Прокудина горского – Проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в открытом доступе

Ученый, химик и изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) прославился обширной коллекцией цветных фотографий. Он использовал метод трехцветной фотографии своего учителя Адольфа Мите. После создал собственный сенсибилизатор, делавший бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Это изобретение вывело цветную фотографию на новый уровень.

Всего он сделал более 4000 фотографий в разных точках мира. Часть этого наследия погибла в годы революции. Сохранившуюся коллекцию в 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела у сыновей фотографа. В нее входили стеклянные негативы, отпечатки в сепии и 12 альбомов с фотографиями и примечаниями Прокудина-Горского. Благодаря современным технологиям на основе негативов были созданы цветные изображения. Позже материалы оцифровали, систематизировали и выложили в Сеть.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 51
Местечко Топорня, 1909.

Архив насчитывает 2607 фотографий. Большинство из них сделаны во время работы над документальным проектом по поручению царя Николая II, который длился с 1909 по 1915 год. Тогда Прокудин-Горский совершил грандиозное путешествие по Российской империи, фотографируя жизнь городов и деревень, строительство железных дорог, промышленность, сельское хозяйство, исторические памятники, природу и бытовые сцены. Он побывал на территории современной Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Часть фотографий Сергей Михайлович сделал во время поездок в Европу.

В архиве снимки разделены на 12 серий, каждая из которых соответствует определенной локации или теме. Например, в отдельную серию вошли фотографии из мест Наполеоновской кампании 1812 года. На снимках из этой подборки изображена природа, храмы и современная автору жизнь от Можайска до Малоярославца. Серия была приурочена к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года.

Большой интерес представляют фотографии из поездки по Кавказу и побережью Черного моря в 1905 – 1915 годах. География подборки охватывает юг России, современную Грузию, Азербайджан и Турцию. На фото изображена архитектура, пейзажи, местное население, национальные памятники культуры.

237 фотографий образовали серию, посвященную Центральной Азии. Прокудин-Горский совершил несколько путешествий по территории современного Казахстана и Узбекистана. В 1907 году он отправился в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение. Попутно Прокудин-Горский фотографировал мечети и местную архитектуру. Вскоре случилось землетрясение, погубившее многие памятники. Поэтому цветные снимки зданий Самарканда особенно ценны. Также фотограф посетил Бухару и Ташкент.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 36
С. М. Прокудин-Горский. По реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия.

Фотографии в онлайн-архиве можно сортировать по месту, выбрав в огромном списке интересующую область, например, Белоруссию, Грузию, Сибирь, Кавказ, Италию, Финляндию, Уральский регион, Карелию, Кострому, Дагестан. С коллекцией работ Сергея Прокудина-Горского можно ознакомиться на сайте Библиотеки Конгресса США.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii


На реке Оредеж, Ленинградская область.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 2
Деревня Горки, сельское поселение Бородинское, Московская область.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 3
Церковь Иоанна Богослова на Ишне, Ярославская область.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 4
Вид на монастырь Нило-Столобенская пустынь, на озере Селигер.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  5
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, памятник ярославской архитектуры.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 6


Украина, близ города Путивль.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 7
Украина.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 8
Пинкус Карлинский, 84 года. 66 лет служит смотрителем на Черниговском шлюзе.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 9
Канал императора Петра Великого.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 10
Пожарная команда в г. Вытегре.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  11


На дрезине рядом с Петрозаводском на Мурманской железной дороге. 

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  12
Деревня Палтога, Вологодская область.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 13
С. М. Прокудин-Горский с двумя мужчинами, Карелия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 14
Рыбачий поселок, Карелия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 16
Аул Гуниб, Дагестан.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  15


Железнодорожная станция в посёлке Фарап (современный Туркменистан).

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 17
Текинец на верблюде. 

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  18
Текинская могила Двух Братьев в Мерве.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 19
Мечеть и мавзолей Юсуфа Хамадани, древний город Мерв.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 20
Мавзолей султана Санджара в Мерве.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 21


Близ Байрамали.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 22
Женщина в национальном костюме.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 23
Семья близ Байрамали.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  26
Доставка хлопка, Мургабское имение.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 30
Печи для приготовления плова, Байрамали.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 32
В Мургабском имении. Мервский уезд Закаспийской области.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 24
Бухарский эмир, Узбекистан.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  25
Асфандияр-хан, правитель Хивинского ханства, Узбекистан.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 27
Плотник, Самарканд, Узбекистан.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 28
Пекарня в Бухаре, Узбекистан.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  29
 Тюрьма в Бухаре, Узбекистан.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  31


Медресе в Бухаре, Узбекистан.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 33
Муллы у мечети в Батуми, Грузия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 34
Грузинки в праздничных нарядах в парке города Боржоми, Грузия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 35
Вид на Войсковой собор Святого Александра Невского, Батуми, Грузия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 37
Чайная фабрика в посёлке Чаква (ныне Чакви), Грузия. Мастер китаец Лау-Джень-Джау.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 38
Грузинка.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 39
Старинный дом в скале на левом берегу Куры, Грузия.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  40
Дворец великого князя Михаила Николаевича в Боржоми, Грузия.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  41
Новая гостиница в Гаграх.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  42
Побережье, Гагры.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  43


Новая гостиница, Гагры.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  44
В Алупке, Крым.

