Роберт дуано: 10 серий Робера Дуано, о которых вы не знали — Российское фото

Робер Дуано (Robert Doisneau)

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в Жантийи, пригороде Парижа.

Рано потерял мать, отец вскоре женился во второй раз. Учился на гравера-литографа. Карьеру фотографа начал в Студии графического искусства Ульмана, когда там открыли фотомастерскую. В 1931 году познакомился со скульптором Андре Виньо, устроился в нему ассистентом и погрузился в мир искусства — классическая и современная литература, авангардные течения, философия. Открывает для себя Брассая, Кертеша, Атже.

Первый репортаж датируется 1932 годом. Это была серия фотографий о «блошином рынке», опубликованная в газете «Эксельсиор». В последующие годы работал с журналом «Life», агентством «ADEP», «Рафо». От членства в Magnum Photos отказался, не желая примерять роль фототуриста.

С 1950-х годов имя Робера Дуано становится известным. Его фотографии включают в постоянные экспозиции крупнейших музеев и галерей мира, а фотоальбомы пользуются повышенным спросом, о его жизни пишут искусствоведы и снимают фильмы.

Дуано умер в Париже 1 апреля 1994 года.

«Я родился в особенно уродливом предместье Парижа. Хотя, что может быть уродливее остальных парижских предместий?».

«Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать».

«Возможно, мой глаз гравера заставил меня обратить внимание на эту кирпичную кучу, куда так удачно падал свет» – о своей первой фотографии «Кирпичная груда».

«Это был мир, который я знал и где мне было легко. Чтобы сделать подобный снимок, люди должны принять тебя, ты должен приходить и пить с ними каждый вечер, пока не станешь частью обстановки, пока они не перестанут тебя замечать» — о съемках жизни Парижа.

«Я бы никогда не решился фотографировать людей вот так. Снимки любовников, целующихся на улице, редко когда могут оставаться в рамках закона» — о скандале, связанном с фотографией «Поцелуй у муниципалитета». Жан и Дениз Лавернье, уверенные, что на фотографии изображены именно они, подали в суд на фотографа 80-х годах. На процессе Дуано пришлось назвать имена геров кадра и подтвердить, что это была постановка. Суд был выигран.

«Непослушание мне представляется жизненно важной функцией и должен сказать, что эта черта не принесла мне слишком много неприятностей».

«Я как деревенский дурачок, который убегает в лес, возвращается с птицей в шапке и слоняется повсюду, приговаривая: «Смотрите, что я откопал!». А эта птица неизвестной породы ужасно докучает благородным людям просто потому, что они не знают, как ее классифицировать. Прежде они никогда не видели таких птиц, а потому говорят: «Да, забавно. Теперь иди, поиграй где-нибудь еще, а нас оставь в покое, потому что мы говорим сейчас о серьезных вещах». К сожалению, примерно так выглядит нынче роль фотографа в обществе».

«Больше не будет ни его смеха, полного сострадания, ни его поразительно забавных и глубоких реплик… <> … Никаких повторов, только неожиданность. Но всеобъемлющая доброта Робера Дуано, любовь к людям и скромной жизни навсегда запечатлелись в его творчестве» — запись Анри Картье-Брессона после смерти Дуано..

***

***


«Хлеба Пикассо»

***


Рудольф Нуриев


Виолетт Верди


Катрин Верней


Хореограф Жан Бабиле


Хореограф Регина Шопино

Серии работ Робера Дуано >>>

обсудить на форуме zнята

Фотограф Робер Дуано

  • Главная
  • ФотоКлуб
  • Блог
  • Не «дешевая» история фотографии Робера Дуано
Информация о материале

«Поцелуй» Дуано кажется подсмотренным, абсолютно случайным и умело схваченным фотографом,– общая обстановка и определенная смазанность кадра, отсутствие складной композиции кадра, выдают его за вполне реальное мгновение. Но в жизни Дуано был невероятно скромным человеком, который в самом начале своей фотографической карьеры даже не решался фотографировать людей, чтобы их не потревожить. И несмотря на свои убеждения, он был вынужден сделать свой самый знаменитый кадр постановочным. А все лишь потому, что не решался просто так сфотографировать целующуюся молодую пару. Вдруг они будут против , или встречаются втайне …

На страницах журнала «Life», вместе с фотоработой Робера Дуано были опубликованы несколько других фотографий поцелуев на улицах Парижа. А негативы и отпечатки снимков были отправлены в архив, где и пролежали почти треть века.

На самом деле, этот снимок стал всемирно известным лишь в 1986 году, когда был напечатан на постере. «Поцелуй…» Робера Дуано был напечатан на открытках тиражом 2,5 млн. экземпляров, 500 тыс. плакатов и еще всюду, где только можно представить, — на календарях, фотоальбомах, занавесях… Поэтому, нет ничего удивительного в том, что одна эта фотография принесла Роберу Дуано больший доход, чем все остальные его работы!

Однако, есть и обратная сторона медали широкой популярности. После такого фурора Дуано стал получать сотни писем людей, которые представлялись героями этой фотографии и требовали финансовой компенсации. Дело дошло даже до суда. Так, в 1988 году одна семейная пара подала судебный иск на Дуано с требованием выплатить гонорар в размере 90 тыс. долларов. Робер Дуано суд выиграл, однако тогда он был вынужден признаться, что эта фоторабота постановочная.

Детально мы обсуждаем преимущества и алгоритм профессиональной постановочной фотографии на уроке фотокурса «Продвинутый фотограф»

см. урок. Проектное мышление и создание фотокниги 

На этом судебные тяжбы, связанные с этим снимком, не закончились. Девушка — модель Франсуаза Борне предъявила доказательство того,что именно она изображена на снимке, – фотографию, подписанную самим фотографом, – и потребовала 100 тыс. франков. Однако и в этом случае Робер Дуано смог выиграть суд, доказав, что уже заплатил обоим за съемку.

Несмотря на успех автора в судах, репутация фотографа как «честного фотожурналиста и документалиста» была изрядно подорвана.

«Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах говорил Робер Дуано о принесшей ему известность фотографии.

Но и на этом история фотографии не заканчивается.

Спустя десять лет после смерти фотографа Робера Дуано, в 2005 году Франсуазе Борне понадобились деньги и она выставила на аукцион оригинальный снимок с автографом автора, ожидая получить за него, по самым оптимистичным прогнозам, около 15-20 тыс. евро.

Ко всеобщему удивлению, фотография «Поцелуй у здания муниципалитета» была продана с аукциона за 155 тыс.евро! Купил ее анонимный швейцарский коллекционер, по словам представителей парижского аукционного дома Briest-Poulain-Le Fur.

Так что, невзирая на слова самого автора снимка, фотография оказалась отнюдь не «дешевой»!

 

Фотограф Робер Дуано

Ниже материал дописала выпускница фотошколы Ирина Присяжная: 
Эту знаменитую жанровую фотосерию «Взгляд искоса» ( Un Regard oblique), без малейшей постановки, Роберт Дуано снимал два дня в июне 1948 года у галереи Роми на улице Сены в Париже. Идею снимать скрітой камерой ему подсказал его друг, журналист и писатель Робер Жиро. Идея фотографу очень понравилась, так как он любил наблюдать и фотографировать необычные реакции людей. Но в то же время он был достаточно скромен и часто испытывал неловкость при фотографировании незнакомцев. К тому же, в его фотографиях достаточно большое место занимают юмор и ирония. 

В общем, он договорился с антикваром Роми, чтобы тот вывесил в витрине своей галереи достаточно провокационную картину. По тем временам такая эротическая сценка считалась довольно непристойной. Он спрятал фотоаппарат среди других экспонатов, чтобы запечатлеть подлинную реакцию прохожих на откровенную картину. 

По фотографиям видно, что женщины смотрят на картину с удивлением, а мужчины — с интересом и удовольствием. Но самым известным стал снимок, на котором перед витриной остановилась супружеская пара средних лет. Женщина увлечённо что-то рассказывает о картине, которую видит перед собой, но мужчина едва ли слышит свою жену.  Его внимание сосредоточено на портрете обнажённой девушки. Эта фотография была самой обсуждаемой и именно она дала название всей серии…


Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать.

Робер Дуано

 

Встречи фотоклуба

  • 10.01 Онлайн День Открытых Людей для фотолюбителей
  • Подарочный сертификат для любимого человека
  • 23.12 • Диалог с искусством • Фотомарафон с Дмитрием Богачуком
  • Фототур в Бретань. Изумрудное побережье Франции с Дмитрием Богачуком
  • Щедрая пятница дарит –20%. Бонус: цитаты фотографов

Робер Дуано — Фонд Анри Картье-Брессона

Расплавленный автомобиль, 1944 © Atelier Robert Doisneau

Футбол, Шуази-ле-Руа, 1945 © Atelier Robert Doisneau

Африканские игры, 1945 © Atelier Robert Doisneau

3 © Atelier Robert Doisneau

Le nez au carreau, 1953 © Atelier Robert Doisneau

Cachan, 1948 © Atelier Robert Doisneau

Велосипед Тати, 1949 © Atelier Robert Doisneau

Car-Bress, Париж, Анри86 © Магнум Фото

13 января — 18 апреля 2010 г.

  • каталог
  • Пресс файл

Робер Дуано уже давно воспринимается как бард «живописного Парижа». Блестящий фотоиллюстратор, он лучше, чем кто-либо, знал, как запечатлеть приятный образ или неожиданный анекдот, и был признан как за свой профессионализм, так и за простую поэзию спонтанного изображения. Но работа Дуано бесконечно сложнее.

Фонд Анри Картье-Брессона демонстрирует около 100 оригинальных гравюр, отобранных среди сокровищ его архива и находящихся в различных государственных и частных коллекциях. Изображения были сняты между 1930 и 1966 годами в Париже и его пригородах. Эта интерпретация призвана показать, как Робер Дуано перешел «от ремесла к искусству» с неожиданной серьезностью, запечатлев на негативе мир, который он хотел запечатлеть навсегда.

Каталог, изданный Steidl, начинается с предисловия Аньес Сир, куратора выставки, и исправленной версии эссе Жана-Франсуа Шеврие, впервые опубликованного в 1983, посвященный творчеству Дуано. Эта книга представляет новое видение знаменитого фотографа, который утверждал, что фотографирует, чтобы выжить. « Это чувство неадекватности фотографической записи [которое] является основным в искусстве, основанном на эмоциях», в сочетании с потребностью в реализме — вот что придает картинам Дуано силу.

Между ним и Анри Картье-Брессоном была настоящая связь; если они были столь же ребячливы в своих шутках, то столь же готовы были советоваться друг с другом по профессиональным вопросам.

«Наша дружба потеряна во тьме времени», — писал Картье-Брессон в 1995. «У нас больше не будет ни его смеха, полного сострадания, ни его резких реплик, таких смешных и глубоких. Никогда не говорил дважды: каждый раз сюрприз. Но его глубокая доброта, его любовь ко всем существам и к простой жизни всегда будут присутствовать в его творчестве». У них не было такого же представления о фотографии, учитывая сложность «сопряжения» «несовершенства объектива» Дуано ( imparfait de l’objectif ) с «воображением из жизни» ( imaginaire d’après nature ). Картье-Брессона, который был более склонен к строгости, находился под влиянием живописи и рисунка и не любил переформулировать.

Робер Дуано родился в 1912 году в пригороде Парижа Жантильи, где он вырос в унылой среде семьи среднего достатка. В 15 лет он поступил в Ecole Estienne, где изучал гравюру и литографию. После окончания университета начал заниматься дизайном этикеток и рекламы для фармацевтической продукции. В 1931 году он стал ассистентом оператора скульптора Андре Виньо.

После этого он пять лет проработал наемным работником на заводах Renault и присоединился к агентству Rapho. Между двумя заданиями он продолжает бродить по Парижу и его пригородам, очарованный этим «маленьким театром». Он познакомился с поэтом Робером Жиро в 1947, и через него он познакомился с ночным миром, бродягами, барами, Ле-Аль… Его первая книга, придуманная с Блезом Сандраром, La Banlieue de Paris , опубликована в 1949 году.

Дуано всегда относился к своей работе с иронией, что для него было лишь противоядием от тревоги небытия. Жонглер, канатоходец, иллюзионист, чтобы достичь еще большего реализма: таков обманчивый парадокс человека, который хотел «выполнять свои трюки, как художники на тротуарах», со скромной ясностью художника вопреки самому себе.

«Поцелуй у ратуши»: вторая картина, в которой Робер Дуано увековечил любовь

«Поцелуй у ратуши» Робера Дуано; Эта фотография — одна из икон вечной любви. Молодой человек стоит на улице, обнимает свою девушку рукой и страстно целует ее перед парижской ратушей, останавливая мир вокруг себя.

Франция освободилась от второй великой войны, и ее столица возрождается среди туманов и желаний, которые мастер фотографов Робер Дуано увековечил в черно-белых снимках. Но закулисная гипнотическая фотография, возможно, одна из самых воспроизводимых в истории, не была «лучом неожиданной красоты», как многие считали.

Поцелуй в Hotel de Ville, 1950, © Robert Doisneau

Как и во всех предыдущих военных конфликтах, когда Вторая мировая война подошла к концу, весь мир страстно желал вернуться к нормальной жизни. Повседневная жизнь была тогда более ценным активом, чем золото; и тот факт, что конец этого светлого периода сменился «гуманистической фотографией», тому подтверждение.

Европейская фотография, посвященная таким темам, как дети, любовь, пары; символы будущего и оптимизма, которые могли бы помочь вернуть надежду после разрушительной реальности войны.

Так в 1950 году фотограф Робер Дуано стоял на террасе бара со своей камерой Rolleiflex. Он внимательно следил за проходившими по улице людьми и среди толпы мог различить влюбленную пару, которая, не обращая внимания на все вокруг, двигалась вперед, страстно целуясь.

Робер Дуано | Источник изображения: Википедия

Фотограф быстро взял свою камеру и сделал снимок, известный как «Поцелуй у ратуши». История, рассказанная таким образом, действительно драгоценна; окружающая среда Парижа, красота момента, страсть молодых людей, чувство беззаботности, смешанное с повседневной жизнью города… все было слишком идеально.

Изображение сохраняло статус «журналистского документа» до середины 1980-х годов, когда тысячи копий фотографии были напечатаны и распространены в формате плаката. Затем фотография прославилась на весь мир, став иконой романтизма, приписываемой столице Франции. Тогда-то и возник спор о том, был ли момент, запечатленный Дуано, запланированным или естественным.

Я бы никогда не осмелился так фотографировать людей. любовники целует на улице, эти пары редко бывают законными.

Робер Дуано

Правда в том, что эта фотография наполнила горечью последние годы жизни ее автора. В 1988 году, в возрасте 76 лет, великому французскому фотографу пришлось раскрыть секрет, который он так долго хранил: он нанял пару из Школы комедиантов по заказу журнала Life, который искал изображение, чтобы запечатлеть любовь после Война в Европе, которая поднималась благодаря плану Маршалла.

Это произошло из-за того, что пара со своей стороны и женщина со своей стороны объявили себя сфотографированными героями и потребовали оплаты прав на использование их изображения. Когда главный герой, Франсуаза Дельбар, осудила его за права на изображение, человек на фотографии, Жак Карто, защитил Робера. Они уже взяли деньги за знаменитый поцелуй. Чтобы выйти из правового положения, он был вынужден дать признательные показания.

Несмотря ни на что, изображение не теряет никакой ценности. На самом деле, в любом уголке Парижа можно найти что-то связанное с ним. Люди продолжают восхищаться этим поцелуем как символом любви.

Сцена показывает пару перед зданием парижской ратуши, страстно целующуюся, в то время как люди ходят, не замечая этого, спешат или вообще отсутствуют.

Роберт дуано: 10 серий Робера Дуано, о которых вы не знали — Российское фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх