Рифеншталь лени: Лени Рифеншталь и преступления «третьего рейха» – DW – 26.11.2020

Лени Рифеншталь и преступления «третьего рейха» – DW – 26.11.2020

Сцена из фильма «Низина»Фото: picture-alliance/dpa

Культура

Ефим Шуман

26 ноября 2020 г.

Ее считают талантливым режиссером-документалистом, избравшим неправедный путь проводника нацистской пропаганды. Но была ли она непосредственно замешана в преступлениях нацистов?

https://p.dw.com/p/3lCZg

Реклама

Имя Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) давно стало легендарным, несмотря на очевидную неоднозначность ее творчества. Ее режиссерский талант и эстетические находки до сих пор восхищают многих кинокритиков, которые вместе с тем, кончено, не забывают, что Рифеншталь поставила свой талант на службу пропаганде «третьего рейха». Ее документальные фильмы «Триумф воли» о партийном съезде НСДАП в Нюрнберге 1934 года и «Олимпия» об Олимпийских играх в Берлине в 1936 году принесли Лени Рифеншталь весьма двусмысленную славу.

Сама она говорила о себе после 1945 года: «Я была наивной девочкой, политической идиоткой». И подчеркивала: «Из-за меня никто не пострадал».

Вождь без недостатков

О том, что это не так, рассказывает только что вышедшая книга Нины Гладиц (Nina Gladitz) «Лени Рифеншталь: карьера одной преступницы». Она начинается цитатой из интервью Лени Рифеншталь (уже тогда, в феврале 1937 года, известного кинодокументалиста) одной из американских газет: «Для меня Гитлер — самый великий человек, который когда-либо жил на Земле… Он красивый, умный, обаятельный. У всех великих мужей Германии — Фридриха Великого, Ницше, Бисмарка — были какие-то недостатки. Есть они и у соратников Гитлера. У него одного их нет».

Лени Рифеншталь с ГитлеромФото: CPA Media Co. Ltd/picture-alliance

«Наивной девочкой» ее тогда вряд ли можно назвать. Ей было 34 года, она уже сняла для нацистов не только «Триумф воли», но и другие фильмы, названия которых говорят сами за себя: «Победа веры» и «Наш вермахт». Ее близость к верхушке «третьего рейха», прежде всего, к Гитлеру и Геббельсу, была хорошо известна. Министр пропаганды, который считал, что для «рейха» важнейшим искусством является кино (знакомые слова!), записал в своем дневнике: «Рифеншталь — единственная из деятелей кино, кто нас по-настоящему понимает». Пройдет еще немного времени, и Рифеншталь возглавит бригаду кинематографистов, которая будет снимать вторжение в Польшу в сентябре 1939 года.

С собой в главной роли

Но все же одно дело — пропаганда, а другое — прямое соучастие в преступлениях нацистов. Долгие годы Лени Рифеншталь чаще всего верили, что она в этих преступлениях непосредственно не принимала участия и даже точно не знала, что представляют собой концлагеря. Но в 1982 году немецкая телерадиокомпания WDR выпустила документальный разоблачительный фильм «Время умолчания и тьмы». Режиссером этого фильма была Нина Гладиц, написавшая сейчас книгу о Рифеншталь.

Плакат фильма «Триумф воли»Фото: Everett Collection/picture-alliance

Главной темой документальной ленты Гладиц, как и ее нынешней книги, стал единственный художественный фильм, который снимала во времена «третьего рейха» Лени Рифеншталь. Она и раньше, во второй половине 1920-х и в начале 1930-х годов, ставила художественные фильмы, в значительной части которых сама и играла главные роли. Это были непритязательные сентиментальные мелодрамы, действие которых происходило, как правило, в заснеженных альпийских горах. Такой же, в общем, фильм Рифеншталь решила снять и в 1940 году (судите хотя бы по заглавному снимку).Фильм назывался «Низина».

Единственное, но существенное отличие: у нее теперь было куда больше возможностей, чем за десять лет до этого, когда она еще не была ведущим кинопропагандистом «третьего рейха». Рифеншталь сама написала сценарий, сама ставила картину и сама играла главную роль. Гитлер лично дал указание выделить для съемок фильма 6-7 миллионов рейхсмарок из бюджета, — несмотря на то, что шла война.

Статисты из концлагеря

Съемки то и дело прерывались, приходилось переезжать с места на место… В 1944 году снимали недалеко от Зальцбурга, в Альпах, хотя действие фильма происходило в Пиренеях. Ну, с горами ладно: они более или менее похожи, а вот где взять статистов-испанцев? И вот, как рассказывает Гладиц, Рифеншталь запросила «по-южному выглядящих людей» (именно так было сформулировано)… в концлагере. Ей прислали синти и рома из «цыганского концлагеря» Максглан, который был расположен неподалеку.

Никаких денег они, конечно, за это не получили. Отказаться сниматься в фильме не могли. Более того: как подчеркивает Гладиц, Рифеншталь обещала им, что с ними ничего не случится, хотя знала, что после съемок их депортируют. Большая часть из этих 123 человек позже погибла в Освенциме.

В 1982 году Рифеншталь подала в суд на Гладиц: мол, всё это — клевета. Судебные споры длились несколько лет. Иск Рифеншталь был почти по всем пунктам отвергнут, кроме одного: невозможно было доказать, что Рифеншталь знала о предстоящей депортации снимавшихся в ее фильме цыган в Освенцим.

Лени Рифеншталь в 2000 годуФото: picture-alliance/dpa/U. Baumgarten

Кстати, «Низина» была окончательно смонтирована уже после войны, в 1953 году. Художественное качество его весьма сомнительно. Но вот что интересно: все сцены, в которых участвовали синти и рома, Лени Рифеншталь еще тогда вырезала из фильма.

За прошедшие годы Нина Гладиц нашла в архивах новые документы и разыскала новых свидетелей, подтверждающих ее правоту. Книга развенчивает миф о «наивности» и «невинности» Лени Рифеншталь. Единственное, что по мнению немецких рецензентов, портит эту книгу, — излишний пафос и постоянно повторяемые пассажи о том, что Рифеншталь на самом деле не была талантливой, что она занималась плагиатом и так далее. Но в том-то и дело, что у нее действительно был талант. Тем большая на нее ложится ответственность.

Смотрите также:

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Концлагерь МаутхаузенКонцлагерь Берген-БельзенКонцлагерь ОсвенцимНацизмКонцлагерь Треблинка»Гибридная война»Концлагерь БухенвальдИван (Джон) ДемьянюкНационал-социализмРепарацииПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

фильмография, фото, биография. Актёр, Исполнитель.

Берта Хелена Амалия Рифеншталь (настоящее имя) родилась 22 августа 1902 года в Берлине, тогда Германской империи. Ушла из жизни в 101 год, 8 сентября 2003-его.

С четырех лет Берта занималась танцами и в 19 лет, несмотря на очень поздний возраст, была принята в балетную школу русской балерины Евгении Эдуардовой Лени. Однако после травмы колена врачи запретили ей танцевать. Тогда Рифеншталь решила стать киноактрисой. Вскоре ей удалось получить роль танцовщицы в ленте «Путь к силе и красоте» (1925). Однако на половине пути проект закрыли. Тогда упорная Рифеншталь сама взяла в руки камеру и за свои деньги доделала кино. Следом новоявленная актриса появилась еще в нескольких лентах, которые закрепили ее узнаваемость. Сыграла главные роли в лентах «Священная гора» (1926), «Большой прыжок» (1927), «Белый ад Пиц-Палю» (1929) и других картинах преимущественно одного режиссера – Арнольда Фанка.

Уже в 1931 году 29-летняя Рифеншталь создала собственную кинофирму и сразу начала сама снимать. Через год она дебютировала как режиссер фильмом «Голубой свет» (1932), где также сыграла главную роль. Лента рассказывает о связи художника и отшельницы, которая помогает ему найти голубой свет, излучающийся среди вершин альпийских гор. Лента оказалась более чем удачной – удостоилась серебряной медали в Венеции и стала хитом своего времени не только в Германии, но и в Италии, и Франции.

С приходом к власти Адольфа Гитлера Рифеншталь сама написала ему письмо и добилась его расположения. В итоге, когда правитель нацистской Германии стал искать автора для документальных съемок съезда НСДАП 4–10 сентября 1934 года в Нюрнберге, то позвал свою подругу Рифеншталь. «Триумф воли» (1935) был всего лишь четвертым фильмом Рифеншталь, однако навсегда вошел в историю как один из самых революционных в истории кино. Лени использовала 30 камер и 120 ассистентов и придумала много новаторских приемов – например, поставила операторов на коньки, использовала пожарные машины для съемок с высоты и так далее.

А затем она смонтировала речи нацистов так, что в результате получился выдающийся документальный фильм, самый популярный пропагандистский фильм в истории. Ведь режиссер превратила нацистский съезд в настоящую поэзию власти и тирании. Тогда Рифеншталь удостоилась кинопобед в Париже и Венеции. А спустя время «Триумф воли» вошел в историю кино.

Следом Лени доверили снимать фильм об Олимпиаде 1936 года в Берлине – так появилась лента «Олимпия» (1938). Для того чтобы добиться идеальной, яркой, живой картинки, Лени рыла ямы, использовала воздушные шары и дирижабли и массу других приемом, которые в то время стали истинной революцией в кинопроизводстве.

С началом войны Рифеншталь предложили снимать фронтовые фильмы. Но однажды увидев расстрел заложников, она отказалась работать на войне. После этого ее картины перестали финансироваться, а Лени попала в немилость фашисткой верхушки. Уже после войны она стала объектом унизительных обвинений и допросов.

В 50–60-ые годы Лени пыталась вновь снимать, ей не удалось реализовать ни один из задуманных фильмов. После 70 лет Рифеншталь успешно занялась фотографией. А затем почти 100-летняя режиссер получила диплом аквалангиста и сняла фильм о подводном мире «Коралловый рай» (2003).

Игра, глядя на режиссера Гитлера, намекает на наши современные средства массовой информации

Перейти к основному содержанию

Домашняя страница CT Insider

Сейчас читается

Игра, глядя на кинорежиссера Гитлера, намекает на наши современные средства массовой информации

  • Подписывайся Подписывайся

Противоречия в долгой жизни Лени Рифеншталь, известной больше всего как кинорежиссер Гитлера, могут вызвать массу споров.

В пьесе Сары Гринман «Лени» эти сражения ведет сама Рифеншталь, сама с собой, как утверждает юная Лени и отрицает старая Лени.

Два ее самых известных фильма, «Триумф воли» и «Олимпия», до сих пор признаются блестящими кинематографическими произведениями, даже несмотря на то, что они поносятся как пропаганда нацистского режима. Ее техниками, если не ее посланием, восхищались Чарли Чаплин и Уолт Дисней (по общему мнению, свадьба в «Золушке» смоделирована по образцу ее операторской работы на митингах в Нюрнберге).

Поскольку Рифеншталь режиссирует свой собственный автобиографический фильм, пьеса рассматривает мифотворчество и ответственность искусства в эпоху современных средств массовой информации.

Это вторая серия расширенного сезона инновационной студии Strawberry Theater Workshop, в которой основное внимание уделяется сценическим произведениям биографии. В постановке задействованы Александра Таварес из Вашингтонского ансамблевого театра и фаворитка Сиэтлской шекспировской труппы Эми Тон в роли младшей и старшей Рифеншталь соответственно.

Хотя Гринман живет в Далласе, до недавнего времени она была активным членом театрального сообщества Сиэтла.

  1. В этом районе Коннектикута наблюдается один из самых медленных темпов роста личных доходов в стране.
  2. Разыгрывающий женской баскетбольной команды Калифорнийского университета в Коннектикуте Ника Мюль осваивает новую роль: «Она сильно выросла»
  3. Новый след пива CT появляется после того, как спрос «подавил» предыдущую программу
  4. 25+ вещей, которые нужно сделать в Коннектикуте в эти выходные, 18-20 ноября
  5. Iron Chef Sushi откроется в центре Мэдисона, на месте бывшего ресторана Sea House.
  6. UConn единственная школа в стране с мужскими, женскими баскетбольными и хоккейными командами, входящими в топ-25.
  7. Житель Нью-Милфорда, погибший в результате пожара в машине, был «мотиватором» для своего племянника и «танцующим пиратом» для друзей.

Первый мастер-класс по пьесе прошел в рамках выставки женского драматургии Mae West Fest в 2006 году, и с тех пор она ставится в Портленде и на Международном фестивале Fringe в Нью-Йорке.

«Лени» открывается в четверг и проходит в Erickson Theater Off Broadway, 1524 Harvard Ave. , до 27 июля. Он продолжается в Broadway Performance Hall, 1625 Broadway Ave., до 9 августа. Билеты 10–15 долларов; www.brownpapertickets.com.

— Джанни Труцци

  1. В этом районе Коннектикута наблюдается один из самых медленных темпов роста личных доходов в стране.
  2. Разыгрывающий женской баскетбольной команды Калифорнийского университета в Коннектикуте Ника Мюль осваивает новую роль: «Она сильно выросла»
  3. Новый след пива CT появляется после того, как спрос «подавил» предыдущую программу
  4. 25+ вещей, которые нужно сделать в Коннектикуте в эти выходные, 18-20 ноября
  5. Iron Chef Sushi откроется в центре Мэдисона, на месте бывшего ресторана Sea House.
  6. UConn единственная школа в стране с мужскими, женскими баскетбольными и хоккейными командами, входящими в топ-25.
  7. Житель Нью-Милфорда, погибший в результате пожара в машине, был «мотиватором» для своего племянника и «танцующим пиратом» для друзей.

Дивы серебряного экрана

 

 

Задержанные лучи звезды
Аманда Ли Коу
Doubleday. 383 страницы, 27,95 долларов США

 

 

КТО ИЗ НАС не хотел заглянуть внутрь жизни самых гламурных или интригующих звезд ушедшего поколения? В дебютном романе Аманды Ли Коу «, задержавшиеся лучи звезды». 0086 мы знакомимся с тремя такими звездами: Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь и Анной Мэй Вонг. Первые три главы романа чередуются между своими историями, которые обозначены символами, которые Коу использует для обозначения переходов между персонажами на протяжении всей книги.

            Их повествования впервые пересекаются на вечеринке в Берлине в 1928 году, когда начинается роман. Действие вращается вокруг фотографии, вдохновившей Коу на создание книги, которая на самом деле была сделана в 1930 году, когда три женщины стояли вместе и позировали фотографу. В повествовании Коу Дитрих затем проливает свой напиток на платье Вонга, а в последующих главах попытка почистить платье приводит к короткому сексуальному контакту в ванной. На этих страницах Дитрих играет ожидаемые роли: мегера, бисексуальная соблазнительница с обаянием, способная переспать с кем угодно. Заядлые поклонники золотой эры Голливуда будут в восторге от рассказов о романе Дитрих и Вонг и о том, как он повлиял на их работу над фильмом Йозефа фон Штернберга «9». 0085 Шанхайский экспресс . Любителям кино понравится отделять исторические факты от вымысла, которые Коу сплетает воедино так органично, что вопрос о том, что реально, а что нет, перестает иметь значение по мере того, как читаешь глубже.

Фотография: Дитрих, Вонг и Рифеншталь, 1930 год. Гарвардский художественный музей.

            Но роман предназначен не только и даже не в первую очередь для тех ностальгирующих фанатов, которые хотят погрузиться в ушедшую эпоху. В его основе задержанных лучей звезды — это подробное исследование предрассудков той эпохи на примере жизней трех женщин, вызывающих самые политические разногласия. Некоторые читатели могут не знать, что Дитрих покинула свою родную Германию во время прихода к власти Гитлера, осудила нацистов, стремилась получить гражданство США и выступала перед солдатами, сражавшимися против Германии во время Второй мировой войны. Между тем, Лени Рифеншталь, которая пробовалась на роль, которая сделала Дитрих знаменитой (Лола Лола в 1930-х годах Голубой ангел ), стала одним из самых печально известных и ругаемых режиссеров всех времен благодаря покровительству Адольфа Гитлера и ее роли. как руководитель большей части нацистской пропаганды, в том числе Триумф воли (1935).

            В разгар этого сильного германского влияния повествование Анны Мэй Вонг предлагает альтернативную, но не менее политическую точку зрения, исследуя, как Вонг боролась с присущим Голливуду расизмом и Кодексом Хейса, стремясь к карьере в кино. Из трех женщин Вонг обладает самой низкой степенью контроля над своим артистическим диапазоном, не имея ни преимуществ суперзвезды, ни поддержки диктатора, чтобы поддержать ее. Следовательно, Вонгу периодически присваивали тип, предлагали подчиненные роли или вообще пропускали. В конце концов, ее повествование оказывается самым трогательным, так как достоинство ее персонажа не подрывается гротеском старости или фашизма, как у Дитрих и Рифеншталь соответственно.

            Коу дополняет три основных повествования второстепенными сюжетными линиями, посвященными многим — можно даже сказать, слишком многим — второстепенным или третичным персонажам, в том числе немецкому философу Вонга, другу по переписке Вальтеру Бенджамину; лучший мальчик на съемках Рифеншталь Tiefland , Ханс Хаас; и Бебе, китайская горничная, которая ухаживает за стареющей Дитрих в последние годы ее жизни, когда она томится в постели в Париже, используя лиможский кувшин в качестве подкладного судна и обливая себя духами вместо купания. В этих побочных сюжетах политический замысел романа становится невозможным игнорировать даже тем читателям, которые просто хотят читать о старом Голливуде и Второй мировой войне. Когда бойфренд Бебе, наполовину немец, наполовину турок, застрелен восточногерманскими солдатами у Берлинской стены или когда сама Бебе депортирована обратно в Китай после расстрела, Коэ комментирует абсурдность политических режимов и напряженности, которые преобладали во второй половине 20 века.

            Неудивительно, что роман заканчивается падением Берлинской стены в 1989 году. Проснувшись большую часть действия, Дитрих с изумлением наблюдает за последствиями по телевизору. Это начало новой эры, которую до сих пор преследуют образы прошлого. Роман Коу — печальное исследование того отсроченного влияния, которое наша коллективная и индивидуальная история может оказать на настоящее.

___________________________________________________

 Рут Жоффр — автор сборника рассказов Night Beast.

Рифеншталь лени: Лени Рифеншталь и преступления «третьего рейха» – DW – 26.11.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх