Елена Шарнова: «Юбер Робер удивительно совпал с русским вкусом»
Интервью
Куратор выставки «Французский вкус князей Юсуповых» Елена Шарнова.
Фото: Арман Тадевосян/Музей «Новый Иерусалим»
Куратор выставки «Французский вкус князей Юсуповых» в музее «Новый Иерусалим» рассказала нам, у кого из русских аристократов во дворцах висели полотна Юбера Робера, о его работе в Версале и Лувре и мечте сделать монографическую выставку художника
Людмила Лунина
10.02.2022
Елена Борисовна, вы, как куратор выставки «Французский вкус князей Юсуповых», отдали целый зал пейзажам, и в этом зале главенствует художник Юбер Робер. В этом был тайный смысл?
Из Архангельского в «Новый Иерусалим» мы привезли восемь работ: две серии по четыре картины, первая — 1779 года, вторая — 1801-го. Это жемчужины нашего собрания. Причем они внушительных размеров, в одном случае — почти три метра в высоту и два в ширину, второй цикл чуть поменьше. Восемь этих монументальных пейзажей стали хедлайнерами выставки. Кроме того, мне было интересно их сравнить в одном пространстве. В европейском искусствознании есть точка зрения (на мой взгляд — ошибочная), что в поздний период художник хуже писал. Объяснить ее можно лишь тем, что в музейных собраниях за пределами России не так много поздних работ Робера. После Великой французской революции у этого выдающегося пейзажиста почти не осталось заказчиков на родине, для соотечественников он писал небольшие холсты, часто жанрового содержания. А вот монументальные полотна, да еще и серии, предназначались в основном для русской знати, и эти заказы спасли художника от нищеты.
Почему Робер был так у нас популярен?
Он удивительно совпал с русским вкусом. В нем есть ощущение воображаемого путешествия не то во Францию, не то в Италию. Ну вот чтобы никуда не ехать, но смотреть на картины на стене и мечтать. Первым Робера купил граф Александр Сергеевич Строганов, позже ставший президентом Академии художеств, — за что ему огромное спасибо. А ажиотажный спрос возник после того, как художнику заказал серию пейзажей император Павел I, и эти работы до сих пор находятся в Павловске. Безбородко, Милорадовичи, Воронцовы, Голицыны — у каждого во дворце висели пейзажи Юбера Робера.
Как его работы попали в коллекцию князя Юсупова?
Он приобрел их на антикварном рынке в Париже; по документам известно, что до 1815 года. В 1810-м (Робер уже два года как умер) Юсупов становится владельцем Архангельского и ищет искусство, созвучное дому. Большие пейзажи невольно соотносились с огромным парком. Для этих двух серий он специально выстроил восьмиугольные залы. Картины висели в простенках больших окон, реальные пейзажи рифмовались с пейзажами, представленными на картинах. Они и сейчас на том же месте.
Раздел «Воображаемое путешествие», посвященный пейзажам, представляет работы французских художников XVIII века Юбера Робера и Клода Жозефа Верне, а также цикл из трех пейзажей Пьер-Жака Волера.
Фото: Арман Тадевосян/Музей «Новый Иерусалим»
Робер был эдаким певцом идеальной природы?
Не только. Он был не чужд бытописания. Особенно это заметно в римских работах 1760-х годов: он писал поток жизни, занятия обыкновенных людей. И позже в Париже, если что-то сносили или разрушали, в том числе Бастилию, Робер спешил это запечатлеть.
Он вообще был человеком разнообразных талантов. Например, занимался планировкой парков. Одно из его творений во фрагментах сохранилось до наших дней. Это парк в Эрменонвиле, который в XVIII веке был вторым после Версаля по популярности. Там был похоронен Жан-Жак Руссо. Идею гробницы Руссо, равно как и все гроты и другие парковые павильоны, тоже предложил Робер.
В 1780-е он работал в Версале: сделал грот для скульптурной группы Франсуа Жирардона «Аполлон и нимфы», руководил посадкой деревьев. (Чтобы деревья были на правильной высоте и парк оставался регулярным, в Версале систематически меняют посадки; последний раз Большую аллею обновляли в 1980-е. )
Еще Робер пять лет служил главным хранителем Лувра (чего в России почти не знают, а во Франции помнят и посвятили этому отдельную выставку), даже жил в Лувре — была у его должности такая привилегия. В 1784 году, еще до революции, когда подумывали сделать Лувр общедоступным публичным музеем, Робер предлагал варианты экспозиции Большой галереи: верхнее освещение, стеклянный плафон. Вначале он реализовывал эти идеи в живописи, делал визуализации.
Всего на выставке «Французский вкус князей Юсуповых» демонстрируется 37 работ.
Фото: Арман Тадевосян/Музей «Новый Иерусалим»
Пейзажист, архитектор, хранитель Лувра — прихотливый творческий путь…
У Робера вообще феерическая биография. У него было необычное для художника образование, что во многом объясняет характер его творчества. Живописи как таковой он не учился, Академию не окончил, навыки ремесла приобрел в мастерской скульптора Слодца и всю жизнь испытывал огромный интерес к скульптуре. В каждой его картине есть реальные или придуманные скульптурные группы. Он обожал статую Марка Аврелия и изобразил ее на десятках рисунков. У него есть множество зарисовок Лаокоона, в том числе выдуманный сюжет про обнаружение статуи. Он и античные рельефы выдумывал.
Помимо этого, Робер окончил католический коллеж, где выучил латынь. На его картинах часто встречаются надписи и подписи на латыни, и даже по-гречески, правда с ошибками, но все-таки.
И потом на 11 лет он уехал в Италию?
Поскольку он не оканчивал Академию, то в Риме оказался, как мы сказали бы сейчас, по блату, благодаря маркизу Франсуа Жозефу де Шуазелю (отец художника был у маркиза камердинером). Де Шуазеля назначили послом Франции в Риме, и Юбер Робер последовал за ним. Ему было 25 лет, какое-то время он числился пенсионером Французской академии, позже зарабатывал на жизнь рисунками античных древностей для просвещенных путешественников. Очень подружился с Жаном Оноре Фрагонаром, они были не разлей вода, буквально за ручку ходили, вместе ездили на этюды. На выставке в «Новом Иерусалиме» как раз есть пейзаж, где они вдвоем на этюдах.
Судя по сохранившимся портретам, например кисти Элизабет Виже-Лебрен, Робер был славным человеком. И современники о нем писали как о симпатичном, доброжелательном персонаже.
Одновременно он отлично ориентировался в рыночных стратегиях, успешно выставлялся на Салонах, его любил Дени Дидро, и можно предположить, что они были друзьями. Наконец, гениальный маркетинговый ход: Юбер Робер вступил в масонскую ложу, где познакомился со Строгановым, что открыло ему русский рынок. Тем самым он обеспечил себя влиятельными, богатыми и заинтересованными заказчиками на десятилетия вперед.
Сказалось ли его увлечение масонами на творчестве? Есть ли в его пейзажах масонские символы?
Я лично никаких символов не вижу — может быть, за исключением того, что Робер постоянно изображал камень. Но есть такие специалисты, которые находят масонские символы везде.
Как Робер пережил революцию?
Чудом избежал эшафота, вместо него казнили его полного тезку. Мог бы погибнуть ни за что. Он, с одной стороны, был весьма лояльным гражданином, а с другой — не был ни за белых, ни за красных, занимался своим делом. Но в какой-то момент (судя по всему, по доносу — художники тоже стучали друг на друга) он оказался в тюрьме Сан-Лазар. И там тоже писал картины, из чего можно заключить, что распорядок в тюрьмах XVIII века был не такой жесткий, как 200 лет спустя. Симпатичные сюжеты: тюремный обед, игра узников в шары. В этих листах тоже был элемент фантазии. Это его творческий метод — смешивать вымысел с реальностью.
Можно как-то определить, в чем ценность его пейзажей?В его работах есть ощущение гармонии, равновесия между природой и творением человеческих рук, в них есть культура в самых разных ее проявлениях, есть античная и ренессансная традиция. Эти пейзажи — своего рода манифест: в них считывается непрерывность и единство европейской истории. Для образованного человека XVIII века это было важно. И при этом античная традиция именно что живая: художник населяет руины вполне узнаваемыми героями, своими современниками. Внутри базилик рисует сеновалы, по руинам расставляет туристов с гидами. Персонажи в античных тогах соседствуют на его картинах с людьми в одежде XVIII века. Юбер Робер уловил дух эпохи. Человечество не так часто переживало подобное волшебное состояние: один раз — в эпоху Ренессанса, второй — накануне Великой французской революции, когда тоже было ощущение, что все вернулись в золотой век. Робер — один из самых чутких мастеров XVIII века, его картинами можно иллюстрировать любую особенность культуры предреволюционных десятилетий.
В экспозицию вошли работы музея-усадьбы «Архангельское», который впервые так щедро показывает за своими пределами уникальную коллекцию.
Фото: Арман Тадевосян/Музей «Новый Иерусалим»
Если рассматривать феномен неоклассицизма, который был последним интернациональным стилем, так или иначе затронувшим абсолютно все европейские школы, Робер был одной из ключевых фигур.
Кроме того, он абсолютно гениальный рисовальщик. В XVIII веке все художники превосходно рисовали, но Робер даже на этом фоне — один из самых поразительных. Эрмитаж обладает большим собранием его рисунков, их изучают, но широкой публике их ценность совсем не очевидна.
Сколько всего в России работ Юбера Робера?
Моя эрмитажная коллега Екатерина Дерябина, написавшая диссертацию о художнике, выявила более 100 картин этого автора в музейных и частных собраниях (правда, в 1930-е годы во время печально известных сталинских распродаж часть этих работ оказалась за пределами России). И это не считая рисунков в Эрмитаже! Екатерина, на мой взгляд, лучший специалист по Роберу в мире, ведь она отвечает за богатейшую коллекцию — во Франции таких нет. В Лувре неплохая, но в Эрмитаже несравненно разнообразнее и интереснее. Плюс к этому пейзажи Робера есть практически во всех региональных российских музеях, куда эти работы попали в 1920–1930-е во время распределения музейного фонда.
А какое место в этом ряду занимает Робер из Архангельского?
По значимости наше собрание сопоставимо с ГМИИ, мы делим второе и третье места. В Архангельском есть даже подделки под Робера XIX века — судя по всему, вещи учеников Императорской академии художеств. Они делали такие пастиши: не всем же заказчикам хватало денег на подлинники. Наши подделки — вполне достойного качества, они выполнены по мотивам картин, которые раньше были в Царском Селе, а сейчас находятся в одной японской коллекции.
То есть наследие Юбера Робера не совсем уж в забвении.
Этого художника в России знают, но нельзя сказать, что он популярен. И он такой не один. Вот сейчас открылся музей Павла и Сергея Третьяковых, где, помимо прочего, представлены этюды барбизонской школы. В России одна из лучших коллекций живописи барбизонцев, уникальное собрание; они оказали огромное влияние на русских пейзажистов второй половины XIX века. Но об этом практически никто не знает, в ГМИИ эти работы, как правило, не выставляются. Хотя бы сейчас они стали доступны в новом музее!
Причем и барбизонцы, и Робер — то искусство, которое нравится зрителю: там есть сюжет, есть что рассматривать, о чем фантазировать. У Робера можно расшифровывать каждый пейзаж: что он увидел в натуре, а что придумал. Жаль, что пока для кураторов свет клином сошелся только на импрессионистах.
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Французский вкус князей Юсуповых. Живопись французских мастеров из собрания музея-усадьбы „Архангельское“»
До 28 августа
Подписаться на новости
Музей-усадьба «Архангельское» Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Жанры:
Робер Жан Жорж Мерль родился в Алжире в семье военного переводчика Феликса Мерля. Во время Первой мировой войны отец будущего писателя участвовал в Дарданелльской операции и умер от тифа в 1915 году. Мать Робера перевезла детей во Францию, в Марсель, затем семья обосновалась в Париже. Робер Мерль окончил престижный лицей Людовика Великого в Париже, получив степень лиценциата по философии и английскому языку. В 30-х годах он преподавал английский язык, английскую и американскую литературу в Кливленде (США), затем в лицеях Бордо, Марселя и Нейи-сюр-Сен (пригород Парижа), где познакомился с Жаном-Полем Сартром, в то время – преподавателем философии. Первым опубликованным трудом Мерля стала его докторская диссертация, посвященная творчеству Оскара Уайльда. Робер Мерль участвовал во Второй мировой войне 1939-1945 г.г.; во время Дюнкеркской операции он попал в плен и был интернирован в Германию, где провел три года в лагере для военнопленных. За роман о трагедии в Дюнкерке «Уикэнд на берегу океана» писатель в 1949 году получил Гонкуровскую премиию. После освобождения Франции Робер Мерль вернулся к преподавательской деятельности, заняв пост профессора языка и литературы в университете Ренна, позже преподавал в Тулузе, Кане, Руане, Алжире и Нантерре (Париж-X). Именно в университете Нантерра начались события мая 1968 года, позднее описанные Мерлем в романе «За стеклом». Будучи близким к французской коммунистической партии, писатель отдаляется от неё после ввода советских войск в Афганистан. Творчество Мерля проникнуто духом гуманизма, в нём сильны философские и социальные аспекты. Его писательский талант многогранен: Робер Мерль является автором пьес, биографических произведений, исторических романов, в том числе 13-томной саги об истории Франции «Fortune de France». Широкую известность приобрели его фантастические романы, посвященные возможности общения человека с животными: «Разумное животное» (экранизирован под названием «День дельфина») и «Le propre de l’homme»; одно из наиболее серьезных исследований темы ядерной катастрофы и выживания в послеатомном мире «Мальвиль» и мистико-философский роман «Мадрапур». Кроме этого, Робер Мерль переводил на французский язык сочинения Джона Уэбстера, Джонатана Свифта, Эрскина Колдуэлла, а для французского издания (1956 год) романа Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию» написал 59-страничное предисловие, раскрывающее политический контекст этого сатирического произведения. Писатель скончался в возрасте 95 лет в собственном доме в пригороде Парижа. © На основе биографической статьи Вл. Гакова |
Роберт
перейти к содержаниюГлавная-janarkmain2022-10-18T16:02:25-04:00
Бронируйте напрямую по телефону (212) 299-7730 или зарезервируйте столик:
Найдите столПодарочная карта
Чтобы забронировать частное мероприятие, позвоните по телефону (212) 206-8815 или посетите наш раздел ЧАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2 Columbus Circle, New York, NY 10019
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА
На вершине Музея искусств и дизайна в Columbus Circle, Robert — классический современный американский ресторан, из которого открывается захватывающий вид на Центральный парк и Columbus Circle.
Элегантный, сексуальный и романтичный, Роберт славится дизайном, красотой и кулинарными изысками. Поужинайте по меню, составленному шеф-поваром Армандо Кортесом, или просто потягивайте фирменные коктейли, любуясь закатом и красотой города.Местоположение
2 Columbus Circle
New York, NY 10019
(212) 299-7730
Маршруты через Google Maps
Виртуальный тур 6
Часов 900
Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday:
LUNCH: 12pm — 4pm
Saturday & Sunday:
BRUNCH: 11am — 2:30pm
Saturday & Sunday:
ЗАКАТ: 14:30–16:00
Воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг,
Ужин: 16:00, последнее бронирование 8:00 вечера
Пятница и суббота
9006 Ужин: 16:00, последнее резервирование 9:00. Транспорт
A,B,C,D,1 Поезда до станции Columbus Circle
N,R,Q,W Поезда до 57th Street
M7,M10,M11,M20,M104 до 59th Street/Columbus Circle
M12, M31, M57 до 8-й авеню/Бродвея
Book A Private Event
Подарочные сертификаты приобретения
Фотографии
Music & Events
Суббота — 10/1, 6-9 вечера, Can Olgun
Гордон
Среда — 5 октября, 18-21, Виктор Лессер
Четверг — 6 октября, 18-9 вечера, Кейт Коско
Пятница — 7 октября, 12-3pm, Дэвид ДеМотта
Суббота — 8 октября , 18:00-21:00, Скотт Гордон
Воскресенье — 9 октября, 12:00-15:00, Элизабет Эймс
вторник — 11 октября, 18-21, Виктор Лессер
пятница — 14 октября, 18-9 вечера, Элизабет Эймс
среда — 19 октября, 18-9 вечера, Виктор Лессер
четверг — 20 октября, 18–21, Кейт Коско
, суббота – 22 октября, 18–9 вечера, Джан Олгун
, воскресенье – 23 октября, 12–15 часов, Скотт Гордон
, пятница – 28 октября, 18–9 вечера, Дэвид ДеМотта
Суббота — 29.
10, 18-21, Скотт ГордонВоскресенье — 30.10, 12-15, Элизабет Эймс
ЧАСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Современный американский ресторан Robert расположен на вершине Музея искусств и дизайна на площади Колумбус Серкл. Из него открывается захватывающий вид на Центральный парк и площадь Колумбус Серкл. Идеально подходящий для частных мероприятий, Robert прославляет дизайн и красоту как в декоре, так и в кулинарных изысках. Гостям понравится обедать по меню, составленному шеф-поваром Армандо Кортесом, и наслаждаться красотой города.
КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ЗАКАЗАТЬ МЕРОПРИЯТИЕ
Мандарины — Джоанна Гравандер, 2009
Мандарины
Johanna Grawunder, 2009
Серия подвешенных оранжевых коробочек Lucite по периметру окна.
Посетите сайт художника
Вишневый цвет – Джоанна Граундер, 2009 г.
Вишневый цвет
Йоханна Граундер, 2009 г.
Мобильная люстра из светодиодных панелей Lucite.
Посетите сайт художника
Sound Wave — Phillip Michael Wolfson, 2009 г.
Sound Wave
Phillip Michael Wolfson, 2009 г.
Скульптурные стальные коктейльные столы, стойки для гостей и 15-футовый общий стол, разделенный пополам звуковой волной высотой 6 футов
Посетите сайт художника
Тересита Фернандес — Ночное письмо (Экватор), 2011
Тересита Фернандес
Ночное письмо (Экватор), 2011
Окрашенная вручную и сформированная бумажная масса с УФ-печатью и зеркалом
Триптих 16,5 x 65,5 дюймов (каждая панель)
Работы Тереситы Фернандес характеризуются интересом к восприятию и психологии взгляда.
«Ночное письмо» вызывает драматическое и универсальное впечатление от созерцания ночного неба. Каждый из этих уникальных отпечатков ручной работы перфорирован шрифтом Брайля, напоминающим созвездия. Название серии «Ночное письмо» является отсылкой к «Ecriture Nocturne», секретному коду, написанному в начале 19 века, чтобы солдаты Наполеона могли общаться ночью, беззвучно и без света.
Имена людей, мест и вещей, от влюбленных, скрещенных звездами, до знаменитых драгоценных камней, до координат, отмеченных линиями широты, включены в произведения в виде слов, переведенных на шрифт Брайля и превращенных в абстрактную композицию точек, которые накладываются на роскошные большие масштабные печатные изображения ночного неба. Произведения становятся заявлением об эфемерности языка и попыткой понять содержание, скрытое в невидимом тексте. Работы Фернандеса исследуют это тонкое пространство между слепотой, зрением и осязанием.
Леманн Мопен
193 Дэвид Рид
193
Дэвид Рид
Дэвид Рид — современный американский художник-абстракционист. Его картины с крупными, сильными и яркими мазками сочетают в себе текучесть краски с динамичными элементами света и цвета. Это можно узнать по картине Рида #193 , в которой драматическое использование цветов, форм и линий включает выразительное нанесение краски, вдохновленной светом и его эволюцией как мотива.
Нью -Йорк
Лас -Вегас
Флорида
ALABAMA
Meadowlands
9
.
. Ссылка для загрузки страницы
Наем офисных временных сотрудников и постоянная административная поддержка
Выберите наилучший для вас вариант найма
Специалисты по поиску талантов для всех административных вопросов
Независимо от того, нужны ли вам контрактные специалисты в периоды наибольшей нагрузки, сезонные пики, отсутствие сотрудников, специальные проекты или постоянный сотрудник, команда OfficeTeam Роберта Халфа поможет вам. От специалистов по вводу данных до офис-менеджеров, мы специализируемся на подборе персонала для различных административных и фронт-офисных должностей в организациях по всему миру.
Позвоните по телефону 1.855.432.0924 , чтобы поговорить с нами.
Просмотрите наших кандидатов
Почему стоит работать с нами?
Больше, чем просто алгоритмы
Наши специалисты по подбору персонала сочетают свой опыт с технологией сопоставления на основе искусственного интеллекта, которая включает данные о трудоустройстве за десятилетия.
Квалифицированный персонал, готовый к работе
Независимо от ваших потребностей, у нас есть кандидаты, которые могут их удовлетворить. Опытные профессионалы могут начать работу сегодня, независимо от того, работает ли она удаленно или на месте.
Мы поможем вам сделать все правильно
Мы подкрепляем наши услуги гарантией удовлетворения.* Свяжитесь с нашей командой, и мы можем организовать процесс найма для вас.
* За более подробной информацией обращайтесь в местное представительство.
Роли Мы покрываем
См. Все административные роли поддержки и поддержки клиентов
Административный помощник
>
Представитель службы обслуживания клиентов
>
Специалист по вводу данных
>
.
>
Офис-менеджер
>
Свяжитесь с нами в одном из наших ближайших офисов
Мы подбираем квалифицированных специалистов по различным специальностям
Финансы и бухгалтерский учет
Бухгалтерские и кредиторские клерки, старшие бухгалтеры, контролеры и т. д.
Административное обслуживание и поддержка клиентов офисные служащие и др.
Технологии
Аналитики настольной поддержки и службы поддержки, разработчики приложений, сетевые администраторы и др.
Маркетинг и креативность
Графические и веб-дизайнеры, менеджеры по маркетингу, копирайтеры и др.
Юрисконсульт
Юридические секретари, помощники юристов, адвокаты, делопроизводители и офисные клерки и др.
Выберите лучший вариант найма или консультации для ты
Удаленный найм
Миллионы кандидатов; бесшовная настройка для любого удаленного задания.
Квалифицированные специалисты доступны как можно скорее и параметры настройки, чтобы они могли работать удаленно и безопасно. Узнайте больше
- Мы предлагаем услуги «белых перчаток», чтобы у вас была поддержка и оборудование для удаленной работы, включая защищенные устройства для кандидатов и виртуальные рабочие пространства. Мы делаем настройку простой и без стресса.
- Получите доступ к более обширному пулу талантов, не ограниченному по географии. У нас есть квалифицированный персонал, который вам нужен, независимо от того, живет ли человек на другой стороне улицы или на другом конце света.
- Позвольте нам помочь с процессом найма, чтобы вы быстро получили удаленный персонал.
- Будьте спокойны, зная, что ваши приложения и данные защищены безопасными виртуальными рабочими местами.
Контракт Talent Solutions
Наймите на один день, одну неделю или столько, сколько вам нужно.
Специалисты по требованию, помогающие управлять динамическими рабочими нагрузками, новыми проектами или отсутствием сотрудников. Узнать больше
- Талант по контракту — Получите доступ к высококвалифицированным специалистам для краткосрочных или долгосрочных заданий, удаленных или на месте.
- Профессионалы, занятые полный рабочий день — получите доступ к группе специалистов для повторяющихся или долгосрочных проектов, когда преемственность является ключевым фактором.
Постоянное трудоустройство
От начинающих специалистов до руководителей.
Добавление в вашу команду может быть быстрым и легким. Узнать больше
- Местные специалисты по поиску талантов — мы организуем для вас процесс найма, от продвижения вашей работы и компании до предоставления предложений и обсуждения заработной платы.Робер: Юбер Робер — 39 произведений