Рисующий свет – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1

Содержание

что это такое и как его правильно использовать

Здравствуйте! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Тема взаимодействия с освещением – правила, схемы, виды и т.д. – должна быть у каждого фотографа на первых местах. Я догадываюсь, что многие из вас слышали о главном источнике света, то есть о том, который и создает сам рисунок на объекте.

Но он далеко не единственный, не зная о других, вам трудно будет создать хорошую фотографию. Тем более что условия съемок бывают разные. Итак, кто из вас слышал заполняющий свет в фотографии? Что он значит?

Начну с того, что вкратце обозначу важные световые потоки. Это четыре типа, которые можно комбинировать как угодно:

  1. Рисующий (РС) – главный и самый мощный источник света в павильоне. Солнце можно рассматривать как его аналог при уличной фотосессии. РС четко направлен на модель и создает основную игру света и тени.
  2. Заполняющий. О нем подробно ниже.
  3. Фоновой (ФС). Один или два прибора устанавливают прямо перед фоном. ФС нужен для высветления, изменения тона или цветового эффекта на заднем плане.
  4. Моделирующий. Его часто направляют на какую-либо деталь, например, волосы модели. Он выделяет их, подчеркивая золотистыми отблесками. Размер такого светового пучка можно регулировать.

Также можно отметить, так называемый, контровой свет, или контровое моделирование. В данном случае световыми линиями выделяется, допустим, в портретном фото форма головы и туловище. Модель таким образом отделяется от фоновой части.

Виды света: заполняющий

Переходим к полной характеристике заполняющего потока света (ЗС). Он считается вспомогательным и менее мощным. Используется не всегда, а тогда, когда необходимо создать равномерное освещение на объекте (модели) или на всей конкретной зоне.

На ваших фото возникает много нежелательных теней и вообще сильный контраст? ЗС — это определенно то, что нужно. Помимо смягчения перехода от света к тени, он также делает объемы более выраженными, а лицам придает реалистичную округлость. В большинстве случаев такое заполнение светом как бы выравнивает тоновые свойства объекта.

По каким особенностям можно понять, что свет (прибор) именно заполняющий?

  • Широкий угол рассеивания. Это зависит от выбранной насадки.
  • Малая сила света. Мощность на устройстве всегда можно уменьшить.
  • Мягкий свет дает тканевая поверхность ЗС.
  • Внутренняя отражающая поверхность обычно матовая.

Как получить такой свет?

Для того чтобы получить такие показатели, для ЗС используют специальные материалы. В частности, это должен быть большой софтбокс, т.е. устройство квадратной, вытянутой прямоугольной (стрит-) формы или многогранник (октобокс), и поток света проходит через ткань.

В отличие от жестких рефлекторов такой бокс имитирует естественный свет из окна. Иногда для дополнительного смягчения теней применяют рассеиватели, фотозонты или большое белое полотно.

Преимущественно мы говорили об устройстве и возможностях освещения в студийных помещениях, но разное световой оборудование можно использовать и на улице. Они легкие для перемещения и просты в обращении: поймайте луч и отразите его на мало- или неосвещенную часть предмета. Как вы представляете, они действуют с отраженным светом.

Отражатели так же создают заполняющий свет. Отражатели могут иметь белый, серебристый, золотистый или черный экран. Белый считается самым нейтральным и универсальным, а черный нужен для поглощения света.

Цветные же варианты на любителя, так серебро дает более холодный, металлический тон, а золотистый – теплый, усиливает желтые оттенки. Окна, светлые стены и потолок – все это также примеры отражателей, которые находятся у нас под рукой.

Раскладка света

И напоследок немного о схемах расположения источников света, которых великое множество, и они зависят от целей фотосъемок. Наиболее удобный порядок включения света такой: сначала рисующий, затем на фон и, если требуется, заполняющий, моделирующий.

Когда-то можно брать только один из них, например, рисующий, иногда два одинаковых – для особого драматического снимка, а, порой, и все сразу.

Последняя комбинация считается наиболее сложной, ведь нужно так выставить приборы, чтобы свет одного не перебивал другой. Особенно нужно смотреть, чтобы не было двойных теней, возникающих, порой, при наличии РС и ЗС. Заполняющий источник не должен быть виден зрителю.

Непосредственно, ЗС можно устанавливать в переднем или диагональном (под 45 градусов) положении к модели. Считается, что так он лучше всего поработает над смягчением теней и контрастов. Например, модель находится в центре комнаты, справа на нее направлен рисующий свет, слева заполняющий.

При этом фон освещен с двух сторон, а сзади человека включен моделирующий. Высота штатива прибора также регулируется. В классическую схему входят меньше источников – три, и обязательно с заполняющим, помимо РС и ФС. В этом случае ЗС можно расположить как сбоку, так и фронтально — в зависимости от локации основного источника и, получается, как бы в противовес ему.

Если у вас в распоряжении студия с хорошим светом из окна, используйте его для заполнения теневых областей. Только окна придется прикрыть тканью. И вот получается ровное мягкое освещение! Отличным вариантом является окно как рисующий источник, а дополнительная подсветка – это заполняющий. В принципе, встроенные и внешние вспышки с рассеивателем способны неплохо выполнить эту задачу.

Вы начинающий фотограф? Хотите использовать все преимущества вашего зеркального фотоаппарата? Рекомендую вам видео курс специально для новичков, с детальным объяснением всех возможностей фототехники.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фототехника NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фототехника CANON.

На этом у меня все. До свидания, читатели! Учитесь, практикуйтесь. И помните, свет создает фотографию!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Знакомимся со студией: виды студийного освещения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога goodshoot.ru В творчестве наверное каждого фотографа, занимающегося портретной фотографией наступает момент, когда появляется желание (и хорошо когда совпадает с возможностью) поснимать в студии. Однако студийная съемка не такая уж и легкая задача. Главная задача студийного освещения — передать настроение снимка, создать и подчеркнуть объем, используя главный инструмент фотографа — свет.

Если вы впервые в студии, то можете легко запутаться в разнообразие софтбоксов, зонтиков, стрипбоксов и студийных вспышках, когда их такое большое количество. Как и в любом деле, чтобы успешно снимать в студии, надо знать азы студийного освещения. Чем больше источников света вы используете, тем сложнее и интереснее ими управлять. Мы уже обсуждали отличия мягкого света от жесткого, а теперь разберем виды студийного освещения. В этом нам поможет видео от известного фотографа Георгия Розова.


Рассмотрим более подробно источники света, представленные в видео.

Рисующий свет (Key light)

Рисующий свет — основной источник освещения при студийной съемке. С помощью рисующего света формируется светотеневой рисунок, он необходим, чтобы подчеркнуть форму и детали объекта съемки. Обычно он выставляется ярче, чем остальные источники световой схемы на 1-1.5 стопа (стоп — разница между соседними значениями диафрагмы).

Заполняющий свет (Fill light)

Заполняющий свет используется для смягчения теней, которые возникают от рисующего источника. Он освещает теневые участки, смягчая изображения и делая его менее контрастным. Обычно для заполняющего света используют софтбокс или отражатель (светоотражающую панель).

Контровый свет (Back Light)

Контровой свет предназначен для создания световых акцентов, подчеркивания фактуры, подсветки волос, отделения объекта съемки от фона. Как правило, контровой свет это жесткий точечный источник света, который располагается за объектом съемки.

Фоновый свет (Background light)

Как можно догадаться из названия, он служит для подсветки и создания различных световых эффектов на фоне, например с помощью специальных насадок (габо) можно имитировать свет от окна или жалюзи.

А теперь давайте перейдем от теории к практике и рассмотрим, как перечисленные виды света участвуют в создание фотографии.

Для создания этой фотографии использовалось 4 источника света: рисующий, заполняющий, контровой (подсветка волос) и фоновой. Начнем по порядку

Рисующий свет, как видно на фотографии дает жесткие контрастные тени и освещает только одну половину лица.

Чтобы смягчить тени и подсветить вторую половину лица был использован заполняющий свет.

Для отделения модели от фона был и использован фоновый свет, а для подсветки волос — контровой.

Поначалу работать с таким количеством источников достаточно проблематично и чтобы хорошо разобраться в нюансах постановки света можно ограничиться двумя — рисующим и заполняющим.

В качестве заполняющего света в данном случае был использован отражатель (фотография с заполняющим светом не приведена) попробуйте сопоставить источники света на схеме с полученным результатом самостоятельно.

Рассмотренные нами выше источники света: рисующий, заполняющий, фоновый и контровый составляют основу всех студийных схем. Для успешной съемки в студии необходимо понимать назначение каждого источника света и знать особенности установки, в зависимости от результата, которого вы хотите добиться. Эта книга поможет вам в освоение студийной съемки, она содержит множество студийных фотографий с подробным описанием того, как они были сделаны, рекомендую к прочтению!

Удачных вам кадров!


Похожие материалы:


goodshoot.ru

Студийное освещение | Уроки фотографии

Студийная съемка – это съемка в условиях искусственного освещения. Источники света в студии нужно расположить так, чтобы были решены три задачи: объект съемки отделен от фона, показан объем и созданы тени, и при этом исключен пересвет и недосвет. Сначала разберемся с основными источниками света, а дальше посмотрим как их можно расположить относительно объекта съемки.


Основной источник света – рисующий свет, все остальные по отношению к нему будут вспомогательными. Он всегда один, ставится спереди и сбоку от объекта съемки или сверху (редко), на расстоянии в полтора – два метра. Может быть рассеянным (мягким) или направленным (жестким), мощность светового потока регулируется так, чтобы создать тени, но не получить пересвет. Рисующий свет выявляет форму и детали объекта и создает контраст.

Чтобы смягчить жесткие тени, которые дает рисующий свет, используют заполняющий свет. Его располагают перед объектом съемки, он должен быть рассеянный и всегда слабее рисующего.

Моделирующий свет – это боковая подсветка объекта, предназначен для придания объема и отделения от фона неосвещенной части объекта съемки.

Фоновый свет нужен для того чтобы отделить объект от фона и создать объем. Фон можно осветить равномерно или неравномерно или направить узкий луч света, но в любом случае источник света располагается между объектом съемки и фоном.

Контровой свет дает световую линию контура и тоже помогает отделить объект от фона, поэтому его располагают позади объекта на близком расстоянии.


Классическая световая схема
Классическую световую схему мы уже рассмотрели – рисующий свет (1) расположен впереди сбоку от объекта и освещает левую сторону. Отражатель (2) устанавливается справа от объекта и подсвечивает тени на правой стороне. Фоновый свет (3) устанавливается за объектом так, чтобы осветить фон, но сам осветитель не попадал в кадр. Дополнительным источником света может быть контровой свет, который подсветит объект сзади.


Схема «высокий ключ»
Схема «высокий ключ» дает практически полное отсутствие теней и очень светлые тона. Используется при портретной съемке. Рисующий свет (1) (белый зонт или большой софтбокс) устанавливается сбоку от камеры или над ней и добавляются два источника фонового света (2,3). Они оба устанавливаются позади модели с противоположных сторон, световой поток мощнее, чем рисующий свет, направлен на фон.


Голливудская схема.
Оптимальный вариант для простой съемки. Нужно всего два источника света – рисующий свет (1) (софтбокс) располагается над камерой или же чуть сбоку от нее, фоновый свет (2) расположен за объектом и направлен на фон (в кадр осветитель попадать не должен).

Для того чтобы создавать световые схемы обязательно понадобится вспомогательное осветительное оборудование. Это различные отражатели, зонты, подсветки – словом все то, что дает возможность получить мягкий, рассеянный свет. Если нужно получить направленный свет, используются тубусы и шторки.

Начните с самого простого – постарайтесь на практике разобраться в назначении каждой подсветки и выстроить самую простую световую схему. Когда освоите азы работы со студийным светом, можно будет перейти к построению более сложных схем, получать эффектные тени, силуэты, делать коррекцию теней или выделять светом нужные детали.

← Вернуться к списку статей

photoword.ru

Свет в фотографии и его правильное использование. Что такое рисующий, заполняющий, контровый и фоновый свет.

Фотография неразрывно связана со светом, не зря её ещё часто называют светописью. Без света невозможно сделать фотографию. Именно умение фотографа работать со светом, понимать физику света, его природу и умело им управлять – вот основа хорошей фотографии.

 

 

Существует следующая условная классификация источников света:

 

Заполняющий свет.

Как правило, в студии первым устанавливается и настраивается заполняющий свет. Его задача «заполнить тени», подсветить их, ликвидировав глубокие «проваленные» тени, сбалансировать светотеневой рисунок.

Для заполняющего света используется мягкий свет. Мощность его должна быть достаточной для проработки деталей в тенях.

 

Рисующий свет.

Главная задача рисующего света – нарисовать светотеневой рисунок, выявив при этом форму и объем объекта съемки. Зачастую рисующий свет это один источник. В теории, это главный свет в композиции.

 

Контровый свет.

Как уже ясно из названия, контровый свет создает световой контур, к примеру, для того, чтобы отделить объект съемки от фона. Так же зачастую его применяют для подчеркивания фактуры, «проявления» воздушной дымки или же для подчеркивания «игры света» на прозрачных, например стеклянных, предметах.

 

Фоновый свет.

Предназначение фонового света — подсветка фона. Создавая разницу в освещении между объектом и фоном, визуально отделяет объект съемки от фона, зрительно создавая иллюзию пространства.

 

Это четыре основных используемых в фотографии типа света, но существуют ещё менее часто используемые дополнительные источники.

 

Световой акцент.

Для того, что бы композиционно выделить какую-то часть часто используют локальную подсветку, называемую световым акцентом.

 

Моделирующий свет.

Для подсветки теней в нужных участках используется моделирующий свет. Так же он позволяет получить рефлексы или блики на отражающих деталях.

 

Теперь же, когда мы разобрались с основной классификацией источников света, можно будет переходить к рассмотрению что такое «жесткий свет», «мягкий свет» и начинать знакомится с основными, их ещё называют «классическими» схемами света.

 

И в независимости от того, проводите ли вы фотосессию в студии или же снимаете свою девушку на фоне достопримечательности, используя освещение грамотно и творчески вы быстрее добьетесь успеха.

 

pf.kh.ua

Свет и цвет — PhotoStocks.info

Вся композиция может быть построена на одном свете и тоне.  Александр Родченко

Рисующие эффекты света.

Мы подошли к самому главному, на мой взгляд, уроку. Уроку о свете.

Принято считать, что в репортаже виртуозное владение светом не столь важно, как в студийной съемке. Это мнение ошибочно. На практике, если вы не воспользуетесь изобразительными возможностями освещения, то можете загубить хорошие сюжеты. И наоборот, как подметил выдающийся фотограф Александр Родченко, «вся композиция может быть построена на одном свете и тоне».

Высказывание Родченко возвращает нас к сути понятия «фотография», которое в буквальном переводе означает светопись. Слово точно передает смысл получения фотографического изображения. Оно образуется в результате фотохимического воздействия световой энергии на светочувствительный эмульсионный слой фотопленки или матрицы цифровой камеры. Это техническая сторона термина. Но есть еще и художественная. Светопись, как рисунок светом, можно рассматривать, как основной инструмент изображения картин мира во всем их разнообразии и красоте. Свет в фотографии отделяет объект от фона, рисует контуры предметов, позволяет нам увидеть их форму, объем, пластику, выявляет фактуру поверхности, показывает рельеф, создает воздушную перспективу, подчеркивает детали. Световые эффекты могут быть яркими, бросающимися в глаза, но чаще светотеневые решения бывают менее заметны. «Они требуют не только от фотографа, но и от зрителя определенной подготовленности» (Анри Вартанов).

Рассмотрим рисующие эффекты света.

Мост Александра III. Пари Фото Михаила Рогозина

Свет эффектно рисует рельефы и линии моста.

Фото Павла Кривцова

В темном мрачном подъезде контровой свет создал всю композицию.

Соловки – Голгофа России (из серии). Фото Павла Кривцова

Вечернее освещение и блик создают настроение снимка.

Фото Геннадия Михеева

Свет прорисовал все детали и создал глубину пространства в кадре. Характер освещения влияет также и на цветопередачу, колорит всего снимка, а через них — на наши эмоции и восприятие сюжета. Свет создает цвет.

Бретань. Франция. Фото Михаила Рогозина

Фото Максима Левинзона

В студенческой столовой. Фото Александры Рогозиной

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием освещения. На натуре свет меняется в течение дня, он зависит от погоды, времени года. Свет может быть переменчивым и при искусственном освещении в помещениях. В репортаже фотограф лишен возможности моделировать освещение, но он творчески приспосабливается к имеющимся световым условиям. В распоряжении репортажного фотографа имеются свои инструменты управления светом — «точка съемки, композиция и экспозиция» (Дэвид Килпатрик).

Управление светом в репортажной съемке.

Чтобы правильно понять роль точки съемки, композиции и экспозиции в управлении светом, остановимся на некоторых характеристиках света, важных, как при естественном, так и при искусственном освещениях. Фотограф, прежде чем нажать на кнопку камеры, должен критически оценить свойства света и его влияние на сюжет.

Вначале мы должны определить, достаточно ли объект освещен и каков характер источников света. Главный источник света, создающий светотень на предметах, выявляющий их формы, фактуру, взаимное расположение, принято называть рисующим. В природе рисующим светом является свет солнца. Рассеивающий свет неба называется заполняющим. Легкие облака, закрывая солнце, подсвечивают тень, и контраст света и тени смягчается, выравнивается. Уменьшение различий между светлыми и темными участками дает возможность передать на снимке большое количество деталей и полутонов, а тени и полутени рисуют объем и пластику тела. Такое освещение хорошо для создания портретов, а также подходит для тех случаев, когда вы хотите показать фактуру предметов.

Фото Михаила Рогозина

Фото Марины Рогозиной

При безоблачном небе солнце посылает нам мощный поток лучей, и на освещенных предметах образуется четкий светотеневой рисунок, контраст света и тени достаточно высок. Освещенность объекта может резко усилиться за счет отраженного света, который создают снег, песок, мостовая, светлые стены зданий и другие светлые отражающие поверхности. Всегда необходимо учитывать их влияние на светотеневое решение снимка, поскольку они рассеивают свет, уменьшают контраст снимка. Опытный фотограф может умело использовать любой тип освещения для создания нужного образа. Посмотрим, как Картье-Брессон использует два разных типа освещения в изображении уличных сцен.

При безоблачном небе.

При рассеянном свете.

После предварительной оценки характера света мы должны выбрать такую точку съемки, при которой свет проявит свои мощные рисующие свойства. Известно, что свет может падать на предмет с разных направлений по отношению к направлению съемки.

Выделяют случаи фронтального, бокового и контрового направления света. Меняя точку съемки, можно найти и фронтальный свет, и различные варианты бокового и контрового света.

Каковы же преимущества и недостатки разных типов направления рисующего света?

Фронтальный свет — свет падает на объект спереди, со стороны фотоаппарата. Изображение при таком свете получается плоским, бестеневым, оно не дает ощущение пространства. Это самый неблагоприятный свет, использовать его надо только при необходимости, когда вы не можете изменить точку съемки, переместить объект или своего героя.

Боковой свет (и его варианты: передне-боковой, задне-боковой) — свет падает на предмет сбоку. Он является главным рисующим светом, потому что выявляет объем, фактуру(структуру поверхности), рисует перспективу, очерчивает рельефы. На снимках с боковым освещением появляются отчетливые тени (собственные и падающие), полутона, контрастные зоны, блики, которые помогают нам ощутить себя в реальном трехмерном мире.

Примеры

Портрет дочери. Фото Михаила Рогозина

Полуденный зной. Фото Михаила Рогозина

Сенокос. Фото Геннадия Михеева

Мир художника Алексея Павельева (вся серия в Примерах). Фото Михаила Рогозина

Контровой свет — съемка против света. Поток света идет навстречу направлению съемки, в объектив. Контровой свет рисует контуры объектов и они четко выделяются в
пространстве кадра. Однако объемы передаются менее убедительно, чем при боковом освещении. Этот тип света прекрасно показывает фактуру различных поверхностей: шероховатых, матовых, зеркальных и других. Он хорош как при съемке пейзажа, так и при съемке различных ситуаций и людей. Недаром этот тип освещения так любим фотографами. И если поверить Геннадию Михееву, то «В старину мастера говаривали: «Настоящий фотограф должен снимать только в контровике!».

Фото Геннадия Михеева

Фото Геннадия Михеева

Лодочных дел мастер из Каргополя. Фото Михаила Рогозина

Для чего мы наблюдаем за светом и выбираем нужный вариант, меняя точку съемки? А для того, чтобы построить выразительный кадр, то есть мы снова возвращаемся к композиции. С помощью света мы можем выделить главное в кадре. Светлым тоном, контровым очертанием, направленным лучем света, тональным переходом. Освещенные поверхности, блики, собственные и падающие тени, как в цветной, так и в черно-белой фотографии являются важными элементами композиции. Тени и свет рисуют пространство, его глубину. Тени могут уравновешивать предметы в кадре, замыкать композицию, создавать геометрию кадра. Во всех представленных выше фотографиях свет является активным строителем композиции. Невероятное разнообразие стилевого светового решения мы видим у мастеров фотографии прошлого. Рекомендую чаще к ним обращаться.

Фото Александра Родченко

Йозефа Судека

Йозефа Судека

Получить снимок с проработкой деталей в светах и тенях, причем нужной тональности, можно при правильно выбранной экспозиции. В современных цифровых камерах экспонометрия осуществляется автоматически. Однако, важно научиться правильновыбирать режим экспозамера для съемки в разных условиях освещения и разных ситуациях. Я советую остановить свой выбор на «средне-взвешенном» замере как наиболее управляемом и понятном. А во-вторых, всегда вносите необходимые поправки в экспозицию, отталкиваясь от найденного в объекте съемки условно «серого поля». Экспозиция должна быть предметом нашей постоянной заботы.

Особенности съемки при естественном и искусственном освещении.

В естественных условиях характер освещенности зависит не только от погоды (пасмурный или ясный день) и места съемки (наличие или отсутствие отражающих поверхностей вблизи объекта), но и от времени суток. У фотографов есть выражение — «съемка в режимное время». Оно подразумевает съемку в наиболее благоприятное время — утренние или вечерние часы. Этот период эффектного освещения довольно короток, но он позволяет сделать интересные и яркие фотографии. В это время при низком положении солнца предметы отбрасывают длинные тени, над землей стелется туман, дымка, создающие воздушную перспективу, солнечный свет приобретает теплые, желтые, оранжевые, розовые тона. Идет перекличка, игра цвета в небе и на предметах. Цвета более чистые, насыщенные, яркие. Главный рисунок и лучший рисунок при съемке в это время создает боковой свет. Еще лучше — задне-боковое. Фотографы любят «режимное время»! Старайтесь и вы не упускать его для создания красивых видов и съемки своих сюжетов.

Фото Геннадия Михеева

Фото Максима Левинзона

Фото Геннадия Михеева

В дневное время, особенно, когда солнце находится в зените, световые условия съемки ухудшаются. Предметы дают короткие тени, форма, фактура и объем выявляются слабо. Летом днем в воздухе накапливаются пыль, воздух теряет прозрачность, цвета блекнут.Но если вам приходится снимать в такое время, то я советую применять следующие приемы. Первое. Ищите точку съемки, чтобы оторвать своего героя от пестрого фона. Выделите его на фоне неба, стены, дороги. Второе. Ищите возможности съемки в задне-боковом или контровом свете.

Сравните два снимка, которые сделаны мной в одном месте и в одно время. Солдаты моют военную технику.

Второй снимок выгодно отличается от первого. Задне-боковой свет и нижняя точка ярче выделяют главное сюжетное действие и фактуру объектов.

При слабой освещенности фотограф применяет фотовспышку. Как правило, с недостатком света мы сталкиваемся в помещениях. Существует большой выбор накамерных вспышек. Технику управления вспышкой мы здесь изучать не будем. Могу лишь дать несколько советов использования внешней фотовспышки из своей практики.

Я люблю прямой свет вспышки, потому что он прекрасно выявляет фактуру. Но чаще в репортаже применяю рассеянный свет, направляя вспышку в потолок. Причем, если рядом есть еще и стена, то всегда направляю вспышку в ближайший угол или в место стыка стены и потолка, создавая таким образом световой объемный рисунок. Но такой метод я применяю тогда, когда потолок и стены имеют белые или нейтральные тона, чтобы избежать цветового искажения изображения.

Портрет моей жены для ее сайта я сделал с одной вспышкой, направив ее в потолок и в верхнюю часть стены одновременно. В то же время «контровым светом» мне послужил естественный свет, пронизывающий штору. Получился эффект студийного света, когда используются несколько источников света.

Фото Михаила Рогозина

Очень эффектны снимки, на которых совмещен естественный свет и свет вспышки. Как экспонировать и в каких долях использовать эти два вида света, надо находить опытным путем.

Фото Михаила Рогозина

Гусиная песня (вся серия в Примерах). Фото Геннадия Михеева

Мы завершили знакомство с различными изобразительными методами в репортажной фотографии. Все, что вы проходили в предыдущих уроках знать надо, но владеть всем в совершенстве невозможно. Совершенствуйтесь в тех фотографических приемах, которые даются вам легче, интересны вам. Так формируется свой стиль, своя песня в фотографии. Но о свете никогда не забывайте!

Задания к уроку No8 «Свет и цвет»

Учимся находить рисующий свет и снимать в боковом и контровом освещении

1. Снимаем по вашей теме репортажные портреты, ситуации, действия при задне-боковом и контровом свете.

2. Снимаем в «режимном времени» несколько кадров по своему усмотрению: пейзаж, люди, ситуации.

Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Количество всех фотографий — до 30 штук, а архивов (серий фотографий) должно быть не более трех. Это очень важно. Еще раз повторю, что принимаются фотографии на любую тему.

Загрузка…

photostocks.info

Постановка света на видео и фотосъёмке

Светотеневое освещение создает изображение посредством теней, опираясь на рельеф поверхности и на текстуру — такое освещение отличается резкими тенями, контрастной картинкой. Используется в особых случаях: если надо передать особый драматизм сцены или какое-либо напряжение.

Светотеневое освещение


Светотональное освещение когда по большей части изображение строится на основе передачи тонов (разного значения отражательной способности), но тени, между тем, присутствуют, только более мягкие. Фактуру такое освещение передаёт хуже. Но этот свет дает положительный эффект, ибо скрадываются неровности кожи, её дефекты.
Применяется этот вид освещения повсеместно — в кино, пожалуй, это самый распространенный тип освещения.

Светотональное освещение


Бестеневое освещение когда теней нет вообще . Это самый простой тип освещения и самый не интересный — на нём даже и останавливаться не буду…

Бестеневое освещение


Видеосъемка с рисующим светом Рисующий свет – собственно, это он освещает основную часть объекта видеосъемки и проявляет его характер (если это человек) или фактуру (если это предмет). Рисующий свет рисует посредством теней и различной тонопередачи поверхности.

Он может давать разное по характеру теней освещение: тени могут быть глубокими, резкими (работает больше фактура — освещение светотеневое) или мягкими и плавными (работает тонопередача — освещение светотональное).
Всё определяется размером светоизлучающей поверхности: если у нас световой прибор точечный, то и тени от него будут резкими, если же прибор с большой площадью, то тени будут мягкими.

Классический пример: Дедолайт DLh5 и софтбокс — первый служит для создания глубоких теней, а второй — для мягких, разбеленых. Обычный строительный галоген — не шибко направленный, но точечный прибор — однако, его можно превратить в некое подобие софтбокса!

Для этого достаточно поставить по ходу его света марлю в два слоя или же отражатель, и освещать объект видеосъемки отраженным светом — таким образом, мы искусственно увеличиваем его площадь.

Рисующий свет

Рисующий свет, как правило, устанавливают спереди, сверху и под углом в 30-45 градусов к объекту видеосъемки — так мы имеем хорошие тени вниз и в сторону. Прорисовываются нос, губы и брови

Попробуйте провести эксперимент: возьмите обычную накамерную лампу на шнурке, посадите перед собой свою жену и поводите перед ней лампочку. Попробуйте изменять положение прибора в пространстве — самый интересный результат выйдет именно с верхним боковым расположением источника света.
Тогда как нижнее расположение даст нам ужасающую картину — такую схему раньше использовали в фильмах ужасов!

Положение источника света не является догмой. Его можно варьировать, исходя из задач и типа лица. Если у человека глаза сильно запавшие или очень длинный нос, то не стоит сильно задирать вверх и в сторону свет — мы получим круги под глазами и тень от носа залезет на губы. А это — недопустимо.

Хорошим тоном в кино считается поставить свет так, чтобы одна половина лица была освещена полностью, а на второй половине сделать аккуратный треугольник света под глазом — тень от носа уходит на тёмную сторону лица. Хотя можно и просто сделать лёгкую тень от носа вниз и от губ — все зависит от ваших задач!

Если Вы снимаете интервью для ТВ, то лучше не использовать кардинальные, КИНОШНЫЕ схемы. Легкой тени от носа (чтобы на губу не залазила) и легкой тени от губы (шириной в половину нижней губы) будет достаточно.

Внимание! Видеосъемка с рисующим светом одного объекта предполагает ОДИН источник рисующего света

Если установить два и более источника — получите множественные тени. А если разместить их по разные стороны от камеры — можете смело нести это в мусор…


Заполняющий светразбеливает тени, смягчает их, выравнивает контраст.
Управляемым источником заполняющего света очень удобно определять контраст. Даже, используя точечные приборы, можно уменьшить контраст. Классический источник заполняющего света — большой софтбокс, установленный прямо около камеры с противоположной стороны от рисующего света. Или же большой матовый отражатель, в который светят точечным прибором, но так, чтобы площадь светоизлучения была большая. Заполняющий свет не должен создавать паразитных теней — именно поэтому его надо устанавливать рядом с камерой и потому он должен быть большим по площади.

Заполняющий свет


Видеосъемка и моделирующий светМоделирующий свет создает рефлексы на объекте, подчеркивает нюансы и дополняет рисующий свет. Хороший тон — посадить на волосы блик, легкое пятно света или же на темной стороне лица скользящим светом подсветить скулу и шею.

Моделирующий свет

С помощью моделирующего света можно проявить фактуру одежды, подчеркнуть материал. Располагается свет сзади объекта видеосъемки под углом в 30-60 градусов от оси камеры и вверх на те же 30-60 градусов. Может быть как точечным, так и широким — зависит от поставленной задачи. Часто его дополняют светофильтром. Например, так имитируют свет от окна (синий фильтр) или от торшера (оранжевый фильтр). Моделирующий свет должен быть установлен так, чтобы не залазить на нос — это считается браком.



Видеосъемка и контровой светКонтровой свет создает контур объекта, отрывает объект от фона, придает объекту видеосъемки объем и форму. Устанавливается четко сзади объекта, можно под углом в 10-20 градусов. Желательно сверху, хотя возможны вариации. Желательно ставить так, чтобы создавать контур не только на голове, но и на плечах и туловище.

Контровой свет

Как правило, точечный прибор, если мощность контрового прибора превосходит мощность рисующего, тогда контровой свет переходит в Контражур — волосы светятся аж до пересвета, а плечи выбелены. В некоторых случаях считается браком, но может быть обосновано художественной задачей.



Видеосъемка и фоновый светФоновый свет высвечивает фон. В некоторых случаях работает по правилам рисующего света (если фон имеет сложный рельеф, и на этом можно поиграть), но чаще — это простое освещение. Хорошим тоном считается осветить не весь фон, а только частично: повесить на фон пятна и полосы. Возможно использование светофильтров.

Фоновый свет

kalmykoff.ru

Основные схемы света в студийной съемке.

Теория фотографии






Виды освещения:


Рисующий – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Мощность рисующего источника света всегда должна быть больше заполняющего. Как правило разница между теневой и освещенной стороной для цветной фотографии должна быть 1-1,5 ступени, для ч.б. фото – 2 ступени и больше. Для семейного портрета заполняющий свет должен быть чуть слабее рисующего, чтобы не было жестких теней. Рисующий свет можно использовать как единственный источник света, либо комбинировать с другими.

Заполняющий – устанавливается после того, как установлен рисующий свет. Служит для заполнения светом отдельных частей или всего объекта съемки, а также для смягчения теней.

Модулирующий – используется для выделения боковых частей объекта съемки, подсветки волос, плечей и отделения объекта от фона. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Контровый – подсвечивает объект сзади, отделяет от фона, выделяет контур.

Фоновый – служит для подсветки фона. Фоновый свет как бы отделяет портретируемого от заднего плана, создавая при этом ощущение объема.

Направление света может быть фронтальное, диагональное, боковое, заднее-диагональное, контровое.

Основные схемы света в студийной съемке


1. Бабочка


В этой схеме источник света располагается фронтально чуть выше головы модели, в результате получается симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку.

2. Живописный свет


Перемещаем прибор из фронтального в диагональное положение и получаем живописный свет. При этом тень от носа модели уходит немного в бок.

3. Треугольник


Источник света продолжаем смещать в боковое положение до тех пор, пока тень от носа не сольется с тенью от щеки, образуя световой треугольник. При повороте головы в одну-другую сторону треугольник расширяется или сужается. При изменении высоты источника света треугольник также смещается вверх и вниз.

4. Теневой и светотональный полуоборот


При этой схеме света лицо портретируемого развернуто на три четверти от камеры. Рисующим источником, находящимся в боковом положении, освещается та часть лица, которая находится дальше от камеры, а большая часть лица, расположенная ближе к камере, остается в тени. Светотональный полуоборот – это то же самое, что и теневой полуоборот, только со стороны камеры устанавливается отражатель для получения полупрозрачной тени.

5. Модуляция


Источник находится в задне-диагональном положении, при этом узкий поток света проходит вдоль щеки портретируемого. Направленный поток света можно создать с помощью тубуса или шторок.

6. Контровый свет


Источник света расположен сзади модели. Контровый свет используют в том случае, если необходимо передать четкий контур объекта, а не его объем.

7. Каминный свет


В данной схеме источник света расположен снизу под лицом модели, практически на полу. Такое положение позволяет имитировать свет от камина или костра. Лицо портретируемого освещается снизу под углом 45 градусов. Источник света может быть направлен в золотой отражатель, что создает более естественный для имитации огня желтоватый оттенок.

8. Высокий и низкий ключ


Высокий ключ. Устанавливается источник света фронтально, чуть выше головы модели, можно установить второй источник снизу под углом 45 градусов. Эта схема позволяет добиться мягкого, равномерного, практически бестеневого освещения. За спиной ставим два стрипа, которые будут подсвечивать белый фон. Мощность источников должна быть на 1,5 – 2 ступени выше рисующего света. Т.е. другими словами мы просто пересвечиваем фон, чтобы он выглядел ослепительно белым.

Низкий ключ. В отличие от высокого ключа на фотографии преобладают темные тона – фон, одежда модели, минимум освещения. Фотография, сделанная в низком ключе, вызывает ощущение драматизма. Чаще используется один источник света, выделяя отдельные части объекта (смысловой центр), например, лицо, а не целиком объект.

9. Рефлексный свет


Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт. Необходимо добиться такого положение приборов, чтобы при отражении свет равномерно заполнял лицо модели, не оставляя теневых рисунков. В качестве отражающей поверхности можно использовать и строительную изоляцию с серебристой поверхностью, растянутой полукругом вокруг лица модели. С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. Стрипы желательно повернуть таким образом, чтобы в глазах они отражались не как два отдельных источника света, а образовывали дугу, это смотрится более естественно.

10. Лобовое освещение


Источник света расположен перпендикулярно плоскости лба. При этом положении лицо становится более плоским, пропадает объем. Но в некоторых ситуациях учитывая особенности лица модели подобная схема света может стать выигрышной.

Для получения более интересного результата схемы света можно сочетать друг с другом, дополнять и усложнять.

© Митронина Елена

www.mitru.ru
Контекстный товар:



В начало  ::: В библиотеку :::


www.photomanual.ru

Рисующий свет – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх