Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна
За свою долгую и насыщенную жизнь Робер Дуано удосуживался многих титулов и званий. Его называли «Поэтом улиц», «Певцом парижских окраин» и «Мастером гуманистической французской фотографии». В свойственной ему манере он изображал жизнь Парижа скромной, игривой и ироничной. Из ежедневной суеты выхватывал забавные совпадения, контрастные неожиданности, а порой и эксцентричные выходки, изображающие непосредственность реального существования.
Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Окончив школу, поступил в художественно-ремесленное училище. В юном возрасте Робер был настолько замкнут и застенчив, что в 16 лет начал с фотографирования булыжников, позднее перешёл к съёмке детей и взрослых. С 1934 года Дуано работал профессиональным фотографом для «Рено», но в 1939 попал под увольнение.
В годы Второй мировой войны он служил в армии, затем сотрудничал с Движением сопротивления.
«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую.
В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем…
Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время.
Наверно это полнейшее безумие».
«Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Самая знаменитая фотография всех времен и народов, символ Парижа, гимн молодости, весны и любви принесла ему большие деньги, немеркнущую славу, но в то же время и большие проблемы. Ведь у каждой медали есть две стороны. Дуано пришлось познакомиться с обеими. В общем и целом, если не приглядываться к частностям, кадр выглядит абсолютно случайным, и, казалось бы, исключает всякую мысль о постановке.
Сдав негативы и все контрольные отпечатки, как и полагалось, в архив агентства «Рафо» и сам Дуано о них бы забыл. Но судьбой им всем было уготовано другое. Не забвение, а слава.
Но своего абсолютного и несколько негативного апогея слава «поцелуя» достигла на судебном процессе в 1988 году, в ходе которого семейная пара из Ирви, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорар в 90 тыс. долларов. Кроме них было довольно много и других пар, которых якобы заснял мастер.
Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд – на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку. Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. И сам о нем был не лестного мнения. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии. «Большинство из них ведут себя хорошо, – говорил Робер о своих фотографиях, – и улыбаются мне, когда я прохожу мимо. Но некоторые — ведут себя как стервы и никогда не пропустят момента усложнить мне жизнь. Наверно, я слишком добр с ними».
Но даже неоднократно выигранные суды, не поставили окончательной точки во всей этой неприглядной истории. Спустя десять с лишним лет после смерти фотографа, все внимание любителей фотографии и неравнодушных к творчеству Дуано людей было снова приковано к «Поцелую». В 2005 году Франсуазе Борне потребовались деньги, и она выставила собственный отпечаток фотографии с автографом автора на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона тоже не возлагали особых надежд на продажу этого снимка, они полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч. Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой». — Phototour.
Во второй половине XX века Робер Дуано стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. На его творчество повлияли такие выдающиеся мастера, как Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Умер фотограф в родном Париже в апреле 1994 года.
Смотрите также:
Робер Дуано — человек, который воспел Париж в фотографиях
Робер Дуано (фр. Robert Doisneau, 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) — французский фотограф, мастер гуманистической французской фотографии. За свою долгую жизнь Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Дуано сближался с сюрреалистами, авангардистами, пробовал себя даже в пикториализме.
Наиболее известен его кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» (Le baiser de l’hôtel de ville), где изображена пара, целующаяся на фоне парижской ратуши. В 1984 году Дуано получил звание рыцаря ордена Почетного легиона.
Робер Дуано прославился благодаря своей особенной манере изображать жизнь любимого города — скромной, при этом игривой и ироничной, выхватывающей из ежедневной суеты забавные совпадения, контрастные неожиданности, а иногда и эксцентричные выходки.
На его творчество, вероятно, повлияли мастера своего времени Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Более чем 20 сборников демонстрируют нам работы, изображающие непосредственность реальной жизни, со всеми ее странностями и огрехами.
Важное место в работах фотографа занимает уличная культура детства. Раз за разом он возвращается к теме детей, играющих на улицах, вдали от неусыпного контроля взрослых. Уважение и серьезность сквозят в этих кадрах. Не зря несколько начальных школ были впоследствии названы именем фотографа.
В 1950 году была создана самая знаменитая работа фотографа, запечатлевшая целующуюся парочку на фоне суеты городских улиц. Она стала одним из символов Парижа. Имена попавших в кадр людей были неизвестны до 1992 года.
Жан и Дениз Лавернье были уверены, что это именно они. В 80‑х годах они устроили встречу с фотографом и его помощником Аннет. Но их мнение так и не подтвердили, дабы не разбивать мечту влюбленных. Однако на этом они не успокоились и подали на фотографа в суд за использование их изображения, авторское право на которое, по французским законам, принадлежит изображенным.
На суде Дуано ничего не оставалось, как признаться, кто именно был в кадре: Франсуаза Дельбарт и Жак Карто — пара, которую он заметил целующейся на улице, но не стал фотографировать из этических соображений, а позже предложил повторить поцелуй для съемки. Суд был выигран.
В момент съемки Франсуазе было 20 лет, Жаку — 23, они были начинающими актерами. В 2005 году Франсуаза вспоминала: «Он сказал, что мы выглядели очаровательно, и предложил поцеловаться еще раз перед камерой. Мы были не против. Это был не первый наш поцелуй. Мы тогда целовались все время, это было очень приятно. Месье Дуано был очень мил, совершенно без высокомерия, очень прост».
Они позировали ему на площади Согласия, улице Риволи и напротив мэрии Отель-де-Виль. Фотография была опубликована в выпуске журнала Life 12 июня 1950 года. Отношения между парочкой, впрочем, продлились всего девять месяцев. Франсуаза продолжила актерскую карьеру, а Жак стал виноделом.
Тогда же, в 1950 году, Франсуаза получила от фотографа оригинальный снимок с подписью и печатью в награду за участие. Благодаря этому факту позже, в 90‑х годах, Франсуазе не удалось отсудить у фотографа большую компенсацию. Однако в апреле 2005 года эта фотография принесла ей 155 тысяч евро на аукционе Artcurial Briest-Poulain-Le Fur и досталась нераскрытому швейцарскому коллекционеру.
Смотрите также:
18 странных и отвратительных фактов о Британии Викторианской эпохи,
Забавные уличные фотографии Нильса Йоргенсена,
10 всемирно известных фотографов-портретистов,
Женщины, которые правили Парижем из постели: скандальный каталог с парижскими куртизанками XIX века
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Робер Дуано
В рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015» МАММ представляет выставку «Красота повседневности» одного из величайших фотографов XX века, кавалера Ордена Почетного легиона — Робера Дуано. Его называли волшебником объектива, шансонье от фотографии, воспевшим Париж и парижан, мастером жанровых сцен, сумевшим создать невероятно лиричный образ французской столицы. Снимки Дуано вошли в историю, стали классикой мировой фотографии, знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» («Le Baiser de L’Hotel de Ville») разошелся миллионными тиражами в открытках и постерах.
На выставке будут представлены более ста авторских отпечатков, из Atelier Robert Doisneau, а также крупных частных собраний, многие из которых зрители увидят впервые. Кроме того, в выставку вошли личные документы и свидетельства, предоставленные дочерью фотографа.
Робер Дуано родился в пригороде Парижа в 1912 году. Освоив азы фотографии в Школе графического искусства и печатного дела Этьенн, где он учился на гравера-литографа, свои первые снимки — виды родного Жантийи для информационного бюллетеня местного муниципалитета — Дуано сделал в 1929 году камерой, взятой в долг у своего сводного брата. Снимая Париж и его окрестности, Дуано стал в какой-то мере последователем Эжена Атже, пытавшегося запечатлеть Париж «маленьких людей» — кочегаров, булочников, шарманщиков, точильщиков«, забытый в эпоху крупномасштабного обустройства французской столицы, предпринятого бароном Оссманном во времена Второй Империи.
Поворотным моментом в судьбе Робера Дуано стала встреча с легендарным Андре Виньо —фотографом моды, художником, режиссером-мультипликатором, скульптором, виолончелистом. Начав работать оператором у Виньо в 1931 году, Дуано смог познакомиться с самыми яркими представителями французского авангарда, часто посещавшими его студию. Там же, в разгар всемирного экономического кризиса, его заметил и пригласил на работу шеф фотослужбы «Рено» Люсьен Шоффар, искавший молодые дарования.
Почти каждую свободную от работы минуту Дуано, посвящал прогулкам по городу, собирая фотографические материалы, которые стали затем основой для книги «La Banlieu de Paris», посвященной жизни парижских пригородов, созданной совместно с французским писателем Блезом Сандраром и принесшей ему огромную известность.
К моменту начала Второй мировой войны Дуано уволили с завода «Рено». Он был призван в армию, воевал, а затем участвовал в Движении Сопротивления. Летом 44-го года Робер Дуано создал знаменитый фоторепортаж о борьбе героев Сопротивления против фашистов.
В первые послевоенные годы послевоенные годы Дуано с головой погрузился в работу — сотрудничал с журналами Life, Vogue и другими крупными международными изданиями, а затем был приглашен в агентство Rapho, где и проработал в качестве независимого фотографа вплоть до смерти в 1994 году.
В 1945 году Робер Дуано познакомился с Анри Картье-Брессоном — еще одной звездой мировой фотографии и основателем конкурирующего с Rapho фотоагентства Magnum, встреча с которым оказала на Дуано большое влияние.
50-е годы — стали временем расцвета таланта художника, его неповторимого стиля, искрометного чувства юмора, уникального дара рассказчика. «Фантазии повседневной жизни восхитительны. Ни один кинорежиссер не способен воссоздать те неожиданности, что встречаются на улице», — считал он.
Робер Дуано — один из самых уважаемых и почитаемых художественным, музейным и издательским сообществом фотографов во Франции. За последние десятилетия вышло более 40 книг, посвященных его творчеству. Будучи невероятно скромным, сам Дуано всегда испытывал удивление от проявляемого к нему интереса.
«В конце концов, нет ничего более субъективного, чем объектив, мы никогда не показываем вещи такими, какими они являются. Мир, который я стремился показать, это мир, в котором мне было бы хорошо, в котором люди были бы дружелюбными, где я мог бы найти нежность, которой я так жажду. Мои фотографии просто были доказательством того, что такой мир мог бы существовать», — замечал Робер Дуано.
10 серий Робера Дуано, о которых вы не знали — Российское фото
Известнейший французский фотограф Робер Дуано не нуждается в представлении. Мастер гуманистической фотографии, он говорил: «Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую. В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем… Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время. Наверно это полнейшее безумие». Не всем известно, что Робер Дуано тщательно структурировал свой архив. Сегодня мы хотим показать вам фотографии из 10 его серий.
«Молодые девушки»
«Лодки»
«Свадьбы»
«Горы»
«Бродяги»
«Лошади»
«Оккультизм»
«Мода»
«Горничные»
«Фотографы»
Источник фото: http://www. robert-
В постановке доверия – Weekend – Коммерсантъ
IX фестиваль «Мода и стиль в фотографии» начался незаметно, первое яркое событие — ретроспектива Робера Дуано (1912-1994). Привезут более ста фотографий из собрания Atelier Robert Doisneau — его фотоархива — и частных коллекций. Это далеко не первая выставка Дуано в России, но их могло бы быть куда больше, учитывая русскую любовь к парижской жизни и французской песне
По национальности Робер Дуано был парижанин, по ментальности — парижанин, по призванию — см. выше. Он был со своим народом и своим городом. Сражался за него. В годы войны работал на Сопротивление. Подделывал паспорта и прочие документы, благо по образованию и трудовому опыту был гравер, чертежник-шрифтовик и технический фотограф. И, конечно, снимал: опустевшие улицы, баррикады, поцелуи на фоне колючей проволоки и торжественный проход генерала де Голля по Елисейским Полям в августе 1944-го. После войны сражался с теми, кто, продолжая дело немецко-фашистских захватчиков, разрушал, то есть модернизировал, его Париж. Чтобы на месте парижских трущоб с парижскими тайнами и парижским очарованием выросли, во славу идей Фурье, кварталы из стекла и стали — этот процесс замечательно описан в эпопее Жака Тати про господина Юло. Фотохроника жизни и смерти «чрева Парижа» — рынка Les Halles — выглядит как обвинение, которое горожанин и гражданин Робер Дуано предъявляет президенту Жоржу Помпиду и мэру Жаку Шираку, принимавшим решение о сносе и перестройке.
«Школьные часы», 1956 год
Фото: © Atelier Robert Doisneau
Миф парижской жизни в самых разных регистрах, от Вальтера Беньямина до Амели Пулен, это и есть Робер Дуано, фланер на пороге мегаполиса с шаловливо-наивным взглядом. Поэзия, лирика, крыши Монмартра, шарманка, поцелуи, вечная la vie en rose — его фотографию часто сравнивают с шансоном, он легко находил язык с поэтами, выпустил несколько книг с текстами Блеза Сандрара и сдружился с Жаком Превером, которого много снимал. Анри Картье-Брессон звал его в Magnum — он остался верен скромному Rapho, где подвизались лучшие мастера парижской поэзии, Андре Кертес и Брассай. Про Робера Дуано говорили, что он продолжил дело Эжена Атже: Атже подготовил декорации безлюдных улиц, парков и интерьеров — Дуано населил их протагонистами и массовкой, чтобы театр la vie parisienne принял свой законченный, кинематографический облик.
Миф парижской жизни в самых разных регистрах, от Вальтера Беньямина до Амели Пулен,— это и есть Робер Дуано, фланер с шаловливо-наивным взглядом
Собственно, с театром, вернее, с большим театральным скандалом связан и самый знаменитый его снимок — «Поцелуй на площади Отель-де-Виль». Напечатанный в журнале Life в 1950-м и сделавшийся символом молодой послевоенной Франции, он вошел во все хрестоматии как одна из вершин уличной фотографии. Решающий момент как он есть. В 1992-м кавалер ордена Почетного легиона Робер Дуано предстал перед судом: некая пара, немного знакомая с фотографом и уверенная в том, что на карточке запечатлены именно они (Дуано не стал их разочаровывать), попыталась отсудить у национального достояния кругленькую сумму за фотографирование и репродуцирование образа без разрешения снятых им частных лиц. Национальному достоянию пришлось признаться, что на фотографии — совсем другие люди, два начинающих актера, чьи имена ему хорошо известны, потому что поцелуй репетировали долго и в разных местах — и на улице Риволи, и на площади Согласия. Нет, решающий момент тоже имел место — когда он увидел двух целующихся в кафе. Подошел, представился и попросил разрешения их снять — они были актеры и легко согласились сыграть эту необременительную роль. «Фотография была постановочной, но поцелуй-то был настоящим»,— говорила модель-актриса, которая тоже пыталась судиться с Дуано за процент с продажи постеров с фотографией (Дуано сумел доказать, что заплатил статистам за работу, так что в суде она проиграла, но не осталась внакладе, продав оригинальный отпечаток с подписью и штампом Дуано, присланный ей после съемки). И все же Робер Дуано никого не обманывал — он всегда утверждал, что снимает мир, каким он должен был бы быть, мир, полный любви и нежности. Потому он, например, наотрез отказался фотографировать публичное поругание обритых наголо коллаборационисток.
Гуманизм и нежность к маленькому человеку, человеку труда — за это Робера Дуано любили в СССР, как любили и прогрессивную французскую эстраду. Он, конечно, работал не только в Париже, много ездил по стране и миру, и иногда трудно отделаться от мысли, что дачники в Бретани — это советские отдыхающие в какой-то всесоюзной здравнице, а шахтеров Ланса могли бы напечатать в «Огоньке». Впрочем, не могли — в шахтерской серии Дуано нет и тени стахановского героизма, но есть оптимизм людей, верящих не в победу коммунизма, а в то, что труд — это цель бытия и форма. То есть счастье. Эта тема есть в каждой из его работ, даже когда репортаж как будто бы далек и от маленьких людей, и от трудовых тягот. В снимке с Сержем Лифарем на репетиции: его ноги, состоящие из одних лишь мускулов, словно бы одолжены у экорше, и кудрявой девчушке в пачке, которую он наставляет, очевидно предстоят такие же хождения по мукам. В портрете Жана Тенгели, монтирующего какую-то саморазрушающуюся скульптуру у Пале де Токио: видна лишь щеголеватая фигура в костюме, голова же скрыта клубами пара, как Творец в барочных облаках. Труд, созидающий мир согласно чертежу,— Дуано прекрасно удавались архитекторы, будь то Ле Корбюзье, ушедший в свои светоносные кальки, или Иона Фридман с петроглифическими таблицами городских структур. Такими же архитекторами выглядят у него кутюрье, склоняющиеся над выкройками: Юбер де Живанши или Жан Поль Готье. Робера Дуано не прославили модели и наряды, снятые для Vogue, зато ему замечательно удавались сцены примерки и портновские мастерские — закулисье моды и стиля, полнокровное и жизнерадостное, не хуже «чрева Парижа».
