Почему цифровую камеру называют фотоаппаратом без пленки: Пленка vs Цифра

Плёнка или цифра?

Сегодня у нас тема, которая в дискуссиях раньше часто выливалась в нешуточные такие холивары — битвы сил добра против сил разума. Сейчас всё это, конечно, немного поутихло, каждый снимает на то, что ему нравится. Но при всех очевидных плюсах цифровой фотографии, находятся те, кто меняет цифровые камеры на плёночные фотоаппараты. И вот они-то и смущают начинающих фотолюбителей, заставляя их усомниться в правильности выбора своей техники. Действительно: так что же лучше — плёнка или цифра? Давайте попробуем разобраться во всём этом как можно более подробно.



1. Удобство работы

Полагаю, это самый очевидный момент. Как бы не развивались сервисы по работе с плёнкой, всё равно в быту она осталась намного менее удобная, чем цифра. В принципе, это было ясно с самого начала, с того момента, когда в 1975 году публике представили первый прототип цифрового фотоаппарата:

На фото — первая камера, в которой не применялись химические светочувствительные материалы. Для фиксации изображения использовался блок формирования изображений CCD (то, что сейчас называют словом «матрица», он тут показан слева), после чего изображение переводилось в цифровой формат и сохранялось на стандартной аудиокассете. Для просмотра изображения необходимо было вынуть эту кассету из фотокамеры и вставить её в плеер, предназначенный для считывания записанной фотографии (сейчас подобное устройство называется «кардридер», он тут справа, рядом с телевизором). Этот плеер воспроизводил стандартный сигнал в телеформате NTSC, изображение показывалось на экране обычного бытового телевизора.

На первый взгляд кажется, что всё тут тоже очень сложно… Но на самом деле, даже в этом ископаемом цифровом фотоаппарате, изображение получалось практически сразу, не надо было ни возиться с чувствительными к температуре и условиями хранения плёнками, ни проявлять их в строгих условиях лаборатории, ни работать с химическими реактивами и печатать, сушить, глянцевать снимки… Отпало сразу огромное количество сложных технологических процессов! Зато появилась возможность практически сразу увидеть результат и в случае чего быстро откорректировать параметры съёмки. Стало удобно делать много версий одного кадра. Да и возможность просто не зависеть о фотолабораторий с их химией — это дорогого стоило. Поэтому цифровая фототехника совершила рывок. К тому же, примерно в то же время случился бурный рост возможностей вычислительной техники и это тоже ускорило развитие цифровой фотографии.


2. Динамический диапазон

Если первый пункт вполне понятный и очевидный, то для второго нужны пояснения.

Начнём с определений:

Для простоты давайте будем считать, что фотографы под динамическим диапазоном понимают разницу между самой яркой и самой тёмной частью изображения. Чем больше эта разница — тем шире динамический диапазон. Считается, что чем он шире, тем лучше работает фототехника. То есть, у фотоаппарата с широким динамическим диапазоном будет больше возможностей при съёмке. Правда, тут есть оговорки и тонкости, но мы их пока опустим.

С недостатком динамического диапазона легко можно столкнуться при фотографировании на недорогие или устаревшие цифровые камеры (типа тех, что ставили в ранние мобильные телефоны). Например, вот на этом снимке с узким динамическим диапазоном видно, что вместо неба — абсолютно белый участок (пример слева), хотя если бы мы смотрели глазами, то видели бы там синий цвет. Конечно, можно настроить камеру по-другому и тогда будет хорошо видно небо (вариант справа), но из-за узкого динамического диапазона земля окажется в тени и будет просто чёрной:

А вот пример снимка с широким динамическим диапазоном. Видно, что тут и светлые части изображения (облака, солнце), и тёмные (тени) — всё хорошо проработано:

Динамический диапазон измеряется в ступенях. Их ещё называют «f-ступень», или «EV» (англ.: Exposure Value) или «стоп» — любой термин в данном случае походит. Фотографическая ступень — это изменение яркости в 2 раза. То есть, когда фотографы говорят, что какая-то деталь на фото на ступень ярче другой детали, то это значит, что она ярче её в 2 раза.

Динамический диапазон человеческого зрения крайне тяжело оценить, потому что наши глаза имеют способность адаптироваться к свету, а мозг производит очень сильную «обработку» получившегося изображения, достраивая, фильтруя и дорисовывая увиденное с помощью всех органов чувств, знаний и памяти. И если измерять полный динамический диапазон зрения в ступенях, то он может запросто превысить 24 ступени! Однако, если говорить о мгновенном динамическом диапазоне нашего зрения (при неизменной ширине зрачка), то в этом случае учёные, как правило, утверждают, что наши глаза могут воспринимать динамический диапазон порядка 14 ступеней. Тут тоже есть много тонкостей, но для простоты мы пока про них не будем говорить.

Вот уже после этих пояснений можно разбираться с техническими параметрами плёнки и цифры. Долгое время считалось, что плёнка превосходит цифру по показателям доступного динамического диапазона:

Цветные слайдовые плёнки — до 4 ступеней

Цветные негативные плёнки — до 5 ступеней

Чёрно-белые слайдовые плёнки — до 5 ступеней

Чёрно-белые негативные плёнки — до 10 ступеней

Специальные низкоконтрастные плёнки — более 11-12 ступеней экспозиции

Максимально возможные 12 ступеней фотошироты у плёнки впечатляют — они почти равны возможностям человеческого глаза (при условии, что человек смотрит не переводя взгляда и дав зрению настроиться). Однако, если смотреть на цифровую технику, то получается следующая картина:

Ранние матрицы первых цифровых фотокамер — до 5 ступеней

Типичные современные матрицы для систем видеонаблюдения — 9-10 ступеней

Современные матрицы в наиболее распространённых фотоаппаратах — 10-12 ступеней

Продвинутые матрицы по последним данным — 16 и более ступеней

То есть, если делать выводы из этой информации, то в чёрно-белом варианте некоторые плёнки ещё могут составить конкуренцию цифровым фотоаппаратам по динамическому диапазону, а вот по цветным изображениям цифровые фотокамеры уже вне конкуренции. А это значит, что если вы соберётесь делать цветные снимки сюжета, у которого большой перепад яркостей, то цифровым фотоаппаратом снимать будет проще и удобнее, а результат будет скорее всего качественнее, чем у плёночной техники.


3. Детализация изображения

Под детализацией изображения подразумевают количество деталей, которое способен передать тот или иной носитель.

Если говорить о цифровой картинке, то там изображение состоит из отдельных точек — пикселей (как мозаичное панно из разноцветных стекляшек):

Пиксели соответствуют светочувствительным датчикам на матрице фотоаппарата. Сейчас их количество принято исчислять мегапикселями (приставка «мега-» означает «миллион», «мегапиксель» — миллион пикселей). Тут, правда, тоже всё не так просто, но чтобы не усложнять тему мы будем считать, что количество мегапикселей и определяет детализацию изображения, благо во многом это именно так и есть. Современная популярная фототехника сейчас оперирует цифрами от 12 до 50 мегапикселей на кадр, в зависимости от модели фотоаппарата.

Если говорить о плёнке, то там само изображение определяется мелкими кристалликами светочувствительного материала (зёрен), находящимися в эмульсии. Вот как эти зёрна выглядят под электронным микроскопом:

Когда свет попадает на них, то начинается фотохимическая реакция и часть плёнки меняет свою прозрачность. Детализация изображения тут на прямую зависит от размера кристалликов: чем меньше каждое зерно — тем плотнее друг к другу их можно разместить и тем больше их будет на одном кадре. Соответственно, это позволит отобразить большее количество деталей в снимке.

Однако, тут не всё так просто. Попадания одного фотона в зёрнышко явно недостаточно для того, чтобы фотохимическая реакция могла начаться, этих фотонов нужно несколько. Количество пойманых фотонов определяется яркостью света (интенсивностью излучения фотонов) и площадью поверхности, принимающей на себя эти фотоны (больше размер зерна — больше фотонов оно сможет поймать). И вот тут мы получаем, что плёнка имеет ограничение по детализации изображения. Например, если говорить о широко распространённой любительской 35-мм плёнке , то детализация тут ограничена на уровне 8-12 мегапикселей, в зависимости от модели и типа плёнки.

Чисто теоретически зерна можно было бы сильнее измельчить, чтобы на одном кадре их больше уместилось, но тогда для нормальной работы фотоплёнки понадобилось бы больше света, что не всегда доступно для фотографов. При конструировании фотоплёнок для съёмки в условиях слабого освещения, инженерам очень часто приходилось делать зерно крупнее, чтобы увеличить его поверхность, и тогда даже малое количество фотонов способно было запустить фотохимическую реакцию. Поэтому изображение у светочувствительных плёнок получалось заметно зернистым. На деле это выглядело обычно так:

Итак, получается, что в 35-мм стандарте, столь популярном у фотолюбителей, цифровая техника имеет возможность работать с изображением до 50 с лишним мегапикселей, в то время как из плёнки можно выжать около 12 мегапикселей информации. По детализации в 35-мм стандарте цифра значительно опередила плёнку.

Дойдя до этого места многие, пожалуй, могут подумать что-то типа: так, позвольте, а почему же тогда, при таком тотальном техническом преимуществе цифры, мы по-прежнему часто видим людей, продолжающих снимать на плёнку? Причём, часто это не какие-то седобородые деды, которым просто сложно перестроиться на новую технику, а молодые и талантливые фотографы, сознательно отказавшиеся от удобной цифры в пользу замороченной плёнки. Почему? Давайте тоже разбираться.


4. Эстетическая составляющая

Пожалуй, это самый сложный момент, потому что всегда, когда появляется вопрос вкуса и личных предпочтений, объективное обсуждение невозможно. Однако, в этом пункте тоже есть что сказать.

Очень часто фотографии снятые на плёнку восхищают зрителей своими цветами:

Причём, что интересно — симпатичность сочетания цветов в значительной степени не теряется даже при просмотре фотографий на плохих или ненастроенных мониторах. Что это? Магия? Отчасти. Для гармоничных сочетаний цветов не так важно, каким именно будет, допустим, конкретно красный или синий цвета на изображении. Важно то, как красный выглядит относительно этого синего или других цветов. Важны комбинации и отношения цветов и яркостей.

А получились такие сочетания цветов не просто так, а из-за того, что при создании плёнок стояла задача сразу сделать такие носители информации, которые давали бы хороший результат при минимальных затратах и усилиях со стороны фотографов. То есть, в плёнках изначально должны были быть заложены качественные цветовые и яркостные решения, чтобы потом печатникам не приходилось долго и нудно выводить нужные сочетания при подготовке фотографии к печати.

Для этого в команды конструкторов и технологов, разрабатывавших плёнки, привлекли самых разных специалистов: художников, искусствоведов, историков, психологов и известных фотографов. В общем — тех людей, которые понимают толк в интересных цветах, гармоничных сочетаниях и красивых изображениях. И именно эти люди задавали основной тон в разработках: они говорили что нужно сделать, чтобы плёнки выдавали красивый результат, ориентированный на ту или иную группу покупателей. Как можно видеть, их усилия увенчались успехом: на плёнку до сих любят снимать люди, которые понимают толк в гармоничных цветовых сочетаниях.

В то же время, создателей цифровой фототехники, похоже, мало волновали эти моменты: цифровым камерам ещё нужно было вырасти в серьёзного конкурента плёночным фотоаппаратам. Поэтому все усилия конструкторов цифровой фототехники были направлены на технические моменты, такие как скорость и удобство работы, расширение динамического диапазона, увеличение детализации изображения, снижение стоимости, уменьшение габаритов техники и так далее, и тому подобное… В пылу этого сражения про эстетику все производители как-то забыли…

Поэтому, сегодня остаётся один параметр, в котором плёнка не уступает цифре — эстетический. Конечно, из цифрового файла можно получить любое сочетание цветов и тонов, в том числе — очень гармоничное и красивое. Но если в плёнке об выполнении этой работы подумали заранее, ещё на этапе конструирования фотоматериала, то в цифре об этом уже должен думать сам фотограф и/или тот, кто подготавливает фотографии для публикации. А для этого они должны быть сами себе искусствоведами и художниками, что, увы, далеко не всегда так.

И только сейчас, когда цифра вышла формальным победителем из схватки с плёнкой, начинают немного задумываться об эстетической стороне изображений. Например, компания FUJIFILM является единственным производителем фототехники, обладающим огромным багажом знания в технологии конструировании плёнок, и сейчас она включает в свои фотоаппараты профили, позволяющие имитировать работу самых известных плёнок созданных компанией.


5. Съёмка на плёнку — это ритуал

Сейчас будет немного странно. Вот, например, поедание риса с рыбой не является чем-то необычным: ведь это довольно заурядное сочетание продуктов, не вызывающее желание зайти в ресторан или заказать это блюдо на дом. Другое дело — японские суши! Тот же рис, та же рыба… Но ещё и соевый соус, васаби, имбирь, палочки, атмосфера японской трапезы и… В результате, специализирующиеся на суши рестораны есть чуть ли не в любой точке мира! Или, вот, взять, допустим, другой продукт — крепкий алкоголь. Водка по чистоте превосходит текилу, следовательно, волне логично ожидать, что потребление водки и последствия от неё, будут более мягкими, если, конечно, не переусердствовать с количеством алкоголя. Однако, многим людям пить текилу намного прикольнее — лайм, соль, «кусни-опрокинь-лизни» в разных вариациях делают процесс потребления намного более зажигательным.

К чему всё это? К тому, что съёмка на плёнку тоже предполагает определённый ритуал. Фотограф сначала выбирает плёнку под будущую съёмку, потом фотографирует, тщательно обдумывая каждый кадр, ибо количество кадров всегда ограничено. Потом он идёт в фотолабораторию и выбирает проявочный процесс. Далее плёнка сканируется или отправляется в печать, где фотограф может наблюдать магию появления изображения и сам колдовать над отпечатком, добиваясь различных эффектов. Многим людям это приносит огромное удовольствие!


6. Плёнка даёт вариативность результата

Вариативность результата — это когда по независящим от фотографа причинам он получает несколько снимков одного сюжета различающиеся друг от друга. Тоже довольно непонятная для многих людей вещь. Особенно, кстати, вариативность результата непонятна и неприятна профессиональным фотографам: ведь они порой прикладывают огромные усилия к тому, чтобы кадры с одной съёмки выглядели единообразно. А тут, если упрощать — сделал три дубля снимка одного и того же события и все они получились немного отличающимися друг от друга! Пенка и весь процесс проявки-печати вносят порой довольно сильные коррективы в результат.

Казалось бы, вариативность результата — это ведь плохо! Ан, нет! Творческие люди часто находят это очень интересным и забавным: фототехника как бы помогает им получить что-то интересное и необычное, причём сам никогда до конца не знаешь что это будет и какой это даст эффект. Интрига!

Итак, если подводить итоги, то получается что плёнка сейчас проигрывает по основным техническим параметрам цифровой технике: по удобству и скорости работы, по динамическому диапазону, по детализации. А выигрывает пока по эстетическим и творческим моментам: по красоте и гармонии сочетания цветов и тонов, и по погружению в съёмочный процесс. Я бы не рекомендовал плёнку как главный и основной инструмент для тех, кто учится фотографировать. Вопреки распространённому мнению, ограниченное количество кадров в кассете с плёнкой для учащегося скорее будет серьёзным тормозом, чем стимулом для продумывания кадра. Этот эффект работает только уже у продвинутых фотографов, заставляя тех тщательнее подходить к выбору сюжета. Но вот в качестве творческого инструмента плёнка до сих пор остаётся довольно интересной, особенно для тех, кто любит магию ритуалов и волшебство появления результат прямо на твоих глазах.

Цифровой фотоаппарат

Цифровой фотоаппарат — устройство, являющееся разновидностью фотоаппарата, в котором светочувствительным материалом является матрица или несколько матриц, состоящая из отдельных пикселей, сигнал с которых представляется, обрабатывается и хранится в самом аппарате в цифровом виде.

Несмотря на функциональное сходство, цифровые видеоустройства самого разного назначения, такие как камеры видеонаблюдения и веб-камеры, фотоаппаратами обычно не называются, если не позволяют сохранить снимки в самом устройстве или на вставленном в устройство носителе информации.

Содержание

1 Классификация

2 История

3 Устройство цифрового фотоаппарата

4 Светочувствительная матрица

5 Носители информации

6 Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

В ряде случаев современная видеозаписывающая аппаратура имеет функции получения статических снимков, а значительная доля устройств, называемых цифровыми фотоаппаратами, умеет осуществлять запись видеоизображения и звука и выводить видеосигнал в телевизионном формате. Поэтому граница между видео- и фотооборудованием в цифровую эпоху в достаточной степени условна и определяется скорее тем, какие задачи ставит оператор, нежели тем, какова функциональная «начинка» камеры.

Цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько классов:

Фотоаппараты со встроенной оптикой:

Компактные («мыльница» традиционных размеров). Характеризуются малыми размерами и весом. Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции.

Компактные фотоаппараты с несменными фикс-фокальными объективами.В основном, за исключением несменной оптики, обладают характеристиками беззеркальных фотоаппаратов.

Сверхкомпактные, миниатюрные. Отличаются не только размерами, но часто и отсутствием видоискателя и экрана.

Встроенные в другие устройства. Отличаются отсутствием собственных органов управления.

Псевдозеркальные — внешним видом напоминают зеркальную камеру, а также, как правило, помимо цифрового дисплея, оснащены электронным видоискателем.

Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров.

Полузеркалка — жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по матовому стеклу через съёмочный объектив, однако нет возможности менять объектив. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на матовое стекло, а остальное передается на матрицу.

Фотоаппараты со сменной оптикой:

цифровые зеркальные фотоаппараты,

цифровые дальномерные фотоаппараты[источник не указан 235 дней],

цифровые беззеркальные фотоаппараты.

История

Практически все цифровые фотоаппараты используют флэш-память, но есть также фотоаппараты, где используются оптические диски или дискеты в качестве носителя информации.

Ряд фотоаппаратов имеют небольшой объем встроенной флеш-памяти, которой хватает для 2-30 снимков. Самые распространенные форматы:

CF (Compact Flash).

SD (Secure Digital).

MMC (Multimedia Card).[1]

MS (Memory Stick) фирмы Sony

xD (xD-Picture Card)

Устаревшие носители информации:

SM (SmartMedia)

MD (Microdrive)

Объём флеш-карт варьируется от 512 МБ до 64 ГБ.

Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

Термин «полупрофессиональный цифровой фотоаппарат» («просьюмер» или «просьюмерка» — калька с англ. prosumer от англ. professional и англ. consumer) обычно употребляется по отношению к псевдозеркальным аппаратам, полузеркалкам и ультразумам, но не является содержательным с технической и потребительской точки зрения.

Термином «профессиональные» обычно называют зеркальные или дальномерные фотоаппараты с кроп-фактором не более Kf=1,6 и обладающим рядом других отличительных особенностей.

Термин «Камера начального уровня» употребляется по отношению к относительно дешёвым моделям какой-либо серии фотоаппаратов, в какой-либо степени урезанным в функциях.

Термин «Ультразум», как правило, означает «мыльницу» с высокократным зум-объективом. Однако с течением времени кратность объектива, с которой начинается «ультра-», меняется. Так, например, называли 8x зумы при сравнении с 6x.

Вообще, многие пользователи не догадываются, что такое «Зум», считая «чем больше — тем лучше», а между тем это — всего лишь отношение максимального к минимальному фокусных расстояний объектива. И сравнивать фотоаппараты нужно как раз по фокусному расстоянию, от которого зависит «угол обзора» — то есть что войдёт в кадр.

Цифровой зум, Цифровое увеличение, Апсемплинг (англ. Upsampling — буквально, повышение детализации) — функция многих цифровых аппаратов, при использовании которой выбирается центральная часть снимка и увеличивается до размеров стандартного в данном аппарате кадра. Реальное число деталей при этом не увеличивается, и практический смысл в этой функции отсутствует. Однако, величина «цифрового зума» используется, особенно будучи перемноженной с величиной оптического зума (при этом возникают такие крупные значения зума, как 400x или 500x), как важный для покупателя параметр «крутости» камеры. Опытный фотограф использует программы редактирования изображений для получения аналогичного результата, но с гораздо более контролируемым качеством.

Однако «цифровой зум» оказывается полезен при видеосъёмке, если требуется высокая оперативность получения результата и нет времени на обработку изображения.

Мегапиксель — в мегапикселях измеряется одна из важных характеристик цифрового фотоаппарата — разрешение матрицы. Маркетинг, однако, преувеличивает его значение, и «прогресс» в области цифровых фотоаппаратов в сознании покупателя связан с ростом числа мегапикселей.

Общий вид зеркального малоформатного фотоаппарата:

/ — рычаг автоспуска;

2 — кнопка автоспуска;

3 — гнездо синхроконтакта для кабельного подсоединения лампы-вспышки;

4 — лимб счетчика кадров;

5 – кнопка спуска затвора;

6 — кнопка обратной перемотки пленки;

7 — рычаг взвода затвора;

8 — головка с лимбом выдержек;

9 — пентапризма;

10 — кронштейн для лампы-вспышки;

11 — фотоэлемент экспонометра;

12 — рукоятка обратной перемотки пленки;

13 — шкала экспонометра;

14 — объектив

ФОТОТОВАРЫ

Фототовары — это товары, с помощью которых получают снимки и демонстрируют их. Рост производства товаров этой группы сопровождается модернизацией и обновлением ассортимента, повышением надежности и улучшением потребительских свойств. Для данной товарной группы характерны существенные и быстрые изменения ассортимента в связи с ростом научно-технического прогресса. Так, на смену традиционным способам пришли бессеребряные методы фотосъемки с получением фотографического изображения высокой скорости обработки. Появились абсолютно новые по способу получения изображения аппараты — цифровые фотокамеры, в которых вместо пленки используется электронная матрица.

Данные товары в зависимости от назначения классифицируют на группы: светочувствительные материалы (С4М) и фотохимикаты; фотопринадлежности, лабораторное и монтажное оборудование; фотографические аппараты; проекционная аппаратура.

Однако по причине широкого развития сети услуг по обработке светочувствительных материалов в специализированных лабораториях, использования видеозаписывающей аппаратуры для создания любительских фильмов на рынке товарной группы произошли изменения.

Ассортимент в торговой сети представлен в основном светочувствительными материалами, фотоаппаратами, проекционной аппаратурой.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ФОТОГРАФИИ

Фотографические процессы получения изображений имеют единую физико-химическую сущность. Для регистрации оптических изображений используют материалы, светочувствительный слой которых представляет собой фотоэмульсию микрокристаллов галогенидов серебра (AgBr, AgCl, Agl) в желатине. Общим свойством микрокристаллов является способность поглощать кванты света. При действии света на микрокристаллы галогенидов вокруг частичек Ag и Ag2S, образованных при реакции желатина и ионов серебра, группируются атомы серебра. В момент съемки микрокристаллы галогенидов серебра начинают активно поглощать падающий на фотоэмульсию свет. При этом в соответствии с законом внутреннего фотоэффекта образовавшиеся положительные ионы серебра преобразуются в атомы. Совокупность атомов серебра составляет скрытое изображение, которое нельзя обнаружить даже под микроскопом.

Чтобы превратить скрытое изображение в видимое, его подвергают проявлению в растворе проявителя, при котором образовавшиеся атомы серебра восстанавливаются до металлического серебра, образуя видимое изображение, состоящее из более и менее темных участков. Таким образом получается обратное изображение по отношению к снимаемому объекту — негатив, на котором светлым частям объекта соответствуют темные участки проявленного изображения, и наоборот.

Для создания светостойкого изображения невосстановленные галогениды серебра растворяют и удаляют из эмульсионного слоя специальным химическим раствором — фиксажем (закрепителем).

Позитивное изображение объекта получают в процессе контактной или проекционной печати. При контактной печати негатив накладывают на фотобумагу и освещают светом, при проекционной используют фотоувеличители.

Полученное после печати скрытое изображение в эмульсии позитивного материала проявляют и закрепляют обычным способом. В результате получается негативное изображение негатива, которое называют позитивом.

Кроме негативного фотопроцесса, существует обращаемый фотопроцесс. Его особенностью является то, что после съемки и первого проявления фотопленку подвергают отбеливанию для удаления восстановленного серебра из фотоэмульсии. Оставшиеся галогениды подвергают мощной засветке, проявлению и фиксированию. Плотность восстановленного серебра больше на тех участках изображения, которые первоначально были менее засвечены, поэтому в целом получается позитивное изображение. Обращаемый процесс применяют для получения диапозитивов (слайдов). Существует цветной и черно-белый фотопроцесс. При цветном процессе объект воспроизводится в естественных цветах. Светочувствительный слой цветных материалов состоит из трех слоев, каждый из которых обладает определенной цветочувствительностью. При проявлении происходит одновременное образование серебра и красителей из цветных компонентов. В отличие от черно-белого процесса при цветном проводят, кроме того, отбеливание.

К новым принципам получения изображений относятся од посту пенный процесс (совмещение съемки и полного цикла обработки фотоматериала в фотоаппарате), термопроявление (получение изображения при сухом кратковременном прогреве), процесс магнитной записи на бессеребряную пластинку и др.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ФОТОТОВАРОВ

Как уже отмечалось, фото- и кинотовары включают светочувствительные материалы (СЧМ), фотохимические вещества, фото- и киноаппараты, принадлежности для фото- и киносъемки, проекционную аппаратуру. Все указанные группы товаров объединяют главные потребительские свойства — функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности. Помимо этого, каждая группа имеет свои специфические потребительские свойства.

Функциональные свойства фотоаппаратуры определяются конструкцией и техническими показателями основных и дополнительных узлов. Соответственно и вся группа этих свойств может быть подразделена на совершенство выполнения основных функций, определяемое основными узлами, и совершенство выполнения вспомогательных функций, определяемое дополнительными узлами .

Так, возможность получения крупномасштабного изображения определяется конструкцией корпуса и величиной фокусного расстояния объектива. Преимущество по данному показателю следует отдать фотоаппаратам длиннофокусным или с возможной регулировкой величины фокусного расстояния. Максимальное количество света, проходящее через объектив при максимальном значении диафрагмы, зависит от величины светосилы, которая обычно указывается на оправе объектива. В условиях недостаточной освещенности более ценными являются аппараты с большей светосилой объектива. По величине глубины резкости более совершенны фотоаппараты с коротким фокусным расстоянием, менее ценные — с автоматической установкой диафрагмы. Конструкция затвора

аппарата определяет возможность съемки объектов при низких и высоких температурах и диапазон выдержек. 15 с после приведения в действие, установкой специальных линз, с помощью которых можно сфокусировать изображение, заменяя очки для фотографа.

Некоторые фотоаппараты обладают свойством установки счетчика кадров на ноль при открывании задней крышки, что весьма удобно для фотографа.

Среди показателей функциональных свойств есть такие, которые характерны только для фотоаппаратов (пригодность для съемки быстро движущихся объектов с близкого расстояния, например спортсменов). В данном отношении наиболее приспособлены аппараты с выдержкой 1/250, 1/500 и 1/1000 и с любым типом затвора, кроме центрального.

Эргономические свойства фотоаппаратуры определяют уровень затрат психофизической энергии фотолюбителя, необходимой для съемки. Они характеризуются прежде всего удобством в эксплуатации и зависят от конструкции

аппарата. Наиболее удобны аппараты, рассчитанные на ширину пленки 35 мм в кассете типа SL, а не в обычной кассете (с катушкой), где требуется специальное закрепление конца пленки, ее обратная перемотка. Удобство ношения фотоаппаратуры зависит от массы, габаритов, конструкции футляра, наличия чересплечевых ремней, ручек-петель. Немаловажное значение имеют и гигиенические свойства, которые зависят от цвета, характера поверхности фотоаппарата, применяемых материалов. Материалы светлых цветов, с шероховатой поверхностью быстро загрязняются и поэтому менее удобны и гигиеничны.

Эстетические свойства аппаратуры подразделяются на информационную выразительность, рациональность формы, композиционную целостность, совершенство производственного исполнения и определяются такими единичными показателями, как современность, оригинальность, соответствие внешнего вида стилю и моде, гармоничность формы, отделки и материалов, чистота выполнения отдельных деталей, узлов и отделки и др.

Надежность аппаратуры определяется безотказностью ее работы, способностью отдельных узлов и аппарата в целом подвергаться техническому осмотру и ремонту для поддержания работоспособности в течение длительного времени вплоть до полного физического износа. Эти показатели зависят прежде всего от конструкции, хотя немаловажную роль играют и применяемые материалы.

Основными п о т р е б и т е л ь с к и м и с в о й с т в а м и С4М являются светочувствительность (характеризуется способностью образовывать в результате экспонирования и последующего проявления черно-белое или цветное изображение достаточной плотности; обозначается условными единицами ГОСТа — от 1 до 350 ед.), степень зернистости изображения (определяет предел увеличения изображения при проекционной печати), способность пленок воспроизводить мельчайшие детали изображения (зависит от разрешающей способности, т. е. количества линий, которые могут быть четко воспроизведены на 1 мм пленки), цветочувствительность (способность пленки фиксировать лучи с определенной длиной волны), возможность воспроизведения цветов. Названные показатели определяют функциональные свойства СЧМ. К эргономическим показателям (удобство использования) относятся ширина, тип перфорации, способ защиты от постороннего света.

Специфичными для фотобумаги являются такие свойства, как оттенок изображения (коричневый, зеленоватый, красноватый), цвет подложки, ее плотность, характер поверхности, степень контрастности и размер. Надежность и эстетические свойства не являются характерными для СЧМ и определяются, скорее, внешним видом и тщательностью упаковки.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Светочувствительные фотографические материалы в зависимости от назначения, состава, характера получаемого изображения, вида лабораторно-химической обработки делят на три основные группы: негативные, позитивные и обращаемые.

Негативные материалы предназначены для получения изображения, обратного по свету и тени объекту съемки. К ним относят фотопленки и фотопластинки.

Позитивные материалы дают возможность получать изображение, соответствующее по свету и тени объекту съемки, т. е. видимое изображение. К ним относят фотопленки и фотобумагу.

Обращаемые материалы позволяют получать позитивное изображение на том же фотоматериале, на который производилась фотосъемка.

Фотопленка — лента различной ширины и длины с нанесенным на нее светочувствительным слоем. В качестве подложки используют пленку из триацетатцеллюлозы, а также из полиэтилентерефталата (лавсана). Классифицируют фотопленку по величине светочувствительности, цвету изображения и характеру его получения, ширине, наличию перфорации, маркам, количеству кадров.

Светочувствительность — способность фотоматериала под действием света и последующего проявления образовывать изображение. Выражается в условных единицах (единицы ГОСТа — в странах СНГ, DIN — немецкие стандарты, ASA — американские и японские, ISO — международные). Наиболее распространены пленки светочувствительностью 32, 45, 64, 130, 250 единиц ГОСТа или 100, 200, 400 ISO. Для нормальных условий освещенности чаще используют пленки с чувствительностью 32 и 64 единицы ГОСТа, что дает наименьшую зернистость изображению. Пленки с более высокой чувствительностью используют в условиях недостаточной освещенности.

По цвету изображения пленки бывают черно-белые и цветные.

По характеру изображения пленки делят на негативные (Фото-130, Фото-250 и др.), позитивные (МЗ-ЗЛ -мелкозернистая любительская) и обращаемые (04-45,

ОЧ-180 — черно-белые и ЦО-32, ЦО-64 — цветные). Негативные цветные пленки выпускают марок ЦНД-32 (для съемок при дневном свете), ЦНЛ-64 (для съемок при лампах накаливания).

Фотопленки выпускают разной ширины: для миниатюрных фотоаппаратов — 16 мм, для мало- и полуформатных фотокамер — 35 мм, для среднеформатных камер — 61,5 мм. По наличию перфорации они могут быть с односторонней, двусторонней перфорацией или без нее.

По количеству кадров пленки бывают на 6, 12, 18, 24, 36 кадров. Наиболее распространены марки пленок зарубежных фирм.

Фотобумага — позитивный светочувствительный материал.

В чем разница? [За и против] • Стиль жизни кинопроизводства

Когда речь идет о пленке и цифровой фотографии, нет правильного или неправильного ответа. Но есть некоторые вещи, которые следует учитывать при выборе подходящего формата.

В чем разница между пленочной и цифровой фотографией?

Цифровая фотография — это новая технология, позволяющая записывать изображения в цифровом виде без использования пленки.

Пленочная фотография использует фотопленку для захвата изображений.

Оба метода имеют свои плюсы и минусы, и многие профессиональные фотографы используют в своей работе оба метода.

Посмотрим!
 

Пленка и цифровая фотография

Что такое пленка и цифровая фотография?

В отличие от пленки цифровые фотографии можно копировать неограниченное количество раз.

Однако, как и пленка, каждое цифровое изображение является единственным в своем роде объектом и, как таковое, имеет ценность, независимую от его материальной формы

За исключением некоторых старых и хрупких фотоотпечатков, невозможно отличить ухудшенное аналоговое изображение от ухудшенного цифрового изображения. Даже экспертам будет трудно их различить.

На самом деле можно даже взять существующую фотографию, отсканировать ее в компьютер, внести небольшие изменения в Photoshop, а затем распечатать результат на серебристо-желатиновой бумаге.

 

Что такое цифровая фотография?

Цифровая фотография просто означает съемку с помощью цифровой камеры. Он использует небольшой компьютерный чип, чтобы «увидеть» ваше изображение и записать его на небольшую карту памяти или во внутреннюю память.

В большинстве цифровых камер используются карты Compact Flash, но в некоторых новых камерах вместо них используются карты SD или SD-карты.

Прежде всего, если вы хотите делать цифровые фотографии, у вас должна быть подходящая камера.

Если у вас есть камера, в которой используется пленка, вы не сможете преобразовать ее в цифровую фотографию, если не купите одно из тех маленьких устройств, которые входят в камеру и позволяют делать цифровые снимки.

Цифровые камеры бывают разных размеров и форм.

Самые популярные выглядят как большие коробки с линзами, выдвигающимися наружу из корпуса камеры. Их называют камерами типа «наведи и снимай», потому что они очень просты в использовании. Вы просто наводите их на объект и снимаете!

Если вы хотите больше контролировать свои снимки, есть также однообъективные зеркальные камеры (SLR) различных размеров и форм. Это как камеры типа «наведи и снимай», но со сменными объективами, так что вы можете менять объективы для разных видов снимков.

Например, если вы фотографируете на концерте и хотите, чтобы вас не заметили, крупным планом.

Цифровые камеры более универсальны, чем пленочные. Многие поставляются со встроенными фильтрами (такими как сепия или черно-белые), которые можно выбрать во время экспозиции.

Другие позволяют изменять экспозицию после съемки, регулируя такие параметры, как яркость или контрастность.

Фотографии, сделанные цифровыми камерами, обрабатываются с помощью программного обеспечения, называемого фоторедакторами.

Эти программы позволяют обрезать ненужные объекты или людей на фотографиях и улучшать цвета, чтобы они выглядели более естественными, или добавлять специальные эффекты, такие как «кожа» или «живопись маслом».

Что такое пленочная фотография?

Это то, что вы делаете, когда делаете семейный снимок или пейзаж. Вы снимаете мир одним снимком за раз, и ваши фотографии скреплены тонкой полоской пленки.

Как это работает? Ответ можно найти в химии пленочной фотографии. Химия пленочной фотографии довольно проста.

В вашей камере есть светонепроницаемая камера, в которой пленка лежит ровно. Когда вы делаете снимок, камера выбрасывает неэкспонированную пленку и загружает в нее новую, свежую, готовую к работе пленку.

Эта камера называется контейнером для пленки.

Кстати, если вам интересно, как пленочные фотографы проявляют свои снимки, здесь нет никакой магии. Они просто отправляют свои рулоны экспонированной пленки для проявления в любую местную фотолабораторию.

Как начать снимать на пленку? Если у вас есть старая аналоговая зеркальная фотокамера (с одним объективом), которая пылится в шкафу, и вы хотите попробовать что-нибудь интересное на выходных, вот ваши первые шаги:

  1. Купите себе несколько рулонов 35 мм для черно-белой или цветной печати в местной фотолаборатории (не покупайте цифровую камеру).
  2. Купите себе дополнительные аккумуляторы для камеры и удобное дополнительное зарядное устройство.

Плюсы пленочных камер

Самые большие плюсы пленочных камер в том, что они проще в использовании и имеют лучшее качество изображения. Однако у пленочных камер есть и многочисленные недостатки, которые делают цифровые камеры лучшим вариантом для многих людей.

Главный плюс пленочных камер — качество изображения. Цифровые камеры используют электронный датчик для захвата изображения.

Сенсор в основном представляет собой сетку из миллионов светочувствительных пикселей, которые регистрируют свет от сцены. Пленочные камеры работают аналогично, за исключением того, что каждый пиксель на негативе содержит кристаллы галогенида серебра, и при воздействии на него света формируется скрытое изображение.

Разница между цифровыми и пленочными изображениями заключается в том, что пленка имеет более естественные цвета и позволяет создавать более четкие изображения с большей детализацией. Цифровая фотография предлагает больше преимуществ, чем пленочные камеры.

Самое главное преимущество — немедленный результат. Вы можете просматривать свои цифровые фотографии сразу же, вместо того, чтобы ждать несколько дней или недель, чтобы увидеть их, как в случае с пленочной фотографией. С цифровой фотографией вы также можете мгновенно поделиться своими снимками в Интернете, отправить вложение по электронной почте или распечатать по запросу в фотолаборатории.

Наиболее распространенным недостатком цифровой фотографии является стоимость каждого сделанного снимка. Фильм стоит не так дорого, как цифровые носители, такие как компакт-диски или карты памяти, для хранения ваших фотографий, и найти фотографию проще.

Плюсы цифровых камер

Одним из преимуществ цифровых камер является их портативность. Размер камеры не должен быть проблемой для цифровых камер, потому что вы можете носить их в кармане. Вам не придется держать его в руках, как с пленочной камерой.

Главное преимущество цифровой камеры в том, что ее легко носить с собой. Цифровые камеры можно легко носить с собой, и вы можете использовать их, чтобы делать фотографии, где бы вы ни находились.

Вам не нужно носить с собой большое громоздкое оборудование или беспокоиться о том, чтобы сделать снимок в неподходящий момент. Вы можете снимать как при ярком солнечном свете, так и при слабом освещении, в отличие от старых пленочных камер, которые плохо работали в условиях слабого освещения и требовали специальных ламп для съемки в темноте.

Цифровые камеры также удобны в использовании и требуют минимальных усилий с вашей стороны. Неважно, профессиональный вы фотограф или любитель, цифровые камеры удовлетворят все ваши потребности.

Все, что вам нужно, это вытащить камеру из кармана, включить ее и нажать кнопку, чтобы мгновенно сделать снимок.

Кроме того, цифровые камеры также экономят время и усилия по сравнению с традиционными пленочными камерами, которые требуют проявления пленки, прежде чем можно будет увидеть изображения.

Цифровые камеры мгновенно проявляют свои изображения, и их можно просмотреть сразу после съемки.

Минусы цифровых камер

Все мы знаем, что цифровые камеры великолепны, потому что они позволяют мгновенно получать снимки. Они также хороши тем, что вы можете стереть фотографии, которые вам не нравятся, и оставить только хорошие. Но есть некоторые недостатки в использовании цифровой камеры по сравнению с аналоговой камерой.

Поскольку пленка встроена в камеру, перемотать ее нет возможности. Это означает, что однажды сделав снимок, вы не сможете его вернуть.

Если вы решите, что фотография недостаточно хороша, и захотите повторить попытку, вам придется подождать до следующей зарядки аккумуляторов или купить новые.

Во-вторых, в силу своей природы цифровые изображения не сохраняются так долго, как аналоговые.

При правильном хранении качество аналоговых изображений сохраняется годами. Однако качество цифровых изображений после нескольких лет хранения начинает ухудшаться.

Наконец, большинство цифровых камер позволяют сделать только определенное количество изображений, прежде чем они закончат место. Как только это произойдет, вам придется удалить изображения, чтобы освободить место для новых изображений.

Пленка против цифровой фотографии

Цифровая эпоха изменила то, как люди фотографируют. Люди всегда задаются вопросом, какой носитель лучше для фотографии: пленка или цифра? Ответом на этот вопрос будут цифровые технологии.

Цифровые камеры стали большим преимуществом для фотографов всего мира, от любителей до профессионалов.

Качество и четкость изображений выдающиеся, а с цифровой фотографией вам не придется ждать дни или недели, пока вы не получите свои фотографии обратно от разработчика. Фотография может оказаться на вашем компьютере через несколько секунд после того, как вы ее сделали.

При съемке на пленку вы должны решить, проявлять ли пленку сразу или подождать, пока вы не сможете позволить себе проявить и купить новую пленку. Если вы решите проявить сразу, вы можете не получить все свои снимки обратно, потому что некоторые из них могут получиться размытыми или с пустыми пятнами на пленке, если они были сделаны слишком быстро или с низкой настройкой вспышки.

В цифровой фотографии нет пробелов или белых пятен, потому что не нужно беспокоиться о пленке. Вы можете сделать столько фотографий, сколько вмещает ваша карта памяти, и когда она заполнится, просто удалите старые, чтобы освободить место для новых фотографий.

Пленка и цифра – сравнение фотографий

С момента выпуска первой коммерческой цифровой камеры в 1988 году пленочная фотография стала предметом споров среди фотографов. Плюсы и минусы использования пленки по сравнению с цифрой вызвали множество споров как среди профессионалов, так и среди подражателей.

Но как узнать, что лучше для вас? Давайте взглянем на то, что делает пленка, а затем сравним это с тем, что делает цифровое видео таким замечательным.

Пленочные камеры легче цифровых. Цифровые зеркальные фотокамеры весят около 2 фунтов, а 35-мм пленочные камеры весят около фунта или меньше.

Разница в весе может показаться незначительной, но когда вы целый день фотографируете на улице или прогуливаетесь по лесу, разница может быть огромной. Пленочные камеры также реже используют батареи, поэтому вам не нужно тратить столько денег на их замену.

Пленка не требует программного обеспечения для загрузки изображений или форматирования карты памяти после каждого использования. Цифровым камерам требуются карты памяти для хранения и программное обеспечение для передачи изображений с камеры на компьютер, что может занять несколько часов в зависимости от того, сколько снимков вы сделали в этот день.

Пленка более доступна, чем цифровая. Их проще использовать, потому что после каждого использования не требуется процесс загрузки — просто начните снимать снова!

Разрешение пленки выше, чем у большинства цифровых камер

Пленочная камера является золотым стандартом качества изображения. Хотя цифровые камеры с годами стали лучше, у пленок есть некоторые преимущества, которые многие люди до сих пор упускают.

Все мы знаем, что изображения можно обрабатывать на этапе постобработки и сканировать в цифровом виде, но как насчет качества фотографии прямо с камеры? Разрешение пленки выше, чем у большинства цифровых камер. Кусок пленки размером 18 x 24 дюйма (такой же размер, как отпечаток 8 x 10 дюймов) имеет около 6800 x 9,600 пикселей.

Максимальное разрешение большинства высококачественных цифровых зеркальных камер составляет около 5 184 x 3 976 пикселей (24 мегапикселя), что составляет примерно половину разрешения пленки. Вы действительно можете получить более крупные отпечатки с цифровой камеры, чем с пленки, но помните, что это только потому, что они интерполируют эти дополнительные пиксели.

Это приводит к ухудшению качества изображения, поскольку существенно увеличивает изображение и повышает его резкость постфактум (что не всегда хорошо). Вам нужно такое высокое разрешение? Возможно нет.

Большинство людей не печатают ничего больше 8 x 10 дюймов. Но если вы хотите делать большие отпечатки или сильно обрезать изображения, стоит знать, что пленка дает вам больше возможностей для маневра.

Пленка против цифровой фотографии: что лучше и почему?

Большинство из нас склонны думать, что пленочная и цифровая фотография — это одно и то же. Это не правда; они во многом отличаются, особенно когда речь идет о качестве и разрешении фотографии.

Дело в том, что цифровая фотография постоянно развивается, с каждым годом становится все лучше и лучше. В то время как фильм в настоящее время находится на одном уровне с тем, что было несколько лет назад.