыми моделями, ведь она предлагает отличные возможности за относительно небольшие деньги.

Купить Sony Cyber-shot DSC-RX100 II

Как и во все компакты этой серии, в RX100 II установлена дюймовая 20,9-Мп матрица. Корпус металлический. Вес — 281 грамм. При сложенном объективе аппарат легко поместится в кармане.

Камера оснащена 3,6-кратным зумом с диапазоном фокусных расстояний 28–100 мм (экв.). То есть перед нами умеренный широкоугольник на минимальном зуме и неплохой телеобъектив, которым можно снимать на большой дистанции при максимальном зуме. На минимальном фокусном расстоянии объектив имеет завидную светосилу — F1.8. При зумировании она снижается вплоть до F4.9. Недостаток светосилы на большом зуме легко компенсируется эффективной оптической стабилизацией SteadyShot.

Максимальный угол обзора объектива

DSC-RX100M2 УСТАНОВКИ: ISO 160, F5, 1/30 с, 28.0 мм экв.

Кадр сделан на максимальном фокусном расстоянии.

DSC-RX100M2 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.9, 1/125 с, 100.0 мм экв.

Аппарат уверенно фокусируется даже при слабом освещении, а скорость серийной съёмки достигает 10 кадров в секунду.

Поворотный 3-дюймовый экран обеспечивает свободу в выборе точки съёмки. Повернуть его в положение для съёмки автопортретов не получится. Кстати, экран имеет очень высокое разрешение — 1228800 точек.

Среди прочих аппаратов серии Sony Cyber-shot DSC-RX100 II выделяет наличие мультиинтерфейсного разъёма, в который можно установить как мощные системные вспышки, так и дополнительные аксессуары (например, внешний микрофон).

Тут есть и полностью автоматический режим, и множество сюжетных программ, и ручной, и полуавтоматический режимы.

Возможности записи видео тоже на уровне: Full HD с частотой до 60 кадров в секунду.

Все беспроводные функции на месте. Благодаря Wi-Fi с поддержкой NFC, можно производить удалённую съёмку или скачивать изображения на мобильное устройство. Sony Cyber-shot DSC-RX100 II порадует фотографа прекрасным качеством фото и надёжной сборкой. Хороший баланс цены и возможностей делает её очень привлекательным приобретением!

Sony DSC-RX10 III

К компактным аппаратам Sony DSC-RX10 III можно отнести лишь формально. В распоряжении фотографа 25-кратный зум с фокусными расстояниями 24–600 мм (экв.), разработанный в сотрудничестве с Carl Zeiss. Радует и его светосила: F2.4 на минимальном фокусном и F4 на максимальном. Оптическая стабилизация работает эффективно, позволяя сэкономить целых 4,5 ступени экспозиции!

В сердце камеры — дюймовый сенсор EXMOR R с разрешением 20,2 Мп.

Купить Sony DSC-RX10 III

Съёмка на минимальном фокусном расстоянии

DSC-RX10M3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Фото, сделанное с той же точки, на максимальном фокусном расстоянии

DSC-RX10M3 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/250 с, 600.0 мм экв.

Камера заряжена на уровне топовых зеркалок: продуманная эргономика, удобный хват, все режимы от авто до ручного, полезные функции типа брекетинга экспозиции. По скорости серийной съёмки она превосходит большинство зеркальных камер — 14 кадров в секунду! В режиме электронного затвора доступны сверхкороткие выдержки вплоть до 1/32000 с, которые позволят «остановить» даже самое быстрое движение. Есть наклонный дисплей разрешением 1228800 точек, качественный электронный видоискатель.

Sony DSC-RX10 III предоставляет уникальные в своём классе видеовозможности. Камера записывает видео в разрешении 4К при частоте 30 кадров в секунду. Аппарат готов и к профессиональному применению: в распоряжении пользователя S-Gamut/S-Log2, функция «Зебра», прямой вывод через HDMI, временной код/информационный бит, отображение данных гаммы, управление записью, режим двойной записи, маркер. Мультиинтерфейсный разъём позволяет установить внешний микрофон, видеосвет или фотовспышку. Доступна съёмка с эффектом замедления времени. В формате HD поддерживается съёмка со скоростью 960 кадров в секунду, а в Full HD — 280 кадров в секунду.

Ценник может показаться чрезмерно высоким. Но много ли на рынке камер, способных записывать 4К-видео с профилем S-Log и имеющих все профессиональные возможности, да ещё и с 25-кратным светосильным зумом в комплекте? Получается, что Sony DSC-RX10 III — вполне бюджетное решение, например, для тележурналиста. Кстати, можно немного сэкономить, выбрав модель Sony DSC-RX10 II. Она отличается меньшей кратностью зума.

DSC-RX10M3 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/250 с, 361.0 мм экв.

Фотоаппараты с ультразумом и большой матрицей — довольно распространённый класс фототехники, но если вам нужен мощнейший инструмент для записи видео, обратите внимание на Sony DSC-RX10 III.

Sony Cyber-shot DSC-RX100M5

Перед нами самая актуальная компактная фотокамера с большой матрицей в серии аппаратов RX100. В ней реализованы лучшие наработки, а также есть возможность записи 4К-видео. Корпус металлический, весит 299 граммов.

Здесь установлена дюймовая 20,5-Мп матрица с обратной засветкой (BSI CMOS), что обеспечивает ещё более высокое качество снимков при высокой светочувствительности.

Купить Sony Cyber-shot DSC-RX100M5

Диапазон фокусных расстояний составляет 24–70 мм (экв.). Светосила объектива на минимальном фокусном расстоянии — F1.8, а на максимальном — F2.8. Широкий угол обзора позволит снимать красивые пейзажи, фотографировать в тесных помещениях и делать отличные групповые фото.