«Робер Дуано. Красота повседневности». Мультимедиа Арт Музей, до 10 мая
«Взгляд искоса» — Париж и парижане Робера Дуано
Наверно, ни одну другую фотографию не анализировали так тщательно. Ее обсуждают в рамках социологии, психологии, психоанализа и гендерных исследований едва ли не с того самого дня, как Робер Дуано (Robert Doisneau) снял ее в 1948 году.
Что хотел сказать французский фотограф? Действительно ли это насмешка над женщиной, эксплуатация нагого тела, воплощение вуайеризма и так далее? Или он хотел показать истинное лицо семейной жизни? А может, просто пошутить?
Это был послевоенный Париж, в котором для Дуано было много работы: вновь начали выходить французские газеты и журналы, появились и зарубежные издания. Но, стараясь запечатлеть истинный облик города и его жителей, фотограф как мог избегал постановочных снимков. Как позже вспоминал он сам, он мог сутками сидеть в одном месте, ожидая, когда произойдет что-то интересное.
Вот и серию фотографий Un Regard Oblique, «Взгляд искоса», он снимал два дня — без малейшей постановки, в стиле «скрытой камеры». В широкой витрине одной из художественных галерей в V округе Парижа были выставлены несколько картин, в том числе и та самая, довольно откровенного содержания. Дуано установил свой фотоаппарат напротив окна, спрятав его за антикварным креслом — так, чтобы людям снаружи камеры видно не было. И принялся ждать реакции ни о чем не подозревающих прохожих.
Кто только не подходил к витрине: и пожилые женщины, и смешливые юноши, и строгие жандармы. Знаменитый кадр, который дал название всей серии, был сделан самым последним. Кстати, среди снимков есть и диаметрально противоположный «Взгляду искоса»: на нем девушка смотрит на картину в стиле «ню», а молодой человек, напротив, на ту, что стоит по центру.
Еще раз вспомним, что это Париж, город любви, где поклонение красоте, особенно женской, возведено в ранг культа. И мужчина, который за спиной жены косится на картину, ведет себя как истинный парижанин — восхищается тем, что вызывает восхищение.
Парижанином был и Дуано. А еще он был очень скромным человеком, который в начале своей карьеры фотографа не решался фотографировать людей, лишь бы не потревожить их. Даже самый знаменитый его кадр, «Поцелуй у мэрии», он вынужден был сделать постановочным, вопреки всем своим убеждениям, потому что не мог просто так заснять целующуюся молодую пару. Вдруг они будут против, вдруг они встречаются втайне… Мог ли такой человек сделать серию тайных фотографий, на которых бы выставлял всех женщин глупыми, а мужчин — похотливыми? Очень и очень вряд ли.
Кстати, именно «Поцелуй у мэрии» (об этом фото мы подробнее расскажем в отдельной статье), несмотря на все предосторожности автора, доставил ему большие неприятности: из-за этой фотографии на Дуано дважды подавали в суд. Напротив, никто из тех, кого запечатлел его объектив во время «Взгляда искоса», никаких претензий к фотографу не имел. Хотя весьма возможно, что месье на последнем снимке, если его жена однажды все-таки увидела тот самый кадр, досталось по первое число.
Дуано, Робер (Robert Doisneau)
3. Поцелуй у Отель-де-Виль.
(The kiss at Hotel de Ville)В 1950 г. была создана самая знаменитая работа фотографа, изображающая целующуюся парочку на фоне суеты городских улиц, ставшая одним из символов Парижа. имена попавших в кадр людей была неизвестна до 1992 г.
Жан и Дэнис Лавернь был уверен, что это они. В 80-х, они назначили встречу с фотографом и его помощником Аннет, за которые они не подтвердили свое мнение для того, чтобы не сломать мечты влюбленных. но они не успокоились и подали на фотографа в суд за использование их изображений, авторские права на которые, согласно французскому законодательству, принадлежащее изображен. в суде Дуано ничего не оставалось, как признать, кто это был в кадре: Франсуаза и Жак сайту delbart карта, пара, которую он видел целующихся на улице, но не фотографировал по этическим соображениям, и потом предложил повторить поцелуй для съемки. суд был выигран.
Я бы никогда не решился фотографировать таких людей. Фотографии, целующиеся на улице, редко могут оставаться в рамках закона.
В момент съемки Франсуазе было 20 лет, Жаку 23, и они были начинающими актерами. В 2005 г. Франсуаза вспоминала: «Он сказал, что мы выглядели очаровательно, и предложил поцеловаться еще раз перед камерой. это было прекрасно. это был не первый наш поцелуй. мы целовались все время, было очень приятно. Месье Дуано был очень хороший, абсолютно без высокомерия, очень удобно.» Они позировали на площади Согласия, улицей Риволи, напротив Отель де Виль. фотография была опубликована в журнале Проблемы Life 12 (Жизнь 12) июнь 1950 г. отношения между супругами, однако, длилась всего 9 месяцев. Франсуаза продолжила свою актерскую карьеру, и Жак стал виноделом. тогда, в 1950 Франсуаза получила от фотографа оригинальная картина с подписью и печатью в качестве награды за участие. из-за этого позже, в 90-х в Франсуазе не удалось отсудить у фотографа на большой выигрыш. но в апреле 2005 г. эту фотографию принес ей 155 тысяч евро на торгах Artcurial Briest-Poulain-Le Fur (Artcurial Выставит Брист-Пулен-Ле Фур), после чего отправился в нераскрытой швейцарский коллекционер.
Роберт Дуано | Французский фотограф
Роберт Дуано (родился 14 апреля 1912 года, Жантильи, Франция — умер 1 апреля 1994 года, Бруссе), французский фотограф, известный своим поэтическим подходом к уличной фотографии.
В молодости Дуано посещал École Estienne в Париже, чтобы изучать ремесла, связанные с книжной торговлей, но он всегда утверждал, что улицы рабочего квартала Жантильи дают ему самое важное образование. В 1929 году, стремясь улучшить свое мастерство рисования, он начал фотографировать, в то время как модернистские идеи начали продвигать фотографию как основное средство рекламы и репортажей. Сначала Дуано работал с рекламным фотографом Андре Виньо, в студии которого он встречал художников и писателей с авангардными идеями, а затем в годы Великой депрессии 1930-х годов он работал промышленным фотографом в автомобильной компании Renault. В тот же период Дуано также фотографировал на улицах и в окрестностях Парижа, надеясь продавать свои работы иллюстрированным журналам, которые расширяли использование фотографий в качестве иллюстраций.
После того, как его карьера была прервана Второй мировой войной и немецкой оккупацией, Дуано стал членом сопротивления, используя свое мастерство для обеспечения подполья поддельными документами.В 1945 году он возобновил свою рекламную и журнальную работу, в том числе модную фотографию и репортаж для журнала Vogue с 1948 по 1952 год. За ним последовала его первая книга фотографий La Banlieue de Paris (1949; «Пригороды Парижа»). по многотомным фотографиям Парижа и парижан.
В 1950-х годах Дуано также стал активным участником Группы XV, организации фотографов, посвятившей себя совершенствованию как артистизма, так и технических аспектов фотографии. С тех пор он фотографировал огромное количество людей и событий, часто сопоставляя конформистские и индивидуалистические элементы в изображениях, отмеченных тонким чувством юмора, ценностями, направленными против истеблишмента, и, прежде всего, его глубоко прочувствованным гуманизмом.
Биография Роберта Дуано | Гамильтон
Роберт Дуано родился в 1912 году в Париже, Франция. Известный как пионер французской фотожурналистики, он получил наибольшее признание за свои игривые и сюрреалистические изображения повседневной французской жизни.
Выросший у своей тети, Дуано изучал гравюру и литографию в школе Этьен в Париже, а затем начал экспериментировать с фотографией в возрасте 16 лет.Затем он стал ассистентом оператора в студии Андре Виньо в 1929 году, а затем недолго работал в Renault в качестве рекламного фотографа до 1939 года. После увольнения из автомобильной компании Дуано был принят на работу в том же году в фотоагентство Rapho, которое представляло таких художников, как Андре. Кертес и Эдуард Буба. Именно здесь он в конечном итоге развил свою склонность к стрельбе на улице и застать своих подданных врасплох.
Дуано был зачислен солдатом и фотографом французского Сопротивления в начале Второй мировой войны.После войны он повторил свои личные проекты, например, занимался модной фотографией и работал во французском Vogue с 1948 по 1952 год.
Хотя Дуано фотографировал таких знаменитостей, как Жан Кокто, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо, он в основном известен своим скромным и беззаботным изображением жизни на улицах Парижа. Одна из его самых известных работ, классическая для его стиля, — Le baiser de l’hôtel de ville ( Поцелуй у ратуши ), изображающая целующуюся пару, обнимающуюся на улицах Парижа в 1950 году. .Он прокомментировал: «Чудеса повседневной жизни так захватывают; ни один кинорежиссер не сможет устроить неожиданное, что вы встретите на улице ».
Дуано скончался в 1994 году. За свою жизнь он был удостоен нескольких премий и наград; Через два года после Второй мировой войны он был награжден премией Kodak, в 1984 году он был назначен кавалером Ордена Почетного легиона, а в 1991 году он был удостоен почетной стипендии Королевского фотографического общества. В 1997 году фотогалерея на его имя был открыт в Жантийи, Франция, в честь его пожизненной работы.В настоящее время работы Дуано продолжают публиковать и выставлять по всему миру, что закрепило его место в истории фотографии.
Робер Дуано — Фонд Анри Картье-Брессона
Робер Дуано долгое время считался бардом «живописного Парижа». Блестящий фото-иллюстратор, он лучше всех знал, как запечатлеть приятный образ или неожиданный анекдот, и был признан как за свой профессионализм, так и за простую поэзию спонтанного образа.Но работа Дуано намного сложнее.
Фонд Анри Картье-Брессона демонстрирует около 100 оригинальных гравюр, отобранных среди сокровищ его архива, а также в различных государственных и частных коллекциях. Снимки были сделаны в период с 1930 по 1966 год в Париже и его окрестностях. Эта интерпретация направлена на то, чтобы показать, как Роберт Дуано с неожиданной серьезностью прошел «от ремесла к искусству», запечатлев на негативе мир, который он хотел навсегда вписать.
Каталог, изданный Steidl, начинается с вступления Аньес Сир, куратора выставки, и переработанной версии эссе Жана-Франсуа Шеврие, впервые опубликованного в 1983 году, в котором исследуется творчество Дуано.Эта книга представляет новое видение известного фотографа, заявившего, что фотографировал, чтобы выжить. « Это ощущение неадекватности фотографической записи, [которое] является фундаментальным в искусстве, исходящем из эмоций», в сочетании с потребностью в реализме — вот что придает фотографиям Дуано силу.
Между ним и Анри Картье-Брессоном была настоящая связь; если они одинаково по-детски шутят, то с таким же успехом готовы консультироваться друг с другом по профессиональным вопросам.«Наша дружба потеряна во тьме времени», — писал Картье-Брессон в 1995 году. «У нас больше не будет ни его смеха, полного сострадания, ни его резких реплик, таких смешных и глубоких. Никогда не говорил дважды: каждый раз сюрприз. Но его глубокая доброта, его любовь ко всем существам и к простой жизни всегда будут присутствовать в его работе ». У них не было той же концепции фотографии, учитывая трудность «спряжения» Дуано «несовершенного объекта» ( imparfait de l’objectif ) с «воображением из жизни» ( imaginaire d’après nature ). Картье-Брессона, который был более склонен к строгости, находился под влиянием живописи и рисунка и избегал рефрейминга.
Роберт Дуано родился в 1912 году в пригороде Парижа Жантийи, где вырос в унылой среде семьи среднего класса. В 15 лет он поступил в Ecole Estienne, где изучал гравюру и литографию. После учебы он начал заниматься дизайном этикеток и рекламой фармацевтической продукции. В 1931 году он стал оператором скульптора Андре Виньо. После этого он проработал пять лет наемным работником на заводах Renault и присоединился к Rapho Agency. Между двумя заданиями он постоянно бродит по Парижу и его окрестностям, увлеченный этим «маленьким театром».Он познакомился с поэтом Робером Жиро в 1947 году и через него познакомился с ночным миром, бродягами, барами, Ле-Аль … Его первая книга, сочиненная Блезом Сендраром, La Banlieue de Paris опубликована в 1949 году.
Дуано всегда иронически подходил к своей работе, что для него было лишь противоядием от беспокойства о небытии. Жонглер, канатоходец, иллюзионист, стремящийся достичь еще большего реализма: таков обманчивый парадокс человека, который хотел «выполнять свои трюки, как художники на тротуарах», со скромной ясностью художника, вопреки самому себе.
Робер Дуано — великий французский фотограф
«Чудеса повседневной жизни волнуют; ни один кинорежиссер не сможет устроить неожиданное, что вы встретите на улице ». Так сказал Роберт Дуано, выдающийся пионер фотожурналистики и сегодня все еще известный во всем мире своими знаковыми фотографиями, в том числе его фирменной фотографией «Поцелуй у отеля де Виль».
Родился 14 апреля 1912 года в Жантийи, в пригороде Парижа, он учился литографу и работал фотографом в Renault, но был уволен за неоднократные опоздания на работу! Он решил осуществить свою мечту работать фотографом-фрилансером, а все остальное, как говорится, уже история.Со своей верной Leica он гулял по улицам довоенной и послевоенной Франции и Парижа, фотографируя повседневную жизнь и обычных людей — хотя его изображения совсем не повседневные. Это забавные, но привлекательные черно-белые фотографии, в которых смешались люди из разных социальных слоев и разного происхождения. Снимки, сделанные на улицах и в кафе Парижа, иногда насмешливые, иногда резкие, но всегда захватывающие. Игривые, ироничные, а иногда и грустные кадры, которые многие из нас пропустили бы, но в которых он видел больше, чем очевидное.
Его изображения сохранили для поколений не только вид, но и ощущение минувших дней, например, рынок Les Halles в Париже, который был разрушен в 1970-х годах. Его фотографии позволяют увидеть людей и рынок. Задолго до того, как он исчез, Дуано знал, что он уходит. он приезжал на один день каждую неделю, чтобы записывать достопримечательности, и сказал: «… Я встал в 3 часа ночи, в Монруж [где он жил], там среди рабочих на заре, которые разгружали грузовики, те, кто ставил товар на месте.Сложно сфотографировать: недостаток света, рефлексы замедленные из-за переутомления… а потом это было устрашающе. Но я на крючке. Я знал, что он исчезнет. Очень хотелось поправить память. «
Поцелуй у отеля де Виль — Le baiser de l’hôtel de ville
Знаменитая фотография, которая для многих представляет юную любовь в Париже, была сделана в 1950 году. Она была создана для журнала Time, но пара, которая позировала для нее, была загадкой на протяжении десятилетий.
Дуано встретился с французской парой примерно 30 лет спустя, которая решила, что это пара, изображенная на фотографии.Дуано, скромный, добрый и щедрый человек, не хотел разрушать их иллюзии, поэтому позвольте им поверить в это только для того, чтобы они попытались подать на него в суд за плату. Фактически в судебном процессе выяснилось, что фотографии были постановочными и изображали двух актеров, которых фотограф видел и попросил позировать для поцелуя. Позже он сказал: «Я бы никогда не осмелился фотографировать таких людей. Любители, целующиеся на улице, эти пары редко бывают законными ».
На самом деле закон во Франции, безусловно, поддерживает его чувства, по французскому законодательству люди «владеют» своим правом на собственное подобие, включая фотографии.Когда он умер в апреле 1994 года, Роберт Дуано оставил после себя около 450 000 негативов, которые рассказывают историю его времени с веселой и доброжелательной стороны, но с глубиной размышлений, которую нельзя упустить — от стариков с блеском в глазах, намек на их прошлое, дети на улице, полные неудержимой энергии — его фотографии — невероятная связь с Францией и Парижем прошлых лет. Невероятные результаты его фотографий известны во всем мире, и нам нравится этот видеомонтаж его работы под музыку аккордеона:
youtube.com/embed/8Uk9zykqYxE?rel=0″ allowfullscreen=»» frameborder=»0″/>Роберт Дуано | Фотография и биография
Французский фотограф Робер Дуано был жив с 1912 по 1994 год.Ранняя жизнь Дуано была очень сложной, потому что его отец умер во время службы в Первой мировой войне, когда ему было четыре года, а в возрасте семи лет умерла и его мать. Его воспитывала нелюбящая и равнодушная тетя. Когда ему было тринадцать, он поступил в художественно-ремесленную школу École Estienne , а в 1929 году окончил ее с дипломами по литографии и гравюре. Он также брал уроки натюрморта и рисования фигур. В возрасте шестнадцати лет он был фотографом-любителем, который постепенно боролся со своей застенчивостью и прогрессировал и начал фотографировать детей, а затем и взрослых.Позже, в 1930-х годах, Дуано начал работать в Atelier Ullmann , студии креативной графики, специализирующейся на фармацевтической промышленности. Вскоре Дуано стал штатным фотографом из помощника камеры.
Дуано был известен своими ироничными, игривыми и скромными образами социализации социальных слоев, чудаков на улицах и в кафе современного Парижа, а также забавными сопоставлениями. В более чем двадцати книгах его описание человеческой жизни и немощи основано на работах Анри Картье-Брессона , Эжена Атже и Андре Кертеса .Фотографируя детей, он относился к своим предметам и их играм с уважением и серьезностью. Вот почему некоторые школы названы в честь Роберта Дуано.
В 1931 году он начал работать на André Vigneaum (модернистский фотограф) в качестве его помощника. Год спустя Excelsior (журнал) купил фоторепортаж Дуано. Затем в 1934 году он начал работать в автомобильной компании Renault в качестве коммерческого фотографа. Работая в этой компании, он заинтересовался людьми и фотографией.Однако из-за его непунктуальности он был уволен и был вынужден работать фрилансером, чтобы зарабатывать на жизнь.
В 1939 году Шарль Радо нанял Дуано, и он должен был путешествовать по Франции в поисках фоторепортажей. Так он профессионально сделал свои первые уличные фотографии. Здесь он проработал до Великой Отечественной войны. Из-за войны французская армия призвала его фотографом и солдатом. В 1945 году он использовал свое мастерство и подделал документы, удостоверяющие личность, и паспорта французского Сопротивления.
После конфликта он вернулся к работе в качестве фотографа-фрилансера и продал свои снимки журналу Life и другим изданиям. Он присоединился к фотоагентству Alliance Photo на короткое время, а затем вернулся в агентство Rapho , принадлежавшее Rado, в 1946 году. Он работал с ними всю свою жизнь, несмотря на то, что получил приглашение на работу от Magnum Photos.
Его фотография никогда не высмеивала ни одного из его объектов, поэтому он не хотел фотографировать тех женщин, которым брили головы в наказание за то, что они спали с немецкими мужчинами.Более того, когда в 1948 году он получил контракт на работу в Vogue в качестве модного фотографа, ему не нравилось фотографировать красивых женщин. Ему нравилась уличная фотография, и всякий раз, когда у него появлялась возможность, он выполнял это предпочтение.
К 1970-м годам в Европе распространились изменения, и редакторы искали репортажи, которые могли бы отражать современное ощущение социальной эпохи. На смену старому стилю фотографии пришли новые стили. Журналы утилизировали, и новым героем стало телевидение.Несмотря на все эти изменения в СМИ, Дуано продолжал работать. Он занимался коммерческой фотографией, портретами знаменитостей Жана Кокто, Пабло Пикассо, Джорджа Брака, Альберто Джакометти и Фермана Леже . Он также выпускал книги для детей.
Он также получил награды за свою выдающуюся работу, такие как Гран-при национальной фотографии (1983), Приз Ньепса (1956), Kodak Prize (1947) и Приз Бальзака ( 1986).Он получил множество других наград и почетных званий.
Фотографии Роберта Дуано
Знакомство с Робертом Дуано
Роберт Дуано (1912–1994) был одним из самых знаменитых фотографов 20-го века, запечатлевший жизнь в своем родном городе Париже со всем восприятием, оригинальностью и красотой, присущими творчеству художников-импрессионистов. . Его работы сравнивают с Моне, Ренуаром и Мане, которые увековечили город своим искусством почти 100 лет назад.Эти шесть фотографий воплощают таланты Дуано и его эстетический дух.
Le Baiser de l’hotel de ville (Поцелуй), 1950 | © Роберт Дуано
Самая известная фотография Дуано, Поцелуй в ратуше , стала символом возрождения Парижа как города любви и идеализма после многих лет военной оккупации. Молодая пара, которая оставалась неопознанной до 1992 года, стала представлять новое поколение парижан, уже не подавленных войной, а романтичных, игривых и свободных.Хотя фотография была постановочной, Дуано удалось придать изображению атмосферу спонтанности, слегка размывая окружение его объектов, одновременно передавая ощущение городского динамизма, подчеркивая ясность и стабильность любви среди суеты повседневной жизни. . Пара, возможно, оставалась вместе всего девять месяцев, но момент их страсти длился более полувека как один из самых знаковых снимков юного романа, когда-либо снятых в Париже и за его пределами.
Виолонсель-су-ла-Плюи, 1957 | © Роберт Дуано
Дуано сделал множество фотографий своего друга, виолончелиста Мориса Баке, в 1950-60-е годы.Фотограф стремился оригинально продемонстрировать страсть своего объекта к музыке, решив показать, что виолончель была неотъемлемой частью его жизни, а не просто инструментом, на котором играли для выступления. Здесь Дуано трогательно изображает защитную привязанность Баке к своей виолончели, защищая ее, а не себя от дождя. Изображение является прекрасным примером тонкого визуального остроумия Дуано, помещающего виолончель в положение, в котором мы могли бы ожидать увидеть женщину, и предполагая, что любовь к музыке и искусству в целом не просто интеллектуальная, но вызывает схожие эмоции. глубина как реальный роман.Человек, увидевший картину на заднем плане, ярко подчеркивает это представление о преданности искусству, поскольку даже дождь не может помешать ему продолжить работу.
Взгляд со стороны (Магазин Роми), 1948 | © Роберт Дуано
Дуано часто хвалят за его способность комментировать общество и отдельных людей через фотографические нюансы и преуменьшение. Наблюдательный юмор на этой фотографии полностью основан не более чем на направлении взгляда испытуемых. В 1980-х годах критик-феминистка Гризельда Поллок снова обратила внимание на фотографию, сославшись на нее как на наглядный пример того, как роль женщин в искусстве подрывается склонностью мужчин просто объективировать женщин.Хотя Дуано, возможно, не пытался активно критиковать мир искусства своими работами, это изображение, как и его коллекция фотографий людей, реагирующих на Мона Лизу, свидетельствует о стремлении фотографа показать, что настоящее искусство существует в обычных людях и ситуации. Как писал сам Дуано: «Чудеса повседневной жизни волнуют; ни один кинорежиссер не может устроить неожиданное, что вы встретите на улице ».
Марсово поле «Марсово поле», 1944 | © Роберт Дуано
на его фотографии изображены два из любимых сюжета Дуано: Эйфелева башня и играющие дети.Дуано был явно поражен жизнерадостностью и беззаботностью парижских детей в относительно суровый послевоенный период, и он стремился уловить их безграничный оптимизм и энергию в своей работе. Общество часто маргинализирует детей, но, как прекрасно видно на этой фотографии, Дуано хотел показать, что весь город был их игровой площадкой. Для Дуано нет более важного ориентира для самобытности Парижа, чем Эйфелева башня, и он всегда находил способы включить ее в свои работы.Он резюмировал свое восхищение памятником, сказав: «Поднявшись на Эйфелеву башню, он открывает панорамный вид на Париж, который сам по себе больше не узнаваем, так как ему не хватает важнейшего силуэта Эйфелевой башни».
Три женщины-маски, 1951 | © Роберт Дуано
Хотя фотография Дуано хорошо известна своим художественным возвышением представителей рабочего класса, он также был склонен снимать светские события. Эта фотография трех женщин на балу-маскараде — напоминание о том, что буржуазия конца века еще была жива в Париже середины 20-го века.В то время как остальная часть города модернизировалась и приспосабливалась после войны, небольшая часть общества все еще была захвачена прошлым: посещала щедрые формальные балы, как и в конце прошлого века. Эта фотография, в сочетании с фотографиями горняков, бродяг и богемных художников Дуано, подчеркивает степень неравенства, присущего Парижу. Эти три женщины в масках кажутся совершенно из другой эпохи и другого мира из других сюжетов Дуано, но они являются ключевой частью разнообразной социальной мозаики, которую формирует портфолио фотографа.
Les Pains de Picasso, 1952 | © Роберт Дуано
Дуано сделал фотографические портреты многих самых известных писателей, художников, архитекторов и дизайнеров Парижа, в том числе Коко Шанель, Кристиана Диора, Жака Превера, Жоржа Брака и, возможно, величайшего художника 20 века Пабло Пикассо. Эта фотография художника за обедом выводит его из контекста гениальности в студии; Люди часто предвзято относятся к Пикассо как к подвижной, эксцентричной фигуре, но портрет Дуано развеивает все легенды и оставляет нас с «Пикассо: Человек».Буханки хлеба в форме пальцев, расположенные под руками Пикассо, заменяют то, чем прославлен художник, и оставляют человека, существующего за пределами исключительно одаренных рук. Фотографии Дуано были созданы не с целью дальнейшего продвижения его известных людей, а скорее для того, чтобы избавить их от их славы и представить их как реальных людей, а не просто икон.
Роберту Дуано и Leica было суждено создать памятные фотографии
Роберт Дуано
родился во Франции в 1912 году.Вместе с Анри Картье-Брессоном он был САМЫМ французским фотографом того времени. Роберту Дуано и Лейке было суждено создать одни из самых запоминающихся изображений Парижа того времени. Вероятно, «Поцелуй у ратуши» был самым известным и вызвал у него самое большое горе в его жизни. Не считая смерти любимой жены от болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Влияния
Он всегда считал Андре Кертеса, Эжена Атже и Анри Картье-Брессона своими наибольшими влияниями.Его очень красивые черно-белые изображения из фильмов не только выставлялись по всему миру, но и занимают видное место в его более чем 20 книгах.
Ему было 16 лет, когда он впервые заинтересовался фотографией. Он получил свою первую фотографическую работу в качестве ассистента в компании графического искусства, а затем был повышен до штатного фотографа. Когда он уехал оттуда, он устроился помощником фотографа Андре Виньо. Он продал свой первый рассказ журналу Excelsior в Париже в 1932 году. В 1934 году он работал штатным фотографом в Renault (автомобили).Он чувствовал, что действительно многому там научился, но через 5 лет его уволили.
Роберт Дуано и Leica
В том же году он был нанят агентством Rapho для путешествий по Европе и создания изображений для изготовления открыток. Но когда началась война, он пошел в армию. Однако до сих пор работаю фотографом. Когда Франция была захвачена, он присоединился к французскому Сопротивлению, подделывая паспорта и удостоверения личности. Он всегда использовал Leica. Вроде обновка в то время. (35мм)
После войны он расцвел и создал свои самые памятные работы.Хотя Анри Картье-Брессон пригласил его присоединиться к Magnum Photos, он остался в агентстве, в котором работал до войны.
Звонки в Vogue (но никто не отвечает)
Большинство считает, что всю свою карьеру он был уличным фотографом. Но на самом деле в 1948 году Vogue заключил с ним контракт на работу в качестве модного фотографа. Фоторедакторы Vogue думали, что его изображения привнесут в моду ультрасовременное измерение. Но после недолгого пребывания в моде Дуано решил, что ненавидит фотографировать красивых женщин! Он был уличным фотографом.Его сердце было на улицах Парижа. И он ушел, чтобы заняться своей страстью.
Его наиболее узнаваемым необычным изображением был поцелуй перед Hôtel de Ville в Париже. На самом деле он попросил пару, которая целовалась, «сделать это еще раз», чтобы он мог сфотографироваться. Они с радостью повиновались. Спустя годы на него подали в суд за изображение. Но не та пара подала на него в суд! Он выиграл судебное дело, но из-за того, что одновременно заболела его жена, это отняло у него немало сил.
© Роберт Дуано © Роберт Дуано © Роберт Дуано © Роберт Дуано © Роберт Дуано © Роберт Дуано Малоизвестным фактом о его отказе фотографировать женщин было спал с немцами, которым после войны были обриты головы.