Пейзажная: Пейзажная лирика // Варлам Шаламов

Пейзажная лирика // Варлам Шаламов

Назад | Содержание | Вперёд

Темы: Шаламов о поэзии

В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.

Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.

Для поэта нет мертвой природы – минерал и сорванный цветок полны живой жизни.

Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.

Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.

Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту.

Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей – величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач – вот Тютчев – одна из вершин русской пейзажной лирики.

Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук – без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры.

Пейзаж здесь – картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение.

Антропоморфизм – без которого не обходится ни один поэт – это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта.

Слезы дерева, плачущая метель – это первая ступень пейзажной лирики. Но, например, сравнение листопада с перелетом птиц есть форма более сложная. В бесконечности сравнений важно удержаться от «очеловечивания» прямого и вызвать волнение, удивление, радость необычностью, точностью сравнения, говорящего о зоркости глаза. Эта зоркость и эта точность не находятся где-то далеко в неизведанных далях. Они – рядом с вами – в дождях и грозах. Надо только сказать о дожде лучше, подробнее того, что было сказано другими.

Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.

Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта. Если картины эти найдены, увидены и закреплены стихом – достигнуто главное. В этой работе сам стих помогает лучше видеть природу, точнее замечать ее изменения, ее бесконечную жизнь.

Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.

Разное время года для поэта – это разное время души.

Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что поэт испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что поэт заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге, как непосредственное наблюдение.

Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет живая кровь стиха. Это – автор стихотворения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор. Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека?

Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, – это еще не пейзаж и вряд ли годится для стиха.

Не только о деревьях, звездах и траве идет тут речь. Огромная часть природы – животные – остались как бы вне лирической поэзии. О животных пишут лишь баснописцы и детские поэты. О том, с какой силой добра, с какой душевной теплотой можно написать о животных, мы знаем от Есенина – поэта с обостренным чувством природы, знавшего единение с природой. Его березку, клен и собаку помнит каждый.

Зато многократно воспеты городские пейзажи Ленинграда, где архитектура выступает как поэт-лирик, а не только как исторический романист.

Именно в пейзажной лирике с особенной силой сказывается чувство родины, родной страны. Горы и леса родного края особенно дороги поэту. Они окружали его с детства, воспитывали его характер. Историк Ключевский много рассказал нам о влиянии географии на историю, на формирование характера русского человека. Это в равной степени относится ко всей мировой культуре, и вовсе незнакомые нам пейзажи Габриэлы Мистраль – пески, солнце и скалы Южной Америки – наделены огромной душевной силой, творческим вдохновением, которое угадывается даже сквозь неудачный перевод. Это – чужое, но не чуждое, и именно поэт сделал горы Южной Америки родными для русского читателя. Мистраль научила нас видеть Южную Америку, волноваться пейзажами другой страны.

Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы. Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника», и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье».

Пейзажная лирика – вид гражданской поэзии.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый большой поэт, – дорога, листопад, облака – ставшие классическими, традиционными, – это пейзажные образы.

Большие поэты России оставили нам такие образцы пейзажной лирики, которые сами по себе стали национальной гордостью, славой России, начиная с «Медного всадника» или «Осени» Пушкина.

В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь поэта с его родными местами. Эта связь конкретна. Павлодарские пейзажи Павла Васильева не спутаешь с пейзажами Фета или с городской блоковской зимой. Каждый поэт написал строки, где видна география не только его страны, но области, края.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

От грубого антропоморфизма поэты идут к точности, к подробности наблюдения. Дороги природы бесконечны. Точность наблюдения, точность называния, синхронность пейзажа и чувства – вот космос поэта. Сейчас мало писать о птице и дереве. Надо писать о ласточке и лиственнице, может быть, даурской.

В поисках точности лирика ищет встречи с наукой.

Краски космических далей, которые видели космонавты, и ощущения, которые знакомы Гагарину и Титову, станут достоянием земной поэзии.

Но именно эти межзвездные дали зовут вглядеться еще подробнее, еще внимательнее в прекрасную нашу Землю, которая создала людей, овладевших космосом.

Думается все же, что Луне, как части классического пейзажа, не грозят поэтические неприятности. В восприятии чрезвычайно важна личная встреча, знакомство воочию. Для того, чтобы космический пейзаж вошел в стихи полнокровно, полноправно и естественно, надо, чтобы космос стал повседневностью, теми буднями, где рождается и живет истинная поэзия.

1961

Собрание сочинений: В 4-х т. / [Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской]. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.

Именной указатель:Блок, Александр Александрович, Бунин, Иван Алексеевич, Гагарин, Юрий Алексеевич, Державин Г.Р., Есенин С.А., Пушкин А.С., Титов, Герман Степанович, Тютчев Ф.

И., Фет, Афанасий Афанасьевич

Назад | Содержание | Вперёд


Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией [email protected]. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.

Пейзажная живопись шань-шуй (山水画) — Большая Китайская Энциклопедия

Жанр традиционной китайской живописи, в рамках которого объектом изображения являются виды природы. Необычайная красота китайской природы во все времена привлекала многих художников, которые своими картинами восхваляли и стремились показать природу другим людям. Пейзажная живопись шань-шуй не только демонстрирует многообразие природной красоты, но также раскрывает мировосприятие и эстетическое сознание китайцев. Кроме того, в шань-шуй косвенно отразилась общественная жизнь Поднебесной. Пейзажная живопись крайне разнообразна по своей форме. В зависимости от манеры живописи и материалов, используемых художником, живопись этого жанра подразделяется на монохроматический, сине-зеленый, золотисто-бирюзовый, бесконтурный, бледно-охристый и бледно-прозрачный пейзаж. Пейзажная живопись шань-шуй имеет длинную историю, за время ее существования стили претерпевали множество изменений. Каждый исторический период славен своими мастерами живописи шань-шуй. Шань-шуй берет свое начало в эпохи Цинь и Хань, а развитие жанр получил в эпохи Вэй, Цзинь, Северных и Южных Династий. Пейзаж, изображенный на картине «Фея реки Ло» восточноцзиньского художника Гу Кайчжи, — наиболее ранний из доступных нам примеров шань-шуй. В эпоху Южная Сун двое китайских художников, Цзун Бин и Ван Вэй, написали труды, посвященные теории пейзажной живописи шань-шуй — «Предисловие к изображению пейзажа» и «Рассуждение о живописи» соответственно. Оба произведения популярны и в настоящее время. Картина «Весенняя прогулка» суйского художника Чжань Цзыцзяня — пример сине-зеленого пейзажа начала эпохи Тан, а также старейшая картина в жанре шань-шуй, выполненная на цельном свитке. В период расцвета династии Тан живописец Ли Сысюнь вместе со своими сыновьями создал величественный и ослепительный стиль золотисто-бирюзового пейзажа. Примерно в это же время художник и поэт Ван Вэй, про которого говорили, что «в его поэзии чувствуется живопись, а в живописи — поэзия», стал основоположником монохроматической пейзажной живописи, отличавшейся простотой и свежестью. Два этих направления шань-шуй заложили основу для последующего разделения пейзажной живописи на северную и южную школы. Это разделение проявилось уже в эпоху Пяти династий. Произведения южной школы, представителями которой были Дун Юань и Цзюй Жань, отличались чистотой и простотой стиля. В произведениях художников северной школы — Цзин Хао, Гуань Туна — просматривалась энергия и величественность. Позже знаменитые художники начала эпохи Северная Сун — Гуань Тун, Фань Куань и Ли Чэн — сформировали собственное художественное направление. В середине эпохи Северная Сун живописец Го Си стал главным новатором как в практическом, так и теоретическом аспектах пейзажной живописи шань-шуй. Его трактат «Высокое послание лесов и потоков» («Линь цюань гао чжи») поспособствовал систематизации теории шань-шуй, что, в свою очередь, помогло последующим поколениям специалистов в области живописи получить ценнейшие знания о шань-шуй. Художник Ми Фу и его сын Ми Южэнь рисовали горы которкими горизонтальными штрихами, изображая таким образом туманную дымку, и этот прием значительно обогатил технику пейзажной живописи шань-шуй. Южносунские художники Ма Юань и Ся Гуй ввели новшество в композиционное построение пейзажной живописи — в их картинах акцент делался на углы и края свитка. Эту художественную особенность стали называть «углом Ма Юаня» и «боковиной Ся Гуя». Эти два художника наравне с Ли Таном и Лю Сунянем считаются величайшими живописцами эпохи Южная Сун. Своими творческими поисками в вопросе композиции они способствовали достижению новых художественных вершин пейзажной живописи эпохи Юань. Ма Юань и Ся Гуй виртуозно пользовались кистью и тушью, форма их произведений признана совершенной. В их работах воедино слились поэзия, каллиграфия и живопись. Работы этих живописцев отличаются яркой индивидуальностью, простотой, возвышенностью смыслов, лиричностью, но в том же время в них прослеживаются общие особенности стиля эпохи. В эпохи Мин и Цин пейзажная живопись шань-шуй становилась все более разнообразной, появлялось много ярких и самобытных направлений. Однако большинству художников — за исключением Дун Цичана и Ши-Тао — зачастую недоставало творческой самостоятельности. После образования КНР в 1949 г. пейзажная живопись шань-шуй получила новый виток развития. Основные современные представители жанра — Хуан Биньхун, Фу Баоши и Ли Кэжань. Сегодня пейзажная живопись шань-шуй обладает мощной теоретической базой и большим набором техник. Шань-шуй — не просто изображение природного ландшафта, но выражение чувств человека. Посредством этого жанра достигается художественное единство человека и природы, переплетение чувств и образов. Китайская живопись шань-шуй превосходит западную пейзажную живопись по наполненности духом и содержанием.

Ландшафтный дизайн для начинающих

Если вы хотите преобразить свой передний двор, чтобы сделать его более привлекательным, или спроектировать сад для личного удовольствия, полезно изучить основы ландшафтного дизайна. Целью ландшафтного дизайна является создание гармоничной эстетики за счет использования таких элементов, как цвет, линия и текстура. Следуя основам, вы сможете спроектировать собственный ландшафтный дизайн и сделать двор и сад экологичными, сбалансированными и красивыми.

Совет

Хороший ландшафтный дизайн включает элементы хардскейпа и софтскейпа. Элементы жесткого ландшафта — это неживые объекты, такие как камни, стены, внутренние дворики, беседки или водные объекты. Softscape относится к живым элементам, таким как сады, газоны, кустарники и деревья.

6 Основные принципы ландшафтного дизайна

Когда вы планируете ландшафтный макет, учитывайте все шесть основных принципов для достижения наилучших результатов. Первые три принципа дизайна сада (пропорция, переход и единство) относятся к общему ощущению ландшафта. Второй набор принципов (ритм, баланс и фокусировка) относится к управлению движением глаз зрителя. Эти принципы достигаются за счет использования пяти элементов ландшафтного дизайна: цвета, формы, фактуры, линии и масштаба (см. ниже).

Доля

Пропорция — это ощущение, что размер отдельных компонентов (ландшафтных растений или сооружений) или групп компонентов в ландшафте соответствует ландшафту в целом.

Крблохин / Getty Images

Переход

Непропорциональный дизайн сада выглядит омраченным резкими переходами или отсутствием переходов. Например, каменная стена высотой 5 футов может элегантно выделить большой дом, но та же стена сделает маленький дом еще меньше, потому что высота стены слишком близка к высоте дома. Между домом и стеной должен быть переход более высоких деревьев, чтобы создать постепенное изменение.

Смотреть вверх Смотреть вниз Фотография / Unsplash

Единство

Дизайн сада с чувством меры также демонстрирует единство. Продуманное размещение ландшафтных растений с учетом их формы – один из способов создания единого ощущения.

Например, небольшие деревья по бокам проезжей части или входа должны иметь одинаковую форму, чтобы создать единство. Повторение одной и той же формы также способствует единству. Единство или «гармония» достигается, когда зритель чувствует, что все ландшафтные растения в дизайне сада дополняют друг друга и были выбраны с учетом одной всеобъемлющей темы.

Ель / Адриен Лего

Ритм

Ритм – это закономерное повторение мотива. Например, в вашем домашнем ландшафтном дизайне мотив может состоять из используемых ландшафтных растений. Ландшафтные растения одного типа можно было бы посадить в ряд или изгородь, что эффективно направляло бы взгляд зрителя в одном направлении, а не в другом. Ничто так не контролирует движение глаз, как прямая линия.

Ель / Сара Кроули

Баланс

Баланс относится к постоянству и визуальному весу достопримечательностей во дворе. Например, баланса можно достичь за счет повторения одинаковых по размеру, форме и цвету растений, которые равномерно размещены на участке или в саду. Например, большое дерево по обеим сторонам дома может сбалансировать двор.

Дуг Вос / Unsplash

Фокализация

Понимание баланса, в свою очередь, важно для понимания фокализации. Фокализация — это принудительное сосредоточение взгляда зрителя на определенной фокусной точке без искажения. В то время как это может быть достигнуто с помощью различных средств, более интенсивная фокусировка создается за счет использования сбалансированного, последовательного расположения элементов.

плуг / Getty Images

Совет

Привлеките внимание к статуе во дворе, например, уменьшив беспорядок вокруг нее и используя цвет или линию для достижения цели. Окружите статую массой ярко-красных или желтых цветов, спроектируйте прямую дорожку из брусчатки, ведущую к скульптуре, или украсьте окантовкой клумбы, чтобы сфокусировать взгляд зрителя в нужном направлении.

Типы ландшафтов


Прежде чем взяться за перо, подумайте о том, где вы живете, потому что это сильно повлияет на то, что вы сможете успешно посадить в своем дворе. Ознакомьтесь с картой зоны USDA, чтобы найти свою зону, чтобы определить, можете ли вы сажать тропические растения или придерживаться холодостойких растений. Следует учитывать три основных типа ландшафтов:

  • Горные ландшафты сильно отличаются от ландшафтов на уровне моря и требуют растений, которые выживают в ненастную погоду и суровые условия больших высот.
  • Равнинные ландшафты состоят из равнин, лугов и ферм, что означает наличие большого количества открытых земель и отсутствие защиты растений от экстремальных погодных условий, продолжительных ветров или засух.
  • Прибрежные ландшафты обычно требуют соле- и засухоустойчивых растений.

Как создать ландшафт

При планировании как жесткого, так и мягкого ландшафта вашей собственности рассмотрите пять основных элементов, которые должны быть включены в ландшафтный дизайн, в том числе:

Цвет

Цвет обычно является самым важным элементом успешного ландшафтного дизайна. Комбинируйте цветы теплых и холодных цветов для контраста. Или держите цветы в теплой или прохладной группе для единого взгляда. Использование цветового круга поможет определить цвета, используемые в вашем ландшафтном дизайне.

Форма

Элемент формы определяется как форма растения и структура его ветвления. Деревья бывают разных форм (особенно если их обрезать), в том числе столбчатые и шаровидные. Точно так же формы деревьев структурно варьируются от жестко вертикальных ветвей ломбардских тополей до поникших качеств плакучей ивы.

Необходимо также учитывать форму отдельных компонентов растения. Например, форма листа одного типа дерева может сильно отличаться от листа другого типа дерева.

Текстура

Текстура — это прежде всего визуальная составляющая в ландшафтном дизайне. Например, текстура растения часто определяется размером его листьев. Текстура растения на одном клумбе может считаться более или менее грубой, чем у соседнего растения, из-за различий в размере листьев.

Чтобы внести разнообразие в ваши планы ландшафтного дизайна, чтобы они не были слишком унифицированными, используйте растения, которые различаются по текстуре. Элемент текстуры может быть достаточно тонким, чтобы не разрушать единство сада.

Строка

Элемент линии относится к тому, как вы размещаете границы, чтобы управлять движениями глаз зрителя. Движение глаз бессознательно зависит от того, как группы растений сочетаются друг с другом, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Например, прямой ряд деревьев можно использовать в качестве стены для обозначения границ и направления взгляда зрителя.

Весы

Масштаб — это просто размер одного компонента по отношению к соседним компонентам. Например, кусты не должны выглядеть как карликовые насаждения, если их посадить отдельно (без перехода) перед большим домом с глубоким двором, но их можно хорошо масштабировать на меньший двор и дом без необходимости какого-либо перехода.

Ландшафтный дизайн в картинках

Потратьте время, чтобы просмотреть завершенные проекты для дополнительных вдохновляющих идей ландшафтного дизайна. Просмотр изображений поможет вам увидеть, какой стиль, элементы или дизайн резонируют с вами. Изучая фотографии ландшафтного дизайна, вы начнете видеть примеры принципов и элементов ландшафтного дизайна в действии. Тогда вы сможете лучше понять, каким может быть реалистичный бюджет на благоустройство вашего дома. Начните со следующих типов ландшафтного дизайна для идей:

Лучшее программное обеспечение для ландшафтного дизайна

Этимология, происхождение и значение слова «ландшафт» от etymonline

Реклама

c. 1600 г., «картина, изображающая обширный вид на природные пейзажи», от голландского landschap «пейзаж», в искусстве вторичное значение от среднеголландского пейзажа «регион», от land «земля» (см. земля) + -scap «-корабль, состояние» (см. -корабль).

Термин художников; нехудожественное значение «участок земли с его отличительными характеристиками» является расширенным смыслом с 1886 г. Аналогичное образование в древнеанглийском ландскайпе «регион», древневерхненемецком lantscaf, немецком Landschaft, древнескандинавском landkapr, датском landskab «регион, район , провинция». Skyscape засвидетельствовано 1817.

пейзаж(в.)

«разбивать лужайки, сады и т.п., сажать деревья ради благоустройства», к 1916, из ландшафта(н.) в его не- художественное чувство. Ранее оно использовалось в художественном смысле, «для изображения в пейзажной обстановке» (1660-е гг.). Связанный: Ландшафтный; ландшафтный дизайн.

обновлено 13 декабря 2022 г. 0002 landlord

landlubber

landmark

landmine

landowner

landscape

landscaping

land-shark

landslide

landslip

landsman

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O 9.
    Пейзажная: Пейзажная лирика // Варлам Шаламов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх