Плакаты родченко: Восхитительные рекламные плакаты из СССР: Маяковский, Родченко, наив и красота

Советский плакат. Родченко, Стенберги, Лисицкий и пельмени. | by i_am_mai

Илья Старков, «Азбука Авангарда. Книга нового быта. 1910–1939»

Любителем советского плаката меня назвать трудно. И главное обратить внимание на это направление пришлось вообще совершенно случайно (при работе над абсолютно другой темой). Но стоило по касательной зацепиться за один единственный плакат, как понеслась. Пришлось поднять всё и пересмотреть.

То ли не было никогда задачи какого-то основательного анализа, то ли попадались просто какие-то редкие приличные экземпляры. Но при близком рассмотрении оказалось, что это ужас, летящий на крыльях ночи.

Это плакат вообще или записка мужу на холодильнике?!
«Дорогой, когда поедешь с дачи, заскочи в ГУМ, возьми всё». Черт, жаль нельзя добавить больше информационных сообщений на квадратный сантиметр. Обидно.

Просматривая весь этот пласт информации, мне в эту секунду показалось что не все так плохо, ведь на свете есть Родченко. И уж к кому-кому, а к нему у меня никогда не будет претензий. Да, но нет…

Плакат “ГУМ”, Александр Родченко

Как так? Выдал сам Родченко. А казалось бы.

Вспоминая его фотоработы (которые, кстати, можно в живую увидеть на выставке в Центре фотографии братьев Люмьер в Москве до 5 апреля 2020 г.), трудно его заподозрить в мусорности и композиционной не точности. Его фотографии потрясающе точно «посажены» в формат. Лишние детали выведены из кадра. Свет, тень, рефлекс на своем месте, а где не нужно, спрятаны и элегантно уведены. Так еще и его знаменитые ракурсы, которые были такими свежими, революционными и новаторскими в то время.

Родченко

При этом точность найденного пятна, помноженная на его уверенную компоновку в листе дает ощущение абсолютного попадания. Не хочется никаких изменений или вариантов. Эти местами то-о-оненькие поля максимально контрастно работают с полями побольше, создавая напряжение, как будто пятно сейчас вот-вот воткнется в угол или в верхний край формата, но нет. Все выверено.

Если уж Родченко и хочет “воткнуть” пятно в края, он это делает максимально метко, явно и нарочито как приём.

А уж, говоря композиционном центре в его фотографиях, то он подходит к ним многоуровнево, сложно, находя и параллельные силовые линии, и светотеневые сегменты, и подобные формы(овал вазы — овал лица). И самое важное, что при сложности самого букета (в нем и травы, и цветы покрупнее, и цветы помельче) вся эта структурность не рассыпается, не дребезжит и не превращается опять-таки в визуальный мусор.

Плакаты Родченко

Уж чего нельзя сказать о его плакатах. Может быть я не улавливаю что-то важное, не нахожу ключ к этому приёму. Но, сравнивая с теми же зарубежными аналогами, невольно напрашивается мысль, что в композиции все ж таки есть мощный перегруз. Для сравнения взять того же упоминаемого нами ни раз в статьях Яна Чихольда.

Ян Чихольд. Плакат «Дама с камелиями», 1927

Плакатов Яна Чихольда не так уж и много можно найти. Вот, к примеру, «Дама с камелиями» тех же годов, что и наши советские аналоги, но насколько разительны отличия. Архитектурнее, аккуратнее, и при том всё в том же визуальном коде конструктивизма-авангардизма.

Ян Чихольд. Плакаты. 1920-е

Мы все помним простое правило, если можно что-то убрать из композиции, то это — шелуха, которую надо чистить. Пример ниже с плакатом о пользе витамина С. Вот в данном случае хоть пол плаката выноси: ленточки на баночках, блики, рефлексы, сложные тени, свечение, цветы, бутоны. И главное 80% всего этого просто не нужно.

Тот же самый шиповник, его ягоды можно было просто крупнее сделать. Они были бы как яркий цветовой контраст. А слову «витамин» можно было бы найти более точное место, посадить его увереннее относительно «С» и самой «С» найти правильную массу, сделать чуть меньше.

Но экземпляр с витамином С — это еще не всё, есть мой фаворит, так называемая «жемчужина» плакатного жанра.
— А где тут у вас мусорное ведро? Ах, да, вижу, в композиционном центре.

Вот это сильно. Много текстур, много бликов, много граней, много форм, много деталей. Как эту же работу можно было бы упросить.

Наш композиционный центр, вероятнее всего, находится здесь. Тут и тоновой/цветовой контраст (стык красного и белого фона), тут и группировка всех фигур(и кастрюля, и тарелка, и упаковка, и сметана, и уксус), тут и ритм бесконечных бликов, вобщем все дороги у нас вели сюда.

Если пошагово вычищать композицию, то мы получим следующее: убираем шнуры на фоне (зачем они вообще? Мы пельмени вроде как продавали, а не шнуры), убираем длинные ручки кастрюли, убираем пиалу со сметаной (либо можно ее уменьшить в два раз), уксус (он спорит с кастрюлей), убираем поворот коробки самого продукта (то есть даём его без объема и перспективы, во фронт ровно).

После вычистки начинаем искать связи. Поворот пельменинки на вилке даем такой же, как и диагональ на упаковке. Оно даст тем самым отпор движению вилки. Таким образом эти две диагонали крест-накрест указывают нам на будущий композиционный центр, туда мы и притягиваем взгляд.

Упростим теперь всё до нашей любимой формалки и еще раз проанализируем. Пельмешка — это полукруг, прямоугольник типографика внизу, вилка — линия, упаковка продукта — тоже прямоугольник. Может быть стоит найти более уверенную посадку кастрюли(чуть ниже)во избежание дурацкого невнятного касания ее края с изгибом на вилке. И просмотреть массы.

Один из множества вариантов решения этой композиции, к примеру, может быть такой. Есть пачка пельменей она не изменна, она — уже готовый продукт. От неё и оттолкнемся, возьмем ее за модуль Х. От модуля строим все наше пропорционирование. И при этом даже два равных по высоте модуля Х (кастрюля и пачка) не одинаковы, а подобны. Так как кастрюля внизу утяжеляется типографикой. Модуль нам скорее здесь помогает найти массы. А диагонали помогают найти место посадки. Таким образом мы получаем ритм снизу вверх по диагонали и сверху вниз аналогично по диагонали. И на их пересечении посадить главное — наш пельмешек.

Повторюсь: решений может быть несколько. Можно и дополнить композицию «предметкой», но главное не перегрузить как в оригинале.

На контрасте с «жемчужиной» есть, как мне кажется, похожий по принципу плакат братьев Стенбергов с не меньшим количеством деталей. Что как раз на равных позволяет их сравнивать.

Владимир и Георгий Стенберги

Владимир и Георгий Стенберги сделали этот постер к фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» в 1929 году. Если присмотреться, здесь не только ловкое обращение с большим количеством графических элементов, но и очень интересная динамика спиралей.

Типографика закручена в спираль и смотрит в одну сторону, а коллаж из частей тела девушки смотрит в другую. И соединяются они в одной и той же точке.

В ту же точку приходят и линии перспективного сокращения городских фасадов. Что вместе образует …? Правильно — композиционный центр. И главное не мусорное ведро, а реальный центр привлечения внимания зрителя.

Братья Стенберги, плакат “Обломок империи”, 1929 год

Кстати, если кто хочет поподробнее посмотреть подборки авангардных плакатов, я вот нашла такое супер издание «Азбука Авангарда. Книга нового быта. 1910–1939» проекта «Тогда» с очень крутым дизайном Ильи Старкова. Много интересного.

Плакаты братьев Стенбергов

Вообще Стенберги до того хороши, что не хочется разбирать даже. И главное поразительно насколько эти работы современны. Достаточно просто резко на контрасте поставить любой другой плакат того времени не их авторства и это сопоставление будет бить по глазам.

После такого хочется к приятному как-то сразу. И приятное есть — Густав Густавович Клуцис. Он писал в своей статье «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства» следующие строки:

В развитии фотомонтажа надо различать две линии. Первая берет начало от американской рекламы. Это так называемый фотомонтаж рекламно-формалистический, он широко использован дадаистами и экспрессионистами Запада. Вторая линия развилась самостоятельно на советской почве. Это агитационно-политический фотомонтаж, разработавший свой метод, принципы и законы построения. В конечном счет он завоевал полное право быть названным новым видом массового искусства — искусства социалистической стройки. Этот вид фотомонтажа оказал решающее влияние на коммунистическую печать в Германии (Гартфильд и Чихольд) и других стран, воспринявших этот метод для оформления массовой литературы.

В СССР фотомонтаж появился на «левом» фронте искусства, когда было изжито беспредметничество. Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления.

«Графическая четкость и острота впечатления» ему удавалась. Один-два цвета и максимум эффекта. Густав Густавович вообще талантливейший график. Вот, к примеру, его оформление обложки книги Н.Боброва «Будни летающих людей». Можно смотреть, анализировать и любоваться как тонко диагональной динамикой подчеркивается посыл полёта. И как уравновешен ритм блоков цвета и фотографий между собой. И как типографика растворилась в ритме и не смотрится чужеродной. И как крылья самолетов работают в противовес движению блоков красного и черного.

Оформление книги “Будни летающих людей” Густав Клуцис. 1928 год.

Да-да, надо отдать должное: были неплохие работы в жанре плаката и у Родченко. Всех расхвалили, а Родченко нет. У Александра Михайловича были и канонические плакаты, кончено, такие как «Человек огня», работа можно сказать знаковая для плакатного жанра и для графики в целом.

Плакаты Родченко

Если быть честными до конца, их всё же очень мало. Но поскольку в разговоре о великом мастере как-то хочется закончить на радостной ноте, логично вспомнить тогда его живопись. Живопись человека, который (так на минуточку) вместе с Малевичем и Кандинским вели работу над созданием целого Московского музея живописной культуры. Куда должны были войти как минимум 143 художника: Татлин, Фальк, Лентулов, Архипов, Бакшеев, Кустодиев, Лансере, Рерих и многие-многие другие. Об этом, кстати, есть материал на Арзамасе.

Александр Родченко, живопись, 1918 год.

PS:
И напоследок веселый момент. Почему-то мне прям несколько человек привели в пример, при упоминании о Родченко, его знаменитый плакат «Клином красным бей белых». Мол: «ну, вот он же хороший», защищая плакатный ряд Родченко. Да, плакат очень сильный и правда. Проблема только в том, что его автор Лазарь Маркович Лисицкий. Поскольку и Google часто выдает при запросе «Родченко» этот плакат в картинках, видимо, он отложился ошибочно в памяти как родченковский. Но мы восстановим справедливость и поместим имя Лисицкого как шпаргалку на поля в конце этого материала.

Лазарь Маркович Лисицкий (Эль Лисицкий)

Поэтическая реклама продуктов. Изучаем рекламные работы Маяковского / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Как пролетарский поэт занялся рекламными слоганами и почему это стало возможным в Советской России.

Рекламные плакаты, созданные Владимиром Маяковским в тандеме с Александром Родченко, являются блестящим примером конструктивистского дизайна. Многие из их идей, например знаменитый коллажный плакат для Ленгиза, для которого, приложив ладонь рупором ко рту, позировала Лиля Брик, до сих пор вдохновляют дизайнеров. История создания рекламного агентства «Реклам-конструктор» и несколько плакатов из коллекции Главного архивного управления Москвы — в материале mos. ru.

Советское рекламное агентство

Рекламой Владимир Маяковский занялся, уже имея большой опыт работы со слоганами и ярким, броским плакатным стилем в «Окнах сатиры РОСТА». Агитационные плакаты на тему громких событий появились в московских витринах осенью 1919 года, в разгар Гражданской войны и интервенции. Существовавшие до 1921 года, они постепенно распространились и на другие города. Многим они заменяли газеты — в них отражались основные сводки с фронта, обличались враги советского строя, комментировались декреты Правительства. Сам Маяковский называл их «телеграфными вестями, моментально переданными в плакат».

В 1923 году с Александром Родченко, художником, дизайнером и фотографом, поэт открыл «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко» — по сути, рекламное агентство. Работали так: Маяковский находил клиентов и писал стихотворные слоганы, а Родченко придумывал, как воплотить их в плакате.

«Молодой советской торговле нужна реклама, и Маяковский пишет великолепные, полные выдумки и игры рекламные плакаты», — писал Лев Кассиль в биографической повести «Маяковский — сам. Очерк жизни и работы поэта».

Одним из первых заказчиков тандема стал ГУМ — в общей сложности для него Маяковский и Родченко создали 12 плакатов. Поэтические лозунги также использовались в аудиорекламе — их передавали по громкоговорителям. Среди крупных клиентов «Реклам-конструктора» также были Резинотрест («Резинотрест — защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе сидеть и плакать»), Госиздат («Дети требуют: учебники дайте! Сообщаем: все учебники в Госиздате»), «Чаеуправление» («Милый, брось слова свои, что мне эти пения? Мчи в подарок мне чаи Чаеуправления») и, конечно, трест Моссельпрома, объединивший крупные государственные фабрики и заводы пищевой промышленности. Для последнего Маяковский придумал запоминающийся слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме» — эти слова и сегодня, спустя почти век, приходят в голову первым делом при взгляде на конструктивистский дом на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков.

Рекламу для Моссельпрома рисовал не только Родченко. Несколько плакатов было изготовлено Александром Зеленским, ленинградским художником-плакатистом, переехавшим в 1929 году в Москву. В то время конструктивизм был уже не в фаворе — поэтому, например, плакат «Воды-напитки» нарисован в стиле, близком к социалистическому реализму, к которому Зеленский обратился в 1930-х.

Нигде кроме

Здание тресту Моссельпрома передали в 1923 году — тогда первый советский небоскреб еще не был достроен. В 1924-м, когда строительство завершилось, к оформлению здания и рекламе привлекли творческое объединение «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Роспись здания выполнили по эскизам Родченко и Варвары Степановой — сначала его украшали не только надписи «Моссельпром» и «МСНХ» (Московский совет народного хозяйства), но и фанерные щиты с изображением продукции, которую здесь можно было купить, — конфет, дрожжей, печенья, пива и вод в бутылках. Родченко разработал также эскизы фирменной одежды для сотрудников — блуз и кепи с надписями «Моссельпром».

В 1924 году неподалеку, в помещении бывшего ресторана (улица Арбат, дом 2/1), открылась столовая для сотрудников Моссельпрома. Столовая работала не только для моссельпромовцев — поесть здесь могли все желающие. Владимир Маяковский призывал всех москвичей устремиться туда в стихах:

В других столовых

люди — тени.

Лишь в Моссельпроме

сытен кус.

Там —

и на кухне

и на сцене

здоровый обнаружен вкус.

<…>

Все, кто здоров,

весел

и ловок,

не посещают других столовок.

Черта ли с пищей

возиться дома,

если дешевле

у Моссельпрома…

Двигатель капитализма в Советской России

Расцвет рекламы в России в 1920-х годах связан с введением новой экономической политики, или НЭПа. Пришедшая в 1921 году на смену режима военного коммунизма, она стала спасением для страны, к тому времени находившейся в очень тяжелом положении. Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война ослабили все сферы экономики — останавливались заводы, падали объемы сельскохозяйственного производства. НЭП предполагал замену продразверстки в деревне (изымание 70 процентов зерна) продналогом (30 процентов), привлечение иностранного капитала, проведение денежной реформы, но главное — временный переход к рыночным отношениям и возврат частной собственности.

Постепенно НЭП стали сворачивать — дальнейшему движению к рынку мешали идеологические установки. Некоторые исследователи датируют конец периода 1927 годом (тогда произошел срыв государственных хлебозаготовок), некоторые — 1929-м, когда началась коллективизация. Однако юридически НЭП был завершен только в 1931 году.

Этот короткий период оставил большой след в культуре. Разбогатевшие частные предприниматели и предпринимательницы (нэпманы и нэпманши), чуждые высокому искусству, любили проводить время в кабаре и ресторанах. Именно тогда появились «Мурка», «Лимончики» и другие незамысловатые песни, отвечавшие их вкусу. Приметы этого времени остались запечатлены и в литературе. В 1926 году Театр имени Вахтангова заказал Михаилу Булгакову комедийную пьесу на нэпманскую тему — так родилась «Зойкина квартира». Спектакль, впрочем, был запрещен к показу в 1929 году как неверно отражающий советскую действительность.

Критиковал нэпманов-мещан и Маяковский. Например, его знаменитая пьеса «Клоп» (1928) начинается как раз в разгар новой экономической политики. Главный герой Иван Присыпкин «с треском отрывается от класса», выходит из партии, стремясь к красивой жизни: учится танцевать фокстрот, отращивает новомодные бакенбарды, рвет со старыми друзьями и женится по расчету на дочери богатого парикмахера Эльзевире Ренесанс. Волей драматурга Присыпкин оказывается заморожен на долгие полвека. Когда ученые возвращают его к жизни в 1970 году, выясняется, что этот человек по развитию недалеко ушел от насекомого-кровососа — так Присыпкин становится экспонатом в Зоологическом саду.

Теги

Главархив экспонаты Маяковский интересная Москва

Сферы

Культура

Все новости

Плакаты Родченко — Fine Art America

Результаты: 126

Результаты: 126

БРОНЕНСЕЦ ПОТЕМКИН -1925- -Оригинальное название БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН-. Плакат

После Родченко 2 Постер

Александр Родченко, Резинотрест Калоши Афиша

Александр Родченко, Кино Афиша

Афиша кинофестиваля в Аннаполисе, 2016 г. Horz

Дзига Вертов, Кино Ауге, 1929 Плакат

Плакат после Родченко

В стиле Александра Родченко, без названия Плакат

Афиша кинофестиваля в Аннаполисе 2013 Афиша Афиша

Афиша кинофестиваля в Аннаполисе, 2016 г.

Плакат Мэриленд Монро

Плакат «Лучшие пустышки»

Советский рекламный плакат напитков

Ленгиз — Книги по всем отраслям знаний Плакат

Броненосец Потемкин 1905 Плакат

Плакат без названия главы 11

Плакат Святой Троицы

Плакат дорожки 2

Плакат Родченко «Нарциссы»

Плакат слияния Ленгнау

Плакат И Цзин 6

Rouge — Постер Rot 2

Без названия 3 Плакат

Глобулы Плакат

Плакат без названия, глава 6

Плакат без названия, глава 1

Плакат без названия, глава 3

Плакат без названия, глава 6а

Плакат без названия, глава 8

Плакат без названия, глава 12

Плакат без названия, глава 13

Плакат без названия Ch

Плакат без названия, глава 5

Плакат без названия, глава 7

Плакат без названия, глава 10

И Цзин 1 Плакат

Плакат И Цзин 5

И Цзин 4 Плакат

Плакат И Цзин 3

Плакат И Цзин 2

Плакат Ла 1 без названия

Плакат «Луна на воде»

Плакат Ла 2 без названия

Плакат И Цзин 7

Плакат Ла 4 без названия

Плакат Ла 3 без названия

Плакат Ла 5 без названия

Плакат Ла 6 без названия

Плакат Ла-7 без названия

Плакат Ла 8 без названия

Подводный плакат

Плакат «Человек в очках»

Плакат с китайскими фонарями

Готэм 1 Плакат

Готэм 2 Плакат

Плакат будущего мира

Готэм 3 Плакат

Готэм 4 Плакат

Готэм 5 Плакат

Готэм 6 Плакат

Дас Авто Плакат

Плакат «Внутренний двор с деревьями»

Копы 1 Плакат

Cccp 1 Плакат

Плакат «Кот и три четверти»

Плакат Наблюдателя

Название 1 Плакат

Плакат Нахт Тиш

Фелер 1 Плакат

Эротика 1 Плакат

Плакат Ohne Title 2a

 

Next

 

Wall Art

ВсеПечать на холстеХудожественные ПринтыПлакатыПечать в рамахПечать на металлеАкриловые гравюрыПечать на деревеГобелены

Home Decor

Throw Pillowsfleece одеял для покрытий крышки для полотчинков.

Канцелярские товары

Поздравительные открыткиНоутбукиНаклейки

Lifestyle

Коврики для йогиСумкиСумки-тоут WeekenderСумки Carry-AllCouchКофейные кружкиГоловоломки

Beach

Beach Totelelsround Beach Totelsweekender Tote Bagscarry-All Coutsportable Bagsweekend

Все Картины Фотографии Цифровое искусство Смешанная техника

Все постеры

Похожие арты

александр родченко

Мы отправили миллионы товаров по всему миру для более чем миллиона художников. Каждая покупка сопровождается 30-дневной гарантией возврата денег.

0

Александр Родченко | Книги (Пожалуйста)! Во всех отраслях знаний (1924)

Агитация и пропаганда: Советский политический плакат 1918–1929 гг. — Художественный музей Фрая На прошлой выставке

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности Диапазон цен

Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен первооткрывателем кубизма и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Репродукция плаката

Сиэтл

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продажа с вычурностью

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Скульпторы

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

Other works by Пабло Пикассо

Просмотреть все

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Разделение название

Партнер

Название художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Другие работы Пабло Пикассо

Посмотреть все

Название артиста

Разделение название

Партнер

Название художника

Имя

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Искусство названо

Партнер

Связанные работы

Название художника

Название искусства

Партнер

Имя артиста

Название

Имя художника

66.

Плакаты родченко: Восхитительные рекламные плакаты из СССР: Маяковский, Родченко, наив и красота

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх