Монокль это фото – Монокль. Фотографии на монокль с Гелиос-44

Монокль. Фотографии на монокль с Гелиос-44

Монокль – объектив всего с одной линзой. Линза обязательно вогнуто-выпуклая, часто ее называют мениском. С одной стороны – монокль вещь проще некуда, но с другой стороны, это очень сложное для понимания и работы устройство.

В данном обзоре представлено два монокля, один переделан из объектива Гелиос-44, а другой из объектива Гелиос-44м-4. Оба монокля очень похожи. Лучше всего монокли с переделанных Гелиосов ведут себя на диафрагмах 4.0-8.0, почти всегда использую их на 5.6 и забываю про кольцо управления диафрагмой. Забавно, но если закрыть диафрагму до 16.0, то объектив превращается в довольно таки темный, но резкий объектив.

Диафрагмирование на монокль из объектива Гелиос-44м-4

Монокль лучше всего делать из объектива с большОй светосилой. Чем больше светосила объектива – тем интересней будет рисунок. Встречал светлые мысли о том, что диафрагма у монокля должна быть кольцевой. Ну а даже если не кольцевой, то хотя бы размещенной перед линзой, а не за ней (как в обычном объективе).

Фото на монокль. После дождя.

Достоинства:

  1. Просто неповторимый рисунок. И никакой редактор не сможет повторить воздушность и объемность картинки. Если сделать несколько удачных кадров на монокль — то можно влюбиться в него на всю жизнь.
  2. Дешевизна изгтотовления. Монокль можно изготовить самому. Как это сделать не составит труда найти в интеренете. Обычно, простенькие монокли, такие как у меня, делают из недорогих светосильных фикс объективов по типу тех же Гелиос-81н, Гелиос-44м-Х.
  3. Объектив получается очень легкий и совсем не нужно переживать за его целостность, даже если он с ломается, всегда можно сделать еще один.

Фото на монокль. Портрет.

Недостатки:

  1. Сферические и хроматические абберации, дисторсия, падения контраста. Но в умелых руках эти недостатки превращаются в достоинства, главное правильный подход. Даже в контровом свете с него можно получить интересную фотографию для пейзажа.
  2. Сложность фокусировки. Не для слабонервных. После перехода от автофокусного зума на монокль может немножко побаливать голова от попыток попасть в резкость.
  3. Как и другой мануальный объектив, на большинстве цифрозеркальных DX камер от Nikon не будет работать экспонометр. Более делатально как работать с мануальной оптикой на системе Nikon в статье — советская оптика. Как работать на системе Canon в статье старые объективы на Canon
  4. Практически невозможно сделать монокль с зумом

Фотография на монокль. Улица после дождя. Яркие сферические абберации

По поводу работы с моноклем

При закрытии диафрагмы меняется не только ГРИП, но и сама точка фокусировки. Обычный метод наводки на открытой и снимок на прикрытой — не подходит. Потому, наводиться на резкость нужно уже на той диафрагме, на которой планируете снимать. Для облегчения фокусировки на пленочных камерах желательно пользоваться специальными экранами фокусировки. На цифрозеркальных камерах без дополнительных средств поможет только зоркий глаз, иногда Live View. Но даже Live View помогает очень слабо и навести на резкость сложновато.

Фотография на монокль. Телефон.

По поводу картинки на монокль

Картинка действительно необычная, собственно только ради картинки люди и пользуются моноклем. Монокль имеет сильнейшие сферические аберрации (нерезкость между контрастными элементами на изображении). И эти аберрации служат добрую службу для создания интересных снимков. Особенно монокль ценится для создания портретов с интересным эффектов. Также для натюрморта и пейзажа — там монокль может показать свой сказочный рисунок.

Больше всего искажения видны по краям кадра, потому, размещая объекты в центре фотографии, можно хорошо акцентировать на нем внимание. Вообще, с монокля очень хорошо смотрятся снимки распечатанные на А4.

Монокль отлично передает объем. В портрете можно забыть про дефекты кожи и начать акцентировать свое внимание на характере портретируемого. Мягкость и воздушность монокля очень важна для лицевого портрета. Может сферические абберации и съедают резкость, но монокль дает контуры изображения, что очень и очень важно в фотографии.

Фотография на монокль. Дым из труб ночного города

Самое интересное

А самое интересное, что в постобработке невозможно повторить рисунок монокля. Так что если кто-то спросит Вас, а не проще ли просто отфотошопить фотографию, скажите ему, что рисунок монокля подделать нельзя. В то же время, монокль у профессионалов пользуется спросом, а как таковой объектив не выпускают. То есть не так то просто найти монокль в продаже, гораздо проще заказать его изготовления из рабочего объектива либо просто купить уже изготовленный. Eсли Вы ищите монокль, то обратите внимание, что есть

объектив монокль, а есть просто монокль (как бинокль, только для одного глаза).

При переделке Гелиос-44 и Гелиос-44м-4 шкала дистанции фокусировки больше не работает, а сам объектив из 58мм превращается где-то в 70мм короткий телевик. Для возможности нормально фокусироваться к объективу нужно присоединить пару удлинительных колец. Я пользуюсь моноклем от Гелиос-44 с помощью переходника КП-42\Н. Объектив с таким кольцом прекрасно фокусируется на бесконечности, чего нельзя добиться с КП-42\Н без линзы с обычным объективом.

Примеры фотографий на монокль

. Все фотографии без обраотки, только уменьшен размер и впечатан EXIF. Можете представить себе, что станет с фотографиями, если к ним еще и примень самую простейшую обработку, такую как перевод фото в оттенки серого, сепии и т.д.

На правах рекламы: если Вас заинтересовал монокль — можете заказать его по контактам, указанным в разделе мануальная оптика.

