20 приёмов фотографии, изучив которые вы будете фотографировать как профи
Фактрум публикует практическое руководство по фотографии, написанное ирландским фотографом Барри О’Керролом и проиллюстрированное его живописными работами.
Правило третей
[media-credit name=»Источник фотографий: Boredpanda.com» link=»http://www.boredpanda.com/guide-to-photography-composition-barry-o-carroll/» align=»alignnone» width=»730″][/media-credit]
Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.
Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.
На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.
Симметрия
Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.
Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.
Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь — в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.
Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции.
На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!Расфокус и глубина резкости
Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.
Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет — выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра — и вы будете вознаграждены прекрасными видами.
Рамка
Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре», или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.
На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.
Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что «рамка» не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.
Использование «кадра в кадре» представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.Линии
Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы «ведете» взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.
Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.
Диагонали и треугольники
Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.
Паттерны и текстура
Что такое паттерн? Если говорить о фотографии — это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов — особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.
Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.
На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает «кадр в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.
Правило нечётных объектов
Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов.
По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!
На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».
На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.
Заполнение кадра
Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.
На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.
Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.
Больше воздуха или Оставляйте свободное пространство в кадре
Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.
Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.
Простота и минимализм
Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что «лучше меньше, да лучше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.
На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду.
Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило «больше воздуха», чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.
«Изолируем» объект съёмки
Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки — эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.
На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод — отличный способ упростить композицию.
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка.
Измените точку съёмки
Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.
Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.
Ищите сочетание цветов
Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.
Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.
Направление и пространство
На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это «увело» бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.
Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.
Слева направо
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
Баланс
Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.
Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в. Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.
Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.
Противопоставление
Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.
Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок — картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина — воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо «работают» в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.
Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.
Треугольники
Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.
Золотое сечение
Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.
Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.
Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.
Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.
Надеемся, что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа — не следовать никаким правилам!
Читайте также:
- Индия признала дельфинов «личностями, не относящимися к человеческому роду»
- 4 неприятных факта, которые мало кто знает о жизни в современном Китае
- 30 удивительных фактов о любви
- 25 сайтов, которые стоит посетить, когда вам нереально скучно
- Активные пользователи интернета гораздо глупее, чем им кажется
Все факты из рубрики «Общество»
Фотография и «правила»
Полагаю, что всякому, кто увлекается фотографией не раз приходилось натыкаться в Сети на советы о том, как сделать свои снимки интереснее и привлекательнее. Часто эти советы преподносятся как некие правила, следуя которым можно улучшить фотографии. Некоторые из этих советов полезные: воспользовавшись ими вы действительно сможете улучшить свои работы. Некоторые — как говорится «ниочём»: безвредные и бесполезные, потому что представляют собой, как правило, попытку описать некие частные случаи, которые, увы, просто невозможно воспроизвести в других условиях. Но есть и откровенно вредные советы: следуя им, возможно, вы даже будете иметь некую иллюзию что всё идёт хорошо, но вот ваши фотографии от них станут скучнее и неинтереснее. Вот про эти вредные правила я и хочу сегодня с вами поговорить.
Что такое «правило»?
Пожалуй, начать надо с определения самого слова «правило», чтобы у нас потом не возникало разночтений по этому поводу. Итак, согласно словарям русского языка, ПРАВИЛО, это:
Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений
Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь
Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка
Проще говоря, применительно к фотографии речь пойдёт о правилах как о неких закономерностях, устанавливающих определённый порядок. То есть, «если сделать так, то будет вот это, а если вот так, то получится это».
По-хорошему, любые закономерности не являются аксиомами и их нужно обосновывать. Нельзя просто сказать, ну, к примеру: «так вижу, что на снимке врехний правый угол самый главный и туда надо помещать всё самое важное». Нужно хоть на что-то опираться, иметь хоть какие-то доказательства. Подтверждение закономерности должно выглядеть, например, так: «научное исследование, проведённое при помощи техники слежения за движением глаз, показало, что внимание зрителей самой широкой аудитории приковывает верхний правый угол изображения, поэтому, возможно стоит туда помещать самое важное». Доказательствами могут служить статьи в научных журналах, исследования, проведённые научными методами, обширные статистические данные и так далее.
Частные случаи, типа «у известного художника такого-то есть три популярнейшие работы, в которых главное помещено в правый верхний угол, а у популярного фотографа такого-то — два известных снимка с главными объектами в правом верхнем углу», формально не могут быть тут доказательством. Правило возникает тогда, когда есть закономерности. Две-три или даже десять-двадцать работ — это ещё не «постоянное соотношение явлений» на фоне миллиардов опубликованных изображений. Надеюсь, с этим разобрались.
Фотография, безусловно, творческий процесс. Тут практически ничего не поддаётся алгоритмизации или чётким определениям. Работа над снимком, как, впрочем, и над любым другим творческим произведением, строится скорее интуитивно, основываясь на неких внутренних ощущениях автора. Поэтому правила тут нужно обосновывать скорее с точки зрения психологии восприятия, что, впрочем, не отменяет научного подхода. То есть, если в попавшейся вам на глаза статье даются некоторые рекомендации из серии «я делаю так-то и мне это нравится, считаю это правильным» — то это нормально и доказательств не требует. Личное мнение автора, не более. А если утверждается, что «согласно всем известному правилу такому-то надо делать так и будет вам счастье», то это скорее всего шарлатанство и совет следовать таким правилам не только не поможет построить хороший кадр, а зачастую будет вредить творческой работе. Почему я считаю, что будет вредить — про это чуть ниже.
Итак, следования каким правилам я считаю вредным советом?
Правила «золотого сечения» и «третей».
Конечно же фавориты этого списка — набившие оскомину правила «золотого сечения» и «третей». Они встречаются чуть ли в каждом первом сборнике советов начинающему фотографу. Часто они преподносятся как братья-близнецы: второе — как упрощённый вариант первого. Иногда — как отдельные и даже не связанные друг с другом правила. Но у них общий принцип: считается, что если поделить плоскость изображения согласно этим правилам, то появятся некие линии и тогда важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении — в так называемых «точках силы». Сторонники этих правил утверждают, что выстроение важных частей за этими точками и линиями якобы «создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предметов съёмки в кадре».
Разумеется, нет никаких научных исследований, которые бы подтверждали правоту приведённых выше утверждений именно в фотографии. Существуют лишь математические умозаключения и парадоксы, связанные с «золотым сечением» и свидетельства того, что математики, зодчие и композиторы иногда использовали это правило в своих работах или подмечали некие закономерности в природе, связанные с ним. Про «трети» даже этого нет — это абсолютно голословное, ничем не подкреплённое «правило». Просто кому-то кажется, что оно работает и всё тут.
Забавно, что практически во всех статьях, которые я видел на тему «золотого сечения» или «правила третей», используются такие иллюстративные материалы, что, по-моему, у любого более или менее творческого человека должен сразу возникнуть как минимум вопрос «а это точно то правило, следование которому приведёт снимок к гармонии?!» Но нет! Ничего, эти правила живее всех живых, а люди, проповедующие их, порой выглядят как натуральная секта…
Изображения читаются слева направо.
Очень часто встречаются правила, которые опираются на то, что люди, дескать, воспринимают изображения так, как привыкли читать текст — слева направо. Правда, ничего не видел про наоборот, если у них письменность в другую сторону, например… Ну, не суть. Далее уже разные выводы начинаются из этого постулата: «если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра» потому что, якобы, «объекты, находящиеся в правой части изображения человек замечает в последнюю очередь». Встречаются ещё утверждения, что, мол, «движение слева направо, изображенное в кадре, усиливается из-за совпадения с направлением считывания, а движение справа налево, соответственно, замедляется» и уже свосем экзотические высказывания типа такого: «правая часть изображения, воспринимаемая в последнюю очередь, наибольшим образом влияет на конечное впечатление от снимка» и «левая часть изображения ассоциируется с началом изображенного действия, а правая часть – с концом».
Стоит ли говорить, что, опять же, нет никакого научного подтверждения того, что люди считывают изображения как текст, слева направо. Насколько мне известно, не существует ни одного научного исследования, которое бы подтвердило такие утверждения. А вот исследования, показывающее обратное — есть, и согласно им считывание слева направо — не более чем миф. Однако же, рекомендации следовать правилам, основанным на конкретном направлении считывания изображений я вижу довольно регулярно, даже, увы, у многих уважаемых мною фотографов…
Диагональные линии.
Натолкнулся относительно недавно, в очередном сборнике типа «N рецептов идеального снимка». Оказывается, «диагональ из левого верхнего угла изображения к правому нижнему углу помогает создать более динамичную картинку, а из левого нижнего к правому верхнему — статичную». А ещё я стал гуглить эту тему и попутно с удивлением узнал, что «диагональные линии создают ощущение динамики, горизонтальные — спокойствия, а вертикальные — устойчивости или падения». С трудом себе представляю, что за «ощущение падения» будет у высотного дома, если я сниму его строго вертикально, например, как ему и положенно. Или тогда будет «ощущение устойчивости»? А что тогда поменяет плюс на минус, «устойчивость» на «падение»? Или что за «ощущение динамики» возникнет у дерева, если на снимке разместить его по диагонали? А если я сниму фонарный столб так, чтобы он начинался в левом верхнем углу изображения, а заканчивался в правом нижнем, то означает ли это, что на снимке будет «более динамичный» фонарный столб?
В общем, как вы понимаете, ни о каких более или менее веских объяснениях всех этих измышлений совершенно ничего не известно. Получается, что высосанные кем-то из пальца «правила» теперь живут своей жизнью и кочуют из одной статьи с рецептами «идеальных снимков» в другую, из уста в уста, практически. Если уверенно говорить о правдивости этой теории восприятия и подкреплять её эффектными примерами, то все обучаемые будут активно соглашаться с вами. Ну а если вы сами будете сомневаться и покажете это обучаемым, то они тоже начнут сомневаться в правдивости теории. Вот и все доказательства.
Геометрические фигуры.
Продолжим. Дальше идут правила, основанные на подобии изображения или его частей каким-либо геометрическим фигурам. Цитата из очередного «пособия начинающим фотографам»: «хорошо воспринимается композиция, где главные объекты образуют основные геометрические фигуры, самое лёгкое — треугольник». Почему самое лёгкое — треугольник? Как это работает? А меж тем обучающие твёрдо настаивают на важности геометрических фигур: «кроме ярко выраженных линий, могут быть неявные линии. В этом случае объекты на фотографии организуются таким образом чтобы получались геометрические фигуры — треугольники, прямоугольники, круги. Эти фигуры будут в мозгу зрителя ассоциироваться друг с другом и повышать «разглядывательность» фотографии.» Как треугольник или круг «поможет повысить разглядываемость» фотографии? Хм… И далее, как апофеоз: «намного лучше в композиционном плане такие геометрически объекты работают если организованным группами по три. Три прямоугольника, три треугольника.» Бог троицу любит? А почему не по парам? Ведь «каждой твари по паре»! Или почему не по семь? Тоже ведь хорошее число!
Ну и тут — что?. . Правильно! Никаких доказательств. Только вопросы. Отчего? Как это устроено? Как работает? Что за логика этих правил? Какие разделы мозга отвечают за «разглядываемость» и как её может повысить круг или, там, треугольник, в который вписываются главные части изображения? Означает ли это, что круглая клумба на фото будет более разглядываема, чем, например, не имеющая чётких геометрических очертаний лужа? А треугольная опора моста привлечёт больше внимания, чем бесформенное дерево? Есть ли научные тесты, которые бы показывали ценность такого «геометрического» подхода? Неясно. Ответа нет… А правила есть! Не надо думать, короче, ты, давай, следуй им. Ишь чего, вопросы он задаёт!
В общем, перечислять тут можно довольно долго, но для начала хватит и этого. Большинство «правил» не имеет какой-либо внятной аргументации, хотя бы на бытовом уровне. Уж не говоря о каких-либо исследованиях или научных работах, рассказывающих о том, как это работает. Но всё вышеперечисленное меркнет перед следующим правилом, которое, прям, король всех вредных советов! Вот оно:
Правила надо сначала выучить, чтобы их нарушать.
Вот что часто пишут в статьях для начинающих: «Применение правил в фотографии не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая их, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности правил прежде чем вы попытаетесь нарушить их. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.» Или, если проще, то банальное «прежде чем нарушать правила, надо понимать зачем и для чего» — из той же оперы.
Более противоречивого и вредного совета я ещё не видел! Переходите улицу сначала только на зелёный, а потом, когда поймёте как его использовать, то можно будет смело и на красный перебегать? То есть, сначала изучите и зазубрите, а потом забудьте и делайте как хотите? Напоминает «зашкурить и покрасить, а потом выкинуть на помойку!» А нельзя сразу на помойку? Зачем все эти лишние телодвижения? Но бог с ним, с «выкинуть»…
Гораздо более коварная проблема тут кроется в том, что единожды заучив некие правила, потом крайне сложно будет от них избавиться. Вспомните, что бывает, когда вы в метро шагаете на неподвижный эскалатор. Вот это оно и есть! На курсах [«Основы фотографии»](https://www.profileschool.ru/category/photography/course_photography_basics»»Основы фотографии»») я даю ученикам домашнее задание, суть которого сводится к тому, что нужно сделать осмысленный снимок (пусть и с простенькой, но с идеей, а не абстракцию), в котором было бы осознанно допущено нарушение известных им подобных «правил композиции» (предварительно мы их подробно изучаем и разбираем на занятии). Удивительно, но примерно 80% учеников при попытке осознано нарушить «правила» делают абсолютно «правильные» работы! Мозг, который изучил и впитал все эти «правила» не может так просто выпрыгнуть из накатанной колеи, увы. Кстати, многие ученики потом говорят, что это было чуть ли не самое сложное задание на курсе.
А эта колея, в свою очередь означает, что работы разных авторов будут похожи друг на друга до степени потери различий. То есть, зритель не сможет сказать, где чей снимок. И, что самое важное — он не будет понимать зачем ему смотреть на следующую фотографию, если только что посмотрел одну, а все остальные примерно одинаковые? Всё творчество убивается на корню! Это практически самое вредное из того, что можно сделать со снимками.
Если забить голову «правилами», то потом, чтобы их нарушить, нужно будет приложить колоссальные усилия. И тут особенно циничным мне видятся реплики продвинутых фотографов, что, мол, «ничего страшного, все эти правила для новичков, потому что они просто не знают с какой стороны подойти к созданию снимка, надо же им хоть с чего-то начать». Это крайне вредная позиция — нельзя строить дом на фундаменте, про который уже с самого начала известно, что потом его надо будет выкопать и выкинуть.
В принципе, понятно почему люди так стремятся использовать самые различные правила в такой творческой сфере деятельности как фотография. Это своеобразный карго-культ — попытка бездумно, механистически повторить некие действия, чтобы получить «идеальный снимок».
Начинающим и людям с «дизайнерским» складом ума особенно хочется чётких инструкций — «сделай так, потом так, и вот так и ты получишь отличный результат».
Но в художественной фотографии, как, впрочем, и в других творческих процессах, подобные инструкции не работают!
Бытует ещё одно мнение, что, в принципе, в использовании таких шаблонных приёмов и «правил» нет ничего страшного: человек начнёт, ну, допустим, строить снимок по «золотому сечению» и в процессе кадрирования поймёт, что лучше будет отойти от этого правила, нарушить его. Уже хорошо, дескать! Ещё один вариант такого мнения, что все эти «правила» — не иначе как плацебо: вреда никакого, а многим сильно помогают. Увы, это тоже неверно. Вред от заучивания правил есть, я его уже озвучил. Человек, создающий снимок по «правилам», в большинстве случаев делает абсолютно вторичный продукт, который скорее всего не будет особенно интересен. Время, усилия и средства потраченные впустую.
Так, а что же делать? Вывод-то какой, спросит, наверное, рассерженный читатель? На самом деле, если вас так волнует художественная фотография, то готовясь делать снимок стоит в первую очередь смотреть на идею, на задумку, выискивать главное в фотографии, пытаться ответить себе на вопрос что же ты хочешь показать (красоту человека, некую эмоцию или какое-то явление, например) и дальше уже начинать пробовать снимать, без оглядки на «правила». Ну, а если уж так хочется всё же опереться на правила и приёмы, то сначала следует внимательно изучить их на предмет доказательной базы. И брать на вооружения только те, которые достаточно убедительно доказываются статистикой или научными исследованиями.
Правила входа | World Press Photo
Правила участия
Миллионы людей во всем мире видят фотографии и истории победителей, часто впервые. Быть глобальной платформой означает ответственность представлять наиболее точную и убедительную работу, представляя сбалансированный набор историй со всего мира. Для этого мы применяем эти правила и набираем высококвалифицированное и разнообразное жюри.
В целях обеспечения честного участия и процесса оценки важно, чтобы каждый участник прочитал эти правила участия и согласился с ними при подаче заявки. Эти правила участия определяют, кто может участвовать в конкурсе и что может быть заявлено.
Ниже вы можете найти общие правила участия, а также информацию о категориях, этический кодекс, порядок участия, технические требования, процесс оценки и процесс проверки (включая правила манипулирования). Более подробную информацию о каждом из этих элементов можно найти по предоставленным ссылкам.
Общие правила участия
1. В конкурсе World Press Photo могут принять участие профессиональные фотографы, работающие в области журналистики и/или документальной фотографии. Каждому абитуриенту необходимо предоставить документ с действительной датой, подтверждающий его текущий профессиональный статус. Примеры документов включают, но не ограничиваются:
- пресс-карта с указанием, что вы работаете фотографом;
ИЛИ - как минимум 1 подтверждение публикации (например, отрывной лист) за 2021 или 2022 год, с указанием вашего имени в качестве кредита, в онлайн-формате или в печатном формате от признанной организации СМИ или публикации;
ИЛИ - членский билет профсоюза журналистов;
OR - членский документ от признанной фотографической ассоциации, подтверждающий, что фотограф является профессиональным членом;
ИЛИ - недавнее рекомендательное письмо (должно быть от 2021 или 2022 года) от фотоагентства, фоторедактора, медиа-организации или издания, в котором указано, что вы работали на них в качестве фотографа;
ИЛИ - , если вы не можете предоставить доказательства, соответствующие вышеуказанным критериям, вы можете зарегистрироваться с альтернативными (несколькими) документами, чтобы мы могли лучше понять ваш профессиональный статус.
Организация оставляет за собой право запросить дополнительную информацию, которая поможет уточнить профессиональный статус участника.
2. Разрешается командная работа двух и более фотографов. Доказательство профессионального статуса должно быть предоставлено для каждого члена команды.
3. Фотограф(ы) должен быть автором(ами) фотографий, представленных от их имени.
4. Фотограф(ы), агент или представитель, выступающие от их имени, должны быть владельцем(ами) авторских прав или иметь разрешение от владельца(ей) авторского права на отправку фотографий.
5. Заявки должны соответствовать категориям, как описано здесь.
6. Заявки должны соответствовать техническим требованиям.
7. Фотографии могут быть представлены независимо от того, опубликованы они или нет.
8. Не принимаются фотографии, сделанные на мероприятиях с ограниченным доступом (т. е. мероприятиях, доступ к которым имеют только фотографы, уполномоченные организаторами мероприятия, например, фотографы, уполномоченные правительствами, политическими партиями или корпорациями).
9. Все работы должны иметь точные подписи и описания, написанные на английском языке. Если подписи были переведены, пожалуйста, также предоставьте оригинал подписи. Подписи должны содержать всю информацию, описанную в руководстве по подписям.
10. Каждая заявка должна содержать соответствующую дополнительную информацию, такую как мотивация, тип проекта (задание/личный проект) и финансирование.
11. Все заявки должны соответствовать кодексу этики World Press Photo. Прочтите этический кодекс.
12. Заявки можно подавать только через Picter, официальную платформу для подачи заявок на участие в конкурсе.
13. Крайний срок для создания учетной записи на платформе для участия в конкурсе Picter, завершения регистрации и подачи заявок на участие в Конкурсе 2023 года был продлен на 24 часа и теперь истекает в среду, 11 января 2023 года, в 13:00 по центральноевропейскому времени.
14. Сотрудники World Press Photo, Наблюдательный совет, Международный консультативный комитет и жюри Конкурса 2023 не допускаются к участию в Конкурсе 2023.
Дополнительные правила участия в категориях «Одиночки», «Истории» и «Долгосрочные проекты»
15. Фотография может быть представлена только один раз, либо как одиночка, либо как часть истории, либо как часть долгосрочного проекта. Проект. Однако проекты, включенные в категорию «Открытый формат», могут содержать фотографии, которые также были включены в категории «Одиночки», «Истории» или «Долгосрочные проекты».
16. На фотографиях не должно быть имени фотографа, агентства или публикации или любой другой информации (эти данные могут быть включены в метаданные фотографии, но не должны быть видны на самой фотографии).
17. Фотографии, включенные в «Одиночки», «Истории» и «Долгосрочные проекты», должны соответствовать нашим правилам обработки и не должны изменяться путем добавления, перестановки, обращения, искажения или удаления людей и/или объектов из кадра. Читайте правила манипуляции здесь.
18. Участники должны предоставить файл(ы) в том виде, в котором они были записаны камерой, для всех изображений, поступающих на заключительные этапы конкурса. Эти файлы будут запрошены и изучены конфиденциально в период с 25 января по 25 февраля 2023 года. Непредоставление этих файлов по запросу приведет к исключению заявки.
Сроки и условия
19. Владельцы авторских прав сохраняют за собой авторские права на свою работу. Для награжденных работ и почетных упоминаний правообладатели предоставляют Фонду World Press Photo неограниченное неисключительное использование фотографий с высоким разрешением и работ в открытом формате для деятельности во всех средствах массовой информации, включая социальные сети, онлайн и печатные издания, в связи с конкурсом. выставку, ежегодник, публичный архив и все рекламные и образовательные мероприятия для и под эгидой World Press Photo Foundation без какого-либо вознаграждения.
20. Для всех работ, за исключением награжденных работ, правообладатели предоставляют World Press Photo Foundation неисключительное использование фотографий с низким разрешением и работ в открытом формате в закрытом архиве для его образовательной и исследовательской деятельности, без каких-либо причитающееся вознаграждение.
21. Владельцы авторских прав заявляют и гарантируют, что подача работ не нарушает какой-либо закон, и, кроме того, никакая третья сторона не может предъявлять какие-либо претензии или возражения относительно прав, предоставленных World Press Photo Foundation, указанных в статьях. 21 и 22. Владельцы авторских прав ограждают World Press Photo Foundation от любых связанных с этим претензий со стороны третьих лиц.
22. Правила участия и любые споры, разбирательства или претензии любого характера, вытекающие из Правил участия или каким-либо образом связанные с ними (включая любые внедоговорные споры или претензии), регулируются законодательством Нидерландов.
23. Любой спор, вытекающий из Правил участия (будь то договорный или внедоговорный), должен решаться исключительно компетентным судом Амстердама.
24. Условия, изложенные в Правилах подачи заявок, являются обязательными, и World Press Photo Foundation оставляет за собой право отказать или исключить любую заявку по своему усмотрению.
Для получения дополнительной информации о GDPR и конкурсе, пожалуйста, нажмите здесь.
Вам нужна более конкретная информация? Посетите одну из следующих страниц, чтобы узнать больше:
2023 Конкурс
Как войти
Призы
Категории
Регионы
Жюри
Процесс судейства
Правила входа
Моральный кодекс
Технические требования
Руководство по подписям
Процесс проверки
Часто задаваемые вопросы
История
Изображение предоставлено: Тоска незнакомца, чей путь был сломан Рехаб Эльдалил.
Определение правила простоты по фотографиям
Определение правила простоты по фотографиямОпределение правила простоты по фотографиям |
Лонг Май, Хоанг Ле, Южен Ню, Ю-Чи Лай и Фэн Лю |
Кафедра компьютерных наук, Портлендский государственный университет |
Изображение предоставлено: http://www.flickr.com/photos/autanex/2039499199/sizes/m/ |
Аннотация |
Простота относится к одному из самых важных правил композиции фотографии. Простота гласит, что упрощение фона изображения может привлечь внимание зрителей к интересующему их объекту на фотографии и помочь им лучше понять и оценить его. Понимание того, соответствует ли фотография правилам фотографии, облегчает оценку качества фотографии. В этой статье мы представляем метод автоматического определения того, составлена ли фотография в соответствии с правилом простоты. Мы разрабатываем функции в соответствии с определением, реализацией и эффектом правила. Во-первых, мы используем анализ заметности, чтобы определить объект интереса на фотографии и измерить его компактность. Во-вторых, мы сегментируем изображение на фон и передний план и измеряем однородность фона как еще одну характеристику. В-третьих, при взгляде на изображение, созданное по правилу простоты, разные зрители сходятся во мнении, что представляет интерес на этой фотографии. Соответственно, мы измеряем согласованность между различными результатами обнаружения важности как функцию. Мы экспериментируем с этими функциями в ряде методов машинного обучения. Наши эксперименты показывают, что наши методы вместе с этими функциями дают обнадеживающий результат в обнаружении правила простоты на фотографии. Правило фото: 7. Правило горизонта | Композиция в фотографии Пролистать наверх
|