Поляризационные фильтры – ?

Что такое поляризационный фильтр — как пользоваться.

Суть поляризационного фильтра очень проста — такой фильтр способен задерживать отраженный поляризованный свет. Например, можно задерживать отраженный свет от воды, стекла и т.п., делая  тем самым воду и стекло прозрачными. Но на этом способности фильтра не ограничиваются.

Поляризационный фильтр

Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. С помощью вращения передней части поляризационного фильтра происходит подстройка фильтра под определенный тип поляризованного света, а вместе с тем с его задержкой таким фильтром. Из-за того, что работа фильтра связана с вращением передней части, такой фильтр лучше всего использовать на объективах с внутренней системой фокусировки. Если у объектива вращается передняя линза объектива вместе с оправой, то это вносит неудобства при работе с поляризационным фильтром.

Поляризационный фильтр можно накручивать на защитный фильтр. На поляризационный фильтр можно одевать крышку объектива, а можно и добавлять еще какой-то фильтр. Единственное, чем больше фильтров вкручены друг в друга, тем сильнее вероятность получить виньетирование по углам изображения. Некоторые поляризационные фильтры могут не иметь резьбы на своей передней части.

Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива, нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, штатный объектив для ЦЗК Nikon Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR имеет диаметр 52мм, и для него нужен поляризационный фильтр диаметром 52мм. Это может показаться смешным, но многие люди не могут выбрать фильтр именно из-за того, что не знают подойдет ли он к их объективу. Эффект от поляризационного фильтра можно будет увидеть на любом объективе.

Некоторые особенности:

  1. Поляризационный фильтр не пропускает отраженный поляризованный свет. Это основное свойство фильтра, его можно применять в большом количестве ситуаций. Например, с помощью поляризационного фильтра можно убирать блики воды (отраженный от воды свет) и фотографировать дно.

    Дно моря с разным положением PL-CIR фильтра

  2. Фильтр также удаляет отражения синевы неба с земли, травы, листьев. Небо добавляет лишние холодные тона (синий, голубой цвет) на фотографии. При использовании поляризационного фильтра все приобретает более теплый и натуральный цвет. Легкое изменения цвета можно проследить и на других примерах.

    Разные цвета при разном положении поляризационного фильтра

  3. При использовании поляризационного фильтра для предметной съемки можно добиться уменьшения бликов на предметах съемки.
  4. Такой фильтр позволяет добиться приятного синего неба с белыми тучами. Из-за мелких частиц в воздухе, свет неба отчасти является поляризованным. В общем случае появляется эффект более насыщенных цветов.

    Небо при использовании поляризационного фильтра. Фильтр позволяет выровнять светимость неба и обеспечивает немного другую передачу цвета зелени.

  5. В общем случае поляризационный фильтр работает как и нейтральный фильтр, пропуская меньше света. Например, с поляризационным светофильтром можно без проблем снимать ярким днем, используя светосилу F/1.4 при этом скорости работы затвора 1/4000 с и ISO 100  будет хватать для правильного экспонирования без пересвета. Многие упускают тот факт, что в любом случае поляризационный светофильтр уменьшает световой поток. В условиях с плохой освещенностью я рекомендую снимать полярик, чтобы объектив смог получать больше света. Очень интересной для использования является связка из ND и PL фильтров.

    Длинная выдержка. При использовании поляризационного фильтра можно заметно увеличить выдержку, что может послужить, например, для эффекта плавности воды на фотографиях.

  6. Если перевернуть круговой поляризационный фильтр задом наперед, то можно получить нейтральный фильтр, при вращении вокруг своей оси такого фильтра можно сдвигать баланс белого в теплые и холодные тона, при этом поляризационный фильтр перестает блокировать поляризованный свет.

    Цвет травы и листьев при использовании поляризационного фильтра в яркий солнечный день

  7. При использовании поляризационных фильтров с линейным типом поляризации на современных цифровых зеркальных камерах могут возникать серьезные ошибки с замером экспозиции и точностью фокусировки. Лечится это ручной настройкой фокусировки и экспозиции. А вот при использовании фильтров с круговой поляризацией каких-то особых проблем с замером экспозиции и точностью фокусировки я не наблюдаю.

Прозрачность воды за счет фильтрации фильтром бликов воды

Работу поляризационного фильтра легко увидеть используя обычный монитор компьютера. Свет дисплея всегда поляризован в определенной плоскости, а с помощью поляризационного фильтра его легко убрать как показано на примере ниже:

Пример работы поляризационного светофильтра

Сами поляризационные светофильтры бывают двух типов — с линейной и круговой поляризацией.  В общем случае фильтры с круговой поляризацией лучше. Не хочу повторяться, про это уже написано много раз, например здесь.

Сокращенно поляризационный фильтр называют ‘PL фильром’ или просто ‘поляриком’. Хороший полярик — вещь не из дешевых. Как обычно, чем дороже фильтр — тем он лучше. Правда, для любительской съемки подойдут и недорогие полярики. Например, я использую Hoya 58mm PL-CIR Made in Japan. Мои коллеги говорят, что очень качественные полярики это B+W и Rodenstock, но очень часто разницу между более дешевыми Hoya, Marumi, Kenko почувствовать очень сложно.

Выводы:

Поляризационный фильтр — это интересное и полезное устройство для достижения уникальных эффектов на фотографиях. Такой фильтр — незаменимая вещь для съемки пейзажей, работы на открытом воздухе при солнечном свете и т.д.

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад, если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией.

Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Поляризационные светофильтры. Принцип работы и рекомендации по использованию.

В начале 2018 года я разместил статью о светофильтрах. В ней упоминались поляризационные светофильтры, но я их не описывал, обещая вернуться к ним позже.

Сейчас лето, а значит, самое время поговорить об этих интересных приспособлениях.
Несмотря на то, что информации о поляризационных светофильтрах много, я, глядя по сторонам на фотографирующих людей, крайне редко замечаю, как используют поляризационный фильтр.

Между тем, грамотное применение поляризационного светофильтра во многих случаях позволит улучшить фотографии, добавить в них изюма.

Снимки для коммерческого использования часто, если не в большинстве случаев делаются профессионалами через поляризационные светофильтры.

Немного теории.

Теорию понимать не обязательно. Я, например, очень поверхностно ее знаю. Если вам нужен просто результат, то теорию можно пропустить и заменить ее практикой, руководствуясь несколькими советами, которые привожу ниже.

Но все равно, немного теории.

Поляризация света – это выделение из естественного света лучей с определенной ориентацией плоскости колебания волны.

Свет солнца не имеет поляризации, т.е. световые волны колеблются сразу во всех плоскостях. Однако, солнечный свет, будучи отраженным от некоторых поверхностей, — приобретает поляризацию, т.е. волна отраженного света колеблется уже только в одной плоскости.
Отраженный свет — это световые блики на различных гладких поверхностях, отражение на воде, на стекле и т.д.

Рассеянный свет неба и воздушная дымка это тоже, во многом, следствие множественного отражения солнечных лучей от водяной или иной пыли в воздухе.

Итак, солнечный свет не поляризован, а его отражения – часто поляризованы.

Человеческий глаз поляризованный и неполяризованный свет не различает. Свет и свет.

Поляризационный фильтр обладает уникальным свойством — способностью пропускать свет только поляризованный в одной конкретной плоскости. На картинке показан этот эффект.
Свет, прошедший через такой фильтр становится поляризованным.

С помощью поляризационного фильтра можно пропустить в объектив свет с колебаниями только в той или иной конкретной плоскости.

На практике в фотографии, эта способность фильтра используется как раз, чтобы отсечь некоторые волны, не пустить их в объектив.

Отражения являются поляризованным светом и потому их можно отсечь, повернув фильтр на определенный угол, который блокирует именно ту плоскость, в которой колеблется свет отражений.

При этом, солнечный свет через фильтр все равно пройдет, т.к. повторюсь, солнечный свет не поляризован в какой-то одной плоскости.

Конечно, солнечный свет пройдет через фильтр не весь. Та его часть, которая колеблется в той же плоскости, что и отсекаемый свет — также фильтр не преодолеет.

Поэтому, поляризационный фильтр всегда работает одновременно и как нейтральный, затемняя картинку на 2-3 ступени.

С теорией закончили.

В фотографии поляризационный фильтр, в частности, позволяет:

1. Убрать с неба белесую дымку и показать небо в насыщенном темно синем цвете. Облака при этом остаются ярко-белыми, контрастными и выразительными. Очень красиво.

2. Убрать из пейзажа воздушную дымку и показать пейзаж более яркими сочными цветами. Визуально увеличивается контраст и возникает ощущение возросшей резкости и четкости.

3. Убрать с поверхности воды (оконного стекла) отражения и показать то, что находится под водой (за стеклом).

Поляризационный фильтр визуально похож на нейтральный. Он навинчивается на объектив фотоаппарата спереди. Но есть отличие.

Оправа фильтра состоит из 2-х сцепленных колец, которые можно вращать относительно друг друга вокруг оптической оси.

После того, как фильтр прикручен к объективу, есть возможность произвольно поворачивать само стекло фильтра вокруг оптической оси. Так, собственно, фильтр и настраивается на отсечение конкретной плоскости колебания световых волн.
Действие поляризационного светофильтра зависит от двух факторов:
1) правильной ориентации фотоаппарата по отношению к окружающей действительности;
2) угла поворота фильтра в оправе.

Есть формулы, позволяющие рассчитать углы, при которых сила действия фильтра максимальна, но проще выйти на улицу и поэкспериментировать.

Смотрим на объект съемки через видоискатель с разных направлений и вертим оправу фильтра. Влияние фильтра на картинку отлично видно визуально. Все основные закономерности сразу станут понятны.

При использовании поляризационного светофильтра нужно учитывать несколько моментов:

1. Существуют поляризационные светофильтры двух типов: Линейные и круговые (циркулярные).

Линейные появились существенно раньше и для целей фото их сейчас, скорее всего, не выпускают уже.

Поляризационные фильтры выпускались и в СССР. Например, на фото ПФ-49. ПФ, — это, конечно, «Поляризационный Фильтр», а число 49 — это диаметр резьбы. Все советские поляризационные фильтры — линейные.

Линейные фильтры не очень удобно использовать с современными фотоаппаратами. С т.з. устранения бликов, отражения, дымки и т.д. — фильтр будет работать как и должен. Но в современном аппарате, скорее всего, будут врать экспозамер и автофокус.
Линейный фильтр поляризует свет, а датчики аппарата чувствительны к поляризации.

Естественный вывод, — если вы используете на современном аппарате мануальные объективы и умеете вводить экспокоррекцию в аппарат, можете смело использовать линейный фильтр, например, советский на цифрозеркалке. Все получится как нужно.

На советском объективе вполне уместно будет смотреться советский же поляризационный фильтр.

Ассортимент этих фильтров показан на рисунке. Например, самый распространенный объектив серий Гелиос-44Х-Х имеет резьбу для фильтра M52×0,75.
Круговые фильтры — более современные. Выпускают их как раз для того, чтобы на современных аппаратах корректно работали экспозамер и автофокус.

Круговой фильтр имеет 2 слоя. Первый слой это обычный линейный фильтр. Он отсекает все волны, кроме выбранных и поляризует свет.

Второй слой позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Т.е. до автоматики аппарата доходит как-бы уже не поляризованный свет.
По конечному влиянию на изображение круговые фильтры от линейных не отличаются.

Чтобы уверено отличить линейный фильтр от кругового существует очень наглядный и простой тест, который я нашел на ресурсе «Про фото».

Цитирую:

Даже если на фильтре нет никаких надписей, сделать это очень просто. Подходите к зеркалу, включаете свет, хотя, лучше в обратной последовательности, так дешевле. Смотрите в фильтр, как в монокль. Внешняя сторона со стороны глаза, внутренняя со стороны зеркала. Если фильтр в отражении непрозрачный, превратился в чёрный круг, значит это фильтр с круговой поляризацией. Если фильтр в отражении прозрачный, значит либо вы его повернули не той стороной, либо это линейный фильтр.

Даже если вы точно знаете, что ваш фильтр круговой, — попробуйте сделать, как написано. Завораживает.

Если покупаете новый фильтр, то его тип можно понять по маркировке.
У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто буква C (например, CIR-PL или C-PL).
Наглядно увидеть работу фильтра, любого, и линейного и кругового можно очень простым способом. Свет, который дают компьютерные мониторы — поляризован. Если смотреть сквозь фильтр на изображение монитора и вращать фильтр вокруг оптической оси, то можно подобрать такой угол, при котором изображение монитора совершенно не видно. Фильтр кажется непрозрачным.


Так можно грубо проверить качество пленки в фильтре (и в поляризационных солнечных очках, кстати). Плохая пленка будет давать не равномерное полное затемнение, а пятна светлых и темных участков.


Тут я привожу несколько забавных снимков, на которых фильтр полностью затемняет изображение с монитора, но через него видно разные предметы, или мою руку.

2. Если вы собираетесь фотографировать синее небо, то учитывайте следующее:

Когда солнце находится вблизи горизонта (на восходе и закате), наиболее поляризованными являются участки синего неба над головой (в зените) и перпендикулярные к направлению солнечных лучей. При этом оптическая ось объектива должна располагаться по линии север — юг.

В полуденные часы, когда солнце в зените, небо поляризозано во всех направлениях под углом 45° к линии горизонта. Кверху поляризация неба уменьшается.

Наиболее поляризованными являются те участки неба, которые попадают в поле изображения при освещении объекта боковым солнечным светом, т. е. когда направление солнечных лучей и направление съемки (оптической оси объектива) образуют прямой угол.

В этом случае светофильтр в наибольшей степени притемняет небо. Поляризация участков неба но мере приближения к солнцу уменьшается.

Участки неба, лежащие в направлениях на солнце, над и под солнцем, а также в противоположном от солнца направлении, не поляризованы или почти не поляризованы. Эти участки попадают в поле изображения при съемке против солнца (контровое освещение) или когда солнце находится сзади фотоаппарата (переднее освещение).

В пасмурную погоду поляризационный фильтр никак с небом работать не будет.

Левые (первые в паре) снимки сделаны без фильтра, правые (вторые в паре)  — с фильтром. Неравномерность окраски сделана намерено дл примера..

3. Если вы собираетесь снимать прозрачную воду:

Для устранения отражения на воде нужно поворачивать фильтр на иной угол, нежели тот, который затемняет небо. Это значит, что одновременно добиться эффекта прозрачности воды и синего неба – невозможно.

Вариант применения нескольких поляризационных фильтров за раз я не рассматриваю как совершенно экзотический.

На воде не должно быть крупных волн, т.к. волны отражают свет под разными углами, а значит устранить все отражения при одном положении фильтра — не удастся.

Лично мне эффект прозрачности воды нравиться больше всего.

4. Если вы используете широкоугольный объектив:
В пункте про небо есть рекомендации по направлениям съемки в зависимости от положения солнца. При съемке воды тоже есть похожая зависимость по углу наклона объектива к поверхности воды для максимизации эффекта. Там все менее критично, поэтому подробно не останавливаюсь.

А говорю это все тут потому, что когда вы снимаете широкоугольным объективом, то в кадр вам попадает очень обширная область пространства.

И если центр этой области даже на 100% соответствует рекомендациям по углу оптической оси к солнечным лучам при съемке неба или по углам к поверхности воды, периферийная область будет принимать свет совершенно из другой части пространства.

И в этой области углы будут не оптимальные.

Поэтому, небо у вас может потемнеть неоднородно. Одна сторона сильнее другой. Или в центре кадра будет более темный участок неба.

У меня на фото домов видно, что левая часть неба темнее, чем правая. Чтобы небо окрасилось равномерно, нужно было сместить кадр левее. Но там некрасивый дом. Вот и выбирай.

Аналогично с водой. Отражение исчезнет в центральной области, а к краям понемногу проявится.

Все это видно в видоискателе и нужно просто обращать на эту особенность внимание. В каких-то случаях можно отзумировать в сторону увеличения ФР. В каких-то — повернуть немного фильтр и снизить силу эффекта.

Ну, или вписать эту особенность в сюжет.

Еще про широкоугольные объективы.

Для широкоугольника нужен фильтр с узкой оправой. Иначе, оправа будет попадать в кадр и вызывать виньетирование.

Это, вроде как очевидно, но конструкция фильтра предполагает два подвижных кольца и сделать их совершенно тонкими не очень просто.

Подходящие фильтры маркируются «slim» и стоят немного дороже.

5. Поляризационный фильтр работает как нейтральный с солидной такой кратностью.

В яркие дни это дает ряд преимуществ, но вот если съемка в тени, то могут возникнуть сложности.

Фильтр снижает количество света, попадающее в объектив на 2-3 стопа. Я ранее снимал широкоугольником Tokina 17-35 f/4. Объектив не очень светосильный, но достаточно доступный по цене.

Так вот, при такой светосиле, да при надетом поляризационном фильтре камера в некоторых ситуациях затененных сцен просто не желала фокусироваться автоматически. Ручной фокус выручал, да и широкоугольник лоялен к промахам фокуса, но все-таки, имейте в виду.

Итого в завершение:

Я рекомендую попробовать поляризационный фильтр. Сейчас лето и самая пора его испытать.

Стоят такие фильтры не дорого. Не гонитесь за самым «крутым» и дорогим брендом. Разница в конечном результате неощутима.

Не заморачивайте с теорией. Просто попробуйте. Шедевры не гарантированы. Не всегда и не все можно снять с максимальным и идеальным эффектом. Но интересные фотографии гарантируются.

Удачных снимков!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Просто оставляйте поля пустыми.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

fotoussr.ru

Как использовать поляризационный фильтр.


Поляризационный фильтры хорошо использовать для съемки при солнечном свете, так как они уменьшают блики от неметаллических поверхностей и придают насыщенность цветам. Эффект, создаваемый поляризационным фильтром, невозможно повторить при обработке. В этом уроке мы будем учиться правильно использовать этот фильтр.


Что делает поляризационный фильтр?


Есть 2 вида поляризационных фильтров, линейный и круговой (циркулярный). Линейный традиционно используется в пленочной фотографии, круговой — в цифровой, так как он разработан специально, чтобы не создавать проблем при работе автофокуса. Когда вы установите фильтр на объектив, то обнаружите, что он может вращаться, меняя направление, в котором поляризуется свет.


При съемке в прямых солнечных лучах вы можете столкнуться с таким явлением, что ваши фотографии будут выглядеть жестко и переэкспонированно,  как будто вы находитесь на солнце без солнцезащитных очков. Поляризатор позволяет пропускать свет лишь в определенном направлении, ослабляя свет с других направлений, уменьшая таким образом блики. Взгляните на фотографии ниже, первое фото снято без фильтра, видно, что свет очень сильно отражается от дороги, в результате светлые области переэкспонированы. Это ухудшает восприятие мелких деталей и снижает общее качество фото.


Теперь взгляните на аналогичное фото, сделанное с поляризационным фильтром. Блики от дороги значительно уменьшены и восприятие светлых деталей улучшилось. К примеру, левое плечо теперь значительно сильней выделяется. так как возрос контраст между ним и дорогой. В целом фото, снятые с применением поляризационного фильтра, выглядят гораздо лучше.


Поляризационный фильтр также удаляет дымку с фото и это великолепный эффект при съемке удаленного объекта или сцены. Это делает небо более синим, а цвета более яркими и насыщенными. Обратите внимание на две фотографии ниже. Первая снята без поляризационного фильтра, вторая с фильтром.


Как использовать поляризационые фильтры


Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Таким образом вы получаете максимальный эффект, однако. следует быть осторожным при использовании фильтра с широкоугольными объективами. Так как они захватывают большую часть пространства, то и направление лучей будет уже сильно отличаться от 90 градусов. В результате мы можем получить изменение цвета неба от темного к светлому на снимке, что нежелательно


Наименьший эффект фильтр дает, когда солнце находится позади объектива. На фото ниже это показано. Левое фото снято без фильтра, правое с фильтром.


Поляризационные фильтры, как правило, довольно темные, поэтому убедитесь, что выдержка, которую вы используете, достаточна чтобы снимать с рук. Обычно поляризационные фильтры используют при ярком солнце. поэтому это не должно быть проблемой. Если все же выдержка недостаточно короткая, увеличьте значение ISO со значения 100 до 200.


Важно убедиться, что автоматический баланс белого работает корректно с темным фильтром. Лучше, если вы установите его на «Дневной свет», чтобы избежать ошибок автоматики. Поляризационный фильтр работает хорошо только при солнечном свете, поэтому если вы снимаете ночью или в пасмурный день, то снимите фильтр с объектива.


Будьте внимательны, чтобы не увлечься чрезмерным эффектом и не получить слишком темное небо на снимке. Взгляните на фото ниже, результат применения поляризатора довольно экстремальный и выглядит неестественно. Иногда такой эффект оправдан, но в некоторых случаях лучше не использовать фильтр.


Наглядный пример представлен ниже. Здесь отражение от земли на левом снимке добавляет деталей изображению, в отличии от правого снимка, сделанного с применением фильтра, где эта область темная.


Поляризационный фильтр часто используется, чтобы убрать отражения от стекла и воды. Они невероятно эффективны в этом плане и часто применяются при съемке водоемов, так как позволяют сделать воду «прозрачней».


Наконец, очень важно правильно подобрать угол поворота фильтра. обратите внимание на два изображения ниже. На левом цвет неба неравномерный, на фото справа угол поворота фильтра подобран правильно и небо выглядит гораздо естественней.


На что обратить внимание при покупке поляризационного фильтра.


А: Убедитесь, что диаметр фильтра совпадает с диаметром объектива. Посмотрите на переднюю линзу или на внутреннюю сторону крышки объектива.


Б: Если у вас цифровая камера, убедитесь, что фильтр круговой.


( от переводчика: круговой фильтр обозначается C – PL, circular polarizing. В настоящее время в современных зеркальных камерах профессионального уровня все датчики автофокуса крестообразные, а также система автофокуса более совершенна, поэтому данный совет теряет свою актуальность)


В: Используйте фильтр наилучшего качества, которое можете себе позволить. Глупо покупать объектив за 1500$ и затем прикрутить дешевый некачественный кусок стекла на него. Лично я использую фильтр высокого качества Hoya.


Г: Приобретите футляр для фильтра. Если вы не используете фильтр, кладите его в футляр, чтобы уберечь его от пыли и царапин.

photo-monster.ru

Как использовать поляризационный фильтр.


Поляризационный фильтры хорошо использовать для съемки при солнечном свете, так как они уменьшают блики от неметаллических поверхностей и придают насыщенность цветам. Эффект, создаваемый поляризационным фильтром, невозможно повторить при обработке. В этом уроке мы будем учиться правильно использовать этот фильтр.


Что делает поляризационный фильтр?


Есть 2 вида поляризационных фильтров, линейный и круговой (циркулярный). Линейный традиционно используется в пленочной фотографии, круговой — в цифровой, так как он разработан специально, чтобы не создавать проблем при работе автофокуса. Когда вы установите фильтр на объектив, то обнаружите, что он может вращаться, меняя направление, в котором поляризуется свет.


При съемке в прямых солнечных лучах вы можете столкнуться с таким явлением, что ваши фотографии будут выглядеть жестко и переэкспонированно,  как будто вы находитесь на солнце без солнцезащитных очков. Поляризатор позволяет пропускать свет лишь в определенном направлении, ослабляя свет с других направлений, уменьшая таким образом блики. Взгляните на фотографии ниже, первое фото снято без фильтра, видно, что свет очень сильно отражается от дороги, в результате светлые области переэкспонированы. Это ухудшает восприятие мелких деталей и снижает общее качество фото.


Теперь взгляните на аналогичное фото, сделанное с поляризационным фильтром. Блики от дороги значительно уменьшены и восприятие светлых деталей улучшилось. К примеру, левое плечо теперь значительно сильней выделяется. так как возрос контраст между ним и дорогой. В целом фото, снятые с применением поляризационного фильтра, выглядят гораздо лучше.


Поляризационный фильтр также удаляет дымку с фото и это великолепный эффект при съемке удаленного объекта или сцены. Это делает небо более синим, а цвета более яркими и насыщенными. Обратите внимание на две фотографии ниже. Первая снята без поляризационного фильтра, вторая с фильтром.


Как использовать поляризационые фильтры


Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Таким образом вы получаете максимальный эффект, однако. следует быть осторожным при использовании фильтра с широкоугольными объективами. Так как они захватывают большую часть пространства, то и направление лучей будет уже сильно отличаться от 90 градусов. В результате мы можем получить изменение цвета неба от темного к светлому на снимке, что нежелательно


Наименьший эффект фильтр дает, когда солнце находится позади объектива. На фото ниже это показано. Левое фото снято без фильтра, правое с фильтром.


Поляризационные фильтры, как правило, довольно темные, поэтому убедитесь, что выдержка, которую вы используете, достаточна чтобы снимать с рук. Обычно поляризационные фильтры используют при ярком солнце. поэтому это не должно быть проблемой. Если все же выдержка недостаточно короткая, увеличьте значение ISO со значения 100 до 200.


Важно убедиться, что автоматический баланс белого работает корректно с темным фильтром. Лучше, если вы установите его на «Дневной свет», чтобы избежать ошибок автоматики. Поляризационный фильтр работает хорошо только при солнечном свете, поэтому если вы снимаете ночью или в пасмурный день, то снимите фильтр с объектива.


Будьте внимательны, чтобы не увлечься чрезмерным эффектом и не получить слишком темное небо на снимке. Взгляните на фото ниже, результат применения поляризатора довольно экстремальный и выглядит неестественно. Иногда такой эффект оправдан, но в некоторых случаях лучше не использовать фильтр.


Наглядный пример представлен ниже. Здесь отражение от земли на левом снимке добавляет деталей изображению, в отличии от правого снимка, сделанного с применением фильтра, где эта область темная.


Поляризационный фильтр часто используется, чтобы убрать отражения от стекла и воды. Они невероятно эффективны в этом плане и часто применяются при съемке водоемов, так как позволяют сделать воду «прозрачней».


Наконец, очень важно правильно подобрать угол поворота фильтра. обратите внимание на два изображения ниже. На левом цвет неба неравномерный, на фото справа угол поворота фильтра подобран правильно и небо выглядит гораздо естественней.


На что обратить внимание при покупке поляризационного фильтра.


А: Убедитесь, что диаметр фильтра совпадает с диаметром объектива. Посмотрите на переднюю линзу или на внутреннюю сторону крышки объектива.


Б: Если у вас цифровая камера, убедитесь, что фильтр круговой.


( от переводчика: круговой фильтр обозначается C – PL, circular polarizing. В настоящее время в современных зеркальных камерах профессионального уровня все датчики автофокуса крестообразные, а также система автофокуса более совершенна, поэтому данный совет теряет свою актуальность)


В: Используйте фильтр наилучшего качества, которое можете себе позволить. Глупо покупать объектив за 1500$ и затем прикрутить дешевый некачественный кусок стекла на него. Лично я использую фильтр высокого качества Hoya.


Г: Приобретите футляр для фильтра. Если вы не используете фильтр, кладите его в футляр, чтобы уберечь его от пыли и царапин.

photo-monster.ru

Поляризационные фильтры

          Распостранение
света — это волновой процесс, подобный
волнам на поверхности пруда от брошенного
в воду камня. Только обычно колебания
вектора напряженности волны света (свет
представляет собой поперечную
электромагнитную волну) не ограничены
одной плоскостью, как в случае с
поверхностью воды, а происходят во всех
направлениях (перпендикулярно направлению
распостранения волны). Однако можно
искусственным образом сделать так,
чтобы колебания эти происходили в одной
плоскости. В этом случае такой свет
будет называться линейно-поляризованным,
и обладать некоторыми, отличными от
естественного (неполяризованного)
света, свойствами. По характеру воздействия
на глаз или фотоплёнку линейно-поляризованный
свет от неполяризованного ничем не
отличается. Определить степень
поляризованности света и направление
его поляризации можно только одним
способом — посмотрев на него через
«анализатор» — среду, пропускающую
только свет, поляризованный в одной
плоскости и, соответственно, поглощающий
свет, поляризованный в перпендикулярной
плоскости. В качестве анализатора и
выступает применяемый в фотографии
поляризационный светофильтр, представляющий
собой пластинку специального материала,
поляризующего свет (например — кристаллов
герапатита), укрепленную между двумя
оптически плоскими стеклами. Весь этот
«бутерброд» монтируется в специальной
вращающейся оправе, на которой одной
или двумя точками наносится метка,
показывающая положение плоскости
поляризации фильтра. Как и для чего
можно применить эти замечательные
свойства поляризационного фильтра?

Поляризация света может происходить и
в естественных условиях — при зеркальном
отражении от любых неметаллических
поверхностей. Естественный свет, будучи
изначально неполяризованным (точнее —
хаотически поляризованным, то есть
состоящим из смеси волн с разным
направлением поляризации), при зеркальном
отражении от неметаллических поверхностей
приобретает свойства линейно-поляризованного
света. Физически это объясняется тем,
что для света с разным направлением
поляризации при зеркальном отражении
от неметаллической поверхности создаются
разные условия. Наиболее благоприятны
условия отражения для света с поляризацией,
параллельной плоскости падения — такой
свет отражается без потерь. Свет с иной
ориентацией плоскости поляризации в
большей или меньшей степени гасится
при отражении.

   Съемка с поляризационным
фильтром

(вверху — без фильтра, внизу — с фильтром)

        Поэтому наиболее
очевидное применение поляризатора —
это устранение (или, по крайней мере —
уменьшение интенсивности) бликов,
образующихся на блестящих неметаллических
поверхностях, например — стеклянных
витринах и окнах, окрашенных или покрытых
пластиком поверхностях, водной глади
и так далее. Использовать поляризационный
светофильтр достаточно просто — ведь
производимый им эффект заметен на глаз
и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата.
При этом единственное, что желательно
знать из теории, это тот факт, что степень
поляризации отраженного света варьируется
при изменении угла падения (отражения)
света. Угол, при котором поляризация
отраженного света достигает максимума,
зависит от материала отражающей
поверхности, и составляет обычно 50-60
градусов от нормали отражающей поверхности
(соответственно — 30-40 градусов от самой
поверхности). Поэтому для того, чтобы
при помощи поляризационного светофильтра
полностью ликвидировать нежелательное
отражение от блестящей поверхности,
есть смысл выбрать направление съёмки
таким образом, чтобы отражающая
поверхность (блики с которой предполагается
убирать) располагалась под оптимальным
углом к фотоаппарату.

            
Поляризационный фильтр также весьма
эффективен и в случаях, когда поверхность
объекта съёмки имеет смешанный
зеркально-диффузный характер отражения.
Весьма небольшого времени, проведенного
с поляризационным светофильтром в
руках, достаточно для того, чтобы найти
вокруг себя уйму предметов, поверхность
которых обладает таким типом отражения
— при разной ориентации плоскости
поляризации фильтра меняется оттенок
цвета многих предметов, окраска их
становится сочнее и насыщеннее. Главное
тут — не переусердствовать, потому как
совсем лишенные бликов предметы выглядят
бесформенными. Да и цвет некоторых
предметов может измениться достаточно
значительно, выйдя за пределы приемлемого
для восприятия.

     Кроме такого очевидного
примера использования поляризационного
светофильтра есть ещё масса не столь
очевидных, но не менее удачных и
эффективных способов его применения —
поляризованный свет присутствует вокруг
нас в большом количестве. Голубое небо,
например, обязано своим цветом рассеянию
сине-фиолетовой части солнечного света
на мельчайших капельках воды, составляющих
атмосферную дымку. А поскольку отражение
света от поверхности каждой капельки
носит характер зеркального отражения
от неметаллической поверхности, то
свет, идущий от неба, оказывается
линейно-поляризованным. Следовательно,
выбрав соответствующее направление
съёмки, можно при помощи поляризационного
светофильтра сделать голубое небо
значительно темнее, не оказывая влияния
на воспроизведение остальных деталей
пейзажа. Максимальный эффект применения
фильтра достигается в том случае, когда
солнце находится под углом около 90
градусов к направлению съёмки, а плоскость
поляризации фильтра установлена в
горизонтальное положение. Кстати, этот
же принцип используется и в солнцезащитных
очках, выпускаемых фирмой Polaroid corporation.

            
Кратность поляризационного фильтра
составляет в среднем 3 — 4, то есть
применение поляризационного фильтра
требует увеличения экспозиции на 1.5 — 2
ступени (в 3 — 4 раза) в сравнении с
экспозицией без фильтра. Несмотря на
вносимый при вращении фильтра эффект,
кратность фильтра, как правило, мало
зависит от ориентации плоскости
поляризации фильтра — ведь поляризационный
фильтр используется для уменьшения
ярких бликов, размеры которых чаще всего
незначительны. Конечно, полную уверенность
в точности экспонирования с фильтром
можно получить при помощи замера света
по системе TTL (Throw The Lens — через объектив).
Однако многие фотоаппараты, имеющие
систему TTL-замера света, используют для
разделения светового потока оптические
элементы, сами по себе поляризующие
свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах
таким элементом зачастую выступают
полупрозрачные участки на зеркале,
необходимые для работы датчиков системы
автофокусировки (расположенных под
зеркалом). В таком случае получается,
что прошедший через поляризационный
фильтр свет, будучи уже практически на
100% поляризованным, на пути к датчику
экспозамера проходит через еще один
поляризатор, который при несовпадении
плоскостей поляризации дополнительно
ослабляет световой поток, а значит — и
вносит в экспонометрическую систему
аппарата нежелательную «поправку»,
приводящую к занижению показаний
экспонометра и переэкспонированию
плёнки. Обойти такую неприятность можно,
используя специально модифицированный
поляризационный фильтр, называемый
«циркулярным» (в отличие от обычного
— «линейного» — поляризатора). В
конструкцию циркулярного поляризационного
фильтра кроме защитных стеклянных
пластинок и пластинки поляроида, входит
ещё и пластинка «1/4 длины волны»,
преобразующая линейно-поляризованный
свет в циркулярно-поляризованный,
который уже не ослабляется при дальнейшем
прохождении через оптические элементы
камеры, обладающие свойствами линейного
поляризатора.

            
Не оставим без внимания и то, что
циркулярный поляризационный фильтр
идентичен линейному (за единственным
исключением, о котором речь будет ниже)
как по выполняемым функциям, так и по
методам обращения с ним. Отличить их
можно лишь по соответствующей надписи,
либо — по тому факту, что циркулярный
поляризационный фильтр притемняет
блики только будучи развернутым
присоединительной резьбой к глазу (или
объективу), а линейный поляризатор —
одинаково работает в любом направлении.
Для уменьшения количества применяемых
одновременно светофильтров (от лишней
пары границ воздух-стекло и лишней
высоты оправы пользы ведь никакой),
иногда выпускаются «гибриды»,
обладающие свойствами циркулярного
поляризационного и, например,
ультрафиолетового (UV) или конверсионного
(85В) фильтров одновременно.

            
Поляризационные светофильтры можно
применять не только по одному, но и
попарно, используя в качестве нейтрального
фильтра с изменяемой плотностью. Вращая
один фильтр относительно другого, можно
изменять светопропускание такой пары
в широких пределах — от минимума в 3 — 4
ступени (когда плоскости поляризации
обоих фильтров совпадают) до практически
непрозрачного состояния, когда плоскости
поляризации фильтров перпендикулярны
— при этом свет ослабляется более, чем
на 12-15 ступеней (4000 — 30000 раз). Применяя
такую комбинацию, нужно помнить, что
внешний (первый по ходу света)
поляризационный фильтр обязательно
должен быть линейным, а ближний к камере
(в случае автофокусного аппарата) —
циркулярным.

            
Некоторые производители выпускают уже
готовые конструкции, построенные на
использовании нескольких поляризационных
фильтров одновременно. HOYA, например,
выпускает насадку переменной оптической
плотности POL-FADER (два поляризационных
фильтра нейтральной окраски в одной
оправе). Кроме этого, при использовании
комбинации окрашенных в разные цвета
поляризаторов с поляризаторами
нейтральной окраски, появляется
возможность создания фильтров с
переменной плотностью окраски. Фильтр
PL-COLOR, позволяющий выбрать насыщенность
окраски фильтра от нейтральной до
полностью насыщенной, состоит из
поляризатора с нейтральной окраской и
второго поляризатора, окрашенного в
насыщенный синий, желтый, оранжевый или
красный цвет. Комбинация из двух
окрашенных в разные цвета поляризаторов
и одного поляризатора нейтральной
окраски выпускается под названием VARIO
PL-COLOR, и дает возможность ещё больше
разнообразить эффект, позволяя при
вращении оправы фильтра легко изменять
не только насыщенность окраски фильтра,
но и его цвет.

studfiles.net

Как работает поляризационный фильтр | Про Фото

Поляризационные фильтры для фотографии бывают двух типов: с круговой поляризацией и с линейной. Если вам лень читать много текста без картинок, то брать надо фильтр с круговой поляризацией. Но если вы заснуть не можете, не разобравшись почему,  то читаем дальше.

Для начала немного теории.

Поляризация – это характеристика света. Если свет представить в виде электромагнитной волны, то поляризация определяет направление поперечных колебаний. Свет, который попадает к вам в объектив в основном неполяризованный, то есть, у него нет чётко определённого направления поперечных колебаний.

Невооружённым взглядом поляризацию увидеть нельзя, но её можно увидеть через поляризационный фильтр, который чувствителен к этим поперечным колебаниям.

Задача фильтра – пропустить одни направления и заблокировать другие. Отражаясь от неметаллических поверхностей, свет поляризуется вполне определённым образом, поэтому фильтр позволяет нам контролировать такой свет, как это уже описывалось в рассказе про поляризационный фильтр. Вот почему эффект от поляризационного фильтра нельзя повторить в фотошопе, можно его лишь приблизительно имитировать.

Линейная поляризация (Linear polarization). Линейные фильтры выполняют одну очень простую функцию – они пропускают только свет с поляризацией в одной плоскости. Фильтр можно поворачивать, выбирая плоскость, с поляризацией в которой свет будет проходить. То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет:

Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, а так же к мыльницам.

Дело в том, что в зеркальных камерах есть полупрозрачная поверхность, которая направляет приблизительно 2/3 света прямо вам в правый глаз, а оставшаяся 1/3 проходит насквозь и попадает на ту самую штуку (RGB-sensor), которая отвечает за зоны автофокуса, матричный замер экспозиции и учитывает цвет и дистанцию до объекта (Кэнон этого до сих пор сделать не может, он видит только чёрно-белое). Это позволяет камере видеть примерно то же, что и вы, поэтому она так хорошо знает, какие вам нужны настройки в автоматическом режиме. Так что всего в камере два сенсора: один получает картинку, другой управляет настройками. Вот такой RGB-сенсор, к примеру, в Nikon D7000:

Так вот, эта полупрозрачная поверхность чувствительна к поляризации, а это означает, что количество света, попадающее на RGB-сенсор будет отличаться, в зависимости от ориентации фильтра, что приведёт к ошибкам в оценке экспозиции и иногда к некорректной работе автофокуса.

Кроме того, могут быть и другие элементы, чувствительные к поляризации, например, некоторые линзы в объективе. Поэтому, лучше всего посмотреть в инструкции, какие типы поляризационных фильтров подходят к вашей камере. Чтобы сэкономить вам время, скажу, что всем современным зеркальным камерам подходит только фильтр с круговой поляризацией.

Круговая поляризация (Circular polarization). Бытует ошибочное мнение, что фильтр с круговой поляризацией пропускает только свет, поляризованный по кругу. Так думают только те, кто не читает наши статьи. Однако, наши внимательные читатели (при слове “внимательные” все сразу вспоминают заглавную картинку) в курсе, что всё совсем наоборот. Смысл кругового поляризационного фильтра в том, что из любой поляризации он делает круговую. Это означает, что такой фильтр подходит ко всем камерам, и старым в том числе, позволяет корректно определять экспозицию и не мешает автофокусу работать.

Фильтр с круговой поляризацией сложнее линейного, поэтому дороже. С внешней стороны стоит обычный линейный фильтр, а с внутренней приклеена четвертьволновая пластинка, которая позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Углубляться в физику больше не будем, но если интересно, то четвертьволновая пластина – это специальный материал с двойным преломлением. Типичный пример такого материала – кальцит, а точнее, исландский шпат. Ну вот, мы уже в одном шаге от квантовой механики, хотя сайт про фотографию.

Теперь переходим к практике.

Как определить, с какой поляризацией у вас фильтр? Даже если на фильтре нет никаких надписей, сделать это очень просто. Подходите к зеркалу, включаете свет, хотя, лучше в обратной последовательности, так дешевле. Смотрите в фильтр, как в монокль. Внешняя сторона со стороны глаза, внутренняя со стороны зеркала. Если фильтр в отражении непрозрачный, превратился в чёрный круг, значит это фильтр с круговой поляризацией. Если фильтр в отражении прозрачный, значит либо вы его повернули не той стороной, либо это линейный фильтр.

Как понять, требуется ли вашей камере круговой фильтр, либо сойдёт дедовский линейный, так как предыдущие абзацы вы пропустили? Включите камеру, включите какой-нибудь искусственный свет (обычная лампа накаливания подойдёт), поднесите фильтр к объективу, наведитесь на что-нибудь неблестящее, например, на стену. Покрутите фильтр. Если экспозиция меняется (увеличивается ИСО, выдержка или диафрагма), значит фильтр не подходит к вашей камере. Фильтр с круговой поляризацией можно не крутить, но если интересно, то попробуйте, там ничего меняться не будет. Тут есть нюанс, камера должна уметь чувствовать разницу в экспозиции 1/3 или 1/2 стопа. Если минимальный шаг – 1 стоп, то разницу можно не заметить. В Никонах минимальный шаг обычно устанавливается в Custom Settings Menu, а именно, b3 (по крайней мере, на D700).

Можно ли использовать фильтр с линейной поляризацией, хотя нужен с круговой? Можно. Только вы должны учесть, что в зависимости от ориентации фильтра, ваш экспозамер будет с ошибкой. Проверяйте результат на экране и ничего не бойтесь.

Какой фильтр купить, с круговой поляризацией или с линейной? Покупать надо только с круговой поляризацией, потому что такие фильтры превосходно работают на любых камерах.

Какой производитель фильтров лучше? Не знаю. Я пробовал разные фильтры, они все примерно одинаковые. Лично у меня немецкий фильтр B+W.

Кстати, распространнённый советский поляризационный фильтр ПФ-52 с линейной поляризацией. Немного неудобно, но пользоваться можно.

Расскажите про ваш поляризационный фильтр в комментариях, другим читателям это поможет определиться с выбором.

На фотокурсах вам про поляризацию не расскажут 🙂

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Денис

review.lospopadosos.com

Поляризационные фильтры

          Распостранение
света — это волновой процесс, подобный
волнам на поверхности пруда от брошенного
в воду камня. Только обычно колебания
вектора напряженности волны света (свет
представляет собой поперечную
электромагнитную волну) не ограничены
одной плоскостью, как в случае с
поверхностью воды, а происходят во всех
направлениях (перпендикулярно направлению
распостранения волны). Однако можно
искусственным образом сделать так,
чтобы колебания эти происходили в одной
плоскости. В этом случае такой свет
будет называться линейно-поляризованным,
и обладать некоторыми, отличными от
естественного (неполяризованного)
света, свойствами. По характеру воздействия
на глаз или фотоплёнку линейно-поляризованный
свет от неполяризованного ничем не
отличается. Определить степень
поляризованности света и направление
его поляризации можно только одним
способом — посмотрев на него через
«анализатор» — среду, пропускающую
только свет, поляризованный в одной
плоскости и, соответственно, поглощающий
свет, поляризованный в перпендикулярной
плоскости. В качестве анализатора и
выступает применяемый в фотографии
поляризационный светофильтр, представляющий
собой пластинку специального материала,
поляризующего свет (например — кристаллов
герапатита), укрепленную между двумя
оптически плоскими стеклами. Весь этот
«бутерброд» монтируется в специальной
вращающейся оправе, на которой одной
или двумя точками наносится метка,
показывающая положение плоскости
поляризации фильтра. Как и для чего
можно применить эти замечательные
свойства поляризационного фильтра?

Поляризация света может происходить и
в естественных условиях — при зеркальном
отражении от любых неметаллических
поверхностей. Естественный свет, будучи
изначально неполяризованным (точнее —
хаотически поляризованным, то есть
состоящим из смеси волн с разным
направлением поляризации), при зеркальном
отражении от неметаллических поверхностей
приобретает свойства линейно-поляризованного
света. Физически это объясняется тем,
что для света с разным направлением
поляризации при зеркальном отражении
от неметаллической поверхности создаются
разные условия. Наиболее благоприятны
условия отражения для света с поляризацией,
параллельной плоскости падения — такой
свет отражается без потерь. Свет с иной
ориентацией плоскости поляризации в
большей или меньшей степени гасится
при отражении.

   Съемка с поляризационным
фильтром

(вверху — без фильтра, внизу — с фильтром)

        Поэтому наиболее
очевидное применение поляризатора —
это устранение (или, по крайней мере —
уменьшение интенсивности) бликов,
образующихся на блестящих неметаллических
поверхностях, например — стеклянных
витринах и окнах, окрашенных или покрытых
пластиком поверхностях, водной глади
и так далее. Использовать поляризационный
светофильтр достаточно просто — ведь
производимый им эффект заметен на глаз
и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата.
При этом единственное, что желательно
знать из теории, это тот факт, что степень
поляризации отраженного света варьируется
при изменении угла падения (отражения)
света. Угол, при котором поляризация
отраженного света достигает максимума,
зависит от материала отражающей
поверхности, и составляет обычно 50-60
градусов от нормали отражающей поверхности
(соответственно — 30-40 градусов от самой
поверхности). Поэтому для того, чтобы
при помощи поляризационного светофильтра
полностью ликвидировать нежелательное
отражение от блестящей поверхности,
есть смысл выбрать направление съёмки
таким образом, чтобы отражающая
поверхность (блики с которой предполагается
убирать) располагалась под оптимальным
углом к фотоаппарату.

            
Поляризационный фильтр также весьма
эффективен и в случаях, когда поверхность
объекта съёмки имеет смешанный
зеркально-диффузный характер отражения.
Весьма небольшого времени, проведенного
с поляризационным светофильтром в
руках, достаточно для того, чтобы найти
вокруг себя уйму предметов, поверхность
которых обладает таким типом отражения
— при разной ориентации плоскости
поляризации фильтра меняется оттенок
цвета многих предметов, окраска их
становится сочнее и насыщеннее. Главное
тут — не переусердствовать, потому как
совсем лишенные бликов предметы выглядят
бесформенными. Да и цвет некоторых
предметов может измениться достаточно
значительно, выйдя за пределы приемлемого
для восприятия.

     Кроме такого очевидного
примера использования поляризационного
светофильтра есть ещё масса не столь
очевидных, но не менее удачных и
эффективных способов его применения —
поляризованный свет присутствует вокруг
нас в большом количестве. Голубое небо,
например, обязано своим цветом рассеянию
сине-фиолетовой части солнечного света
на мельчайших капельках воды, составляющих
атмосферную дымку. А поскольку отражение
света от поверхности каждой капельки
носит характер зеркального отражения
от неметаллической поверхности, то
свет, идущий от неба, оказывается
линейно-поляризованным. Следовательно,
выбрав соответствующее направление
съёмки, можно при помощи поляризационного
светофильтра сделать голубое небо
значительно темнее, не оказывая влияния
на воспроизведение остальных деталей
пейзажа. Максимальный эффект применения
фильтра достигается в том случае, когда
солнце находится под углом около 90
градусов к направлению съёмки, а плоскость
поляризации фильтра установлена в
горизонтальное положение. Кстати, этот
же принцип используется и в солнцезащитных
очках, выпускаемых фирмой Polaroid corporation.

            
Кратность поляризационного фильтра
составляет в среднем 3 — 4, то есть
применение поляризационного фильтра
требует увеличения экспозиции на 1.5 — 2
ступени (в 3 — 4 раза) в сравнении с
экспозицией без фильтра. Несмотря на
вносимый при вращении фильтра эффект,
кратность фильтра, как правило, мало
зависит от ориентации плоскости
поляризации фильтра — ведь поляризационный
фильтр используется для уменьшения
ярких бликов, размеры которых чаще всего
незначительны. Конечно, полную уверенность
в точности экспонирования с фильтром
можно получить при помощи замера света
по системе TTL (Throw The Lens — через объектив).
Однако многие фотоаппараты, имеющие
систему TTL-замера света, используют для
разделения светового потока оптические
элементы, сами по себе поляризующие
свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах
таким элементом зачастую выступают
полупрозрачные участки на зеркале,
необходимые для работы датчиков системы
автофокусировки (расположенных под
зеркалом). В таком случае получается,
что прошедший через поляризационный
фильтр свет, будучи уже практически на
100% поляризованным, на пути к датчику
экспозамера проходит через еще один
поляризатор, который при несовпадении
плоскостей поляризации дополнительно
ослабляет световой поток, а значит — и
вносит в экспонометрическую систему
аппарата нежелательную «поправку»,
приводящую к занижению показаний
экспонометра и переэкспонированию
плёнки. Обойти такую неприятность можно,
используя специально модифицированный
поляризационный фильтр, называемый
«циркулярным» (в отличие от обычного
— «линейного» — поляризатора). В
конструкцию циркулярного поляризационного
фильтра кроме защитных стеклянных
пластинок и пластинки поляроида, входит
ещё и пластинка «1/4 длины волны»,
преобразующая линейно-поляризованный
свет в циркулярно-поляризованный,
который уже не ослабляется при дальнейшем
прохождении через оптические элементы
камеры, обладающие свойствами линейного
поляризатора.

            
Не оставим без внимания и то, что
циркулярный поляризационный фильтр
идентичен линейному (за единственным
исключением, о котором речь будет ниже)
как по выполняемым функциям, так и по
методам обращения с ним. Отличить их
можно лишь по соответствующей надписи,
либо — по тому факту, что циркулярный
поляризационный фильтр притемняет
блики только будучи развернутым
присоединительной резьбой к глазу (или
объективу), а линейный поляризатор —
одинаково работает в любом направлении.
Для уменьшения количества применяемых
одновременно светофильтров (от лишней
пары границ воздух-стекло и лишней
высоты оправы пользы ведь никакой),
иногда выпускаются «гибриды»,
обладающие свойствами циркулярного
поляризационного и, например,
ультрафиолетового (UV) или конверсионного
(85В) фильтров одновременно.

            
Поляризационные светофильтры можно
применять не только по одному, но и
попарно, используя в качестве нейтрального
фильтра с изменяемой плотностью. Вращая
один фильтр относительно другого, можно
изменять светопропускание такой пары
в широких пределах — от минимума в 3 — 4
ступени (когда плоскости поляризации
обоих фильтров совпадают) до практически
непрозрачного состояния, когда плоскости
поляризации фильтров перпендикулярны
— при этом свет ослабляется более, чем
на 12-15 ступеней (4000 — 30000 раз). Применяя
такую комбинацию, нужно помнить, что
внешний (первый по ходу света)
поляризационный фильтр обязательно
должен быть линейным, а ближний к камере
(в случае автофокусного аппарата) —
циркулярным.

            
Некоторые производители выпускают уже
готовые конструкции, построенные на
использовании нескольких поляризационных
фильтров одновременно. HOYA, например,
выпускает насадку переменной оптической
плотности POL-FADER (два поляризационных
фильтра нейтральной окраски в одной
оправе). Кроме этого, при использовании
комбинации окрашенных в разные цвета
поляризаторов с поляризаторами
нейтральной окраски, появляется
возможность создания фильтров с
переменной плотностью окраски. Фильтр
PL-COLOR, позволяющий выбрать насыщенность
окраски фильтра от нейтральной до
полностью насыщенной, состоит из
поляризатора с нейтральной окраской и
второго поляризатора, окрашенного в
насыщенный синий, желтый, оранжевый или
красный цвет. Комбинация из двух
окрашенных в разные цвета поляризаторов
и одного поляризатора нейтральной
окраски выпускается под названием VARIO
PL-COLOR, и дает возможность ещё больше
разнообразить эффект, позволяя при
вращении оправы фильтра легко изменять
не только насыщенность окраски фильтра,
но и его цвет.

studfiles.net

Поляризационные фильтры – ?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх