Рифеншталь: (Leni Riefenstahl, Helene Bertha Amalie Riefenstahl) — , , , — —

Лени Рифеншталь — пропагандистка Третьего рейха и самый спорный культурный деятель XX века

22 августа 1902 года в Берлине родилась Хелена «Лени» Рифеншталь, которой предстояло стать одной из главных пропагандисток нацистской Германии и приближенной Гитлера. Хотя у нее самой были совсем другие планы на жизнь. Вспоминаем насыщенную биографию этой неоднозначной героини истории прошлого столетия.

Берта Хелена Амалия Рифеншталь появилась на свет на заре XX века. Ее отец Альфред Рифеншталь был деспотичным, властным и нетерпимым человеком, он владел крупной фирмой по производству и установке вентиляционных и отопительных приборов, а также очень четко представлял, каким должно быть воспитание его детей (Лени и ее младшего брата Хайнца). Мать же была покладистой женщиной. Родители сходились в одном: девочке положено развивать в себе художественные способности. С ранних лет Лени занималась музыкой и живописью. В юности к этому добавились плавание, гимнастика, теннис и коньки.

Всю жизнь Лени ее судьбу определяли два ключевых качества — впечатлительность и амбициозность. Она всегда легко загоралась новой идеей и всегда самозабвенно стремилась к самым высоким результатам во всем, что она делала. Первой ее большой страстью стали танцы. Однако отец не поощрял желание девочки заниматься классической и современной хореографией. Некоторое время она при содействии матери посещала занятия тайно и добилась больших успехов. Когда правда выяснилась, между отцом и дочерью начались бесконечные скандалы. Иногда Лени даже уходила из дома. В качестве компромисса было решено, что в училище Рифеншталь будет изучать живопись, а танцы станет посещать факультативно. Исполнив желание родителя и окончив художественное училище, Лени наконец смогла с головой окунуться в хореографию. Она изучала классическое и экспрессивное направления и вскоре уже ездила по Европе с сольной программой. Ее перспективная карьера оборвалась на самом взлете — девушка порвала связки, а значит, о дальнейших выступлениях можно было забыть.

Лени Рифеншталь

Отправляясь на прием к врачу, она увидела плакат фильма «Гора судьбы» режиссера Арнольда Фанка. И это стало вторым сильнейшим впечатлением в ее жизни. Популярный в те годы в Германии жанр «горного кино» потряс ее и подарил новую мечту — об актерской карьере. С присущим ей напором Рифеншталь в течение нескольких месяцев познакомилась с исполнителем главной роли в «Горе судьбы» Луисом Тренкером и режиссером картины Арнольдом Фанком, очаровала его, разорвала помолвку с теннисистом Отто Фройцхаймом, убедила Фанка в своем актерском даровании, стала его музой и главной звездой. Несколько лет она исполняла главные женские роли во всех фильмах Фанка о горных вершинах — «Священная гора», «Большой прыжок», «Белый ад Пиц-Палю», «Бури над Монбланом» и «Белое безумие».

Удовлетворив свои амбиции на актерском поприще, Лени двинулась дальше. Она захотела снимать фильмы сама. Постоянно находясь рядом с Фанком, она переняла у него приемы монтажа и редактуры отснятого материала. В 30 лет Рифеншталь представила свой дебютный фильм — «Голубой свет». Разумеется, тоже о горах. Однако она стремилась показать их зрителю совсем другими, загадочными и мистическими, но при этом не выдвигать на первый план, как это делал Фанк. Рифеншталь выступила не только режиссером, но и сценаристом и продюсером картины, а также исполнила в ней главную роль. Фильм имел большой успех в Германии и за ее пределами.

Лени Рифеншталь

А далее Лени ждало очередное потрясение. В 1932 году в берлинском Дворце спорта она впервые увидела выступление Адольфа Гитлера — и была сражена его харизмой и ораторским мастерством. Недолго думая, Рифеншталь написала фюреру письмо — оказалось, что он тоже был весьма впечатлен ее талантом. Гитлер видел фильм «Голубой свет», остался крайне доволен и счел Лени идеалом женщины новой Германии. Они встретились, и рейхсканцлер сделал Рифеншталь предложение, от которого она не могла отказаться, — ей было поручено снять фильм о пятом съезде Национал-социалистической немецкой рабочей партии. 1 декабря 1933 года «Победа веры» вышла на экраны. Но не эта репортажная лента стала вершиной ее карьеры. Через год Рифеншталь по заказу партии снова снимет съезд НСДАП. «Триумф воли» только выглядел как документальный фильм, но на самом деле был тщательно отрепетирован и поставлен. Вместе с Лени на площадке работало 170 помощников, 35 операторов и 30 камер. Монтаж шел больше полугода. Впоследствии фильм был признан лучшим образцом пропагандистского кино всех времен.

Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь

В 1936 году министерство пропаганды во главе с Геббельсом заказало Рифеншталь очередную картину, на этот раз о спорте. Лени предстояло запечатлеть Олимпийские игры в Берлине. Фильм «Олимпия» в двух частях монтировался два года, в 1938 году первая его часть удостоилась главного приза на Венецианском кинофестивале. В работе над фильмом Рифеншталь применила массу художественных приемов, которые теперь широко используются в кинематографе: она одной из первых поставила камеру на рельсы и стала использовать замедленную съемку. Многие придуманные ей приемы монтажа до сих пор помогают создавать рекламные ролики и музыкальные клипы. На вершине успеха «Олимпии» Лени по приглашению студии «Метро-Голдвин-Майер» отправилась представлять картину в Голливуде, где ее ждали встречи с Уолтом Диснеем, Кингом Видором и Генри Фордом. Но ровно в этот момент в Германии случились массовые еврейские погромы («Ночь разбитых витрин»), фильм был бойкотирован, и кинотеатры отказались от его проката.

А после была война. Рифеншталь по распоряжению Гитлера отправилась на фронт в качестве репортера, чтобы документировать «победоносное» шествие фюрера. В Польше она стала свидетельницей жестоких расправ над военнопленными и мирным населением. Много лет спустя Лени рассказывала, что пыталась вмешаться, но ее саму взяли на мушку. После этого случая она добилась права вернуться домой и начала работать над следующим фильмом. Действия «Низины» происходят в испанских горах, но снимать приходилось в Германии, поэтому в качестве массовки режиссер использовала более сотни цыган, которых привезли из концлагерей. Многие из них до падения фашизма не дожили. Когда война закончилась и Лени несколько раз представала перед судом, она уверяла, что ничего не знала ни о лагерях, ни о том, куда отправятся ее статисты после съемок.

Лени Рифеншталь

Последний раз она виделась с Гитлером в конце марта 1944 года, сразу же после своей свадьбы с лейтенантом Петером Якобом, который после ранения на фронте работал у нее на съемочной площадке каскадером.

Давая показания в суде, Рифеншталь уверяла, что она аполитична, в партии никогда не состояла, что попала под влияние Гитлера, но совершенно не ведала, что он творит. Она лишь хотела заниматься чистым искусством, а Третий рейх давал ей такую возможность. Еще во время процесса у нее развилась депрессия, а в 1947 году она попала в психиатрическую клинику. В том же году Лени развелась с мужем. Приговор ей был вынесен только в 1950-м: Рифеншталь была признана «попутчиком», то есть симпатизирующей нацистам, но лично не совершавшей преступлений.

Все эти события отбили у Лени желание продолжать работать в кино, да и готовых сотрудничать с ней сильно поубавилось. Но без дела она сидеть, разумеется, не собиралась. Прочитав книгу «Зеленые холмы Африки» Эрнеста Хемингуэя и в очередной раз загоревшись новой идеей, Рифеншталь, прихватив фотокамеру, отправилась на изучение нового для себя континента. Так бывшая танцовщица, актриса и режиссер стала фотографом. Ее энтузиазм не угас даже после того, как она попала в автокатастрофу и провела некоторое время в больнице. В Судане она начала снимать нубийские племена, которые до этого антропологи и журналисты обходили вниманием. Ее выставки и альбомы пользовались огромным успехом, фотографии публиковались в ведущих мировых журналах. Однако критики ей избежать не удалось — многие называли ее снимки чернокожих мужчин и женщин проявлением «фашистской эстетики». Но Лени снимала не только нубийцев, в ее объектив попало немало знаменитостей, например, Энди Уорхол и Мик Джаггер. А Хельмут Ньютон позже называл ее одной из женщин, больше всего повлиявших на его жизнь и творчество.

Лени Рифеншталь

В 72 года Лени, будучи на Мальдивах, записалась на курсы подводного плавания, скостив себе в документах 20 лет. Погружаясь, Лени неизменно брала с собой камеру. Глядя на снимки кораллов и рыб, сложно упрекнуть Рифеншталь в фашизме. Возможно, именно этого она и добивалась. Лени ныряла до 90 лет, на ее счету более двух тысяч погружений, в результате которых она выпустила несколько фотоальбомов и документальный фильм «Подводные впечатления».

В 1999 году вертолет с 97-летней Лени на борту потерпел крушение на территории Судана. Рифеншталь перенесла несколько серьезных операций. В 99 лет она единственный раз посетила Россию, став специальным гостем кинофестиваля «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге.

Лени Рифеншталь умерла в Баварии поздним вечером 8 сентября 2003 года. Ей был 101 год. Ранее у нее было диагностировано онкологическое заболевание, но состояние было стабильно. Здоровье Лени заметно ухудшилось лишь в последние недели жизни. До самого конца рядом с ней был ее гражданский супруг, оператор Хорст Кеттнер, который был почти на 40 лет моложе. Они познакомились, когда ей было 60, а ему 22, и с тех пор не расставались.

Хорст Кеттнер и Лени Рифеншталь

Фото: Getty Images

Лени Рифеншталь. Биография Лени Рифеншталь

Расскажем о биографии Лени Рифеншталь 👇

👧🏼 Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в 1902 году.

🏊🏻‍♀️ С 12 лет Рифеншталь занималась плаванием, участвовала в соревнованиях, но упала с пятиметровой вышки и оставила спорт.

👯‍♀️ С детства девочка ходила в музыкальную школу, занималась живописью, но настоящую страсть испытывала к танцу. С 1921 по 1923 год обучалась классическому балету, выступала в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе, Праге, но порвала связки и распрощалась с карьерой танцовщицы.

🎓 Она училась в Кольморгенском лицее Берлина, в государственном художественном училище Берлина изучала живопись, год провела в пансионе в Тале.

👀 Поворотный момент: Лени смотрит фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы», картина производит на нее сильное впечатление, она знакомится с режиссером, тот пишет для нее сценарий фильма «Священная гора» и приглашает сыграть одну из главных ролей.

Вместе с Фанком они еще сделают фильмы «Большой прыжок» 1927 года, «Белый ад Пиц-Палю» 1929 год, «Бури над Монбланом» 1930 год, и «Белое безумие» 1931 год.

⭐️ Лени становится настоящей звездой, ее знают как актрису. Рифеншталь становится частью культурной элиты Берлина, знакомится с режиссерами Георгом Вильгельмом Пабстом, Абелем Гансом, Вальтером Руттманом и писателем Эрихом Марией Ремарком.

📃 Лени не только снимается в кино, но и пишет о нем киноэссе и заметки, публикуется.

⛰ В 1932 году она снимает свой первый фильм — «Голубой свет».

🎥 В том же году впервые побывала на выступлении Гитлера и написала ему письмо. В мае 1933 года Рифеншталь приняла его предложение снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге.

🎬 В апреле 1934 года Гитлер поручил Рифеншталь съемки «Триумфа воли» — фильма о еще одном фильме НСДАП, так называемом «съезде единства и силы».

🤽‍♀️ В 1935 году министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине «Олимпия».

🙅🏼‍♀️ После краха нацистского режима Рифеншталь утверждала, что всегда была аполитичным художником, который в то время не осознавал всей чудовищности нацистского режима 👇

🗣 «Я никогда не отрицала, что попала под влияние личности Гитлера, но то, что я слишком поздно распознала в нем демоническое, несомненно является виной или ослеплением».

👮 6 июня 1945 года Рифеншталь была арестована, но ее отпустили. Многие деятели искусства после войны были судимы за связь с нацистами. Об этом подробнее расскажем в видео.

🧠 В 1947 году она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге.

📸 В послевоенном мире многие не хотели с ней сотрудничать, она полностью прекратила заниматься кино и увлеклась фотографией. Выпустила несколько знаменитых альбомов, занималась подводной съемкой. Про ее фотографии поговорим в пятницу.

👏 В конце 80-90-х ее начинают признавать, несмотря на сомнительное нацистское прошлое. В августе 1987 года ее «Воспоминания» были изданы в 13 странах. В 1993 году Рифеншталь дала большое интервью в посвященном ей фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии. В октябре 1995 году на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива фильмов Рифеншталь.

▪️ 8 сентября 2003 года Лени Рифеншталь скончалась. Это произошло через 2 недели после ее 101 дня рождения. Похоронена на мюнхенском кладбище.

Лени Рифеншталь (1902-2003) | Американский опыт | Официальный сайт

Человек, стоящий за Гитлером | Статья

USHMM, Courtesy of Joanne Schartow

Лени Рифеншталь была признана гением кинематографа, а после Второй мировой войны подверглась остракизму как пропагандистка Адольфа Гитлера и нацистской партии, которая финансировала ее фильмы. Монументальное видение красоты в ее фильме « Олимпия » идеально соответствовало идеологии нацистской расы, и ее Triumph of the Will  был разработан, чтобы прославить мощь Третьего рейха.

Перед камерой и за ней
Прежде чем стать режиссером, Рифеншталь была популярной танцовщицей и актрисой. В 1924 году, оправляясь от травмы, Рифеншталь посмотрела фильм Арнольда Фанка « Гора Судьбы » и разыскала режиссера, который снял ее в своих следующих семи фильмах о горах, романтических эпосах о борьбе человека с природой. В 1932 году Рифеншталь сняла свой первый полнометражный фильм 9.0007 The Blue Light

, в котором она сыграла крестьянскую девушку. В том же году она услышала выступление Гитлера на митинге и попросила о личной встрече. На их первой встрече Гитлер сказал ей: «Как только мы придем к власти, ты должна снимать мои фильмы». В своей автобиографии Рифеншталь говорит, что она ответила, что не может снимать фильмы по заказу. Но в 1933 году она сняла документальный фильм « Победа веры » о съезде нацистской партии в Нюрнберге. Недовольная фильмом, она снова попробовала в 1934 году и выпустила Триумф воли , который считается одним из самых эффективных пропагандистских фильмов из когда-либо созданных. В фильме используется ряд новаторских приемов: движущиеся камеры; телеобъективы, используемые для создания эффектов ракурса; частые крупные планы тусовщиков с широко открытыми глазами; героические позы Гитлера, снятые ниже уровня глаз; и использование реального звука, редкость в то время.

Олимпийская пропаганда
Хотя Рифеншталь пообещала больше не снимать нацистские фильмы, она приняла заказ от Олимпийского комитета Германии на запись 1936 Олимпиада в Берлине. Рифеншталь настаивала на том, что « Олимпия » (1938) не был официальным документальным фильмом, но есть данные, свидетельствующие о том, что его финансировало Министерство народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. Она собрала 170 операторов и техников для освещения 136 событий, потому что, по ее словам, «мы никогда не знали, когда будет побит мировой рекорд». Чтобы напомнить о ранних греческих Олимпийских играх, Рифеншталь сняла почти обнаженных спортсменов в различных героических позах и сняла крупным планом гребцов, марафонцев и пловцов на тренировках, которые она отредактировала в окончательной версии.

Фильмы с их сознательными намеками на древнюю Грецию помогли Гитлеру приписать нацизму давнюю историческую традицию.

Нацистские заключенные в массовке фильмов
Несмотря на связь с Гитлером и Геббельсом, Рифеншталь позже говорила, что не знала ни о войне нацистов с искусством, ни об их кровавых действиях против меньшинств. В 1933 году нацисты ограничили работу евреев в киноиндустрии, за чем последовали сожжения книг 1933 года, запрет художественной критики и кампания против прогрессивного искусства. В 1944 году Рифеншталь завершила свой второй полнометражный фильм « Lowlands 9».0008 , в котором она использовала цыган, интернированных в близлежащем концлагере, в качестве массовки. Фильм не был выпущен до 1954 года. После войны Рифеншталь настаивала на том, что она не знала, что цыгане будут депортированы в нацистский лагерь смерти.

Поздние годы
После поражения нацистов в 1945 году Рифеншталь провела четыре года во французском лагере для сочувствующих нацистам.

Никогда не состоявшая в нацистской партии, Рифеншталь не обвинялась ни в каких военных преступлениях. Следующие 20 лет она прожила в относительной изоляции в квартире своей матери в Мюнхене. В конце 19В 60-х годах она занялась фотографией, совершила несколько поездок в отдаленные районы Южного Судана и опубликовала две книги фотографий племен нуба. Позже она сняла финальный документальный фильм, идеализированный взгляд на жизнь в океанах, под названием « Подводные впечатления ». В 1987 году она опубликовала объемную и самооправдательную автобиографию « Лени Рифеншталь: мемуары ». Пять лет спустя она стала героем трехчасового документального фильма немецкого режиссера Рэя Мюллера «. Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь».0008  (1992), в котором она подробно рассказала о своих методах кинопроизводства, но продолжала настаивать на том, что ее связь с нацистами не поставила под угрозу ее творческую независимость. В отличие от многих выдающихся немцев 1930-х и 1940-х годов, Рифеншталь дожила до глубокой старости, перешагнув свой столетний рубеж и засвидетельствовав начало 21-го века до своей естественной смерти в 2003 году.

и икона феминизма, и фашистский режиссер

Танцовщица, актриса, режиссер и фотограф Хелен «Лени» Рифеншталь, умершая в 2003 году, — противоречивый персонаж, в основном из-за множества пропагандистских фильмов, которые она сняла для нацистов. Поэтому, когда недавно было объявлено, что ее поместье будет передано берлинскому музею фотографии, историки того периода надеялись найти какие-то разъяснения относительно степени ее связи с нацистским режимом.

Но этим надеждам, скорее всего, не суждено сбыться. Рифеншталь, как и многие другие знаменитости Третьего рейха, была достаточно мудра, чтобы уничтожить компрометирующие улики в конце Второй мировой войны, и создала себе образ наивной оппортунистки с помощью интервью, автобиографий и — достаточно часто — дел о клевете.

Кинематографическое наследие Рифеншталь, особенно в области спортивной журналистики, неоспоримо. Вот почему самая плодовитая феминистка Германии Алиса Шварцер критикует историков и журналистов, которые всегда упоминают прошлую связь Рифеншталь с нацистами, в то же время предположительно более снисходительно относясь к нацистским знаменитостям-мужчинам.

Но это явно неправда. Художники-мужчины, такие как дирижер Вильгельм Фуртвенглер, в равной степени подвергались критике за то, что их кооптировал нацистский режим. Шварцер может иметь мнение, что другие артисты не подвергались такому же пристальному вниманию после 1945 года. Но ее фильмы 1930-х годов — яркий пример нацистской пропаганды. Кинематографисты-мужчины, производившие столь наглую пропаганду на том же уровне, подверглись аналогичному обращению.

Позже Рифеншталь утверждала, что Геббельс ненавидел ее и только покровительство Гитлера избавило ее от неприятностей. Но это никогда не было подкреплено существенными доказательствами. Знакомство Рифеншталь с Гитлером восходит к 1932, когда они впервые встретились — после того, как она написала ему с просьбой о встрече.

Рифеншталь, сделавшая себе имя в 1920-х годах как актриса, а затем как режиссер в начале 1930-х годов, стала звездой популярного тогда жанра «горных фильмов». Это была тема, дорогая нацистам и другим националистам Веймарской Германии, которые видели в альпинизме — борьбе человека с природой — одновременно символ борьбы Германии после Первой мировой войны и социал-дарвинистскую модель выживания сильнейших. Рифеншталь 1932 фильма «Голубой огонек», в котором она снялась и сыграла главную роль, как сообщается, стал одним из любимых фильмов Гитлера. В его сюжете представлены некоторые из основных тропов нацистской идеологии: опасности жадности и материализма, представленные зловещими иностранцами.

Лени Рифеншталь и Адольф Гитлер в 1938 году на премьере своего первого фильма «Олимпия». Бундесархив/Викимедиа

Нацистская эпоха

После прихода к власти нацистской партии 19 январяВ 33 года Рифеншталь превратила свои тесные связи с Гитлером в прибыльное предприятие. Рифеншталь было поручено снимать фильмы о ежегодных съездах нацистской партии в Нюрнберге в 1933 и 1934 годах, «Победа веры» и «Триумф воли» соответственно. Последнее, в частности, считается кинематографической вехой в использовании новых методов визуального повествования.

Рифеншталь защищалась после войны, говоря, что эти два фильма, как и два ее фильма об берлинской Олимпиаде, были документальными, а не пропагандистскими фильмами — в фильме нет рассказчика и, следовательно, нет явно заявленной политической повестки дня. Но когда вы смотрите фильмы, рассказчик действительно не нужен. Начальная сцена « Триумфа воли» — это самолет, на котором Гитлер летит в Нюрнберг, где при приземлении его встречает восторженная толпа. Этот спуск с небес перекликается с нацистской пропагандой о том, что Гитлер был послан провидением, чтобы спасти Германию. Как писала известный искусствовед Сьюзан Зонтаг в 1975:

В «Триумфе воли» документ (изображение) больше не просто запись реальности; «реальность» была сконструирована, чтобы служить образу.

Два ее фильма об Олимпийских играх содержат схожие образы. По словам Рифеншталь, она всего лишь хотела прославить эстетику спортивных тел — заявление, отраженное в названии второго фильма: «Фестиваль красоты». Это, очевидно, соответствует представлениям нацистов о чистоте и атлетизме как о признаках мужественности и превосходства «арийской» расы.

Как отмечает Зонтаг, Рифеншталь оставалась верной этому идеалу после войны, даже когда больше не уделяла внимания белым людям. Ее фотокнига 1975 года о суданском племени нуба также сосредоточилась на молодом, мужском, мускулистом теле, еще раз продвигая идеал образа тела, который лелеет здоровую и спортивную форму. По мнению Зонтаг, такое внимание к атлетизму «можно рассматривать как третье место в триптихе фашистских образов Рифеншталь» — по стопам ее фильмов о горах и Олимпийских играх.

Рифеншталь на съемках Олимпийских игр 1936 года. Бундесархив/Викимедиа

Фаустов пакт

Попытка Шварцера несколько оправдать Рифеншталь, утверждая, что ей пришлось сотрудничать с нацистами, чтобы сделать карьеру женщины, кажется несколько поверхностной. Рифеншталь и нацисты нашли друг друга, потому что у них были схожие представления о теле, обществе и его репрезентации. Рифеншталь, возможно, не была нацисткой с визитной карточкой в ​​смысле антисемитизма или жажды войны, хотя ее послевоенное оправдание, что она не была свидетелем зверств во время работы военным корреспондентом, было опровергнуто историками.

Рифеншталь: (Leni Riefenstahl, Helene Bertha Amalie Riefenstahl) — , , , — —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх