Первая фотопленка: История фотопленки

История фотопленки

#статьи

История фотопленки:

как волшебная лента привела фотографию к цифре

Она лучше знает о позитиве и негативе, чем личный психолог твоей подруги. Она точно знает, когда ей уже достаточно и не любит светиться. Не терпит мужчин, которые до нее дотрагиваются. Она была в «Зените», но речь не о футболе. Теперь её едва ли использует каждый пятый фотограф.

Она – фотоплёнка.

Фотопленка – явление волшебное теперь лишь для ее современников

Можно бесконечно спорить насчет создаваемого пленкой художественного эффекта и «бездушных» фотографий зеркалок, но, увы, пленка никогда не сравнится с быстротой получения результата и удобством в использовании по сравнению с цифровыми камерами. Материал на полимерной подложке, обработанный специальной светочувствительной эмульсией стал последователем фотопластин (на которые все также снимают некоторые фотографы-консерваторы).

Первый гибкий рулонный фотоматериал и фотоаппарат для него были созданы в 1875 году польским инженером Леоном Варнерке. Сухая эмульсия наносилась на бумажную основу, а затем, после проявления, переносилась на стекло. Однако, из-за высокой стоимости фотоаппарата и комплектующих к нему, этот способ не подлежал коммерциализации и распространения не получил. Успешнее оказалась технология Джорджа Истмена, который использовал новейшую сухую желатино-серебряную эмульсию на такой же бумажной подложке десятилетием позже.

Знакомая всем прозрачная гибкая основа была создана только в 1889 году и изготавливалась она из целлулоида. Материал хоть и был известен за 20 лет до его применения, но использовать его для фотосъемки стало возможным лишь благодаря изобретению Ганнибала Гудвина — слоя против скручивания.

В конце 1920-х годов появились малоформатные и среднеформатные фотокамеры профессионального класса. По сравнению с пластиночными камерами, такие фотоаппараты позволяли носить с собой значительно больший запас фотоматериала, который, к тому же, был нечувствителен к ударам и более удобен в использовании: быстрота перемотки фотоплёнки в сотни раз превышала длительность замены фотопластинки, что было важно, например, при репортажной съёмке.

В СССР выпуск фотопленки начался одновременно с работой первых фабрик киноплёнки в Переславле-Залесском и в Шостке. Интересно заметить, что производство фотоматериалов в те годы было тесно увязано с оборонными отраслями промышленности, поскольку коллоксилин, материал, используемый для нитратной подложки, так же был сырьём для взрывчатки.


Каков же состав фотопленки? Фотоплёнка состоит из одного или нескольких эмульсионных слоёв, нанесённых на подложку. Цветные фотоплёнки имеют более сложное строение. Они состоят из трёх эмульсионных слоёв с разной спектральной чувствительностью. Верхний слой чувствителен к синему свету, средний — к сине-зелёному, а нижний — к синему и красному излучениям. Расположенный под верхним синечувствительным слоем жёлтый фильтровый подслой задерживает синий свет, не пропуская его к нижним слоям, и обесцвечивается при лабораторной обработке.

Кроме эмульсионных слоёв современные фотоплёнки снабжаются дополнительными слоями, несущими вспомогательные функции (для надёжного сцепления эмульсионных слоёв с подложкой, противоскручивающийся слой из желатина, который может выполнять также роль противоореольного слоя, предотвращающего образование ореолов вокруг ярких бликов из-за отражения света от обратной стороны подложки).

Чем же так значимо изобретение фотопленки?

В первую очередь, без этого эволюция фототехники пошла бы другим путем, возможно, более сложным и затратным по времени. Пленка помогла камерам стать компактнее, фотографам — быстрее, а клиентам… нетерпеливее. Большой заслугой можно считать тот факт, что появление гибкой фотоплёнки способствовало созданию кинематографа: первая 35-мм киноплёнка для «кинетографа» была изготовлена Эдисоном из рулона 70-миллиметровой фотоплёнки, которую он разрезал вдоль.

Больше полезных статей тут

Проходите регистрацию и получайте доступ к библиотеке бесплатных онлайн-лекций Фотошколы 2.8.

Получить бесплатный цикл лекций

Первая пленка. С чего начать?

Хотите начать заниматься пленочной фотографией, но не знаете как? Давайте посмотрим на ваши возможности.

Несмотря на то, что прошло много времени с тех пор, как современные цифровые фотоаппараты вытеснили пленочные с рынка, у аналоговой фотографии все еще есть свои истинные сторонники. И даже в последнее десятилетие наблюдается целый бум на классическую фотографию. Аналог становится модным — прежде всего среди молодого поколения энтузиастов, которые не выросли в эпоху пленки, что делает такую съемку еще более винтажной и по-своему очаровательной для них.

Зачем сегодня снимать на пленку?

Многие наверняка называют растущую популярность аналоговой съемки среди молодежи чем-то хипстерским и желанием выделиться из толпы. Однако, правда немного сложнее. Цифровая камера позволяет легко делать тысячи снимков. Но сколько из них окажется где-то еще, помимо нетронутой папки на вашем диске? Сколько из них имеют больше нескольких часов славы в социальных сетях?

Фотограф: Ярослав Крезек

Пленочная съемка восстанавливает более личное отношение к фотографиям, а также необходимость тщательно думать обо всем процессе и снимать внимательно. Возврат к аналогу является выражением более широкой тенденции к росту — ощущения перенасыщенности современными технологиями и стремления заменить мимолетное виртуальное количество физическим, постоянным качеством. Для новичков съемка на пленку также является отличным способом изучения основ: вы можете использовать свой опыт с аналогом, когда работаете с цифровой камерой.

Найдите камеру

Купите фотоаппарат и пленку. Это на самом деле просто. Короче говоря, ваш выбор — зеркальные камеры и мыльницы. Удобны в использовании старые камеры, так как они не нуждаются в батареях, поэтому готовы к работе без лишних забот. В интернет-магазинах секонд-хенд их просто полно; нужно только выбрать. Или проверьте чердак бабушки и дедушки.

Фотограф: Вацлав Максмилян (Václav Maxmilián)

Как выбрать пленочную камеру?

Однообъективные зеркальные камеры (SLR – single-lens reflex camera) основаны на наклонном зеркале, которое проецирует реальное изображение из объектива в видоискатель. Они, вероятно, по-прежнему наиболее популярны, и для них доступно множество объективов и аксессуаров. К ним относятся старые зеркальные фотокамеры Nikon и Canon и более экзотические примеры, такие как старые камеры East Bloc Praktica и Zenit.

Двойные зеркальные камеры (TLR – twin reflex camera) оснащены видоискателем, на который вы смотрите сверху. Они используют две линзы: одна проецирует изображение в видоискатель, а другая используется для экспонирования. Вы можете знать культовый немецкий Rolleiflex, Autocord Minolta 50-х и 60-х годов или, например, чехословацкий Flexaret.

Пленочные мыльницы механически проще. Видоискатель не связан с объективом, и поэтому смотреть в него нужно, скорее, для ориентировки. Существуют бесконечное количество моделей с разным уровнем качества, а некоторые даже продаются в антикварных магазинах за несколько долларов.

Купите пленку

Вы не можете купить пленку сегодня на каждом углу, но все равно можно найти фотомагазин, в котором будет продаваться фотопленка с широким выбором брендов и типов.

Выбрав между цветным и черно-белым изображениями, подумайте, в каких условиях вы планируете снимать. Выберите ISO, исходя из этого. В то время как цифровая камера позволяет устанавливать ISO по мере необходимости, в случае с аналоговой фотографией, оно жестко установлено выбором используемой пленки.

Попробуйте разные типы и найдите тот, который подходит лучше всего. Пленка различается по тому, как передает цвета, а также по контрасту, зернистости и т.д. В Интернете полно образцов изображений, поэтому не придется делать этот выбор «вслепую».

Photo by Walkers on the Moon

Пленка покрыта фотоэмульсией — раствором галогенида серебра, защищенного слоем желатина. Он же и определяет светочувствительность, оптическое разрешение и контрастность.

Чтобы получить негатив, пленку сначала поддают короткому облучению, после чего обрабатывают раствором химикатов — ее проявляют (главное, вовремя прервать этот процесс). После этого его промывают и высушивают.

Далее из негатива получают позитивное изображение: негатив накладывают на специальную фотобумагу и подвергают воздействию света, то есть экспонируют светочувствительный материал сквозь него (контактная печать). В процессе печати соотношение между светом и тенью инвертируется, и таким образом получается изображение, отвечающее действительности. Эта инверсия получается за счет того, что наиболее освещенными участками фотобумаги получаются те, которые находятся под светлыми областями негативного снимка (поскольку свет, и это очевидно, легче проходит сквозь его светлые участки, нежели темные).

А теперь снимайте!

С аналоговой фотографией все совсем не так, как с цифровой. Во-первых, пленка не позволяет вам «обманывать». Вы должны знать, как работать со скоростью, диафрагмой, глубиной резкости и ISO пленки. Забудьте о мгновенной обратной связи с вашими фотографиями. Это не моментальный процесс.

Но пленочное фото тоже может что-то прощать. Благодаря большому динамическому диапазону картину сложнее испортить. В общем, пленка ведет себя особенно хорошо при ярком освещении, и вызвать засвет (переэкспонированные пятна) не так легко, как при использовании цифровой камеры.

Фотограф: Зузана Шестакова

Совет: вначале запишите настройки камеры после каждой сделанной фотографии. После того, как вы поснимаете, эти «EXIF-данные» ручной работы помогут вам понять, как работает камера и на что обращать внимание в следующий раз.

Также учитывайте, что пленочную фотографию лучше переэкспонировать — с ней попросту сложнее получить засветы. Проще будет снизить экспозицию позже. В цифровой же фотографии лучше делать наоборот. Недоэкспонирование сцены позволяет вытащить детали из тени.

Вы должны признать, что вы, вероятно, испортите каждое фото на своей первой съемке. Но это только часть процесса. Совершенствуясь благодаря практике, с каждым новым негативом вы будете лучше и быстрее пользоваться камерой, и ваши результаты будут все интереснее. Съемка на пленку качественнее научит вас, как различные параметры влияют на окончательное изображение.

Фотограф: Ян Тихи

Фотографии сделаны. Что теперь?

С пленкой вы, в общем-то, можете сделать две вещи:

  • проявить негативы и, возможно, напечатать сами фотографии;
  • оставить процесс проявления фотолаборатории и отсканируйте негативы или попросите их подготовить печатные версии.

Проявление дома — достаточно большая тема для отдельной статьи. Но вам не нужно бояться этого. Проявление черно-белой пленки дома – это недорогое и простое занятие по своей сути. И оно также позволяет испытать весь процесс от помещения пленки в камеру до сушки окончательного печатного снимка. Изучив основы, вы можете погрузиться в более сложные эксперименты с различными типами проявления, фотобумаги и ретуширования.

Но поначалу, вероятно, будет наиболее целесообразно, чтобы ваша пленка была проявлена в лаборатории, где специалисты могут отсканировать негативы. Затем вы cможете работать с изображениями на компьютере. Вопрос в том, должны ли фотографии на пленке быть отредактированы на компьютере или оставлены так, как они получились изначально на камере… решение остается только за вами.

Три эры фотографии: пластинка, пленка и цифровая

После изобретения в начале 1800-х годов фотография и камеры прошли через три основные эпохи: эру пластин, эру пленки и современную цифровую эру. Эта статья представляет собой краткую историю фотографии сквозь призму этих эпох.

Эпоха тарелок

7 января 1839 года Луи Дагер выступил с докладом во Французской академии наук, фактически пресс-конференцией, где он продемонстрировал первую фотографию, серебряное изображение на полированном металле. Через несколько дней англичанин по имени Уильям Генри Фокс Талбот созвал конференцию, чтобы объявить, что уже несколько лет делает фотографии на бумаге. Таким образом, споры и эра пластинок фотографии были запущены.

К 1851 году стекло использовалось для изготовления негативов, которые можно было контактно печатать на бумаге. Стекло покрывали светочувствительной эмульсией в темной комнате, загружали в держатели планшетов и экспонировали в камере. Затем стеклянные пластины необходимо было проявить до высыхания эмульсии; это было делом нескольких минут. Эта система хорошо работала в студии или в контролируемой среде, особенно там, где два или более человека могли работать вместе. Один покрывал пластины, другой управлял камерой и, возможно, третий проявлял пластины.

На локации это было намного утомительнее и опаснее. Первые фотографы-первопроходцы путешествовали с черной палаткой и ящиками со стеклянными пластинами размером 11×14 и бутылками с химикатами, документируя страну, от полей сражений Гражданской войны до Йеллоустонского национального парка.

В 1867 году в Англии был изобретен новый процесс, который позволял покрывать пластины на фабрике и продавать фотографам готовые к экспонированию. Это также означало, что их не нужно было проявлять немедленно, а можно было вернуть в фиксированное место в фотолаборатории для проявления и печати. Это значительно упростило натурную и туристическую фотосъемку.

Мокрые планшетные камеры и держатели планшетов обычно можно определить по химическим пятнам на держателях и внутри камеры. Камеры эпохи сухих пластин обычно чистые внутри, потому что они никогда не подвергались воздействию химикатов. Между мокрыми пластинами, сухими пластинами и различными другими процессами, такими как тинтипия и амбротипия, 19 век явно был «эрой пластин» фотографии.

Сухие пластины. Фотокамера Lancaster.

Эпоха кино

В 1884 году Джордж Истман, производитель сухих пластин из Рочестера, штат Нью-Йорк, изобрел процесс и машину для нанесения фотоэмульсии на гибкий материал. Он разработал и продал адаптер рулонной пленки для фотокамер, но столкнулся с трудностями на рынке, поскольку длинные рулоны требовали специального оборудования и их было труднее обрабатывать, чем стеклянные пластины. Кроме того, пленку было трудно держать плоской, что приводило к нечетким изображениям.

Истман понял, что ему нужна совершенно новая система, основанная на рулонах пленки. В 1888 году он представил первую камеру, предназначенную для использования с рулонной пленкой, которую он назвал «Кодак». Название камеры было выбрано на основе звука, издаваемого камерой при съемке. Его лозунгом было: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное».

Покупатель купил камеру с пленкой, которой хватило бы на 100 фотографий. Затем они отправили камеру обратно в компанию Kodak в Рочестере, где пленка была обработана и напечатана. Камера была перезагружена пленкой и отправлена ​​заказчику вместе со 100 отпечатками.

Первый Kodak продавался за 25 долларов, а проявка, печать и перезагрузка стоили 10 долларов. Тогда 25 долларов были бы эквивалентны примерно 750 долларам в долларах 2022 года, а 10 долларов — примерно 300 долларам.

Оригинальная камера Kodak.

Следующие обновленные модели Kodak перезагружались покупателем и выпускались короткими рулонами от 8 до 12 кадров. Был представлен более дешевый Kodak под названием «Brownie», и на рубеже 20-го века, в 1900 году, весь мир был «Kodaking», а компания Eastman Kodak Company стала доминирующей фотокомпанией в мире на протяжении всего 20-го века.

Двадцатый век был «эпохой пленки» в фотографии, и компания Eastman Kodak была САМОЙ фотокомпанией 20-го века, поставлявшей подавляющее большинство пленки, бумаги и химии. Первоначальный Kodak не только положил начало миру любительской фотографии, но и породил всю индустрию фотообработки и все ее отрасли.

На протяжении 20-го века, с 1900 по 2000 год, было доступно большое разнообразие пленочных камер, размеров и уровней качества. Недорогие камеры с рулонной пленкой, такие как Brownie, а затем Instamatic, позволяли практически каждому фотографировать свою семью, друзей и путешествия. В то же время пленочные фотоаппараты таких компаний, как Nikon, Canon, Pentax и Leica, вывели фотографию на новый уровень. Когда цветная пленка Kodachrome была представлена ​​в 1936, он принес с собой стандартизированную кассету с 35-мм пленкой, которая позволяла использовать одну и ту же пленку во всех 35-мм камерах.

В период расцвета пленки у Kodak было два совершенно отдельных подразделения: одно для потребительского рынка с пленками, такими как Kodacolor, и второе профессиональное подразделение с пленкой и бумагой, нацеленное на профессиональный и лабораторный рынок. По сути, Eastman Kodak Company была химической компанией, а их продуктом была фотография на основе химических веществ.

Зеркальный фотоаппарат Nikon F.

Цифровая эра

В середине 1970-х годов небольшая группа ученых из компании Eastman Kodak начала экспериментировать с фотографией на основе электроники. Не просто видео, а новый метод хранения изображений с использованием цифровых технологий. Камера использовала специальную заднюю панель стандартного Nikon и хранила файлы на отдельном жестком диске. К 1990-м годам Kodak предлагала цифровые задники для известных 35-мм камер, таких как Nikon и Canon. Поскольку Kodak была химической компанией, руководство не видело будущего в цифровой фотографии, а если и видело, то это считалось угрозой для основного бизнеса пленки, бумаги и химикатов.

Одна из первых цифровых камер, созданных Kodak.

Угроза была реальной. Эпоха цифровых технологий оставила Eastman Kodak в пыли и в конечном итоге обанкротила компанию. Неспособность Kodak перейти к цифровым технологиям на долгие годы станет учебником для бизнес-школ.

Недальновидность Eastman Kodak оставила достижения в области цифровой фотографии компаниям, которые все это время производили высокоточные камеры и стремились дистанцироваться от прихотей «Желтого отца» из Рочестера. Еще более подготовленными оказались такие гиганты электроники, как Sony и Panasonic, которые привыкли к быстрым технологическим изменениям и не были привязаны к унаследованным технологиям пленки.

Цифровые технологии быстро совершенствовались, и цены продолжали падать до тех пор, пока цифровая фотография не получила явного преимущества перед пленкой. Переломный момент произошел на рубеже 21-го века, в 2000 году.

К 2002 году большинство основных производителей фотоаппаратов выпускали 5-мегапиксельные камеры по цене от 1000 до 1500 долларов. Это укладывало их в бюджет серьезных фотографов, которые стремились в полной мере воспользоваться преимуществами программного обеспечения, такого как Adobe Photoshop, и были готовы ко всем удобствам цифровой фотографии.

На ранних стадиях развития цифровых технологий некоторые люди предсказывали, что цифровые камеры должны иметь разрешение 30 мегапикселей, чтобы быть равными даже 35-миллиметровой пленке, а тем более более крупным форматам. В то время казалось, что даже 1-мегапиксельные камеры были несбыточной мечтой. Оказывается, поскольку в цифровых камерах используется один чип для всех трех цветов, необходимо всего 10 мегапикселей.

Кроме того, в этом прогнозе упущен тот факт, что пленка всегда является изображением как минимум второго поколения — негативом для печати. Даже спроецированный слайд ухудшается из-за проекционного объектива. Цифровое изображение всегда является первым поколением по определению, даже если оно скопировано, поэтому 5-мегапиксельные камеры имеют разрешение 35 мм. Камеры в диапазоне 12-15 мегапикселей могут легко превзойти качество пленки среднего формата.

От эры печатных форм 19-го века до эры кино 20-го века, до эры цифровых технологий 21-го века, почти до даты, история фотографии идеально вписывается в календарь. Любой, кто доживет до 22-го века и того, каким он может быть для мира изображений, безусловно, будет поражен тем, что принесет это будущее.


Изображение предоставлено: Заголовок фото с цифровой камеры с Depositphotos. Все остальные фотографии Джима Мэтиса.

Оригинальная камера Kodak, серийный номер 540

Применяются условия использования

Загрузки
Описание
Эта оригинальная камера Kodak, представленная Джорджем Истманом, дала силу фотографии в руки любому, кто мог нажать кнопку. В отличие от более ранних камер, в которых для каждой экспозиции использовался стеклянный негатив, в Kodak был предварительно загружен рулон гибкой пленки на 100 кадров. После завершения рулона потребитель отправлял камеру обратно на завод для изготовления отпечатков. Сохраняя повседневные моменты и воспоминания, характерные круговые снимки Kodak определили новый стиль фотографии — неформальный, личный и веселый.
Джордж Истман изобрел гибкую рулонную пленку и в 1888 году представил камеру Kodak, в которой использовалась эта пленка. Потребовалось 100 рулонов пленки с экспозицией, которые давали круглые изображения диаметром 2 5/8 дюйма. В 1888 году оригинальный Kodak был продан за 25 долларов с рулоном пленки и кожаным футляром для переноски.
Оригинальный Kodak был оснащен поворотным затвором ствола, уникальным для этой модели. Затвор устанавливался путем натягивания веревки в верхней части камеры и приводился в действие нажатием кнопки сбоку камеры. После фотографирования ключ на верхней части камеры использовался для наматывания пленки на следующий кадр. На камере нет видоискателя; вместо этого две V-образные линии на верхней части кожи камеры предназначены для облегчения наведения камеры на объект. Затвор ствола оказался дорогим в производстве и ненадежным в эксплуатации. В следующем году затвор был заменен более простым секторным затвором в Kodak № 1.
После того, как на пленку было сделано 100 снимков, камеру можно было вернуть на завод Kodak для проявки и печати за 10 долларов. Камера, загруженная свежей пленкой, была возвращена с негативами и смонтированными отпечатками. В рекламе Kodak 1888 года также говорится, что любой любитель может «закончить свои собственные снимки», а запасные рулоны пленки продавались за 2 доллара.
Местоположение
В настоящее время не просматривается
Имя объекта
камера, коробка
Дата изготовления
1888
производитель
Компания Eastman Dry Plate and Film Company
Место производства
США: Нью-Йорк, Рочестер
Физическое описание
дерево (общий материал)
кожа (общий материал)
металл (общий материал)
стекло (общий материал)
Измерения
общий: 95 мм х 83 мм х 165 мм; 3 3/4 дюйма x 3 1/4 дюйма x 6 1/2 дюйма
Идентификационный номер
PG. 000169
каталожный номер
169
регистрационный номер
23598
Кредитная линия
Мэри И. Страуд
Посмотреть больше товаров в
Работа и промышленность: история фотографии
Выставка «Национальные сокровища»
Фотография
Артефакт Стены экспонат
Источник данных
Национальный музей американской истории

Назначьте этот объект для фотографии.

Первая фотопленка: История фотопленки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх