Обоснованная критика: Три закона критики

Три закона критики

Критика — это хорошо. Полезное действие критики — помогать людям улучшать то, за что они отвечают. Дизайнеру говорят «интерфейс неудобный», он его улучшает, получается удобный интерфейс. Писателю говорят «у тебя опечатка», он ее исправляет, теперь опечатки нет. Благодаря критике мир становится лучше.

Но есть проблема: иногда критику тяжело воспринимать, потому что она сформулирована как личное оскорбление. Такая критика не достигает полезного действия, из-за нее портятся отношения и репутация.

Чтобы достигать пользы, сохранять отношения и не портить репутацию, следуйте трем законам критики.

Первый закон критики. Не нравится — критикуй

Критикуй все, что не нравится, вне зависимости от того, критиковал это кто-то другой и веришь ли ты в результативность критики.

Не работает кнопка в интернет-банке — написал в техподдержку
Плохо сформулирован текст на сайте — написал автору
Плохо лежит асфальт во дворе — написал в городской портал

Если тебя игнорируют в связи с важной проблемой, не стесняйся включать «клиента из ада» и вынести мозг ответственным. Так сложилось, что диспетчеры, дизайнеры, президенты, программисты, писатели и вообще все мы то и дело забиваем на тех, кто не отстаивает свою позицию. Если о проблеме сообщил один человек, этой проблемы нет. Но если сто человек выносят мозг этой проблемой каждый день, мы найдем способ ее решить.

Не жди, что проблема рассосется сама собой. Не надейся, что за тебя о проблеме расскажет кто-то другой. Не нравится — критикуй.

Второй закон критики. Критикуешь — обоснуй

Чтобы критика принесла пользу, нужно объяснить, что именно тебе не нравится, и почему это плохо:

Кнопка нажимается, но ничего не происходит. Не приходит СМС, не могу оплатить.
Из текста непонятно, что делать после прихода уведомления. Я ничего не делал, и платеж не прошел.
Асфальт во дворе положили плохо: сплошные ямы. На машине проезжать неудобно, а на велосипеде вообще невозможно.

Всегда критикуйте работу, но никогда — человека. Не пытайтесь намекнуть, что ответственный некомпетентный. Вот так нельзя:

Вы сами своими интернет-банком пользуетесь?
Вы что, наняли студентов, чтобы написать этот текст?
Что, все распилили, и на асфальт не хватило? Зайдите чисто ради интереса в наш двор, посмотрите, в каких условиях живут ваши избиратели.

Такая критика ни к чему не приводит, потому что со стороны выглядит высокомерно. Так как критику воспринимает живой человек, он не захочет отвечать на такую критику. Представь, на твой сайт пишут: «Что за кретин сделал этот сайт?»

Критику воспринимать тяжело: она значит, что ответственный плохо справился со своей работой. Не усугубляй это высокомерными комментариями. Критикуешь — обоснуй.

Третий закон критики. Если знаешь — предложи

Мой блог читают дизайнеры, писатели и разработчики. Хороший дизайнер видит вокруг себя плохой дизайн и знает, как его улучшить. То же касается писателя и разработчика:

Дизайнер, в отличие от обычного пользователя, знает закон Фиттса и что интерфейс — зло. Дизайнер может предложить улучшение, о котором обычный пользователь не догадывается.

Редактор начитанный, изучает международный опыт и понимает, как правильно составлять публичные объявления. Он составит гораздо более убедительное объявление, чем обычный чиновник или горожанин.

Разработчик умеет оптимизировать анимацию и знает, что такое 60 FPS. Там, где пользователь грешит на медленный компьютер, разработчик уже оптимизирует анимацию.

Если знаешь, как улучшить то, чем ты недоволен, предложи улучшение. Неважно, правильное оно или нет, внедрят его или нет, учтешь ты какие-то тонкости или нет. Если знаешь — предложи.

Закон в действии

Вот как выглядит неконструктивная критика с пассивной агрессией:

Вы видели новый сайт Альфа-банка? Что за лютый п…ц! @alfabank, зачем ты с нами так?

Это высокомерно и бесполезно. Разве что кинуть дешевые понты перед друзьями: смотрите, какой я смелый, качу бочку на Альфа-банк. К сожалению, эта критика не поможет ни вам, ни Альфа-банку.

А вот как выглядит полезная аргументированная критика:

@alfabank у вас на сайте фоновое видео тормозит под Хромом на «Рэсбери». Предлагаю заменять на статические картинки, если клиент маломощный. Вот код: (ссылка)

Теперь у вас есть шанс изменить Альфа-банк, получить от них приглашение на работу, а от друзей — подлинное уважение.

Запомните три закона

  1. Не нравится — критикуй
  2. Критикуешь — обоснуй
  3. Если знаешь — предложи

Практика

Приглашаю читателей попрактиковаться в комментарии к этому посту. Критикуйте все, что вам не нравится.

См. также
Критика для самоутверждения
Критика, которая деморализует
Борьба с пассивной агрессией
Илья Бирман. Критика — это комплимент
Валера Попов. Консультант хуже пидараса

Спасибо Артёму Сапегину, Коле Товеровскому и команде поддержки Альфа-банка.

Критика нашей работы | rabota.

by

Практически каждый из нас периодически сталкивается с критическими замечаниями по отношению к собственной работе. Безусловно, комплименты слышать гораздо приятней, но полностью оградить себя от выявления и разбора ошибок со стороны мы все же не в состоянии. То, как мы реагируем на эти оценочные суждения, зависит от множества причин: внутреннего настроя, уверенности в себе, обоснованности высказываний и личности оппонента. Психологи убеждены, что можно научиться не только адекватно воспринимать критику, но и извлекать из нее пользу.

«На мой взгляд, понятие «критика» изначально носит негативный характер. Это стереотипное видение, тем не менее не каждый сотрудник готов к критике. Чтобы уметь воспринимать критику, слышать ее и понимать, нужно быть достаточно зрелой личностью и гибким сотрудником. Поэтому в работе лучше использовать понятие обратной связи, включающей в себя и положительную оценку работу сотрудника и критические замечания в его адрес. А критика, или обратная связь обязательно нужна. Главное не переборщить. Важно уметь делать это правильно. В МАХ Атлант-М обратная связь дается в ходе личных встреч с сотрудниками. Я бы классифицировала обратную связь по нескольким критериям:

Систематическая обратная связь. Она доносится на еженедельных планерках и в отделах. Касается, как правило, неких общих целей и вклада каждого сотрудника в общее дело: выполнение задач в рамках проектов, выполнение планов отдела, достижение сбытовых показателей.  

Индивидуальная обратная связь. Ее сотрудник получает в ходе личной беседы с руководителем (наставником, куратором, менеджером по персоналу, экспертом, коучем). Спектр вопросов, которые обсуждаются на такой встрече, может быть очень широким.  Повод для встречи может быть различным: беседа в рамках личного плана развития сотрудника, карьерная беседа, обратная связь на основании участия в конкурсе на вакансию, после прохождения ассессмент-центра. Встречи могут быть как плановыми в течение определённого срока, так и разовыми в рамках какого-то события.

Ключевой момент – обратная связь должна быть. Она должная быть у сотрудников всех уровней и рангов», — комментирует Ашейчик Татьяна, менеджер по персоналу МАХ Атлант-М

, лидер проекта «HR-Бренд Атлант-М»

Почему мы боимся критики?

Негативные эмоции, связанные с обсуждением и анализом профессиональной деятельности, прежде всего имеют общие корни с чувством неуверенности в себе и ощущением опасности. Проявления мастерства и умение безупречно выполнить свою работу в нашем сознании прочно соотносятся с карьерной стабильностью. Тот, чьи результаты не вызывают нареканий со стороны руководства или коллектива, как правило, на хорошем счету, и ему в меньшей степени грозит увольнение. У такого специалиста есть все предпосылки для дальнейшего карьерного роста и увеличения зарплаты. То есть безупречное выполнение своих обязанностей напрямую связано с получением материальных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Одной из распространенных причин эмоциональной ранимости и негативного восприятия критики психологи считают повышенную значимость, которую мы придаем собственным успехам. Особенно отчетливо это проявляется в случае несбалансированности личной и профессиональной жизни. В отдельных случаях даже вполне безобидные отзывы о работе могут восприниматься как серьезное фиаско.

Кроме того, боязнь негативной оценки нередко связана с тем, что мы просто боимся утратить чувство собственной значимости. Успешная карьера часто связывается с нашим положением в обществе, поэтому критика воспринимается как угроза стабильности профессионального статуса.
Есть и еще одна немаловажная причина. Желание заслужить одобрение со стороны коллег или начальства является вполне естественным, но если его важность увеличивается и постепенно начинает перевешивать значимость профессиональных достижений, то любое замечание воспринимается весьма болезненно. Даже пустяковая претензия может вызвать ощущение того, что с сотрудником больше не желают общаться.

Нехватка веры в себя и поиск внешнего подтверждения правильности своих действий также играют важную роль. Если какая-то отдельная часть работы нуждается в переделке, то неуверенному человеку может показаться, что весь проект абсолютно никуда не годится. Более того, он способен и дальше «дорисовать» ситуацию в самых мрачных тонах — вплоть до полного отрицания собственного профессионализма.

Как воспринимать?

Так как мы не можем полностью оградить себя от критических замечаний, остается одно — научиться извлекать из них пользу.

• Индикатор отношений и ценностей

Если негативные отклики на вашу работу все же имеют под собой определенные основания, не спешите уличать визави в конфликтном отношении к вам лично. Вероятней всего, отрицательной оценке подвергается только определенная часть деятельности, и это не имеет отношения к чести и достоинству. Но если вы чувствуете, что практически каждый шаг подвергается пристрастной критике, — есть повод задуматься, насколько благополучны ваши отношения с сослуживцами.

Возможно, за всем этим скрывается личная неприязнь.

• Практическое руководство

Обоснованная и своевременная критика очень важна, так как позволяет выявить недочеты и улучшить работу. Особенно ценным может быть совет, данный еще до сдачи проекта. Даже если замечание высказано не в самой комфортной форме, к нему стоит прислушаться. Со стороны часто бывает видно то, что мог не заметить сам исполнитель. Чаще всего эта критика бывает если не от чистого сердца 

• Двигатель карьеры

Известно немало случаев, когда люди, подвергавшиеся множеству деструктивных оценочных атак, все же выстраивали блестящую карьеру. Пока критикан говорит «вот я бы на твоем месте сделал это лучше», критикуемый совершает конкретные действия, в результате которых совершенствует свои навыки. Он приобретает профессиональный опыт, нередко желая показать свое практическое превосходство над голословным оппонентом. В этом случае неоценимую психологическую поддержку может оказать нацеленность на результат.

Ашейчик Татьяна делится опытом: «Сотрудникам я порекомендую научиться принимать обратную связь. Но сперва определиться важна ли она вам и нужна ли? Стоит ли у вас цель развиваться в компании? Перенимать опыт? Наращивать компетенции? Если так, то обратная связь — один из инструментов работы над собой, один из этапов личностного и профессионального роста.

Если же вы находитесь в зоне комфорта и не чувствуете желания двигаться вперед – обратка может быть болезненной и вызывать сопротивление. Важно понимать, что в любом случае – это шаг вперед к изменениям в лучшую сторону. А совершенствоваться или нет – это выбор каждого. Если вам кажется, что критика со стороны руководителя не обоснована, стоит прояснить в чем причина: в вас, в том, что вы пока не научились принимать обратную связь, делать выводы и работать над собой, или все-таки в преподнесении обратной связи со стороны руководителя. Во втором случае   не бойтесь говорить руководителю об этом, просить его быть менее категоричным в высказываниях, более гибким, просите помощи и поддержки. Если обратная связь руководителя резкая, категоричная и вам сложно не обижаться на нее…нет ничего смертельного в том, что вы тоже дадите руководителю обратную связь по его обратной связи.

Умение давать обратную связь – целое «искусство». Важно предоставлять качественную обратную связь, которая будет помогать сотруднику в дальнейшей работе, развитии, которая будет мотивировать, вдохновлять, поддерживать. При этом, она не в коем случае не должна  способствовать демотивации и ухудшению эмоционального состояния сотрудника. Думаю, что самым «сильным» способом научить руководителей давать обратную связь является метод проб и ошибок, как бы грубо это не звучало.  Мы не учим руководителей «теоретически». Мы создаем им условия для практики. Я ранее упоминала про процедуру ассессмент-центра. Важной составляющей ассессмента является обратная связь всем заявившимся кандидатам. Руководители на основании пройденных испытаний и выполненных заданий составляют SWOT-анализ по каждому кандидату. Это позволяет структурно и объективно предоставить обратку. При этом выделяются не только слабые стороны кандидата/сотрудника, но и его конкурентные преимущества, сильные черты, возможности и риски кандидатуры.

Руководители «набивают» руку в ходе отсмотра кандидатов на вакансии. Обратка дается не только сотрудникам, но и всем соискателям. Это редкий случай того, когда количество вырастает в качество. После многочисленных бесед руководители начинают более мягко формулировать фразы, шире видеть ситуацию, давать оценки не людям, а их действиям и соблюдать правила корректной критики.»

***
Несмотря на то что профессиональная критика приносит определенную пользу, немногие готовы воспринимать ее абстрагировано от собственной личности, и в немалой степени это зависит от формы подачи. Конструктивные суждения неотделимы от одобрения, а значит, любителям указывать на недочеты нельзя забывать и о сильных сторонах в чужой работе. Такая критика вызовет гораздо меньше неприятия и отрицательных эмоций.

словосочетаний оправданной критики | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с критикой.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Применение двойных стандартов ведет к дискредитации оправдал критику некоторых других стран как бесполезное, наглое вмешательство.

От Europarl Parallel Corpus — английский