На верхней панели спрятаны удобная встроенная вспышка и видоискатель.

Экран не сенсорный, но имеет удобную наклонную конструкцию. Его можно повернуть и в селфи-позицию.

В авторежиме камерой может пользоваться даже новичок, но она имеет огромный потенциал. Sony Cyber-shot DSC-RX100M5 получила более совершенную систему гибридной фокусировки с 325 точками фокусировки.

Скорость серийной съёмки — 25 кадров в секунду. Такая скорость недоступна зеркальным фотоаппаратам. Благодаря большому буферу, камера может «стрелять» длинными очередями.

Камера записывает видео в 4К-разрешении (частота 30 кадров в секунду) в профилях S-Log2 и S-Log3. В ней реализованы все вспомогательные функции («Зебра», таймкод, раздельная запись видео). На сегодня Sony Cyber-shot DSC-RX100M5 — одна из самых доступных камер, предлагающих возможности видеозаписи такого уровня.

Есть у камеры и несколько ограничений. Первое — относительно непродолжительная работа от батареи. В среднем одного аккумулятора хватает на 220 кадров или 110 минут записи видео. Второе — при длительной записи 4К-видео возможны перегревы. Однако эти проблемы легко решить, взяв с собой дополнительные батареи и давая аппарату немного отдохнуть между записью видеороликов.

Аппарат подойдёт всем, кому нужен компактный гаджет с профессиональными возможностями. Он может играть роль «записной книжки» фотографа, плюс это совершенный инструмент видеоблогера.

Sony Cyber-shot DSC-RX1RM2

Размер матрицы этой камеры равен кадру фотоплёнки, матрицы таких же размеров ставятся в топовые зеркальные и беззеркальные камеры. Sony — единственный производитель, который даёт возможность делать полнокадровые кадры компактом.

Купить Sony Cyber-shot DSC-RX1RM2

Для сравнения: матрица Sony Cyber-shot DSC-RX1RM2…

… и Sony Cyber-shot DSC-RX100 II.

Габариты — 113,3×65,4×72,0 мм, вес — 480 граммов. Аппарат оснащён 42,3-Мп CMOS-матрицей с обратной засветкой.

Здесь установлен фикс-объектив с фокусным расстоянием 35 мм и светосилой F2.

На матрице есть 399 датчиков фазовой фокусировки, которые обеспечивают быструю и точную наводку на резкость. Скорость серийной съёмки не столь высока и составляет 5 кадров в секунду.

У камеры продуманная эргономика, наклонный дисплей и удобный электронный видоискатель.

Через мультиинтерфейсный разъём к Sony Cyber-shot DSC-RX1RM2 подключается внешняя вспышка (встроенной нет) или другой аксессуар.

Конечно, не каждый сможет позволить себе такой премиальный компакт с большой матрицей. Однако если вы хотите иметь только самое лучшее, то выбор очевиден!

Если компания Canon делает ставку на компакты с дюймовой матрицей, то Fujifilm идут дальше и предлагают покупателю аппараты с матрицей формата APS-C. Она больше, поэтому обеспечивает лучшее качество изображения, более уверенную работу при слабом освещении. Впрочем, до Sony Cyber-shot DSC-RX1RM2 им все равно далековато…

Большая матрица влечёт за собой увеличение объектива. Чтобы сохранить компактность конструкции, инженерам пришлось оснастить камеры объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Где-то мы это уже видели, да?

Fujifilm X70

Не верится, что внутри этого малыша очень крупная матрица! Производитель постарался отсечь все необязательные опции. Следствие — впечатляющая компактность и относительно доступная цена. Здесь традиционный для Fujifilm ретродизайн, металлический корпус. Габариты — 112,5×64,4×44,4 мм, вес — 340 граммов. Fujifilm X70 оснащена широкоугольным фикс-объективом с фокусным расстоянием 18,5 мм (28 мм в экв.). Светосила F2.8 для фикса невелика, зато он очень лёгок.

Купить Fujifilm X70

Дисплей наклонный, сенсорный, его можно повернуть в позицию для селфи.

А вот снимать отдалённые объекты затруднительно: в распоряжении фотографа лишь трёхкратный цифровой зум. Отметим отсутствие оптической стабилизации объектива.

В камере установлен фирменный сенсор X-Trans CMOS II разрешением 16,3 Мп. Конёк камер Fujifilm — продвинутая работа с цветом.

Fujifilm X70 располагает всеми ручными настройками и фирменным автоматическим режимом Advanced SR AUTO, который распознаёт тип снимаемого сюжета и настраивает все параметры.

Модель имеет стандартный набор беспроводных возможностей: по Wi-Fi можно подключиться к мобильному устройству и передать на него снимки, снимать на расстоянии. Из дополнительных возможностей — печать фото на беспроводном принтере, автосохранение снимков на ПК, съёмка фото с геотегами посредством GPS-приёмника в смартфоне или планшете.

Возможности записи сюрпризов не сулят: Full HD с частотой до 60 кадров в секунду. Не помешала бы поддержка 4K-формата, ведь Fujifilm X70 потенциально будет интересен блогерам: хороший цвет фото и видео без обработки, удобный экран, потрясающая компактность.

Итак, это стильный и компактный фотоаппарат, способный обеспечить отличное качество фото благодаря большой матрице. Но функциональность камеры ограничена фикс-объективом. Однако она компактна и имеет относительно доступный ценник.

Fujifilm X100F

Fujifilm X100F — новая камера линейки. Её предшественники: X100, X100S и актуальная по сей день X100S. Перед нами премиальный компакт с большой матрицей. Камера привлекает взгляд своим ретродизайном.

Купить Fujifilm X100F

Вряд ли все достоинства X100F оценят начинающие фотографы, хотя и они вполне справятся с управлением ею. Серия ориентирована на любителей плёночных дальномерных фотоаппаратов. Камера позволяет применять к фото и видео уникальные плёночные цветовые профили.

Здесь установлен уникальный гибридный видоискатель. Он может работать в режиме оптического или электронного видоискателя. Электронный видоискатель показывает картинку с той же яркостью и цветами, какие будут на фото, но в условиях слабого освещения может давать цифровой шум; оптический обеспечивает яркую и чёткую картинку в любых условиях, но правильность экспозиции и баланса белого по нему отследить нельзя.

Объектив без зума, его фокусное расстояние 35 мм (экв.). Он не обеспечивает привычного широкого угла обзора, зато передаёт перспективу почти так же, как человеческий глаз. Оптической стабилизации нет. Светосила составляет F2, поэтому можно рассчитывать не только на уверенную работу при слабом освещении, но и на красивое размытие фона.

Из-за большой матрицы и продвинутого видоискателя вес камеры равен 469 граммам, габариты — 127×75×52 мм. Экран не поворотный и не сенсорный.

Что же нового в X100F по сравнению с предыдущими моделями сотой серии? Матрица X-Trans CMOS III разрешением 24 Мп и система гибридной фокусировки. На матрице расположены 49 датчиков фазовой детекции, а всего точек фокусировки 325! Для оперативного выбора нужной точки фокусировки есть джойстик.

Камера позволяет записывать видео в разрешении Full HD с частотой 60 кадров в секунду.

Цена соответствует премиальному статусу. Но если вы любите красивые и качественные вещи, Fujifilm X100F — отличный выбор!

prophotos.ru

Таблица характеристик матриц цифровых фотоаппаратов

От редакции сайта Vt-tech.eu

Автор данной статьи — Владимир Медведев. Статья была опубликована на личном сайте автора по адресу:
vladimirmedvedev.com/dpi.html
Однако, автор решил полностью переделать сайт и статья пропала.
Статья очень хорошо и доступно раскрывает тему дифракции при высоких значениях диафрагмы, поэтому редакция сайта Vt-Tech никак не могла пройти мимо. Мы извлекли статью из архивов кэширующих сайтов и выложили здесь.

При экспорте статьи немного пострадали картинки: не все изображения из первоначальной статьи доступны.

Надеемся, что автор статьи не будет возражать против размещения её здесь.

Кто здесь

Эту таблицу я сделал уже много лет назад, для наглядного сравнения цифровых фотоаппаратов. В те годы было много путаницы даже с понятием «кропа» и «полного формата», не говоря уже про компактные и среднеформатные аппараты. Скудная информация была разбросана по многочисленным сайтам производителей фототехники, и сравнить камеры наглядно было практически невозможно. Всё это вводило в заблуждение многих фотолюбителей, разжигая яростные споры на профильных форумах.

Чтобы как-то упорядочить ситуацию и привести к одному знаменателю любые камеры — от мыльниц до среднеформатных камер, я решил использовать понятие плотности пикселей — DPI (хотя, возможно, будет правильней сказать ppi). Почему я выбрал именно этот параметр, который раньше нигде не использовался для этого? Просто потому, что имевшаяся в открытом доступе информация, позволяла рассчитывать его идеально точно, без погрешностей. Зная длину и ширину матрицы, а также количество пикселей, я мог без труда, абсолютно точно рассчитать их плотность. В качестве бонуса, понятие плотности пикселей, позволило сравнить матрицу любого размера с разрешением сканов с плёнки (DPI цифрового фотоаппарата и установленное DPI во время сканирования — по сути, одно и то же).

Удобная в использовании, наглядная таблица, позволила двигаться дальше, по пути познания технических характеристик матриц, и, со временем, обросла массой дополнительных «полезностей». Сегодня в таблице собраны самые разные параметры, имеющие отношение к матрицам цифровых фотоаппаратов. Это и размер пикселя, и точный кроп-фактор, и площадь матрицы, и дифракционное ограничение диафрагмы. С помощью этой таблицы можно легко отслеживать тренды развития фототехники, прогнозировать грядущие изменения или просто выбирать камеру.

Разобраться в многочисленных параметрах таблицы сходу не так просто. Помочь фотографу в этом должны специальные статьи, сопровождающие таблицу, раскрывающие её особый смысл.

Приятного чтения!

Часть первая. Увеличивает ли кроп-фактор способность объективов «приближать»?

Поскольку я занимаюсь фотографией дикой природы, часто бывает просто невозможно подойти ближе к объекту съёмки (из-за риска испугать животное или птицу). И тут во всесь рост встаёт проблема нехватки фокусного расстояния объективов (говоря простым языком — способности оптики «приближать удалённые объекты»). На заре цифровой фотографии, было крайне распространено мнение, что камеры с «кропнутой» матрицей увеличивают фокусное расстояние объективов в кроп раз. Тут я постараюсь объяснить, почему неправильно так думать.

Сейчас у меня есть две камеры. Одна полноформатная — Canon EOS 5D Mark II, вторая с кроп-фактором 1,6х — Canon EOS 20D. Кроп-фактор 1,6, означает, что диагональ матрицы 20D в 1,6 раза меньше, чем диагональ матрицы 5D MarK II. 43mm разделить на 27mm равно 1,6.

С кроп-фактором разобрались. Матрица уменьшилась. Но оптика то осталась прежней. Объектив, например, 300мм подходит как к 20D, так и к 5D Mark II. Что будет, если один и тот же кадр снять на 5D Mk II и на 20D? Самая наглядная и точная метафора — взять большой напечатанный кадр, и вырезать из него середину ножницами. Какая разница, резать матрицу или уже готовый кадр? Вот так:

Конечно, на вырезанном кадре птица выглядит крупнее. Часто, начинающими фотографами, это свойство кропа ошибочно воспринимается как плюс. Но на самом деле, плюсом вовсе не является. Зачем спешить, и «вырезать кадр» до съёмки? А если птица подлетит ближе, или нам захочется вырезать не середину, а край снимка? На полноформатной матрице мы можем резать как угодно, а можем вообще не резать. А вот кроп вариантов уже не оставляет. Вылезшие за край кадра крылья уже не вернуть, и потенциально хороший снимок отправляется в корзину.


примеры основных кроп-факторов: 1.3х, 1.6х и 2х

Спорить, что лучше, кроп или полный формат я тут не стану. Кроп может быть дешевле или быстрее. Тут у каждого своё решение. Вместо ненужных споров, предлагаю ответить на вопрос, какая характеристика камеры может по-настоящему способствовать качественному приближению? И ответ прост — плотность пикселей (столбик dpi в таблице). Для того, чтобы понять, почему это так, давайте рассмотрим ещё один пример из жизни. В этот раз, для удобства, возьмём две полноформатные камеры — 5D и 5D Mark II. Особо подчеркну, что для конечного результата совершенно не важно, полный формат у нас или кроп, тут играет роль только один параметр — плотность пикселей. У 5D это 3101 dpi, у 5D Mark II — 3955 dpi.

Представьте сафари: яркий солнечный день, низкая чувствительность ISO, отличная оптика. И вдруг мы видим дикого леопарда в 100 метрах от нас. Делаем снимок, и зверь скрывается. 100 метров — это далеко. Для того, чтобы кадр хорошо смотрелся, нам волей-неволей придётся сильно кадрировать, оставив 1/10 от полного кадра (для простоты подсчёта). Математика подсказывает, что кадр с камеры 5D (12мп) после кадрирования будет состоять из 1,2мп (12 разделить на 10), что очень мало и не годится для качественной печати. А вот снимок с 5D MII (21мп) будет состоять из 2,1 мп, что уже значительно лучше! И я ещё раз хочу подчеркнуть — совершенно не важно, кроп у нас, или полный формат. 20D, у которой плотность 3955dpi (как и у 5D Mark II), аналогичный кадр, в тех-же самых условиях, тоже состоял бы из 2,1 мп. Несмотря на то, что матрица там всего 8 мегапикселей. Тут играет роль только плотность пикселей.

Леопарда снять одновременно с двух камер не представляется возможным, поэтому я попробовал тест попроще, чтобы наглядно показать разницу от плотности пикселей. Два тестовых кадра, были сняты со штатива, с одинакового расстояния, с одинаковой оптики, с одинаковым фокусным расстоянием:


полный кадр выглядел так


при очень сильном приближении становится видна разница

Это не сравнение 450D против 1D Mark III. Это сравнение 3514 dpi против 4888 dpi. В этих условиях, аналогичный результат будет на любой другой паре камер с подобной плотностью пикселей. Просто когда я писал статью, у меня были именно эти две камеры, вот и всё.
Ps:

  1. Тесты проводились в хороших условиях, и рассматривались под большим увеличением. В реальной жизни, скорее всего, разница будет заметна ещё меньше. Стоит оно того или нет, решать только вам.
  2. Разумеется, качество 21 мегапикселя 5D Mark II, в сравнении с 12 мегапикселями 5D, будет заметно не только при сильном кадрировании. Надеюсь, это и так всем понятно.

Часть вторая. Меньше пиксель — больше шум

Из первой части можно сделать вывод — давайте наращивать плотность пикселей, что бы картинка была лучше. Но не всё так просто. Чем больше плотность пикселей, тем меньше площадь каждого конкретного пикселя (такой столбик тоже есть в таблице). Чем меньше площадь пикселя, тем меньше фотонов света он улавливает. Фотоны — это полезный сигнал. Чем их меньше, тем хуже соотношение сигнал/шум, тем хуже чувствительность камеры.

Скажу просто — камеры, которые мне приходилось тестировать, с размером пикселя менее 6 микрон, имеют плохую чувствительность и более высокий шум. Это моё мнение, мой опыт. Пока что никаких исключений в этом правиле я не видел. Возможно, когда-нибудь, технологии позволят делать новые камеры более чувствительными, но пока так. Возникает вопрос, что выбрать? Плотность пикселей или чувствительность? Тут всем придётся искать свой собственный ответ. Кому интересно моё мнение, смотрите следующие два абзаца, но… никому его не навязываю. 🙂

Я проанализировал свои снимки, за последние несколько лет, размышляя, может ли большая плотность пикселей увеличить качество моих снимков. Результат оказался очень неожиданным: снимков, качество которых можно улучшить за счёт плотности пикселей, оказалось крайне мало. Помимо моих кривых рук, виной тому стали многие естественные факторы — шумы, шевелёнка, качество оптики, «воздух», не точный АФ и пр. Причём, 90% снимков, которые можно было бы улучшить повышенной плотностью пикселей, в улучшении и не нуждались — все они и так обладали достаточным качеством.

Показательно, что большая часть некачественных фотографий страдала из-за недостатка чувствительности. Шевелёнка и шумы мне, как фотографу дикой природы, сейчас мешают гораздо сильнее. 16-25 мегапикселей на полном формате — мой идеал на сегодняшний день.

Также не стоит забывать про ДД — динамический диапазон, который очень тесно связан с шумами, т.к. они ограничивают его в тенях. Меньше пиксель — меньше и ДД. Выводы тут каждый сам для себя сделает. А тех, кому важнее окажется плотность пикселей, я хочу предупредить об ещё одном коварном враге, который будет вечно подстерегать Вас, и от которого Вам не скрыться. По крайней мере в этой Вселенной. Это дифракция…

Часть третья. Дифракция в фотографии. Теория

Для этой части моей статьи все рисунки взяты из
замечательного учебного пособия про дифракцию:
Tutorials: difraction & photography. Очень рекомендую
его всем, кто хочет глубоко разобраться в этой теме.

В этой части матрица ни причём, а отдуваться всё равно приходится. За физику. Какое отношение имеет дифракция к матрице цифрового фотоаппарата? Никакого. Но давайте рассмотрим, что же мы имеем ввиду под словом дифракция, когда говорим о головной боли фотографов?

Если не вдаваться в подробности, то дифракция — это физическое явление, которое мешает нам сильно закрывать диафрагму, снижая качество получаемого изображения.

Если рассмотреть причины дифракции, то мы увидим, что появляется она при прохождении света через диафрагму. После прохождения диафрагмы, лучи идут уже не столь прямо, как нам хотелось бы, а немного «расслаиваются», расходятся в стороны. В результате каждый лучик образует на поверхности матрицы не просто точку, а «кружок и круги по воде» — дифракционные кольца, или, как это ещё называют диск Эри (по фамилии учёного, английского астронома — George Biddell Airy):


Разумеется, что, в отличие от хорошо сфокусированной точки, подобные диски могут залезть на соседние пиксели, если те расположены достаточно плотно. А когда они лезут на соседние пиксели, мы прощаемся с хорошей резкостью.

Давайте рассмотрим это явление на примере. Зная размер пикселей, мы без труда построим сетку, обозначающую границы пикселей (пунктиром). Далее по формуле мы вычисляем диаметр диска Эри и для упрощения представляем его в виде пятна света. И попробуем наложить диски Эри, характерные для самых распространённых диафрагм, на нашу сетку. Для примера я взял размер пикселя камеры 5D MarkII, а значения диафрагм указаны под каждым рисунком:

Как вы видите, при неизменной сетке пикселей кружок Эри растёт. При f/16 он уже значительно залезает на соседние пиксели, что в реальной жизни будет размывать картинку, не давая нам попиксельной резкости. А при f/22 этот диск занимает почти всю площадь 9 пикселей!
Зная размеры этого кружка, я могу рассчитать максимально закрытую диафрагму, после которой дальнейшее закрытие, будет ухудшать фотографию. Этот параметр мой коллега с the-digital-picture.com называет DLA (diffraction limited aperture), что соответствует русскому термину ДОД (дифракционное ограничение диафрагмы). Однако мои расчёты числового значения этого параметра несколько отличаются от вычислений автора вышеуказанного сайта. Например, в своей формуле он, видимо, каким-то образом учитывает и размер всей матрицы (в частности, при равной плотности пикселей, значения DLA 40D (f/9.3) и 1D MarkIV (f/9.1) различаются). Это, конечно же, не может быть верным, когда мы говорим о дифракции на уровне пикселей. Впрочем, наши результаты не сильно расходятся, так что разницей можно принебречь. К тому же, в силу сочетания очень многих факторов (нечеткость границ диска, сложная структура ячеек матрицы и пр.), невозможно с абсолютной точностью назвать величину DLA, после которой начинает наблюдаться деградация изображения.
Итак, давайте посмотрим, как это работает. Для 5D MarkII (как и для 20D), DLA составляет f/10,8, что очень близко к рисунку выше с подписью f/11. В то же время, для Canon 1D (всего 4 mp, — самые крупные ячейки матрицы среди всех камер Canon), этот параметр составляет f/19,1. Давайте закроем диафрагму до f/16, и посмотрим, как будет выглядеть диск Эри, спроецированный на сетку пикселей 1D и на сетку 5D MarkII (или 1Ds MarkIII или 20D):

Как видно из этого примера, что позволено Юпитеру, не позволено быку. При съёмке на 1D мы легко можем закрыть диафрагму до f/16, а на 5D Mark II это приведёт к снижению возможной детализации.

Часть четвёртая. Дифракция в фотографии. Практика

Выше была лишь сухая теория. Она абсолютно верна, но не учитывает того, что оптика очень часто не способна выдать достаточной детализации, на диафрагмах уже DLA. Так как же дело обстоит на практике?
Действительно, оптика не всегда даёт качество, которое позволило бы нам видеть попиксельную резкость. Более того, как мы знаем, качество изображения растёт по мере закрытия диафрагмы. Из-за этого у качественной оптики мы можем заметить ухудшение качества из-за дифракции на диафрагмах близких к DLA, а вот у плохих это может произойти на значительно позже. Однако, если ухудшение наступает на одно или даже два значения диафрагмы уже DLA, это означает, что матрица камеры с этим объективом никогда не получает достаточно детаелй. Т.е. попиксельной резкости там не будет никогда, иначе дифракцию мы бы смогли заметить на уровне числового значения DLA.

Что же мы можем наблюдать на камерах с большой плотностью пикселей? Для примера возьмём новую (на момент написания этих строк) камеру Canon EOS 7D. DLA там составляет f/7,2. Что это значит? Это значит, что 7D сможет выдать попиксельную детализацию только на диафрагмах менее 7,2. Возьмём хорошую оптику и посмотрим на результат. Для этого обратимся за помощью к ресурсу The Digital Picture. Там мы можем найти снимок специальной тестовой таблицы на камеру 7D с использованием хорошей оптики (Canon EF 200mm f/2.0L IS USM). Сравним кадр, сделанный при диафрагме 5,6 и 8. Как мы видим, резкость незначительно ухудшается — теория работает! Теперь сравним 5,6 и 11 — вот тут уже идёт заметное падение резкости, причём не только по центру, но даже в углах!
Весь парадокс камер с высокой плотностью пикселей, что оптике и так сложно передать значительное количество деталей, а передать значительное количество деталей на диафрагмах шире, чем f/8… боюсь это задача лишь для действительно великолепных объективов. Таких, как Canon EF 200mm f/2.0L IS USM ~ за 6000$…

В заключение, для невнимательных читателей, я хочу ещё раз подчеркнуть, что дифракция не является параметром матрицы, искажает изображение до матрицы и не зависит от марки камеры (а если и зависит, разница минимальна и я её не учитываю).

Благодарю Дмитрия (Доктор Ктулху) за помощь, оказанную в процессе редактирования текста статьи.

Таблица характеристик матриц цифровых фотоаппаратов

Модель Произв Тип Mp* Кроп-фактор Размер пикселя (микрон) Площадь (мм2 ) Размер матрицы (мм) Размер матрицы
(пикселей)
DPI DLA** FF***
(mp)
C a n o n
1D Kodak CCD 4,1 1.3 х 11,6 µm 548,2 28,7 x 19,1 2464 x 1648 2181 f/19,1 6,4
D30 Canon CMOS 3,1 1.6 х 10,5 µm 342,8 22,7 x 15,1 2160 x 1440 2417 f/17,6 7,8
1Ds Canon CMOS 11,0 1.0 х 8,8 µm 852 35,8 x 23,8 4064 x 2704 2883 f/14,8 11,1
1D Mark II Canon CMOS 8,2 1.3 х 8,2 µm 548,2 28,7 x 19,1 3504 x 2336 3101 f/13,8 12,9
5D Canon CMOS 12,7 1.0 х 8,2 µm 852 35,8 x 23,9 4368 x 2912 3101 f/13,8 12,9
300D/D60/10D Canon CMOS 6,3 1.6 х 7,4 µm 342,8 22,7 x 15,1 3072 x 2048 3400 f/12,4 15,5
1Ds Mark II Canon CMOS 16,6 1.0 х 7,2 µm 864 ~ 36 x 24 4992 x 3328 3514 f/12,1 16,5
1D Mark III Canon CMOS 10,1 1.3 х 7,2 µm 525,5 28,1 x 18,7 3888 x 2592 3514 f/12,1 16,5
1D x Canon CMOS 17,9 1.0 х 6,9 µm 864 36 x 24 5184 x 3456 3657 f/11,7 17,9
350D/20D/30D Canon CMOS 8,2 1.6 х 6,4 µm 337,5 22,5 x 15,0 3504 x 2336 3955 f/10,8 20,9
5D II / 1Ds III Canon CMOS 21,0 1.0 х 6,4 µm 864 ~ 36 x 24 5616 x 3744 3955 f/10,8 20,9
5D III Canon CMOS 22,1 1.0 х 6,25 µm 864 36 x 24 5760 x 3840 4064 f/10,6 22,1
1000D/400D/40D Canon CMOS 10,1 1.6 х 5,7 µm 328,6 22,2 x 14,8 3888 x 2592 4455 f/9,6 26,6
Canon EOS 1D Mark IV Canon CMOS 16,1 1.3 х 5,7 µm 518,9 27,9 x 18,6 4896 x 3264 4455 f/9,6 26,6
Canon EOS 450D Canon CMOS 12,2 1.6 х 5,2 µm 328,6 22,2 x 14,8 4272 x 2848 4888 f/8,7 32,0
500D, 50D Canon CMOS 15,1 1.6 х 4,7 µm 332,3 22,3 x 14,9 4752 x 3168 5413 f/7,9 39,2
7D / 60D / 600D Canon CMOS 17,9 1.6 х 4,3 µm 332,3 22,3 x 14,9 5184 x 3456 5905 f/7,2 46,7
7D Mark II Canon CMOS 19.96 1.6 х 4,1 µm 336 ~ 22,4 x 15,0 (?) 5472 x 3648 ~ 6177 f/6.9 50,3
5Ds (r) Canon CMOS 50,3 1.0 х 4,1 µm 864 36 x 24 8688 x 5792 6130 f/6.9 50,3
N i k o n
D1/D1H Sony CCD 2,6 1.5 х 11,9 µm 367,4 23,7 x 15,5 2000 x 1312 2143 f/20 6,2
D2H Nikon JFET 4,0 1.5 х 9,6 µm 367,4 23,7 x 15,5 2464 x 1632 2641 f/16,1 9,3
D1X**** Sony CCD 5,3 1.5 х 5,9/11,9 369,7 23,7 x 15,6 4028 x 1324
D700/D3/D3s ? CMOS 12.1 1.0 х 8,4 µm 860,4 36,0 x 23,9 4256 x 2832 3003 f/14,1 12,2
D4 ? CMOS 16,2 1.0 х 7,3 µm 860,4 36,0 x 23,9 4928 x 3280 3476 f/12,4 16,2
D40/D50/D70/D100 Sony CCD 6,0 1.5 х 7,8 µm 367,4 23,7 x 15,5 3008 x 2000 3237 f/13,1 14,0
D3000/D40x/D60/D80/D200 Sony CCD 10,0 1.5 х 6,1 µm 372,9 23,6 x 15,8 3872 x 2592 4167 f/10,3 23,4
D3X ? CMOS 24,4 1.0 х 5,9 µm 861,6 35,9 x 24 6048 x 4032 4279 f/9,9 24,4
D5000 / D90 Sony CMOS 12.2 1.5 х 5,4 µm 369,7 23,7 x 15,6 4288 x 2848 4637 f/9 28,8
D300 (s) / D2X (s) Sony CMOS 12.2 1.5 х 5,4 µm 369,7 23,7 x 15,6 4288 x 2848 4637 f/9 28,8
D800 (e) ? CMOS 36,2 1.0 х 4,9 µm 861,6 35,9 x 24 7360 x 4912 5207 f/8,2 36,3
D7000/5100 Sony CMOS 16.1 1.5 х 4,8 µm 370,5 23,6 x 15,7 4928 x 3264 5303 f/8,1 37,4
S o n y
A 100/200/230/300/330 Sony CCD 10.0 1.5 х 6,1 µm 372,9 23,6 x 15,8 3872 x 2592 4167 f/10,2 23,3
A900 / A850 Sony CMOS 24,4 1.0 х 5,9 µm 861,6 35,9 x 24 6048 x 4032 4279 f/9,9 24,4
A500 Sony CMOS 12.2 1.5 х 5,7 µm 366,6 23,5 x 15,6 4272 x 2848 4617 f/9,6 28,6
A700 Sony CMOS 12.2 1.5 х 5,5 µm 368,2 23,5 x 15,6 4288 x 2856 4635 f/9,2 28,8
A350/A380 Sony CCD 14.0 1.5 х 5,1 µm 369 23,5 x 15,7 4592 x 3056 4963 f/8,6 33,0
Sony A550 Sony CMOS 14.0 1.5 х 5,1 µm 365 23,4 x 15,6 4592 x 3056 4984 f/8,6 33,3
SLT-A57/35/55/A580 Sony CMOS 16,0 1.5 х 4,8 µm 366,6 23,5 x 15,6 4912 x 3264 5309 f/8,1 37,7
SLT-A77 / A65 / NEX-7 Sony CMOS 24,0 1.5 х 3,9 µm 366,6 23,5 x 15,6 6000 x 4000 6485 f/6,5 54
F u j i f i l m*****
S2 Pro Fujifilm CCD 6,1 1.6 х 7,6 µm 356,5 23 x 15.5 3024 x 2016 3340 f/12,8 14,9
S3/S5 Pro Fujifilm CCD 6,1 1.6 х 7,6 µm 356,5 23 x 15.5 3024 x 2016 3340 f/12,8 14,9
P e n t a x
K100D (Super) /K110D Sony CCD 6,0 1.5 х 7,8 µm 368,95 23,5 x 15,7 3008 x 2008 3251 f/13,1 14,2
K10D/K200D/K2000 Sony CCD 10,0 1.5 х 6,1 µm 369 23,5 x 15,7 3872 x 2592 4185 f/10,3 23,6
645D Kodak CCD 39,5 0.7 х 6,1 µm 1452 44 x 33 7264 x 5440 4193 f/10,2 24,5
K-r ? CMOS 12.2 1.5 х 5,5 µm 372,9 23,6 x 15,8 4288 x 2848 4615 f/9,3 28,3
K20D/K-7 Samsung CMOS 14.5 1.5 х 5,0 µm 365 23,4 x 15,6 4672 x 3104 5071 f/8,4 34,5
K-5 Sony CMOS 16.1 1.5 х 4,8 µm 370,5 23,6 x 15,7 4928 x 3264 5303 f/8,1 37,4
S i g m a******
SD14/SD15/DP1/DP2 Foveon CMOS 4,7 1.7 х 7,8 µm 285,7 20,7 x 13,8 2640 x 1760 3239 f/13,1 14,1
SD1 (m) Foveon CMOS 15,4 1.5 х 5 µm 384 24 x 16 4800 x 3200 5080 f/8,5 34,6
S a m s u n g
GX-20 Samsung CMOS 14.6 1.5 х 5,0 µm 365 23,4 x 15,6 4688 x 3120 5089 f/8,4 34,6
NV40 ? CCD 10,1 6,0 x 1,7 µm 28,2 6,13 x 4,60 3648 x 2736 15116 f/2,9 306
O l y m p u s
E400/410/420/450 Matsushita NMOS 9.98 2.0 х 4,7 µm 225 17,3 x 13,0 3648 x 2736 5356 f/7,9 38,4
E510/520/E3 Matsushita NMOS 9.98 2.0 х 4,7 µm 225 17,3 x 13,0 3648 x 2736 5356 f/7,9 38,4
E620/E30/E5 Matsushita NMOS 12.2 2.0 х 4,3 µm 225 17,3 x 13,0 4032 x 3024 5919 f/7,3 48,7
E-M5 Matsushita NMOS 15.9 2.0 х 3,7 µm 225 17,3 x 13,0 4608 x 3456 6765 f/6,3 63,7
L e i c a
M8 Kodak CCD 10 1.3 x 6,8 µm 479,7 26,8 x 17,9 3936 x 2630 3731 f/11,4 18,1
M9 Kodak CCD 18,1 1.0 x 6,8 µm 864 36 x 24 5212 x 3472 3731 f/11,4 18,1
S2 Kodak CCD 37.5 0,8 x 6,0 µm 1350 45 x 30 7500 x 5000 4230 f/10 22,4
H a s s e l b l a d
h4DII-31 Kodak CCD 31,6 0,8 x 6,8 µm 1463 44,2 x 33,1 6496 x 4872 3731 f/11,4 18,1
h4DII-39 Kodak CCD 39,0 0,7 x 6,8 µm 1807 49,1 x 36,8 7212 x 5412 3731 f/11,4 18,1
h4DII-50 Kodak CCD 50,1 0,7 x 6,0 µm 1807 49,1 x 36,8 8176 x 6132 4230 f/10 22,4
P h o n e s
iPhone 3Gs OV3650 CMOS 3,1 9.73 x 1,75 µm 9,8 3,63 x 2,71 2048 x 1536 14343 f/2,95 275
iPhone 4 OV5650 CMOS 5,0 7,64 x 1,75 µm 15,7 4,59 x 3,42 2592 x 1936 14343 f/2,95 275
iPhone 4s OmniVision CMOS 8,0 7,64 x 1,4 µm 15,7 4,59 x 3,42 3264 x 2448 18100 f/2,37 438,7
Nokia 808 ? CMOS 41,4 3,5 x 1,4 µm 81 10,8 x 7,5 7728 x 5368 18100 f/2,37 438,7

 В эту таблицу я вложил много сил и своего времени, её копирование запрещено (с) VladimirMedvedev.com

Примечания:


1 Mp — количество мегапикселей в фотографии
2 DLA (diffraction limited aperture) — ДОД (дифракционное ограничение диафрагмы). Самая узкая диафрагма при которой возможна попиксельная резксть (подробнее см раздел Дифракиция, перед таблицей).
3 36х24 mp — показывает предполагаемое количество пикселей на полноформатной матрице, сделанной по технологии рассматриваемой камеры. Т.е., например, если сделать полноформатную матрицу на основе Canon 50D, то она будет на 39,2 mp.
4 Пиксели Nikon D1x прямоугольные. Реальные 5 mp, получаемые с матрицы растягивались в 10 mp фотографию. Рассчитывать dpi и dla для такой техники смысла нет.
5 Fujifilm — Подсчитывая dpi сенсора у камер Fujifilm с нестандартной матрицей (с ячейками двух типов), учитывались только основные пиксели. Из-за структуры матрицы, было бы не правильно считать и основные и дополнительные пиксели. Основные пиксели занимают практически весь полезный объём, а маленькие, дополнительные, — лишь небольшие ячейки между ними (для более подробной информации смотрите официальный сайт Fujifilm).
6 Sigma — Матрицы Foveon, которые используются в камерах компании Sigma, состоят из трёх слоёв (RGB) и, в отличае от других камер, каждый пиксель на фотографии формируется из трёх пикселей матрицы. Это происходит потому, что пиксели расположены один над одним и не несут дополнительной информации о яркости (только о цвете). Именно поэтому, при матрице в ~ 14 mp, фотографии получаются всего 4 mp. Плотность пикслов рассчитывается для одного слоя.

 

PS Не могу не отметить, что на самом деле, фотоприёмник занимает далеко не всю площадь пикселя, некоторое место приходится уделять также и, так называемой, обвязке. Для того, чтобы увеличить полезную площадь, производители создают специальные собирающие микро-линзы на матрице:

Чем с большей площади собирают свет микролинзы, тем более эффективной должна быть, в теории, работа матрицы, и тем меньше должно быть шумов. Но это пока только в теории…

vt-tech.eu

Типы и размеры матриц камер видеонаблюдения

Рассмотрим типы матриц. И начнем от обратного. Матрицы, не использующиеся Hikvision — CCD-матрицы.

По сравнению с технологией CMOS, которую применяет в своих камерах Hikvision, CCD-матрицы позволяют создавать высококачественное изображение. В процессе съемки возникает гораздо меньше шумов, а бороться с все же возникшими намного легче, чем в матрицах CMOS.

Еще одним важным показателем является их высокая эффективность. Например, коэффициент заполнения у матриц CCD приближается к 100%, а соотношение зарегистрированных матрицей фотонов к их общему числу — 95%. Если сравнивать с нашими глазами, то при расчёте в тех же единицах соотношение составит только 1%.

К недостаткам CCD-матриц можно отнести сложность процесса. Для фиксации изображения в камере необходимо дополнительное наличие целого перечня устройств. Это приводит к более высокому энергопотреблению, делает их дороже в производстве и «капризнее» в эксплуатации.

Теперь о CMOS-матрицах.

Главное достоинство CMOS-матриц — более низкое энергопотребление и возможность произвольного считывания ячеек, а это CCD-матрице недоступно, там считывание происходит одновременно. Благодаря произвольному считыванию в CMOS-матрицах нет размазывания изображения.

Еще одно достоинство – расположение значительной части электроники непосредственно на ячейке, благодаря этому появляются широкие возможности управления матрицей и изображением.

При всех имеющихся достоинствах данной технологии, недостатков хватает. Главный — незначительный размер светочувствительного элемента в соотношении к общей площади пикселя. Одно из основных достоинств – расположения электроники на ячейке. Но из него вытекает еще один недостаток — значительная часть площади пикселя занята электроникой, а значит, уменьшена площадь светочувствительного элемента.

В то же время нельзя не отметить, что CMOS был модифицирован несколько лет назад, и  для видеонаблюдения CMOS-матрицы действительно подходят лучше (благодаря чёткому изображению, низкому энергопотреблению и возможности уменьшать ]]>битрейт видео]]>.

 

Размеры матриц

Матрицы для видеокамер бывают разного физического размера: 1/2″, 1/3″, 1/4″, 1/6″ и т.д. Чем больше физический размер матрицы, тем лучше качество картинки. Но и цена камеры растет вместе с размером матрицы. Размер такого «дюйма» — 16 мм, (унаследовано от видикона диаметром 1″, рабочая диагональ там была именно 16 мм), и называется он «видиконовый дюйм». Впрочем, это название используется нечасто.

Это то, что стоит знать при выборе камеры, рассматривая гипотетическую ситуацию (с преувеличенными значениями), 10-мегапиксельная камера с матрицей 1/10″ будет давать большое изображение довольно скверного качества. Представьте, как мало фотоинформации будет получать камера, при примерно 10. 000. 000 пикселей на матрицу с диагональю 1.6 мм.

hikvision.org.ua

Матрица 1 дюйм – Размер матрицы все, что нужно знать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх