Съемка на пленку: Инструкция: как начать снимать на плёнку

Снимаем на пленку в 2021. С чего начать? Цена вопроса?

В этой статье изложены рекомендации и разъяснения для тех, кто находясь в России хочет попробовать съемку на кинопленку и не знает с чего начать. Статья поделена на смысловые блоки, в финальной части можно найти описание финансовых затрат. Все написанное ниже основывается на моем личном опыте работы с пленкой.

Меня зовут Александр Борисов, живу и работаю во Владивостоке. Профессионально связан с созданием корпоративного видео контента. Пленка для меня хобби открывающее возможности для развития и профессионального движения вперед.

Иногда снимаю на 16 и 35мм. Иногда проявляю сам, чаще отправляю в лаборатории в Москве. Для оцифровки создаю технические и программные решения.

ВЫБОР ФОРМАТА

Сейчас в продаже можно найти кинопленки различных форматов: 8мм, Super-8мм, 16мм, 35мм. 8, 16, 35 — это ширина кинопленки в миллиметрах. Чем больше ширина — тем больше размеры кадра и тем выше качество картинки, которое можно с него получить. Но также дороже необходимое для киносъемки оборудование, больше длина одной минуты отснятого материала в метрах, больше вес кинопленки и как следствие выше расходы на логистику, проявку, оцифровку. Разница между 8мм и 35мм может оказаться весьма ощутимой по затратам.

  • 8 и Супер8 — это любительский формат. Соотношение сторон кадра 1.37:1 (для 8мм) и 1.44:1 (Супер8). В Европе оцифровывают эту пленку в разрешении 4К и получают весьма хорошее качество (при условии что пленка свежая, а проявка выполнена в лаборатории). В России с проявкой 8мм пленки все не просто, но в принципе сделать это возможно — в Москве и Питере есть компании которые этим занимаются.
  • 16 — полупрофессиональный/профессиональный формат. Соотношение сторон кадра 1.37:1 для обычного 16мм и 1.66:1~1.77:1 для формата Super16. Лабораторно цветной и черно-белый негатив можно проявить в Мосфильме или у вышеупомянутых товарищей.
  • 35 — профессиональный. Соотношение сторон кадра зависит от используемой камеры и оптики. Проявить в России (цветной и чб негатив) можно только в лаборатории Мосфильма.

Рассчитать хронометраж или длину ролика в метрах можно с помощью калькулятора кинопленки http://calc.cinereel.ru/. Там все просто: выбираем формат, указываем скорость съемки и указываем минуты или метры.

КАМЕРА

Определив формат с которым предстоит работать, нужно подумать про камеру. Варианты могут быть разные — купить на барахолке, взять в аренду, попросить у друга.

Цены на старые камеры варьируются от 1000 руб и до сотен тысяч. Новых больше не выпускают, рекомендовать тут что-то сложно. Одно можно сказать точно: при покупке следует тщательно проверить техническое состояние камеры, ведь все они произведены еще до 90х годов. Иногда неисправность можно увидеть только после проявки пленки, хотя внешне камера выглядела ок. Многое может зависеть от того, у кого покупаете камеру.

Источники поиска те же: авито — там можно найти много 8мм кинокамер советского производства, цена у них низкая, как и уровень технического состояния в большинстве случаев. Там можно найти и 16мм камеры. Еще можно поискать на ebay.com — предложения там дороже, но экземпляры куда интереснее.

ПЛЕНКА

Выбор плёнки должен отталкиваться от задачи. Будете ли вы снимать в солнечный день или в вечернее время. Нужна вам черно-белая плёнка или цветная. Отснятый материал нужен в цифровом формате или вы хотите демонстрировать это на экране через кинопроектор. От этого зависит выбор пленки.

Помимо формата (8мм, 16мм, 35мм), можно обозначить несколько видов кинопленок:

  • Черно-белая негативная
  • Черно-белая обращаемая
  • Цветная негативная
  • Цветная обращаемая

Негативная подходит только для цифрового монтажа, обращаемая — и для цифрового монтажа, и для демонстрации на экране.

Ключевая характеристика кинопленки: светочувствительность (100ед, 250ед, 500ед; в единицах ASA). Со временем чувствительность падает, чтобы этого не происходило — пленку следует хранить в холодильнике. При длительном хранении — в морозилке.

Для цветных кинопленок есть еще одна характеристика: цветовая температура. Встречаются два варианта: 3200К и 5200К, на современных пленках обозначаются индексами T (tungsten) и D (daylight) соответственно (например: Kodak Vision3 250D).

Найти и купить кинопленку можно в следующих местах:

  • Интернет магазин “Среда” ( https://sreda.photo/shop/cine-film ) . Можно купить новую кинопленку 8, 16, 35мм (по крайней мере так заявлено в каталоге)
  • Сообщество в ВК https://vk.com/public89902397 — продают 8мм кинпленку.
  • Объявления на Avito. Через поисковые запросы “кинопленка”, “кинопленка kodak”, “кинопленка fuji”, “кинопленка 16мм” и т.п. Тут в основном встречается старая просроченная пленка.
  • Объявления на ebay.com. Поисковый запрос аналогично авито, только на английском: “16mm film kodak” и т.п. Тут встречается как новая пленка (Kodak Vision3), так и различная просрочка.

Важно учитывать следующее: если вы покупаете пленку срок годности которой вышел более 10 лет назад — ее фактическая чувствительность будет отличаться от заявленной на упаковке. Чем старее плёнка — тем существеннее будет этот разброс. У цветных ещё и баланс цветов будет смещен. Поэтому стоит выполнить тесты, прежде чем снимать на просрочку.

СЪЕМКА

Итак, камера исправна, чувствительность пленки известна. Снимаем.

Перед каждой зарядкой пленки в камеру обязательно нужно чистить кадровое окно от пыли. Для этого можно использовать кисточку и грушу. Если этого не делать — кадровое окно постепенно обрастает грязью перемещаемой кинопленкой. Потом все это будет прекрасно видно на полученном изображении.

Для съемки потребуется экспонометр — нужно будет определить режим экспозиции. При скорости съемки 24 к/с время экспонирования каждого кадра у обычной кинокамеры будет составлять примерно 1/60-1/50 сек.

Если съемка производится на улице днем на цветную пленку сбалансированную для света ламп (3200К) — следует использовать конверсионный светофильтр #85 (похож на оранжевый фильтр). Следует учесть, что с этим фильтром нужно сделать поправку по экспозиции на ⅓ стопа (приоткрыть на одно значение диафрагму).

Отснятый материал до момента проявки тоже следует хранить в холодильнике.

ПРОЯВКА

Проявить отснятый материал можно разными путями.

  1. Проявка в лаборатории Мосфильма — очень хороший и качественный вариант. Проявить там можно 16 и 35мм кинопленку по проявочным процессам ECN-2 (современная цветная негативная кинопленка) и D-96 (черно-белый негатив). Там же можно заказать отдельную услугу “ультразвуковая чистка” для очистки проявленной пленки от пыли.
    https://www.mosfilm.ru/dept/filmlab/
  2. Проявка в других лабораториях. Это немногочисленные частные компании, которые могут проявить 8мм кинопленки. Вот некоторые из них:
    — https://vk.com/kinoplenochka (Санкт-Питербург)
    — https://vk.com/public89902397 (Москва)
    — https://sreda.photo/lab/movie/movie-film-dev-scan (Москва)
  3. Самостоятельная проявка.Если есть качественный опыт проявки фотопленки, то можно пойти по этому пути. Сейчас можно найти в продаже все, что требуется для этой операции. Потребуется большой проявочный бачок для кинопленки (на барахолках можно найти 10-ти и 15-ти метровые), фотохимия (можно купить на различных фотосайтах) и остальные необходимые для проявки вещи. Процесс непростой, цена ошибки может быть достаточно высока (если на проявке запороть всю пленку — обидно будет). Учиться проявлять лучше на фотопленке или на коротких отрезках специально отснятой кинопленки.

ОЦИФРОВКА

С оцифровкой дела на Российском рынке обстоят лучше чем с проявкой. Очень много предложений можно найти на Авито. Основные клиенты таких компаний — те, кто хочет оцифровать свои архивные 8 и 16мм кинопленки снятые еще в советское время родителями.

Свеже-отснятый материал тоже можно оцифровать в таких компаниях. Но тут встает вопрос качества. Лучший вариант — покадровая оцифровка на профессиональном устройстве в разрешении 4К, но такое найти будет не просто (особенно для 8мм).

Чтобы оцифровать 8мм и 16мм — на Авито делаем поисковый запрос “оцифровка кинопленки”, выбрать есть из чего. Нужно учитывать, что плохая оцифровка может убить все впечатление от съемки на пленку, поэтому выбор места для оцифровки важен.

пример ручной проявки цветного 16мм негатива в домашних условиях:

пример: 16мм чб и цветная обращаемая пленка, проявлена вручную

пример: 16мм чб и цветная обращаемая пленка, проявлена вручную

пример: просроченная 35мм, проявка Мосфильм, оцифровка на киносканере Blackmagic


пример съемки на 8мм (формат Super8)

ПРО ЗАТРАТЫ

Если не брать в расчет затраты на покупку (или аренду) камеры, а считать только плёнку, вырисовывается следующая картина.

Далее рассмотрим две ситуации.

Первая — у нас есть 8мм камера формата Супер8, мы хотим взять её с собой в поездку и отснять.

Кассета Супер8 — 15 метров, камера снимает со скоростью 18 к/с, что соответствует хронометражу 3 мин 16 сек (можно посчитать на калькуляторе кинопленки).

Покупать, проявлять и оцифровывать будем в «Среде». Берём плёнку Kodak Vision3 250D. Оцифровываем в 4К. Согласно информации на их официальном сайте на момент написания статьи, это в итоге будет стоить:

Одна кассета формата Супер8 — 4690 ₽

Проявка и оцифровка: 7000 ₽

Итого: 11 690 ₽ (не считая логистики)

Стоимость  одной минуты выходит примерно 3.5 тыс ₽

Вторая ситуация — снимаем по сценарию, хронометраж готового ролика должен быть 6 мин, формат Super16.

С учётом что с первого дубля мы не снимем — считаем запас на дубли 1 к 2 (оптимисты) . 6 минут на скорости 24 к/с для 16мм — это 65 метров. С учётом запаса — нам нужно 130 м. Берем или одну катушку 122м или 4 катушки по 30.5 м, исходя из технических характеристика кинокамеры и того что будет в наличии.

Плёнку (Kodak Vision3 250D) берём в Среде, проявляем в Мосфильме (цены в расчете указаны примерные из моего последнего проекта, нужно делать запрос и уточнять), оцифровываем в музее кино (тоже нужно уточнять, может быть минимальный объем или стоимость изменилась).

4 катушки 16мм Kodak VIsion3 250D (6 220 ₽ за шт): 24 880 ₽

Проявка (122 * 33,6 ₽ за м):  4100 ₽

Чистка от пыли (122 * 14.4 ₽ за м): 1757 ₽ (опционально)

Ракорды: (400 ₽ * 2 шт): 800 ₽ (желательно)

Оцифровка (100 ₽ за 1 мин): 1200 ₽ 

Итого: 32 737 ₽ (не считая логистики)

Стоимость  одной минуты выходит примерно 5.5 тыс ₽. Если эффективность съемки будет падать (больше дублей — больше расход пленки) — стоимость минуты будет расти.

ИТОГИ

Для любительского сегмента, съемка на киноплёнку сегодня — это затратное увлечение. Конечно, можно снимать на просрочку, это хороший способ сэкономить, но результат может быть непредсказуем. Хотя в непредсказуемости может скрываться творческая фишка, ну и  в этом есть отдельный спортивный интерес пожалуй. Как бы ни было, в чем заключается ценность — для каждого найдётся свой личный ответ.

Для профессионального сегмента мне сложно дать оценку — недостаточно опыта в этой сфере. Полагаю что все будет отталкиваться от задачи, если цель будет оправдана — найдётся и бюджет.

Лично для меня работа с таким материалом — это развитие как в художественном, так и в техническом планах.

Я вконтакте https://vk.com/avborisovru и facebook https://www.facebook.com/avborisovru

Также будет интересно:

КВЕНТИН ТАРАНТИНО И РОДЖЕР ДИКИНС ПЛЁНКА ИЛИ ЦИФРА?

НА ЧТО СНИМАЛИСЬ ФИЛЬМЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В КАННАХ 2021

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЦИФРОВЫХ КИНОКАМЕР В ФИЛЬМЕ «БОК О БОК»

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ ОПЕРАТОРОМ. РОМАН ВАСЬЯНОВ

ИМИТИРУЕМ 8 ММ ПЛЕНКУ НА ЦИФРОВОЙ КАМЕРЕ

Нас можно поддержать теперь и финансово через https://www.patreon.com/fidller_com

Друзья, мы активно развиваем наш телеграм тут — https://t.me/fidller_com

если вам нужно оборудование под заказа — 3д печать, эпл бокс в Краснодаре и всему миру вот ещё наши ресрусы

https://fidller.com и вот https://3dprint.fidller.com

Также мы есть вконтакте и facebook

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

The following two tabs change content below.

  • Bio
  • Latest Posts

Фотографирование в условиях низкой освещенности (М. Гарус)

С условиями освещенности, не позволяющими фотографировать с достаточно короткими выдержками, приходится сталкиваться достаточно часто. Особенно в связи с тем, что нашим фотографам все еще мало недоступны цветные пленки чувствительностью более 400 ISO. Съемка в помещениях, на узких городских улицах и в лесу становятся нередко затруднительной даже в солнечную погоду, особенно при работе со среднеформатной аппаратурой. Действительно, фотографирование без каких-либо ограничений возможно лишь в том случае, если можно установить выдержку не длиннее 1/60 — 1/125 сек., а отверстие диафрагмы не более 8 для малоформатной и 16 — 22 для среднеформатной оптики. При использовании пленки 50 ISO это возможно только в полдень на солнечном открытом месте. В других случаях появляется угроза либо получить «смазанный» снимок, либо жертвовать глубиной резко изображаемого пространства. Тем не менее есть несколько возможных путей решения данной проблемы, наиболее реальные из которых будут рассмотрены ниже.

Использование пленок высокой светочувствительности.

Это наиболее прямой путь. Известно, что чувствительность современных цветных фотопленок уже достигла 1600 ISO, черно-белых -3200 ISO. Причем за счет специальных процессов обработки (удлинения первого проявления в случае цветных пленок) светочувствительность может быть дополнительно увеличена в 2 — 4 раза. Это сопровождается некоторым повышением контрастности и зернистости изображения, что во многих случаях незаметно, а для некоторых сюжетов даже является желательным. Применительно к черно-белым пленкам возможности специального проявления оказываются еще большими. При использовании разбавленных фенидон- гидрохиноновых проявителей светочувствительность может быть увеличена в 8 и даже более раз, в зависимости от типа пленки. Причем большая светочувствительность может быть достигнута без ощутимого роста зернистости и сужения фотографической широты.

Использование возможностей оптики

Светосила объектива уже достигла единицы, имеются модели, где наибольшее относительное отверстие составляет 0,5 — 0,7. Но использование таких значений диафрагмы не может являться панацеей, поскольку даже если современные техника и технология позволяют реализовать достаточную разрешающую способность оптики при больших диафрагмах, то глубина резко изображаемого пространства по-прежнему определяется только фокусным расстоянием объектива и действующей диафрагмой. В связи с этим применение малоформатной аппаратуры в большинстве случаев оказывается предпочтительным. Кроме того, если только это позволяет композиция снимка, целесообразно применять широкоугольные объективы. Это позволяет избежать получения шевеленных снимков при съемке с рук на выдержках 1/15 — 1/8 сек. и даже более длительных. При съемке с большими отверстиями диафрагмы необходимо помнить о том, что глубина резко изображаемого пространства становится минимальной; в таком случае лучше снимать в ситуациях, когда все объекты находятся на одинаковом расстоянии от фотоаппарата (например, в зоне «бесконечности»). Использование электронно-оптических усилителей света позволит фотографировать (правда, только на черно-белую пленку) с моментальными выдержками и средними значениями диафрагмы даже при свете луны и звезд.

Ограничение заключается только в том, что эта техника имеет невысокую разрешающую способность и с точки зрения цены не для всех доступна.

Использование длительных выдержек.

Фотографирование с выдержками более секунды, как правило, применимо только для неподвижных объектов и при условии жесткой фиксации камеры на штативе или с помощью иных заменяющих его приспособлений. Таким образом, когда все (или, по крайней мере, основные) объекты съемки неподвижны и под рукой есть надежный штатив, то проблемы недостаточной освещенности не существует. Необходимо лишь при определении выдержки учитывать эффект несовместимости экспозиций, реально проявляющийся в этих случаях. Как правило, выдержка требует двойного увеличения, если определенная величина ее находится в пределах 5 — 30 сек., и увеличения вчетверо, когда счет идет на минуты. Это может несколько отличаться для разных типов пленки; кроме того, многие цветные фотопленки лишь условно применимы для работы в таком диапазоне выдержек, поскольку могут обнаруживать разбаланс.

Видимо, отдельной темой может являться обсуждение возможностей съемки с выдержками до секунды. Тут и навыки удержания камеры в руках и нажимания на спуск, съемка с «проводкой», конструктивные особенности различных механизмов затвора и подъема зеркала, использование нагрудного штатива и подручных средств. Имеется опыт получения резких снимков при съемке с рук при выдержке 2 секунды (объектив 35 мм, центральный затвор). Но даже при значительной вибрации ламельного затвора можно получить безупречные снимки при выдержке 1 сек. и объективе 20 мм. В заключение разговора о длительных выдержках, видимо, необходима оговорка, что отсутствие на снимке всякого шевеления не должно быть догмой. Известны интереснейшие изображения движущихся объектов съемки а также объектов, являющихся источником света. В некоторых случаях самой камере придают некоторое движение либо вращение вокруг оптической оси перед самым нажатием на спуск. Важно лишь, чтобы результат был оправдан с точки зрения творчества, а не являлся лишь свидетельством низкой чувствительности пленки и неумения фотографа.

Экспонометрия в условиях очень низкой освещенности.

Большинство современных экспонометрических устройств оказываются неработоспособными, когда освещенность оказывается ниже некоторого предела, свойственного данной модели. Как правило, это уровень освещенности на ночных улицах с зажженными фонарями. Это может приводить к печальной ситуации, когда придется потратить время и лишние кадры на пробную съемку. Существуют экспонометры с очень низким пределом чувствительности, а также устройства, в которых реализован принцип визуального сравнения яркостей. Их применение ограничено уровнями, близкими к нижним пределам световой чувствительности глаза. Разумеется, точность таких приборов с уменьшением яркости также снижается, что вынуждает делать ряд пробных снимков с разными экспозициями. Безупречные результаты могут быть получены при использовании шкально- дальномерных камер с электронным затвором и измерением непосредственно в момент открытия затвора. Из отечественной фотоаппаратуры к этой группе принадлежат ранее выпускавшиеся модели типа «Электра-112», «Силуэт-Автомат», «Ломо-Компакт» и «Киев-35А».

Они с достаточной точностью автоматически отрабатывают выдержки намного длительнее, чем указанные в паспорте 8 секунд. Причем, для пленок высокой чувствительности, это соответствует яркостям в 15 — 30 раз ниже предельных для все еще популярных экспонометров «Свердловск». Если же предполагается фотографирование другой аппаратурой, то такая камера (незаряженная пленкой) может в некоторых случаях справиться с ролью экспонометра. Отсчет выдержки можно произвести, установив наибольшую чувствительность и диафрагму, а затем пересчитать ее к реальным условиям съемки. Возможно, потребуется дополнительная коррекция этой выдержки, если в поле измерения находились яркие источники света, а также в силу действия закона несовместимости.

Использование малогабаритных вспышек. Случай полного освещения импульсным светом.

В настоящее время малогабаритные вспышки с автономным питанием получили очень широкое распространение, сделавшись даже составной частью большинства любительских фотокамер. Ведь часто намного проще и надежнее применить искусственное освещение, чем чрезмерно усложнять аппаратуру, не обеспечивая при этом гарантии качества при неумелом обращении с ней. Существует две разновидности конструктивно различающихся вспышек: с постоянной энергией светового импульса и автоматические. У последних энергия светового импульса может изменяться в зависимости от интенсивности света, отражаемого в сторону камеры с установленной на ней вспышкой. При этом в определенных пределах должен происходить учет расстояния до объекта съемки и его отражательная способность. Существуют автоматические вспышки, использующие фотодатчик внутри камеры для измерения света, отраженного пленкой, а также кольцевые вспышки для макросъемки, одеваемые на объектив подобно бленде (используют всегда внутреннее измерение). Вспышки последнего типа интересны также тем, что создают практически бестеневое освещение. Есть модели фотовспышек с двумя излучателями, один из которых при съемке обычно направляют в потолок или на стену для создания заполняющего освещения; другой излучатель, меньшей мощности, всегда направлен вперед.

При использовании неавтоматических вспышек изменение расстояния до объекта съемки компенсируется с помощью диафрагмы. Как правило, в простейшем случае имеющийся при съемке свет в расчет не принимается и используется максимальная скорость затвора, при которой кадровое окно открывается полностью. Использование вспышки, встроенной в фотоаппарат или же установленной близко к камере, в качестве единственного источника света всегда обнаруживает себя на снимке. Подобное освещение совершенно не соответствует наблюдаемому в реальности. Прежде всего, в силу малой излучающей поверхности («точечный источник света») возникают резкие тени. Минимизировать их можно укрепив на вспышке отражательный экран, а также расположив вспышку максимально близко к объективу (предельный вариант — использование кольцевых ламп на объективе). Во-вторых, действие закона обратных квадратов освещенности приводит к появлению на снимке эффекта «фары», когда главный объект оказывается в большинстве случаев изображен на черном фоне с едва различимыми деталями.
При использовании автоматики, из-за оценки яркости в среднем для кадра, в таком случае возникает сильная передержка переднего плана наряду с недодержкой заднего. Происходит это из-за быстрого падения освещенности с увеличением расстояния: объекты, расположенные в два раза дальше от источника света, освещены в четыре раза слабее. Поэтому многоплановая картина, освещаемая вспышкой, как правило не укладывается в пределы фотографической широты. Проблему эту можно решить только путем внесения композиционных ограничений: съемкой только одноплановых, плоских композиций, когда все объекты и фон расположены на приблизительно одинаковом расстоянии от фотовспышки. Разумеется, возможно применение удлинителя синхрошнура и независимая установка вспышки в некоторой точке, когда разноудаленные объекты окажутся одинаково освещены боковым освещением. Возможно также использовать системы из нескольких синхронизированных осветителей, но такое решение уже выходит за рамки данной публикации.

Использование вспышки для пропорциональной подсветки.

Пропорциональная подсветка предполагает совместное использование для фотографирования искусственного освещения вспышки и имеющегося в распоряжении света, который может быть как естественным, так и искусственным (лампы накаливания, люминесцентные лампы). В этом случае удается решить проблему освещения удаленных задних планов, устранения искажений цвета (если имеющийся при съемке свет не соответствует балансу пленки). Можно также снизить контраст за счет подсветки теневых участков, особенно при съемке в контровом свете. Данный режим работы выбран в качестве основного в камерах Полароид, где фотографическая широта используемых материалов крайне невелика. Наконец, возможно получение эффектных снимков, когда съемка ведется на цветную пленку и при этом на излучатель вспышки надеваются цветные фильтры. Режим пропорциональной подсветки предполагает выбор при съемке такого сочетания диафрагмы и выдержки, чтобы кадр был правильно экспонирован в результате суммирования в определенной пропорции света вспышки и имеющегося. Выбор пропорции является делом вкуса и желаемого характера изображения. Как правило, если экспозиция за счет вспышки равна или превосходит другое освещение, то на снимке использование вспышки (резкое и плоское освещение) совершенно очевидно. Диапазон от 1:2 до 1:4 является случаем деликатного сочетания. Например, в уже упоминавшихся камерах Полароид автоматически реализуется энергия подсветки 1:3. Наконец, при соотношении 1:8 и далее свет вспышки практически не вносит изменений в кадр. Помочь в выборе необходимого сочетания выдержки и диафрагмы должна помочь следующая таблица.

Порядок работы следующий. В зависимости от желаемой пропорции прежде всего корректируется определенная в зависимости от светочувствительности пленки и расстояния диафрагма. Автоматическую вспышку при этом необходимо использовать в ручном режиме. Затем в экспонометр или автоматику камеры вводится коррекция (новое значение светочувствительности) и определяется выдержка именно для скорректированного значения диафрагмы. Необходимо учесть, что определенная таким путем выдержка может составить несколько секунд, если освещение слабое, а энергия вспышки слишком велика. Поэтому лучше использовать вспышку с минимальной энергией (10 — 20 Дж), но в принципе этот факт не должен сильно смущать. даже при фотографировании с рук снимок будет производить впечатление резкого за счет остановки импульсом вспышки. Присутствие в кадре полупрозрачных «призраков» движущихся объектов только создаст любопытный эффект. Немного отличается определение выдержки при работе с упоминавшимися уже камерами с электронным затвором (кроме «Ломо-Компакт» и других компакт-камер с комбинированным затвором-диафрагмой, применимых только для полного освещения). При экспонировании в пропорциях от 1:1 до 1:8 и далее корректировать вводимое значение светочувствительности не нужно. Дело в том, что вклад импульса вспышки в общую экспозицию учитывается автоматикой этих камер и они сами определяют время дополнительного открытия затвора по завершении вспышки. Таким образом, подобная аппаратура несмотря на всю примитивность своего устройства оказывается очень удобной, когда съемка с пропорциональной подсветкой является основным режимом работы.

Источник: photohappy.ru

Главная | FilmLA