Fotograf-Sergei-Prokudin-Gorskii  45
«Ласточкино гнездо», Крым.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 47
На острове Капри, Италия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 48
Монастырь Сан Франческо, Фьезоле, Италия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 49
На острове Капри, Италия.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 50
Лугано, Швейцария.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 46
Лугано, Швейцария.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в свободном доступе 1 1 1
Сирень.

Смотрите также:

cameralabs.org

Первые цветные фотографии России: фотохудожник Прокудин-Горский и его история: picturehistory — LiveJournal

Прошлым летом я почти случайно попала на совершенно уникальную выставку фотографий в Ливадийском дворце в Крыму (посещая  дворец совсем с другой целью). Очень привлек  мое внимание  выразительный портрет Льва  Николаевича Толстого в цвете: на фото он  сидит на фоне рощи в Ясной Поляне, видимо, недалеко от дома. И хотя его поза закрыта, вся его фигура как бы говорит о спокойной уверенности в себе.

Я подумала, что фото это было обработано и сделано цветным в наши дни. Но мои спутники, сотрудники Ливадийского дворца, объяснили, что это - цветная фотография авторства фотохудожника Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Лев Николаевич Толстой. Портрет. Ясная Поляна. 1908:

Остальные фотографии запомнились мне не меньше: позитивно-эмоционально окрашенные виды природы средней полосы, древние церкви, крестьяне и их быт, простые лица рабочих, инженеры на строительстве плотин, даже средняя Азия – вся дореволюционная Россия в красках как бы встала передо мной как живая. Жанр этих фотографий - где-то между репортажными и постановочными: с одной стороны они отражают реальную жизнь, а с другой – в художественном плане их постановка безупречна.

Да-да, оказывается, уже 100 лет назад в России существовала цветная фотография и жил увлеченный человек, который сделал своей жизненной задачей запечатлеть Россию того времени в красках. После своего возвращения домой я продолжила изучать фотоальбом с работами Прокудина-Горского, который мне достался по какой-то невероятно счастливой случайности. Книга эта, кстати, - настоящая библиографическая редкость, ее тираж всего 200 экземпляров. Перелистывая страницы книги, как бы совершаешь виртуальное путешествие по России того времени, ощущения совершенно необычные: невольно начинаешь сравнивать то, что видишь на фото, с современностью сегодня.

Вот старушка прядет пряжу на крылечке своего дома (Тверская губерния) - на ее лице спокойная улыбка; дети сидят после службы у церкви, их лица сосредоточены и спокойны, несмотря на летнюю жаркую погоду полностью прикрытые одеждой, кроме рук и голеньких ступней; вот крестьянское семейство летним днем – полные здоровья спокойные лица детей и матери в лучах солнца, всего человек 6; вот заводик по производству картона, всего 4-5 одноэтажных бревенчатых изб, а вокруг просторы среднерусской полосы (почему-то сразу вспомнилась Копотня (район Москвы) и столбы дыма над ней, которые не рассеиваются никогда). И очень много церквей, которые блещут своими маковками и белизной на фоне бескрайних зеленых просторов. Да, эта та Россия, которую  уже не вернуть.

Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния:



Крестьянские девушки. Вологодская губерния:


Кириллово-Белозерский монастырь:


На жнитве. Череповецкий уезд. Новгородская губерния:


Монастырский покос:


Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы:


Река (Малая) Сатка:

Вид на конопляное поле (1910 г.):

Смоленск. Успенский собор с восточной стороны:


Кто же тот человек, который дал нам эту возможность оглянуться назад на самих себя и задуматься, стали ли мы жить лучше за эти последние 100 лет?
Мне захотелось узнать и, вот, что говорят о нем открытые источники.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Род Прокудиных-Горских – один из самых древних дворянских родов России, древнее рода Рюриковичей. К этой фамилии относились многие российские военные с выдающимся послужным списком.

Образование Сергея Михайловича было очень разносторонним, уточним, что ни одно учебное заведение он так и не окончил. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее (1883-1886), однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Кроме того, Сергей Михайлович изучал живопись в Императорской Академии художеств. Кстати, впоследствии этот факт поможет ему сблизиться с кругом художников-передвижников и принимать участие в их выставках со своими фотоработами.

Далее следует новый этап в жизни Сергея Михайловича: в 1890 году он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

Лишь к 1897 году (в возрасте 34 лет) Прокудин-Горский начал делать доклады о своих фотографических исследованиях Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО, он продолжил эти доклады до 1918 года).

Вскоре он стал основным российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
Поворотным этапом в его увлечении фотографией стал 1902 год, когда он в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (пригород Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Именно Адольф Мите, надо сказать, сыграл очень важную роль в развитии цветной фотографии. В 1902 году Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

Переяславль-Залесский. Вид на [Плещеево] озеро и город от села Веськово:

Крестьяне. Уфа:


Этюд "Сети" село Сорока:



Река Исеть, деревня Камышевка:


Преображенская церковь внутри крепостного вала. Церкви Василия Великого, Николая Чудотворца и Преображенский собор. Белозерск:
Мост через реку Каму вблизи Перми:

Военнопленные австрийцы у барака [около станции Кивач]. [1916 г.]


Однако и Прокудину-Горскому в деле развития цветной фотографии также принадлежит не последняя роль: уже 1902 году Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе,  сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Как это работает? Немного из истории фотографии

Камера-обскура (дословно с латыни “темная комната”), которая является основой любого фотоаппарата, в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.

Современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию и сам способ её создания всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры, на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Первая фотография была сделана в 1825 году французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография из когда-либо сделанных и дошедших до нас.

В связи с особенностями технологии экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.

Как уже я упомянула выше, к этому времени люди знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.

В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «фотография», производный от греческих слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше, потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.

В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».

В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета с разными фильтрами (красным, синим и зеленым).

Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.

В итоге первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.

Основные термины:

Пленка или матрица: матрица используется в современных цифровых фотоаппаратах, а пленка – это фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Пленка представляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.

Экспозиция: количество света, поступившего на матрицу фотоаппарата или пленку при соответствующих установленных значениях диафрагмы, выдержки и ISO.
Выдержка: длительность времени, в течение которого оопределённое количество света поступает на диафрагму или пленку.
ISO: чувствительность матрицы фотокамеры к поступающему свету.

Диафрагма: контролирует количество света, поступающего на матрицу камеры или фотопленку.

_________________________

Биографами Прокудина-Горского до сих пор не установлена точная дата начала цветных съемок в Российской империи. Скорее всего, первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В апреле - сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской Империи, во время которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток, однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 его работ.

В 1906 г. Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу», то есть его талант фотохудожника получил международное признание.

На родине же его по-настоящему прославили фото портреты Льва Толстого: Прокудин-Горский сам сделал ему предложение о съемке в цвете и тот с большим удовольствием и интересом согласился. Сергей Михайлович писал, что Лев Николаевич: « …особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Именно эти фотографии, опубликованные в журнале «Фотограф-любитель», привлекли внимание брата Николая II, Михаила Александровича Романова, который смог организовать для Прокудина-Горского аудиенцию у Государя.
К тому времени Сергей Михайлович уже вынашивал идею, которую осуществить в одиночку, однако, ему было не под силу: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.

Свою встречу с Государем Прокудин-Горский впоследствии описывал так: “Наступил самый ответсвенный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны съемки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшавты, портреты крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке…” – сегодня можно только представить степень воодушевления, которую испытывал в этот момент этот очень увлеченный своим делом и своей идеей (которую в переписке он часто называл “задачей”) человек.

Итак, в 1909 году, Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились. О каких-либо компенсациях на текущие расходы разговор с Государем просто не велся с самого начала.

Вот  как он сам описывал свою работу: « ...Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий… Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятной и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.”

В 1909 -1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Фотограф побывал на Урале, в Туркестане, в Ярославской и Владимирской губерниях, снимал места связанные с Наполеоновской кампанией в России.

После 1912 года закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.

Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, занимался цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19-го марта 1918 года в Зимнем дворце.

Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию, после того как узнал об убийстве царской семьи в июле 1918 года.

В эмиграцию Сергей Михайлович отправился со своей новой семьей: с первой супругой, от которой у него родилось трое детей, к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, на юге Франции, в начале 20-ых годов он добрался до Парижа. В России он был широко известным человеком, осуществившим свою мечту, а в Европе надо было начинать жизнь заново. В Париже Прокудин-Горский вместе с детьми открыл фото-мастерскую, где и работал почти до конца жизни.

Скончался Сергей Михайлович в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками, в Русском доме, где нашли свое пристанище многие русские эмигранты. По некоторым свидетельствам под конец жизни фотограф пристрастился к крепким алкогольным напиткам, что и стало отчасти причиной его ухода. Похоронен Сергей Михайлович Прокудин-Горский на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Вот таков конец этой, скажем честно, немного грустной истории жизни талантливого фотохудожника.

Что же стало с его бесценным фото наследием? Удивительные факты: Сергей Михайлович поcле революции вывез большую часть своего художественного наследия заграницу, на что ему удалось получить официальное разрешение у властей, после его смерти правообладателями негативов стали его дети, которые продали коллекцию в 80-х годах Американской Библиотеке Конгресса.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX-го века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе.

Теперь коллекция цветных фотоснимков в электронном виде также составляет часть фонда Президентской библиотеки (Санкт-Петербург). Фотонаследие Прокудина-Горского является общественным достоянием и часто используется в ходе самых разных мероприятий, именно эта коллекция стала основой для выставки фоторабот Прокудина-Горского в Ливадийском дворце в июле 2017 года, где ее и увидела ваша покорная слуга.

Вместо послесловия: поскольку печать цветных фотографий во времена Прокудина-Горского была очень сложной задачей, полноценно «монетизировать» весь этот багаж у художника не было никакой возможности. Экспедиции осуществлялись фотографом на собственные средства, которые скоро были исчерпаны. Замечательное российское художественное наследие было сначала вывезено заграницу, а затем продано потомками художника Библиотеке Конгресса за 3 500 долларов.
Мне кажется, что огромной удачей для всех нас и великой заслугой Сергея Михайловича является тот факт, что снимки сохранились, дошли до наших дней и могут быть оценены по достоинству сегодня современными жителями России,  да,  и всего мира. На этих снимках - Россия, которую не вернуть, на этих снимках наше прошлое, а значит и мы сами.

Плотина на реке Ковже:



Вытегра. Часовня:


Самарканд. Торговец дынями:

Две грузинки в праздничных одеждах:

Доставка хлопка на завод:


Евгеньевский источник. Боржом:



На Регистане. Самарканд:



Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд:


Сергей-Михайлович Прокудин-Горский. Портрет:


Ознакомиться с наследием фотохудожника можно здесь.

Также очень рекомендую к просмотру фильм, посвященный Прокудину-Горскому и судьбе его коллекции, который недавно демонстрировал канал Культура: ссылка здесь.

picturehistory.livejournal.com

Биография Сергея Прокудина-Горского - Fototips.ru

Сергей Прокудин-Горский Сергей Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии, который запечатлел для потомков Россию начала прошлого века в цвете.

Фотограф и ученый, изобретатель и общественный деятель, человек, который значительно опередил свое время. Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30 по новому стилю) августа 1863 года и оставил после себя более двух с половиной тысяч цветных фотографий, глядя на которые и не скажешь, что сделаны они были более ста лет назад.

Прокудин-Горский

Он снимал пейзажи и достопримечательности царской России, известных личностей, метеоритные дожди и солнечные затмения; сам император Николай II был впечатлен его работами. Обширная коллекция его работ сейчас находится в Библиотеке Конгресса США и доступна в оцифрованном виде для всех желающих.

Сергей Прокудин-Горский

Пионер цифровой фотографии в России, Сергей Михайлович Прокудин-Горский происходил из старинного дворянского семейства. По легенде, основателем дома был татарский князь, перешедший в православие и сражавшийся на стороне Дмитрия Донского в Куликовской битве. В роду Прокудиных-Горских были и солдаты, и дипломаты, и писатели.

Сын Михаила Прокудина-Горского родился в фамильном имении семьи, посещал Александровский лицей, позже слушал лекции в Санкт-Петербургском университете. По некоторым сведениям, учился у Дмитрия Ивановича Менделеева (тот в это время как раз заведовал лабораторией в университете). Однако по какой-то причине Сергей ушел из университета и некоторое время обучался в Императорской Военно-медицинской академии (которую также не окончил).

Среди его интересов была и живопись, и музыка — один из его биографов рассказывает, что в молодости будущий фотограф серьезно занимался игрой на скрипке, но из-за травмы руки, которую получил в химической лаборатории, был вынужден от нее отказаться.

Биография Сергея Прокудина-Горского

В 1890-м году Сергей начал заниматься государственной деятельностью, а именно — поступил на службу в Дом призрения трудящихся, позже преобразованный в женское коммерческое училище. В том же году он женился на Анне Лавровой, отец которой занимался металлургией и возглавлял товарищество специализированных заводов.

Некоторое время Прокудин-Горский занимался химией, даже был членом химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества. Но вскоре увлекся фотографией и в 1898 году вошел в фотографический отдел ИРТО. Возможно, именно тогда он и задумался о создании цветной фотографии.

В 1901 году он открыл собственную фотографическую мастерскую в Петербурге, а затем даже возглавил специализированный журнал “Фотограф-любитель”. Годом позже он уже работал в Германии, в Шарлоттенбурге, под руководством профессора Адольфа Мите, который разработал собственную камеру для цветной съемки. В 1903 году Сергей Михайлович снова был в России и начал печатать открытки и иллюстрации на оборудовании, сделанном по его заказу в Германии. Больше того, он разработал собственный рецепт эмульсии, которая давала лучшую для своего времени цветопередачу.

Примерно тогда же он впервые отправился в путешествие по стране, чтобы запечатлеть ее достопримечательности и природу в цвете. В апреле 1904-го побывал в дагестанских горах, летом — на черноморском побережье, затем — в Курской губернии.

В 1905 году его проект — съемки России в цвете и издание фотографий в виде цветных открыток — начал финансировать петербургский Красный Крест. И прежде стесненный в средствах Прокудин-Горский продолжил поездки, снимал Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Новороссийск.

Биография Сергея Прокудина-Горского

Но из-за экономических проблем в государстве учреждение не смогло оплатить работу фотографа. Сергею Михайловичу пришлось на время отказаться от экспедиций и заняться общественной деятельностью. В этот период он руководил своей мастерской, работал над фотожурналом, преподавал, участвовал в фотовыставках и научных съездах, выезжал в Европу, где сделал серию цветных фотографий Италии. В конце 1906-го — начале 1907-го он, вместе с экспедицией Русского географического общества (куда вступил еще в 1900-м году), побывал в Туркестане, чтобы запечатлеть солнечное затмение.

В 1908 году Прокудин-Горский работал в Ясной Поляне — снимал 80-летнего Льва Толстого и его усадьбу. Фотографии знаменитого писателя и пейзажи Тульской области были напечатаны в виде открыток и, как бы их назвали сейчас, постеров. Они разошлись по всей стране и принесли фотографу широкую известность. Вскоре он получил аудиенцию у самого императора Николая II, который поддержал его давнюю идею о съемке видов и достопримечательностей России. Отснятые материалы предполагалось использовать в школах, чтобы знакомить детей со всеми уголками большой родины.

Царь дал разрешение на работу и выделил транспорт; уже несколько дней спустя фотограф вновь отправился в экспедицию. Он снимал Волгу и Урал, Кострому и Ярославль, затем Закаспийскую область, снова Туркестан, Кавказ, Рязань, Суздаль… Но проект так и не был претворен в жизнь, скорее всего, из-за денежных проблем, поскольку государство оплачивало лишь транспортные расходы.

Вероятно, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение и собрать капитал для дальнейшей работы, с 1913 года Сергей Михайлович всерьез занялся предпринимательской деятельностью, с привлечением крупных инвесторов. Вступил в состав правления созданного в 1914-м акционерного общества “Биохром”, которое оказывало услуги по цветной съемке и печати фотографий.

Параллельно с этим он начал работу над созданием цветного кинематографа и даже получил на него патент. Было сконструировано все необходимое оборудование, но тут разразилась Первая мировая война. Прокудину-Горскому пришлось оставить начинание и заняться обучением летчиков съемке с воздуха. Он снова вернулся к фотографии, но в условиях военного времени особого успеха эта деятельность не принесла.

А потом была Октябрьская революция. В новом государстве фотограф продолжил активную деятельность по популяризации фотографии, организовывал показы своих работ в Зимнем дворце. Его мастерская работала в качестве типографии и получала заказы от советских властей. В 1918-м году Сергей Михайлович, по поручению Народного комиссариата просвещения, поехал в Норвегию, где должен был закупить проекционное оборудование для школ.

Но гражданская война не позволила ему вернуться домой. Он вынужденно оказался в эмиграции, оторванный от семьи. Сперва в Норвегии, потом в Англии Прокудин-Горский продолжил работать над созданием цветного кино, но столкнулся с большими сложностями и конкуренцией. В 20-е годы он перебрался во Францию, где, наконец, смог воссоединиться с детьми. Первый его брак распался, в 1920-м он женился вновь, на своей сотруднице Марии Щедриной.

После неудачи с кинематографом Сергей Михайлович вернулся к фотографии, читал лекции по фотоделу, устраивал показы своих работ (большую часть коллекции удалось вывезти из России) для соотечественников-эмигрантов, писал воспоминания.

Он скончался в 1944 году, вскоре после того, как союзники освободили Париж, и был похоронен на русском кладбище под французской столицей. В 1948-м его коллекцию выкупила у наследников Прокудина-Горского Библиотека Конгресса США. В 2001 году эти работы были оцифрованы и выложены в свободный доступ — наследие пионера цветной фотографии теперь открыто для всего мира.

fototips.ru

Дореволюционная Россия в цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

1-article-2572671-1C0604E400000578-24 964x764

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г. 

2-article-2572671-1C0B6D0D00000578-490 964x772

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

3-article-2572671-1C0B794800000578-677 964x685

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция). 

4-article-2572671-1C0B6D4500000578-519 964x816

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

5-article-2572671-1C0B6D3D00000578-495 964x830

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

6-article-2572671-1C0B791C00000578-286 964x672

 Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

7-article-2572671-1C0B6DFD00000578-686 964x805

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

8-article-2572671-1C0B6C0100000578-967 470x664

 Портрет Льва Николаевича Толстого.

9-article-2572671-1C0B6DF500000578-324 470x664

 Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

10-article-2572671-1C0B6E0500000578-346 964x836

11-article-2572671-1C0B6C2100000578-66 964x819

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

12-article-2572671-1C0B6C1900000578-405 964x799

13-article-2572671-1C0B791600000578-392 964x693

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

14-article-2572671-1C061B6A00000578-67 964x637

 Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

15-article-2572671-1C0B790E00000578-575 964x666

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

16-article-2572671-1C0B6D0900000578-461 470x596

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

17-article-2572671-1C0B6C7900000578-750 470x596

Надсмотрщик Черниговского водоспуска 

18-article-2572671-1C0B763000000578-118 964x676

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

19-article-2572671-1C0B6DED00000578-869 964x786

20-article-2572671-1C0B6D1500000578-627 964x693

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

21-article-2572671-1C0B6C1100000578-865 470x596

22-article-2572671-1C0B6C7000000578-769 470x596

23-article-2572671-1C0604AC00000578-890 964x655

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

24-article-2572671-1C0604C400000578-236 964x698

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

25-article-2572671-1C0604F400000578-996 964x644

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

26-article-2572671-1C0B6F0500000578-685 964x597

27-article-2572671-1C0BB22300000578-992 964x817

Состоятельная женщина в роскошном наряде и головном уборе позирует на открытом воздухе, стоя на великолепном ковре.

28-article-2572671-1C0604D200000578-250 964x669

Женщина в Самарканде, Узбекистан.

29-article-2572671-1C0B711A00000578-267 964x546

Мальчик-пастух на реке Сим в Уральских горах, 1910 год

30-article-2572671-1C0B6EFD00000578-865 964x755

31-article-2572671-1C061B8200000578-719 964x743

Рабочие и прорабы на фоне подготовки к заливке цемента для основания шлюза плотины через Оку. Белоомут, 1912 год.

32-article-2572671-1C0B6D0100000578-587 964x798

33-article-2572671-1C0B6C0900000578-622 964x785

34-article-2572671-1C0B763A00000578-44 964x599

Сельский пейзаж. Крестьяне в поле, обед.

cameralabs.org

10 самых знаменитых снимков Прокудина-Горского

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).


Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Далее распределение мест несколько проблематично, точнее субъективно, хотя сам подбор снимков основан на определенных критериях.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:

Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип 🙂
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников  "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:

Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

Обед на покосе 1909 год Прокудин-Горский1a12.jpg

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?


visualhistory.livejournal.com

Прокудин-Горский. Цветная фотография 115 лет назад. Как он это делал?

Вчера посетил замечательный музей, но о музее чуть ниже, т.к. началось все с фильма.

Документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет Нации». Фильм о Российском фотографе, изобретателе, издателе и общественном деятеле по имени Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Фильм буквально поразил, т.к., хотя я и интересуюсь фото-историей, но того, что в ленте рассказано, совершено не представлял.

Prokudin-GorskijСергей Михайлович Прокудин-Горский в первую очередь известен (хотя, не очень-то и известен, оказывается) своими достижениями в цветной фотографии и цветном типографском издательстве в 1900-х годах в царской России.

Причем, цветная фотография Прокудина-Горского не сводилась к любопытным для узкого круга лабораторным опытам, а была поставлена на широкую ногу.
До наших времен дошла коллекция из ~1900 цветных стеклянных негативов Прокудина-Горского, на которых запечатлены пейзажи, архитектура, промышленность и быт многих регионов Российский империи.

Сергей Михайлович практически не занимался портретной фотографией. Свою жизненную цель он сам описывал, как необходимость запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и модернизацию. И все это для того, чтобы показывать в школах на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению богатство и красоту всех уголков бескрайней страны.

2450px-Prokudin-Gorskii-09Сохранность снимков, а также их детализация и цветопередача просто поразительные. Благодаря этому, существует мнение, что императорская Россия — это страна, история начала 20-го века которой фотографически задокументирована наиболее полно по сравнению с иными странами.

В общем, фильм сильный с точки зрения сюжета, режиссуры и видеоряда. Рекомендую. Вот ссылка.
В фильме упоминался Музей С.М. Прокудина-Горского, расположенный в Москве.

Естественно, поход в этот музей для меня стал только вопросом времени и подгадав очередной сезон Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» (полезное с приятным), я в музей этот отправился.

Располагается музей по адресу г. Москва, ул. Климашкина, д. 13Б, ГБОУ «Романовская школа».

Вот ссылка на сайт музея: p-g-museum.org.

Музей на территории школы, посещение открыто по субботам и строго по записи. Все это есть на сайте.

Музеем заведует Руководитель Международного научного проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» Дрючин Василий Васильевич.

Василий Васильевич — очень энергичный и увлеченный проектом человек, благодаря которому музей этот сначала возник как коллекция, а потом и стал доступен для изучения всеми желающими.

20191012_11493420191012_114946
Музей небольшой по площади, но содержит множество уникальных экспонатов. Это фотоаппаратура тех лет, воссозданный лабораторный уголок, множество фотографий, книг, писем и прочих уникальных экспонатов, связанных с жизнью и деятельностью выдающегося ученого, фотографа, путешественника, журналиста.

Музей обладает практически полной коллекцией цветных видовых открыток С.М. Прокудина-Горского. Из 95 выпущенных Прокудиным-Горским открыток в экспозиции представлены 93.

Приятно разнообразят коллекцию образцы фототехники разных эпох.

Внимание детей экспозиция также умело привлекает макетами техники, игрушечными солдатиками и еще множеством занятных мелочей, имеющих, между тем, вполне конкретную связь с темой экспозиции.

Очень рекомендую посетить музей и обязательно с экскурсией.

Вот еще ссылка на Проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». Там можно ознакомиться с коллекцией цветных фотографий Прокудина-Горского.

Итак, в чем секрет технологии Прокудина-Горского? Что позволяло делать цветные снимки 115 лет назад, да такие, что они поражают своим качеством и сейчас?

Метод Прокудина-Горского основан на цветоделении. Сам принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был уже открыт и апробирован ранее.

L46kgPaAlM4lAegSZxZCsyQYaVFj8L9PeveaLbI-9WutT81sa1vGiMGOrs8TjqzRNr4uWp1VX8BsQwr6eCvs_0zrq8dc8Pb4Xfsrv9YXPoFbJe39gTe6Ns4e5C0sd4JnOGbxuDbDSn052vVC8g3JHXEdKtyp-RF80V4F9ZLREP1wdmuxVrrUQg65r05rh_nbКонкретно, в 1901 году немецкий ученый, один из пионеров цветной фотографии Адольф Мите (Adolf Miethe) сконструировал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии» («Dreifarbenfotografie nach der Natur»), которая была затем по его чертежам изготовлена Вильгельмом Бермполем (Willhem Bermpohl) и в 1903 году представлена широкой публике. Иллюстрация  с visualhistory.livejournal.com

Прокудин-Горский проходил обучение у Мите в фотохимической школе в Шарлоттенбурге и в 1902 году стал свидетелем первой демонстрации цветных фотоснимков.

Впоследствии, Прокудин-Горский в большинстве своих работ использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.
Что же это все-таки за камера и в чем ее особенность?

Метод цветоделения заключается в том, что при фотографировании каждый раз делаются три черно-белых снимка. Каждый снимок делается через цветной светофильтр. Светофильтры применяются — красный, зеленый и синий (RGB).

Соответственно, красный фильтр отсекает от фотопластинки все цвета, кроме красного и т.д.

Негатив остается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.

В кассете камеры Мите-Бермполя была вертикально заряжена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой.

Фотограф должен был сделать три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета сдвигалась вниз под собственным весом. Нужно было только освободить стопор.

20191012_115633Для оперативности съемки, а также для снижения риска сдвига аппарата между снимками, спуск затвора и освобождение стопора кассеты, Прокудин-Горский осуществлял с помощью пневматики, а именно — двух резиновых груш. На этом уникальном снимке Сергей Михайлович за работой в момент съемки. Хорошо видно, что в руках у него две воздушные груши.
20191012_115844Пневматический спусковой тросик показан и на этом снимке. Фото из музея Прокудина-Горского.
Fotokamera-MiteСхемы той камеры, которой конкретно снимал Сергей Михайлович, мне найти не удалось. Но если отталкиваться от силуэта камеры на фото, то можно предположить, что модель была такая. Иллюстрация с makal47.ru


Сложность метода трехцветной фотосъемки заключается в следующем:

1. Чувствительность фотоматериалов тех лет была невелика.
Для получения изображения требовались выдержки, бывало, в десятки минут. Вот почему на старых фото люди часто в таких напряженных позах. Моделям ведь нужно было стоять неподвижно довольно долго.

Тройная съемка, как минимум, утраивала время экспозиции. А скорее всего, время экспозиции росло в большее количество раз. Светофильтр ведь поглощал часть света.

2. Фотоматериалы тех лет были неодинаково чувствительны к разным цветам.

Поначалу светочувствительные слои фотопластин на основе галогенов серебра имели достаточную чувствительность только в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета.

Вспомним, что уже в наше время при фотопечати в темной комнате использовался красный фонарь. Черно-белая фотобумага, даже вполне современная не реагировала на красный свет.

То же самое было и с фотопластинками в начале 20-го века. Изображение через зеленый, и тем более красный фильтры получить было сложно или вообще невозможно.

Повышение чувствительности фотоматериалов к тем или иным цветам называется Сенсибилизация.

Вот над сенсибилизацией и работали фотографические химики тех лет.

Множество ученых вели свои работы параллельно. Работал над улучшением свойств своих фотопластинок и Сергей Михайлович и вполне преуспел.

Конкретно заслуга Прокудина-Горского в развитии фотографической химии в том, что он:
1. Сумел повысить общую чувствительность эмульсии до такой степени, что экспозиция каждого снимка стала длиться около секунды.
2. 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству рецепт Мите. Новый состав расширял чувствительность бромосеребряной пластины равномерно на весь спектральный диапазон видимого света. В декабре 1906 года «Петербургская газета» сообщила, что исследователь предполагает получать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, т.к. до сего времени никем не получено».

2498px-Prokudin-Gorskii-19Два этих улучшения и дали возможность проводить трехцветную съемку в реальных условиях, сохраняя непосредственность в позах моделей.
Я все-таки предположу, что выдержку Сергей Михайлович для каждого из трех снимков подбирал индивидуально.

Вообще, эволюция цветовой светочувствительности фотоматериалов хорошо показана на этой иллюстрации (makal47.ru):

Sensibilizatsiya-fotomaterialov

Ортохроматические фотоматериалы с чувствительностью к зеленым и желтым лучам с длиной волны до 560 нм;
Изоортохроматические фотоматериалы с выравненной чувствительностью в диапазоне 400 — 590 нм;
Изохроматические фотоматериалы — сенсибилизированы полиметиновыми красителями, имеют спектральную чувствительность до 650 нм (светло-красный цвет). Проявление таких материалов может проводиться при темно-красном освещении лаборатории, к которому они практически нечувствительны.
Панхроматические фотоматериалы — имеют чувствительность во всем диапазоне видимого света (об этом говорит приставка пан-), поначалу имели провал в области зеленых цветов.
Изопанхроматические фотоматериалы — в принципе те же панхроматические, но с выравненной чувствительностью к зеленым лучам.
Инфрахроматические фотоматериалы имеют сенсибилизацию к инфракрасному излучению в области 760 — 920 нм, иногда даже до 1200 нм.

20191012_132115Обратите внимание, на этом снимке если приглядеться, то видно, что на коробке от фотопластин производства Прокудина-Горского написано, что они панхроматическме. Фото из музея Прокудина-Горского.
Идем далее. Получен тройной негатив. Что с ним делать?

Кстати, обратите внимание, что негативы имеют разную плотность и вообще выглядят то по-разному.

chapel_b

 


С тройного негатива нужно сделать тройной позитив. Делается ом простым контактным методом. Негатив накладывается на неэкспонированную фотопластинку и экспонируется равномерным светом.

Так получается тройной, по-прежнему черно-белый позитив.

Далее Сергей Михайлович стеклорезом разделял позитивы и помещал их в металлическую рамку, причем уже в горизонтальном порядке.

old_photos_3Зачем он это делал мне непонятно. В Сети немало изображений проекторов, конструкция которых рассчитана именно на вертикальное расположение слайдов.

Возможно, дело в том, что при горизонтальной ориентации, в процессе загрузки и выгрузки слайда из проектора (эта операция вертикальная) на проекционном экране картинка ползает вверх-вниз, но все цвета при этом сразу правильные.
Если загружать слайды в проектор, показанный выше, то на экране в момент загрузки будет мелькать некая цветовая фантасмагория. Ну, или нужно перекрывать световой поток на всех объективах, что увеличивает время показа.

Это только моя гипотеза, не более.

20191012_115120В общем, проектор, применяемый Прокудиным-Горским, предполагал именно горизонтальное расположение. Вот его макет. Фото из музея Прокудина-Горского.

Как уже отметили выше, хитрость проектора в том, что он проецирует одновременно 3 слайда, причем каждый снова через цветной светофильтр. Все три проекции накладывается и сливаются в одно изображение.
Проецируемое изображение получается цветным!

Как это работает разберем на примере. Допустим, мы ходим сфотографировать зеленый квадрат на абсолютно черном фоне.

Как будут выглядеть наши черно-белые негативы?

Через красный и синий светофильтры зеленый цвет не пройдет. Квадрат будет черным. И фон черный. Эти два негатива не экспонируются и останутся прозрачными.

Через зеленый фильтр наша сцена экспонируется и на негативе появится черный квадрат на прозрачном фоне.

20191013_092045Вот я сделал снимок для более наглядной демонстрации. Есть черный фон, есть зеленый квадрат, есть два светофильтра. Белый фон я также использую, чтобы был виден цвет фильтра и чтобы показать, что фильтры примерно одинаковой плотности и квадратик под красным фильтром не видно не потому, что он полностью затемняет картинку.
Под зеленым фильтром квадрат отчетливо виден, а под красным — полностью сливается с фоном.

Вот тот же снимок в черно-белом виде.
imgonline-com-ua-Negativ-saNgquPbe3kc6А вот как будет выглядеть негатив. Справа, если бы не было еще белого фона, все было бы прозрачно по всей площади.
Далее мы делаем позитивы. С первых двух полностью прозрачных негативов у нас выйдут полностью черные позитивы.

С третьего негатива получится позитив, у которого прозрачный квадрат на черном фоне.

Про проецировании через проектор с тремя светофильтрами окажется, что световой поток, окрашенный в красный и синий цвета, полностью перекрыт совершенно черными позитивами. А вот поток зеленого цвета, проходя через соответствующий позитив, отображает на экране ровно зеленый квадрат.

Цветное изображение с черно-белых носителей!

При сложных цветовых оттенках ситуация ровно такая же. Сочетание трех позитивов, за счет неодинаковой плотности в каждой конкретной точке, смешает цвета в нужной пропорции и даст на экране нужный оттенок.

2496px-Prokudin-Gorskii-08Причем, если цвет фильтров на фотоаппарате и проекторе совпадают, но на экране будет именно правильная цветопередача со всеми оттенками, а не трехцветный комикс.

Нужно сказать, что во времена Прокудина-Горского была уже практика изготовления цветных слайдов. По-настоящему цветных.

Но время расставило точки над i. При длительном хранении изображений, состоящих из серебра, а не из красителей, они гораздо более долговечны.

Слайды Прокудина-Горского сохранились великолепно и позволяют сейчас (тем более, с использованием цифровых технологий) получать отличные цветные изображения, поражающие своими цветами и детализацией.

Хорошо, с проектором понятно, а можно ли было сделать цветной отпечаток во времена Прокудина-Горского?

Увы, нет. Техника формирования цветного изображения на бумаге в то время бала, конечно и не одна, но все они относятся скорее к типографским методам, а не к фотографическим.

Например, Сергей Михайлович печатал очень красивые открытки, но это уже другая история.

На этом у меня все. Удачи, и сходите в музей!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть  2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в  LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

fotoussr.ru

1904-1916. Фотографии С.М. Прокудина-Горского (1863-1944): pavel_kosenko — LiveJournal


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога. Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

***

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org.

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler's family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam's sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir's Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также


1940-1943. Цветные фотографии Kodachromes

Полный список моих подборок работ хороших фотографов:
Фотографы. Рубрикатор

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

pavel-kosenko.livejournal.com

Прокудина горского – Проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх