Родченко девушка с лейкой: Фото «Девушка с «Лейкой»», 1934 год

Девушка с лейкой. Легендарный советский фотограф александр родченко. Влияние на развитие фотографии

Так сложилось, что фотография стала отраслью искусства с неизвестными героями. Стоит спросить у любого человека о любимом художнике, поэте или писателе, и он назовет несколько известных фамилий. А если попросить назвать любимого фотографа, то мало кто сможет это сделать. Но есть в отечественной фотографии гений, которого знает практически каждый. Пусть не все по имени, но будет тяжело найти того, кто ни разу не видел его работ. Этот человек — Александр Родченко.

Биография

Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал театральным бутафором и был категорически против того, чтобы сын начинал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Следуя пожеланиям отца, Родченко получил профильное образование и несколько лет даже проработал по специальности — протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанскую художественную школу, после ее окончания пошел учиться дальше — в Строгановское училище. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, однако через три года восстановили обратно.

Творчество

Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но еще и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые по используемой технике и идее существенно опережали свое время.



Мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Самыми знаменитыми , сделанными наперекор догмам фотографического искусства тех лет, стали остро документальная работа «Портрет матери», а также серия снимков Владимира Маяковского и Лили Брик.

Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным — по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

В 1930-х годах мастер отснял материал о строительстве Беломорканала, и это пошатнуло в нем светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.


В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, впоследствии ставший его визитной карточкой — . Такой подход позволял «оживлять» и делать интересным даже самый банальный сюжет.


Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie»s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».


Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел — через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

Влияние на развитие фотографии

Трудно переоценить влияние, которое Александр Родченко оказывал на развитие отечественной фотографии. Он был первопроходцем русского авангарда — разрушил устоявшиеся правила в фотографии и задал новые, соответствующие его виденью. Он стал светилом советской пропаганды, хотя позже и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся заслуги.

Родченко писал, что хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал; те, которые будут удивлять и поражать, отображая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, у него это получилось, и сделанные мастером снимки заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.

Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции

  • 13.
    05.2019
    Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
  • 30.04.2019 Игорь Подпорин, который разбил колышком стекло и повредил холст известной картины Репина, 11 месяцев провел в СИЗО. 30 апреля 2019 года суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 2,5 года в колонии общего режима
  • 30.04.2019 В разосланном информационном письме Лабас-Фонд предостерег участников арт-рынка от использования сертификатов фондов, в которых не участвует законный правообладатель Ольга Бескина
    • 24.05.2019 Продано 13 лотов из 20 — всего 65%. Покупали Москва, Питер, Челябинск
    • 22.05.2019 Очный аукцион № 56 состоится в субботу, 25 мая 2019. Начало торгов в 12:00
    • 21.05.2019 Каталог торгов 25 мая 2019 года составили 653 лота — живопись, графика, религиозное и декоративно-прикладное искусство
    • 20.05.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это восемь живописных работ, восемь листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна фарфоровая тарелка
    • 17.05.2019 Сегодня был идеальный день для продажи искусства: солнечно и прохладно. И действительно результаты неплохие: продано 14 из 20 лотов, то есть 70 %
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 23. 01.2019 Семейная реликвия, наследство, висела себе на стене, да и висела. Но, решив ее продать, люди впервые задумываются. Где лучше продавать? Как не продешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только доходит до дела
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года — в нашем обзоре

    Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской. Фото: Михаил Кауфман

    По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания сайт запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

    24 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Александр Родченко. Опыты для будущего», приуроченная к 125-летию со дня рождения важнейшего фотографа русского авангарда.

    Фотогалерея

    Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 10

    Александр Родченко «Варвара Степанова – комсомолка с книгами. Снимок для плаката Госиздата», 1924

    Выставка «Александр Родченко. Опыты для будущего» открылась в минувший уикенд в Мультимедиа Арт Музее. Кураторам удалось собрать на трех этажах все формы искусства, с которыми работал мастер: здесь представлено более сотни фотографий, картин, графических работ и трехмерных объектов. На фотографиях – главные герои и события авангарда: супруга Родченко Варвара Степанова, поэт Владимир Маяковский, Лиля Брик, а также демонстрации, парады, премьеры, стройки. То есть все, чем запомнились воодушевленно смотрящие в будущее 1920-е годы.

    Александр Родченко «Владимир Маяковский со Скотиком», 1926

    Надо сказать, что главное, чего удалось достичь кураторам, – уйти от однобокого и поэтому обманчивого представления о Родченко, как о фотографе, снимавшем только авангардные композиции в динамичных перспективах. На выставке представлены репортажные и жанровые снимки, непостановочные фотографии семьи и друзей и прекрасные живописные опыты в духе Малевича.

    Владимира Маяковского Родченко снимал особенно много. Они не только работали вместе над агитплакатами и рекламой, но были близкими друзьями.

    Александр Родченко «Лиля Брик», 1924

    Лилю Брик называли «музой русского авангарда». В бурях общественно-политических событий XX века Брик смогла сохранить буржуазную традицию литературно-художественных салонов, где собиралась вся художественная интеллигенция. Она была возлюбленной Владимира Маяковского, несмотря на то, что состояла в браке с литературным критиком Осипом Бриком.

    Она же стала инициатором создания первого мемориального музея поэта.

    Александр Родченко часто снимал Лилю Брик. Она стала моделью на одном из его самых известных плакатов «Покупайте книги Ленгиза». А познакомил их, конечно, Владимир Маяковский. Черно-белые снимки многое скрывают от современного зрителя – поэта и фотографа, как и многих современников, восхищали ее глаза, о которых Маяковский писал: «круглые да карие, горячие до гари», огненно-рыжие волосы, «чувственный оскал» и подвижная мимика.

    Александр Родченко «Утро в квартире Владимира Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке», 1926

    Маяковский даже жил у Бриков и никому этот тройной творческий союз не казался странным. Родченко и Варвара Степанова занимали положение неформальных членов семьи. Они вели по-настоящему богемную жизнь, что, конечно, в реалиях авангарда и советской жизни было достаточно смело.

    Александр Родченко «Пожарная лестница», 1925

    Родченко известен в большей степени, конечно, как фотограф-конструктивист.

    Его предметные фотографии отличают динамика, сложные ракурсы, резкие перспективы, ритмический рисунок форм, игра света и тени. Поэтому Родченко создал целые серии снимков с лестницами, пешеходами и заводскими конвейерами: он избирал такие сюжеты, где один и тот же рисунок многократно повторяется, задавая определенный ритм черным и белым силуэтам.

    Александр Родченко «Кувшин», 1928

    Натюрморт в фотографии для Родченко стал еще одним полем исследования свето-теневой игры на поверхности. Фотографу было важно не передать суть и назначение того или иного предмета, а превратить ее в ритмический мотив форм.

    Александр Родченко «Туалет», 1929

    Еще один замечательный пример того, как фотограф работал с жанровыми мотивами. Даже такой наивный и трогательный мотив, как на этом снимке, он сумел превратить в авангардный опыт, подойдя вплотную к предмету съемки и сфотографировав его в резком ракурсе сверху.

    Александр Родченко «Девушка с «Лейкой», 1934

    В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь» и Евгения Лемберг стала его ученицей и возлюбленной. Их роман быстро закончился, но оставил глубокий эмоциональный след в жизни фотографа. Через несколько лет Родченко писал: «Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…»

    Александр Родченко «Лиля Брик с зеркалом», 1929

    Лиля Брик воплотила в себе весь русский авангард. Помимо литературного салона и романа с Маяковским, она водила машину и участвовала в автопробегах, что для женщины было радикальным шагом. Когда-то, в 2001 году, в ГМИИ имени Пушкина проходила легендарная выставка «Амазонки русского авангарда», где Брик был посвящен отдельный раздел.

    Андрей Вознесенский писал: «У нее был уникальный талант вкуса, она была камертоном нескольких поколений поэтов. Ты шел в ее салон не галстук показать, а читать свое новое, волнуясь – примет или не примет?»

    Александр Родченко «Радиослушатель», 1929

    На снимке запечатлена дочь Родченко и Степановой Варвара Родченко. На протяжении многих лет она была главным хранителем коллекции пленок, отпечатков, графики, а также писем и дневников родителей, которые не были уничтожены или вывезены за границу только благодаря ей. В начале 2000-х она передала ее в собрание Пушкинского музея.

    Я очень люблю авангард 20-30-х годов, конструктивизм и поэзию Маяковского. Для меня это время немного безумного креатива наивных романтиков, время смелого поиска и революционных экспериментов, короткое как вдох и выдох. Вдох — после свержения старых идеалов скучного академизма, выдох — до того, как им намертво сжали горло и перекрыли кислород вообще.

    И время это немыслимо без фотографий Александра Родченко.
    Позднее недоброжелатели его обвиняли в плагиате — дескать, свой стиль он «одолжил» у некоторых иностранных мастеров фотографии, ничего нового не изобрел, и т.п. Но нам ведь плевать на все эти злопыхательства, правда? Родченко интересен не только как мастер фотографии (причем бесспорный), но и как бесценный хроникер, свидетель эпохи, упорно желающий видеть в ней только хорошее (даже на съемках Беломорканала). Впрочем, за такой слепой оптимизм сам художник со временем был жестоко наказан.

    Очень интересны эксперименты Родченко со светотенью — мне очень нравится, как у него получались блики на асфальте — контрастные, но все же мягкие.

    Еще одно направление поиска — необычне ракурсы («Пожарная лестница», 1925)



    «Жизненную геометрию» острый глаз художника подмечает везде («Лодки», 1926)


    Фотографии в студгородке в Лефортово (1932).

    Эстетика здорово напоминает ту, что мы видим позднее в фильме Лени Рифеншталь «Олимпия»


    Там же



    Хрестоматийная фотография — «За червями», 1933


    «Пионер-трубач», 1930


    Монтер на столбе. 1929


    «Парад Динамовцев» 1928


    «Сосны в Пушкино». 1927


    Здание Моссельпрома оформлял Родченко с женой Варварой Степановой, слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме» придумал Маяковский.


    Даже историческую архитектуру можно снять с таким подвывертом, что и узнать невозможно (1928).


    Обожаю конструктивизм!


    «Железодорожный мост». 1926
    Думаю, лет через 10 сам автор смотрел на эту фотографию с содроганием. Почему — узнаете дальше.


    «Сбор на демонстрацию». 1928



    «Укладка асфальта», 1929

    «Шуховская башня».


    «Белый лебедь». 1940


    «Купание в тазу». 1937


    «Летний день». 1929


    Интересная серия — «Стекло и свет», 1926


    Репортаж с фабрики-кухни. 1932


    То же


    То же


    То же


    Спорт — отдельная тема творчества, довольно обширная.

    Особенно интересно рассматривать портреты современников и друзей Родченко, а они у него были интересные!


    Александр Довженко


    Актриса Юлия Солнцева, красавица-жена Александра Довженко (1930).


    Портрет матери, 1924


    Евгения Соколова (Жемчужная), вторая жена Осипа Брика. Одета в костюм, созданный по эскизам Варвары Степановой


    Кинорежиссер Глеб Кулешов


    Художница Любовь Попова, подруга и соавтор Варвары Степановой


    Варвара Степанова и Любовь Попова


    Поэт Николай Асеев


    Эльза Триоле, сестра Лили Брик


    Кинорежиссер Эсфирь Шуб

    Особая страница творчества — портреты круга Маяковского-Бриков. Буквально подробная хроника их жизни!


    Портретов Владимира Маяковского у Родченко очень много. Они были приятели и соратники по ЛЕФу.


    Дома у Бриков. Слева направо: Маяковский (редкое фото, где он улыбается), Варвара Степанова, Осип Бескин и Лиля Брик (страшно худая!), 1928.


    Портрет-шарж Осипа Брика


    Маяковский привез из-за границы Лиличке «реношку», и она решила устроить пробег из Москвы в Ленинград (1929, Лиля уже развелась с Осипом, до самоубийства Маяковского остался год). Родченко взяла с собой в качестве фотокорреспондента. Отдых в пути, Лиля прихорашивается. Господи, ну что в ней такого?!


    Автопробег закончился бесславно — в 20 км от Москвы пробили колесо и решили вернуться.



    Лиля водила машину сама — она была первая женщина-водитель в столице. Здесь ей 38.


    У Родченко не было романа с Лилей (вроде бы), однако он явно попал под обаяние этой демонической женщины.


    Секрет притягательности «музы русского авангарда» на этой фотографии очевиден.

    Лиля в платочке с принтом работы Варвары Степановой.
    Разработка рисунков для тканей — один из самых известных видов деятельности жены Родченко. Она также занималась разработкой вывесок, рекламы, живописью и графикой.

    Давайте же, наконец, и о Варваре вспомним.


    Варвара на диване.1928

    Они познакомились в художественном училище в Казани, где Варвара училась в 1910-14 годах. Долго жили в гражданском браке, расписались только в 1942 в эвакуации. Была у них дочь, сейчас еще жив внук. Прожили вместе 40 лет. Это был очень крепкий союз, не только любовный, но и творческий.


    «Курьер». В роли Курьера — Варвара.


    Мне очень нравится этот портрет — такой теплый и интимный. Любящие глаза (и объектив) Родченко видели некрасивую в общем-то жену такой. Кто скажет, что на этой фотографии она не привлекательна?!


    Варвара в платье из ткани с рисунком по собственному эскизу.


    «Улыбка» (Варвара, 1930)


    А это то, обо что чуть не разбилась уютная семейная лодочка Родченко-Степановой.

    На этой знаменитой фотографии «Девушка с «Лейкой»» (1934) изображена Женя Лемберг, юная ученица Родченко.

    Родченко увлекся Женей всерьез, у них возникли отношения, тайные и мучительные. Фотограф разрывался между Женей и любящей его Варварой. Кроме того, его смущала разница в возрасте и в интересах — ему было 43, Жене — 26. После долгих сомнений он порвал с девушкой, но какое-то время они продолжали работать вместе. Закончилось все трагически — Женя погибла в железнодорожной катастрофе в 1934 году.


    «Три репортерши» (Лемберг (сидит), Краснявская, Игнатович).

    Интересно, что в роковую поездку Лемберг звала Родченко с собой, но он не поехал. Потом, судя по его записям в дневнике, Женя часто снилась ему живая, долгие годы. А чувства к Варваре так и не вернулись, хоть они прожили вместе до конца жизни.


    «Девушка с «Лейкой» в 1992 году была продана на аукционе «Кристи» за 115 000 фунтов.

    После войны для семьи Степановой и Родченко настали тяжелые времена. Авангард был фактически запрещен еще в конце 1930-х, ЛЕФ давно разогнали. Не было в живых Маяковского, Любови Поповой, Осипа Брика и многих других друзей. По стране торжественно шествовал соцреализм, новаторство и эксперименты были не только не востребованы, но и опасны. В 1951 году Родченко, «как формалиста», исключили из Союза художников (хорошо, что хоть не арестовали!). Пара художников месяцами сидела без работы, Александр теперь изредка снимал спортивные соревнования и артистов цирка, занимался живописью. Варвара работала художественным редактором журнала. Их преследовали безденежье и тоска от невостребованности.

    В 1956 году гениальный фотограф умер от инсульта в возрасте 64 лет, Варвара пережила его всего на полтора года. Похоронили их рядом, на Донском кладбище в Москве.

    «Тайная», «романтическая», «страстная»… любовь Родченко — это «Девушка с Лейкой» или Евгения Лемберг. Мне пришлось в буквальном смысле выискивать какие-то короткие фразы из писем и дневников Александра Родченко и его жены Варвары, чтобы хоть как-то понять историю их отношений.

    Официально Евгения была «друг семьи» и ученица Родченко в 30-х годах. Формально, Родченко зарегистрировал свой брак с художником Варварой Степановой только в 1942 году в Пермской области во время эвакуации, несмотря на то, что они были знакомы еще до революции (В Казани во время учебы), но вместе работали и жили. Другими словами, как сейчас принято говорить — это был «гражданский брак» с Варварой Степановой.

    В 30-х годах Варвара и Евгения много помогали Родченко. Например, они вместе занимались распространением фотографий с «Беломор-канала» (1933) по редакциям. Родченко проявлял и печатал фотографии в Медвежьегорске, потом отправлял их в Москву, в том числе в журнал «СССР на стройке «, который после войны был переименован в журнал «Советский Союз». Распространением фотографий в Москве и занимались Варвара и Евгения.

    Насколько я понял из писем и дневников — это была не только романтическая любовь, но и трагичная. В конце концов Евгения Лемберг погибла в железнодорожной катастрофе летом 1934 года, когда их личные отношения с Родченко уже не существовали (судя по дневникам), но, видимо, сохранились отношения как «учителя и ученицы» потому, что в это путешествие на поезде она пригласила и Александра Родченко (они часто путешествовали вместе, например в Краматорск, Донецкой области, летом 1934 г. за некоторое время до ее смерти), но он, в последний момент, «отложил поездку на день». Евгения уехала одна и погибла…

    Фотография «Девушка с Лейкой» была снята очевидно весной или летом 1934 года, если верить аукциону Cristies, где винтаж был продан в 1992 году за сумму в 115000 фунтов стерлингов. Так же существуют фотографии Евгении Лемберг «в морских волнах» (без Лейки и одежды) и несколько фотографий «на постели», которые, якобы, тоже были представлены в экспозиции в Лозанне: «Женские образы в фотографиях Александра Родченко» под кураторством Даниэля Жирарди и внуком Родченко — Александром Лаврентьевым. Но я не видел этих снимков.

    В дневниках Родченко, на протяжении десятка лет после смерти Евгении Лемберг, есть упоминания о ней (часто рассказанные сны), которые позволяют думать о «романтической любви», а не только о «увлечение учителя своей молодой ученицей».
    Ну вот сам источник:

    18 февраля 1934 г.

    Женя звонила, зовет завтра снимать что-нибудь. Хочется завтра уйти куда-нибудь. Одному. Ни с ней, ни без нее…

    20 февраля 1934 г.
    Вчера был в Доме печати с Женей…
    Вопрос встает ребром, или с ней жить окончательно, или расстаться… Ей захочется в гости, на вечера, а мне надо работать серьезно, 26 — 43, это математика… Это реальность.

    21 февраля 1934 г.
    Написал Ж. прощальное письмо. Немного рисовал. Впечатление такое, будто после больницы приехал домой и не найду себя. Роюсь на полках, все что-то ищу… И ищу свою уверенность и спокойствие… Ищу себя… Смотрю журналы, читаю о живописи… Хочется начать все снова. ..

    22 февраля 1934 г.
    ….
    Нерабочее состояние ввиду раздвоенного чувства между мастерской, работай, Варварой и Женей…

    21 декабря 1936 г.
    …(около двух лет после смерти Лемберг)
    Писать о женщинах как-то не хочется, но, с другой стороны, без женщин нет ни романтики, ни чувства.
    Любовь Варвары ко мне необычайно глубока…
    А к Варваре как женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно. ..

    25 мая 1939 г.
    …..
    Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала… Я был такой счастливый…
    По дневникам и письмам мне не удалось понять действительно ли Родченко расстался с Евгенией 21 февраля 1934 года, когда написал ей «прощальное письмо», но факт остается фактом, они продолжали работать вместе, были в Краматорске (Лейка Родченко оказалась не исправной и съемка провалилась, контракт с заводом был расторгнут), они вместе снимали в Парке культуры… — все это было буквально перед ее смертью.

    Другими словами иных фактов нет или они не известны. Однако, будучи человеком циничным, но с долей романтики, я закончу этот пост «оптимистично» и словами голливудских классиков: «И только смерть разлучит нас».

    На фотография А. Родченко Евгения Лемберг: 1. На стадионе «Динамо» 1932 г. 2. «Девушка с Лейкой», 1934 г . 3. «Девушка с Лейкой» в другом ракурсе.

    Профайл на легенду советской фотографии Александра Родченко – спорт и футбол в стиле конструктивизма

    Истории

    Революционер искусства.

    Александр Родченко — суперзвезда русского авангарда, яркий представитель конструктивизма и вообще универсальный мастер.

    Он оставил след в живописи, заложил принципы советского дизайна, работал декоратором в театре и кино, разрабатывал мебель и костюмы, занимался фотомонтажом (есть даже работа, посвященная футболу). Но достижения в области фотографии — отдельная история.

    В жанре фотографии Родченко — мировой бренд. Его работы есть в главном музее современного искусства (MOMA в Нью-Йорке) и вообще по всему миру.

    Фотографию Родченко «Девушка с лейкой» в 2018-м купили на аукционе «Сотбис» за 519 тысяч долларов. Альберт Уотсон, автор популярного черно-белого снимка Стива Джобса, признавался, что вдохновлялся работами Родченко. Его принципы впитал и легендарный спортивный фотограф Лев Бородулин.

    Родченко пришел в фотографию в 33 года. Его отличали две главные фишки

    Молодой Родченко занимался живописью и топил за пролетариат, до революции 1917-го он презирал буржуазию и их вкусы в искусстве, говорил, что их (его, Малевича, Татлина) — творцов нового — не понимают.

    После революции Родченко начал работать на власть — делать плакаты, писать лозунги, организовывать профсоюзы художников. Вместе с коллегами он установил шрифт для лозунгов и, как сам отмечал, революционизировал художественную молодежь. «Лучшие сейчас советские художники учились у нас: Дейнека, Вильямс, Шлепянов, Шестаков, Гончаров, Тышлер, Лабас и другие», — отмечал Александр в записках.

    Родченко называл себя представителем конструктивизма — авангардистского направления, которое характеризуется строгостью, геометризмом и лаконичностью форм. Идеи конструктивизма он отражал на полотнах, изображая беспредметные геометрические композиции разных цветов, составленные из плоскостей, кругов и линий.


    Александр Родченко. Композиция № 47. 1917 год

    В начале двадцатых он ушел из живописи, поставив жирную точку триптихом из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Все ради того, чтобы образовать группу художников‑конструктивистов и заниматься производственным искусством. То есть соединить искусство с трудом, а произведенные этим трудом предметы — с повседневной жизнью. Сделать искусство утилитарным.

    Фотографией Родченко увлекся в 1924 году, когда ему было 33. «Техника захватила, и я начал эксперименты, не выходя из дому. Так появилась серия «Стекло и свет» и балконы, снятые снизу-вверх и наоборот», — объяснял он.

    И в этом тезисе Родченко раскрыл одну из главных фишек — ракурсы. Под ракурсами имеется в виду точка зрения — «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Вокруг этого вопроса постоянно возникали споры: а приемлемы ли перспективные искажения фото, стоит ли отклоняться от привычных норм? Но Родченко было все равно: «Я утверждал новую точку съемки и право на эксперимент. Боролся с рутиной и с закостенелыми формами узкопрофессиональной, цеховой фотографии».


    Александр Родченко. «Лестница». 1930 год

    Родченко, сам того не понимая, внедрил в фотографию принципы конструктивизма. На многих его снимках читается геометричность. Ракурсный снимок подчиняет симметрии фигуру человека или голову, но структурно‑геометрические средства усиливают его выразительность.

    Вторая фишка — диагональ. Хороший пример — «Лестница», где лесенки располагаются по диагонали. Диагональная композиция дает снимку больше динамики, усиливает ощущение, что девушка с ребенком поднимается по ступенькам. Диагональ — это линия, а четкие и лаконичные линии — один из главных инструментов конструктивизма.


    Александр Родченко. «Пионер-трубач». 1930 год


    Родченко творил революционные вещи в фотографии, поэтому его мощно критиковали: обвиняли в формализме (когда главное значение отдается форме в отрыве от содержания) и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Претензия прилетела за фото «Пионер-трубач», мол, мальчик выглядит неподобающе. Да и вообще, в ракурсной съемке часто видели доминирование эффекта над информативностью.

    Но Родченко придерживался других взглядов: он считал, что новатор всегда меняется и находится в поиске, поэтому не может быть формалистом. Формалист — это подражатель, подхватывающий принцип и использующий его. Родченко стремился показывать предмет со всех сторон и таких точек, с которых его не привыкли видеть («Пионер-трубач» — отличный пример).

    Родченко втянулся в спорт со временем. В СССР был культ физкультуры

    В 20-30-х годах Александр построил карьеру как фоторепортер, работал в журналах «Красное студенчество», «Огонек», «30 дней», «Радиослушатель», «Прожектор», «Смена», «Книга и революция», «За рубежом», «Борьба классов», «Коммунистическая молодежь» и других. В этот период начал делать и спортивные репортажи.

    «Я увлекся спортивной съемкой в 1932-м. Снимал для стадиона «Динамо» и делал там сменные фотовыставки. Снимки помещал в газете «Вечерняя Москва», — вспоминал Родченко.

    Практически все десятилетие он делал репортажи с физкультурных парадов и мероприятий по всем видам спорта (от фехтования до футбола).


    Александр Родченко. «Девушки с платками». 1935 год

    Важно заметить, что культ спорта и физкультуры в СССР был важной частью идеологии, он служил пропагандой коммунистического строя. С этой целью строили стадионы, спортзалы, делали агитплакаты, проводили парады и спартакиады. Ценилась хорошая физическая форма, на производствах выделялось время для гимнастики, а молодежь боролась за значок ГТО.


    Александр Родченко. «Спортобщество «Динамо». 1935 г

    Даже спортивные репортажи Родченко делать не протокольно. Обратите внимание, как он заснял спортивную колонну. На фото есть фирменный ракурс «сверху-вниз», дающий более раскрытую перспективу. Плюс фирменная диагональ, добавляющая динамики. Композиция смотрится органично, несмотря на банальную тематику.

    В спортивных фото своя специфика. Акцент с ракурсов смещается на само действие в кадре, на динамику событий, эмоции. Поэтому спортивные кадры Родченко критиковали реже, но иногда все же разносили.

    В 1934 году, а выставке появились три фото Родченко из серии «Прыжок в воду». Вверху висел снимок, на котором изображен сгруппировавшийся пловец, как бы улетающий в небо. Ниже — снимок спортсмена, летящего над водой по дуге. И самом низу — фото прыгающего в воду пловца, инструктора Астафьева.

    За последний снимок Родченко раскритиковали, утверждая, что фотография убита «физиологической деталью». Потом выяснилось, что критиковавшему снимок автору не понравились волосатые ноги спортсмена.


    Александр Родченко. «Прыжок в воду». 1932 (1934) год


    Получилось уникально, Родченко удалось составить рассказ из фото, где каждый снимок стал частью целого.

    Еще Родченко критиковали за снимок «Физкультурники» («Дорогу женщине»). Александр непопсово заснял две шеренги: его привлек момент оживления парней, когда мимо них проходили девушки.


    Александр Родченко. «Физкультурники»

    Фотограф Федор Кислов в рецензии написал, что Родченко показал то, чего не стоило: «Физкультурники стоят нестройно, расхлябанно. В таких снимках нужно уметь показать дух коллективной спайки, дисциплину».

    В работах Родченко можно увидеть общую черту — кадр компонуется с геометрическим уклоном (да-да, влияние конструктивизма). Обратите внимание на следующую серию фото.


    Александр Родченко. «Значок ГТО». 1936 год


    Александр Родченко. «Ритмическая гимнастика». 1936 год

    Постепенно складывается канон сюжетов для определенных моментов соревнования — прыжок вратаря, финиш гонки. Родченко тоже делал такие фото.

    Вот спортсмен успешно преодолевает преграду.

    Фирменный ракурс «снизу-вверх».


    ***

    Любимой игрой Родченко был футбол, что отразилось в его творчестве. Его увлечение поддерживала жена Варвара Степанова, она даже проектировала контрастную форму (и не одну) для футболистов.

    Любовь к футболу Родченко отразил в нескольких рисунках.


    Александр Родченко. «Футбол». 1937 год. Бумага, акварель


    Александр Родченко. «Футбол». 1940 год. Станковая графика

    Путь в фотографию Родченко начинал с фотомонтажа — он первым в СССР начал иллюстрировать книги о оформлять обложки с помощью этого приема. Он делал фотомонтаж к поэме своего друга Владимира Маяковского «Про это».

    Но самый яркий фотомонтаж в карьере Родченко связан с футболом. И называется «Политический футбол», выпущенный к первому в истории чемпионату мира в 1930 году.


    Александр Родченко. «Политический футбол». 1930 год. Коллаж

    Фотомонтаж показывает не красоту игры, а британских полицейских в футбольной форме, которые противостоят футболистом. За ситуацией якобы следят болельщики, а полицейский по центру напоминает рефери. Родченко изобразил футбол как битву пролетариата и буржуазии.


    Богдан Баёв

    автор Sports.ru

    Девушка с лейкой. Легендарный советский фотограф Александр Родченко. Влияние на развитие фотографии

    Так уж получилось, что фотография превратилась в художественную индустрию с неизвестными героями. Стоит спросить любого человека о его любимом художнике, поэте или писателе, и он назовет несколько известных имён. А если попросить назвать любимого фотографа, то мало кто сможет это сделать. Но есть в отечественной фотографии гений, которого знает почти каждый. Хотя не все поименно, сложно будет найти человека, который ни разу не видел его работы. Это Александр Родченко.

    Биография

    Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал реквизитором в театре и был категорически против того, чтобы сын начал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы у Александра была «нормальная» профессия. Следуя желанию отца, Родченко получил профильное образование и даже несколько лет работал протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанское художественное училище, после окончания которого пошел учиться дальше – в Строгановское училище. с 19С 20 по 1930 год Родченко занимал должность профессора в нескольких художественных школах. В 1930-1931 годах занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в Изогизском издательстве. В этот период Родченко создал свою дебютную серию спортивных фотографий. С 1935 по 1938 год он работал членом редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных мероприятий. Одна из самых известных фотографий автора тех лет «Спортивная рубрика».

    В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с началом войны, фотографии так и не были опубликованы. В годы войны находился в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 год Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию агитационных плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, но через три года восстановили обратно.

    Творчество

    Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря картинам, которые по используемой технике и задумке значительно опережали свое время.



    Мастер не признавал канонов и правил; он создал свой стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Наиболее известными, вопреки догмам фотоискусства тех лет, стали резко документированная работа «Портрет матери», а также серия фотографий Владимира Маяковского и Лили Брик.

    Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, знаменитое фото Пионера-трубача было признано неполиткорректным — по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «сытого буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

    В 1930-е годы мастер снимал материал о строительстве Беломорканала, и это поколебало его светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.


    В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, ставший впоследствии его визитной карточкой. Такой подход позволял «оживить» и сделать интересным даже самый банальный сюжет.


    Одной из самых популярных работ мастера стала картина «Девушка с лейкой», на которой изображен его ученик Евгений Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie’s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

    Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег на жизнь едва хватало, фотограф часто переживал периоды депрессии. В 1951 году его исключили из Союза художников за «отход от соцреализма».


    Через четыре года его восстановили обратно, но Александр Родченко не успел создать новые шедевры — через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

    Влияние на развитие фотографии

    Трудно переоценить влияние Александра Родченко на развитие отечественной фотографии. Он был пионером русского авангарда — разрушил устоявшиеся правила в фотографии и установил новые, соответствующие его видению. Он стал корифеем советской пропаганды, хотя впоследствии и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся достижения.

    Родченко писал, что хочет создать фотографии, которые никогда раньше не делал; те, которые удивят и поразят, отражая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, ему это удалось, и снимки, сделанные мастером, заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.

    Неуловимые сторонники современного искусства совершили очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил инсталляцию «Венеция маслом» на центральной площади Венеции и ушел без ремонта из-под носа у полиции

  • 13.05.2019 Речь идет о захватывающей настоящей детективной истории, где фальшивая аристократка из России очаровала художественный мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных персон. Права на историю ее жизни уже купил Нетфликс
  • 06.05.2019 На ствольной коробке итальянского двуствольного вертикала
  • вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро 30.04.2019 Игорь Подпорин, разбивший колышком стекло и повредивший полотно знаменитой картины Репина, провел в СИЗО 11 месяцев. 30 апреля 2019 г., суд приговорил его к 2,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
  • 30.04.2019 В информационном бюллетене Фонд «Лабас» предостерег участников арт-рынка от использования фондовых сертификатов, в которых не участвует законная правообладательница Ольга Бескина
    • 24. 05.2019 Продано 13 лотов, из 20 — всего 65%. Куплен Москва,Санкт-Петербург,Челябинск
    • 22.05.2019 Очный аукцион №56 состоится в субботу, 25 мая 2019 г.. Начало торгов в 12:00
    • 21.05.2019 Каталог аукциона на 25 мая 2019 года составил 653 лота – живопись, графика, религиозные и декоративно-прикладные
    • лотов.
    • 20.05.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона – это восемь картин, восемь листов оригинальной и два листа печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна фарфоровая тарелка
    • .
    • 17.05.2019 Сегодня был идеальный день для продажи искусства: солнечно и прохладно. Да и вообще результаты неплохие: продано 14 лотов из 20, то есть 70%
    • 13.05.2019 Многие считают, что такая высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на отечественном арт-рынке. Увы, масштабы покупок картин в России отнюдь не прямо пропорциональны сумме личных состояний
    • 12. 03.2019 Этот вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 г. Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным фондом искусств (NEA)
    • 23.01.2019 Семейная реликвия, наследство, висела на стене и висела. Но, решив ее продать, люди задумываются впервые. Где лучше продавать? Как не удешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только дело доходит до дела
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы для владения картиной? Новичкам нужна окончательная бумага, настоящие доспехи. А если украдут? Но что, если вам нужно продать? Чем тогда я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая с базой данных результатов аукционов, нам чаще всего удается подсчитать повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа была продана ранее и сколько на ней можно было заработать. Лучшие образцы 2018 года — в нашем обзоре

    Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской. Фото: Михаил Кауфман

    По понедельникам большинство московских музеев не работает, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально к первому дню недели редакция интернет-издания сайта запустила новый раздел под названием «10 неизвестных», в котором мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной темой. Распечатайте наш путеводитель и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

    24 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Александр Родченко. Опыты на будущее», посвященная 125-летию со дня рождения крупнейшего фотографа русского авангарда.

    Галерея фотографий космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, заявил премьер-министр страны Нарендра Моди. в обращении к нации. 1 из 10

    Александр Родченко «Варвара Степанова — комсомолка с книгами. Рисунок для афиши Госиздата», 1924

    Выставка «Александр Родченко. Эксперименты для будущего» открылась в минувшие выходные в Мультимедиа Арт Музее. Кураторам удалось собрать на трех этажах все виды искусства, с которыми работал мастер: здесь представлено более сотни фотографий, картин, графических работ и объемных объектов. На фотографиях главные герои и события авангарда: супруга Родченко Варвара Степанова, поэт Владимир Маяковский, Лиля Брик, а также демонстрации, парады, премьеры, стройки. То есть все, что запомнилось восторженно смотрящим в будущее 19-го века.20 с.

    Александр Родченко «Владимир Маяковский со Скотиком», 1926

    Надо сказать, что главное, чего удалось добиться кураторам, это уйти от однобокого и потому обманчивого представления о Родченко как о фотографе которые снимали только авангардные композиции в динамичных ракурсах. На выставке представлены репортажные и жанровые снимки, нон-стоп фотографии родных и друзей, прекрасные картины в стиле Малевича.

    Владимир Маяковский Родченко снимал особенно много. Они не только вместе работали над предвыборными плакатами и рекламой, но и были близкими друзьями.

    Александр Родченко «Лиля Брик», 1924

    Лили Брик называли «музой русского авангарда». В бурях общественно-политических событий 20 века Брик сумел сохранить буржуазную традицию литературно-художественных салонов, где собиралась вся художественная интеллигенция. Была любовницей Владимира Маяковского, несмотря на то, что была замужем за литературоведом Осипом Бриком. Она же инициировала создание первого мемориального музея поэта.

    Александр Родченко часто снимал Лилю Брик. Она стала моделью для одного из его самых известных плакатов «Купи книги Лангиза». И познакомил их, конечно же, Владимир Маяковский. Черно-белые фотографии многое скрывают от современного зрителя – поэт и фотограф, как и многие современники, восхищались ее глазами, о которых Маяковский писал: «круглые и карие, горячие до обжига», огненно-рыжие волосы, «чувственная усмешка» и подвижная выражения лица .

    Александр Родченко «Утро в квартире Владимира Маяковского и Брикова в Гендриковом переулке», 1926

    Маяковский даже жил с Бриковым и этот тройственный творческий союз никому не казался странным. Родченко и Варвара Степанова занимали положение неформальных членов семьи. Они вели поистине богемную жизнь, что, конечно, в реалиях авангарда и советской жизни было довольно смело.

    Александр Родченко «Пожарная лестница», 1925

    Родченко известен в большей степени, конечно, как фотограф-конструктивист. Его сюжетные фотографии отличаются динамикой, сложными ракурсами, острой перспективой, ритмическим рисунком форм, игрой света и тени. Поэтому Родченко создал целую серию кадров с лестницами, пешеходами и фабричными конвейерами: он выбрал такие сцены, где один и тот же узор повторяется много раз, задавая определенный ритм черно-белым силуэтам.

    Александр Родченко «Кувшин», 1928

    Натюрморт в фотографии стал для Родченко еще одной областью исследования игры света-тени на поверхности. Фотографу было важно не передать суть и назначение того или иного предмета, а превратить его в ритмический мотив форм.

    Александр Родченко «Туалет», 1929

    Еще один прекрасный пример работы фотографа с жанровыми мотивами. Ему даже удалось превратить такой наивный и трогательный мотив, как на этой картине, в авангардный опыт, подойдя вплотную к предмету и сфотографировав его в остром ракурсе сверху.

    Александр Родченко «Девушка с лейкой», 1934

    В начале 30-х Родченко создал фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь», а Евгения Лемберг стала его ученицей и возлюбленной. Их роман быстро закончился, но оставил глубокий эмоциональный след в жизни фотографа. Через несколько лет Родченко писал: «Любовь Варвары ко мне необыкновенно глубока… Но к Варваре как к женщине после Жени, тем не менее, чувства не возвращаются…»

    Александр Родченко «Лиля Брик с зеркалом», 1929

    Лиля Брик воплотила в себе весь русский авангард. Помимо литературного салона и романа с Маяковским, она водила машину и участвовала в автогонках, что для женщины было радикальным шагом. Однажды, в 2001 году, в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла легендарная выставка «Амазонки русского авангарда», где Брик посвятил отдельный раздел.

    Андрей Вознесенский писал: «Она обладала уникальным вкусом, она была камертоном нескольких поколений поэтов. Вы не к ней в салон галстук ходили показывать, а свой новый читать, переживали — примет или нет?»

    Александр Родченко «Радиослушатель», 1929 год

    На снимке дочь Родченко и Степановой Варвара Родченко. На протяжении многих лет она была главным хранителем коллекции фильмов, гравюр, графики, а также писем и дневников родителей, которые не были уничтожены или вывезены за границу только благодаря ей. В начале 2000-х она передала его в коллекцию Пушкинского музея.

    Очень люблю авангард 20-30-х, конструктивизм и поэзию Маяковского. Для меня это время немного сумасшедшего творчества наивных романтиков, время смелых поисков и революционных экспериментов, коротких, как вдох и выдох. Вдох — после низвержения старых идеалов скучного академизма, выдох — до того, как они намертво сжали глотки и вообще перекрыли кислород.

    И время немыслимо без фотографий Александра Родченко.
    Позже недоброжелатели обвинили его в плагиате — мол, свой стиль он «позаимствовал» у каких-то зарубежных мастеров фотографии, ничего нового не изобрел и т. д. Но нам наплевать на все эти злокачественные новообразования, правда? Родченко интересен не только как мастер фотографии (и бесспорный), но и как бесценный летописец, очевидец эпохи, упорно желающий видеть в ней только хорошее (даже на съемках Беломорканала). Однако за такой слепой оптимизм сам художник со временем был жестоко наказан.

    Очень интересны опыты Родченко со светотенью — мне очень нравится, как у него получились блики на асфальте — контрастные, но все же мягкие.

    Еще одно направление поиска – необычные ракурсы («Пожарная лестница», 1925)



    Острая геометрия художника везде соблюдает «жизненную геометрию» («Лодки», 1926)


    Фотографии в кампусе в Лефортово (1932).

    Эстетика очень напоминает ту, которую мы видим позже в фильме Лени Рифеншталь «Олимпия»


    Там



    Текст Фото — «За червями», 1933


    Пионер-трубач, 1930


    Слесарь на столбе. 1929


    «Парад Динамо» 1928


    «Сосны в Пушкино». 1927


    Здание Моссельпрома спроектировано Родченко и его женой Варварой Степановой, лозунг «Нигде, кроме Моссельпрома» придумал Маяковский.


    Даже историческую архитектуру можно снять с таким ниспровержением, что невозможно узнать (1928).


    Люблю конструктивизм!


    «Железнодорожный мост». 1926
    Думаю, через 10 лет сам автор взглянул на это фото с содроганием. Почему — узнайте далее.


    «Показательный сбор». 1928



    «Укладка асфальта», 1929

    «Шуховская башня».


    «Белый лебедь». 1940


    «Купание в бассейне». 1937


    «Летний день». 1929


    Интересная серия — «Стекло и свет», 1926 год


    Репортаж с кухонной фабрики. 1932


    Тоже


    Тоже


    Тоже


    Спорт — отдельная тема творчества, достаточно обширная.

    Особенно интересно рассматривать портреты современников и друзей Родченко, а интересные у него были!


    Александр Довженко


    Актриса Юлия Солнцева, красавица-жена Александра Довженко (1930).


    Портрет матери, 1924 год


    Евгения Соколова (Жемчужина), вторая жена Осипа Брика. Одета в костюм, созданный по эскизам Варвары Степановой


    Кинорежиссер Глеб Кулешов


    Художница Любовь Попова, подруга и соавтор Варвары Степановой


    Варвара Степанова и Любовь Попова Николай Асеев

    2

    3


    Эльза Триоле, сестра Лили Брик


    Кинорежиссер Эстер Шуб

    Особая страница творчества — портреты кружка Маяковского-Брикова. Буквально подробная хроника их жизни!


    У Родченко много портретов Владимира Маяковского. Они были друзьями и соратниками ЛЕФа.


    В доме Брика. Слева направо: Маяковский (редкое фото, где он улыбается), Варвара Степанова, Осип Бескин и Лиля Брик (ужасно худая!), 19 лет.28.


    Карикатурный портрет Осипа Брика


    Маяковский привез Лиличке коробочку из-за границы, и она решила устроить бег из Москвы в Ленинград (1929 год, Лиля уже развелась с Осипом, до самоубийства Маяковского оставался год ). Родченко взял с собой в качестве фотокорреспондента. Отдых в дороге, Лиля прихорашивается. Господи, что с ней?!


    Митинг закончился бесславно — в 20 км от Москвы пробили колесо и решили вернуться.



    Лили сама водила машину — она ​​была первой женщиной-водителем в столице. Вот ей 38.


    У Родченко не было романа с Лилей (вроде бы), но он явно попал под обаяние этой демонической женщины.


    Секрет привлекательности «музы русского авангарда» на этом фото очевиден.

    Лилия в платочке с принтом Варвары Степановой.
    Разработка лекал для тканей — одно из самых известных занятий Родченко. Также она работала над вывесками, рекламой, живописью и графикой.

    Вспомним, наконец, Барбару.


    Варвар на диване. 1928

    Они познакомились в художественном училище в Казани, где Варвара училась в 1910-14 гг. Долгое время жили гражданским браком, расписались только в 1942 году в эвакуации. У них родилась дочь, внук до сих пор жив. Прожили вместе 40 лет. Это был очень крепкий союз, не только любовный, но и творческий.


    «Курьер». В роли Курьера — Варвар.


    Мне очень нравится этот портрет — такой теплый и интимный. Любящие глаза (и объектив) Родченко увидели такую ​​вообще некрасивую жену. Кто скажет, что на этом фото она не привлекательна?!


    Варвара в платье из ткани с рисунком по собственному эскизу.


    Улыбка (Варвара, 1930)


    И это то, о чем едва не разбился уютный семейный кораблик Родченко-Степановой.

    На этой знаменитой фотографии «Девушка с лейкой» (1934 г.) изображен Женя Лемберг, молодой ученик Родченко.

    Родченко серьезно относился к Жене, у них были отношения, тайные и болезненные. Фотограф разрывался между Женей и любящей его Варварой. К тому же его смущала разница в возрасте и интересах — ему было 43, жене — 26. После долгих сомнений он расстался с девушкой, но некоторое время они продолжали работать вместе. Все закончилось трагически – Женя погиб в железнодорожной катастрофе в 1934.


    «Три корреспондента» (Лемберг (сидит), Краснявская, Игнатович).

    Интересно, что в судьбоносную поездку Лемберг позвал с собой Родченко, но тот не поехал. Потом, судя по его дневниковым записям, Женя часто снился ему живым, много лет. Но чувства к Варваре так и не вернулись, хотя они прожили вместе до конца жизни.


    «Девушка с лейкой» была продана на аукционе Christie’s в 1992 году за 115 000 фунтов стерлингов.

    После войны для семьи Степановой и Родченко настали тяжелые времена. Авангард был фактически запрещен еще в конце 19-го30 с; ЛЕФ был давно разогнан. Маяковского, Любови Поповой, Осипа Брика и многих других друзей уже не было в живых. По стране торжественно шествовал социалистический реализм, новаторство и эксперименты были не только не востребованы, но и опасны. В 1951 году Родченко «как формалиста» исключили из Союза художников (хорошо, что не арестовали!). Парочка артистов месяцами сидела без работы, Александр теперь изредка расстреливал спортивных и цирковых артистов, был занимается живописью. Барбара работала художественным редактором журнала. Их преследовало безденежье и тоска по невостребованности.

    В 1956 году гениальный фотограф умер от инсульта в возрасте 64 лет; Варвара пережила его всего на полтора года. Похоронили рядом, на Донском кладбище в Москве.

    «Тайная», «романтическая», «страстная»… Любовь Родченко — «Девушка с лейкой» или Евгения Лемберг. Мне пришлось буквально выискивать какие-то короткие фразы из писем и дневников Александра Родченко и его жены Варвары, чтобы хоть как-то понять историю их отношений.

    Официально Евгений был «другом семьи» и учеником Родченко в 30-е годы. Формально, Родченко зарегистрировал свой брак с художницей Варварой Степановой только в 1942 году в Пермской области во время эвакуации, несмотря на то, что они были знакомы еще до революции (в Казани во время учебы), но работали и жили вместе. Иными словами, как сейчас принято говорить – это был «гражданский брак» с Варварой Степановой.

    В 30-е годы Варвара и Женя много помогали Родченко. Например, они вместе распространяли фотографии с Беломорского канала (1933) в редакции. Родченко показал и печатали фотографии в Медвежьегорске, затем отправляли их в Москву, в том числе в журнал «СССР на стройке», который после войны был переименован в журнал «Советский Союз». Распространением фотографий в Москве занимались и Варвара и Евгений.

    Насколько я понял из писем и дневников, это была не только романтическая любовь, но и трагическая. В конце концов, Евгения Лемберг погибла в железнодорожной катастрофе летом 1934 года, когда их личных отношений с Родченко уже не существовало (судя по дневники), но, видимо, отношения «учителя и ученика» сохранились благодаря тому, что она пригласила в это путешествие на поезде Александра Родченко (они часто ездили вместе, например, в Краматорск Донецкой области летом 1934 незадолго до ее смерти), но он в последний момент «отложил поездку на день». Евгений остался один и  умер…

    Фотография «Девушка с лейкой» явно сделана весной или летом 1934 года, судя по аукциону Cristies, где винтаж 1992 года был продан за 115 000 фунтов стерлингов. Есть также фотографии Евгении Лемберг «в морских волнах» (без Озера и одежды) и несколько фотографий «на кровати», которые, предположительно, также были представлены в экспозиции в Лозанне: «Женские образы на фотографиях Александра Родченко » под кураторством Даниэля Жирарди и внука Родченко Александра Лаврентьева. Но я не видел этих фотографий.

    В дневниках Родченко спустя десяток лет после смерти Евгении Лемберг встречаются упоминания о ней (часто рассказываемые сны), позволяющие задуматься о «романтической любви», а не только о «увлечении учителя своим молодой студент».
    Ну вот и сам источник:

    18 февраля 1934

    Женя звонил, завтра звоню снимать что-то. Я хочу пойти куда-нибудь завтра. К одному. Ни с ней, ни без нее…

    20, 19 февраля34
    Вчера был в Доме печати с Женей…
    Возникает вопрос ребро, или жить с этим совсем, или часть… Она хочет в гости, по вечерам, а мне нужно серьезно работать, 26 — 43, это математика… Это реальность.

    21 февраля 1934 г.
    Ж. написал прощальное письмо. Я немного нарисовал. Такое впечатление, что после больницы я пришла домой и не могу найти себя. Я роюсь на полках, что-то ищу… И ищу свою уверенность и покой… Я ищу себя… Смотрю журналы, читаю о живописи… Хочу начать все заново…

    22 февраля 1934
    ….
    Инвалидность из-за раздвоенного чувства между мастерской, работой, Варварой и Женей…

    21 декабря 1936
    …(примерно через два года после смерти Лемберга)
    Не хочется писать о женщинах , а с другой стороны, без женщин нет ни романтики, ни чувств.
    Любовь Варвары ко мне необычайно глубока…
    Но к Варваре как к женщине после Жени, тем не менее, чувства не возвращаются…

    25, 19 мая39
    …..
    Сегодня Женя снилась очень реально, как будто она приехала… Я была так счастлива…
    Из дневников и писем я не могла понять, действительно ли Родченко расстался с Евгенией 21 февраля 1934 года, когда он писал ей «прощальное письмо», но факт остается фактом, что они продолжали работать вместе, были в Краматорске (полив Родченко оказался неисправным и съемки сорвались, контракт с заводом был расторгнут), они вместе снимались в парке Культуры. .. — все это было буквально перед ее смертью.

    Другими словами, других фактов нет или они неизвестны. Однако, будучи человеком циничным, но с долей романтики, закончу этот пост «оптимистично» словами Голливудская классика: «И только смерть разлучит нас».

    На фото А. Родченко Евгений Лемберг: 1. На стадионе «Динамо» 1932 г. 2. «Девушка с лейкой», 1934 г. 3. «Девушка с лейкой» с другого ракурса.

    Девушка с лейкой Ренуара

    Художник: Пьер Огюст Ренуар
    Создано: 1876
    Размеры (см): 73,0 х 100,0
    Формат: Холст, масло
    Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США

    Девушка с лейкой

    «Девушка с лейкой» — любимица многих поклонников творчества Пьера Огюста Ренуара. На этой изящной и очень женственной картине маслом, написанной в 1876 году, изображена молодая девушка, одетая в голубое платье, с лейкой в ​​руке, готовая ухаживать за садом. Картина является истинным отражением самой значительной повторяющейся темы Ренуара, живущей в данный момент.

    Мастерские мазки Ренуара придают ткани детского платья и красной ленточке в волосах бархатистую текстуру. Вместо того, чтобы смешивать цвета друг с другом на холсте, художник деликатно смешивал оттенки рядом друг с другом, чтобы создать уникальный эффект мерцающего освещения. Листья, цветы и трава обладают тонкими и замысловатыми деталями, которые побуждают зрителей присмотреться. Легкая, очаровательная улыбка на лице девушки придает всей сцене впечатление невинности.

    Пьер Огюст Ренуар, скорее всего, знал этого ребенка, так как ему часто нравилось запечатлевать моменты, которые он разделил со своими друзьями и семьей. Его страсть к рисованию продлилась до его поздних лет, даже когда его руки стали искалеченными артритом.

    Родченко девушка с лейкой: Фото «Девушка с «Лейкой»», 1934 год

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пролистать наверх