Почему делают селфи? В поисках утраченной идентичности
Рубрики : Культура
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Фрагментирование жизни, заигрывание с обществом и тоска по своему Я: разбираемся, почему делают селфи, что люди скрывают от себя и от чего они бегут.
У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.
Социальные сети и реальность постмодернизма
Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?
Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.
Так, общение в социальной сети, которое носит преимущественно публичный характер, зачастую преследует цель привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. А фотография, которой сегодня можно поделиться с широким кругом знакомых и незнакомых людей, выступает в роли одного из самых распространенных способов достижения этой цели.
Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений» (1). Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.
Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.
Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть
Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.
Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.
С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом — это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом — это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.
Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.
Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.
Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.
Селфи – автопортрет, меняющий человека
Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.
Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.
Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.
Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.
Вот что пишет Ван Гог о фотографии:
«…Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное.
А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится»(2).
Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?
Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.
Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое» (3).
Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.
Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.
Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать.
Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.
Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка — вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.
Ссылки на источники
1. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа // – М.: Интрада. 1998. – 255 с.(183)
2. Ван Гог, Винсент Письма брату Тео // – М.: Искусство, 1966 – 604 с. (440)
3. Сонтаг, Сьюзен О фотографии // – М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2013. – 272 с. (13)
4. Барт, Р. Camera lucida. Комментарии к фотографии // –М.: Ад Маргинем, 2011. – 272 с.
Обложка: News.com.au.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
культура
Похожие статьи
Селфи: почему мы делаем это?
Познать себя
Пожалуй, главная черта любителей селфи — ориентированность на других людей. Те, кто активно сами себя фотографирует, делают это, чтобы делиться этими портретами в социальных сетях, пересылать друг другу, собирать отклики друзей. Они снимают себя в разных позах, передают мимикой свое настроение, делятся важными событиями. И все это — при помощи камеры обычного смартфона. Кто-то снимает себя в компании друзей, кто-то — во время важного события или встречи. Некоторые признаются, что селфи для них просто ежедневный ритуал, без всякого смысла. Хотя смысл, безусловно, есть. Именно привычка постоянно отмерять ход своей жизни в таких визуальных единицах и вызывает особенный интерес.
Селфи на церемонии вручения премии «Оскар» 2014 года. Только за первый час после публикации его просмотрели почти полтора миллиона раз. В кадре Эллен Дедженерес, Брэдли Купер, Брэд Пита, Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Дженнифер Лоуренс, Кевин Спейси и Анджелина Джоли
Способ самовыражения
Тем из нас, кто по какой-то причине в обычной жизни не решается показать другим свой внутренний мир во всей полноте, селфи дает такой шанс. Камера телефона становится безопасным посредником, с помощью которого которого они имеют возможность открыться, показать все богатство своей эмоциональной жизни. Необязательно иметь конкретную реакцию — внимание или одобрение. Важно само представление, фантазия: меня поняли, меня оценили. Все мы, так или иначе, живем в пространстве своего внутреннего мира.
Реальный мир представляется нам более многогранным, многомерным. Посылая свои фотографии, мы включаем себя в этот мир и расширяем свой внутренний мир за счет внешнего. Есть здесь и элементы творчества. Найти тему, удачное выражение, ракурс — это в любом случае требует творческого усилия. Те, кто сами себя фотографирует, посредством этого образа пытаются сотворить что-то новое. Пусть даже тогда, когда речь идет о том, чтобы вписаться в некий тренд или поддержать сетевой флешмоб.
«Селфи на орбите» в исполнении японского астронавта Акихико Хосидэ
Ложное «Я»
Но контакт с другими, желание поделиться собой — не всегда именно та цель, которую преследуют те, кто увлекается селфи. В самом слове (от английского self — «я») скрыта некая пародийность, игра в самого себя. Эта пародийность может расширять пространство образов «Я», но может и формировать некое фальшивое «Я».
Мы предъявляем миру уже не самого себя, а тот образ, который нам хотелось бы показать. Даже снимая себя в непривлекательном виде (без макияжа, с растрепанными волосами, с гримасой на лице), мы хотим, чтобы это вписалось в некий тренд, выглядело актуальным, даже по-своему стильным. Мы начинаем строить свой образ на основе наших представлений о том, каким нас ожидает увидеть наше окружение. Селфи превращается в аналог детского фальшивого «Я», о котором писал психоаналитик Дональд Винникотт. В противовес истинному «Я» ребенок создает вспомогательную структуру личности, чтобы угодить своей матери. Но развитие истинного «Я» при этом останавливается.
Подтверждение своего существования
Распространяя фото самих себя в разных ситуациях, мы как бы заявляем миру: «Я есть. Я существую». Мы нуждаемся в том, чтобы мир нам ответил, отразил наше присутствие в нем. «Лайки», комментарии — это как раз и есть подтверждения. Маленький ребенок осознает свое существование через связь с матерью. Для него она и есть весь мир. Если она не говорит с ним, не прикасается к нему — он начинает думать, что мир его отвергает, он не нужен. И это тревожный момент, когда такая схема начинает проигрываться уже в достаточно взрослом возрасте.
По сути, одержимо рассылая селфи, мы пытаемся докричаться до мира. И чем больше мы зависим от ответной реакции, тем больше начинаем сомневаться в собственной самодостаточности, впадаем в зависимость от «лайков».
Одно из первых селфи папы Римского Франциска
Недостаток реальных переживаний
Проведем мысленный эксперимент. Представим себе человека, который активно снимает и выкладывает свои снимки. И вот у него появляются не просто отношения, а глубокие отношения. Он начинает активно общаться, открыто. Будет ли он после этого столь же много внимания уделять своему сетевому образу? В конце концов, нельзя сказать, что сам феномен селфи чем-то плох. Вопрос лишь в том, для чего это нам самим. Если ты способен творчески реализовывать себя и любить другого человека, ты можешь позволить себе игру со своим «Я», не впадая в зависимость.
Многие творческие люди используют селфи скорее как инструмент. Вспомним недавние фотографии с папой Римским. Это попытка привлечь молодежь, показать, что христианство более открытое, современное. Важно четко представлять себе границы, где заканчивается демонстративное селфи и начинается настоящее self — я сам.
Об авторе: Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ ВШЭ.
Текст:Антон СолдатовИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Общаюсь с другом как со своим парнем, но не хочу его»
Любовь к порно разрушает романтические отношения: новое исследование это подтверждает
Тайм-аут, мозговой штурм и сбор информации: что делать, когда ситуация кажется безвыходной — 4 совета
С любимыми расставайтесь: почему поддерживать отношения на расстоянии лучше, чем жить вместе
Гармония с собой: как перестать бояться одиночества
«Чувствую, что впадаю в роль „жертвы“. Как перестать жаловаться и найти работу?»
Как психологически подготовиться к релокации: советы для эмигрантов
Ностальгия или абсурд: объявлены лауреаты премии «Золотой глобус»
Определение селфи | ПКМаг
Фотография самого себя, обычно сделанная на смартфон с фронтальной камерой. Видеоселфи — это видеозапись, а не неподвижное изображение. В наши дни люди делают так много селфи, что фронтальную камеру телефона часто называют «селфи-камерой».
Палка для селфи
Палка для селфи представляет собой телескопическую штангу, которая удлиняет смартфон на несколько футов. Это позволяет людям делать более естественные селфи, не показывая руки. Кроме того, можно сфотографировать больше фоновых пейзажей, если камера выдвинута дальше. Смотрите селфи-дрон, воздушное селфи, селфи-бюллетень, фронтальную камеру и воровство.
Палка для селфи GoTech Эта молодая пара использует палку GoTech, чтобы сделать селфи перед древним алтарем коренных американцев. GoTech и телефон были сопряжены через Bluetooth, а фотография была сделана нажатием кнопки на ручке.
Реклама
Истории PCMag, которые вам понравятся
{X-html заменен}
Выбор редакции
ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ТОЛЬКО ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Любое другое воспроизведение требует разрешения.Авторские права © 1981-2023. Компьютерный язык (открывается в новом окне) Co Inc.

Информационные бюллетени PCMag
Информационные бюллетени PCMag
Наши лучшие истории в вашем почтовом ящике
Подпишитесь на PCMag
- Фейсбук (Открывается в новом окне)
- Твиттер (Откроется в новом окне)
- Флипборд (Открывается в новом окне)
- Гугл (откроется в новом окне)
- Инстаграм (откроется в новом окне)
- Pinterest (Открывается в новом окне)
PCMag.com является ведущим авторитетом в области технологий, предоставляющим независимые лабораторные обзоры новейших продуктов и услуг. Наш экспертный отраслевой анализ и практические решения помогут вам принимать более обоснованные решения о покупке и получать больше от технологий.
Как мы тестируем Редакционные принципы
- (Открывается в новом окне) Логотип Зиффмедиа
- (Открывается в новом окне) Логотип Аскмен
- (Открывается в новом окне) Логотип Экстримтек
- (Открывается в новом окне) Логотип ИНГ
- (Открывается в новом окне) Логотип Mashable
- (Открывается в новом окне) Предлагает логотип
- (Открывается в новом окне) Логотип RetailMeNot
- (Открывается в новом окне) Логотип Speedtest
- (Открывается в новом окне) Логотип Спайсворкс
(Открывается в новом окне)
PCMag поддерживает Group Black и ее миссию по увеличению разнообразия голосов в СМИ и прав собственности на СМИ.
© 1996-2023 Ziff Davis, LLC., компания Ziff Davis. Все права защищены.
PCMag, PCMag.com и PC Magazine входят в число зарегистрированных на федеральном уровне товарных знаков Ziff Davis и не могут использоваться третьими лицами без явного разрешения. Отображение сторонних товарных знаков и торговых наименований на этом сайте не обязательно указывает на какую-либо принадлежность или поддержку PCMag. Если вы нажмете на партнерскую ссылку и купите продукт или услугу, этот продавец может заплатить нам комиссию.
- О Зиффе Дэвисе(Открывается в новом окне)
- Политика конфиденциальности(Открывается в новом окне)
- Условия использования(Открывается в новом окне)
- Реклама(Открывается в новом окне)
- Специальные возможности(Открывается в новом окне)
- Не продавать мою личную информацию (открывается в новом окне)
- (Открывается в новом окне) доверительный логотип
- (Открывается в новом окне)
слов «селфи» названы Оксфордскими словарями словом 2013 года
Опубликовано
000Z»> 19 ноября 2013 г.
Комментарии
Комментарии
Попу для этой картины с юношеской в августе, с результатом Selfie Going Viral
«был Selfie» Selfiefing Viral
«. назван словом года Оксфордским словарем.По словам редакторов, это слово превратилось из нишевого тега в социальных сетях в общепринятый термин для фотографии автопортрета.
Исследование показало, что его частота в английском языке увеличилась на 17 000% за последний год, добавили они.
Это видео невозможно воспроизвести
Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.
Заголовок в СМИ, «Селфи» — это слово 2013 года, но Лукас де Йонг из BBC расспрашивает людей на улицах Лондона о значении других слов, включенных в шорт-лист. в исполнении Майли Сайрус — и «выпивка» — означает много смотреть телевизор.
«Schmeat», что означает форму мяса, синтетически полученного из биологической ткани, также был претендентом.
«Изобретательность»
Премия «Слово года» отмечает изобретательность англоговорящих людей, столкнувшихся с социальными, политическими или технологическими изменениями.
В 2004 году словом года было «чав», в 2008 году — кредитный кризис, а в прошлом году — «омнишамблы».
Чтобы соответствовать требованиям, слово не обязательно должно быть придумано в течение последних 12 месяцев, но оно должно стать заметным или заметным за это время.
Селфи определяется Оксфордскими словарями как «фотография, сделанная человеком, как правило, с помощью смартфона или веб-камеры, и загруженная на веб-сайт социальной сети».
Оксфордские словари подсчитали увеличение его использования с помощью исследовательской программы, которая ежемесячно собирает около 150 миллионов английских слов, используемых в настоящее время со всего Интернета.
Это программное обеспечение можно использовать для отслеживания появления новых слов и отслеживания изменений в географии, регистре и частоте использования.
Папская власть
Согласно Оксфордским словарям, селфи восходит к 2002 году, когда оно использовалось на австралийском онлайн-форуме.
Image caption,Девушки из Обамы делают селфи
Мужчина опубликовал фотографию травм, полученных на его лице, когда он споткнулся о ступеньки. Он извинился за то, что это было не в фокусе, сказав, что это было не потому, что он был пьян, а потому, что это было селфи.
В этом году селфи набрали обороты во всем англоязычном мире, чему способствовали такие фотографии, как Папа с подростками, которые стали вирусными.
Воспроизведение этого видео невозможно
Для воспроизведения этого видео необходимо включить JavaScript в вашем браузере.
Медиа-заголовок,Онлайн-редактор Oxford Dictionaries Ричард Холден объясняет выбор слова «селфи» словом года
Джуди Пирсолл, редакционный директор Oxford Dictionaries, сказала: #селфи появилось на сайте для обмена фотографиями Flickr еще в 2004 году, но не получило широкого распространения примерно до 2012 года, когда селфи стало широко использоваться в основных источниках средств массовой информации».