НАТЮРМОРТ | Энциклопедия Кругосвет
НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В натюрмортах этого вида часто присутствуют часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть».
Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем), светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу). На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс). Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти»). Имеется много других примеров олицетворения раздумий над смыслом человеческого существования.
Историческое разнообразие натюрмортов определяется тем, что они фигурируют как специфическое проявление художественных стилей и национальных школ в их исторической эволюции.
Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например, имитацией книг для «ложных шкафов». С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов). Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий). Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К. Маковский). Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан). Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов. Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя. Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др.) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей.
В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. Они растворяются в свете и цвете, в излучении энергии, уплотняются в сгустки материи и объемов, рассыпаются на множество осколков плоскостей и граней. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.
В 20 в. происходит размывание границ вещей внутри натюрморта и размывание границ самого жанра. Он часто сближается с пейзажем, интерьером, картиной. И наоборот, в пейзажах, портретах наблюдается тенденция к «натюрмортизации».
Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Категории комического и трагического не характерны для этого жанра.
Евгений Басин
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Натюрморт жанр живописи — кратко
Натюрморт – один из жанров живописи, посвящённый изображению неодушевлённых объектов.
Но самостоятельным жанром он стал только в XVII в., а до этого считался вспомогательным, помогая украшать содержание картин других жанров. Натюрмортные мотивы включались в сюжет картин уже в Древнем Египте. А в эпоху Раннего Возрождения вновь возрастает интерес к вещественному миру.
Самостоятельность этот жанр обрёл в Италии в XVII в. благодаря развитию принципов Караваджо: использование светотени, скульптурности формы и натурализма. Но наибольшим разнообразием форм натюрморт отличался в голландском искусстве XVII в.
Значение термина
C французского языка слово «натюрморт» переводится как «мёpтвaя пpиpодa» (nature morte). Предметом жанра становятся только неодушевлённые вещи: посуда, книги, скатерть, дичь. Если это овощи или фрукты, то они обязательно должны быть срезаны – так же, как и цветы. Живые растения в природе – это уже пейзаж.
Любые неодушевлённые предметы могут стать темой для натюрморта при условии, что это не документальное, а художественное изображение. Создавая натюрморт, художник сознательно группирует предметы по своему замыслу.
Иногда натюрморт может нести в себе какую-то скрытую аллегорию (иносказание) – вещи превращаются в символы и несут в себе определённую идею, чаще всего философскую.
Виды натюрморта
Натюрморт – продуманная художником композиция, а не бессмысленное нагромождение различных предметов.
Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Ванитас (vanitas)в переводе с латинского – «суета, тщеславие».
Главной отличительной деталью таких натюрмортов является изображение черепа, чтобы напомнить о том, что жизнь быстротечна, жизненные радости и удовольствия – тщетны и преходящи, а смерть – неизбежна. Рассматривая такой натюрморт, человек поневоле задумается о смысле своей жизни.
Термин «ванитас» заимствован из Библии: «Cуeтa cуeт, cκaзал Εκκлecиaст, cуeтa cуeт, – вcё cуeтa!».
Раздумья над смыслом и целью человеческого существования олицетворяют и другие предметы, изображённые в натюрмортах.
Нидерландский (голландский) натюрморт
Голландские художники видели особую, скрытую жизнь в неодушевлённых предметах, но она была тесно связана с жизнью людей, их бытом, интересами, привычками. Обычные люди этого не замечают, а художники видят мир не только глазами, но и чувствами, сердцем. И тогда созданный таким чутким художником натюрморт обостряет внимание, затрагивает чувства и пробуждает различные воспоминания или ассоциации.
Голландские мастера обладали острым чувством красоты, они видели её в любом жизненном явлении, даже самом будничном. Создателем фламандского натюрморта был Ф. Снейдерс,
Голландский натюрморт был тесно связан с религиозной и аллегорической живописью. Но в XVIII в., в искусстве рококо, эта связь была утеряна, большое распространение получили эффектные натюрморты с изображением экзотических вещей, предметов роскоши для украшения богатых интерьеров особняков.
Натюрморт цветочный
Этот вид натюрморта – самый распространённый. Именно цветочный натюрморт стал первым, выделившимся в отдельный жанр.
Голландия всегда славилась своими садами и цветочными полями. Цветочный натюрморт и должен был возникнуть там как естественное продолжение жизни страны.
Учёный натюрморт
Если натюрморт с цветами вызывает у зрителей эстетическое чувство, то учёный натюрморт побуждает к размышлениям по поводу изображённого. Это уже интеллектуальный труд, способствующий развитию кругозора, знаний. К этой категории натюрмортов относится и ванитас, но его тематика более узкая; в учёном натюрморте могут присутствовать книги, старинные рукописи, письменные принадлежности, музыкальный инструменты, посуда и т.д.
Русская натюрмортная живопись
В качестве самостоятельного жанра натюрморт в России стал популярен в начале XVIII в., но почти до конца XIX в. считался низшим жанром. Основной темой были только цветы, овощи и фрукты. Самым известным русским художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.
Новый интерес к натюрморту как к самостоятельному жанру проявился у русских художников рубежа XIX-XX вв.: Врубеля, Борисова-Мусатова, Серова. Расцвет русского натюрморта относится к началу XX в., когда этот жанр по-разному проявлялся в различных художественных течениях и объединениях. В России он стал развиваться интенсивно и быстро завоевал равноправие среди других жанров живописи.
Самыми известными художниками этого жанра были К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, И. Машков. Их поддержали художники нового поколения: Е. Скуинь, П. Альберти, С. Осипов, Е. Антипова, М. Копытцева, Я. Крестовский, В. Стожаров, Б. Шаманов и др.
Натюрморт в других странах и стилях
Натюрморт, как и всё изобразительное искусство рубежа XIX-XX вв., не избежал экспериментов. Известными экспериментаторами в этой области стали Матисс, Гоген и особенно Сезанн.
Известный художник-сюрреалист Сальвадор Дали в 1931 г. создал аллегорический натюрморт «Постоянство памяти», который заставляет размышлять об относительности и необратимой текучести времени.
Жанр натюрморта не стареет, он сохранился до наших дней и продолжает развиваться.
Натюрморт | Национальные галереи Шотландии
Картина, рисунок или фотография, изображающие неодушевленные предметы повседневного обихода. Хотя этот жанр существует с древних времен, он был популяризирован в Голландии после эпохи Возрождения в шестнадцатом веке и продолжает изучаться в наши дни.
Ранние натюрморты
Жанр натюрморта существует уже тысячи лет и до сих пор процветает. Некоторые из самых ранних примеров натюрмортов были сделаны древними египтянами в пятнадцатом веке до нашей эры, обнаружены в древних захоронениях как погребальные картины, изображающие мясо, рыбу и зерно, которые будут перенесены в загробную жизнь или сделаны в качестве подношений богам. В Древней Греции и Риме подобные сюжеты появлялись на фресках и в виде узорчатых мозаик, называемых «эмблемами», выступавших в качестве символов процветания и богатства в домах высших классов. По мере развития жанра натюрморта на протяжении веков он стал тесно переплетаться с религиозной символикой, где неодушевленные предметы часто изображались рядом со священными текстами и рукописями.
Натюрморт в эпоху Северного Возрождения
Считается, что итальянский художник Раннего Возрождения Якопо де Барбари создал первый натюрморт в 1504 году, но только в семнадцатом веке в Северной Европе этот жанр полностью раскрылся. . Термин «натюрморт» произошел от голландского слова «stilleven», когда голландские и фламандские художники изображали различные предметы, включая мертвую дичь, мясо, хлеб и декадентские цветущие вазы с цветами. Художники обнаружили, что в этом, казалось бы, простом предмете они могут продемонстрировать удивительное виртуозное мастерство, захватывая широкий спектр поверхностей и текстур, а также свет, форму и пространство. Некоторые из самых ярких и выдающихся примеров были созданы Яном Брейгелем и Яном ван Хейсумом.
В это время и в Золотой век Голландии семнадцатого и восемнадцатого веков жанр «ванитас» был популярен среди художников, сложная тема, в которой художники могли сочетать религиозную иконографию с различными символами memento mori, такими как горящие свечи, сушащиеся фрукты , цветы и черепа, а также символы снисходительности, такие как вино, еда и книги, отсылающие к поверхностным и мимолетным «тщеславиям» повседневной жизни. Такие картины имели огромное влияние в Европе, аналогичная идея появилась в работах шотландских художников Уильяма Гоу Фергюсона и Ричарда Уэйтта. Во Франции цветочная живопись была популярной темой в восемнадцатом веке, примером чему служат картины Жана-Батиста Симеона Шардена.
Испанский Bodegones
В Испании натюрморт также появился в эпоху Возрождения, когда художники подняли то, что когда-то считалось скромным, низшим предметом, до уровня библейской или повествовательной живописи с помощью ярких цветов, пристального внимания к деталям. и драматическое освещение. Термин «bodegón» (по-испански «кладовая» или «таверна») был принят для описания популярности изображения съедобных предметов, таких как груды фруктов, рыбы, яиц, хлеба или диких птиц, рядом с предметами и посудой, включая блестящие инструменты для приготовления пищи, тканые сумки, прозрачные банки и книги. Такой широкий спектр предметов стал чрезвычайно сложной платформой для художников, чтобы продемонстрировать свои таланты. Многие художники, такие как Диего Веласкес, стремились отметить важность предметов повседневного обихода и связанных с ними честных работников, как видно из его Old Woman Cooking Eggs , 1618, который объединяет жанры натюрморта и портрета в единое изображение.
Натюрморт с девятнадцатого по двадцать первый век
На протяжении девятнадцатого и двадцатого веков художники продолжали исследовать натюрморты в различных стилях. Художники-реалисты, импрессионисты и постимпрессионисты исследовали способы добавления веса и содержания обычным предметам из повседневной жизни, чтобы прославить простоту и честность, а не помпезность и церемонию, как это видно на мрачных, задумчивых этюдах Эдуарда Мане и роскошных картинах мальчика из Глазго Уильяма Йорка Макгрегора. Овощной прилавок, 1884.
К концу девятнадцатого века натюрморт стал скорее фоном, на котором художники могли исследовать аспекты стилизации, преувеличения и абстракции. Шотландский колорист Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл сделал яркие, плоские эскизы студийных аранжировок под влиянием восточных гравюр, в то время как подробные исследования фруктов Пола Сезанна разбили простой предмет на ряд сложных, граненых геометрических плоскостей. В двадцатом веке Пабло Пикассо и Жорж Брак приблизили блочные, геометрические мазки Сезанна к абстракции; простые натюрморты в приглушенных тонах давали им больше свободы для исследования формальных и пространственных искажений, как это видно на картине Пикассо «9».0017 Guitar, bec a gaz, flacon (гитара, газовая струя и бутылка) , 1913. Пикассо позже расширил жанр натюрморта до трех измерений с помощью своих скульптурных ассамбляжей.
Итальянский художник Джорджио Моранди провел большую часть своей карьеры в двадцатом веке, рисуя элегантные, урезанные эскизы бутылок и банок, упрощенные до почти минималистского дизайна, которые приблизились к абстракции к концу его жизни в 1960-х годах, как видно в Natura Morta (Натюрморт), 1962. На протяжении 19В 60-е годы поп-художники изображали простые предметы повседневного обихода как отражение растущей потребительской и материалистической культуры, такие как знаменитые банки супа Кэмпбелл Энди Уорхола, а также стол Ричарда Гамильтона, 1964 год. пристальное внимание к деталям и, как и Веласкес, возвышает скромные предметы до статуса изобразительного искусства.
Современные примеры
В современном искусстве натюрморты продолжают оставаться популярными, особенно в живописи и фотографии. Как и у художников прошлого, изображение предметов повседневного обихода часто нагружено символикой или концептуальным содержанием. Фотореалистичные картины Одри Флэк возродили жанр vanitas для нового поколения, включив предметы из современной жизни, в то время как переработка Робертом Терриеном обычных предметов домашнего обихода в виде фотографий, гравюр и скульптур раскрывает бесконечно перерабатываемый язык натюрморта.
Коллекция Sybaris © | Натюрморт в искусстве: почему это так важно?
Натюрморт был одним из самых популярных жанров в истории искусства. С древних времен существуют связанные с ним представления, называемые также «nature morte». Но что такое «натюрморт» и почему был так важен и актуален до такой степени, что даже современное искусство исследовало формальные и концептуальные характеристики этого художественного жанра?
Согласно словарю художественных терминов, составленному Тейт, натюрморт: « включает все виды искусственных или природных объектов, срезанных цветов, фруктов, овощей, рыбы, дичи, вина и так далее. Натюрморт может быть прославлением материальных удовольствий, таких как еда и вино, или часто предупреждением об эфемерности этих удовольствий и краткости человеческой жизни. » Этот жанр был настолько важен для искусства, что Эдуар Мане однажды назвал его: «пробным камнем живописи».
- Жорж Брак, Натюрморт со стеклом и буквами, 1914.
- Джаспер Джонс, банки с пивом, 1964 год.
Первые изображения того, что считается натюрмортом, приписываются египтянам в 15 веке до нашей эры. Самая популярная сцена этого жанра из Египта была найдена в Гробнице Менны , в которой можно увидеть мертвую флору и фауну, а также утварь повседневной жизни, относящуюся к такому базовому для человечества ритуалу, как акт принимать пищу.
- Натюрморт, найденный в гробнице Менны (Фото: The York Project через Wikimedia Commons Public Domain)
Натюрморт связан не только с радостями жизни, но и с глубоким размышлением о таких понятиях, как смерть, жизнь, природа, органическая жизнь, искусственная жизнь и т. д. Будь то живопись, скульптура, видео , инсталляция, предметы или фотографии, натюрморт всегда посвящен неодушевленным предметам как основному предмету изображения.
Термин происходит от голландского слова «все еще», которое стало популярным в средние века, когда художники начали изображать животных, цветы и неодушевленные предметы с возрастающим реализмом в границах иллюминированных рукописей.
- Франсиско де Гойя, Натюрморт с золотым лещом, 1808-1812 гг.
В истории искусства, особенно с классической точки зрения, натюрморт является низшим из жанров в художественной шкале. В XVII веке Французская академия установила иерархию жанров, в которой натюрморт занимал самое нижнее место: пятое место после исторической живописи, портрета, жанровой картины и пейзажа. И натюрморт, и пейзаж «считались непритязательными, потому что они не включали человеческий сюжет».
- Фрэнсис Бэкон, «Цыпленок», 1982 г.
- Джейкоб Восмаер, «Ваза с цветами», ок. 1613.
С начала 20-го века искусство авангарда начало исследовать формальные возможности натюрморта, особенно в плане игры с размерностью холста, в противоположность классической перспективе эпохи Возрождения. . Позднее художники 1950–60-е годы, такие как Раушенберг, Лихтештейн, Уорхол и другие, считали натюрморт одним из главных отсылок к поп-культуре: «природная смерть» в 20-м веке больше не была драматичной, загадочной и ностальгической, а являлась примером.