A Photographic Interview with Fernandel
When photographer Philippe Halsman met French movie star Fernandel, he struck upon a genius idea. If Fernandel spoke no English, but possessed one of the most expressive faces he had encountered, why not run an interview with him in which faces, not words, determined every answer. Through furrowed brows and twinkling eyes, stony stares and suggestive glances, this TASCHEN reprint revives a completely original photographic experiment and one of the funniest interviews ever conducted.
Краткая история
Все началось с маленького книжного. В 1980 году восемнадцатилетний Бенедикт Ташен открывает в Кельне маленький магазин, в котором распродает свою коллекцию редких комиксов. Через несколько лет юноша уже договаривается с фотографом Энни Лейбовиц об издании подарочного альбома с ее работами. Хороший старт! Так определяется основной вектор развития издательства.
Революцию в книжном мире производит серия Basic Art.
Основные серии и сферы интересов
Несмотря на то, что бренд Taschen ассоциируется в первую очередь с книгами об искусстве, в их издательском портфеле можно найти самые неожиданные лоты: от элитарного до откровенно попсового, от академического до маргинального — сферы интересов редакции безграничны.
Визитная карточка — альбомы Basic Art, увлекательный и яркий экскурс в творческие миры выдающихся художников. Не менее известны серии Bibliotheka Universalis, предлагающая более глубокое погружение в ту или иную тему, и юбилейная Taschen 40, в рамках которой главные хиты издательства стали доступны в новом компактном формате.
За что Taschen любим мы
Книги Taschen занимают особое место в сердцах сотрудников «Подписных»: не только потому, что у каждого из нас дома есть пара-тройка заветных альбомов издательства, но еще и потому, что книги их каталога — идеальный совет всем покупателям, ищущим достойный подарок другу или, например, лучший на свете альбом Хокни. А все потому что:
- авторы этих книг — ведущие мировые специалисты;
- они проиллюстрированы репродукциями из коллекций всех вообразимых музеев мира;
- дизайн, качество печати и бумаги поражают воображение;
- цены — самые конкурентоспособные на рынке.
В мае 2020 года «Подписные издания» и фонд AdVita провели совместный благотворительный интернет-аукцион в поддержку онкологических больных. Единственным лотом аукциона стал уникальный альбом Annie Leibovitz, вышедший ограниченным тиражом в 2014 году в издательстве Taschen, с Патти Смит на обложке. Торги прошли в инстаграме «Подписных изданий»
© Philippe Halsman «. ..Фотография, известная под названием «Дали Атомикус» («Dali Atomicus», 1948), была, в некотором смысле, фотографическим продолжением его картины «Атомная Леда» («Leda Atomica», на снимке справа). В снимке Халсман хотел показать движение электронов вокруг ядра: для этого на счет «три» ассистенты подбрасывали кошек и выплескивали из ведра воду, на счет «четыре» Дали подпрыгивал, вспышки освещали комнату ярким светом, и Филипп фиксировал все это безобразие на фотопленку. После этого он удалялся в темную комнату, а помощники быстро наводили порядок в комнате, ловили и успокаивали кошек. Через некоторое время фотограф возвращался, виновато улыбаясь, говорил: «Ну, еще один дубль». И все повторялось сначала. «Шедевр» получился только после 28 попыток. Прежде чем «Атомный Дали» стал таким, каким он нам известен, Хальсман рассматривал с десяток концепций снимка. Так, предполагалось вместо воды лить молоко, однако от идеи отказались, опасаясь, что зрители, еще не оправившиеся от лишений войны, плохо воспримут такое расточительное обращение с молоком. Еще предлагалось взорвать кошку, чтобы показать ее в более или менее атомно-взвешеннном состоянии, но это было бы, мягко говоря, расточительством по отношению к кошкам.» Дружеские и творческие отношения фотографа с Сальвадором Дали продолжались около 30 лет. В 1954 году Халсман выпустил книгу «Усы Дали» («Dali’s Mustache») в которую вошло множество фотопортретов испанского художника – в основном его знаменитых усов. Для одной из самых известных фотографий этого цикла Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру, напоминающую человеческий череп. Самым любимым жанром мастера была портретная съемка. «Меня всегда интересовали люди», – писал он, – «Хороший портрет должен – и сегодня, и через сто лет – показывать, как человек выглядел, и что он из себя представлял… Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу, или ставя его голову под определенным углом. Для этого нужно провоцировать «жертву», развлекать его шутками, убаюкивать тишиной, задавать ему такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать». В 1952 году Халсману заказали официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда. После изнурительной фотосессии хозяйка дома пригласила фотографа выпить чашечку чая. Он поднял на нее глаза и неожиданно для самого себя спросил: «Миссис Эдсел, не разрешите ли Вы сфотографировать Вас в прыжке?» За ней последовали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, многие другие актеры и художники, политики и писатели, ученые и фотографы – всего около двух сотен знаменитых прыгунов, включая самого Халсмана. «Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», – раскрывал фотограф свой замысел в предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому «Книга Прыжков» («Jump Book»). Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге в обеспеченной еврейской семье. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Magnum Photos». Фотограф считал наивысшим своим достижением 101 фотографию, напечатанную на обложке знаменитого журнала «Life». Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года. В 2006 году в честь столетия со дня рождения ему был установлен памятник в Риге. | |||||||||||||||||
Astonish Me: Photographic Joy Филиппа Халсмана. Выставка, представленная в Jeu De Paume радостный момент творчества.
«Для меня фотография может быть очень серьезной или увлекательной. Попытка запечатлеть неуловимую правду с помощью камеры часто оказывается разочаровывающим трудом. Попытка создать образ, который не существует, кроме как в воображении, часто оказывается воодушевляющей игрой».
Филипп Халсман использовал двусмысленную природу фотографии, чтобы играть как с реальностью, так и с воображением. Американский фотограф, начавший свою работу в Париже в 1930-х годах и продолживший свою работу в Нью-Йорке в 1940-х годах, примечателен широким спектром своих работ:
На выставке Jeu de Paume в Париже представлены его портреты, работы в области моды, репортажи и рекламные фотографии. У всех них есть одна общая черта: фотография используется как радостное, творческое, удивительное средство, на чем бы ни фокусировался объектив. Об успехе шоу под названием «Удиви меня» можно узнать по всей галерее. Прогуливаясь, можно увидеть, как изображения вызывают необычную реакцию у зрителей: вы видите, как они улыбаются и тянут друга за рукав, чтобы показать крошечную деталь; иногда даже слышно, как они заливаются смехом. Галерея превращается в своего рода игровую площадку, что перекликается с собственными взглядами Халсмана на фотографию.
Прежде всего, Филипп Халсман известен своими портретами знаменитостей и тем, что побил рекорд, опубликовав 101 Life обложек журналов. Но выставка, объединяющая (впервые) множество контактных листов, предварительных корректур и оригинальных фотомонтажей, также дает нам возможность заглянуть за кулисы в диапазон работ Халсмана. Удивительно, но портреты бездомных выставлены рядом с фотографиями, рекламирующими роскошные украшения для Vogue. Гламурные портреты актрис и танцовщиц соседствуют с дерзкими автопортретами. Эти сопоставления, вероятно, имели бы смысл для Халсмана — в конце концов, его главной целью было не документирование, а исследование возможностей фотографического носителя.
Халсман опубликовал множество своих портретов знаменитостей во влиятельных журналах, таких как Life, TV Guide, и The Saturday Evening Post. Он был одержим идеей запечатлеть настоящую личность людей, даже когда они позировали. Постепенно он изобретал новые уловки. Его первый знаменитый портрет французского писателя Андре Жида в 1934 году вполне условен: Жид смотрит вниз, в высоколобых очках и в строгой одежде. С другой стороны, бледное лицо Альберта Эйнштейна — поворотный момент. В этом глубоко трогательном образе ученый смотрит прямо на зрителя, его волосы растрепаны, а воротник не поправлен. Легенда гласит, что он только что сказал Халсману о своей вине в том, что он был одним из отцов атомной бомбы.
В поисках нового подхода к психологическому портрету Халсман даже изобрел собственную науку в 1950-х годах: он назвал ее «джампология». Попросив своих испытуемых прыгать перед его камерой, он раскрепощал их, когда они концентрировались на своем прыжке, «позволяя маске упасть». Халсману удалось убедить принять участие многих знаменитостей. В итоге он сделал более 170 прыжковых портретов, позже опубликованных в The Jump Book . Этому мотиву посвящен целый зал выставки, создающий сюрреалистическое пространство, удивительное семейство портретов, способное собрать главного ученого Манхэттенского проекта Роберта Оппенгеймера, политика Ричарда Никсона и актрису Мэрилин Монро (им понадобилось три часа и более 200 прыжков, чтобы получить культовую Life обложка журнала). Даже герцог и герцогиня Виндзорские, осторожно разувшись, согласились прыгнуть в очень элегантной, но строгой позе.
Одновременно с этим методом Халсман начал очень творчески использовать фотомонтаж. Птица сидит на трубке Хичкока, пока он курит; Лицо Уорхола раскрашено кричащими красками, напоминающими нам о его собственных приемах. У Жана Кокто, «универсального» художника, не менее шести рук, а у фотографа Эйзенштадта — три ноги. Эти визуальные аберрации основаны на идее, что постановочная или даже отретушированная фотография может быть более точной для своего объекта, чем «прямая» фотография.
Игровая площадка расширяется в особенно плодотворных направлениях, когда речь идет о работе с испанским художником Сальвадором Дали. Их долгое сотрудничество в 1950-х годах, казалось, было в основном связано с весельем, поскольку они разделяли школьное чувство юмора, острое чувство иронии и сильное увлечение сюрреализмом. Это побудило их опубликовать целую книгу фотомонтажа с изображением усов Дали и изменить стиль таких шедевров, как «Мона Лиза » да Винчи . В «Атомикусе Дали» (1948) даже попытались остановить время: Дали прыгает, стул и холст парят в воздухе, коты и вода летят. Отпечатки контактов позволяют нам обнаружить создание этого фантастического образа (и бесчисленные неудачные попытки): Дали брызгает водой вместо кота, секретарша попадает в кадр, время выбито. Эти маленькие открытия затрагивают интерес зрителя не меньше, чем конечный результат.
Эта выставка — не только временная площадка в центре Парижа, где зритель может развлечься не меньше фотографа; это также место, где любитель может черпать вдохновение. С цифровой фотографией и демократизацией камер непрофессиональные фотографы могут легко играть с методами Халсмана. На самом деле, они уже делают: каждый день в социальных сетях мы видим тонны прыгающих картинок, бесконечные рестайлинговые известные картины и фальшивые усы на портретах знаменитостей. Теперь в игровой атмосфере Jeu de Paume как эксперты, так и любопытные зрители могут исследовать истоки этих популярных практик и представить себе, какие радости ждут нас в области фотографии.
—Лора Андрилон
Примечание редактора: « Astonish Me» демонстрировался в Jeu de Paume в Париже до 24 января 2016 г.
Автопортрет, 1950 г.
Андре Мальро, 1934. Архив Филиппа Халсмана © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Луи Армстронг, 1966. Архив Филиппа Халсмана © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Мухаммед Али (урожденный Кассиус Клей), 1963. Архивы Филиппа Халсмана © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Энди Уорхол, 1968. Архивы Филипп Халсман © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Мэрилин Монро, 1952. Архивы Филиппа Халсмана © 2015 г. Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Универсальный Жан Кокто, 1949 г.56. Archives Philippe Halsman © 2015, Philippe Halsman Archive / Magnum Photos
Портрет Альфреда Хичкока для рекламы фильма «Птицы», 1962. Musée de l’Elysée © 2015, Philippe Halsman Archive / Magnum Photos
Dean Мартин и Джерри Льюис, 1951. Архив Филиппа Халсмана © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Aquacade, 1953. 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos
Дали Атомикус, 1948 © 2015, Архив Филиппа Хальсмана / Magnum Photos. Эксклюзивные права на изображения Сальвадора Дали: Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2015
«Как два стоячих часовых, мои усы защищают вход в мою настоящую сущность», «Усы Дали», 1953–1954. Архивы Филиппа Халсмана © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos. Эксклюзивные права на изображения Сальвадора Дали: Fundació Gala- Salvador Dalí, Figueres, 2015
«Усы Дали, Циклоп», Усы Дали (обложка), 1949. Архивы Филиппа Халсмана © 2015, Архив Филиппа Халсмана / Magnum Photos. Эксклюзивные права на изображения Сальвадора Дали: Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2015
Филипп Хальсман: Фотограф к звездам
Изобретатель «Jumpology», союзник звезд и автор более сотни обложек журнала LIFE , фотограф Филипп Хальсман бесспорно вошёл в историю 20 века. Давайте вернемся к путешествию, столь же бурному, сколь и замечательному.
Филипп Хальсман родился 2 мая 1906 года в Риге (Латвия) в еврейской семье, в семье бывшего учителя и отца-стоматолога. В возрасте пятнадцати лет он обнаружил страсть к фотографии благодаря своей семейной камере. В 1928 году он отправился в поход в Австрийские Альпы со своим отцом, который попал в аварию и скончался от травм головы. После его смерти Халсман был ложно обвинен в отцеубийстве и приговорен к десяти годам тюремного заключения. Однако он оставался за решеткой только до 19 лет.31, не только благодаря его сестре Любе, которая выступала за его освобождение, но и благодаря поддержке таких великих интеллектуалов, как Зигмунд Фрейд, Томас Манн и Альберт Эйнштейн, которые лоббировали его. Филипп Халсман был освобожден при условии, что он навсегда покинет Австрию.
Филипп Халсман (1906–1979), «Альберт Эйнштейн», 1947 г., серебряно-желатиновая печать. Фото © Christie’sПо теме: Роберт Капа: Фотографии с фронта
Затем Филипп Хальсман поселился в Париже при поддержке министра Поля Пенлеве, который помог ему получить прошение о предоставлении убежища. Он открыл свою студию как фрилансер fashion фотограф и сделал несколько снимков для журнала Vogue . Его первый портрет знаменитости был сделан в 1934 году с писателем Андре Жидом перед объективом камеры. Затем Халсман продолжил в этом направлении и увековечил других влиятельных личностей парижской сцены, таких как Клод Симон, Поль Валери, Андре Мальро, Марк Шагал и Ле Корбюзье. Очень быстро он зарекомендовал себя как один из лучших фотографов знаменитостей того времени.
Голова фотографа Филиппа Хальсмана (1906-1979) в раме, студийный реквизит и стопка книг с «Москвой» Анри Картье-Брессона, около 1950-х годов. (Фото Weegee (Arthur Fellig)/Международный центр фотографии/Getty Images) (фрагмент)Хотите больше подобных статей прямо на ваш почтовый ящик? Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей
Связанный с великими деятелями того времени, он использовал выражение «Удиви меня», знаменитую фразу, однажды сказанную меценатом и директором Русского балета Сергеем Дягилевым Жану Кокто. Этот приговор ознаменовал всю его карьеру, сначала в Париже — городе, который ему в конце концов пришлось покинуть из-за войны, — а затем в Соединенных Штатах.
В 1936 году он разработал камеру с двойным объективом 9 x 12 см для своих портретов. В следующем году он женился на фотографе Ивонн Мозер, которая специализировалась на детских портретах. В браке у них рождаются Ирэн и Джейн, а в профессиональной сфере они сотрудничали до конца жизни.
Филипп Халсман (1906–1979), «Одри Хепберн», Италия, июль 1955 г., серебряно-желатиновый оттиск. Фото © Christie’sНачало Второй мировой войны побудило его покинуть Францию в 1940 году. Его жена и дети отправились вперед, их поездка была облегчена французскими паспортами. С помощью Эйнштейна и Комитета по чрезвычайным ситуациям Халсман через несколько месяцев присоединился к своим родственникам, взяв с собой только фотоаппарат, несколько отпечатков и латвийский паспорт.
30 июня 1956: Американская актриса Джейн Мэнсфилд (1933-1967) с серебряным мечом на обложке журнала Picture Post. Заголовки выше гласят: «Ночь Брендана Бехана» и «Тест: боевики». Оригинальная публикация: Обложка Picture Post — Big American Dream — паб. 1956 (Фото Филиппа Халсмана/Picture Post/IPC Magazines/Getty Images)Связано с: Джулией Маргарет Кэмерон: дальновидный викторианский фотограф
Вскоре он завоевал большую репутацию на американском континенте и за его пределами, часто доставка обложек для журналов Time , Picture Post и более сотни журналов LIFE (рекорд для одного фотографа).
Среди его самых известных фотографий Ричард Никсон, Фрэнк Синатра, Ава Гарднер, Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Кэри Грант, Альфред Хичкок и, конечно же, Альберт Эйнштейн. В 1941 году его встреча с Сальвадором Дали положила начало 37-летнему сотрудничеству. Вместе они делали сюрреалистичные снимки с использованием различных техник, включая знаменитую 9-ку.0005 Dalí Atomicus , который будет опубликован в LIFE в 1948 году.
Филипп Халсман (1906–1979), «Дали Атомикус», фотография Филиппа Халсмана с изображением Сальвадора Дали, опубликованная в журнале Life в 1948 году, Библиотека Конгресса. Общественное достояниеСвязанное: Surreal Glamour: The Photography of Angus McBean
В течение многих лет Филипп Халсман изучал творческий потенциал, который может предложить захват изображений. Он разработал несколько камер, чтобы удовлетворить все свои творческие потребности.
Именно Халсман разработал «фотографическую технику», известную как Jumpology , метод увековечивания моделей в полном разгаре, чтобы запечатлеть их наиболее естественное и наивное выражение.
Филипп Халсман (1906–1979), Ричард Никсон в прыжке, 1967, серебряно-желатиновый отпечаток. Фото © Gray’sПо теме: Техническое совершенство: Candida Höfer
В 1949 году Халсман опубликовал полное собрание исторических личностей, которые он увековечил в полном прыжке. Модели появляются, по его словам, «без маски» и с лицом, отражающим их истинную индивидуальность. Эта техника Jumping Style или Jumpology еще больше упрочили его репутацию одного из величайших фотографов 20-го века.