что это такое и как его правильно использовать
Привет! На связи, Тимур Мустаев. Не могу выразить, как мне приятно просвещать вас, читатели, на тему света! Конечно, и в книгах, и в интернете можно встретить немало подобных статей, но далеко не все они написаны доступно для каждого и не все отвечают на насущные вопросы.
Я же хочу дать не только голимую теорию, но и привести такие примеры, которые вы сможете повторить. Что же мы изучаем сегодня? Это будет рисующий свет в фотографии.
Свет: рисунок светом
Рисующий источник (РС) называют ключевым светом в фотостудии и вообще во всем фото. Почему он так назван? Все очень логично: именно он создает узор из света (и тени) на персонаже или предмете съемок.
Он освещает его, делает объемным, выделяет из остальных вещей и фона. Его отличительная характеристика – высокая мощность по сравнению с остальными приборами и видами освещения.
Стандартно он располагается в передне-боковом положении, причем нужно подмечать, чтобы, желательно, в глазах были блики. Высотой примерно чуть выше головы модели, так как если поставить свет слишком низко, появятся сильные тени, а чрезмерно высоко – мешки под глазами и в целом получится драматический образ.
Направление главного светового потока можно регулировать. Есть три основных варианта:
- Фронтально – переднее положение. Находящийся строго сзади такой свет уже называется контровым.
- Сбоку от модели.
- По диагонали (45 градусов). Сюда же можно отнести промежуточные виды – скользящий, допустим, расположенный между данный и вторым типом.
Типы световых решений
Если РС обязательно должен быть сильным, должен ли быть он при этом жестким? Все на усмотрение фотографа. Поэтому можно сказать, что световые решения бывают разных типов:
- Светотеневое способно создать четкий объемный портрет, много теней и контрастных участков. Больше подходит для мужских съемок, также соответствующих образов (драматических, мистических и пр.).
- Светотональное: свет мягкий, рассеянный, похож на неяркий свет из окна. Идеален для фото женщин и девушек, романтических и семейных фотосессий.
Варианты использования РС в студии
Хочу привести мой любимый пример, когда мы включаем лишь один РС и, во-первых, полноценно изучаем его специфику, во-вторых, получаем с помощью него многообразные стили изображения. Это метод Наппельбаума – способ освещения в портрете одной лампой.
Мы можем при этом попросить нашего клиента как повернуться к световому прибору, так и отвернуться от него, тем самым создавая теневой или световой эффект. Здесь нам нужно немного вернуться назад и вспомнить три направления света.
Так, если мы светим на человека прямо, то сделаем плоскую картинку, если же сбоку – то появится за счет распределения света и тени объем. А если же устройство поставить под 45 градусов, мы сможем увидеть световое пятно в области глаза фотографируемого (знаменитый треугольник Рембранта).
Кроме того, можно повернуть модель в профиль – и вы получите совершенно новое видение вроде бы того же лица.
Как вы уже смогли понять, рисующий вполне может быть основным и единственным источником света. Но для того чтобы иметь возможности экспериментировать с освещением и создавать необычные фото, стоит поразмыслить над приобретением других устройств.
В арсенале фотолюбителя могут присутствовать как дорогие устройства, так и более простые и доступные. Например, можно приобрести для своей будущей фотостудии заполняющий свет, который призван выравнивать резкие тени, убирать контрасты.
В то же время его можно заменить и на обыкновенные отражатели. Тканевые, бумажные фоны также пригодятся, как и отдельные осветители для них.
Красивую фотографию можно получить при выставленном рисующем свете в диагональном положении, заполняющем (во фронтальном) и фоновом и/или подсветке сзади волос и фигуры человека (контура предмета).
Вспомогательные насадки
В своей работе пробуйте разные варианты, разные способы игры света. Обратите внимание на такие насадки, как:
- Портретная тарелка относится к разряду рефлекторов. Она дает резкое, направленное освещение на объекте. Будете снимать на улице в ясный день – пожалуйста, тот же яркий и мощный свет получится.
- Тубус, как и предыдущая, — это металлическая насадка. Представляет собой конусовидный прибор, создающий узкий световой поток.
- Зонты светлые или черные, то есть на просвет или отражение.
- Софтбоксы (тканевые приспособления) разной формы и площади рассеивания. С помощью них вы получите нежные светлые фотографии.
- Октобокс подходит для фотографирования групп.
- Шторки и соты для дополнительных возможностей в ограничении и в целом регуляции пути луча. Их можно воспринимать как бленду на фотоаппарате, благодаря которой свет не распыляется в стороны.
Кроме того, на рисующий источник можно устанавливать светофильтры, чтобы немного подкрасить поток или же полностью изменить цвета на объекте.
Если вы не очень хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате, но хотите научиться пользоваться всеми функциями и получать отменные фотографии, тогда ниже приведенные курсы именно для вас.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.
На сегодня все. Теперь я надеюсь вы разобрались с этим видом освещения и имеете представление что это такое, как и для чего его применять. Пока и до новых встреч!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
fotorika.ru
6 видеоуроков по схемам света

Наши друзья из проекта «Постановочное освещение» сняли интересную серию видеоуроков с теорией и практикой работы со светом.
1. Рисующий свет
Буквальный перевод слова «фотография» — «рисование светом». Поэтому красивый свет является основой удачного снимка. Рисующий свет, его еще называют key light, что в переводе с английского языка означает ключевой свет, является основным источником освещения в схеме постановки света. Именно он рисует основные объемы, форму и фактуру объекта. В качестве рисующего классически используют боковой свет поднятый выше объекта освещения.
2. Выравнивающий и заполняющий света
Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных рисующим светом. Ставится с противоположной стороны от рисующего света.
Заполняющий свет используется для равномерного освещения всей сцены. Обычно его используют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре. Ставится заполняющий свет со стороны камеры и как правило выше неё.
И выравнивающее и заполняющее освещение реализуется с помощью рассеивателей, для создания безтеневого рисунка.
3. Контровой, моделирующий и фоновый света
Моделирующий свет применяется для создания подчеркивания бликов или же смягчения отдельных теней на объекте съемки.
Контровой свет создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов (подчеркивание бликов) и художественной подсветки контуров фигуры. Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими красивыми!
Фоновый свет используется для подсветки фона. По причине того, что фон, находясь на расстоянии от модели при использовании, например, одного источника освещения, оказывается затемненным и его обязательно нужно подсвечивать.
4. Эффектный свет
Эффектный свет – это схема, воспроизводящая эффект какого-либо реального источника освещения, например: солнца, неоновой вывески, экрана монитора и т.д.
5. Рембрандтовский свет (треугольник)
Рембрандтовский свет определяется наличием светового треугольника от рисующего света на теневой щеке модели. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут «мертвыми», без приятного блеска. Рембрандтовский свет даёт драматичный рисунок, и создаёт беспокойное настроение портрета. При его создании используется два источника света: рисующий и выравнивающий.
6. Схемы с одним источником света
Считается, что лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце — одиночный источник прекрасно дополненный рассеивателем в виде атмосферы. В студийных условиях можно легко и бюджетно экспериментировать с одним источником света дополняя его отражателями, рассеивателями и затенителями. А также можно перемещая единственный источник света во время сцены, добиться дополнительных драматических эффектов. Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая выразительно подчеркивает контуры.
Следите за новостями!
Группа проекта: https://vk.com/post_svet
fototips.ru
рисуем светом 6 основных правил — Российское фото
Чем можно рисовать? Пожалуй, любой человек способен перечислить несколько десятков вариантов, от самых очевидных до весьма экзотических. Но немногие предложат рисовать… светом по матрице фотоаппарата. Между тем, сегодня это весьма популярный вид искусства, расположившийся на стыке живописи и фотографии и получивший название фризлайт (дословно — «замороженный свет»).
Заключается фризлайт в следующем: в фотоаппарате выставляется длинная (от пяти секунд) выдержка, после чего в темноте каким-нибудь точечным источником света (или несколькими) перед объективом рисуется картина. В результате на снимке получается рисунок из полос света. При правильном подходе он может быть крайне эффектным, что доказывают многочисленные работы в этом стиле.
Фризлайт сам по себе не очень сложен, но все же имеет несколько особенностей, о которых мы и расскажем ниже.
1. Рисуйте разными цветами
Для фризлайта можно, строго говоря, использовать любой стабильный источник света (то есть свеча подойдет не очень хорошо), но самые лучшие работы получаются при использовании разных цветов, и чем более необычными они будут, тем лучше. Учитывайте только, что с полутонами могут возникнуть проблемы — их будет трудно отличить друг от друга, так что лучше выбирать насыщенные цвета. Цветные лазеры не рекомендуются — они могут повредить камеру.
2. Используйте штатив
Чтобы рисунок получился именно таким, какой бы вам хотелось, камера должна быть неподвижна, ведь съемка ведется на длинной выдержке, а значит, в противном случае неизбежно смазывание, и рисунок будет полностью испорчен. Соответственно, необходим штатив или хотя бы книжная полка, стол или любой другой предмет, способный обеспечить камере неподвижность в течение всей съемки.
3. Обеспечивайте полную темноту
Это может показаться банальным, но любые посторонние источники света повлияют на итоговый рисунок вплоть до того, что попросту испортят его. Поэтому на улице лучше снимать вдали от фонарей, а дома — в закрытой комнате с зашторенными окнами или без окон вообще. Аналогично и с одеждой — она должна быть темной, поскольку из-за светлой одежды и тем более одежды со светоотражающими элементами в кадре будет видно вас.
4. Тренируйтесь
Во фризлайте крайне важна практика, потому что с первого раза едва ли получится даже обыкновенный смайлик, не то что сложный рисунок. Плюс большинство начинающих фризлайтеров первое время не обладает необходимым уровнем пространственного воображения, а значит, нужно тренировать и его. Поэтому необходимо не только каждую картину начинать с двух-трех пробных попыток, но и просто тренироваться как можно чаще.
5. Планируйте рисунок заранее
Это особенно актуально, если предполагается сложный рисунок, в том числе и в случае, когда участников более одного. Необходимо предварительно рассчитать движения каждого и сделать метки (только позаботьтесь о том, чтобы их было видно в темноте, но не видно на снимке). Отработайте примерные движения сперва на свету, чтобы было проще контролировать воображаемую ось симметрии (в темноте она станет одним из главных ваших ориентиров).
6. Отражения добавляют эффектности
Советуем начинать рисовать от земли или какой-либо другой поверхности, чтобы на снимке получились отражения. Это, во-первых, визуально придаст вашему рисунку объем и сделает его более эффектным, а во-вторых, подтвердит его подлинность (поскольку воспроизвести такой).
rosphoto.com
Как поставить в студии классическую световую схему
Дата публикации: 15.05.2008

Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом». Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы — «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!
Задачи студийного освещения — имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка). Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!

Рисующий источник света (Key Light).
Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.
Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?
Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное. Светотеневое освещение — это жесткий свет, который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.


Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм. Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.
Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?


Варианты установки света:
- Фронтальный
- Переднедиагональный
- Боковой
- Заднедиагональный
- Контровый
Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)


Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.
Какова мощность рисующего света относительно других приборов?
Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.


Заполняющий свет (Fill Light)
Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света — смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.
Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.


Фоновый свет (Back Light)
Единственная задача фонового света — отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) — например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.


Контровый свет, акцентирующий свет
Контровый или акцентирующий свет необходим для светового акцента, отделения от фона. Подчеркивания фактуры волос, одежды, отделения силуэта светом. Применяются светоформирующие насадки для получения точечного светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрип-боксы или лампы для формирования узкого регулируемого и протяженного светового пятна.
Контровый свет устанавливается за моделью, акцентирующей в заднедиагональной или реже в переднедиагональной боковой плоскости.
© Игорь Алексеев, 2008.


prophotos.ru
Рисование светом — теория и практика
Фризлайт – современное популярное направление искусства, подразумевающее создание световых изображений в пространстве или на поверхностях различных предметов. Также фризлайт называют рисованием светом, светописью, лайт анимацией, лайт граффити и т.д.
Интересным является тот факт, что классическая лайт анимация (рисование световых изображений в пространстве) была придумана более пятидесяти лет назад, а ее родоначальником является популярный художник Пабло Пикассо. Именно он со своим другом известным на то время фотографом догадались снимать нарисованные в пространстве с помощью фонарика изображения на длинной выдержке фотокамеры.
Техники рисования светом
На сегодняшний день существует несколько основных направлений фризлайта. Это:
- Рисование изображений в пространстве. Традиционный вид лайт анимации суть
которого заключается в рисовании различных изображений перед объективом
фотокамеры в полной темноте или затемненным пространстве. Для этого могут
использоваться самые разнообразные световые приборы, начиная от обычных
фонариков дневного света и заканчивая УФ фонарями и даже прожекторами.
- Фризлайт на предметах. В данном случае световые рисунки наносятся на
поверхность различных предметов, которые могут находиться в полной темноте или
же при тусклом свете, а технология съемки таких изображений ни чем не
отличается от предыдущего направления лат анимации.
- Шоу световых картин. Наиболее эффектное направление фризлайта, суть
которого заключается в рисовании световых картин на специальных
фотолюминесцентных или фотофлуоресцентных полотнах (экранах). Такие полотна
обладают способностью накапливать поступающую от световых приборов
электромагнитную энергию, а затем отдавать ее в виде видимого, как правило,
зеленого или синего, света. На сегодняшний день шоу световых картин очень часто
является частью развлекательных программ при праздновании различных торжественных
мероприятий. При этом возможность создания любых изображений позволяет заказать
такие шоу на дни рождения, свадьбы, корпоративы и любые другие торжества.
Также стоит отметить такое
направления искусства, которые также иногда относят к фризлайту, как рисование
световых картин на стенах различных помещений. Такие люминесцентные (фосфорные)
или флуоресцентные изображения пользуются немалой популярностью для отделки
спален и детских комнатах, гостиных, а также ресторанов и кафе, ночных клубов и
прочих заведений развлекательного характера. Картины рисуют с помощью красок,
имеющих способность светиться в полной темноте или под воздействием УФ лучей, а
сами они могут иметь совершенно любой вид, от звездного неба до живописных
пейзажей, что позволяет внести в интерьер определенную изюминку, сделав его
оригинальным и эффектным.
Важно отметит, что, несмотря на опасения некоторых новичков фризлайт абсолютно безопасен для зрения и здоровья в целом. Нанести вред зрению можно только в том случае, если направлять яркие лучи света непосредственно в глаза, что особо касается ультрафиолетовых фонарей. Однако при соблюдении правил безопасности такое направление искусства нее может нанести вреда здоровью.
Уроки по фризлайту
Стоит отметить, что обучиться фризлайту может каждый желающий, поскольку каких-либо существенных секретов у такого искусства нет. Для этого на сегодняшний день имеется огромное количество специальных мастер классов, бесплатных видео уроков и прочих инструкций, позволяющих научиться основным приемам и техникам лайт анимации в домашних условиях.
Для рисования световых картин через камеру будет достаточно купить самый обыкновенный фонарик, а также обзавестись недорогой цифровой фотокамерой. Однако стоит отметить, что для освоения такого направление фризлайта, как рисование световых картин потребуются дополнительные расходы на покупку специального экрана, цена которого зависит от размеров, типа и прочих характеристик. Купить такие экраны сегодня не представляет труда с доставкой в Москве, СПб. Краснодаре и других городах РФ.
При всем этом важно понимать, что сделать качественный фризлайт с первого раза независимо от выбранного направления не получиться. Для этого потребуется немало тренировок, а также освоение различных световых приборов: фонариков со светофильтрами, изменяемым углом засветки и так далее.
ultrafiolet.guru
Съёмка в студии , как фотографировать
Как я уже говорил, в формировании светотеневого рисунка нет ничего сложного. По сути все, что необходимо знать, для того, чтобы рисовать светом мы описали выше. Дальше пойдут технические детали и творческие приемы.
Итак, в процессе созидания кадра вам нужно решить:
- Откуда будет светить основной источник света, чтобы форма теней в кадре вам нравилась.
- Мягким или жестким будет основной источник света.
- С какой яркостью будет светить основной источник света и какая яркость будет в теневых участках фотографии.
- Нужны ли дополнительные источники света, чтобы сделать световой акцент на деталь, ушедшую в тень. Это может быть мелкая деталь в одежде или столь крупная как фон, или блик на волосах, который мы захотим прорисовать отдельным источником.
- Также нужно решить, какой яркости будет каждый из световых акцентов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в большинстве действительно интересных кадров, свет поставлен достаточно просто. Очень часто это один источник, часть света которого отражается от окружающей обстановки. И этот, отраженный от пола, стен и предметов свет выступает в роли заполняющего.
Домашнее задание:
1. В течение недели наблюдайте за светотеневым рисунком в повседневной жизни. Например, если ваш собеседник находится возле окна, обратите внимание, как распределяется светотеневой рисунок. Рассматривать можно не только людей, но и предметы. В течение недели вам нужно проанализировать не меньше тысячи сцен. В каждой сцене нужно обратить внимание на:
- Направление света
- Глубину тени
- Жесткость тени
2. Найдите 100 интересных фотографий, снятых в студии, и постарайтесь понять, сколько там источников света, где они расположены и определите их жесткость.
3. После первых двух заданий придите в студию с моделью, поставьте её в нескольких шагах от фона. Снимайте погрудный портрет в фас. Мягкий рисующий источник света расположите справа сверху немного впереди модели, так чтобы он светил на модель под углом 45 градусов. Затем снимите серию портретов, в которой меняйте положение источника (справа, сбоку, сверху над головой модели, снизу и т.п.). В каждом положении источника света сделайте два кадра: один с включенным заполняющим светом, второй без заполнения. Не забывайте, что делать нужно погрудные портреты, а не ростовые и поясные. Погрудные для того, чтобы, когда вы будете рассматривать и анализировать отснятые кадры (на экране компьютера, а не в фотоаппарате), вы могли достаточно отчетливо видеть светотеневой рисунок на лице модели.
green4.photo
Статья с иллюстрациями по постановке студийного света
При студийной портретной съемке, для получения наилучшего
результата, чаще всего применяют, одну из распространенных схемразмещения осветительных приборов . Об этом мы расскажем в статье.
При создании данной статьи использовались материалы журнала “Советское фото”.
Портрет один из самых распространенных жанров, но часто можно
заметить, что одни снимки выглядят намного лучше других. Часто
объяснение этому кроется не в композиции, макияже или внешних данных
модели. Впечатление от портретной фотографии, во многом зависит от того
как освещен человек. Эта закономерность заставляет ответственно
подходить в выбору освещения, особенно в условиях студии, когда в руках
фотографа богатые возможности по управлению светом.
Прежде всего необходимо определить терминологию,
по расстановке источники делят на:
рисующий свет — свет создает основную светотеневую картину:
моделирующий или заполняющий свет — используется для смягчения теней образованных рисующим светом;
контровой свет —
свет расположенный за объектом схемки, находящийся близко к опт оси
обьектива, создает ореол вокруг предмета, подчеркивая его форму;
фоновый свет —
освещает фон за объектом съемки, может применяться для придания снимку
глубины, подчеркивания форм объекта съемки и др задач в зависимости от
цели съемки.
Освещение так же определяют по виду светового потока:
направленный свет — резкий, прямой свет, создающий заметные
тени на объекте съемки, а так же блики на освещенной поверхности. Для
получения света используют минимумом насадок на светильник: рефлектор,
шторки (barn door) или же рефлектор с сотовой насадкой. В представленых
ниже схемах фоновый и контровой свет направленный.
рассеянный свет — мягкий, ненаправленный световой
поток, создающий мягкие светлые тени и скрывающий рельефные детали
объектов. Для это излучение светильника смягчают с помощью софтбоксов,
фото “тарелок”(dish) и фотографических зонтов. В представленных схемах
моделирующий и рисующий свет — рассеянные.
Рассмотрим несколько основных схем освещения на примере. В качестве
модели для снимков в этой статье мне ассистировала Мария Козлова.
Диагонально-направленное светотеневое освещение
В этой схеме используются 4 источника освещения. Будем включать их последовательно, что бы увидеть получившееся изображение.
(Только рисующий свет)
Как мы видим человек на снимке достаточно освещен, однако фон
остается темным, и левая часть тела в тени. Попробуем улучшить данный
снимок.
(Рисующий и контровой свет )
Контровой свет подсветил левую сторону модели, добавив красивый блик
на волосах. Портрет стал более обьемным. Обратите внимание тени от
рисующего свет остались, их мы и попробуем смягчить.
(Рисующий, контровой и моделирующий свет )
Тени на лице и на одежде заметно смягчились, на куртке появился
заметный блик от моделирующего света. Однако борясь с тенями не стоит
забывать, что основная задача смягчать, а не уничтожать тени т.к. они
создают объём на снимке. Итак, на снимке остался только темный фон,
который нужно осветить.
(Рисующий, контровой, моделирующий свет и посветка фона)
Все то же, плюс фон благодаря освещению, теперь выглядит частью
фотографии. С помощью света на фоне можно создавать интересные и
разнообразные рисунки изменяя только характер и направление
светильников.
Боковое освещение
Характерным для этой схемы является расположение рисующего света
справа или слева от объекта съемки. Такая схема позволяет изменить
форму и объем освещаемого предмета. Рассмотрим на примерах.
(Рисующий (слева) и контровой свет)
На снимке хорошо освещена левая сторона модели, и подсвечены волосы.
Неосвещенный фон делает изображение плоским, а тень скрывает детали
одежды и лица Марии. Решить эти проблемы нам поможет моделирующий свет.
(Рисующий, контровой и моделирующий свет)
Третий светильник (моделирующий), благодаря мягкому света софтбокса,
позволил не только убрать тени с правой половины модели, но подсветить
фон.
(Рисующий и моделирующий свет)
Еще один вариант, без контрового света. Отсутствие которой, делает
снимок более мягким, предпочтительный вариант в данной схеме.
Контровое освещение
В такой схеме рисующим будет являться свет расположенный за объектом
съемки т.е. контровой. Как правило, здесь требуется дополнительная
моделирующая подсветка затененных участков, а так же в зависимости от
задачи, подсветка фона.
(Контровой свет)
Наличие одного источника направленного света, объясняет глубокие
тени справа. Фактически освещенные участки слева содержит мало деталей,
из за засветки контровым светом. Освещение “рисует” профиль модели,
рельефно подчеркивая контуры лица. Добавив второй контровой
светильник справа, можно получить “светящийся силуэт” модели. Однако
наша задача не только показать рельеф, но и детали объекта съемки.
Добавим моделирующий свет.
(Контровой и моделирующий свет)
Моделирующий свет на снимке позволил предать форму, смягчив портрет.
Заполняющий источник освещения, так же осветил фон. Отдалив модель от
фона, или сделав моделирующий свет жестче. Можно сделать фон темнее, а
затем добавить световое пятно, если того требует идея снимка. Так же на
портретных снимках желательно, освещать лицо в особенности глаза. Пустые
черные глаза могут произвести отталкивающее впечатление.
Схемы приведенные в данной статье не исчерпывают все возможные
варианты. Это лишь отправная точка на пути экспериментов с освещением.
Количество, расположение и типы светильников подбираются в зависимости
от задач съемки, фона, модели, а не наоборот.
Покупаете новую квартиру и не знаете, как ее обустроить ? фото дизайна квартир помогут вам сориентироваться и подобрать такие вещи, которые подходят вам по вкусу.
photo-tochka.livejournal.com