Каким мы запомним Роберта Франка — Bird In Flight
Роберт Франк умер 9 сентября. Один из самых выдающихся фотографов современности, обладатель премии Hasselblad, ключевая фигура американской документалистики прошлого века. Ладо Почхуа рассказывает о легенде.
На обложке книги «Американцы» — трамвай. Шесть человек (среди них двое детей) выглядывают из окон. Лишь внимательно изучив фотографию, можно заметить, что чернокожие пассажиры расположились в конце вагона, а первые места заняты белыми. Каждый персонаж этой фотографии несет в себе историю, обладает собственным голосом. Этих людей невозможно забыть. Этот застывший момент — самый американский, полный музыки и напряжения. Что они видят? Кого?
Обложка книги «Американцы»
Швейцария слишком мала
Роберт Франк родился в Цюрихе в ноябре 1924 года. Его отец происходил из благополучной еврейской семьи, совершенно ассимилированной в Германии. Швейцарский диалект немецкого, на котором говорила его жена и остальные родственники, вызывал у Германа Франка отвращение — непонятная смесь из местечковых акцентов.
Приход нацистов к власти в Германии и лишение живущих за границей евреев немецкого гражданства все же заставили отца фотографа подать документы на получение гражданства Швейцарии. Страшные беды, постигшие европейских евреев, миновали семью Франков.
У Германа Франка было несколько камер, и фотография занимала важное место в жизни молодого Роберта. Позже, по окончании школы, Франк устроится ассистентом фотографа в цюрихскую студию, где научится обращаться с камерой и химикатами.
После войны Роберт Франк путешествует по Европе. Париж, Милан, Антверпен — в поездке он понимает, что родная Швейцария мала и консервативна. Франк часто говорит о желании эмигрировать, называя себя птицей в клетке.
14 марта 1947 года судно Bennett Moore вошло в гавань Нью-Йорка, и с его палубы сгорающий от любопытства Роберт Франк впервые увидел Америку. «Я увидел огромную страну. Бесконечную. Я увидел, что швейцарское мироощущение здесь не стоит и гроша. Швейцарцы очень вежливы, грубость нью-йоркцев потрясла меня…»
Франк селится в богемном районе Гринвич-виллидж. Здесь он встречает свою будущую жену Мэри Локспиер. Дочь танцовщицы, красивая и независимая, Мэри была любима многими, но выбрала Роберта Франка. Они женятся, у них рождается сын.
О своих связях с Керуаком, Гинзбергом, Грегори Корсо, Йонасом Мекасом фотограф говорит как о самом прозаическом событии: «У меня были друзья в Нью-Йорке. Они были просто поэтами, художниками и фотографами. Позже появилось понятие „битник“. Для меня это была просто группа людей со схожими интересами. Может быть, они были против общих правил того времени».
«Белая башня», Нью-Йорк, 1948 год © Robert Frank. Courtesy Swiss Foundation for Photography Collection, Winterthur
Удивление и грусть
Банальная формула успеха — «быть в нужном месте в нужное время» — применима и к Франку: он попадает в орбиту знаменитых фотографов и менторов Эдварда Стейхена и Уокера Эванса. Занятия фотографией обретают смысл. Не без помощи Эванса Роберт Франк получает стипендию Фонда Гуггенхайма.
«Я жил в Штатах уже восемь или девять лет и не видел ничего, кроме Нью-Джерси и Сент-Луиса. Мне хотелось почувствовать, насколько велика страна от океана до океана. Мне было любопытно и хватало энергии, чтобы просто сесть в машину и проехать всю страну», — описывает Роберт Франк свое путешествие по Америке: Нью-Йорк — Детройт и Нью-Йорк — Техас — Сан-Франциско — Лос-Анджелес.
Результат этих поездок — знаменитая фотокнига «Американцы» вышла в 1958-м во Франции и годом позже — в Штатах. Автором текста для американского издания выступил друг фотографа писатель Джек Керуак: его роман «В дороге» во многом похож на попытку Франка показать неизведанный, странный, полный опасностей мир послевоенной Америки.
В предисловии Керуак говорит, что Франку удалось поймать необъяснимое, неуловимое качество Америки — удивлять: «Безумное ощущение, когда улица плавится от солнца… и до нас доносится музыка то ли из музыкального автомата, то ли от похоронной процессии… Но, рассмотрев эти фотографии, мы так и не поймем, что из них грустнее».
Сан-Франциско, 1956 год. Из серии «Американцы» © Robert Frank. Courtesy Swiss Foundation for Photography Collection, Winterthur
Разъезжая на своем «форде», Роберт Франк сделал 28 тысяч снимков. В книгу вошли восемьдесят три. Она стала самым революционным проектом середины века: «Американцев» боготворили и ненавидели.
Знаменитый фотограф Майнор Уайт назвал книгу «деградацией нации» и заявил, что у Франка вся Америка выглядит как Бауэри — знаменитый район нью-йоркских ночлежек, настоящее дно, бельмо на глазу американской мечты. Уайт продолжил древний спор между богемным Нью-Йорком, не стесняющимся своих злачных мест и даже выставляющим их напоказ, и остальной Америкой, чинной и религиозной.
После обрушившейся на книгу критики Роберт Франк пишет небольшой текст, объясняющий его позицию. «Я попытался показать профиль Америки. Точка зрения персональная, поэтому многие аспекты американской жизни и общества были мной проигнорированы… Мнение часто содержит в себе критику. Но критика рождается из любви. Фотографу важно видеть то, что скрыто для других, — может, это взгляд, полный надежды или грусти».
«Я попытался показать профиль Америки».
Париж, 1952 год © Robert Frank. Courtesy Swiss Foundation for Photography Collection, Winterthur
Вернусь через десять минут
Книга «Американцы» оказалась могучим монументом трудным временам, новому художественному языку и зарождающемуся стилю новой документалистики. Книга была предвестницей целого направления в американской фотографии — резкого, показывающего жизнь без прикрас.
О своих работах Франк однажды сказал: «Когда люди смотрят на мои снимки, я хочу, чтобы они испытывали то же, что чувствуют желая дважды прочитать стихотворение». Кажется, он этого добился. Сосед фотографа Джон Коэн вспоминал, как к нему в лофт приходили молодые Гарри Виногранд, Лу Фридлендер, Сол Лейтер — в надежде познакомиться с Робертом Франком.
Книга была предвестницей целого направления в американской фотографии — резкого, показывающего жизнь без прикрас.
На работах Франка выросло целое поколение американских фотографов. Именно он привлек внимание к созданию авторских книг вместо привычной для фотографа работы в журналах — и именно фотокнига, фотоальбом стали главными форматами конца XX века.
Но Роберт Франк бежал от успеха — он не желал становиться каноническим американским фотографом. В его жизни будет кинематограф — авангардный фильм Pull My Daisy и документальная хроника тура «Rolling Stones» Cocksucker Blues. Будет второй брак. Жизнь на cевере Канады. Смерть дочери в авиакатастрофе.
Роберт Франк бежал от успеха — он не желал становиться каноническим американским фотографом.
Однажды Роберт Франк, уезжая на несколько лет из Нью-Йорка в Канаду, повесил на своей двери табличку «Вернусь через десять минут» — словно оставался где-то неподалеку.
Нью-Йорк, 1950 год © Robert Frank. Courtesy Swiss Foundation for Photography Collection, Winterthur
Выставка Robert Frank. Unseen проходит C/O Berlin до 30 ноября 2019 года.
Роберт Франк (Robert Frank)- знаменитый фотограф, который оставил яркий самобытный след в фотоискусстве двадцатого столетия, навсегда вписав свое имя в список признанных классиков. Он родился 9 ноября 1924 году в Швейцарии, но большинство достижений связаны с Соединенными Штатами Америки, куда переехал после окончания Второй мировой войны. Роберт Франк с юного возраста проявлял интерес к искусству, изучал фотографию и графику в Цюрихской гимназии, а также дополнял основательную теоретическую базу многочисленными практическими занятиями. Начало американской карьеры Переезд в США ознаменовался для Франка заключением важного контракта в 1947 году. Сотрудничеством с начинающим, но уже достаточно популярным швейцарским фотографом заинтересовался один из крупнейших модных журналов — Харперс Базаар. Параллельно с журнальными фотосъемками Франк начал путешествовать, посещал разные страны и совершенствовал свое мастерство. Интерес к запечатлению на пленке реальной жизни делает его одним из лучших фотографов-документалистов своего времени. Роберт Франк очень любил черно-белую съемку, и неоднократно подчеркивал, что эти два контрастные цвета несут глубокую символику в его глазах. По мнению фотографа, такие полярные оттенки как нельзя лучше демонстрируют настоящую пропасть между глубоким отчаянием и надеждой. Photographer Robert Frank The Americans В 1955 году Роберт Франк начал работу над своим самым масштабным и известным фотопроектом — исследованием жизни американской глубинки. В течение ближайших нескольких лет Роберт Франк всецело посвятил свою жизнь работе над проектом, призванным максимально объективно и достоверно отобразить, как и чем жила Америка второй половины пятидесятых. С этой целью Роберт Франк исколесил американскую территорию вдоль и поперек. По признанию самого фотографа, во время путешествия он практически ни с кем не контактировал, не вступал в разговоры. Каждый день он вставал в 7 часов утра, завтракал в ближайшей кафешке, а потом отправлялся гулять по улицам — и снимал, снимал, снимал… Во время своих поездок по американским штатам фотограф отснял почти тридцать тысяч кадров, многие из которых получили признание и стали популярными во всем мире. 83 самых лучших, по мнению автора, снимка были тщательно отобраны из общего фотоархива поездок. Эти фотографии изданы в виде книги под лаконичным названием «Американцы». Как ни странно, первое издание сборника, посвященного Америке, вышло отнюдь не в США, а во Франции. Роберт Франк презентовал свое детище в 1958 году в Париже, а только в следующем году эта фотокнига увидела свет и в США. Снимки Франка шли вразрез с общепринятыми в то время принципами фотографии. Поэтому не удивительно, что первая реакция критиков была прохладной, а иногда — даже явно недоброжелательной. Франка упрекали во всех «смертных грехах» фотоискусства: отсутствии резкости на снимках, часто заваленном горизонте, мимолетности многих фотографий. Только со временем ему удалось отстоять свою точку зрения, доказав, что эти фотографии — самые живые и естественные, а несовершенства техники съемки пошли им только на пользу. Документальные фотографии Роберта Франка стали важной частью мирового культурного наследия, благодаря удивительному сочетанию реалистичности и субъективного взгляда автора, беспристрастности и сентиментальности. Любовь к кино Всю жизнь Роберт Франк оставался неравнодушным к кинематографу, поэтому постепенный переход к созданию фильмов оказался вполне естественным процессом для него. Среди наиболее известных киноработ Роберта Франка: «Мне и моему брату», «Грех Иисуса», а также скандальный фильм «Блюз членососа» (1972), который был посвящен турне культовой группы «Роллинг Стоунс». Кинематографические эксперименты Роберта Франка в целом можно назвать удачными, однако, в историю мировой культуры он вошел, в первую очередь, именно как талантливейший фотограф-документалист.
Теги:классики, современники |
Роберт Франк | Международный центр фотографии
Роберт Франк начал изучать фотографию в 1941 году и провел следующие шесть лет, работая в студиях коммерческой фотографии и графического дизайна в Цюрихе, Женеве и Базеле. В 1947 году он поехал в Соединенные Штаты, где Алексей Бродович нанял его для фотосессий в журнале Harper’s Bazaar. Хотя несколько журналов признали нетрадиционное использование Фрэнком 35-миллиметровой Leica для работы над модой, ему не нравились ограничения фэшн-фотографии, и он ушел в отставку через несколько месяцев после того, как его наняли. Между 1950 и 1955 он работал фрилансером, производя фотожурналистику и рекламные фотографии для LIFE, Look, Charm, Vogue и других. Он также заручился поддержкой своих независимо созданных уличных фотографий от важных фигур в мире искусства Нью-Йорка, включая Эдварда Стайхена, Виллема де Кунинга, Франца Клайна и Уокера Эванса, которые стали важным американским сторонником фотографии Фрэнка. Именно Эванс предложил ему подать заявку на получение стипендии Гуггенхайма, которая позволила ему путешествовать по стране в 1919 году.55 и 1956, и сделал фотографии, которые легли в основу его самой известной книги «Американцы», впервые опубликованной во Франции под названием Les Américains в 1957 году.
«Моя ромашка» и «Блюз хуесоса», оба из которых являются примером авангардного кинопроизводства той эпохи. С 1970 года Фрэнк делил свое время между Новой Шотландией и Нью-Йорком; он продолжает производить фотографии в дополнение к фильмам.
«Американцы» был одним из самых революционных томов в истории фотографии и вызвал споры, когда он был опубликован в Соединенных Штатах. Резкий взгляд Фрэнка на американскую культуру в сочетании с его беззаботным отношением к традиционной фотографической технике шокировал большинство американцев, видевших ее в то время. Однако в течение следующего десятилетия эти качества его фотографии стали пробным камнем для нового поколения американских фотографов; действительно, работа Франка продолжает формировать современную фотографию.
Лиза Хостетлер
Хэнди и др. Отражения в стеклянном глазу: работы из коллекции Международного центра фотографии, Нью-Йорк: Bulfinch Press совместно с Международным центром фотографии, 1999, стр. 215-16.
Архивные элементы
Сортировать по
ЖанрАбстрактныйВоздушныйАрхитектураКонцептуальныйДокументальныйСобытиеМодаПейзажПриродаФотокнигиИстория фотографииФотожурналистикаПортретНаучный АвтопортретУлицаТеатральныйПутешествияЖирный языкВойнаВсе жанры
YearBefore 1
00-19091910-19191920-19291930-19391940-19491950-19591960-19691970-19791980-19891990-19992000-2009After 2010All Years
LocationNorth AmericaSouth AmericaEuropeAsiaAfricaCentral AmericaOceaniaAll Locations
Media TypeAudioPhotographPublicationPrintVideoOtherAll Media Types
No results found.
Попробуйте еще раз поискать или просмотреть ICP.
Просмотреть еще
Robert Frank — 131 Произведения, биографии и выставки на Artsy
4,3 тыс. подписчиков
Биография
Один из самых известных фотографов 20-го века, Роберт Франк наиболее известен своей основополагающей книгой « Американцы » (1958), в которой представлены фотографии, сделанные художником в середине 1950-х годов во время его путешествий по Соединенным Штатам. States on a Guggenheim …
Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды
Обзор
Работы на продажу (43)
Результаты аукциона
Известные работы
06
Искусство титула
Партнер
Название художника
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название артиста
Распорошник название
Партнер
Имя художника
крупная организация
Музей Образцового Искусства (Пример) и еще 33
Собраны крупной организацией
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Недавние результаты аукционов в базе данных Artsy Price
Высокий аукционный рекорд
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Artsy Consignments
Продавайте работы из своей коллекции с лучших предложений конкурентов в мире
6 90 домов и галерей, чтобы взять ваши работы на комиссию.
Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Работы на бумаге
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
из 500 долларов США
Works On Paper
из 500 долларов США
Работа на бумаге
из 500 долларов
Работа на бумаге
.
0006
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название артиста
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторый художник
Место
.
Художник
Местонахождение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р.
Роберт франк: Каким мы запомним Роберта Франка — Bird In Flight