МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка: nikonofficial — LiveJournal
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен для отображения всей требуемой сцены. Она открывает фотографу возможности для различных экспериментов, реализации творческих идей.Что же такое панорамная съемка? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с экспертами Вадимом Малышевым, Алексеем Байфа, Владом Соколовским и Иваном Мусиновым!
И традиционный конкурс: ждем ваши лучшие фото с применением панорамной съемки в комментариях здесь до 10 сентября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Подписывайте, на что сделаны кадры, и загружайте фото размером не более 900 рх 🙂 Всем удачи!
Автор: Даниил Коржонов
Вадим Малышев :
“1. Съемка с рук или штатив
В большинстве случаев съемка со штатива предоставляет фотографу больший арсенал технических средств. Например, если вы хотите включить в панораму объекты переднего плана, то для борьбы с эффектом оптического параллакса вам необходимо совершать поворот камеры относительно нодальной точки объектива, а не стандартного винта штатива. Для этого используются специальные штативные головы с возможностью поиска нодальной точки. Однако, если объекты имеют не строгую геометрически читаемую форму (как трава, например), либо объекты достаточно удалены, можно вполне вести панорамную съемку и с рук. Это чаще всего актуально во время переходов в течение пеших экспедиций, когда вы не можете задерживать группу или ограничены в весе носимого оборудования.
Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, снята с рук.
Передний план не содержит объектов с видимым геометрическим искажением.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 400
Фокусное расстояние: 58 мм
2. Контроль кадрирования
При съемке для дальнейшей сборки панорамы необходимо обеспечить некоторое наложение соседних кадров, по которому пройдет “сшивка”. Для контроля нашего разбиения панорамы можно использовать насадки на штатив с подобранными фиксированными углами под конкретный объектив, либо включить визирные линии в видоискателе и ориентироваться по ним. Лучше сделать больше кадров с более широким наложением, чем пропустить хоть немного и утратить всю панораму, обычно я использую нахлест в 30—40% ширины кадра.
Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, съемка проводилась с рук. В качестве ориентиров для перекрывающихся частей кадра хорошо подходят стволы пихт.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/100
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
3. Блокировка фокуса и экспозиции
При съемке панорамы очень важно сохранить единообразие технической составляющей кадра. Одинаковая глубина резкости и экспозиция являются зачастую главными факторами хорошей панорамы. Конечно, можно выставить все параметры, включая точку фокусировки, в ручном режиме, однако во время путешествия проще воспользоваться кнопками блокировки фокуса и экспозиции на корпусе камеры. Так вы будете уверены, что плоскость резкости по всей панораме будет стабильной, а также освещение будет одинаковой интенсивности. Ориентир для замера освещенности в каждой ситуации разный, чаще всего это средняя по освещенности точка планируемой панорамы.
Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, съемка на закате с блокировкой фокуса и ручной установкой экспопары.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Фокусное расстояние: 70 мм
4. Фильтры
Любой пейзажный фотограф имеет в своем арсенале поляризационный фильтр. Однако в случае, если вы делаете панораму с достаточно широким углом, поворот относительно положения солнца будет давать неравномерную глубину неба, что может не лучшим образом отразиться на восприятии панорамы. Для выравнивания диапазона освещенности в данном случае небо можно притемнить градиентным фильтром вместо поляризационного.
Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, градиентный фильтр блокирует верхнюю часть кадра при съемке против солнца.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1. 4D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм
5. Выбор объектива
Метод панорамы чаще всего применяют к съемке природных ландшафтов, однако это не значит, что для создания панорам нужно применять только традиционные для жанра широкоугольные объективы. Оптимальная по простоте “склейка” происходит при использовании объективов с фокусным расстоянием около 50 мм, однако часто использование телеобъективов дает более выразительный результат”.
Однорядная панорама из пяти вертикальных кадров, использование телеобъектива с эффективным фокусным расстоянием более 300 мм позволило сфокусироваться на дальнем плане, выделив в нем панорамный участок.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и 2х конвертер
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 310 мм
Алексей Байфа:
“1. Съемка панорам вертикальными кадрами
При съемке однорядных горизонтальных панорам лучше повернуть фотоаппарат на бок и делать снимки в вертикальной ориентации. Если снимать в обычном горизонтальном положении, то при сложении трёх и более кадров панорамный снимок получается узкой полоской. Такие панорамы хорошо могут смотреться при печати на длинном холсте, но при публикации в интернете или журналах они будут выглядеть узкой полосой изображения.
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/4000
ISO: 250
Фокусное расстояние: 16 мм
2. Вертикальные панорамы
Что делать, если под ногами раскинулось цветочное поле или красивый камень, а над головой зависли интересные облака? При наличии сверхширокоугольного объектива, конечно, можно снять вертикальный снимок, но, опять же, изображение получается узким, да и угла обзора не всегда может хватить. Как раз тут и приходят на помощь вертикальные панорамы, когда можно максимально близко расположиться к переднему плану, выделив его геометрически, при этом оставив в кадре небо.
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/4000
ISO: 320
Фокусное расстояние: 16 мм
3. Ручной режим при съемке панорам
Освещение при повороте камеры может меняться на несколько стопов экспозиции. А если автоэкспонометр будет постоянно корректировать выдержку/диафрагму/ISO, то снимки выйдут с разной яркостью, что выльется в ужасные артефакты при склеивании. Из-за этого же стоит не забывать про автобаланс белого. Однако, если снимать в RAW (а только в нем и советую снимать), то баланс белого всегда можно поправить после.
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 150 мм
4. HDR-панорамы
Разница освещения в панораме может быть несколько стопов, и чем больше захватываемый угол, тем больше вариаций освещения может попасть в панораму: от восходящего над горизонтом солнца до неосвещенной расщелины в скале.
Работать с такими панорамами стало гораздо проще, когда Adobe добавили в CameraRAW и Lightroom возможность сохранять HDR и панорамные кадры в формате . dng и работать с результатами как с RAW. При съемке для каждого поворота камеры снимаются кадры с брекетингом экспозиции, потом для каждого ракурса сначала собираются HDR-кадры в .dng, и уже после все HDR.dng собираются в итоговую панораму, с которой начинается работа как с обычным RAW-файлом.
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/800
ISO: 500
Фокусное расстояние: 16 мм
5. Метод Бренайзера
Этот метод отличается от традиционных панорам тем, что здесь используются светосильные не широкоугольные объективы (от 50 mm) с максимально открытой диафрагмой и фокусировкой на близком объекте. Из-за того, что мы расширяем угол обзора с помощью панорамирования, мы можем ближе подойти к интересующему нас объекту съемки, при этом размытие фона станет больше, и пейзажные фотографии приобретут новый объем и глубину. Подробную методику съемки можно найти в интернете, главное — не забывайте переводить фокус в ручной режим!
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/1. 8
Выдержка: 1/500
ISO: 200
Фокусное расстояние: 50 мм
6. Снимайте панорамы в рассветное/закатное/ночное время
Вся игра красок, объемов и непривычного освещения происходит именно с заката до рассвета. Выбирайте для съемок наиболее интересное время, оставайтесь допоздна насколько возможно, вставайте как можно раньше и успевайте снимать волшебные мгновения природы!”
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/50
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм
Иван Мусинов:
“1. Оборудование
Панорамы, разумеется, лучше снимать со штатива, тяжелого и устойчивого. Еще лучше использовать при этом специальную панорамную головку, позволяющую установить камеру так, чтобы избежать эффекта параллакса при её вращении. Для фотографа, снимающего композитные городские пейзажи, полезным аксессуаром будет поворотная платформа с клик-стопами, помогающая запоминать различные положения камеры и снимать одну и ту же панораму по многу раз.
Если света в кадре достаточно, и перед вами не стоит каких-то специфических задач, вроде склейки тех же “композиток”, можно снимать превосходные панорамные кадры и просто с рук. Чтобы обеспечить максимально удачную склейку такой панорамы, можно прибегнуть к одному маленькому ухищрению: при съемке постарайтесь вращать камеру вокруг оптического центра объектива. Для этого можно упереть камеру в палец точкой, примерно соответствующей оптическому центру, и вращать её так, словно она установлена на палец, как на штатив. Это даст примерно тот же эффект, что даёт использование панорамной головки, то есть минимизирует необходимость дорабатывать те участки панорамы, где кадры склеились не совсем удачно.
Пять вертикальных кадров
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/80 — 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 мм
2. Небо в одном кадре
Облака в сочетании с солнечным светом способны создавать в небе уникальные картины, потрясающие своей красотой и масштабностью. Такое состояние природы как нельзя лучше подходит для панорамной съемки. На кадрах, что получаются в результате, небо впечатляет сильнее, чем в жизни. Сказывается сверхширокий угол обзора, который способна обеспечить панорамная техника: вся красота неба может вместиться в один панорамный кадр.
Три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D300
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1.6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14 мм
3. Раздвигаем границы
Панорама не обязательно подразумевает сверхширокий угол. Представьте ситуацию: у вас в руках 500-миллиметровый фикс, а перед глазами — пейзаж, который хочется снять на 300 мм. Решение простое — ставим камеру на штатив, делаем несколько кадров и склеиваем из них панораму. Снимок, представленный ниже, сделан как раз по такой методике, только фокусное расстояние скромнее. В то утро я забыл “ширик” дома, но “полтинник” в сочетании с панорамной техникой выручили.
Три ряда по три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм
4. Режим M
Я не раз сталкивался с ситуацией, когда снять сюжет нужно очень быстро, и времени на установку всех настроек просто не остается. К примеру, в переменную облачность, когда облака плывут по небу быстро, солнце подсвечивает то одни, то другие объекты на земле, и нужно успеть ухватить момент, когда лучи освещают что-то сюжетом важное. В таких случаях я не трогаю настройки, и снимаю всё как есть. Поделюсь своими универсальным настройками камеры, подходящим для быстрой съемки как панорам, так и простых кадров: режим приоритета диафрагмы, брекетинг в три кадра с разницей экспозиции в 1 стоп, экспозамер на -0.7—1.0, ISO и диафрагмы — по ситуации. Все кадры будущей панорамы снимаются с брекетингом, а потом выбираются оптимальные по экспозиции. В редакторе они подгоняются друг к другу по яркости и балансу белого, а после склеиваются.
Шесть вертикальных кадров
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм
5. Совмещение техник
При съемке городских пейзажей панорамная техника нередко используется в сочетании с другими интересными приемами. Съемка композитных изображений — пожалуй, самый распространенный из них. Заключается он в том, что один и тот же ракурс городского пейзажа снимается в разное время дня (сначала, например, вариант с красивым закатным небом, а потом со включенной городской подсветкой и следами от фар), а затем все снимки склеиваются в один кадр, что позволяет взять лучшее от каждого из состояний города. Съемка и обработка таких изображений требуют времени и усилий, однако результат того стоит.
В городских панорамах также применяется фокус-стекинг и различные варианты коллажирования. Те, кто выступает за чистоту и естественность фотографии, порицают использование таких ухищрений. Но, на мой взгляд, в жанре городских пейзажей документальной точностью снимка можно пренебречь в угоду красоте и атмосферности”.
Композитное изображение
Четыре вертикальных кадра панорамы и дубли для городской подсветки
Камера: Nikon D600
Диафрагма: f/5.6 — 7.1
Выдержка: 1/20 — 4
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм
Влад Соколовский:
“1. Фототехника
Панораму можно снимать любой камерой с “уровнем” и любой оптикой, начиная от широкоугольной, заканчивая телеобъективами. Кроме того, для съемки необходимо иметь надежный штатив, панорамную голову, панорамную (нодальную) планку и выравнивающую площадку. Выравнивающая площадка — звено между штативом и штативной головой, облегчающая работу фотографа.
В определенных случаях можно обойтись без панорамной головы и без штатива. Например, при съемке пейзажей в светлое время, когда достаточно короткие выдержки. Но при серьезной съемке, а также съемке интерьеров или архитектуры, они необходимы. Достаточно одного бракованного кадра, чтобы не сложилась вся панорама.
Три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 190 мм
2. Съемка интерьеров
Панорамы востребованы в пейзажной съемке и в меньшей степени — при съемке интерьеров и архитектуры. Одна из причин — видимые искажения геометрически ровных конструкций, вследствие чего может получиться недостоверное отображение помещения (хотя частично изображение можно поправить с помощью Puppet Warp).
Зачастую, смотря на панорамный интерьер, сложно понять, где начало, а где конец помещения. И в то же время при определенных обстоятельствах, если нет иного выхода, можно получить эффектный ракурс, если сильно не злоупотреблять углом обзора.
Десять вертикальных кадров без брекетинга, сделанных на штативе, с использованием панорамного комплекта. Сферическая проекция
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/5
ISO: 200
Фокусное расстояние: 15 мм
3. Площадь перекрытия
Техника съемки панорам подразумевает под собой склеенные два и более кадров, снятые последовательно с небольшим перекрытием по отношению к предыдущему. Каких-либо рекомендаций по площади перекрытия давать сложно, многие руководствуются условными 30%. На самом деле перекрытие может быть как больше, так и меньше. Если оно меньше, увеличивается шанс больших искажений и плохой склейки. Если же площадь перекрытия более 30% — возрастает количество кадров и, соответственно, увеличивается время на различные манипуляции с исходными кадрами и время на сборку. В отдельных случаях большое количество кадров также может негативно отразиться на итоговом результате.
Пять вертикальных кадров
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 150 мм
5. Верторама
Горизонтальную панораму принято снимать вертикальными кадрами, вертикальную панораму (вертораму) — наоборот, горизонтальными. Почему именно так? Во-первых, мы имеем запас по верху и низу (в случае сшивки горизонтальной панорамы), а во-вторых, портретная ориентация камеры позволяет в большей степени избежать нестыковок при сшивке из-за геометрических искажений (особенно при съемке на широкоугольную оптику).
Многие, наверное, замечали, что Adobe Photoshop или иной редактор при сшивке двух и более кадров, снятых с рук или с помощью планки для однорядных панорам в вертикальную панораму, выдают результат чем-то похожий на песочные часы. Получается картинка специфической формы: нижняя часть кадра более-менее выглядит нормально, а верхняя расползается в стороны, а центр кадра сужен. Решение проблемы весьма простое: перевернуть горизонтальные кадры вертикально. И сшить.
Три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 180 мм
6. Фокусное расстояние
Каких-либо ограничений по фокусным расстояниям для съемки панорам нет. Многие свои пейзажи я снимаю, в первую очередь, на длиннофокусную оптику. На большом фокусном расстоянии оптические искажения малы, следовательно, перекрытие кадра может быть меньше. Да и нодальная планка, в данном случае, уже не требуется, панорамы клеятся без проблем”.
Два горизонтальных кадра. Снято с рук.
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8Выдержка: 1/1000
ISO: 400
Фокусное расстояние: 450 мм
Ждем ваши снимки в комментариях — у вас есть шанс выиграть фирменные сувениры от Nikon!
Теория создания и фотосъемка панорам « 1panorama
Панорамная фотография это фотография имеющая большой угол обзора.3d-панорама – это панорамная фотография спроецированная на сферу или куб, которую можно рассмотреть смещая точку обзора.
Часто на простых цифровых фотоаппаратах существует режим панорамной съемки. Это не совсем то что нам нужно. Чаще всего производителями фототехники под панорамой подразумевается просто вытянутый по горизонтали снимок. Т.е. у обычного снимка обрезается верхняя и нижняя часть. Получается имитация панорамной фотографии.
Вместе с тем, в последнее время производители расширили понимание режима панорамной съемки. При фотографировании создается несколько снимков, а затем фотоаппарат, или программное обеспечение прилагаемое к нему, сшивают их в единую панораму. Также встречается метод сканирование одним рядом пикселей матрицы пространства при повороте камеры.
Да, благодаря такому подходу можно создать панорамный снимок. Вместе с тем он не позволяет создать 3d-панораму с углом обзора 360х180 (т.е. когда можно посмотреть и на небо и под ноги). К тому же зачастую результат полученной панорамы не так уж и хорош.
Поэтому, в данной статье будет применен другой подход к панорамной съемке: фотографирование по определенным правилам , и последующей склейке полученных снимков в специализированных программах в единую панораму.
Для начала разберемся с основными терминами, и какое они отношение имеют к панораме.
Сферическая панорама (из википедии) – один из видов панорамной фотографии.
В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол охвата (360х180 градусов), позволяющий полностью отобразить окружающее пространство.
Если изображение сферической или кубической проекции поместить на сферу или куб соответственно, то получим 3d-панораму.
Несколько 3d-панорам образуют виртуальный тур. Точки, при клике на которые осуществляется переход от одной панорамы к другой, называются точками перехода.
Рассматривается 3d-панорама изнутри сферы или куба. Вращая эту 3d-фигуру, получаем возможность изменения точки наблюдения, а меняя фокусное расстояние – управление масштабом.
Для того чтобы создать сферическую проекцию для 3d-панорамы необходимо сфотографировать все окружающее пространство и сшить их в специальном программном обеспечении. Кубическую же проекцию можно получить путем преобразования из сферической.
Для создания виртуальных туров существует специализированное программное обеспечение. Но что это такое, и как с ними работать будет рассмотрено в следующих статьях (все статьи о том, как сделать 3d-панораму).
Нодальная точка и параллакс
Те, кто впервые пытались собирать панораму из отснятых с рук фотографий, часто сталкивались с тем, что часто снимки не сшиваются в единую панораму.
Причина всему этому параллакс – изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.
Например, если посмотреть сначала одним, а затем другим глазом, то видно, что картинка изменяется. Особенно это заметно на объектах ближнего плана.
Посмотрим влияние параллакса на снимок при повороте камеры.
Видно, что при повороте камеры происходит смещение объектов ближнего и дальнего плана относительно друг друга. Чтобы этого не происходило необходимо вращать фотоаппарат вокруг специальной точки, называемой нодальной.
Нодальная точка находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей (строение объектива показано схематично).
При вращении камеры вокруг нодальной точки смещения объектов ближнего и дальнего плана не происходит.
Расположение этой нодальной точки индивидуально для каждого объектива.
Для того чтобы фотоаппарат можно было вращать вокруг именно этой точки применяются панорамные головки, которые накручиваются непосредственно на штатив.
Иногда панорамными головками называют обычные шаровые головки обеспечивающие поворот фотоаппарата на 360 градусов. Это не совсем верно. Снять панораму с разноплановыми объектами при помощи них почти невозможно. Необходимо обеспечить поворот фотоаппарата вокруг именно нодальной точки. А данные головки позволяют лишь просто поворачивать корпус фотоаппарата.
Вместе с тем шаровые головки могут помочь при съемке панорам, когда объекты ближнего плана отсутствуют. В этом случае эффект параллакса будет почти незаметным.
Отдельные модели панорамных головок могут приспособлены только для съемки цилиндрических панорам (фотоаппарат можно вращать только по горизонтали). Но большинство головок позволяют создавать как сферические, так и цилиндрические панорамы. В этом случае вращение фотоаппарата возможно и по вертикали и по горизонтали
Видно, что при любом вращении головки, точка пересечение вертикальной и горизонтальной оси не смещается. Если расположить фотоаппарат так, чтобы нодальная точка его объектива совпала с вышеобозначенной точкой пересечения, то эффекта параллакса наблюдаться не будет.
Иногда для съемки панорам можно обойтись и вообще без панорамной головки. Что это за случаи рассмотрим чуть ниже.
Как определить где находится нодальная точка у вашего фотоаппарата?
Если у вас зеркальный фотоаппарат, то для вашего объектива наверняка есть информация в интернете. Чаще всего можно найти, если задать запрос в поисковике:“модель_вашего_объектива nodal point”
Если у вас не зеркальный цифровой фотоаппарат или вы не нашли информацию по вашему объективу, но у вас есть панорамная головка, то можно воспользоваться следующим способом:
1. Установите фотоаппарат в панорамную головку. Убедитесь что оптическая ось проходит через центр вращения. Для этого направьте фотоаппарат вертикально вниз. Вертикальная ось вращения должна проходить через центр кадра.
2. На расстоянии 30-50 см установите по центру перед объективом вертикально какой-либо тонкий предмет. Это может быть линейка, проволока, ручка, и т.д.
3. На расстоянии несколько метров установите второй предмет небольшой толщины. Расположите фотоаппарат так чтобы сам фотоаппарат, и два предмета находились на одной линии.
4. Поверните фотоаппарат так, чтобы ближний предмет был возле правой границы кадра.
Теперь перемещайте фотоаппарат вдоль оптической оси объектива до тех пор пока ближний и дальний предмет снова не станут находиться на одной прямой.
Повторите с левой границей.
5. Проверьте правильность найденной точки. Попробуйте повращать фотоаппарат, глядя на экран. Ближний и дальний предметы должны постоянно находиться на одной прямой.
Если вы заметили отклонение повторите пункт 4.
Теперь вы нашли нодальную точку вашего объектива. Она находится точно на пересечение осей вращения. Сделайте пометки на панорамной головке, чтобы в условиях съемки вам не пришлось вновь искать нодальную точку.
Но что делать если панорамной головки пока нет?
Можно попробовать сымитировать эту панорамную головку. Найдите у себя дома что-либо на что можно положить фотоаппарат и вращать его. Это может быть, например, старый проигрыватель пластинок, или тарелка с вращающейся подставкой из микроволновой печи.
Положите поверх, например тарелки, чистый лист. Отметьте на нем центр вращения, и нарисуйте проходящую через него линию. Расположите фотоаппарат так, чтобы оптическая ось, при взгляде сверху, совпадала с линией. Следуйте пунктам 2-5, сдвигая фотоаппарат вдоль нарисованной линии, пока ближний и дальний предмет не будут находиться на одной линии.
Нодальная точка будет располагаться на пересечение оси вращения тарелки и оптической оси объектива.
Съемка панорам
Иногда могут возникнуть некоторые проблемы в особых случаях (например: съемка морской панорамы, или леса в ветреную погоду). Но эти случаи заслуживают отдельной статьи.
Съемка панорамы заключается в последовательном фотографировании с поворотом фотоаппарата вокруг нодальной точки.
Рядом расположенные снимки должны иметь общие области в районе 20%. Анализ именно этих областей позволит программе потом сшить все кадры в единую панораму.
Если позволяет ваш фотоаппарат лучше всего снимать в формат RAW+JPG. Формат RAW позволяет исправить некоторые недостатки изображений, а JPG позволяет быстро просматривать снятые изображения.
При съемке панорам необходимо:
— Переведите фотоаппарат в полностью ручной режим (обычно обозначается символом М).
— Поставьте самое малое фокусное расстояние. Настройте свою панорамную головку так, что при повороте от кадра к кадру обеспечивалось 20%-ное перекрытие снимков. Если у вас нет панорамной головки, то необходимо будет запоминать что было сфотографировано на предыдущем кадре и снимать так, чтобы обеспечить необходимое перекрытие снимков.
— Настройте вручную фокусировку так, чтобы у всех объектов съемки была необходимая резкость.
— Чтобы глубина резкости фотографий была достаточной, и если позволяет свет, установите число диафрагмы на более высокое значение (например, F9.0).
— Установите значение ISO исходя из освещенности.
— Скорректируйте выдержку так, чтобы на снимке не было засвеченных и слишком темных областей.
Теперь последовательно снимайте кадр за кадром поворачивая фотоаппарат. Если на следующем кадре изменяются условия освещенности, то корректируйте величину экспозиции при помощи изменения выдержки. На зеркальных фотоаппаратах это удобно делать при помощи колесика.
Попробуйте сначала снять один ряд кадров для панорамы. В этом случае получится 3d-панорама с ограниченным углом обзора по вертикали.
Для сферической панорамы (360х180) необходимо уже делать дополнительные ряды таким образом, чтобы обеспечить перекрывание в 20%, и покрыть снимками все окружающее пространств
Если у вас fish-eye объектив с достаточным углом обзора, то вам могут не потребоваться дополнительные ряды кадров. Для примера, съемка на 10mm fish-eye на любительских зеркалках (т.е. кроп-фактор 1.5-1.6) вам потребуется 6 горизонтальных снимков + кадр зенита и надира.
Можно выработать и схемы съемкы с 4-6 кадрами на одну панораму. Только надо помнить, что съемка — это самое малое затраченное время среди общего процесса создания панорамы. Лучше доснять пару кадров, чем потом думать как выправить свет и детали в стыках кадров.
Если у вас вызывают затруднения съемка в ручном режиме, то попробуйте для начала поснимать в автоматическом. Обычно для этого подходит режим съемки “ландшафт” (может называться “природа” или каким-либо подобным образом).
Без панорамной головки, конечно, съемка панорамы усложняется. Основное затруднение – обеспечить поворот фотоаппарата вокруг нодальной точки. Хоть как-то помочь в этом деле может опора фотоаппарата на каком-то вертикальном предмете. Это может быть штатив, или на крайний случай, сук или палка.
В таких случаях постарайтесь выбирать сюжет для съемок, когда ближний план отсутствует, а почти все объекты находятся на дальнем плане. Например, большая поляна в лесу, или центральная площадь города. Тогда эффект параллакса почти не проявит себя и панорама нормально сошьется.
Как снимать зенит и надир?
Напомню, зенит – это линия перпендикуляра вверх от плоскости горизонта в точке, в которой вы находитесь, а надир – вниз. Т.е. снимок зенита – это если повернуть фотоаппарат вертикально вверх, а надира – вертикально вниз.
Снимать надир можно с рук, или со специальных приспособлений. В любом случае необходимо обеспечить положение фотоаппарата, как будто он стоял бы на панорамной головке. Для этого его можно сначала поставить на головке вертикально вниз, затем отсоединить фотоаппарат и удерживая его на вытянутой руке в таком положении, другой рукой убрать в сторону штатив. И затем сделать снимок надира.
Снимок зенита снимается достаточно просто. Поворачиваем фотоаппарат вертикально вверх и фотографируем. Но если в качестве зенита выступает небо, и на нем нет четких облаков, то фактически этот снимок окажется бесполезным. Программа сшивки фотографий в панораму не сможет определить взаимосвязи с другими снимками, ей просто будет не за что “зацепиться”. В этом случае придется достраивать зенит панорамы в фотошопе. Но об этом уже поговорим в следующих статьях.
Продолжение:
2. Сборка фотографий в единую панораму
Все статьи по созданию панорам
У вас уже начали получаться сферические панорамы?
Регистрируйтесь на 1panorama.ru, и присоединяйте их к большому виртуальному туру по городам и природным достопримечательностям.
Остались вопросы?
Задайте их на форуме
Панорамная фотография — презентация онлайн
1. панорамная фотография
Мультимедийная презентацияк лекции по дисциплине «Судебная фотография и
видеозапись»
ПАНОРАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Автор разработки:
доцент кафедры НД
Владимир Геннадьевич БУЛГАКОВ
Рекомендуемая литература:
1) Зотчев В.А., Булгаков В.Г.,
Курин А.А. и др. Судебная
фотография и
видеозапись: Учебник — 2
изд. – Москва, 2014. (2011).
Издательство: Щит-М.
– 816 с.
Рекомендуемая литература:
2) Зотчев В.А.,
Булгаков В.Г., Курин
А.А. Судебная
фотография и
видеозапись. –
Волгоград, 2005.
Рекомендуемая литература:
3) Дмитриев Е.Н.
Судебная
фотография: Курс
лекций. – Москва,
2009.
Рекомендуемая литература:
4) Душеин С.В и др.
Криминалистическая
фотография. – Саратов,
2003.
План лекции:
1) Понятие способа панорамной фотосъемки
и его применение в криминалистике.

2) Разновидности способа панорамирования.
3) Правила выполнения фотопанорам.
4)
Программные
средства
панорамных изображений.
изготовления
1. Понятие способа панорамной фотосъемки
и его применение в криминалистике
Панорамирование – это последовательное
фотографирование объекта по частям на
отдельные, но взаимосвязанные друг с другом
кадры, когда каждый последующий из них
является продолжением предыдущего.
Полученные снимки монтируют в один общий
снимок – панораму.
8. Применение способа панорамной фотосъемки в криминалистике
В криминалистической практике панорамированиеприменяют для фиксации мест происшествий по
уголовным делам, связанным с ДТП, авиационными и
железнодорожными
катастрофами,
убийствами,
изнасилованиями и т. д.
К панорамированию прибегают в тех случаях, когда:
— обстановку места происшествия невозможно охватить
одним кадром даже с помощью широкоугольной
оптики;
— точку съемки невозможно удалить на расстояние, с
которого объект можно передать на одном кадре;
— необходимый для съемки масштаб исключает
возможность фиксации объекта на одном кадре.

9. Фотокамеры для панорамной съемки
Для панорамной съемки разработаны специальные панорамныефотоаппараты (ФТ-1, ФТ-2, «Горизонт S-3»), которые могут охватывать
на одном кадре область пространства до 120°. Они предназначены для
съемки на 35-мм фотопленку и в настоящее время встречаются довольно
редко. Режим панорамной съемки имеют и некоторые модели
современных цифровых фотокамер.
Панорамные камеры с поворотным объективом. Панорамное
изображение в камерах этого типа строится путем поворота объектива
относительно его нодальной точки и проекцией изображения на пленке,
закрепленной на изогнутой относительно этой точки поверхности.
Панорамные камеры такого типа обеспечивают угол поля зрения до 140º
и являются старейшими из выпускаемых фотографической
промышленностью панорамных камер. Первая камера такого типа была
запатентована в Австрии веще в 1843 году.
10. Фотокамеры для панорамной съемки
Фирма Noblex выпускает две модели панорамных камер с поворотнымобъективом.

150UX. Камеры покрывает угол 136 градусов, отрабатывая выдержки в
диапазоне от 1/500 до 1 секунды с возможностью многократной экспозиции
11. Фотокамеры для панорамной съемки
Фотокамера для панорамной съемки Горизонт – L 312. Фотокамеры для панорамной съемки
Для панорамирования чаше применяют фотокамерыобщего назначения (в том числе и цифровые), угол поля
изображения объективов которых составляет 45–60°.
13. Принадлежности для получения панорамных изображений
Панорамная головка крепится на штативе14. Прибор для съемки гигапиксельных фотографий- EPIC
Прибор для съемки гигапиксельных фотографийEPICС
появлением
последних
современных
цифровых
фотокамер
с мощными объективами, супер быстрыми компьютерами и передовыми
технологиями обработки фотоизображений, появилось возможность
изготавливать фотоснимки высокого разрешения, т.н. – гигапиксельные
фотографии.

15. Панорамное изображение
Изготовление панорамы из большого количества кадров16. Принадлежности для получения сферической панорамы
Панорамная головкадля получения сферической панорамы
17. Принадлежности для получения сферической панорамы
Автоматическаяпанорамная
головка
для
получения
сферической
панорамы
18. Принадлежности для получения сферической панорамы
Автоматическаяпанорамная головка
с фотокамерой
19. Телекамеры для съемки цифровых сферических панорам
20. Цифровая сферическая панорама
Нахождениеположения
нодальной
точки
располагается на оптической оси объектива в том месте,
где происходит пересечение световых лучей.
21. Цифровая сферическая панорама
Эквидистантная проекция22. Цифровая сферическая панорама
Кубическая проекция23. Цифровая сферическая панорама
Проекция в полярных координатах24.

цифровых
сферических
панорам
производят
с помощью специализированных
компьютерных программах:
KolorAutopano.
PTGui.
PanoramaTools.
Hugin.
AutodeskRealvizStitcher.
PTAssembler.
PTStitcher NG.
Microsoft Research Image Composite Editor.
25. 3D очки для демонстрации цифровых сферических панорам
26. Панорамная фотография
Фотопанорама27. 2. Разновидности способа панорамирования
ПАНОРАМИРОВАНИЕКРУГОВОЕ
ЛИНЕЙНОЕ
28. Панорамирование
КруговоеЛинейное
Разновидности способа панорамирования
30. Фотографирование способом кругового панорамирования
Схема кругового панорамированияКруговое панорамирование
ведут с одной точки,
изменяя лишь направление
съемки. При круговом
горизонтальном
панорамировании
фотоаппарат поворачивают
вокруг вертикальной оси, а
при вертикальном
панорамировании – вокруг
горизонтальной.

При ступенчатом
панорамировании – сначала
вокруг одной, а затем вокруг
другой.
31. Правила кругового панорамирования:
– оптическая ось объектива всегда наклонена к плоскости пола, земли пододним и тем же углом, а основания кадров фотографируемых участков
составляют одну линию;
– камеру поворачивают на один и тот же угол, чтобы каждый
последующий кадр содержал 10–15 % площади предыдущего;
– смежные участки двух кадров должны включать одни и те же хорошо
видимые предметы – ориентиры;
– при фотографировании предпочтение отдают диагональным
направлениям съемки;
– расстояние до точки съемки должно превышать размеры объекта не
менее чем в 2–3 раза для получения на снимке плавного изменения
перспективы;
– с изменением освещенности на объекте выдержка корректируется для
получения изображений одинаковой яркости при неизменной диафрагме;
– глубина резкости выбирается максимально возможной;
– съемку проводят со штатива, укрепляя фотокамеру на вращающейся
штативной головке с делениями или специальной – панорамной.

32. При изготовлении панорам цифровыми фотокамерами, руководствуются дополнительными правилами:
– съемка ведется со штатива, поскольку при круговомпанорамировании центром вращения должна быть сама фотокамера.
Вращение же камеры по окружности диаметром до 0,5 м, что характерно
для любительских моделей, у которых изображение наблюдают на ЖКдисплее, отрицательно сказывается в последствии при монтаже панорам;
– направление съемки слева направо, поскольку именно в такой
последовательности объединяются отдельные кадры панорамы в
специальных прикладных программах;
–
при
съемке
обеспечивается
строгая
горизонтальность
(вертикальность) осей, а, при необходимости, перспективные искажения на
фрагментах изображений убираются программно.
Горизонтальность положения фотокамеры проверяют по линии
горизонта, а при ее отсутствии в кадре, по вертикальным линиям углов
домов, фонарных столбов и пр. При монтаже панорам вертикальность
линий на изображении выверяют, сопоставляя их, к примеру, с
вертикальной границей окна графического редактора.

33. При изготовлении панорам цифровыми фотокамерами, руководствуются дополнительными правилами:
В некоторых моделях цифровых фотокамер ЖКдисплей автоматически переключается в режимэлектронного видоискателя, а по краям экрана
появляются реперы в форме узких хорошо
различаемых прямоугольников для определения
необходимого поворота камеры. Помимо этого, в
комплект прикладного программного обеспечения
фотокамер входит, как правило, программа для
автоматического объединения отдельных кадров в
единый снимок.
34. Фотографирование способом линейного панорамирования
Схема линейного панорамированияЛинейное
панорамирование проводят
с нескольких точек при
неизменном направлении
съемки. Объектом служит то
же строение, что и при
обзорной съемке, однако
расстояние сокращают
вдвое, втрое. При съемке
используют только
фронтальные точки, получая
на нескольких снимках
составленной панорамы
изображение объекта,
равноценное получаемому
при обзорной съемке.

35. Правила линейного панорамирования:
– точки съемки выбирают на одинаковом расстоянии от объекта;– оптическая ось объектива всегда перпендикулярна фронту
объекта;
– фотокамеру перемещают параллельно фронту объекта (вдоль
края тротуара, стены, забора и т. п.) на одно и то же расстояние
таким образом, чтобы каждый последующий кадр включал 10–15 %
площади предыдущего;
– на смежные участки двух кадров должны попадать одни и те же
предметы – ориентиры;
– расстояние до точки съемки должно быть соизмеримо с
размерами объекта, который занимает большую часть кадра,
исключая попадание в него задних планов;
– съемку ведут со штатива с жестко закрепленным аппаратом;
выдержка, диафрагма и расстояние до плоскости фокусирования
для всех кадров одинакова.
36. 3. Правила выполнения фотопанорам
Способ линейного панорамирования применяют длясъемки только одноплановых объектов.
Разноплановые объекты, имеющие различную
протяженность в глубину, на смежных участках кадров
оказываются смещенными, и монтаж снимков в
панораму без искажения изображения невозможен.

Для фотографирования многоплановых объектов
предназначен способ кругового панорамирования.
При съемке из одной точки поворотом камеры вокруг
вертикальной оси предметы наблюдаются под одним и
тем же углом и на смежных участках двух кадров
проецируются в одной точке, что позволяет совмещать
снимки в панораму по любому ориентиру,
присутствующему на обоих изображениях.
37. Применение способа линейного панорамирования
Схема линейного панорамирования38. Применение способа кругового панорамирования
Рис. 2. Схема круговогогоризонтального панорамирования
Схема кругового панорамирования
39. Применение способа линейного панорамирования
Разноплановые объекты А, В и С на плоском снимке передаютсяв одной плоскости (I). При съемке из точки Т1 эти предметы на
снимке отображаются в точках а, в1, с1; а при из съемке точки Т2
на втором снимке — в точках а, в2, с2. Если совместить левый и
правый снимки по линии расположения предмета А (а), то
изображение предмета B на панораме будет встречаться
дважды (в точках в1, и в2).

расположения объекта B, мы исключаем на панораме предмет
А. Совмещение изображений двух кадров по линии
расположения предмета С (с1, с2) приведет к еще большим
искажениям.
Таким образом, при любом соединении снимков в панораму
одни и те же объекты обстановки места происшествия либо
отображаются дважды, либо часть обстановки вообще
исключается.
40. Применение способа линейного панорамирования
Параллакс – смещение объектов переднего плана относительнообъектов заднего плана при повороте камеры.
41. 4. Программные средства изготовления панорамных изображений
Панораму из отдельных кадров, полученных цифровымифотокамерами, можно изготовить обычным способом,
компонуя по определенным правилам изображения на
бумажном носителе вручную или с помощью цифровых
программных средств.
В последнем случае процедура изготовления панорам
упрощается. Цифровые изображения, составляющие
основу будущей панорамы, помещаются в оболочку
графического редактора, в котором открывается
необходимое по размерам «окно» для
последовательного соединения отдельных кадров в одно
целое изображение, которое в последующем печатается
на принтере с использованием рулонной бумаги.

42. Вручную панораму изготавливают по следующим правилам:
– снимки изготавливают в одном масштабе и одинаковой яркости.Ко всем цифровым изображениям панорамы применяют
обработку для коррекции яркости и контраста особенно на краях
смежных участков;
– смежные участки предыдущего и последующего снимков
разрезают
по
изображениям
предметов-ориентиров,
перпендикулярно нижней границе кадра;
– каждый последующий снимок совмещают с предыдущим по
одинаковым деталям и наклеивают на бумагу;
– наклеенные на бумагу снимки обрезают таким образом, чтобы
панорама представляла правильный прямоугольник;
– при оформлении фототаблиц наклеивают только первый снимок.
Остальные крепят друг к другу скотчем и накладывают один на
другой, чтобы вся панорама занимала меньше места.
43. Монтаж панорам в графических редакторах ведется в той же последовательности, что и съемка, от крайнего левого кадра
В современных версиях редакторов, например, Adobe Photoshop версииCS5 и выше, функция составления панорам является стандартной и
выполняется через меню File > Automate > Photomerge.

получения компьютерного варианта панорамы в механическом режиме
необходимо выполнить следующие последовательные операции:
– запустить программу Adobe PhotoShop и открыть диалоговое окно с
интерфейсом пользователя;
– открыть изображения, составляющие панораму, выполняя команды
Файл > Открыть. В появившемся диалоговом окне найти файлы
необходимых кадров, выделить их и подтвердить команду Открыть;
– провести кадрирование всех кадров по изображениям предметов –
ориентиров с помощью инструмента прямоугольная область или
кадрирование;
– выделить изображение первого кадра и, открыв группу команд
Редактирование, скопировать его, применяя команду Копировать;
44. Монтаж фотопанорам в графических редакторах ведется в той же последовательности, что и съемка, от крайнего левого кадра
– в меню Файл через команду Новый открыть диалоговое окно изадать в сантиметрах размеры (ширину и высоту) будущей панорамы.
Ширину составляют все входящие в панораму снимки;
– открыть группу команд Редактирование и вставить скопированное
ранее и выделенное инструментом прямоугольная область
изображение в новое окно с помощью команды Вставить;
– аналогично копируют и вставляют остальные изображения панорамы
в новое окно, совмещая по элементам – ориентирам перемещением
каждого последующего из них либо инструментом Перемещение из
палитры инструментов, либо клавишами клавиатуры вверх, вниз,
вправо, влево;
– объединить изображения в общий снимок через команду Выполнить
сведение в группе команд Слой;
– провести повторное кадрирование, чтобы панорама представляла
правильный прямоугольник;
– сохранить полученное изображение панорамы в формате JPEG.

45. Программное обеспечение для изготовления панорамных снимков
В комплект поставки многих цифровых камер входят различные версии программдля сшивания панорамных фотографий. Например, PTGui, Autopano, The
Panorama Factory и PanaVue ImageAssembler.
Алгоритмы, положенные в основу работы программ для сшивания панорам
Главная задача, которую позволяют решить программы для сшивания панорам, это коррекция геометрических искажений, возникающих при съемке
фрагментированного панорамного изображения, в том числе искажений,
свойственных самому объективу (коррекция его дисторсии и аберраций), и
искажений, возникающих при съемке панорамы без использования панорамной
головки либо неправильной установки аппарата на такой головке.
Помимо этого, они также могут осуществлять коррекцию ошибок параллакса (в
случае, если при съемке панорамы не использовалась панорамная головка),
выравнивание прямых линий и исправление наклона горизонта, выравнивание
тональностей отдельных кадров и исправление виньетирования, и даже
исправление перспективных искажений либо их пересчет с моделирование
объектива с другим фокусным расстоянием и обработку отдельных деталей
снимка, которые не удалось адекватно передать на состыкованном панорамном
изображении (например, движущиеся объекты, которые в момент съемки
перемещались из кадра в кадр).

46. Изготовление фотопанорам
Отдельные снимки панорамы47. Изготовление фотопанорам
Результат автоматического склеивания фотопанорамыФотопанорама после обрезки
Об этой коллекции | Панорамные фотографии | Цифровые коллекции
Нефтяное месторождение Гуз-Крик, 1919 год.
Конкурс красоты для купания, Хантингтон-Бич, Калифорния, 1925 год.
Сан-Франциско с корабля Captive Air Ship. гео. Р. Лоуренс, 1908 г.
Офицеры и экипаж, U.S.S. Маунт Вернон. Дж. Кросби, 1918 год.
Бруклинский мост. Ирвинг Андерхилл, 1913 год.
Прослушать эту страницу
Содержит около четырех тысяч изображений американских городских пейзажей, пейзажей и групповых портретов. Изображения датируются с 1851 по 19 гг.91 и изображают сцены из всех пятидесяти штатов и округа Колумбия. Также представлены более двадцати зарубежных стран и несколько территорий США. Эти панорамы в среднем имеют длину от двадцати восьми дюймов до шести футов и среднюю ширину в десять дюймов.
Эти панорамы предлагают обзор страны, ее предприятий и ее интересов, с акцентом на начало двадцатого века, когда формат панорамных фотографий был на пике своей популярности. Сильные стороны предмета включают: сельскохозяйственную жизнь; конкурсы красоты; стихийные бедствия; инженерные работы, такие как мосты, каналы и плотины; ярмарки и выставки; военная и военно-морская деятельность, особенно во время Первой мировой войны; нефтяная промышленность; школы и университетские городки; спортивный; и транспорт.
Более подробное описание некоторых сильных сторон коллекции с примерами приведено ниже:
Предыстория и объем
Большая коллекция панорам Библиотеки Конгресса была сформирована в основном в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда многие фотографы представили копии своих произведений в библиотеку для защиты авторских прав. Около 1900 года панорамная фотография практиковалась в основном коммерческими фотографами. В коллекции представлены более четырехсот фотографов. Открытки и журналы воспроизводили панорамы в качестве рекламы недвижимости и продвижения туристической индустрии. Панорамные фотографии также были популярны в качестве портретных сувениров для людей, посещающих съезды, конференции и корпоративные мероприятия. Вскоре после того, как группа была сфотографирована или «панографирована» (термин, используемый некоторыми панорамными фотографами), панорама будет отображаться, и будут приниматься заказы на копии. Большие групповые портреты почти наверняка гарантировали много продаж. См. также Съемка панорамной фотографии и Краткая история панорамной фотографии.
Несколько коммерческих фотостудий до сих пор специализируются на панорамной фотографии. Кроме того, многие фотографы в настоящее время используют панорамный формат как средство художественного выражения. См. также Избранные фотографы.
Панорамные фотографии обычно имеют длину, которая как минимум в два раза превышает ширину панорамы. Большинство панорам на этом веб-сайте имеют длину более двадцати восьми дюймов, поскольку с этими объектами особенно трудно работать. Панорамы также могут быть намного короче или длиннее. Вид Йозефа Судека на реку Эльбу имеет длину всего пять с половиной дюймов. Вид Джона Дика на Пениман, штат Вирджиния, имеет длину семнадцать футов (из-за исследовательского интереса к работе Джорджа Р. Лоуренса все фотографии Лоуренса из библиотеки были включены независимо от размера). В коллекции также есть несколько вертикальных панорам, таких как как «Размышления, Миссия Санта-Барбары». Размеры, округленные до ближайшего полудюйма, приведены для площади изображения панорам без учета бордюров или рамок. [просмотреть биографическую информацию о Джордже Р. Лоуренсе].
Чтобы точно отразить широкий спектр фотографических процессов, представленных в коллекции, изображения для этого электронного суррогата были скопированы в цвете. Смонтированные панорамы были сняты, чтобы показать всю гору. Десятилетия назад Библиотека разрезала многие свои панорамы на две или более частей и поместила их на холст, чтобы сложить изображения и хранить их в коробках. Эти вертикальные линии сгиба можно увидеть на цифровых репродукциях.
Сильные стороны предмета и примеры:
Городские пейзажи и городская жизнь : Деятельность на главных улицах малых и больших городов; популярные туристические достопримечательности, такие как столицы и площади; и документирование того, как города меняются с течением времени. Некоторые из этих изображений городской застройки можно найти в специальной презентации, показывающей избранные виды отдельных городов.
Пейзажи : Ледники, озера и пруды, горы, реки.
Групповые портреты : Студенты; пикники; торжества; купающиеся красавицы; съезды, такие как Национальный демократический съезд в Хьюстоне, штат Техас, 1928 г., Пятнадцатый ежегодный съезд Американской лиги против салунов и Национальной ассоциации содействия развитию цветного населения; показаны пожарные со своим снаряжением; религиозные группы.
Сельскохозяйственная жизнь: Традиционные фермы, экспериментальная ферма в Северной Дакоте и страусиная ферма в Аризоне, ранчо, молокозаводы, сады, хлопковые плантации и парады скота.
Бедствия: Землетрясения; пожары; наводнения; авиационные происшествия, железнодорожные аварии и кораблекрушения; циклоны, ураганы, бури и торнадо.
Образование: Колледжи и школы, включая те, которые предоставляют образование для таких групп, как дети, глухие, индийцы и женщины. А также те, кто имеет военную или религиозную принадлежность.
Инженерные работы: обширная документация по строительству Панамского канала; мосты, в том числе Бруклинский мост и церемония открытия бетонного моста в Рэд Джекет, Миннесота; туннели; и плотины.
Ярмарки и выставки: Ярмарки округов и штатов, а также всемирные ярмарки, особенно Панамско-Тихоокеанская международная выставка, проходившая в Сан-Франциско в 1914 году. места добычи полезных ископаемых, в том числе шахта Могавк, Голдфилд, Невада; сталелитейная промышленность, включая Pennsylvania Steel Co.; и лесной промышленности.
Военная деятельность и объекты: просмотра учебных заведений, таких как Вест-Пойнт и Военно-морская академия США; парад ссуды свободы в Норфолке, штат Вирджиния; и военные лагеря, в том числе кавалерийский лагерь в Форт-Райли, штат Канзас, и военно-морские сцены, включая флот и линкоры Соединенных Штатов.
Исполнительское искусство: Группы и концерты, в том числе дефиле в Wenonah Academy; и театры, в том числе актерский состав Кисмет и Сары Бернар.
Спортивные сцены: бейсбол, футбол, автогонки, скачки, гольф, теннис, боулинг, бокс и гребля.
Транспорт: Самолеты, бипланы, гидросамолеты и дирижабли; автомобили и мотоциклы; лошади; железнодорожные сцены; и множество кораблей и лодок, включая каноэ, гребные лодки и пароходы с кормовыми и бортовыми колесами.
Factum Arte :: ПАНОРАМНАЯ КОМПОЗИТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Проверка цвета между двумя разными отпечатками для «Эскиза к портрету мадам де Помпадур» Буше — обратите внимание на небольшую разницу между левым и правым изображениями © Factum Foundation
Если бы вы посмотрели на открытку с изображением Моны Лизы перед самой картиной, вы могли бы быть удивлены разницей в цвете между ними. Это потому, что фотограф освещал картину таким образом, чтобы создать максимально привлекательную открытку. Однако это изображение мало поможет исследователю, изучающему, например, цвета Моны Лизы, равно как и для печати «точного» факсимиле картины.
Чтобы точно и с высоким разрешением запечатлеть цвет плоской или слегка изогнутой поверхности, такой как картина или фреска, мы используем специальную версию техники, известную как панорамная фотография. Многие люди знакомы с основной концепцией пейзажной фотографии, когда перекрывающиеся фотографии вида сшиваются вместе для создания широких панорамных изображений. Однако Factum использует панорамную фотографию таким образом, чтобы получать изображения объектов культурного наследия с разрешением до 900 dpi, которые также содержат точную информацию о цвете. Именно такое изображение полезно для изучения деталей окрашенной поверхности. Это особенно верно, если цвет объединяется с 3D-данными, например, с лазерного 3D-сканера Lucida. Данные о цвете также можно распечатать на другом носителе в рамках процесса создания факсимиле — если отпечаток напрямую сравнивать с исходной картиной, цвет должен выглядеть идентично.
Панорамная фотография для съемки объектов культурного наследия
Установка для панорамной фотосъемки включает использование мощных вспышек для равномерного освещения всей работы — изображение «Портрета старика» Рембрандта © Factum Foundation «Портрет старика» Рембрандта © Factum Foundation
Перекрывающиеся изображения поверхности произведения искусства в высоком разрешении сделаны из одной (статичной) точки с помощью телеобъектива. При постобработке фотографии сшиваются вместе с помощью бесплатного программного обеспечения PTGui для создания одного большого файла изображения. PTGui используется для исправления геометрических искажений, возникающих из-за того, что камера обычно располагается перед серединой картины, углы которой, следовательно, находятся дальше от объектива, чем центр. Такое искажение можно исправить путем тщательного сопоставления цвета с масштабированной 3D-моделью для создания многоуровневого архива информации.
Во время записи фотограф следует установленной процедуре, чтобы обеспечить точность цветовых данных или, другими словами, насколько они «правдоподобны в жизни». Вспышки используются для равномерного освещения поверхности произведения искусства, хотя их конфигурация различается в зависимости от конкретных характеристик фотографируемой поверхности. Фотограф также делает несколько фотографий произведения искусства, которые включают паспорт X-Rite ColorChecker, который содержит образцы цветов с известными значениями RGB. Во время постобработки эти фотографии используются для исправления и унификации цвета на отдельных фотографиях, перекрывающих друг друга. Изображения проверки цвета также используются для исправления различий в том, как свет падает на поверхность.
На следующих изображениях показан процесс обработки изображения для получения точных цветов на окончательной панораме:
Измерение освещенности перед настройкой параметров камеры для изображения «Мадам де Помпадур» Буше © Factum Foundation
Во время записи прибор для проверки цвета X-Rite будет сфотографирован рядом с картиной для цифрового управления цветом во время постобработки. © Factum Foundation
Мы часто делаем все возможное, чтобы проверить цвет… цветная шашка на конце длинного шеста © Factum Foundation
Это обеспечило получение точных цветов при постобработке © Factum Foundation
Обработка изображений
Изображения, сделанные во время записи, объединяются в одну панораму с помощью программного обеспечения PTGui, которое находит совпадающие пиксели на перекрывающихся фотографиях. Панорама картины, показанная на изображении ниже, состоит из 672 отдельных фотографий.
Скриншот из PTGui, показывающий отдельные изображения, составляющие эту панораму «Чудо с рыбой и хлебом» Бартоломе Эстебана Мурильо © Factum Foundation
Только центральная часть каждого изображения, снятого во время записи, находится в фокусе и используется PTGui для создания панорамы высокого разрешения.
Только область, обозначенная красными линиями, находится в фокусе и используется программным обеспечением для создания панорамы, как на этом фрагменте из «Моисея, черпающего воду из скалы» Бартоломе Эстебана Мурильо © Factum Foundation
Панорама, созданная в PTGui искажено к углам из-за расположения камеры во время съемки: камера находится дальше от углов, чем от центра. Искажения будут исправлены, когда данные о цвете сопоставляются с данными 3D.
Искаженную панораму необходимо исправить с помощью 3D-данных © Factum Foundation
Цвет (левое изображение) сопоставляется с 3D-изображением (правое изображение) для исправления искажений, вызванных процессом панорамной фотографии. Это также создает многоуровневый архив информации — это снимок экрана из нашего многоуровневого архива для «Эскиза портрета мадам де Помпадур» Буше © Factum Foundation
Цвет корректируется с помощью цифровых методов управления цветом. Изображения средства проверки цвета — по одному в каждом углу картины и одно в центре — также используются для исправления любых различий в том, как свет падает на поверхность картины.
Цветные шашки сфотографированы для цифровой проверки цвета. Палочки Pantone для последующей физической проверки цвета © Factum Foundation
Изображения для проверки цвета — по одному в каждом из четырех углов и пятое изображение в центре — используются для обеспечения точности света и цвета на изображении © Factum Foundation
Хотя при цифровом управлении цветом создаются файлы, максимально соответствующие исходному цвету картины, Factum Foundation также применяет методы «физической» цветокоррекции в качестве дополнительной формы контроля качества. Обычно они включают сопоставление образцов цвета Pantone с разными цветами на картине. Там, где это возможно, печатные образцы факсимиле сравниваются с оригиналом в процессе рематериализации произведения. Оба метода обычно приводят к небольшой корректировке цифрового файла перед окончательным тиражом.
Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу [email protected] для получения дополнительной информации об использовании нами панорамной фотографии в качестве метода получения изображений с высоким разрешением для объектов культурного наследия.
Команда:
Габриэль Скарпа / Фотография
Анна-Паола Феррара / Фотография и цифровая реставрация
Тереза Касадо / Фотография и цифровая реставрация
Панорамная фотография стала проще | Мир цифровых камер
Даже с моим самым широкоугольным объективом я не смог захватить весь этот вид. Поэтому вместо этого я снял серию из шести вертикальных изображений и соединил их вместе с помощью функции Photomerge в Lightroom.
Большинство людей любят панорамы, поскольку они имитируют то, как мы смотрим на перспективу, когда наши глаза сканируют сцену. При создании панорамы может возникнуть соблазн просто обрезать середину из одного кадра, но если вы снимаете серию изображений и «сшиваете» их вместе в одно изображение, вы получите лучшие результаты с большим разрешением, более широким углом обзора. вид и меньше искажений.
Процесс создания объединенной панорамы состоит из двух этапов. Для начала нужно сделать снимки, выбрав подходящую сцену; ищите сильный интерес на горизонте и четкий фокус. Затем вам нужно объединить изображения, которые вы сделали. лучшее программное обеспечение для редактирования фотографий (открывается в новой вкладке) доступно для этого, но отличные результаты можно получить с помощью Adobe Lightroom, Photoshop или Photoshop Elements.
Доступны специальные панорамные головки, которые упрощают выравнивание кадров, но если вы избегаете включения близкого переднего плана, подойдет любая хорошая, устойчивая головка.
Чтобы избежать искажений, снимайте в портретной ориентации и сделайте от пяти до семи снимков — или больше, если это оправдано сценой. Используйте ручные настройки, чтобы фокусировка, экспозиция и баланс белого не менялись от одного кадра к другому, и избегайте использования поляризационных фильтров, так как степень поляризации будет меняться при панорамировании сцены.
Здесь мы познакомим вас с процессом захвата изображений, а затем с шагами, необходимыми для их объединения в Lightroom.
Установка совмещенной панорамы
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)Какую штативную головку использовать?
(Изображение предоставлено Марком Бауэром) Чтобы повысить шансы на создание удачной панорамы, вам понадобится хорошая штативная головка. Головки штатива с лучшим редуктором (открывается в новой вкладке) превосходны тем, что позволяют точно настроить положение камеры в разных плоскостях, что делает выравнивание камеры простым и точным. Но какой бы тип головки вы ни использовали, убедитесь, что вы используете ту, у которой есть отдельный регулятор панорамирования, иначе вы никогда не сможете удерживать камеру ровно, когда вращаете ее между кадрами. Изображенная здесь голова Arca Swiss имеет два регулятора панорамирования: один у основания головы и один сверху. С уже выровненной камерой это гарантирует, что камера останется ровной.
Камера в портретной ориентации
Хотя вы можете снимать панорамы в альбомной ориентации, вы получите меньше искажений, если будете снимать в портретном формате. Недостатком этого является то, что вам нужно будет снимать больше изображений, с большим риском того, что что-то в сцене изменится между кадрами.
Шестеренчатая штативная головка
Трехсторонняя поворотно-наклонная головка или головка с зубчатой передачей намного удобнее для панорамных съемок, чем шаровая головка, так как вы можете выполнять точную настройку для выравнивания камеры, и у вас есть превосходный контроль при панорамировании между снимками. .
Без поляризатора
Можно использовать градуированные и нейтральные фильтры, но не используйте поляризатор; когда вы перемещаетесь по сцене и меняете угол относительно солнца, степень поляризации будет меняться, что приведет к очень неравномерной поляризации в конечном изображении.
Этапы съемки совмещенной панорамы
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)1. Выберите правильный объект
Эта сцена должна хорошо работать в качестве панорамы; у него есть сильный интерес к сцене и естественный фокус — маяк — чтобы дать глазу отдохнуть. Следует избегать близкого переднего плана, так как это может привести к ошибкам сшивки.
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)2. Установите штатив
Важно, чтобы камера была ровной, когда вы панорамируете сцену, поэтому убедитесь, что все находится на одном уровне, когда вы устанавливаете штатив и голову. У большинства хороших штативов и головок есть пузырьковый уровень, который поможет вам. Также доступны специальные выравнивающие базы.
3. Выберите настройки камеры
Настройки должны оставаться одинаковыми для всех кадров, которые вы хотите сшить вместе, поэтому установите ручную экспозицию, ручную фокусировку и выберите предустановку баланса белого, а не оставляйте ее. на авто: дневной свет, вероятно, лучший вариант, и его всегда можно настроить во время обработки.
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)4. Измерьте сцену
Окончательное изображение будет иметь более широкий угол обзора, чем ваш объектив, и свет может значительно различаться по всей сцене. Снимите показания счетчика со всех частей сцены, которые вы собираетесь включить в финальное изображение, усредните их, а затем введите значения вручную.
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)5. Установите камеру
Прикрепите камеру к штативу в вертикальном положении – L-образный кронштейн может быть очень полезен, так как камера будет лучше балансировать. Дважды проверьте, чтобы все было максимально ровно — электронный уровень вашей камеры или спиртовой уровень с горячим башмаком действительно помогут в этом — и установите все необходимые фильтры.
6. Аккуратно снимайте
Делайте снимки, поворачивая камеру между ними; будьте осторожны, чтобы не трясти камеру даже слегка, чтобы она больше не стояла горизонтально. Обеспечьте большое количество перекрытий между изображениями — около 20–40 процентов — чтобы при сшивке вы использовали «лучшую зону» объектива для каждого кадра с минимальными искажениями.
Этапы редактирования совмещенной панорамы
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)1. Импорт и объединение
Сначала импортируйте изображения в Lightroom. Не вносите никаких изменений в отдельные файлы. Затем выберите все изображения, которые хотите сшить, и перейдите в «Фото»> «Photomerge»> «Панорама».
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)2.

В диалоговом окне Предварительный просмотр фотообъединения можно выбрать одну из трех проекций: Сферическая, Цилиндрическая и Перспективная. Здесь Spherical дает лучший результат. Автообрезка удаляет нежелательные прозрачные области по краям изображения.
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)3. Деформация границы
Используйте ползунок Деформация границы, чтобы деформировать изображение, чтобы заполнить холст; это позволит вам восстановить части изображения, потерянные при обрезке. Здесь в изображение включены некоторые дополнительные детали неба и переднего плана.
(Изображение предоставлено Марком Бауэром)4. Заключительные шаги
Нажмите кнопку «Объединить»; Lightroom соединит изображения вместе и создаст новый файл DNG. После этого вы можете открыть этот файл и отредактировать его так же, как и любой другой файл Raw — отрегулировать баланс белого, настроить тон и т. д. по мере необходимости.
Лучшие на сегодня предложения Adobe Lightroom CC
(открывается в новой вкладке)
Adobe Lightroom CC
(открывается в новой вкладке)
$9,99
/мес.
2 (открывается в новой вкладке)
в новой вкладке)в Adobe (открывается в новой вкладке)
Подробнее
Использование режимов наложения в Photoshop CC (открывается в новой вкладке)
Лучшие камеры для начинающих (открывается в новой вкладке) )
Создание эффекта двойной экспозиции в Affinity Photo (откроется в новой вкладке)
Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ
Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро
У вас уже есть учетная запись? Войдите здесь
*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки
Присоединяйтесь и получите неограниченный доступ
Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро
У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь
Digital Photographer — лучший ежемесячный фотожурнал для любителей и профессионалов современного цифрового рынка.