Оай: Рай — православная энциклопедия «Азбука веры»

Содержание

Рай — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Рай Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия
  • Рай и ад митр. Иеро­фей (Влахос)
  • Рай. Цар­ство Небес­ное игумен Ила­рион (Алфеев)
  • Цар­ство небес­ное (рай) Н.Е. Пестов
  • Рай и ад еп. Алек­сандр Миле­ант
  • О рае Иоанн Дамас­кин
  • О рае преп. Ефрем Сирин
  • Рай прот. Стефан Ляшев­ский
  • Сотво­ре­ние чело­века. Гре­хо­па­де­ние прот. Олег Сте­няев
  • О тво­ре­нии Богом мира, о гре­хо­па­де­нии и его послед­ствиях прот. Нико­лай Соко­лов
  • Рай и скорбь игумен Нек­та­рий (Моро­зов)
  • Рай и ад. Будут ли пра­вед­ники состра­дать греш­ни­кам В.Ю. Ско­сарь
  • Чем зани­ма­ются души в раю? С.Л. Худиев
  • Тест: Жизнь после смерти

Рай (евр. «закры­тый сад»):

1) Место­пре­бы­ва­ние первых людей, Адама и Евы, до их гре­хо­па­де­ния и изгна­ния.

По пре­иму­ще­ствен­ному учению св. отцов, рай имел чув­ствен­ную и духов­ную при­роду: нахо­дился на земле (пред­по­ло­жи­тельно в ближ­не­во­сточ­ной Азии, у рек Тигр и Евфрат), но при этом пер­во­здан­ные люди пре­бы­вали в непре­стан­ном бого­об­ще­нии, духовно насла­жда­ясь созер­ца­нием Бога и бли­зо­стью с Ним.
2) Внут­рен­нее состо­я­ние пра­вед­ника, под­линно хри­сти­ан­ская радость, след­ствие бого­по­зна­ния, бого­об­ще­ния и бого­упо­доб­ле­ния;
3) Цар­ство Небес­ное;
4) Цар­ство Славы, кото­рое откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Христа;
5) Внут­рен­нее состо­я­ние тех, кто достиг Цар­ства Небес­ного, тех, кто насле­дует Цар­ство Славы.

Рай, на языке Св. Писа­ния и цер­ков­ной гим­но­гра­фии – это место, где Гос­подь. В первом тро­паре пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова чрево Бого­ро­дицы названо Раем, т. к. там Гос­подь. 

Каков Рай по срав­не­нию с нашей, земной жизнью?

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил, что если бы чело­век знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытер­петь самые страш­ные муки здесь, на земле.

Одна­жды пре­по­доб­ный Симеон, назы­ва­е­мый Новым Бого­сло­вом, был в таком оси­я­нии Духом Святым, что вос­клик­нул: «О, Гос­поди! Навер­ное, выше этого бла­жен­ства нет ничего на свете!» И полу­чил ответ: «То, что испы­ты­вают даже святые здесь на земле, во плоти, по срав­не­нию с буду­щим рай­ским бла­жен­ством подобно солнцу, нари­со­ван­ному углем на бумаге, в срав­не­нии с солн­цем, сия­ю­щим на небе!».

Можно ли узнать о «быто­вых» подроб­но­стях Рая?

Сле­дует избе­гать вуль­гарно-быто­вого, язы­че­ского, мусуль­ман­ского пред­став­ле­ния о Рае. Апо­стол Павел предо­сте­ре­гал: «не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­веку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его» (1Кор.2:9).

Клайв Льюис при­во­дил такой пример. Маль­чику рас­ска­зы­вают о том, что, когда он вырас­тет, он женится, у него будет семья. Ребё­нок спра­ши­вает: «а я там в машинки буду играть?». «Боюсь, что уже нет», – отве­чает отец. «Ну, тогда, я не хочу жениться»…

Цитаты о рае

«Один послуш­ник у нас на Афоне привык непре­станно молиться Богу, дабы про­стил ему грехи.

И стал он рас­суж­дать о Цар­ствии Небес­ном, и думал: “Я, быть может, спа­сусь, если буду усердно про­сить Бога, чтобы про­стил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих роди­те­лей, то буду о них скор­беть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скор­беть за своих родных, кото­рые, быть может, нахо­дятся во аде?”. Сей греш­ный послуш­ник думал о Цар­стве Небес­ном: “как на земле не весел бывает празд­ник, если нет роди­те­лей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, кото­рых я люблю, то буду скор­беть”. Так думал он с пол­года. И в один день, во время вечерни, послуш­ник возвел глаза свои на икону Спа­си­теля, и немного молился, в пять слов: “Гос­поди, Иисусе Христе, поми­луй мя греш­ного”, и видит – икона стала живым Спа­си­те­лем, и напол­ни­лась душа и тело послуш­ника неиз­ре­чен­ной сла­до­сти, и душа Духом Святым познала Гос­пода нашего Иисуса Христа, и Гос­подь мило­стив, и кра­соты и кро­то­сти неиз­ре­чен­ной, и вра­зу­ми­лась душа, что от любви Божией не может чело­век пом­нить ни про кого, и с тех пор горит душа его любо­вью ко Гос­поду».

пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский

Размер шрифта: A- 15 A+

Цветовая схема:

Цвета

Цвет фона:

Цвет текста:

Цвет ссылок:

Цвет акцентов

Цвет полей

Фон подложек

Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

Рай — что это? Представления о рае и его происхождение в Христианстве

Как описывается рай в Священном Писании? Что писали о рае Святые отцы? Как попасть в рай?

Содержание статьи

  • Значение термина «Рай»
  • Рай в Священном писании
  • Святые отцы о рае
  • Как выглядит рай?
  • Как попасть в рай?
  • О рае на Правмире:
  • Фильмы о рае:
    • Слово. От 28 октября. Что такое рай
    • Протоиерей Алексий Уминский: что такое рай и ад?
    • 22 февраля. Адамово изгнание из рая

Значение термина «Рай»

Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.

Рай в Священном писании

О рае в Новом Завете говорится в трех местах. Первым местом является обещание Христа, данное разбойнику, распятому вместе с Ним: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 43). Рай, о котором говорит Христос, — это Царство Божие. Царство Божие и рай, что весьма характерно, отождествляются. Разбойник просит Христа: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” (Лк. 23, 42), — а Христос обещает ему вход в рай. Примечательно толкование блаженного Феофилакта на это место: “Ибо разбойник хотя уже в раю, или в царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ”.

Второй отрывок, в котором говорится о рае, содержится в Послании апостола Павла; он связан с его личным опытом: “И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 3-4).

Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что “рай — это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями…” В то же время он говорит, что “восхищение” апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что “он был посвящен в таинственные и неизреченные слова о рае, которые до сего дня сокрыты от нас”. Как говорит преподобный Максим Исповедник, во время созерцания апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел “три неба” — деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, которое и является третьим небом, — и оттуда был восхищен в рай. Так он был посвящен в тайну того, что представляли собой два древа — древо жизни, которое произрастало посреди рая, и древо познания, в тайну того, кем был херувим и чем являлся огненный меч, с помощью которого он охранял вход в Эдем, а также во все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом.

Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса кроме прочего говорится: “Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия” (Откр. 2, 7). Согласно преподобному Андрею Кесарийскому, под древом жизни иносказательно подразумевается вечная жизнь. То есть Бог дает обетование “приобщиться благ будущего века”. И по толкованию Арефы Кесарийского, “рай — это блаженная и вечная жизнь”.

Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное — это одна и та же реальность. Мы не будем сейчас углубляться в анализ соотношения понятия “рай” с понятиями “Царство Божие” и “Царство Небесное”. Очевидно главное: рай — это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом.

Святые отцы о рае

Основной чертой учения святых отцов о творении мира было, по мнению протоиерея Александра Салтыкова, внимание к действию Святого Духа. Дух Божий пребывал в сотворенном мире с самого начала его сотворения, и Писание (в древнееврейской версии) уподобляет это действие птице, высиживающей яйцо — именно так переводит древнееврейский текст святой Ефрем Сирин. Мир воспринимался как тварный космос, изначально и непрерывно наполненный жизнью. Эта изначальная наполненность жизнью делает первозданный космос иным, отличным от того, что мы видим сейчас.

Преподобный Исаак Сирин

Рассуждая о рае, Исаак Сирин говорит, что рай — это любовь Божия. Естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду нетварную энергию Божию. Преподобный Исаак пишет:

Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами”. Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад — это бич божественной любви. Он пишет: “Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!

Опыт переживания Бога у людей различен. Каждому будет дано от Владыки Христа “по достоинству”, “по мере доблестей его”. Будет упразднены чины учащих и учащихся, и в каждом будет обнаружена “острота всяческого устремления”. Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей “вместительностью”. Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников — радовать. Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет: “Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой”.

Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и то же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному.

Как выглядит рай?

Прежде всего, рай — место будущего пребывания праведников. Вопрос о рае — один из важнейших. Без его решения мы не можем продвинуться в таком понимании Шестоднева, которое было бы адекватным современному мировоззрению. Во многих апологетических работах, начиная с середины XIX века, в основном изучался параллелизм в достижениях естественных наук и данных Шестоднева. Но мы видим, что из внимания этих работ нередко выпадает рассказ о рае. Ученые обычно говорят, что это не относится к науке.

Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: «что это?.. как я очутился здесь?..» Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости» Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».

Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, — говорит святитель Василий Великий, — потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем».3 Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства — в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном «праведники просветятся, как солнце» (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1 Ин. 3:2) и познают Его (1 Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть «мрачная темница», и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке. Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю — все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.

По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, — поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., — лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:

Церковь учит о рае как о высшем творении Божием в земной природе. Рай — это место особое, святое, туда сходил Господь. Когда он еще не был отделен, из него вытекала река и орошала землю, разделяясь на четыре рукава. Как говорят святые отцы, рай был на горе, имел большую территорию, а река соединяла землю и рай. Таким образом, земной мир имел своим центром на востоке вершину, на которой находился рай. Алтарь православного храма есть символ рая, а храм — символ мироздания.

Земля же была подобна раю. Об этом говорила еще дохристианская Книга Юбилеев, а затем св. Ефрем Сирин и другие святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Адам был создан из эдемской земли, говорит о ее девственной чистоте, о том, что на ней не было зла, она была невинной и чистой. Его мыслям соответствуют мысли святых Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата.

Посреди рая было Древо Жизни. Из него вытекала река, обтекавшая всю землю. Все это важно иметь в виду, потому что достаточно оснований думать, что та земля, которую напояла райская вода, была не совсем такой, как та, по которой мы с вами ходим. Вернее, земля та же самая, однако теперь она проклята, и райской реки нет. Не следует игнорировать это и стараться преуменьшить. Проклята она «в делах Адама», по слову Божию, но важнейшая часть этого проклятия в том, что от нее отделен рай со всеми последствиями такого события.

Как попасть в рай?

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.

Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех. И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.

Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.

Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.

Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.

Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

О рае на Правмире:

  • Что будет в раю?
  • Реальность рая — личный опыт
  • Архимандрит Арсений (Папачок): Желаю, чтобы вы знали, как правильно воскресать каждый день!
  • Рай. Как попасть в рай?
  • Образ рая в христианстве и исламе
  • Христианский Рай — тема христианской мысли
  • Боязнь рая
  • В раю нет вечеринок
  • Дверь в первозданный Рай – картины Елены Черкасовой
  • Предвосхищение рая
  • Священник из Рая
  • Разбойник в раю
  • Адам покидал Рай…
  • Мы будем жить в Раю
  • Рай и скорбь
  • Рай, ад и терроризм
  • В одном шаге от рая

Фильмы о рае:

Слово.

От 28 октября. Что такое рай

Протоиерей Алексий Уминский: что такое рай и ад?


22 февраля. Адамово изгнание из рая

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Рай Определение и значение — Merriam-Webster

par·​a·​dise ˈper-ə-ˌdīs 

-ˌdīz,

ˈpa-rə-

1

а

: смысл 2

б

: промежуточное место или состояние, где души праведников ожидают воскресения и последнего суда

с

: небеса

2

: место или состояние блаженства, блаженства или восторга

райский

ˌper-ə-ˈdi-sē-əl 

-zē-

ˌpa-rə-

прилагательное

или реже райский

ˌper-ə-ˈdi-si-kəl 

-zi-,

ˌpa-rə-

Синонимы

  • Камелот
  • Кокейн
  • Эдем
  • Элизиум
  • эмпирей
  • страна фантазий
  • небо
  • земля лотоса
  • никогда-никогда не приземлиться
  • Новый Иерусалим
  • нирвана
  • земля обетованная
  • Шангри-ла
  • утопия
  • Сион
  • Sion

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Сначала их брак был очень счастливым, но теперь в раю

беда . болото, любимое орнитологами рай Этот магазин представляет собой антиквариат, собирающий рая !

Недавние примеры в Интернете Прямые рейсы из материковой части США доставят путешественников в этот рай через несколько минут после приземления в аэропорту Сирила Э. Кинга. — Джо Силлс, 9 лет.0093 Forbes , 8 марта 2023 г. Место проведения — многоэтапный GenZ

, рай , в другом месте, в Бруклине, штат Нью-Йорк. — Колин Киркланд, SPIN , 27 февраля 2023 г. В новом шоу знакомств Perfect Match участвуют выпускники незаписанного сериала Netflix, которые ищут любовь и соревнуются со своими товарищами-одиночками в тропическом раю . — Хилари Льюис, 9 лет.0093 The Hollywood Reporter , 11 фев. 2023 Ее царство для современного читателя — феминистский рай , но даже сила всемогущей богини Парвати не может сравниться с естественными наклонностями человечества. — Авантика Шанкар, Vogue , 7 февраля 2023 г. Но даже в тропическом раю
война всегда присутствует. — Суй-ли Ви Ньимас Лаула, 9 лет0093 New York Times , 15 января 2023 г. Даже в тропическом раю война всегда присутствует. — Ниимас Лаула, BostonGlobe.com , 15 января 2023 г. Новая пара живет своей лучшей жизнью, конкурируя с Голубой лагуной, в явно секретном тропическом раю в Африке. — Мэтт Кабрал, EW.com , 9 января 2023 г. Александра Даддарио, казалось, наслаждалась большим отдыхом, купаясь нагишом в тропическом рай на прошлой неделе. — Мариса Салливан, Peoplemag , 29 декабря 2022 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «рай». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Среднеанглийское paradis, рай «райский сад, рай», заимствовано из англо-французского paradis, заимствовано из позднелатинского paradīsus, заимствовано из греческого paradeisos «закрытый парк или место для отдыха» (Ксенофонт), «райский сад» (Септуагинта), «обитель блаженных, небеса» (Новый Завет), заимствовано из иранского слова (возможно, мидийского *paridaiza- ) родственно авестийскому pairidaēza- «ограждение», именное производное от pairidaēz- «возводить преграду вокруг», от pairi- «прежде, вокруг» (восходит к индоевропейскому *per-i, откуда также санскрит pári «вокруг, около», греческое péri «вокруг, в избытке») + -daēza- «нагромождать, строить» (встречается только с префиксами), восходит к индоевропейскому *dhoi̯ǵh-éi̯e-, итеративная производная от *dhei̯ǵh- «месить, формировать» — больше пери-, симулировать

Примечание: Как независимая производная от глагола, авестийское daēza- «куча, куча (земли, камней)» сравнивалось с греческим teîchos (средний род s-основа) «стена, укрепление», toîchos (мужской род). «стена дома или ограждения», санскрит dehaḥ «тело», dehī ́ «стена, насыпь», оскан feíhúss (винительный падеж множественного числа) «стены». Чтобы узнать о германском производном от той же глагольной основы с другим смыслом, см. Тесто .

Первое известное использование

до XII века, в значении, определенном в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование рая было до 12 века

Другие слова из того же века

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получайте «Слово дня» на свой почтовый ящик!

Словарные статьи рядом с

рай

райский

рай

Рай

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Рай.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/paradise. По состоянию на 3 апреля 2023 г.

Copy Citation

Детское определение

рай

существительное

par·​a·​dise ˈpar-ə-ˌdīs 

-ˌdīz

1

: Eden Sense 2

2

: Небесный смысл 2

3

: . Среднеанглийское paradis «Эдемский сад», от раннего французского paradis (то же значение), от латинского paradisus (то же значение), от греческого paradeisos «Эдемский сад», буквально «закрытый парк»

Географическое определение

Рай

географическое название

Par·​a·​dise ˈper-ə-ˌdīs 

-ˌdīz,

ˈpa-rə-

1

Город в северной Калифорнии к северу от Сакраменто Население 26,218

2

Популяция некоросора. от Merriam-Webster на рай

Нглиш: Перевод рай для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод рай для говорящих на арабском языке

Britannica.com: статья в энциклопедии о рае

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Рай Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный
  • Идиомы и фразы на основе уровней сложности
  • .

    [пар-э-дахыс, -дахыз]

    / ˈpær əˌdaɪs, -ˌdaɪz /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы к слову рай на Thesaurus.com

    Показывает уровень сложности слова.


    сущ.

    небо, как последнее пристанище праведников.

    промежуточное место для усопших душ праведников, ожидающих воскресения.

    (часто начальная заглавная буква) Eden 1 (по умолчанию 1).

    место исключительной красоты, восторга или счастья.

    состояние высшего счастья; блаженство.

    Архитектура.

    1. парвис.
    2. ограждение рядом с церковью, как атриум или монастырь.

    (начальная заглавная буква, курсив) Итальянский Para·di·so [pah-rah-dee-zaw]. /ˌpɑ rɑˈdi zɔ/. третья и заключительная часть «Божественной комедии» Данте, изображающая небеса, по которым его ведет Беатриче. Сравните ад (по опр. 3), чистилище (по опр. 2).

    ВИКТОРИНА

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Происхождение рая

    до 1000; Среднеанглийский, древнеанглийский paradīs <позднелатинский paradīsus <греч. paradeisos park, увеселительные площадки <иранский; сравнить авестийское окружение пара-даэза

    Слова поблизости рай

    парадигма, парадигма, сдвиг парадигмы, райский, райский, рай, райская утка, райская рыба, райский цветок, потерянный рай, возвращенный рай

    Другие определения слова рай (2 из 2) )

    Paradise

    [par-uh-dahys, -dahyz]

    / ˈpær əˌdaɪs, -ˌdaɪz /


    существительное

    город в Северной Калифорнии.

    Dictionary.com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

    Слова, относящиеся к раю

    блаженство, рай, утопия, страна чудес, стадион, восторг, счастье, девятое облако, счастливые охотничьи угодья, пришествие царства, жемчужные врата

    Как использовать рай в предложении

    • Высокие Анды в Перу — рай для колибри, богатый нектаром диких цветов и минимум хищников.

      Этот колибри переживает холодные ночи, почти полностью замерзая|Джонатан Ламберт|8 сентября 2020|Новости науки

    • Порты Джибути традиционно служат каналом для удобрений, которые помогают тысячам фермеров в Эфиопии обрабатывать гектары препарата, в народе называют «райским цветком».

      Как пандемия спасает жизни на Африканском Роге|Eromo Egbejule|3 сентября 2020 г.|Ozy

    • Вскоре после разрушительного лесного пожара, уничтожившего небольшой город Парадайз в Северной Калифорнии в ноябре 2018 года, компания Pacific Gas & Electric наняла малоизвестную компанию по утилизации отходов, чтобы помочь ей восстановиться после пожара.

      Таинственный дом: как подозрительная многомиллионная сделка с недвижимостью связана с самым смертоносным пожаром в Калифорнии | Скотт Моррис, Фонд новостей Бэй-Сити | 26 августа 2020 г. | ProPublica

    • Бетон для гидровакуумной свалки в Парадайз.

      Таинственный дом: как подозрительная сделка с недвижимостью на несколько миллионов долларов связана с самым смертоносным пожаром в Калифорнии | Скотт Моррис, Фонд новостей Бэй-Сити | 26 августа 2020 г. | ProPublica

    • искусство и все, что может предложить городской рай, сделают Чикаго вашим домом.

      Чикаго: жемчужина Среднего Запада для ЛГБТ-сообщества|ЛГБТК-редактор|11 июля 2020 г.|No Straight News

    • Плоть окружила его у главного бассейна отеля Paradise Hotel and Residences в Боке.

      Влиятельный конгрессмен пишет о «мясистых грудях»|Асавин Суэбсенг|7 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • Джулия Кук — автор книги «Другая сторона рая: жизнь на Новой Кубе».

      Сумка для книг: Великие книги о Кубе|Джулия Кук|20 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

    • «Рай лежит у ног матерей», — сказал Эрдоган в понедельник, цитируя пророка Мухаммеда.

      Аллах, мама и пахлава: президент Турции использует матерей и детей в качестве политических пешек|Ксанте Акерман|27 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

    • В Турции некоторые матери находят свой рай в Центре Эсме Бельтаги в Эсенлере, в то время как другие видят, что рай уходит.

      Аллах, мама и пахлава: президент Турции использует матерей и детей в качестве политических пешек|Ксанте Акерман|27 ноября 2014|DAILY BEAST

    • Это могло выглядеть как рай, но вокруг Дэвисов назревало восстание.

      «Арго» в Конго: Призраки Стэнливильского кризиса с заложниками|Нина Строхлич|23 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

    • Итак, мы оделись и пошли вдоль реки к месту под названием Рай из-за его красоты.

      Обучение музыке в Германии|Эми Фэй

    • Эффект был такой, как будто райская птица принесла бальзам на наши расшатанные нервы.

      Дневник Галлиполи, Том I|Иан Гамильтон

    • Генох угодил Богу и был перенесен в рай, чтобы принести покаяние народам.

      Библия, Версия Дуэ-Реймса|Разные

    • Теперь вдруг, неожиданно, она поняла, что жила в раю для дураков, в который ее привел Найджел.

      Белла Донна|Роберт Хиченс

    • Я никогда не встречал христианина, столь уверенного в том, что попаду в рай, или менее страстного желания отправиться в путь.

      Друг Мак Дональд|Макс О’Релл

    Британский словарь определений слова рай

    рай

    / (ˈpærəˌdaɪs) /


    существительное

    3

    0003

    Ислам чувственный сад наслаждений, который Коран обещает верующим после смерти

    место или состояние счастья, которым наслаждался Адам до первого греха; Эдемский сад

    любое место или состояние, удовлетворяющее все желания и стремления

    парк, в котором содержатся иностранные животные

    Слово Происхождение для рая

    Древнеанглийское, от церковно-латинского paradīsus, от греческого paradeisos сад, персидского происхождения; сравните авестийскую огороженную территорию параидаэза, от пара- вокруг + стена даэза

    Словарь английского языка Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Культурные определения рая

    рай


    Место или состояние чистого счастья.

    Оай: Рай — православная энциклопедия «Азбука веры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх