Модели, герцоги и преступники: что скрывается за легендарными фотографиями Ричарда Аведона
Легендарный Ричард Аведон создавал фотографии, следуя собственному списку «не надо»: не надо искать правильный свет, не надо выстраивать композицию и не надо просить моделей позировать в замысловатых позах. Все, что было нужно Аведону, — белый фон, человек, который ему интересен, и то, что происходит между ними. Ричарда часто ассоциируют с модной фотографией, но в его архивах есть множество важных снимков на политические и общественные темы. В день рождения фотографа рассказываем истории, оставшиеся за кадром его работ.
Портрет герцогов Виндзорских
Герцог Виндзорский Эдуард и его супруга Уоллис Симпсон обожали своих мопсов: Дизраэли, Дэви Крокетта, Блэк Даймонда, Импа, Трупера и Джинсенга. Ричард Аведон хорошо об этом знал. Однажды он обмолвился (возможно, в шутку), что герцоги Виндзорские любят собак больше, чем евреев*.
В 1957 году Аведон договорился о фотосессии с Уоллис и Эдуардом в Нью-Йорке.
Репортаж из Государственной психиатрической больницы Восточной Луизианы
В 1963 году Ричард Аведон провел неделю в психиатрической больнице луизианского города Джексон. Аведон поддерживал закон об охране психического здоровья, предложенный президентом Джоном Кеннеди. Закон обеспечивал доступность психиатрической помощи и подразумевал реформацию психиатрии — сокращение количества больничных коек и клиник в пользу различных форм внебольничной помощи.
Аведон специально отправился в больницу Джексона. Ее построили в стиле греческого возрождения — архитектор получил задачу сделать учреждение непохожим на тюрьму, но на практике все получилось иначе. За красивым фасадом опасные преступники содержались в палатах со школьными учителями, а все страдания и сам процесс лечения были тщательно скрыты от глаз общественности: пациентам запрещали посещения, и часто их родственники даже не знали, где они находятся.
© Richard Avedon Foundation
© Richard Avedon Foundation
© Richard Avedon Foundation
© Richard Avedon Foundation
Явление Знаменитости, война и любовь: знаковые фотографии Энни Лейбовиц
Неизвестно, как Ричард Аведон получил разрешение на съемку, но он действительно заселился в одну из палат больницы вместе с оборудованием. Им двигали не только общественные причины — родная сестра Ричарда Луиза страдала от шизофрении и покончила с собой в подобном медицинском учреждении. Именно личная трагедия и желание помочь людям привели его в больницу Джексона.
Портрет Энди Уорхола после покушения
3 июня 1968 года Валери Соланас зашла на «Фабрику» Энди Уорхола и направила в его сторону пистолет — художник получил три ранения в живот, пережил клиническую смерть, но выжил. В результате операции он обзавелся шрамами на животе и сильнее погрузился в изучение насильственной смерти в своем творчестве. Газетные заголовки недолго пестрели новостями о короле поп-арта. Через два дня после покушения, совершенного Валери Соланас, палестинский террорист Серхан Бишара Серхан застрелил сенатора Роберта Кеннеди в лос-анджелесском отеле «Амбассадор». Пресса принялась обсуждать убийство второго Кеннеди и строить теории заговоров, поэтому о попытке застрелить Уорхола все забыли.
Но Энди Уорхол не был бы Энди Уорхолом, если бы не напомнил о себе и не получил свои 15 минут славы на волне покушения. Сам феномен популярности значил для художника очень много, он обожал известных людей и любил, чтобы говорили о нем. Через год после инцидента с Валери Соланас Энди позировал Ричарду Аведону. На фотосессии он задрал черную водолазку и показал свои шрамы. Получившееся фото — шокирующая и эксцентричная документация близости Энди к смерти.
«Довима со слонами»
Дороти Вирджиния Маргарет Джуба, известная миру как Довима, считалась самой популярной и высокооплачиваемой моделью 50-х. Пока ее коллеги работали за 25 долларов в час, Довима получала 75, снималась для ведущих глянцевых журналов и модных домов. Ее первую фотосессию сделал Ирвин Пенн, позднее Дороти часто работала и с Ричардом Аведоном.
В 1955 году они сделали одну из самых популярных фэшн-фотографий, которая называется «Довима со слонами». На снимке модель позирует в окружении слонов в платье Dior, созданным Ивом Сен-Лораном — на тот момент он был малоизвестным дизайнером и ассистентом Кристиана Диора.
© Richard Avedon FoundationФотография стала достоянием модной индустрии — ее считают лучшей рекламой Dior за всю историю модного дома. Критики и исследователи до сих пор пытаются познать тайну «Довимы со слонами». Кто-то говорит, что своей работой Аведон хотел показать скоротечность жизни, другие уверяют, что фотограф пытался запечатлеть хрупкую красоту. Сам Ричард, к удивлению, не разделял всеобщего восторга: «Глядя на фотографию, я постоянно думаю, что пояс платья должен развеваться влево. Из-за небольшого упущения я никогда не буду доволен этим снимком».
Явление «Афганская девочка»: кто такая Шарбат Гула и что скрывается за ее знаменитым фото
Портреты Дика Хикока и Перри Смита
В 1959 году маленький городок Холкомб в штате Канзас потрясло жестокое убийство — Дик Хикок и Перри Смит убили семью Клаттеров. Изначально они планировали только ограбление — глава семейства Герберт Клаттер считался довольно зажиточным фермером. Хикок и Смит ворвались в дом жертв, но когда не нашли сейфа со сбережениями, то убили Герберта, его жену и двоих детей.
Возможно, эта история никогда не покинула бы пределы Канзаса, но крошечную заметку о случившемся в одной из газет увидел писатель Трумен Капоте. Он начал собственное расследование и по его итогам выпустил роман «Хладнокровное убийство». Некоторые факты Капоте безусловно додумал и приукрасил, но книга стала бестселлером, а Дик Хикок и Перри Смит — в некоторой степени знаменитостями.
Хикок (слева) и Смит / © Richard Avedon Foundation Если бы не дружба Трумена Капоте с Ричардом Аведоном, то потомкам пришлось бы лицезреть убийц лишь на магшотах, фотографиях из зала суда или снимках из семейных архивов. Но Капоте попросил Аведона отправиться в Канзас, чтобы сделать снимки Хикока и Смита, пока они ожидают суда в местной тюрьме.
* Известно, что Эдуард и Уоллис в 1937 году посещали Германию по приглашению Гитлера и близко общались с лидером британских нацистов Освальдом Мосли. Из-за этого множились слухи об их симпатии к нацистской идеологии и антисемитизму.
150 женщин в объективе Ричарда Аведона — FW-Daily
«Если я хотя бы один день не занимался чем-нибудь, связанным с фотографией, мне казалось, что я пропустил что-то очень важное — как будто забыл проснуться», — признался как-то Ричард Аведон, оставивший после себя внушительное фотонаследие. Его творческие искания начались еще в детстве, лет в 9 или 10, когда юный Ричард поймал в объектив композитора Сергея Рахманинова, соседа дедушки Аведона, жившего на Манхэттене. К сожалению, тот кадр не сохранился, но за свою продолжительную карьеру Аведон сумел сделать миллионы потрясающих, уникальных снимков. Чего только стоил проект «Американский запад», в рамках которого на протяжении пяти лет — с 1979 по 1984 год — он объехал 189 городов, запечатлев во время своего путешествия 752 человека. В кадр попадали обычные рабочие, официанты придорожных кафе и дорогих ресторанов, фермеры и водители попуток. Между тем не только «простых смертных» приходилось снимать фотографу. Легендарные актрисы и актеры, музыканты, художники, балерины, оперные дивы и даже репортеры имели за честь позировать признанному мастеру фотографии. А задолго до этого настоящую революцию Аведон совершил в fashion-фотографии. Работая в модных изданиях Harper’s Bazaar и Vogue, а также сотрудничая с именитыми модными дизайнерами, он экспериментирует с постановкой кадров, выводя своих моделей за пределы студии и устраивая съемки прямо посреди городских улиц, в парках, на пляже или на арене цирка, в баре или в казино.
Безусловно, в его портфолио немало кадров с представителями сильной половины, но женщины вдохновляли и восхищали Ричарда прежде всего. Мы предлагаем вашему вниманию 150 известных представительниц прекрасного пола и муз фотографа, а также лучшие снимки с ними.






Ричард Аведон | Ричард Аведон Биография | American Masters
«Все фотографии соответствуют действительности. Ни одна из них не является правдой».
– Ричард Аведон
Что общего у Жана Жене, Джимми Дюранте, Бриджит Бардо, Джорджии О’Киф, Жака Кусто, Энди Уорхола и Лены Хорн? Они были одними из многих личностей, запечатленных фотографом Ричардом Аведоном. Более пятидесяти лет портреты Ричарда Аведона украшали страницы лучших журналов страны. Его яркие образы и блестящее понимание персонажей сделали его одним из ведущих американских фотографов-портретистов.
Родившийся в Нью-Йорке в 1923 году, Ричард Аведон бросил школу и присоединился к фотоотделу торгового флота. По возвращении в 1944 году он нашел работу фотографа в универмаге. В течение двух лет он был «найден» арт-директором Harper’s Bazaar и работал для них, а также для Vogue , Look и ряда других журналов. В первые годы Аведон зарабатывал на жизнь в основном работой в рекламе. Однако его настоящей страстью был портрет и его способность выражать суть предмета.
По мере того, как росла известность Аведона, росла и возможность встречаться и фотографировать знаменитостей из самых разных областей. Способность Аведона представлять личные взгляды общественных деятелей, которые в противном случае были далеки и недоступны, была немедленно признана публикой и самими знаменитостями. Многие искали Аведона для своих самых публичных изображений. Его художественный стиль придавал портретам ощущение изысканности и авторитетности. Больше всего на свете способность Аведона успокаивать своих героев помогает ему создавать правдивые, интимные и долговечные фотографии.
На протяжении всей своей карьеры Аведон придерживался собственного уникального стиля. Портреты Аведона, известные своим минимализмом, часто хорошо освещены и находятся на белом фоне. При печати изображения регулярно содержат темные очертания пленки, на которой изображение было заключено в рамку. В минимализме его пустой студии объекты Аведона свободно перемещаются, и именно это движение придает изображениям ощущение спонтанности. Часто содержащие только часть фотографируемого человека, изображения кажутся интимными в своем несовершенстве. В то время как многие фотографы заинтересованы либо в том, чтобы поймать момент времени, либо в подготовке формального изображения, Аведон нашел способ сделать и то, и другое.
Помимо своей работы в журнальной индустрии, Аведон сотрудничал с несколькими книгами портретов. В 1959 году он работал с Трумэном Капоте над книгой, в которой задокументированы некоторые из самых известных и важных людей века. Наблюдения включали изображения Бастера Китона, Глории Вандербильт, Пабло Пикассо, доктора Дж. Роберта Оппенгеймера, Фрэнка Ллойда Райта и Мэй Уэст. Примерно в это же время он начал серию изображений пациентов психиатрических больниц. Заменив контролируемую среду студии на больничную, он смог воссоздать гениальность других своих портретов с не знаменитостями. Жестокая реальность жизни безумцев резко контрастировала с другими его работами. Спустя годы он снова перешел от своих портретов знаменитостей к серии студийных изображений бродяг, карнавальных рабочих и американцев из рабочего класса.
На протяжении 1960-х годов Аведон продолжал работать для Harper’s Bazaar , а в 1974 году он сотрудничал с Джеймсом Болдуином над книгой Ничего личного . Встретившись в Нью-Йорке в 1943 году, Болдуин и Аведон были друзьями и сотрудниками более тридцати лет. На протяжении всех 1970-х и 1980-х годов Аведон продолжал работать в журнале Vogue , где он делал одни из самых известных портретов десятилетий. В 1992 году он стал первым штатным фотографом за 9 лет.0005 The New Yorker , а два года спустя Музей Уитни объединил пятьдесят лет его творчества в ретроспективе «Ричард Аведон: доказательства». Он был признан одним из десяти величайших фотографов мира журналом Popular Photography , а в 1989 году получил звание почетного доктора Королевского колледжа искусств в Лондоне. Сегодня его картины продолжают знакомить нас с более близким, более личным взглядом на великих и знаменитых.
Аведон умер 1 октября 2004 года.
Новая крупная выставка Ричарда Аведона прибывает в Милан — с небольшой помощью Versace
В моей зрительной памяти Ричард Аведон — фотограф, чья работа на протяжении примерно 60 лет свела нас лицом к лицу с актерами, танцорами, борцы за гражданские права, главы государств, изобретатели, музыканты, художники и писатели — прежде всего автор серии легендарных фэшн-фотографий. Эти изображения помогли определить роль фотографа в создании модных фантазий и прояснили, насколько важны отношения между фотографом, модным редактором и арт-директором на съемке. (Со своей стороны, Аведон начал в 9 лет.0005 Harper’s Bazaar с Дайаной Вриланд в качестве модного редактора и Алексеем Бродовичем в качестве арт-директора.) Его модные образы — это парадигма современности, конденсирующая навязчивые идеи, желания и мечты очень большой аудитории. В ателье своей матери в Реджо-ди-Калабрия, куда поступали такие издания, как Harper’s Bazaar и Vogue , Джанни Версаче открыл для себя Аведона в детстве благодаря эффектной фотографии Довимы со слонами, опубликованной в 1955 году. В тот момент Джанни решил, что однажды они будут работать вместе.
Довима со слонами, вечернее платье Dior, Cirque d’Hiver, Париж, август 1955 г.
Предоставлено Фондом Ричарда Аведона
Выставка «Ричард Аведон: Отношения» в Королевском дворце в Милане, подготовленная и организованная Skira Editore (а также с Versace и Vogue Italia в качестве партнеров), представляет возможность через коллекцию фотографии из Фонда Ричарда Аведона и Центра творческой фотографии в Тусоне, выбранные куратором Ребеккой А.