Правило трети – Правило третей

Содержание

Правило третей

«Правило третей» является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

«Правило третей» — это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется «правило третей» в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к «правилу третей», как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое «правило третей»?

Применение «правила третей» предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе «правила третей». Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel.

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также «правило третей» вынуждает нас творчески подходить к использованию «негативного пространства» — пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать «правило третей»?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.

Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с «правилом третей» вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

«Правило третей» достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.

Автор фотографии Andreas Wonisch.

Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с «правилом третей».

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с «правилом третей». Благодаря этому появляется «якорь» — естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

Автор фотографии Megan Leetz.

Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с «правилом третей» в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.

Автор фотографии Prem Anandh.

На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.

Автор фотографии Dennis Jarvis.

Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.

Автор фотографии muskva.

При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под «правило третей» с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.

Выкадровка под «правило третей» позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по «правилу третей». Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение «правила третей», также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности «правила третей» прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

Автор: Photographymad

photo-monster.ru

Правило третей

«Правило третей» является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

«Правило третей» — это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется «правило третей» в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к «правилу третей», как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое «правило третей»?

Применение «правила третей» предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе «правила третей». Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel.

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также «правило третей» вынуждает нас творчески подходить к использованию «негативного пространства» — пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать «правило третей»?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.

Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с «правилом третей» вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

«Правило третей» достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.

Автор фотографии Andreas Wonisch.

Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с «правилом третей».

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с «правилом третей». Благодаря этому появляется «якорь» — естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

Автор фотографии Megan Leetz.

Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с «правилом третей» в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.

Автор фотографии Prem Anandh.

На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.

Автор фотографии Dennis Jarvis.

Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.

Автор фотографии muskva.

При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под «правило третей» с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.

Выкадровка под «правило третей» позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по «правилу третей». Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение «правила третей», также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности «правила третей» прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

Автор: Photographymad

photo-monster.ru

Композиция в фотографии. Часть 1: правило третей

Итак, представим, что вы уже разобрались с такими основными понятиями как глубина резкости, экспозиция, выдержка, но эти знания почему-то не делают ваши фотографии выразительными и запоминающимися. Дело в том, что для создания красивой фотографии недостаточно только зафиксировать изображение, необходимо создать гармоничную композицию в кадре. Этого можно добиться либо разместив объекты в кадре определенным образом, либо выбрав правильный угол для съемки или же путем последующей обрезки (кропа) фотографии при обработке. Существует несколько традиционных правил построения композиции в фотографии: правило третей, золотое сечение, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Начнем с правила третей.

 

Что такое правило третей

Мысленно разделите изображение на три части по вертикали и горизонтали, таким образом, чтобы у вас получилось 9 одинаковых по размеру квадратов.Правило третей заключается в том, чтобы расположить основные объекты на фотографии (смысловые или композиционные центры) в точках пересечения третей или вдоль линий. Наше восприятие устроено так, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части фотографии одновременно. Поэтому для лучшего восприятия всей фотографии необходимо указать места, на которых должен задержаться взгляд зрителя. Располагая самые важные объекты вдоль линий или в точках их пересечения, вы тем самым фокусируете внимание зрителя на главных объектах в кадре. Примеры нарушения и соблюдения правила третей

В данном случае правило третей нарушено как по горизонтали, так и по вертикали. Если следовать правилу третей, то горизонт не должен проходить строго посередине кадра, равно как и фигура человека не должна делить фотографию пополам вертикально. На фотографии ниже и линия горизонта и фигура человека расположены вдоль линий третей, что делает композицию более гармоничной.

Как использовать правило третей: советы. Задайте себе пару вопросов прежде чем фотографировать:

  • Что является основными, важными объектами съемки для данной фотографии?
  • Где я хочу их разместить: на точках пересечения или вдоль линий?

2. Запомните, что в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево или фигуру человека лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. 3. В случае одиночных портретов глаза объекта располагайте вдоль верхней линейки третей линии. На групповых портретах лица располагаются по линиям третей.

Проверьте себя

Обратите внимание на фотографии ниже. Оцените их с точки зрения соблюдения правила третей. Композиция каких фотографий гармонична, а какие фотографии можно было бы улучшить и как? Пишите свои ответы в комментариях.

Фото 1

 

 

 

 

 

 

Фото 2

 

 

 

 

 

Фото 3

 

 

 

 

 

Фото 4

 

 

 

 

Больше информации о правилах построения композиции в фотографии — в записи вебинара «Основы композиции в фотографии» от проекта Studyfoto

studyfoto.ru

7 случаев, когда можно забить на правило третей в фотографии

Начинающие фотографы обычно располагают основные объекты в центре кадра. По мере того, как они больше узнают о фотографии и композиции, они начинают следовать правилу третей. А что будет, если сознательно нарушить правило третей?

Правило третей в фотографии

Фото: Хоссейн Заре  

Правило третей делит кадр на три равные части как по горизонтали, так и по вертикали, создавая прямоугольную сетку. Правило третей гласит, что нашему глазу приятнее, когда объект располагается в точках пересечения двух из четырех линий этой сетки. Желательно, чтобы больше пространства оставалось с той стороны, в которую смотрит главный объект кадра.

Фото: Угур Туфан Эмексиз 

Линию горизонта, согласно правилу третей, также стоит располагать по одной из горизонтальных линий этой сетки. Если акцент нужно сделать на небе, ему отводится две трети кадра, а земле – треть кадра снизу. Если же основной объект снимка расположен на земле, то земля занимает две трети кадра, а треть сверху отводится небу.

Но правило третей не догма. Есть случаи, когда даже лучше нарушить правило третей, чтобы получить более выразительный кадр.

1. Подчеркнутая симметрия

Иногда вы можете столкнуться с объектом, который имеет симметричную форму. Это могут быть архитектурные элементы здания, человеческое лицо или что-либо иное с повторяющимися деталями. В этом случае центрирование объекта позволяет зрителю расслабиться, потому что порядок на фотографии успокаивает зрителя, уравновешивает изображение.

Это несимметричное изображение, созданное по правилу третей, не так привлекательно, как изображение ниже.

Фото: Дон Ваянд

На этом изображении возникает чувство порядка из-за равного количества столбов справа и слева от фонтана, создающего симметрию.

2. Рамка как композиционный прием

Размещение объекта по центру рамки может сыграть вам на руку, даже если сам объект, скажем, пейзаж, расположен по правилу третей. Например, когда более чем одна фокусная точка приходится на более чем одну линию внутри сетки, как показано на изображении ниже.

Фото: Дон Ваянд

Колонны попадают на вертикальные линии сетки, сам пейзаж соответствует правилу третей, и при этом все изображение центрируется благодаря рамке из колонн. 

3. Акцент на основной объект в центре кадра

Когда передний и задний план перегружены, расположите объект в центре кадра. Это прикует внимание зрителя к главному объекту изображения. Например, на фото ниже много разных текстур, но стул, расположенный в центре, приковывает внимание зрителя, не давая потеряться.

Фото: Дон Ваянд

Сфокусируйте внимание зрителя путем центрирования главного объекта в кадре.

4. Направление взгляда вглубь кадра

Задача фотографа – увести взгляд зрителя вглубь изображения, а не за его пределы. Дорожки, реки, мосты, уходящие вдаль, внутрь кадра, – прекрасный прием управления взглядом зрителя.

Фото: Дон Ваянд

Арка и люстры сосредоточены в центре кадра, создавая ритм и заставляя зрителя устремить взгляд вглубь кадра.

5. Подчеркивание размера и пространства

Центрирование предмета может демонстрировать его размер, особенно в окружении людей, зданий или других объектов, которые служат в качестве сравнения. Например, на изображении ниже.

Фото: Дон Ваянд

Центрирование объекта может иногда подчеркивать масштабы объекта.

Фото: Дон Ваянд

Центрирование объекта также может дать ощущение пространства. Хорошим примером является наличие воды или городского пейзажа на переднем плане изображения и ясного неба в верхней части изображения. Центрирование Эйфелевой башни на этом изображении помогает передать ощущение пространства.

6. Формат квадратного изображения

Отличный способ оправдать центрирование изображения — инстаграм-формат изображения. Квадрат имеет равные стороны, поэтому размещение объекта прямо по центру работает хорошо, так как в большинстве случаев это равное расстояние от объекта до всех краев снимка.

 Фото: Карас Ионуц 

На примере главный объект (корабль) расположен по центру квадрата, однако в кадре тем не менее применено правило третей: луна и птичка на мачте являются смысловым центром изображения и приковывают взгляд зрителя. Кстати, в фото применено много правил композиции, в том числе диагонали: вектор мачты направлен с левого нижнего угла в правый верхний угол, что для человека европейской культуры, привыкшего читать справа налево, ассоциируется с подъемом, ростом, развитием.

7. Съемка с малой глубиной резкости

Когда вы открываете диафрагму и снимаете с небольшой глубиной резкости, фокусируясь на главном объекте, задний и передний план размывается, создавая ощущение трехмерного пространства, добавляя объем и глубину вашему изображению. В этом случае центрирование вашего объекта работает, потому что ничего не отвлекает внимания зрителя от главного объекта в кадре.

Фото: Дон Ваянд

Съемка с малой глубиной резкости не обязывает применять правило третей в расположении главного объекта в кадре, однако поза самого объекта может быть расположена по правилу третей.

Резюме

Некоторые правила должны быть нарушены. Правило третей – это не единственный способ создать хорошую композицию в кадре. Пока вы понимаете, зачем вы нарушаете правила, ваши фотографии могут быть столь же привлекательными, как и сам объект съемки, где бы он ни был расположен.

Поделиться в социальных сетях

Вконтакте

Facebook

Twitter

1828

www.blenda.by

Правило третей

«Правило третей» является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

«Правило третей» — это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется «правило третей» в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к «правилу третей», как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое «правило третей»?

Применение «правила третей» предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе «правила третей». Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel.

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также «правило третей» вынуждает нас творчески подходить к использованию «негативного пространства» — пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать «правило третей»?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.

Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с «правилом третей» вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

«Правило третей» достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.

Автор фотографии Andreas Wonisch.

Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с «правилом третей».

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с «правилом третей». Благодаря этому появляется «якорь» — естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

Автор фотографии Megan Leetz.

Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с «правилом третей» в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.

Автор фотографии Prem Anandh.

На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.

Автор фотографии Dennis Jarvis.

Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.

Автор фотографии muskva.

При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под «правило третей» с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.

Выкадровка под «правило третей» позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по «правилу третей». Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение «правила третей», также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности «правила третей» прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

Автор: Photographymad

photo-monster.ru

21 фотография с отличной композицией

Нам нравится поговорка: «Правила существуют, чтобы их нарушать». Но не стоит руководствоваться ею безоговорочно. Новичкам всё же нужно с особым вниманием подходить к композиционным принципам фотографии. Ведь чтобы нарушать правила, их необходимо для начала изучить вдоль и поперёк.

«Правило третей» и «золотое сечение» это базовые принципы построения композиции, с которых чаще всего начинается обучение на всех курсах фотографии. Некоторые фотолюбители стараются избегать их, как чумы, отыскивая нестандартные композиции, чтобы придать кадрам оригинальный вид и непохожесть на работы коллег.

Но дело в том, что многие наиболее популярные фотографии, загруженные на 500px, созданы с соблюдением «правила третей» и «золотого сечения». Не верите? Вот более двадцати безумно популярных снимков из архивов 500px, которые прекрасно составлены по всем базовым принципам:

Один в трущобах. Автор фото: Алессандро Бергамини 

Поймай меня, если сможешь. Автор фото: Скотт Келби 

Шаги. Автор фото: Хоссейн Заре  

Автор фото: Йорг Х.  

Рыбалка. Автор фото: Угур Туфан Эмексиз 

Пора возвращаться домой! Автор фото: Ариф Унсал 

Эй, друг. Автор фото: Ханна Майнхард 

Автор фото: Энн Неврева 

Сиротинушка. Автор фото: Йорн Педерсен Аллан 

Неспешная поездка. Автор фото: Джейк Олсон 

В прыжке над Языком тролля. Автор фото: Чжокан Цзя 

Рядом с облаками. Автор фото: Дарко Герсак  

Поймать при солнце. Автор фото: Марко Редаелли  

Одно дерево в тиши. Автор фото: Роб Дикинсон 

Ледяная пещера Ватнаёкюдль. Автор фото: Энтони Спенсер 

Бэтмен. Автор фото: Регине Хойзер 

Автор фото: Галия Желнова  

Я смотрю на тебя. Автор фото: Карас Ионуц 

Обретение баланса. Автор фото: Райан Дьяр 

Свет буквой Х. Автор фото: Sebleu  

Правило третей и спираль Фибоначчи. Автор фото: Marco Ciofalo Digispace 

Подробнее о фотокомпозиции:

9 советов по фотокомпозиции на примерах легендарного Стива МакКарри
Правило Третей — основа притягательного снимка
Правила композиции в пейзажной фотографии для новичков
Рекомендации по созданию композиции кадра
Основные элементы композиции в фотографии — волшебство ведущих линий

 

cameralabs.org

Основные правила третей в фотографии

Оказывается, профессиональный фотоаппарат — еще не залог высококлассной фотографии. Выясняется, что и «Фотошопа» порой недостаточно, чтобы исправить погрешности при съемке. Становится известно, что труд фотографа — не менее легкий, чем любой другой, так как требует огромного количество знаний, навыков, умений. Правила третей в фотографии — лишь один из аспектов, но их обязан учитывать каждый уважающий себя фотограф. В чем же они состоят и как их правильно использовать?

Немного о…

Правила третей в фотографии входят в основы композиции. Это своего рода золотое сечение фотоискусства.

Являясь важной составляющей, правило третей в фотографии, примеры использования которого будут рассмотрены далее, применимо практически к любому выбранному жанру. Хорошо подходит оно и для портретной съемки, и для пейзажной. Это делает его универсальным оружием для поражения мишени высококлассности прямо в десятку.

Стоит ли слепо следовать?

Определенно, нет. Строгое и неукоснительное следование правилам к хорошему в искусстве не приводит, но правило трех третей в фотографии всегда может стать отправной точкой для создания шедевра.

А для того чтобы использовать его верно, нужно как следует разобраться, что оно собой представляет, какие преимущества дает творцу, в чем его привлекательность и каким образом при его помощи достигается та самая идеальная сбалансированность, к которой стремится любой фотохудожник.

Баланс во всем!

Баланс — это то, что везде в природе. К балансу стремится все естественное, потому его же следует достигать и в искусственном. В конечном итоге, все, что делает человек, — лишь отображение того, что уже есть в природе. Он черпает свои идеи из нее, она — его лучший помощник и советчик.

Чуть выше уже был использован термин «фотохудожник». С фото все ясно, но почему выбрана именно такая вторая половина данной дефиниции? Что же, фотограф в каком-то смысле тоже художник, держащий в руке вместо кисти известный инструмент. Чтобы получить хороший результат, ему недостаточно просто нажать на кнопку спуска и запечатлеть момент: перед этим следует оценить композицию будущего кадра. Жаль, что не все это понимают, но тем не менее это так.

Что такое композиция?

Грубо говоря, композиция представляет собой целый набор разнообразных приемов, помогающих правильно разместить объекты. Верное расположение позволит отдельным частицам собраться в цельную картинку, на которую, собственно, будет приятно смотреть. Правило третей является основной составляющей композиции вместе с правилом золотого сечения, правилами диагоналей и проч.

По существу, правило третей — упрощенный вариант золотого сечения. В оригинальном варианте использованы расчеты сложнее, тесно связанные с числами Фибоначчи. Золотое сечение — один из принципов, который также обязан знать любой фотохудожник, но эта статья — о третях.

Что собой представляет правило третей?

Мысленное деление изображения на девять частей (3 х 3 — три по вертикали, аналогичное число по горизонтали), притом они должны быть равными, — вот описание правила третей. В фотографии оно важно. Описанное разделение представляет собой сетку из двух горизонтальных и вертикальных линий. Объекты следует располагать в местах их пересечения или вдоль них.

В чем идея?

При использовании такого принципа, как правило третей, фото становится приятнее для глаз и естественнее, ведь важные его элементы располагаются не прямо посередине кадра. Также дается больше пространства для воображения и фантазии.

Фотография не меняется кардинально, но придается значимость объекту съемки. На чем это основано? Когда человек смотрит на картину в целом в реальности, заостряя внимание на чем-то одном, ему в то же время необходимо, чтобы окружающие элементы не мешали, но сочетались с объектом. Конечно, для минутного взгляда такое описание не подходит, но долгое всматривание вдаль предполагает именно это. Задача фотографа — выразить то, на что должен обратить внимание зритель (на кадре будет сфокусировано то, на чем нужно было сфокусироваться, ведь использовать фокус своего собственного глаза на конечном результате уже не получится). Ставить в этом случае объект прямо по центру, что приходит в голову первым, — очень грубое решение задачи и, как уже было упомянуто выше, весьма неестественное, как ложь, шитая белыми нитками.

Как его можно использовать?

Следует мысленно вообразить сетку, выделить важные элементы будущего кадра и расположить их вблизи линий. Стоит помнить, что идеального совпадения может и не быть, но приблизительного необходимо добиться. Сетка — опорный компонент для съемки. Это искусство, и потому никаких «точно в точке» быть не может. С линиями можно «поиграть», композицию расставлять по своему усмотрению. Если позволяют время и техника, можно сделать несколько разных кадров, чтобы сравнить результат и увидеть разницу. Без понимания самой идеи ведь ничего не выйдет, а слепое следование приведет к тому, что все фотографии будут сделаны как будто по одному лекалу. Но в том-то и преимущество правила третей в фотографии: оно такое простое, такое универсальное, и в то же время дает столько вариантов его использовать. Все гениальное — просто. То же сравнение с природой: это словно закат, красота которого настолько неоспорима, что человек восхищается им уже которое тысячелетие, а он каждый день разный. Но от метафор вернемся к реалиям.

Может быть, позицию, с которой будет произведена съемка, придется сменить. Это ничего. Взвешенный и вдумчивый подход к фотографированию — великолепная привычка. Да, современная техника позволяет за минуту «нащелкать» до сотни кадров, но в такие моменты очень кстати будет вспомнить фотомастеров, которые работали с пленкой, когда каждый кадр был невероятно ценен, а просчитывать его параметры приходилось наугад, никогда не зная, что получится в итоге, и получится ли вообще.

В помощь фотографу

Производители некоторых камер ратуют за своих пользователей, добавляя устройству возможность включать и подставлять сетку. Это наглядное представление, и фотограф может освоить правило трех третей в фотографии, не воображая линий мысленно.

Кстати говоря, интересный факт: правило распространено как принцип трех третей. Это не совсем верно. На деле это правило двух третей в фотографии. Но не важно, как его называть, важно, как применить. В этом помогут нижеприведенные советы для каждого из типа фотографий.

Где применять: советы

Как уже было сказано чуть выше, универсальность — это правило третей. Портрет или пейзаж, или макросъемка, или движущиеся объекты — оно применимо везде.

Для пейзажа горизонт лучше размещать вдоль одной из линий сетки, а не посередине, чтобы не создавалось ощущения разбиения фотокадра на две равные половины. Объект на переднем плане задает точку фокусировки, и его стоит разместить также в соответствии с принципом правила. Если объект крупный, его лучше переместить в бок, чтобы и он не разбивал картину надвое.

Когда человек смотрит на портрет, он всегда обращает внимание на глаза изображенного на фото мужчины (или женщины, ребенка и т. д.). Потому-то фокус должен быть именно на них, а расположить их лучше всего на верхней горизонтальной линии сетки.

Для движущегося объекта хорошо оставить пространство в той стороне, которая является направлением движения.

При съемке человека в полный рост неплохо бы поставить его вдоль одной из вертикальных линий сетки.

Сила точек

Несмотря на то что сам принцип правила строится на равном разделении, известно, что у правой нижней точки воздействие сильнее, чем у нижней левой. Это означает, что если фотография имеет несколько объектов, то самый главный из них следует расположить вблизи первого названного пересечения.

Кадрирование как способ улучшить фотографию

Обыватели привыкли обрезать фото для удаления лишних деталей с общей картины. Мастера убирают их в «Фотошопе» при помощи своих секретных приемов, поскольку кадрирование (та же самая обрезка, по сути) дает преимущество в ином. Ведь благодаря ему можно заставить кадр наследовать правила третей. «Фотошоп» или иная программа для редактирования фото способна улучшить общую картину этим нехитрым способом, переместив объект съемки в более уподходящее место в соответствии с правилом.

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей — не исключение. Да, оно — основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.

fb.ru

Правило трети – Правило третей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх