Расстановки картинки: Системные семейные расстановки по Хеллингеру

Содержание

Расстановки по Хеллингеру: почему они популярны и чем опасны

Для кого-то системные расстановки — быстрый способ решения личностных проблем. Однако за недолгое существование этого метода он получил много критики со стороны психологического сообщества. Разбираемся, почему

Что такое расстановки по Хеллингеру

Системные или семейные расстановки по Хеллингеру — это ненаучный метод групповой терапии. Он разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером в 1980–90-х годах. По мнению специалистов, которые используют расстановки, этот метод за один сеанс позволяет решить глубокие личностные проблемы человека и даже избавить от физических недугов.

Зачастую люди обращаются к такой терапии, когда у них не получилось (или они не пытались) решить проблемы другими способами. Например, женщина не может выстроить долгосрочные отношения с мужчиной — у нее и навыки общения развиты, и на свидания ходит, и выглядит, в своем представлении, прекрасно — а все не складывается. Или у человека по медицинским анализам хорошие показатели здоровья, болезни не диагностированы, но по ночам болит спина и снятся кошмары. Возможно, думает он, проблема в чем-то другом?

По методу Хеллингера, психологические проблемы человека тесно связаны с проблемами в его семье. Если установить правильные отношения со всеми членами семьи, в том числе с умершими, то можно обрести гармонию с самим собой. Во время расстановочного сеанса обратившийся за помощью назначает из присутствующих людей «заместителей», которые выполняют роли его близких родственников. В определенный момент эти люди как бы начинают чувствовать то же, что и реальные члены семьи, которых они замещают. У человека появляется возможность с помощью психотерапевта, проводящего сеанс, пообщаться со своими родственниками и «расставить» все по своим местам.

Научных подтверждений о том, что системные расстановки работают, нет. Ученые считают данный метод спорным, а некоторые психотерапевты называют его «шаманским». Есть и мнения о том, что расстановки по Хеллингеру могут навредить психике человека.

Разбираемся с экспертами, как работают расстановки и какой от них может быть эффект.

Как Хеллингер придумал метод расстановок

Берт Хеллингер родился в Германии 1925 году. С 10 лет воспитывался в католическом интернате при монастыре. Он участвовал во Второй мировой войне, в 1945 году был взят в плен на Западном фронте, спустя год бежал из лагеря и вернулся на родину. После он стал священником и поступил в Вюрцбургский университет, где изучал философию и теологию. На протяжении 16 лет Хеллингер служил миссионером католического ордена в Южной Африке и обучал в школе местных детей. В 1970-х годах он переехал в Вену, где прошел курс в Венской ассоциации психоанализа.

В основе метода расстановок лежит концепция морфогенетического поля. Ее выдвинул советский биолог Александр Гурвич в начале XX века. Развивали концепцию ряд ученых, в том числе новое направление ей придал британский биохимик и парапсихолог Руперт Шелдрейк. Согласно его идеям, каждая клетка человеческого организма имеет свое поле, которое содержит данные обо всем организме в целом. Вместе эти поля клеток образуют общее морфогенетическое поле организма.

Научное сообщество не приняло идеи Шелдрика и активно критиковало их.

Опираясь на эти данные, Берт Хеллингер сделал вывод, что у семьи есть свое единое морфогенетическое поле. В нем содержится информация о всей семье и бессознательно ею владеет каждый ее член. Эту информацию — формы взаимоотношений между между родственниками — Хеллингер рассматривал как семейную систему. По его мнению семейная система влияет на жизнь человека и подчиняется трем законам:

  1. Одинаковое право. Закон гласит, что каждый в семье имеет одинаковое право на принадлежность. Как только одному из членов семьи отказывают в праве на принадлежность (например, за то, что он провинился перед кем-то), порядок нарушается.
  2. Порядок старшинства. Он требует, чтобы каждый занял в своей семье определенное место, которое полагается только ему. Этот порядок старшинства является иерархическим — родители стоят выше детей. Таким образом, воспитанием и обучением в семье должны заниматься родители (а не наоборот).
    Нарушением закона является высокомерие детей, их манипуляция родителями.
  3. Баланс. Этот закон, по учению Хеллингера, прописан в вопросах «брать и давать». Когда один член семьи берет что-то у другого, он должен отдать ему что-то равноценное.

По мнению Берта Хеллингера, из-за нарушения этих законов теряется равновесие в семье, а значит — ухудшается состояние каждого ее члена. Отсюда главная идея метода системных расстановок — проблемы в жизни человека связаны не с его личным жизненным опытом, а с общим опытом его семьи.

Как проходит сеанс расстановок по Хеллингеру

В сеансе расстановок принимает участие клиент, который имеет конкретную проблему (панические атаки, ссоры с партнером, постоянное чувство вины и так далее), расстановщик и группа незнакомых клиенту людей. Клиент делится своей историей и назначает людей — «заместителей», которые будут выполнять роли его родственников и представлять психологические состояния, например, панику, страх. В ходе сеанса клиент с помощью расстановщика взаимодействует с людьми и физически расставляет их в пространстве так, чтобы восстановить порядок своей семейной системы. Обычно расстановочные сеансы проходят очень эмоционально для клиента.

На YouTube-канале киностудии «Татаркино» выложена запись расстановки семейного психотерапевта Владимира Шаинова. Семинар назывался «Системные расстановки: работа с психологическими травмами». К Шаинову за помощью обратилась женщина с жалобами на плохой сон, панические атаки, боль в позвоночнике.

Клиентка выбирает из присутствующих в группе людей «заместителей» — «Бабушку», «Маму», «Папу», «Панику» и «Я» (то есть себя). Она расставляет их в комнате так, как считает нужным — всех в кучу, а себя отдельно.

Психотерапевт просит всех «заместителей» идти в своем направлении и рассказывать, что они ощущают в данный момент. Каждый пытается найти свое место. Клиентка тоже задействована в процессе.

Действия и фразы «заместители» и клиентка делают и говорят по указанию психотерапевта — расстановщика.

Расстановщик прорабатывает с женщиной ее отношения с каждым родственником. Например, у нее происходит «встреча» и разговор с папой, который как будто должен был состояться в прошлом. Клиентка повторяет за ведущим: «Вот и мы, папа. Я твоя дочь. Ты навсегда в моем сердце. Ты всегда будешь иметь там самое лучшее место». «Папа» говорит в ответ: «Можешь приходить ко мне и можешь брать то, в чем ты нуждаешься». В конце сессии все «заместители» обнимают клиентку.

Спустя два месяца после сеанса клиентка сильно заболела, однако потом проблемы, с которыми она пришла, исчезли и, по ее словам, «все встало на свои места».

По запросу «расстановки» в поисковиках и Instagram выдаются десятки предложений от психотерапевтов, предлагающих услуги по расстановке. Большинство из них предлагают примерно то же, что и в описанном выше видео. В некоторых случаях на расстановках в качестве «заместителей» используются деревянные или пластиковые фигурки.

Работают ли расстановки по Хеллингеру

Большинство экспертов — преподавателей психологических дисциплин в профильных вузах — отказались комментировать эффективность расстановок. Эксперты сослались на то, что метод не имеет ничего общего с наукой и «никто всерьез не занимается его изучением, как и гадалками». Некоторые практикующие психологи также ответили, что не используют в своей практике расстановки по Хеллингеру.

Отзывы от людей, посетивших сеанс по расстановкам совершенно разные. Некоторые пишут, что расстановки за короткое время действительно помогли им решить серьезные личностные проблемы. Некоторые, однако, пишут, что данный метод им не помог, а после сеанса чувствовалась разбитость, слабость, тошнота, потеря энергии.

«Мне кажется, что расстановки по Хеллингеру работают. Для многих клиентов, это свой способ разобраться с проблемами. Это в какой-то мере проективный метод и каждый клиент все-таки видит что-то свое, что-то важное в расстановке», — говорит РБК Трендам психолог сервиса «Ясно», преподаватель Института прикладной психологии в социальной сфере Алена Пряник. При этом она отмечает, что классические подходы в психологии отрицают метод Хеллингера. Разбираемся, почему.

За что критикуют расстановки по Хеллингеру

Это ненаучный метод

Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова разделяет все, что связано с психологической помощью людям, на две сферы: профессиональная помощь психологов, психотерапевтов и эмпирические практики. Расстановки по Хеллингеру она относит ко второй. По словам Макаровой, ненаучные практики опасны тем, что к ним не применяются профессиональные требования. «Расстановки не опираются ни на одну из теорий и ни на один из законов, которые есть в области научного познания. Соответственно, нельзя оценить их эффективность, обоснованность применение метода в конкретном случае. Это практики вне научного поля, а значит, они никем не контролируются и осуществляются по правилам, которые формулируют сами расстановщики», — говорит она.

Ответственность переносится с клиента на семью

Как отмечает Алена Пряник, ряд психологов отрицают расстановки по Хеллингеру, потому что, по их мнению, в рамках этого метода ответственность клиента не лежит на нем самом, а распространяется на всю семью клиента, может быть, даже на весь род. «Некоторые расстановщики рассматривают несколько поколений клиента. И здесь как будто нет важного элемента — присвоения себе ответственности за свою жизнь», — объясняет она.

Диктаторский подход

Само название метода «расстановки по Хеллингеру» говорит о том, что там есть жесткая иерархия — все делается по образцу, который создал Берт Хеллингер, считает Ирина Макарова. «Расстановщики, которые считают себя последователями Хеллингера, как будто знают все, что происходит в жизни у клиента, и знают, какой вывод нужно из этого сделать клиенту. Получается такая система диктатуры — во время сеанса вы делаете то и мыслите так, как решает расстановщик. Это как в секте — есть кто-то один, кто узурпируют право на правду», — говорит эксперт.

Чем опасны расстановки

Расстановки по Хеллингеру могут не только не решить личностные проблемы человека, но и навредить ему, считают некоторые эксперты. По мнению Ирины Макаровой, этот подход опасен для людей с нестабильной, травмированной психикой, для тех, кто находится в отчаянии. «Такие люди действительно нуждаются в том, кто скажет: «Я могу помочь». И такой человек не будет разбираться, кто, как и на каком основании будет ему помогать — он может легко стать жертвой любых мошенничеств. Опасность данного метода в том, что во время сеанса клиент полностью подчиняется расстановщику», — говорит она. По ее мнению, в решении личностных проблем стоит использовать проверенные методы психотерапевтической работы — психоанализ, гештальт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию. Эти методы также работают с запросом на проблемы в отношениях в семье и обращаются в прошлое клиента.

Иного мнения придерживается Алена Пряник. По ее словам, ухудшить свою жизнь и сделать ложные выводы человек может обращаясь и к более традиционным одобряемым в психологическом сообществе подходам. «Все очень сильно зависит от самого человека, насколько он готов менять и слышать, что говорит специалист. Мне сложно представить, что из-за одной расстановки жизнь клиента ухудшится настолько, что существовать в ней дальше станет невозможно. Навряд ли. Расстановка — это не телепатический, магический сеанс, который перекраивает человека и его жизнь за один раз», — говорит она.

При этом Пряник говорит, что при выборе расстановочного сеанса нужно внимательно относится к самому расстановщику — проверять, где он учился, какие практики у него есть. Важно, чтобы на расстановочном сеансе соблюдалась техника безопасности и экологичность. «Если на расстановке клиент сильно проявляет чувства, его плач перерастает в истерику, то тогда расстановщик должен прекратить сеанс», — предупреждает Алена Пряник. В противном случае, такой сеанс действительно может травмировать психику человека.

Расстановки на фигурках — Сайт о расстановках, Ошо ребалансинге и эриксоновских трансах

  • Системное поле и его стремление к проявлению
  • Что такое расстановки на фигурках?
  • Считывание информации в расстановках с предметами
  • Начало расстановки на фигурках
  • Фигурки для расстановки
  • И, наконец, сама расстановка

Системное поле и его стремление к проявлению

Прежде всего, напомню, что системные (или семейные) расстановки — это техника, позволяющая установить контакт с энергетическим полем семейной системы. В «классических» расстановках в качестве приемников этого поля используются люди, обычно выбираемые из числа участников расстановочной группы — так называемые «заместители». Эти люди в процессе расстановки назначаются на роли некоторых членов чужой семейной системы и попадают в некое особое состояние «заместительского восприятия». Находясь в этом состоянии, человек каким-то таинственным и чудесным образом начинает ощущать связи, которые на очень глубоком уровне существуют между замещаемым им членом системы и другими его родственниками. Заместитель может испытывать отчетливые и иногда очень сильные эмоции по отношению к другим членам семейной системы, к нему даже может приходить информация о каких-то важных фактах из этой системы — например, в виде образов или просто прямого знания.

По моему ощущению, в некоторых семейных системах существует сильнейшее стремление к тому, чтобы некая важная, глубокая и тайная информация, хранимая системой, наконец-то проявилась бы, вышла на свет, раскрылась, чтобы нечто остановившееся вновь пришло бы в движение. Насколько я могу судить, такое проявление тайного и застывшего служит дальнейшему гармоничному развитию этих систем. И это стремление к проявлению как раз и лежит в основе метода системных расстановок. Более того, это стремление иногда бывает настолько сильным, что семейная система находит способы проявить себя и без формальных расстановок, без заместителей, готовых служить приемниками информации, поступающей из семейного поля. Примером такого проявления без живых заместителей, как раз и являются расстановки на фигурках, которые иначе называют расстановками с предметами, расстановками с куклами или расстановками с напольными якорями.


Что такое расстановки на фигурках?

Классическая расстановка с живыми заместителями обычно начинается с того, что клиент (а иногда и сам ведущий) расставляет заместителей в пространстве помещения, где проходит расстановка. При этом важно, чтобы он руководствовался прежде всего своими внутренними ощущениями — что-то внутри клиента подсказывает ему, какое место и направление являются правильными для данного члена семейной системы. В итоге образуется некая пространственная конфигурация из заместителей — структура, с которой затем начинает работать ведущий.

Если клиент или ведущий создает эту начальную конфигурацию в правильном состоянии — а именно, серьезно и сосредоточенно, оставаясь в состоянии сонастроенности со своим запросом и семейной системой, то получившаяся структура практически сразу же входит в резонанс с семейной системой клиента — заместители начинают чувствовать связи и эмоции, существущие между членами реальной семейной системы.

Удивительно, но такой же резонанс достигается и в случае, когда клиент расставляет не живых заместителей, а какие-то предметы, таким же образом символизирующие членов системы. Это могут быть стулья или листы бумаги, если расстановка с предметами проводится в пространстве целой комнаты. Или это могут быть маленькие куклы, чайные чашки, канцелярские принадлежности или любые небольшие предметы, если расстановка делается в уменьшенном виде — например, на столе. Удобно, если это такие фигурки или предметы, по которым можно понять, в каком направлении смотрит символизируемый ими человек.

И вот, с помощью такой пространственной структуры расстановщик и клиент, как и в классической расстановке, получают возможность ощутить связи, эмоции и чувства, действующие в семье клиента. Существенная разница однако состоит в том, что в классической расстановке информация о связях и чувствах чаще всего передается непосредственно ее участниками: ведущий может просто спросить у каждого из заместителей, что тот чувствует. В расстановках с предметами такой возможности нет. Поэтому в них используются свои особые методы считывания информации.


Считывание информации в расстановках с предметами

В расстановках, проводимых с крупными предметами в пространстве большого помещения, и в расстановках с маленькими фигурками на столе методы считывания информации из системного поля могут сильно отличаться. Поэтому рассмотрим эти виды расстановок по отдельности.

В расстановках с большими предметами, иначе называемых расстановками с напольными якорями, вполне можно использовать один из способов считывания поля, применяемых в классических расстановках. Из практики расстановок хорошо известно, что доступ к системной информации, чувствам и отношениям осуществляется, прежде всего, через место, на котором стоит заместитель. То есть, любой человек, встав на место, занимаемое заместителем в классической расстановке, в принципе, будет ощущать те же чувства, что и заместитель — конечно, с поправкой на собственные «слепые пятна», фильтры восприятия и индивидуальную чувствительность к определенным темам. Отсюда способ чтения энергии в расстановках с большими предметами: расстановщик просто поочередно встает на места, обозначенные листами бумаги или тапочками, или садится на стулья, и с этих мест считывает связи и эмоции соответствующих членов семейной системы. Иначе говоря, расстановщик последовательно становится заместителем для каждого из людей, представленных в расстановке.

В принципе, то же самое может сделать и клиент, для которого проводится расстановка. Однако при этом часто случается, что клиент считывает энергию поля в сильно искаженном виде. Вообще, для расстановок на предметах очень характерно, что расстановщик и клиент воспринимают расстановку по-разному — причины этого я попытался подробно разобрать в статье «Можно ли сделать расстановку самому себе?»

В расстановках с маленьками фигурками описанный выше способ, разумеется, применить не удастся. Правда, мне доводилось слышать, что кому-то бывает проще считывать энергию, если он прикасается пальцем к соответствующей фигурке, стоящей на столе в расстановке. Но лично у меня этот метод никогда толком не срабатывал.

В расстановках с маленькими фигурками я чаще всего воспринимаю общую картину энергетического поля, в котором находятся фигурки. Подозреваю, что у каждого расстановщика имеется свой собственный способ восприятия энергии поля. Возможно, кто-то видит его как ауру, как некие образы или как-то еще… Лично у меня это больше похоже на прямое знание о том, какова здесь структура поля, какие связи соединяют людей, какие преграды их разделяют, на каком месте не хватает фигурки, важной для этой расстановки, в какую сторону стремятся повернуться некоторые из фигурок и т. д.

Здесь очень важно подчеркнуть, что такое знание приходит не в результате изучения типичных расстановочных конфигураций. В системных расстановках каждый случай уникален и информация должна каждый раз считываться из поля семейной системы. Если расстановщик в своих действиях следует не указаниям из системного поля, а, например, исходит из того, что подобные конфигурации в расстановках он уже когда-то видел, то даже если он в результате и сделает много полезного для клиента, это, тем не менее, не будет подлинной расстановочной работой. Существует очень много методов «где расставляют» —  если речь идет о работе с живыми заместителями, это, например, психодрама, семейная скульптура, магический театр; если говорить о работе с фигурками, это может быть куклотерапия, юнгианская песочница и т. д. Очень часто напольные якоря с успехом используют в НЛП. Главное отличие системных расстановок от всех других техник, имеющих дело с пространственной конфигурацией живых или неживых объектов, это именно наличие контакта с полем семейной или другой системы.

И отсюда главная сложность расстановочной работы вообще, и работы с фигурками — в особенности. Расстановщику очень важно научиться отличать свою интуицию и указания системного поля от собственных иллюзий и фантазий. Именно такая способность, на мой взгляд, превращает «просто» расстановщика в очень хорошего расстановщика. Впрочем, это умение является ключевым в любой энергетической практике — будь то рэйки, чтение энергий, Ошо ребалансинг или что-то иное…


Начало расстановки на фигурках

Признаюсь, что лично я почему-то не очень люблю проводить расстановки с большими предметами. И это несмотря на то, что в «обычных» расстановках с живыми заместителями я использую предметы довольно часто. Стулья или подушки в классических расстановках хорошо помогают, когда не хватает живых заместителей, когда у нас нет разрешения вторгаться в определенные области семейной истории, или когда возникающая в расстановке фигура такова, что назначение ее роли живому заместителю может сильно сместить акценты и увести нас от темы, важной для клиента. Но в расстановках с большими предметами и без живых заместителей лично мне не хватает динамики. Кроме того, в них мне труднее воспринять сразу всю картину системного поля — а именно это для меня наиболее привлекательно в расстановках с фигурками: возможность видеть сразу все связи одновременно. Как бы то ни было, дальше я буду говорить только о расстановках с маленькими фигурками.

Как и классическая расстановка, расстановка на фигурках обычно начинается с поиска так называемой «точки входа» в семейную систему. В разговоре с клиентом я пытаюсь почувствовать ту тему, которая для него по-настоящему важна и актуальна и на которую он откликается телесно и эмоционально. Тут стоит заметить, что эта тема может сильно отличаться от того запроса, с которым приходит клиент. Первоначальный запрос, сформированный в уме клиента, часто не обладает энергией и силой, достаточной для получения доступа к его семейной системе. Именно поэтому разговор с клиентом очень важен: он помогает и мне, и ему почувствовать, ощутить на уровне тела и эмоций ту тему, которая сейчас наиболее значима и с которой клиент готов иметь дело. Для расстановки, каким бы методом она ни проводилась, очень важно, чтобы клиент вошел в «правильное состояние». Подробнее я постарался рассказать об этом в статье «Как сформулировать запрос для расстановки?»

Если разговор расстановщика с клиентом удался, то и расстановщик, и клиент оказываются в состоянии своеобразного транса. Между ними возникает некая подсознательная связь: теперь и у клиента, и у расстановщика есть доступ к полю семейной системы клиента. Кроме того, между клиентом и расстановщиком существует согласие относительно темы расстановки и фигур, которые будут поставлены в начальной конфигурации.

Теперь пришло время поговорить о фигурках для расстановки.


Фигурки для расстановки

Существуют специальные комплекты фигурок или кукол, которые серийно выпускаются для расстановок с предметами… и которые мне категорически не нравятся какой-то своей безликостью и унифицированностью — даже если эти фигурки разноцветные, с подвижными руками и ногами, разного пола, возраста и т. п. Использование одного комплекта фигурок для любой расстановочной ситуации — есть в этом нечто такое, что противоречит моему страстному стремлению к индивидуальному подходу к каждой расстановке. Но это, безусловно, мои личные прибамбасы: я знаю, что многие расстановщики успешно используют в своей работе специальные комплекты фигурок, изготовленные серийно или на заказ.

Но зато меня очаровывает магия поиска и выбора предметов, которые заботливое Существование заранее, тщательно и вдумчиво собрало в данном помещении для данной конкретной и уникальной расстановки. И ведь эти предметы всегда находятся! Коробка из-под аудиокассеты, кофейная чашка, какая-то маленькая шкатулка, степлер, шоколадка, невесть откуда взявшаяся ракушка… и в каждом из предметов по ходу расстановки непременно обнаруживается некая индивидуальная особенность, характерная черта. И эти особенности и черты удивительным образом придают расстановке и открывающейся в ней истории какие-то новые измерения, некую новую глубину понимания, несомненное ощущение того, что все происходящее глубоко неслучайно. И в этом — одна из причин моей любви к расстановкам на фигурках.

Как я уже говорил, хорошо, но необязательно, если у фигурок есть «лицо», то есть, имеется явно обозначенное направление, в котором они смотрят. О том, куда обращен взгляд фигурки, мы договариваемся с клиентом особо. Например, коробка из-под аудиокассеты смотрит в направлении своей лицевой стороны (а вы еще посмотрите, что «случайно» оказалось изображено на этой стороне!). Чайная чашка смотрит в направлении своей ручки и т. д. Даже совершенно ровный камешек тоже начнет куда-то смотреть после того, как вы с клиентом договоритесь о направлении его взгляда…

Пару раз в моей практике глубина нашего совместного с клиентом транса оказывалась такой, что фигурки вообще не потребовались: мы оба просто увидели, что на столе уже стоят образы двух членов системы клиента. И все дальнейшее развитие расстановки происходило как бы в нашем общем с клиентом воображении, но одновременно и в пространстве на поверхности стола. Это было невероятно красиво!

Однако, я не думаю, что такое можно устроить нарочно. Это скорее милость, подарок от Мироздания. А при более обычном варианте развития событий я прошу клиента расставить выбранные нами фигурки — точно так же, как это делается в классической расстановке: молча, очень сосредоточенно и неторопливо, оставаясь в контакте с собой и своей семейной системой.

Замечу еще, что поскольку мы с клиентом к моменту начала расстановки пребываем в общем трансе, то, вообще говоря, совершенно неважно, кто из нас эти фигурки поставит. Но, опять-таки, всегда можно почувствовать, как правильнее поступить в данном конкретном случае.


И, наконец, сама расстановка

Итак, фигурки расставлены. Что дальше?

Первое, на что я обращаю внимание, это направление энергетических потоков. Поток энергии поля в расстановке может соединять фигурки, а может и разделять их. Поле может создавать барьеры, притягивать фигурки друг к другу, указывать для них направление движения… или как-то еще… И еще поле может очень отчетливо показывать, кого в этой картине не хватает. Так же, как и в «классической» расстановке с живыми заместителями, в расстановке с фигурками очень быстро становится ясно: на этом месте кто-то стоит.  Конечно, в этом случае мы просто добавляем в расстановку недостающую фигурку. И обычно так же быстро приходит понимание, кто этот человек, и каким должно быть следующее действие.

Чаще всего расстановки на фигурках проходят, так сказать, «в два хода». Начальная конфигурация — как это выглядит сейчас. И в этой же конфигурации уже видна конечная расстановка фигурок — к чему «стремится» поле семейной системы, как оно «хочет», чтобы все выглядело. В этом смысле, у расстановщика, если он находится в контакте с полем, вообще нет никакого выбора. Это похоже на течение ручейка, в который в каком-то месте случайно (или неслучайно) упал камень — и началось наводнение. Работа расстановщика состоит лишь в том, чтобы увидеть этот камень. А еще в том, чтобы позволить себе и клиенту увидеть тот же ручеек без камня. Вот и все. Скажу больше: работа ведущего состоит вовсе не в том, чтобы убирать камни и расчищать русло — это было бы слишком высокомерной позицией по отношению к семейной системе. Просто помочь клиенту каким-то глубоким духовным зрением увидеть то, что хочет проявить система… Для меня суть расстановок именно в этом.

И поэтому очень часто достаточно просто описать клиенту начальную конфигурацию, помогая ему увидеть существующие в ней потоки и связи. Моя практика показывает, что сам клиент в большинстве случаев видит конфигурацию поля в довольно искаженной форме: некоторые вещи он не замечает, а некоторые ощущает в преувеличенном виде. О причинах таких искажений я уже говорил выше — клиент всегда эмоционально вовлечен. Просто потому, что это его родная система, к которой он принадлежит каждой своей клеточкой. А показатель квалификации расстановщика — это максимальная невовлеченность при максимальном присутствии. И эта невовлеченность заключается вовсе не в том, что расстановщик сознательно или бессознательно защищает себя от чужих эмоциональных потоков. Мастерство расстановщика, в идеале, заключается в полном согласии с любыми эмоциями, идущими из клиентской системы, с любыми событиями, которые имели в ней место. Только тогда он может помочь клиенту вступить со всем этим хоть в какой-то контакт. И конечно, это возможно лишь в том случае, если сам расстановщик прошел достаточно долгий и глубокий путь личной трансформации.

Я думаю, что из сказанного стало немного понятнее, насколько расстановка, сделанная клиентом самостоятельно, может отличаться от расстановки, выполненной совместно с опытным ведущим. И я вовсе не призываю ни в коем случае не работать с фигурками самостоятельно. Нет! Конечно, пробуйте! Кое-что вы все равно увидите, почувствуете и поймете — и часто с большой пользой для себя. Но разница, тем не менее, существует, и она очень велика. Именно поэтому опытный расстановщик, если ему самому нужна расстановка с фигурками на важную тему, всегда обратится за ней к другому расстановщику.

Однако вернемся к нашей расстановке. После начальной конфигурации в большинстве случаев можно сразу же выставить итоговое расположение фигурок. И снова можно помочь клиенту увидеть потоки, связи, изменения. Хотя очень часто оказывается, что ему уже все ясно…

Изредка возникает необходимость продемонстрировать клиенту какой-то альтернативный вариант (“что будет, если…”) — конечно, если это предложение идет из семейной системы.

Иногда бывает очень полезно предложить клиенту сохранить итоговую расстановку на несколько дней, перенеся ее куда-нибудь на подоконник или на книжную полку. И тогда несколько дней спустя клиент может заметить, что изменения в конфигурации фигурок и поля потихоньку продолжаются, и, возможно, ему захочется как-то поменять положение фигурок. Кстати, такая возможность — это довольно серьезный довод в пользу проведения расстановки на фигурках дома у клиента и, что называется, “из материала заказчика”.

И конечно же, описанная структуры работы с фигурками вовсе не является “единственно правильной». Каждый случай индивидуален — и существует еще масса способов и методов работы. Главное, чтобы все происходящее было в согласии с семейной системой клиента.

В качестве дополнения предлагаю вам небольшой текст, где сравниваются различные положительные стороны классических расстановок и расстановок на фигурках.

© Андрей Степанов (Swami Deva Zaka). 2012
При использовании этой статьи или любой ее части,
 пожалуйста, не забудьте указать имя автора
и дать ссылку на сайт www.innerjourney.ru


Если вам требуется расстановка на фигурках, вы можете связаться со мной, перейдя по этой ссылке.

500+ фото цветочных композиций [HD]

500+ фото цветочных композиций [HD] | Download Free Images on Unsplash
  • A photoPhotos 10k
  • A stack of photosCollections 10k
  • A group of peopleUsers 1

flower

flower bouquet

blossom

floral design

graphic

pattern

floral

Unsplash logo

Unsplash+

В сотрудничестве с Лией Бекян

Unsplash+

Разблокировать

Цветочные изображенияЗеленые фоны

Цветочные изображенияplantblossom

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – –– – –– –– –––– – –.

Taylor Heery

Hd цветочные обоиjarpottery

S O C I A L . C U T

руки для первого лица

Hai Tran

hanoivietnamwheel

Marcella Marcella

plantgraphicsvase

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Lia Bekyan0011

UNSPLASH+

Разблокировка

Цветочный букетмагента Фоны. фотоцветыHd фиолетовые обои

Taisiia Shestopal

человекЛюди фотоКоричневые фоны

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Lia Bekyan

Unsplash+

Unlock

floral designadultfemale

Marcella Marcella

Flower imagesHd art wallpaperspainting

Zoe Schaeffer

Flower imagesplantRose images

Uljana Borodina

tulipsminimalisticminimalism

Linh Le

гипсофилаHd серые обоидом

Irene Strong

кыргызстанбишкекрозовые цветы

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Lia Bekyan

Unsplash+

Unlock

holding flowerpetalgeranium

Birgith Roosipuu

Flower imagesflowers bouquetroses bouquet

Flower imagesGreen backgrounds

Hd floral wallpapersjarpottery

hanoivietnamwheel

flower bouquetmagenta backgroundWomen фото и картинки

в помещенииHd узор картинкиЖивотные фото и картинки

человекЛюди изображения и картинкиКоричневый фон

цветочный дизайнвзрослыйженщина

Цветок фоторастениеРоза фото

гипсофилаHd серые обоидом

держа цветоклепестокгерань

–––– –––– –––– –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Цветочные изображениярастениецветок

рукифоральот первого лица

растениеграфикаваза

День Святого Валентина изображениявалентинкаугрюмый

икебанаорнаментмебель

Flower imagesblossomHd purple wallpapers

Flower imagesHd art wallpaperspainting

tulipsminimalisticminimalism

kyrgyzstanbishkekthe pink flowers

Related collections

Flower Arrangement

53 photos · Curated by Kristine R.

Flower arrangement

18 photos · Curated by Vivian

Цветочная композиция

8 фото · Куратор Jennie Van

Изображения цветовбукет цветовбукет роз

Flower imagesGreen backgrounds

handsforalfirst person

flower bouquetmagenta backgroundWomen images & pictures

ikebanaornamentfurniture

floral designadultfemale

Flower imagesHd art wallpaperspainting

babys breathHd grey wallpapershome

Flower imagesflowers bouquetroses bouquet

Flower imagesplantblossom

hanoivietnamwheel

в помещенииHd узор картинкиЖивотные фото

человекЛюди изображения и картинкиКоричневый фон

тюльпаныминималистическийминимализм

держащий цветоклепестковая герань

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – – – ––– –– –––– – –.

Hd цветочные обоиjarpottery

plantgraphicsvase

Valentines day imagesvalentinesmoody

Цветы фотоцветыHd фиолетовые обои

Похожие коллекции

Flower Arrangement

· R. Curtine 53 фото0011

Цветочная композиция

18 фото · Куратор Вивиан

Цветочная композиция

8 фото · Куратор Дженни Ван Скидка 20% на iStock Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

1000+ изображений цветочных композиций | Скачать бесплатные изображения на Unsplash

1000+ фотографий цветочных композиций | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
  • A Photophotos 10k
  • А.

    Логотип Unsplash

    Unsplash+

    В сотрудничестве с Anita Austvika

    Unsplash+

    Unlock

    столовые приборыПраздничные изображениязажженные свечи

    Luisa Brimble

    Изображения цветовфлористический дизайнИзображения животных

    –––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – –– – –– –– –––– – –.

    Christie Kim

    HD цветочная обои с цветочной обоими

    Carrie Beth Williams

    Baltflower Bouquetsunflow0011

    In collaboration with Anita Austvika

    Unsplash+

    Unlock

    platetable settingstyled table

    Markus Clemens

    wienösterreichallsystemsred

    Sara Ciungan

    plantblossompottery

    Kermen Tutkunova

    Rose imagestableFlower images

    micheile dot com

    flower arrangementpackaging

    Hugo Kruip

    lingendeuschlandNature images

    Логотип Unsplash

    Unsplash+

    In collaboration with Anita Austvika

    Unsplash+

    Unlock

    indoorstableclothtable and chairs

    Kaja Reichardt

    Flower imagesbouquetHd art wallpapers

    Aida Batres

    Flower imagesHd pattern wallpapersTexture backgrounds

    Frosty Ilze

    botanicalworkshopLove images

    Kerry Hu

    vaseikebanajar

    Nicolette Meade

    Hd фоткиHq фон фотоВесна фото

    Unsplash logo

    Unsplash+

    In collaboration with Anita Austvika

    Unsplash+

    Unlock

    Wedding backgroundscandlesinterior

    Marcella Marcella

    Flower imagesgraphicspainting

    cutleryCelebration imageslit candles

    Hd floral wallpapersRose imagesflora

    yeonnam-dongmapo-gusouth korea

    тарелкасервировка столастилизованный стол

    розы изображениястолЦветочные изображения

    цветочная композицияупаковка

    в помещениискатертьстол и стулья

    Цветы фото hd узоры обоиТекстуры фоны

    vaseikebanajar

    Свадебные фонысвечиинтерьер

    –––– –––– –––– – ––– – –––– –– – –– –– –– – – –– ––– –– –––– – –.

    Цветочные изображенияцветочный дизайнЖивотные изображения и изображения

    оценкабукет цветовПодсолнухи изображения и изображения

    calivermoreusa

    wienösterreichallsystemsred

    plantblossompottery

    lingendeutschlandNature images

    Flower imagesbouquetHd art wallpapers

    botanicalworkshopLove images

    Hd wallpapersHq background imagesSpring images & pictures

    Related collections

    Floral Arrangement

    56 photos · Curated by Joy J

    Floral arrangement / accessories

    81 photos · Куратор Haley G

    Цветочная композиция

    5 фото · Куратор Rasamijao Virginie

    Flower imagesgraphicspainting

    cutleryCelebration imageslit candles

    appreciationflower bouquetSunflower images & pictures

    plantblossompottery

    lingendeutschlandNature images

    Flower imagesHd pattern wallpapersTexture backgrounds

    Hd wallpapersHq background imagesSpring images & pictures

    Flower imagesfloral designAnimals images & pictures

    yeonnam- dongmapo-gusюжная корея

    тарелкасервировка столастилизованный стол

    цветочная композицияупаковка

    Цветочные изображениябукетHd арт обои

    vaseikebanajar

    Цветочные изображенияграфикаживопись

    –––– –––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

    Расстановки картинки: Системные семейные расстановки по Хеллингеру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх