Официальные языки исо: Сайт ИСО снова доступен на русском языке

Тема 8. Международные стандарты исо серии 9000.

Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

Официальные языки ИСО – английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Стандарты ИСО – наиболее широко используемые во всем мире, их более 15 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК.

Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных для всех заинтересованных сторон.

ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практические члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации в тех формах, которые описаны выше, а также может применяться в двух- и многосторонних торговых отношениях.

В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов.

В мировой практике развитие работ по внедрению систем качества началось на крупных предприятиях с массовым характером производства и большим числом поставщиков деталей, узлов, сырья, материалов. Взаимоотношения предприятия-потребителя и предприятий-поставщиков стали строиться на основе систем качества. При этом предприятие-потребитель либо само оценивало систему качества поставщика, либо запрашивало сертификат на систему качества. В большинстве случаев такие оценки проводились на соответствие требованиям, устанавливаемым самим потребителем, либо на соответствие национальным стандартам.

Первые стандарты на системы качества были разработаны в Великобритании в 1970-х гг., а с середины 1980-х гг. Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по этому вопросу, известных как стандарты серии 9000. На сегодня уже опубликовано или находится на завершающей стадии разработки около 20 стандартов. Стандарты серии 9000 по своему назначению отражают взгляд на систему качества изнутри и извне. Для создания на предприятии эффективной системы качества как средства решения задач и проблем предприятия был разработан стандарт ИСО 9004 и еще более десяти стандартов, которые выполняют роль пособия по разработке системы качества (взгляд изнутри).

Стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 носят нормативный характер и служат целям внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной (взгляд извне). Именно эти три стандарта приняты в России в качестве национальных: ГОСТ Р ИСО 9001 – 96, ГОСТ Р ИСО 9002 – 96 и ГОСТ Р ИСО 9003 – 96 соответственно. Остальные стандарты ИСО серии 9000 существуют в виде переводов.

Принятие международных стандартов ИСО серии 9000 создало единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах. По оценкам разных экспертов в мире сегодня сертифицировано по ИСО серии 9000 около 300 тыс. компаний. Преимущественно это промышленные предприятия, и этому есть объяснение, поскольку стандарты ИСО 9000 написаны языком, в большей степени понятным специалистам промышленности.

Пересмотр стандартов ИСО серии 9000 в 2000 г. представляет собой полную перестройку стандартов, которая принимает во внимание все достижения в области качества и весь массив накопленных к этому времени опыта внедрения ИСО 9000.

Вместо ранее действующих стандартов системы качества (модель для обеспечения качества) вводится серия международных стандартов на менеджмент качества:

ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основы и словарь»;

ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Работы по пересмотру стандартов базировались на тщательном анализе практики применения этих документов, в результате чего они претерпели существенные изменения с момента их первой публикации в 1987 г. Версия 2000 г. воплотила в себе все новейшие достижения в области качества и огромный 13-летний опыт применения стандартов.

Среди отличий последней версии от предыдущих стоит отметить следующие:

  • сокращение числа стандартов;

  • четко сформулированные требования к достижению удовлетворенности потребителей и постоянному улучшению деятельности;

  • более логичная структура стандартов;

  • введение принципа процессного подхода к деятельности организации;

  • удобство применения на предприятиях сферы услуг и малого бизнеса;

  • базирование на восьми универсальных принципах менеджмента качества;

  • возможность идти дальше сертификации, обеспечивая достижения удовлетворенности не только потребителей, но и других заинтересованных сторон – персонала предприятий, держателей акций и общества в целом.

Именно в стандартах ИСО 9000:2000 нашли отражение так называемые «принципы менеджмента качества».

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Ключевые преимущества:

• Люди будут понимать и будут мотивированы на цели и задачи организации.

• Деятельность оценивается, согласовывается и внедряется единым образом.

• Пример лидеров приводит к непрерывному улучшению.

Принцип лидерства призывает, чтобы руководители предприятия обеспечивали понимание целей и направлений развития предприятия на всех уровнях, направляли усилия персонала на их достижение. Результатом реализации этого принципа будет сформированная миссия и стратегия развития предприятия, созданная и поддерживаемая на всех уровнях новая система ценностей, оптимизированная внутренняя система коммуникаций, а также обеспечение персонала необходимыми ресурсами.

Обратимся к известным восьми принципам менеджмента качества, представленным в стандарте ИСО 9000:2000. Как правило, если их и упоминают при объяснении сути системы менеджмента и подходов к ее построению, то обсуждают каждый принцип отдельно и в последовательности, соответствующей их нумерации, — от первого до восьмого.

По мнению некоторых авторов, в этом случае не удается предложить логическую цепочку последовательных действий по построению, внедрению и функционированию системы менеджмента предприятия, хотя возможность этого в принципах заложена. Процесс построения системы управления качеством, заложенный в системе ИСО 9000:2000, представляет собой, по сути, подход усовершенствования системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей.

При всем уважении к первому принципу «Ориентация на потребителей», следует учитывать, что если первый руководитель до конца не понимает, что такое система управления качеством и зачем она нужна, не придает ее построению должного значения, то работу по ее построению можно даже не начинать. Разработку и внедрение системы на предприятии надо начинать со второго принципа «Лидерство»: с обучения первого руководителя, с превращения его в сознательного и активного участника этого процесса.

Руководитель должен понять, что разработка системы — не локальная задача, а важнейший для предприятия проект, что внедренная система менеджмента станет, прежде всего, его инструментом управления. И инструмент этот должен быть ему удобен и полезен, как говорится, «по руке». Поэтому участие руководителя в этой работе — обязательное условие успеха.

Рис.2. Восемь принципов менеджмента качества в системе ИСО 9000:2000

Литература основная: 8, 9, 11, 12, 13, 17.

Литература дополнительная: 4.

Практическое занятие (2 часа):

Цель: Знакомство с международными стандартами ИСО. Менеджмент качества и его основные принципы.

Вопросы по теме:

  1. Выпуск стандартов ИСО серии 9000.

  2. Система менеджмента качества согласно стандартам ИСО.

  3. 8 принципов менеджмента качества.

  4. Процессный подход как основа внедрения системы менеджмента качества.

Карта сайта || Филиал КузГТУ г.Прокопьевск

  • Университет

    Университет

    • Сведения об образовательной организации
    • История филиала
    • Новости

      Новости

    • Медиацентр
    • Оценка качества подготовки обучающихся
    • Для сотрудников
    • Стоп коронавирус
    • Выпускнику
  • Студенту
    • Расписание
    • Внеучебная работа
    • СНС «СИСТЕМА»
    • Автошкола КузГТУ
    • Портфолио
    • Шаблоны документов
    • Практико-ориентированное обучение
    • Социальная поддержка
    • Страница психолога
    • Личный кабинет студента
    • Реквизиты
  • Поступающему
    • Бакалавриат
    • Специалитет
    • Среднее профессиональное
    • Политехнический лицей
    • Дополнительное образование
    • Подготовительные курсы
    • Плата за обучение
  • Научная работа
    • Отдел научно-технического развития
    • Сборники и публикации
  • Контакты

    Контакты

Коды языков ISO

(639-1 и 693-2) и типы языков IETF — набор данных — DataHub

Полная информация о кодах языков, состоящая из типов языков ISO 639-1, ISO 639-2 и IETF. Данные Данные взяты из Библиотеки Конгресса как органа регистрации ISO 639-2, а также из репозитория данных Unicode Common Locale. data/language-codes.csv Этот файл содержит 184 читать далее

Скачать

Разработчики

Файлы данных

Скачать файлы в этом наборе данных

Файл Описание Размер Последнее изменение Скачать
языковых кодов 3кБ CSV (3 КБ) , json (8 КБ)
языковые коды-3b2 3кБ CSV (3 КБ) , json (11 КБ)
языковых кодов-полный 16кБ CSV (16 КБ) , json (51 КБ)
языковых тегов ietf 24кБ CSV (24 КБ) , json (97 КБ)
языковые коды_zip Includes normalized CSV and JSON data with original data and datapackage.json.»> Сжатые версии набора данных. Включает нормализованные данные CSV и JSON с исходными данными и datapackage.json. 65кБ zip (65 КБ)

языковые коды