Выводы

Монокль — очень простое устройство, которое дает неимоверно интересную картинку. Если научиться правильно пользоваться моноклем, то можно творить реальные шедевры в фотографии. Обычно монокль получают переделкой старого светосильного фикс объектива, цена вопроса довольно скромная.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Новый монокль 50 мм и другие арт-объективы Monolens. Интервью с Вячеславом Зитевым

Все новое – это хорошо забытое старое и именно поэтому мы сегодня в гостях у человека, который профессионально занимается изготовлением творческих объективов моноклей, Вячеслава Зитева.

 

Илья Хапричков: Почему именно монокль? Как вам пришла эта идея в голову? Почему вы решили остановиться именно на такой оптике?

Вячеслав Зитев: Название «монокль», потому что в оптической схеме этого объектива используется лишь одна линза. Линза и диафрагма. 
Как пришел к этому? Все произошло само собой, я не искал какую-то уникальную технику съемки, просто увлекся фотографией, снимал в совершенно различных направлениях: репортаж, сток, мероприятия, концерты. И пришел к художественной фотографии. А в ней однажды наткнулся на съемку моноклем. Стал выяснять, что это за объектив. Первый монокль сделал по рекомендациям в сети. Меня поразило изображение, которое он позволяет получить. Дальше шло развитие процесса изготовления этого объектива. 

© Вячеслав Зитев

Илья Хапричков: Получается, любой человек может собрать монокль дома без каких-либо проблем? 

Вячеслав Зитев: Да, в сети есть множество рецептов изготовления моноклей из старых советских объективов. К сожалению, обычно в них не раскрыт ряд важных вопросов. Например, не говорится ничего о том как сделать правильную юстировку линзы под рабочий отрезок той системы (Canon, Nikon, Pentax…) на которой монокль будет использоваться. Но сделать их вручную не составит труда, если есть  время и способность держать отвертку в руках.

Илья Хапричков: Какой рисунок получается при использовании данной оптики? Чем она интересна, специфична? Ведь это определенный жанр, как понимаю?

Вячеслав Зитев:  Иногда монокль относят к определенному жанру. Исторически это ландшафтная и салонная  фотография. То, что сейчас называется: пейзажная и портретная съемка. Тем не менее, моноклем можно снимать в любом направлении. 

© Вячеслав Зитев

Тот же спорт можно снимать и как репортаж, документируя событие, а можно в художественной стилистике, глядя на светотень, формы, линии и т.д. В историческом контексте были фотографы, снимавшие спорт мягкорисующей оптикой.

Особенность такой оптики – мягкий рисунок. Монокль привносит в снимок образность, сглаженность текстур и некое подобие живописи. 

Илья Хапричков: То есть вы не фотографируете, а рисуете фото? Передаёте душевное состояние?

Вячеслав Зитев:  Верно. Одно из первых направлений фотографии, где применялся монокль, это пикториализм (от англ. pictorial – живописный), т.е. передача пространства так, как оно передаётся в живописи, но фотографическим способом. Метод – фотография, сюжет и эстетический аспект –живопись. 

© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: Но наверняка возникали споры с фотографами, которые не разделяли вашу точку зрения? Мотивируя это тем, что всех этих эффектов можно добиться на компьютере. Так зачем же приобретать или изготавливать монокль

?

Вячеслав Зитев:  Кому что удобно. Не спорю, сымитировать рисунок монокля можно в графических редакторах. В свое время, когда только начинал снимать моноклями, я коллекционировал эти способы. У меня было  около 15 экшнов в Photoshop, имитирующих подобный эффект. Тут каждый выбирает, что ему ближе: кто-то предпочитает сидеть за компьютером и кропотливо добиваться такой картинки, а кто-то фотографирует, сразу получая желаемое изображение. 

Илья Хапричков: Т.е. это будет имитация, как понимаю? Всё равно, что пытаться изобразить малую глубину резкости. Но люди продолжают покупать светосильную оптику или такие специфичные линзы как тилт-шифт. 

Вячеслав Зитев:  Думаю, можно провести такую аналогию. 

© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: Хотелось бы узнать, как вы начали этим заниматься профессионально? С чего всё началось? Насколько ваше нынешнее производство отличается от первоначального домашнего?

Вячеслав Зитев:  Всё произошло естественным образом. Первый монокль я собирал, чтобы попробовать что это такое.  Впечатлился и полгода снимал только им. Потом у меня стали спрашивать, как я делаю такие картинки? Могу ли сделать такой объектив и им? Я сделал с десяток моноклей по просьбам друзей и знакомых. Потом появились первые заказы.

© Вячеслав Зитев

Илья Хапричков: Насколько ваше нынешнее производство отличается от первоначального домашнего?

Вячеслав Зитев:  Монокли из старых объективов не лишены недостатков. Вот, например, монокль на основе корпуса объектива «Индустар-50-2», у него всего 7 лепестков диафрагмы. При появлении в кадре точечных источников света, возникает ореол свечения повторяющий форму диафрагмы – будут появляться своеобразные уголочки, заломы. 

Монокль из старого объектива «Индустар-50-2»

А вот монокль новой конструкции, в которой мы постарались учесть все недостатки моноклей, сделанных из советской оптики. Они имеют 12-лепестковую диафрагму, юстировку под все системы (на этапе сборки), полное чернение. Сзади поставлен специальный шибер от переотражений. Всё это позволяет получать наиболее качественное изображение для такого вида оптики. В ближайшее время мы запускаем краудфандинговый проект на Planeta.ru по сбору предзаказов на этот монокль. 


Новый монокль 50 мм

Илья Хапричков: Хотелось бы узнать, чьи работы вас вдохновили?

Вячеслав Зитев:  Первый фотограф, чьи работы меня вдохновили – Георгий Мстиславович Колосов, у которого есть несколько замечательных серий, например:  «Русский Север» и «Великорецкий крестный ход». Также Людмила Таболина, и ее снимки скульптур «Летнего сада». Монокль сгладил все дефекты, трещинки мрамора, и скульптуры на фотографиях как живые. Елена Скибицкая прекрасно снимает Петергоф, а также обучает в своей фотошколе съемке в т.ч. и на монокль. 

© Георгий Колосов. Серия «Русский Север» 

 

© Георгий Колосов. Серия «Великорецкий крестный ход»


Тем, кого интересует исторический аспект, можно поискать информацию в Сети по слову «пиктореализм». Первые русские мастера это Гринберг, Николай Андреев, Карелин. Благодаря мягкорисующей оптике их фотографии наиболее выразительно передают дух той эпохи. Их художественные фотографии впечатляют гораздо сильнее, чем обычные репортажные, на мой взгляд.   

Фото Николая Андреева


Илья Хапричков: Значит есть фотошколы, где обучают этому направлению съемки? И могут подсказать какая фотография хорошая, а какая нет?  

Вячеслав Зитев:  Да, в Петербурге есть несколько фотошкол, обучающих технике съемки моноклем. Как я уже сказал, это фотошкола «5,6» Елены Скибицкой, фотошкола «Преображение», фотошкола «Фазан» что на площади Ленина. Я сам время от времени провожу ознакомительные занятия по съемке моноклями. Рассказываю об истории их появления, показываю картинки, сделанные с помощью них, приношу несколько моноклей с собой. Мы снимаем портреты, натюрморты.

© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: Вопрос, который интересует лично меня, поскольку фотография мне менее близка, нежели видеосъемка – насколько монокль подойдет для видеографии, съемки кино, рекламы? 

Вячеслав Зитев: а давай поставим эксперимент! Я дам монокль а ты попробуешь поснимать им видео? 🙂

Илья Хапричков: С радостью! Люблю эксперименты 🙂

Ролик, снятый Ильёй Хапричковым с помощью монокля


Вячеслав Зитев:  Время от времени ко мне обращаются и видеографы, и кинооператоры. Несколько раз я специально под заказ делал монокли для кино, в т.ч. для профессиональной кинокамеры RED ONE. Использование монокля в ряде случаев может помочь добиться режиссеру, оператору необходимых акцентов. Свадебные видеографы их часто используют. 

Трейлер Канта. Снято с помощью монокля

Но нужно понимать специфику этого объектива. Снимать им все подряд не стоит, это будет неинтересно. Чтобы получились красивое фото или видео, нужно учитывать, что при использовании монокля по свету должны выполняться определенные условия – чтобы были рисующий свет, световые акценты, контрастные границы.

Илья Хапричков: Значит, есть правила, которые нельзя нарушать?

Вячеслав Зитев:  Также как и при использовании обычной оптики. Если мы говорим про цветную съемку, то желательно, чтобы сцена была в соответствии с правилами колористики. Если мы говорим о съёмке в ч/б, важна светотень. Для съемки при малой глубине резкости важны расстояния от камеры до объекта съемки, от объекта до фона и т.д.

© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: Какую еще оптику вы планируете выпускать или выпускаете?

Вячеслав Зитев:  На данный момент еще мы делаем объективы Петцваля для камер, на которые они раньше никогда не делались — для среднеформатных камер 6х6 и дальномерных. А на днях я должен получить первые линзы для Петцвалей на зеркалки. 

Объектив Петцваля Petzval Monolens 104mm для среднеформатных камер

 

Объективы Петцваля Petzval Monolens 50mm для дальномерных и беззеркальных камер

 

© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: какие модели моноклей и на какие системы вы делаете?

Вячеслав Зитев: На данный момент для зеркальных камер мы делаем монокли с фокусными расстояниями: 33, 45, 50, 60, 80, 85, 130 мм. Для беззеркалок: те же и 26 мм. Еще для них я сейчас тестирую монокль 20 мм. Для дальномерных камер: 35 и 50 мм. В них сохранен механизм дальномера, т.е. фокусировка происходит как с обычной дальномерной оптикой. Таких моноклей на сегодня не делает вообще никто. Так же делаем монокли для среднеформатных камер, но только под заказ, по причине их меньшей популярности.

Илья Хапричков: А делаете ли какие-то эксклюзивные модели?

Вячеслав Зитев: Делаем. Но, в первую очередь повторюсь об эксклюзивности нашего нового монокля. Мы создали его с нуля. Просчитали линзу так, чтобы устранить некоторые оптические дефекты, присущие самодельным моноклям. Спроектировали симпатичный и удобный корпус, на котором все шкалы соответствуют действительности.

Новый монокль 50 мм на камерах


Сейчас, как я уже сказал, мы будем запускать краудфандинговую кампанию на сто таких объективов под зеркальные камеры Canon, Nikon, Pentax и Sony. А через адаптер их можно будет ставить и на системные камеры MFT, Fuji X-Mount, Sony E-Mount. 

Илья Хапричков: То есть, фактически, под любой популярный фотоаппарат?

Вячеслав Зитев:  Да.

Илья Хапричков: Большое спасибо. Было действительно интересно узнать о такой своеобразной оптике. Мне уже не терпится её протестировать. Думаю, и нашим зрителям будет интересно попробовать что-то новое. 


Интервью проходило в «Музее истории фотографии» (Санкт-Петербург, Проф. Попова, 23).
Сайт Вячеслав Зитева, посвященный моноклестроению и пикториальной фотографии: monolens.ru.
Сбор презаказов на новый монокль на сайте Planeta.ru. 

photowebexpo.ru

Галерея фотографий и видео снятых моноклем

Рощин Александр Юрьевич, 1960 года рождения. Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и ЛО, член Союза фотохудожников России с 1986 года, профессиональный фотограф с 1985 года.
1985 – 1989 годы — руководитель фотолаборатории КБ Союзного значения. В 1989 году закончил факультет рабочих корреспондентов при Ленинградском творческом Союзе журналистов и перешел работать в городские СМИ. За минувшие годы сменил много мест работы, от ленинградского еженедельника «Единство», Валаамского монастыря , городских газет и журналов до отдела рекламы и маркетинга завода «Электросила» и концерна «Силовые машины».

Александр член старейшего российского фотоклуба ВДК, член Союза фотохудожников России, член Гильдии фотожуналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и ЛО. В настоящее время Александр независимый фотограф, сотрудничает с фотоагентствами ИНТЕРПРЕСС, ФОТОТАСС и фотобанками России. За последние годы его фотографии вошли в сборники «Лучшие фото России» за 2010 , 2011 годы, альбом Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра 2001-2005», фотоальбом Владимира Никитина «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград – Петербург», фотоальбом «Исторические и духовные сокровища Ленинградской области» и другие. В 2012 году вышел авторский художественный фотоальбом «Санкт-Петербург в квадрате». В 2014 году в издательстве НП «ПРИНТ» вышел авторский подарочный альбом по заказу Правительства Ленинградской области.

Педагогическое образование Александр получил на базе Института повышения квалификации работников профтех образования. Читал лекции, семинары и мастер-классы по различным аспектам профессиональной и творческой фотографии. Преподавал фотографию в Профессиональном училище, ныне Оптико-механический лицей. Более 10 лет преподавал и читал мастер-классы и лекции на Факультете фотокорреспондентов при творческом Союзе журналистов Санкт-Петербурга. Вел курс профессиональной фотографии в Университете технологии и дизайна и курс фотожурналистики в Балтийской Академии туризма и предпринимательства.

monolens.ru

Монокль: изготовление и съемка

Дата публикации: 26.10.2007

В связи со все большим распространением зеркальных цифровых фотоаппаратов и непрекращающимся прогрессом в области разработки и производства объективов, резкие и детализированные фотографии получили абсолютное количественное превосходство над изображениями, полученными с использованием мягкорисующей оптики. Поэтому сейчас многие фотографы, находясь в поиске новых художественных приемов, открывают для себя богатые изобразительные возможности объективов с простейшими оптическими схемами. Самым простым объективом, относящимся к классу мягкорисующей оптики, является монокль. Он имеет всего одну выпукло-вогнутую линзу, также называемую мениском. Благодаря простоте оптической конструкции получаются характерные изображения с ореолами вокруг ярких объектов, пониженной контрастностью и сохранением четкости контуров.

Причиной появления ореолов на снимках являются сферические аберрации, возникающие из-за того, что собирающая однородная линза не способна сфокусировать все лучи света, проходящие через ее края и центр, в одной точке. Таким образом, изображение светлой точки на темном фоне, полученное при помощи монокля, на пленке или цифровой матрице будет выглядеть как пятно, окруженное ореолом.

z

Поскольку особенностью фотографий, полученных при помощи монокля, является отсутствие мелких деталей изображения, чаще всего фотографы применяют его при съемке портретов, особенно крупноплановых, которые получаются очень живописными. Однако область применения монокля не ограничивается портретным жанром, его можно с успехом использовать, снимая пейзажи, натюрморты и даже макро.

Некоторые модели советских объективов не составляет особого труда самостоятельно переделать в монокль. Проще всего смастерить монокль для портретной съемки, можно из объектива «Гелиос-44М» (фокусное расстояние монокля составит примерно 80 мм), который некогда шел в комплекте с зеркальными камерами «Зенит». При удачном стечении обстоятельств время, которое вы потратите на переделку, составит не более 20 минут. Из инструмента вам понадобятся пинцет, набор часовых отверток и масленка на случай заедания резьбовых деталей.

z

Сначала необходимо выкрутить переднее кольцо с названием объектива, затем внутреннюю оправу, которая фиксирует переднюю и среднюю группы линз. Из оправы нужно вывинтить кольцо, крепящее переднюю линзу, потом — достать промежуточное кольцо и среднюю группу линз. Затем с обратной стороны объектива вывинтить заднюю группу линз и разобрать механизм диафрагмы. После этого для надежной фиксации передней линзы возвращаем на место промежуточное кольцо, сверху кладем перевернутую выпуклой стороной вниз переднюю линзу и заворачиваем в обратном порядке сначала крепежное, а затем и внешнее кольцо.

z

Внутреннюю поверхность объектива для исключения паразитных отражений лучше всего оклеить черной бархатной бумагой. Для монокля из любого непрозрачного черного материала необходимо изготовить внешнюю диафрагму. Для этого прекрасно подойдет пластик от древней пятидюймовой дискеты.

Отверстие в ней несложно вырезать циркулем с двумя иголками, а закрепить ее лучше всего в оправе от светофильтра и затем навинтить на объектив. Диаметр отверстия постоянен и равен примерно 19 мм (поэтому единственной возможностью влиять на экспозицию во время съемки является выдержка), но также для получения ореолов необычных форм можно смело экспериментировать с количеством, формой и расположением отверстий на диафрагме. При съемке на черно-белую пленку нужно использовать двукратный желто-зеленый или желтый фильтр. Для использования монокля с современными зеркальными камерами вам необходимо приобрести переходное кольцо с резьбы М42 на соответствующий байонет и удлинительное кольцо толщиной примерно 14 мм (для съемки макро потребуются дополнительные кольца). Кроме «Гелиоса-44М» для переделки в монокль подходят объективы «Юпитер-37А» (получим фокусное расстояние 135 мм), «Гелиос-44–2» (55 мм) и другие.

В заключение остается сказать, что снимать моноклем можно только в ручном режиме. Для фокусировки лучше всего выбирать детали изображения, не содержащие больших перепадов яркости. Фокусируясь, нужно помнить о том, что момент, когда вы видите максимальный контраст, не соответствует максимальной резкости контуров, которой необходимо достичь. Для получения оптимальной резкости требуется еще немного выдвинуть линзу вперед.

prophotos.ru

Что такое монокль

Что такое монокль? Вы, наверное, слышали о фотографах, которые в своей практике применяют этот однолинзовый объектив. И, конечно же, знаете, что именно такой оптикой фотографировали в начале 20 столетия! Или впервые об этом слышите?

В любом случае, Вам будет интересно познакомиться с ещё одной техникой фотосъёмки, которая становится в наше время всё более популярной.
Узнать о том, как научиться фотографировать моноклем.

Учитель мой, Максимов Борис Никонович, гениален в своих проявлениях.
Показал он мне, однажды, странную конструкцию.
– Смотри, – говорит, – это тоже объектив.

– Простейший, в составе которого одна линза. Монокль, который я сделал своими руками.

– Такими объективами, – говорит, – фотографировали в начале прошлого века.
Покрутил я в руках эту железку, сделал вид, что мне интересно и быстренько сменил тему разговора.
Ерунда какая-то, подумал я тогда.
В те далёкие времена интересы в фотосъёмке и фотографии у меня были совсем другими.

– Вы бы лучше рассказали, как сфотографировать пейзажи, чтобы они стали как можно более резкими!
– Погоди, – сказал Учитель. – Посмотри ещё кое-что.
И достаёт серые, невзрачные картонки. С наклеенными на них фотоснимками.

– И что, – спросил я?
– Ну, вижу. Мало того, что фотографии не резкие. Они ещё и чёрно-белые!
Вы бы лучше рассказали, как фотографировать, чтобы картинка была  как можно более яркой и насыщенной!

– А давай я расскажу тебе, где это было сфотографировано.

Мастер долго и подробно рассказывал, как он попал в это место, как тщательно выбирал точку фотосъёмки, сколько дублей сделал, чтобы получить эти два фотоснимка. А потом, как он эти фотографии печатал, применяя различные реактивы и техники фотопечати.

Я уже давно понял, что сегодня «не светит». Рассеянно слушал, кивал головой, делая вид, что всё понимаю.
А потом мы пили чай, как всегда чудный, ароматный. Сделанный из трав, которые собирал Учитель.
Он рассказывал, как грамотно подобрать паспарту для фотографии, как правильно и на какую поверхность нужно наклеить фотоснимок, и как подобрать к нему рамку.
Чтобы, в результате, улучшить эту не резкую и невзрачную, как я тогда думал, фотографию.

Мудрость приходит с годами.
Это сейчас я понимаю.
Учитель знал, когда и какие знания необходимо дать. Последовательно и дозировано.

Вначале он давал азы фотографии и прививал чувство прекрасного.
После этого – знания о том, как работает фотоаппарат и какая нужна оптика для того или иного случая.
Потом пришло время для фотосъёмки обычной оптикой.

А однажды, пришёл день…
Когда, внезапно, пришло осознание того, в чём я никак не мог разобраться.
И настал час, когда Борис Никонович подарил мне свой любимый объектив. Тот самый монокль.

И пришло мгновение, когда, во время фотосъёмки, я начал чувствовать.
Возможно, то, что чувствовали русские мастера фотографии, когда создавали свои творения в далёком 1903 году.

Когда над каждым сюжетом и дублем нужно было работать с полной самоотдачей.
Чтобы душевный трепет и страстное желание создать чудную фотографию воплотились в реальность.
Чтобы снимок стал неповторимым и уникальным.

И это – мастерство, а не ремесло.
В одном случае человек фотографирует, то есть «пишет светом». В другом – просто давит кнопку фотоаппарата.

Знаете, что важно? Вам, фотографу, желательно уметь делать и то, и другое.
Иногда будет достаточно получить просто фото.
А иногда Вас будут посещать желания создать что-нибудь для себя и для души.

Фотография и монокль.

Если Вы, хотя бы немного, снимали на фотоплёнку, то помните, какую важную роль играет в этом процессе грамотно сделанный экспозамер.
И особенно, когда снимаешь на слайдовскую плёнку.

Сейчас фотографам проще.
Нажал кнопку, посмотрел результат на ж/к мониторе цифрового фотоаппарата и, если надо, внёс какие-то поправки.
Сделал много десятков или сотен дублей и доволен! Наверняка, что-то получится.
Ну, а если стараться, учиться и практиковаться, приходит опыт и осознание, как фотографировать правильно.

И однажды фотографу начинает казаться, что у него всё уже есть:

  • хорошая, а порой и прекрасная оптика с диафрагмой от 1.2;
  • дорогие и многослойно просветлённые светофильтры;
  • современный фотоаппарат с навороченной автоматикой;
  • скоростные и объёмные флэш-карты;
  • вспышки с функциями, о которых раньше не приходилось и мечтать;
  • фирменный штатив последней модели;
  • осветители и отражатели, которые помогут сделать яркие снимки.

Всё, казалось бы, есть.
Всё пришло и сложилось: знания, оснащённость, опыт, мудрость, фотографии правильные и почти безупречные…

Так в чём же проблема?
А нет художественной фотографии! Той, что не оставит зрителя равнодушным. Да и самого автора.

И во время первого просмотра результатов фотосъёмки. И через много лет после неё!

И что теперь? Доставать старый плёночный фотоаппарат?
Искать фотоплёнку, да такую, чтобы больше зернистости?
Бегать по аптекам в поисках метола с гидрохиноном?
Искать красный фонарь и закрываться в ванной на всю ночь?

А давайте проще и современнее!
Возьмите монокль и, через переходное устройство, установите его на корпус зеркального цифрового фотоаппарата.
И экспериментируйте.

Съёмка моноклем.

Одна из особенностей монокля в том, что он эффективно пишет “в светах”.
То есть, прорабатывает наилучшим образом те части изображения, которые ярко освещены.
И те, что освещены контровым светом (контражуром).

Что из этого следует? И что Вам нужно делать?
Если Вы фотографируете на природе и погода солнечная, найдите подходящий сюжет.
Тот, что притянет внимание и увлекает Вас.

Но!

Внимательно посмотрите на объект лишь одним глазом. И, немного, прищурьте его.
Вполне возможно, несовершенный (с технической точки зрения) объектив «увидит» будущую фотографию именно так.

Посмотрите на снимок Ваш будущий взглядом художника!
Творца и создателя, который ещё до нажатия на кнопку определить может, что главное в сюжете, а что второстепенное.
И, зная о том, что монокль эффективен в “светах”, стройте композицию снимка на этом.

Что осталось?
Сделайте правильный экспозамер. По «светам», конечно.
Заведомо зная, что всё, что находится в тенях, «провалится» и даже окажется в глубокой тени.

Установите правильно баланс белого, чтобы потом не пришлось долго обрабатывать фотоснимок в Photoshop.
А ещё лучше – фотографируйте в RAW формате.
Вы же не фотку делаете, а шедевр создаёте!
И если матрица Вашего фотоаппарата не кропнутая, сможете потом напечатать фотокартину размером, например, 90 х 135 см.

Не забывайте о светочувствительности. Чем меньше она, тем лучше!
Помните, что с уменьшением ISO, придётся увеличивать выдержку, чтобы выйти на необходимую экспопару.
А это значит, штатив тоже пригодится!

И что?
Да, обычная фотосъёмка! Всё по классическим законам создания фотографии.
Нюанс заметили?
Мы говорили о создании фотографии!

Существуют различные конструкции моноклей.
В монокле, который сделал Учитель, можно регулировать диафрагму.

И это позволяет «размыть» изображение, во время фотосъёмки, по усмотрению фотографа.
Главной же особенностью картинки монокля является её уникальность.
Любой монокль существует в одном экземпляре.
А единственная его линза «пишет светом» по-своему. Неповторимо.

Ещё об одной особенности фотосъёмки моноклем.

Вам нужно будет понять «характер» этого объектива.
Чтобы чувствовать, какие сюжеты можно им фотографировать.
И в каких случаях нужно снимать моноклем.

И что, скажете Вы?
Что я лично буду иметь? Что я получу, если у меня будет такой объектив?
Как минимум, Вы сможете создать свой стиль.

Вы сумеете выделиться из многомиллионной толпы счастливых обладателей современных фотоаппаратов, оснащённых дорогой оптикой.
И Вы сможете стать уникальным фотографом. Профессионалом высшего уровня.

Что такое монокль? Это инструмент художника. И Ваша возможность научиться создавать фотографии, которые никто и никогда не сможет повторить. Даже Вы сами!

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”

P.S. Спасибо, что уделили время этой публикации.
И порекомендуйте, пожалуйста, эту статью Вашим друзьям в социальных сетях.

zimfor.ru

Монокль — первый в истории линзовый объектив » PhotoCasa

Мы начинаем цикл статей о советской фотооптике, и для начала расскажем о самом первом в истории фотографии объективе — монокле.
В оптической схеме монокля всего одна линза, поэтому его считают простейшим объективом. Со времен изобретения монокля прошло много времени, но несмотря на это, сегодня многие фотохудожники используют именно его для решения своих творческих задач.

Как известно, фотография началась с камеры обскура. Изображение в ней проецировалось через очень маленькое отверстие, как и в современных
пинхолах. Из-за низкой светочувствительности фотоматериалов того времени и малых размеров отверстия, выдержка при съёмке измерялись в минутах, а иногда и часах. О съёмке движущихся объектов при таких выдержках, естественно, не могло идти и речи, но фотографам очень хотелось запечатлеть эмоции людей, поэтому инженеры-оптики активно искали способы уменьшения выдержки. И через некоторое время способ был найден. Маленькое отверстие камеры обскура увеличили и поместили в него собирающую линзу, перед которой позднее была установлена диафрагма. Так родился на свет первый в истории линзовый объектив — монокль.


Фото Александр Рощин. Nikon D700

Монокль, а также другие мягкорисующие объективы, используются, в первую очередь, для съёмки портрета. При передаче изображения монокль
позволяет избежать документальной точности, на первый план выходит образ и настроение портретируемого. Кроме того, мягкость, присущая рисунку монокля, позволяет фотографам избежать длительного и трудоёмкого процесса ретуши.

На лице портретируемого «сами собой» исчезают все дефекты: поры, пигментные пятна, морщины. Не менее популярен монокль среди фотографов‑пейзажистов. Картины природы, снятые моноклем, символичны, они дают пространство для воображения и домысливания, чем напоминают живопись импрессионистов. Наиболее ярко выразительные свойства объектива раскрылись в творчестве фотографов, имеющих художественное образование. Благодаря их работам в начале 19 века сформировалось новое направление в фотографии под названием «пикториализм» (от англ. Pictorial — живописный).


Фото Анна Мазур. Canon 450D


В Советском Союзе пикториализм признали буржуазным искусством, а основным направлением провозгласили воспевающий новую власть соцреализм. Творчество фотографов, снимающих в технике пикториализма, жёстко игнорировалось, подобные художественные опыты могли привести к большим проблемам с набирающей обороты Системой. В официальной культуре на пикториальную фотографию было наложено табу.

Сегодня цензуру на индивидуальность и самобытность мы вспоминаем как страшный сон. В творчестве вновь ценен субъективный взгляд художника:
нам интересно не общее, а личное, подчас даже интимное переживание творцом современного мира и осознание своего места в нем. Для достижения метафоричности и некоей надбытийности изображения многие фотографы, любители и профессионалы, обращаются к моноклю. Так создаются чудесные образцы пикториального искусства: лишенные крикливости, они шепчут нам о вечном, окутывая пеленой мечтательной вдумчивости.


Вячеслав Зитев. Nikon D80 85мм


Сейчас монокли изготавливаются мастерами вручную. Вы можете использовать монокли как с пленочными, так и с современными цифровыми фотокамерами. А так же в зависимости от цели Вы можете подобрать себе монокль с необходимым вам фокусным расстоянием. Один из таких мастеров, Вячеслав Зитев, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Монокли, которые он создает, и примеры фотографий, снятых ими, смотрите на сайте monolens.ru. Приобрести его монокли можно в некоторых фотомагазинах Москвы и Петербурга. Например, в магазине «ЧБ», расположенном на первом этаже перинной линии Гостиного двора.
http://b-w-foto.ru/

photocasa.ru

Фокусировка при съемке моноклем — моноклестроительных дел мастер — ЖЖ

Доделал свою первую статью о нюансах съемки моноклем. Надеюсь изложенный материал поможет разобраться в поднятом вопросе и подойти к съемке моноклем более осознанно. Комментарии и дополнения приветствуются!

Процесс фокусировки при съемке моноклем поначалу может вызвать определенную трудность даже у фотографов со стажем. Еще сложнее бывает тем, у кого ранее не было опыта съемки механическими объективами. Не радует так же и то, что приспособления облегчающие ручную фокусировку, при использовании монокля не работают. Сегодняшний интернет изобилует фотографиями снятыми моноклем и имеющими весьма сомнительную красоту, особенно обидно видеть такие снимки на уважаемых и популярных среди фотографов сайтах. Затруднения возникающие при фокусировке здесь не единственная, но далеко не последняя причина.

В данной статье я постараюсь дать понимание и наглядно показать разницу между снимками «в фокусе» и «не в фокусе» снятыми моноклем и помочь научиться фокусироваться. В первой ее части будет раскрыта техническая сторона вопроса, показано почему с моноклем не работают приспособления для облегчения фокусировки, во второй описано упражнение собственного изобретения которое призвано помочь выработать навык фокусировки моноклем, а в конце приведены несколько «живых» снимков для примера. Если у вас нет желания вникать в технические нюансы, то первую часть можно смело пропустить и перейти к упражнению. Если же вы не испытываете сложностей при фокусировке моноклем – отлично, можно просто посмотреть снимки в конце статьи.

Теория фокусировки

Первым помощником при использовании механических объективов на сегодняшний день является электроника фотокамеры подтверждающая успешное наведение на резкость. Фотограф крутит кольцо фокусировки объектива, в определенный момент на информационной строке в видоискателе загорается зеленый кружок означающий что область на выбранном датчике фокусировки — в фокусе. Чтобы понять почему это не работает (точнее работает не корректно) в случае использования монокля, необходимо знать следующее: электроника камеры сигнализирует об успешной фокусировке при достижении максимальной контрастности на сенсорах выбранного датчика. Другими словами, камера оценивает контрастность области за выбранным датчиком и в момент максимальной контрастности показывает зеленый кружок. При использовании монокля камера работает точно так же. Но проблема в том, что в случае с обычным объективом максимальная резкость и максимальная контрастность достигаются в один и тот же момент, а в случае с моноклем – нет. Максимальная резкость и максимальная контрастность при использовании монокля находятся близко друг к другу, но все же в разных положениях кольца фокусировки. Поэтому подтверждение фокусировки будет срабатывать не тогда когда монокль максимально сфокусирован. По этой причине использование адаптеров с «одуванчиками» (чипами для подтверждения фокусировки) при установке монокля на камеры Canon и Sony не имеет практического смысла. Положения кольца фокусировки при максимальной резкости и контрастности у монокля отстоят друг от друга не далеко – примерно в 2-4 мм хода кольца фокусировки в зависимости от фокусного расстояния монокля и дистанции фокусировки. При вращении кольца наводки на резкость от минимального расстояния в сторону бесконечности сначала появляется максимальная резкость, а после нее максимальная контрастность. Внимательный глаз заметит что при этом переходе моноклевые ореолы создающие «воздушность» снимка как бы поджимаются, затухают.

Второй помощник при фокусировке вручную – это фокусировочный экран с клином и/или микрорастром. Описание принципа работы фокусировочного экрана выходит за рамки этой статьи (тем более что большинство владельцев современных цифрозеркалок могут и не знать о чем идет речь), поэтому здесь придется поверить мне на слово или проверить самостоятельно: клин и микрорастр не работают в случае использования монокля. Более того, они даже мешают закрывая собой значительную площадь в видоискателе.

Третий помощник любителей мануальной оптики – это увеличивающий наглазник. Это приспособление актуально для бюджетных и полупрофессиональных кропнутых фотокамер, т.к. полнокадровые современные камеры обычно и без того имеют большой и светлый видоискатель. Увеличивающие наглазники бывают разных конструкций и с разным коэффициентом увеличения. Они могут облегчить фокусировку моноклем, однако и они не лишены недостатков. Как правило, наглазники с бОльшим коэффициентом увеличения увеличивают центральную часть кадра сокращая общую область видимости примерно до 95%. А наглазники которые позволяют видеть 100% кадра, наоборот имеют сравнительно небольшое увеличение (коэфф.: 1.2, 1.4).

Поэтому неравнодушным к съемке моноклем я предлагаю отбросить мысли об облегчении процесса фокусировки с помощью дополнительных приспособлений и подойти к вопросу с другой стороны: освоив небольшое упражнение изложенное ниже.

Упражнение по фокусировке

Упражнение заключается в следующем: на монитор компьютера нужно вывести изображение на которое будет легко фокусироваться (в данном примере это будут буквы). Затем выключить свет в комнате, отойти от монитора и начать фокусироваться. Легче всего это делать в темное время суток, чтобы монитор казался более ярким, а окружающие предметы не отвлекали.
Все нижепредставленные картинки кликабельны и являются ссылками на снимки размером 1280х1024 пикселей. Анализировать и сравнивать между собой имеет смысл снимки именно большого размера.

Теперь по порядку:

1. Открываем следующую картинку в полноэкранном режиме:

Дальнейшие действия несколько разнятся для моноклей с разными фокусными расстояниями. По умолчанию я буду писать о монокле с ф.р. 50мм, т.к. его рисунок наиболее мягкий и в данном случае снимки будут более наглядными. В скобках буду указывать значения для остальных моноклей которые собираю.

2. Нацепляем монокль на камеру, устанавливаем диафрагму на значение 5.6 (33мм – 4, 60мм – 2,8, 85мм — 2), кольцо фокусировки выкручиваем на минимальную дистанцию. Выключаем свет в комнате.

3. Отходим от монитора на 1,5-2 метра (33мм – на 0,5м, 60мм – на 2,5-3м, 85мм — на 3-4м), располагаемся так чтобы смотреть в центр монитора перпендикулярно его плоскости.

4. Смотрим в видоискатель. Картинка совсем-совсем не в фокусе. Видим лишь некое фигурное светлое пятно (у моноклей 33мм, 60мм, 85мм эффект будет не настолько выраженным, но принцип остается тот же):

5. Начинаем крутить кольцо фокусировки в сторону бесконечности. Буквы становятся различимы:

6. Крутим кольцо фокусировки дальше. Становятся различимы детали картинки. В определенный момент станут видимыми тонкие полоски в нижнем левом углу. При этом контуры больших букв станут максимально резкими, но общая контрастность будет не самая сильная. Т.е. черный цвет будет не самый черный (имею ввиду большую букву Ж), а белый не самый белый (имею ввиду белую букву Ж). Это и есть сфокусированная картинка! Ей присущи как характерная монолкевая «воздушность», так и контурная резкость деталей:

7. Слегка поворачиваем кольцо фокусировки еще дальше. Замечаем что контрастность увеличилась (это видно даже на превьюшках) – черный цвет стал более насыщенным чем прежде (черная буква Ж), белый – более ярким (белая буква Ж). Это обстоятельство и обманывает электронику камеры и человека начинающего снимать моноклем. Обратите внимание что тонкие линии в нижнем левом углу картинки и контуры букв стали более расплывчатыми чем были — пропала контурная резкость. «Воздушность» картинки уменьшилась — моноклевые ореолы поджались. Название сайта в верхнем правом углу стало менее читаемым чем на предыдущем снимке:

8. Вращаем кольцо фокусировки дальше в сторону бесконечности. Фокусировка становится все хуже…

…и хуже. Общая контрастность снимка выше и выше. «Воздушные» моноклевые ореолы исчезают совсем:

Все вышеописанное можно проделать самостоятельно, после чего внимательно рассмотреть свои снимки на мониторе при 100% увеличении. В процессе выполнения упражнения полезно давать глазам отдохнуть.

Примечание: Я фотографировал экран монитора со следующими настройками камеры: съемка в jpeg максимального качества и минимального размера, WB=5000К, ISO 100, выдержка 1/4, съемка со штатива. После съемки обрезал края снимков до размера 1280х1024. Ресайз не делал, кривые и уровни не крутил.

Следующий шаг на усложнение задачи – фокусироваться при полностью открытой диафрагме. В этом случае моноклевого «тумана» станет заметно больше. Мои снимки снятые на монокль 50мм на открытой диафрагме:

1. Кольцо фокусировки выставлено на минимальную дистанцию.

2. Вращаю кольцо в сторону бесконечности.

3. В фокусе! Контуры наиболее резкие. Название сайта в верхнем правом углу читается.

4. Кольцо фокусировки сдвинуто чуть дальше. Картинка стала более контрастной чем предыдущая, но резкость ухудшилась. Название сайта не читается.

5. Вращаю кольцо еще дальше.

6. Кольцо фокусировки установлено на бесконечность.

Для большего усложнения задачи можно отойти от монитора подальше, либо уменьшить масштаб картинки, либо использовать вместо этой картинки какую-нибудь фотографию, либо включить свет в комнате. Полезно будет так же посадить маму/папу/сестру/кошку рядом с письменным столом, направить свет настольной лампы на лицо и фокусироваться следя за резкостью деталей лица. В «полевых условиях», т.е на улице, проще всего тренироваться фокусируясь на голые ветки деревьев на фоне неба, на провода между домами или на кирпичную кладку дома напротив.

Несколько фотографий в качестве наглядного примера

Дубль слева «в фокусе», справа — «не в фокусе».

Снимки «не в фокусе» здесь специально сняты с незначительной расфокусировкой. На практике же случаются куда более сильные промахи, их можно легко увидеть пролистав пару-тройку страниц например на Яндекс.Фотках.

Не могу не упомянуть тот факт что степень желаемой «сфокусированности» снимка может зависеть и от задумки фотографа, т.е. выступать инструментом художественной выразительности. Есть множество фотографий и эпизодов в фильмах где оператор сознательно расфокусирует картинку для создания определенного настроения или передачи определенного состояния. Поэтому вопрос необходимости достижения максимально возможной резкости при съемке по сути является субъективным и не может быть решен однозначно. Взять хотя бы вышеприведенные снимки: невозможно со стопроцентной уверенностью сказать что всем понравится именно вариант «в фокусе».

p.s.
Может возникнуть логичный вопрос: стоит ли при фокусировке зажимать диафрагму монокля чтобы картинка стала визуально более резкой или наоборот открывать ее чтобы уменьшить глубину резкости?
Ответ прост и краток: фокусироваться нужно на том значении диафрагмы, на котором предполагается снимать. Т.к., по законам оптики, при изменении действующего отверстия простой линзы (изменении диафрагмы) точка фокусировки лучей проходящих через нее визуально смещается (на самом деле отсекаются лучи проходящие через периферию линзы). Если быть точным: при зажатии диафрагмы фокус сдвигается в сторону более удаленных объектов.

Обсуждение статьи в сообществе sharp_n_blur

slava-zitev.livejournal.com

Монокль это фото – Монокль. Фотографии на монокль с Гелиос-44

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх