Съемка в ручном режиме: Как снимать в ручном режиме

Содержание

Как снимать в ручном режиме

 

В мире растущей автоматизации, фотография все еще дает возможность оставаться бдительным, активным и командовать. Пугающая съемка в полностью ручном режиме обеспечивает творческий контроль, правильный замер при сложном освещении и более глубокую интеграцию в процесс создания фотографий. Если найдёте время, ручная фотография поможет вам создать лучшие изображения. Вот руководство по ручной фотографии, от основ до более продвинутых методов.

Оглавление:

Что такое ручная фотография?
Зачем снимать в ручном режиме?
Когда начать?
Руководство для начинающих
Оцените выстрел
Измерить свет
Получить руководство
Попробуйте брекетинг
Продвинутая ручная фотография
Вывод

Что такое ручная фотография?

Ручная фотография — это не что иное, как истоки фотографии. Из поколения в поколение как любители, так и профессиональные фотографы знали, как соответствующим образом настроить свои параметры.  Таким образом, во многих смыслах ручная фотография с помощью цифровой камеры возвращает нас во времена пленки. 
Со временем в камеру были введены экспонометры, а к 1970-м годам появились опции автоэкспозиции. После этого, режимы камеры с автоэкспозицией были усовершенствованы и применены почти ко всем камерам на рынке.
Можно сказать, что автоматический режим достиг своего апогея с выходом дешевых и популярных камер типа «наведи и снимай» 1980-х и 1990-х годов, которые каждый мог взять в руки и использовать. Однако сотовые телефоны затмили их, а их абсолютная простота использования делает ручную фотографию более привлекательной.

Зачем снимать в ручном режиме?

От новичков до профессионалов, все серьезные фотографы выигрывают от ручного выбора настроек экспозиции. По сути, это самый надежный способ сделать фотографии, которые выглядят так, как вы хотите.
Как только фотограф поймет, как диафрагма влияет на изображение и как можно легко ошибиться с экспонометрами, он или она попадает в ситуации, при которых ручная установка экспозиции оказывается незаменимой.  Кроме того, понимание ручной фотографии поможет вам лучше использовать полуавтоматический или полностью автоматический режим, когда вы решите это сделать.
Ваша камера — это инструмент, созданный для удовлетворения ваших потребностей. Поскольку фотография сводится к воздействию света на светочувствительную поверхность, изучение экспозиции оказывается важным для понимания того, как использовать камеру и управлять ею. Ручная фотография заставляет фотографов понимать теории экспозиции.

Фотограф Робер Дуано, 1947 год.

Другая причина, по которой следует отменить автоматический режим, больше связана с сущностью фотографии. Помимо пленочного подхода к съемке, ручная фотография требует от фотографа большего: больше времени на анализ сцены и ее освещения, больше размышлений о том, что должно быть в фокусе, а что должно остаться размытым, больше вовлеченности в процесс.
Мы все знаем, что происходит, когда мы вдумчиво и долго делаем фотографии: мы получаем лучшие результаты.  И со временем, ручная съемка становится интуитивно понятной, потому, что делая медленно осознанный выбор, мы делаем это потом намного быстрее. Найдите объект, замерьте свет, установите «правильную» экспозицию, сфокусируйтесь, снимите и двигайтесь дальше.

Когда начать?

Ручная фотография начинается с экспозиции . По сути, экспозиция = произведению освещённости на время экспонирования (H=E*t). Это комбинация количества света, попадающего на матрицу (или пленку), и количества времени, в течение которого свет может попадать.
Диафрагма или степень открытия объектива, измеряемая в диафрагменных числах, определяет интенсивность попадания света. Скорость затвора определяет — время. Оставшийся фактор, ISO, относится к светочувствительности вашего сенсора (а в аналоговой фотографии он относится к светочувствительности пленки): более высокий ISO означает большую чувствительность к свету, но с потерей качества изображения. ISO помогает регулировать количество света, попадающего на датчик, и то, насколько хорошо датчик его записывает.
Ручная фотография на самом деле просто балансирует между этими параметрами, относящимися к свету.


Лепестки объектива открываются и закрываются, создавая диафрагму.

Прелесть ручной съемки в том, что мы можем расставить приоритеты элементов на фотографии. Идем ли мы на избирательную глубину резкости , на правильную экспозицию в художественных (например, силуэт) или сложных (например, снег) ситуациях, на резкость или размытие? К сожалению, даже самые лучшие камеры далеки от возможностей наших глаз, поэтому приходится идти на жертвы. Вот почему ручная фотография начинается с определения того, какой из этих элементов является наиболее важным, и установки этого значения в первую очередь.

Руководство для начинающих

Если в сцене нет действия, например, собак или играющих детей, диафрагма часто становится главным героем ручной фотографии. Предполагая, что ваш объект может стоять неподвижно, работа с желаемой диафрагмой позволяет управлять светом с помощью выдержки и ISO.  Новички могут сначала позволить камере автоматически регулировать ISO, по крайней мере, до тех пор, пока они не научатся координировать диафрагму и скорость.

Вот как начать съемку в ручном режиме:

Оцените сцену


Для замера иногда требуются оба глаза. 

Посмотрите на свой объект, будь то человек или пейзаж. Что должно быть в фокусе, а что размыто? Маленькая диафрагма (высокое значение диафрагмы, например, f/16) увеличит глубину резкости, а это означает, что большая часть переднего плана и фона будет в фокусе. Но если это не абсолютно солнечный день, то для «затемнения» объектива требуется больше света для правильной экспозиции, следовательно, более медленная скорость затвора, которая может вызвать нежелательное дрожание камеры (приводит к шевелёнке), или высокое значение ISO вызовет зернистость, цифровой шум.
Для сравнения, большая диафрагма (например, f/2) позволяет гораздо большему количеству света попадать на матрицу, что требует короткой выдержки или низкого значения ISO.  Цель съемки с широко открытой диафрагмой (низкая диафрагма) состоит в том, чтобы сохранить резкость сфокусированного объекта, в то же время размывая передний план и фон. Это может дать полезные эффекты, такие как боке , но также может испортить фотографию. Надлежащая глубина резкости, т.е. фокусировка, имеет решающее значение для успеха фотографии.

Размытие боке на заднем плане. 

Измерить свет

Выберите ручной режим на вашей камере и выберите диафрагму. Экспонометр камеры покажет вам, какую нужно установить выдержку, которая считается правильной экспозицией. Начните отсюда, с линией экспонометра на нуле, спустите затвор и посмотрите на задний экран камеры. Изображение выглядит переэкспонированным или недоэкспонированным? Если это так, добавляйте или убирайте свет, изменяя диафрагму или скорость затвора, пока ваша фотография не будет выглядеть лучше.

Получить руководство

Как только вы найдете правильную экспозицию, которая может отличаться от того, что считает подходящим экспонометр вашей камеры, изучите диапазон апертур.  Скажем, ваша правильная экспозиция f/8 при 1/250. Изучив экспозицию, вы знаете, что одна ступень диафрагмы равна единице, противоположной скорости затвора: когда одна ступень увеличивается, другая уменьшается, чтобы сохранить баланс.
Измените настройки на f/5.6 (пропускает больше света) на 1/500 (пропускает меньше света). Проверьте результаты на экране камеры. Попробуйте f/11 на 1/125. Найдите пределы от самой маленькой до самой высокой диафрагмы вашего объектива. Эксперимент. Вместе с этим проделайте то же упражнение с выдержкой. Это ручная фотография.
Здесь следует помнить одну важную вещь — нижний предел скорости затвора, прежде чем изображение станет размытым и испорченным. Простое эмпирическое правило, называемое правилом взаимности, состоит в том, чтобы убедиться, что скорость затвора не меньше единицы на используемом вами фокусном расстоянии.

Обратное правило: скорость затвора ≥ 1 / фокусное расстояние

Например, при съемке с объективом 50 мм вы должны использовать минимальную выдержку не менее 1/50 с, чтобы предотвратить дрожание камеры.  Если вы снимаете с объективом 200 мм, вам нужно остановится на 1/200 с или быстрее. Конечно, это всего лишь общее правило, и использование еще более короткой выдержки может обеспечить более резкий результат.
Соблюдение этого правила иногда может помешать вам диафрагмировать до f/16 или f/22, но, по крайней мере, ваши фотографии не будут выглядеть так, как если бы они были сделаны во время ухабистой поездки на автомобиле. Баланс между приемлемой выдержкой, диафрагмой и ISO обычно предлагает ряд вариантов правильной экспозиции, и вы можете решить, где в этом диапазоне находится лучшая фотография.

Попробуйте брекетинг

Брекетинг — это один из способов добиться этого быстрее. В режиме брекетинга ваша камера сделает три последовательных снимка.Один со стандартной экспозицией, другой — с увеличенной, а третий — с уменьшенной. Обычно это приводит к тому, что один кадр недоэкспонирован, один нормально экспонирован, а третий переэкспонирован. Однако, регулируя диафрагму и скорость затвора, как описано выше, вы уже выполняете брекетинг вручную.  Видите, не так уж и сложно снимать в ручном режиме.

Продвинутая ручная фотография

Как только вы разобрались со световым балансом, пришло время еще глубже погрузиться в ручную фотографию. Один из способов продвинуться вперед — вообще забыть о люксметре и применить правило «Солнечных 16 (съемка при даифрагме f/16)» .
Когда вы получите правильную экспозицию для освещения, в котором снимаете, оставьте ее там (до тех пор, пока освещение не изменится). Работая в ручном режиме и самостоятельно устанавливая циферблаты, камера не сможет изменить ваши настройки, как если бы вы были в режиме полуавтоматической экспозиции. Теперь, повернув диск, вы можете легко попробовать разные комбинации диафрагмы и выдержки.

Это также хороший метод, чтобы настроить ручные настройки ISO, которые завершают уравнение «треугольника экспозиции» . Увеличение ISO увеличивает экспозицию, а это значит, что вы можете закрыть объектив и использовать более короткую выдержку. Еще один способ приблизиться к ISO — снимать так, как будто это пленка, и поддерживать одинаковое значение ISO на протяжении всей съемки.  Это заставляет вас находить снимки и доступные экспозиции, используя только диафрагму и выдержку, что является сложным, но полезным способом улучшить свои навыки.
Ручная съемка также приносит пользу художественной фотографии. Например, изображения в высоком и низком ключе легко создать в ручном режиме, просто переопределив показания экспонометра камеры и преднамеренно переэкспонировав или недоэкспонировав часть сцены.

И, наконец, в ручном режиме экспозиции, почему бы не переключить объектив на ручную фокусировку? Это улучшит ваш взгляд на съемку и вашу концентрацию, а также поможет вам освоить апертуру и глубину резкости. Профессиональная фотография таким образом использует диафрагму в художественных и практических целях, особенно работая с гиперфокальным расстоянием .

Вывод

В конце концов, ручная фотография подразумевает понимание экспозиции. Наряду с другими важными вещами, такими как композиция, экспозиция требует многолетней практики для полного понимания. Изучив экспозицию, начиная с диафрагмы и выдержки, и ознакомившись с экспонометром вашей камеры, любой фотограф сможет начать съемку в ручном режиме.
Камера — это инструмент, и мы часто можем делать лучшие фотографии, игнорируя ее автоматические настройки, а современные цифровые камеры также помогают нам научиться снимать лучше  вручную. Задний ЖК-экран обеспечивает мгновенную обратную связь по экспозиции: слишком темно, слишком ярко, не в фокусе, дрожит или в самый раз? Наши SD-карты эквивалентны сотням рулонов пленки, так что снимайте.
Серьезный фотограф может по-прежнему снимать в режиме полуавтоматической экспозиции, таком как приоритет диафрагмы, но он или она наверняка знает, как работать вручную. Иногда это единственный способ получить желаемый снимок. В других случаях просто приятно погрузиться в сцену и подумать (или интуитивно понять), что требуется для композиции и освещения с точки зрения диафрагмы, выдержки и ISO.
В конечном счете, съемка вручную позволяет вам вернуть контроль над камерой, чтобы запечатлеть то, что может видеть только ваш творческий глаз.

 

Как ручной режим расширяет горизонты. Урок работы с камерой

Каждый хотя бы раз слышал, что необходимо снимать в ручном режиме. Разберёмся в том, что это и почему это столь важно.

Это ин из основных режимов камеры, позволяющий фотографу управлять скоростью затвора, диафрагмой и ISO. Все эти настройки работают вместе и контролируют яркость фотографии и меняют внешний вид изображения. Это очень важно!

Если вы просто нажимаете кнопку спуска и даже не знаете, что такое затвор, диафрагма и ISO, то начав контролировать эти вещи, вы будете ошеломлены эффектом. Хотя, не позволяйте этому мешать вам делать снимки, ведь отличные фотографии можно получить и в автоматическом режиме. Фантастика!

Автоматические и полуавтоматические режимы с приоритетом выдержки и диафрагмы помогут вам начать фотографировать.

Реклама

Зачем же учиться фотографировать в ручном режиме, если камера сама может всё настроить? Ответ прост: ручной режим позволяет лучше контролировать внешний вид изображений. Рассмотрим основные преимущества и способы улучшения снимков за счёт него.

Контролируйте творческий процесс

Наибольшее преимущество ручного режима в том, что он позволяет управлять диафрагмой, выдержкой, яркостью в целом. В связи с этим открывается большой простор для творчества.

Глубина резкости

С ручным управлением вы получите больший контроль над апертурой. То есть, вы сможете сами решать, какая глубина кадра будет в фокусе. Особенно это полезно при съёмке портретов. Большая диафрагма (меньшее F/число) поможет создать меньшую глубину резкости, выделив сам объект съёмки. Ещё один потрясающий эффект, который создаётся на малой глубине резкости – боке.

С другой стороны, вы можете выбрать меньшую диафрагму (большее число F), если хотите сделать весь снимок в фокусе. Часто это используется в ландшафтной съёмке, где должен быть выделен и передний, и задний план. Ручной режим позволяет вам самостоятельно делать выбор в зависимости от желаемого эффекта. То же самое можно контролировать в режиме приорититета диафрагмы, но он не даст следующих преимуществ.

Выдержка

Этот показатель позволяет вам захватить движение, добавив тем самым динамику. Более медленные скорости затвора позволяют продемонстрировать размытость от движения объекта съёмки. Вспомните о ночных городских фотографиях со следами света от мчащихся автомобилей, или водопадах с плавно текущей водой. Низкая скорость затвора – вот секрет этих изображений.

Обратная сторона – показать застывшее движение. Например, прыжок. Высокая скорость затвора поможет показать самый динамичный момент без размытости. Регулируя выдержку, вы сами будете решать, как показать движение на снимке.

Яркость изображения

Освоив ручную настройку выдержки и диафрагмы, вам захочется регулировать и общую яркость снимка за счёт установки параметров выдержки, диафрагмы и ISO.

В качестве примера возьмём силуэты. Для этого объект съёмки должен стоять перед ярким фоном, при этом сам должен быть освещён мало.

Другой пример – фотография звёздного неба. В данном случае вам надо будет снимать с большой диафрагмой (малое значение F), высоким показателем выдержки (10-30 секунд), высоким показателем ISO.

Это два разных сценария, которые требуют тщательного подбора настроек. Звёздное небо и силуэтная съёмка – это уникальные случаи, которые выигрывают от ручной установки экспозиции. Любой снимок, сделанный вами в ручном режиме, будет отражением творческого подхода к фотографии.

Сложное освещение

Ещё одна причина научиться пользоваться ручным режимом – освещение. Оно иногда бывает настолько сложным, что автоматические настройки с ним не справляются.

Самая большая проблема бывает в случаях, когда используется подсветка. Если свет позади объекта съёмки намного ярче его, то камера попытается настроиться по нему. Это приведёт к тому, что центральный объект будет недоэкспонирован, то есть слишком тёмным.

Бывает и противоположная ситуация – объект слишком яркий, а фон тёмный. В этой ситуации камера опять же настроится по фону, при этом снимаемый объект будет пересвечен.

Эти ситуации знакомы каждому, они расстроили многих фотографов. Выход есть – ручной режим. Он позволит выставить экспозицию так, что объект съёмки будет показан так, как вы желаете вне зависимости от освещения.

Есть ещё одна стандартная проблема – слабое освещение. Кажется, что автоматические режимы настроены так, что включают вспышку при малейшем намёке на темноту. При этом фотографии со вспышкой ужасают. При съёмке же в ручном режиме вы можете поднять показатель ISO. Это увеличит чувствительность датчиков. Учтите, что чем выше ISO, тем больше шума на фотографии, но лучше поработать с постобработкой над зачисткой шума, чем испортить изображение вспышкой.

Неизменность экспозиции от кадра к кадру

Снимая в автоматическом режиме, вы позволяете камере самой решать насколько яркий или тёмный будет снимок.

У фотоаппарата есть световой индикатор, который измеряет свет, проходящий через объектив. В автоматическом режиме камера анализирует информацию и устанавливает идеальные показатели выдержки, диафрагмы и ISO. По мере движения камеры экспозиция тоже меняется, поскольку показатель освещённости будет каждый раз разным. Два снимка одной сцены, сделанные один за другим, будут иметь разные экспозиции. Эта проблема будет решена при использовании ручных настроек. Показатели не будут меняться до тех пор, пока этого сами не захотите. Вы получите предсказуемый результат. Особенно это важно при профессиональной съёмке. Лучше не тратить время на постобработку снимка, исправляя ошибки яркости, лучше сразу сделать идеальное изображение.

Советы по съёмке в ручном режиме

Вы уже поняли, насколько полезен данный вид настроек. Вы получаете контроль над  качеством изображения с минимальными затратами сил и времени. Итак, ниже несколько советов по применению ручного режима.

Запаситесь терпением

Если вы только начали изучать фотографию, то освоение ручного режима займёт некоторое время, прежде чем снимки начнут получаться. У вас много того, что стоит изучить: композиция, освещение, взаимодействие объектов в кадре.

Некоторые, переходя к ручному режиму, долгое время пользуются приоритетами диафрагмы или выдержки. Рано или поздно каждый приходит к ручным настройкам, начиная выставлять их легко и быстро.

Начните с режима программирования

Если вы только начали, то можете переходить к ручным настройкам постепенно. Начните с режима программы (обозначение «Р»). Он похож на автоматический, но с возможностью компенсации экспозиции. Это позволяет вам делать фото ярче или темнее автоматических настроек.

Приоритет диафрагмы

Как только программный режим будет освоен, можно переходить к приоритету диафрагмы. В этом режиме вы устанавливаете диафрагму и ISO, а камера автоматически подбирает выдержку. Этот режим легко освоить, но в то же время вы получаете контроль над глубиной резкости фотографии. Вы так же будете иметь доступ к компенсации экспозиции, чтобы регулировать яркость. Если вы станете себя комфортно чувствовать при таком режиме, то пора переходить к ручным настройкам.

Приоритет диафрагмы против ручного режима

Есть ситуации, когда приоритет диафрагмы будет выгоднее ручных настроек. Это случается тогда, когда освещение меняется так быстро, что вы не успеваете выставлять показатели настроек. Это часто происходит в фотожурналистике. Изучите все режимы и выбирайте оптимальный.

Ещё больше уроков и новостей в наших группах: Facebook, Вконтакте и Telegram

Особенности работы в режиме “Manual”

Наша сегодняшняя статья адресована не начинающим, а уже достаточно подготовленным фотолюбителям. Тем, кто уже знаком со многими возможностями современных фотокамер и довольно уверенно может работать в различных полуавтоматических режимах. Ну, например, таких, как режим приоритета диафрагмы или режим приоритета выдержки. Тем, кто считает, что уже пришло время работать так, как работают настоящие фотографы-профессионалы.

Итак, сегодня мы будем учиться снимать в режиме “Manual“, который на элементах управления фотокамерой обозначается символом М.

Что же такое режим “Manual“ и как в нем работать?

Режим “Manual“  – это такой режим работы вашей фотокамеры, при котором автоматика фотокамеры полностью отключена и фотограф сам определяет все параметры, влияющие на будущее изображение. Речь идет о выдержке, диафрагме, светочувствительности (значении ISO) и некоторых других параметрах. Работа в режиме “Manual“ необходима для того, чтобы самостоятельно контролировать весь процесс съемки, не доверяя его автоматике. Такую работу можно сравнить с работой закройщика и портного в ателье и работой швеи на швейной фабрике. В первом случае вы получите костюм, сшитый точно по вашей фигуре и мастер учтет все ваши индивидуальные пожелания (фактуру ткани, ее цвет, дополнительные карманы и прочее), а во втором случае –  костюм будет унифицированный и растиражированный в тысячах экземпляров, и при его покупке в магазине вы станете  обладателем всего лишь одного из огромного количества совершенно одинаковых костюмов.  

Очень часто начинающие фотографы  боятся фотографировать в режиме “Manual“. В основном это происходит из-за неуверенности в своих силах, в своем опыте. Но иногда встречаются и такие «умники», которые в режиме полной автоматики снимают принципиально. Эти люди, к сожалению, считают, что таким образом они не вмешиваются в окружающую действительность и картинка у них получится по-настоящему естественной и правдоподобной.

Но об этом мы сегодня говорить не будем.

Конечно же, тому, кто только еще осваивает азы техники и искусства фотографии, в первое время довольно трудно бывает понять, что же такое выдержка и что такое диафрагма и для чего они вообще нужны, что изменится на снимке при изменении этих параметров. На какой выдержке снимать тот или иной сюжет, и почему именно на этой, а не на какой либо другой. Как связаны между собой выдержка, диафрагма и светочувствительность. Вот обо всем этом мы и расскажем вам сегодня.

1. Как настроить фотокамеру для съемки портрета

Давайте для начала разберем, как настроить фотоаппарат чтобы в ручном режиме сфотографировать портрет. Кстати, об этом начинающие фотографы задумываются достаточно часто. Ответ на поставленный вопрос совсем не сложен. При работе над портретом нужно в первую очередь учитывать освещенность объекта съемки, и уже отталкиваясь от этого, выбирать выдержку, диафрагму и светочувствительность.

Для примера давайте сначала разберем съемку портрета в хорошо освещенном помещении с большими окнами, и, стало быть, с большим количеством естественного солнечного света. Снимать будем без применения дополнительных источников искусственного света. То есть без вспышки или каких-либо других осветительных приборов. В таких условиях фотографировать нам придется на максимально открытой диафрагме. На какой именно – зависит от имеющегося у вас в наличии объектива. Стандартные, так называемые «китовые» объективы позволяют снимать на диафрагме f- 3,5 – f-5,6, те же объективы, которые подороже и более светосильные, имеют более широкую диафрагму: f-1,4 —  f2,8.

После того, как мы определились с отверстием диафрагмы, начинаем подбирать к диафрагме выдержку. Напомним, что выдержка – это то время, на которое  затвор фотокамеры открывается и позволяет световому потоку воздействовать на матрицу.  В описанных нами чуть выше условиях съемки значение выдержки может колебаться от 1/30 до 1/100 долей секунды. Значение светочувствительности (то есть ISO) лучше выставить по минимуму. Например, 100 единиц. Низкая светочувствительность позволяет избежать так называемых шумов и сделать изображение более качественным и резким. Ну, а уж если вы все-таки получили излишне темный, то есть недоэкспонированный кадр, то попробуйте сделать еще один дубль но уже с включенной вспышкой. Она поможет вам справиться со сложившейся ситуацией и выровнять кадр по освещенности.

Вспышка вам потребуется и в том случае, если вы будете снимать портрет в помещении, но уже не только при естественном солнечном свете из окон, но и при включенных источниках постоянного искусственного света. Таким источником может быть, например, самая обыкновенная люстра или другой бытовой светильник. Вспышка в этом случае поможет вам подсветить тени на объекте съемки, и, таким образом, выровнять световой рисунок на лице модели и ее фигуре. Выдержку и диафрагму в этом случае можно оставить такими же, как и при съемке только при естественном свете, а вот значение светочувствительности мы рекомендуем несколько поднять, хотя бы до значения 400 единиц ISO. Это позволит немного более светлым сделать фон, на котором вы снимаете своего портретируемого.

Особенно важно поднимать светочувствительность в том случае, если вы располагаете только вспышкой, встроенной в фотокамеру.

Ну, а как быть, если вы хотите сделать портрет, не используя при этом вспышку? В этом случае вам придется приобрести штатив и снимать со штатива. Диафрагму при этом будет нужно открыть максимально, а выдержку увеличить примерно от ¼ до 1/8 доли секунды. Светочувствительность следует значительно повысить, вплоть до значения 800 -1600 единиц ISO.

Снимая портрет при искусственном свете, ни в коем случае не следует забывать о балансе белого. Если вы еще не научились самостоятельно настраивать этот параметр вручную, то рекомендуем переключить его в режим «лампы накаливания».

А теперь давайте попробуем сделать портрет в условиях улицы, при пасмурной, облачной погоде. В этом случае вы можете столкнуться с проблемой экспонирования картинки, то есть у вас может получиться недоэкспонированный кадр. Особенно это может быть заметно при съемке не очень качественным и не очень светосильным объективом.

Если у вас нет достаточно светосильного объектива, рекомендуем фотографировать на выдержке от 1/15 до 1/8 секунды. Снимать тут нужно, конечно же, со штатива. Светочувствительность должна быть около 200-400 единиц ISO.

Если вы решили сделать портрет на улице, но не в пасмурную, а в солнечную погоду, то настраивать фотокамеру нужно совершенно по-другому. И, по секрету откроем вам маленькую тайну профессионалов:  при ярком солнце портреты вообще лучше не снимать. Ну, а уж если такая необходимость у вас возникла – как тут поступить?

Как бы это на первый взгляд парадоксально не звучало, но, снимая при ярком солнце, фотографу всегда приходится вести борьбу с источником света, с главным «родителем» фотографии, то есть с самим солнышком! Дело тут в том, что яркий солнечный свет дает очень грубые, глубокие и некрасивые черные тени на лице человека, при этом светлые участки лица модели становятся обычно в значительной степени пересвеченными.

При съемке в таких условиях вам будет нужно просматривать практически каждый сделанный кадр. И если вы увидите отклонение в ту или в другую сторону по тональности картинки, то вам нужно будет подкорректировать параметры настройки фотокамеры. Но, тем не менее, снимать при ярком полуденном солнце нужно на минимальной светочувствительности (100 единиц ISO), выдержке 1/800 – 1/1000 доля секунды и чуть прикрытом отверстии диафрагмы.

Но самый верный способ получить пристойный портрет при таком свете – сфотографировать человека в тени. Например, попросить его пройти в тень высоко здания, забора или чего-либо подобного. Снимать в тени деревьев тоже можно, но делать это нужно очень осторожно, так как сквозь их листья и ветви свет на лицо и фигуру портретируемого может падать неравномерно, и при этом создавать некрасивые световые  пятна и блики.

Ну, а если уж вообще нет никаких возможностей как-то бороться с ярким светом солнышка, попробуйте «подавить» его направленным светом вспышки. Подсветка с помощью вспышки выровняет освещение лица и уберет с него грубые и некрасивые тени.

2. Настройки фотоаппарата для съемки  в режиме “Manual“ динамических сцен

Давайте представим, что наша цель – сфотографировать мчащегося на бешеной скорости мотоциклиста. Если мы хотим как бы «заморозить» его движение во времени, то снимать эту сцену нужно на достаточно короткой выдержке, то есть примерно 1/320 секунды или даже несколько короче. Диафрагма должна быть f-4 – f-5,6. Светочувствительность тут зависит главным образом от освещения. Если освещение хорошее, то снимайте на минимальном значении ISO – 100-200 единиц. Если света маловато – то светочувствительность можно поднять 400 единиц. Если вы хотите сделать снимок особенно резким – то воспользуйтесь вспышкой.

Ну а как быть, если ваша цель – показать красоту движения быстро перемещающегося объекта? В этом случае настроить фотокамеру нужно таким образом, чтобы объект, который вы снимаете, получился бы на снимке размазанным. Степень этой «размазанности» зависит от вашего желания и регулируется скоростью выдержки. Чем выдержка длиннее – тем размазаннее будет объект. И, естественно, чем она короче – тем объект будет резче и размазан в меньшей степени. Если вы спросите о наших конкретных  рекомендациях на этот счет – то они в этом случае будут самые общие и «размазанные».  Для того чтобы подчеркнуть движение объекта, выдержка должна быть минимум  1/30 доля секунды или длиннее.

3. Съемка в ручном режиме при недостатке освещения

Вы решили прогуляться по вечернему или ночному городу и взяли с собой свой фотоаппарат? А если в вашем городе сегодня праздник и ожидается красивый и красочный фейерверк? А, может быть, вы решили выехать поздним вечером за город для того, чтобы поснимать красивое и романтичное звездное небо, которому совершенно не мешают огни города? В ваш город с концертом приехал знаменитый и любимый вами артист, и вы достали билеты на его концерт? И, конечно же, хотите на этом концерте сделать несколько снимков?  Что объединяет все эти сюжеты с точки зрения условий съемки? Да, конечно! Вы совершенно правы! Условия освещения.

А если  сказать более конкретно – недостаточное количество света.  Как фотографировать в этих условиях?

Ночное звездное небо за городом: диафрагма минимально возможная, выдержка 1/15 – 1/30 доля секунды, светочувствительность – 800-1600 единиц ISO. 

Фейерверк в ночном городском небе: диафрагма f-8 — f-10, выдержка 1/30 доля секунды, светочувствительность – 200 единиц ISO.

Городские улицы ночью: диафрагма f-2 —  f-5,6, выдержка 1/10 —  1/30 доля секунды, светочувствительность 800 единиц ISO.

Любимый артист во время концерта: диафрагма f-8, выдержка 1/125 доля секунды, светочувствительность 100 единиц ISO.

Конечно же, сами понимаете, это рекомендации самого общего плана. Ваши настройки при подобных видах съемки могут быть совершенно другими. Всё тут зависит в первую очередь от того, что вы хотите получить на снимке в конечном итоге. А так же и от  возможности вашей фотоаппаратуры, главным образом от фотокамеры и объектива. Ну, и от вашего опыта, естественно. Чем чаще вы будете брать в руки фотоаппарат (не просто брать его в руки, а брать для работы!), тем быстрее вы освоите съемку в ручном режиме, то есть в режиме “Manual“, и будете чувствовать себя настоящими профессионалами в замечательном искусстве фотографии.

И никогда не забывайте очень хороший совет старых мастеров, который звучит так: «Хорошо фотографирует тот, кто много фотографирует!».

Как снимать в ручном режиме

Итак, вы купили свою первую цифровую зеркальную камеру, и она не оправдала ваших ожиданий. Ты делаешь сотни бросков… просто чтобы обмануть нескольких вратарей.

Ты здесь?

Когда я купил свою первую зеркалку, я подумал, что с ней что-то не так. Это просто не оправдало моих ожиданий и не произвело внушающих благоговение фотографий, которые я представил себе мысленным взором.

Я возлагал все свои надежды на создание красивых светлых изображений с великолепным размытым фоном. Но я не мог создать эти эффекты специально. Единственный способ, который когда-либо случался, был случайным, после того, как я сделал около 300 снимков, я мог получить один или два, которые соответствовали моему видению.

Конечно, я знаю теперь камера меня не подвела… просто я снимал в автоматическом режиме, и мне нужно было научиться использовать его в ручном режиме!

Зачем снимать в ручном режиме?

Все под контролем

Независимо от того, насколько дорогая или модная ваша камера, при использовании в автоматическом режиме она не сделает снимки лучше, чем приличная компактная камера.

Когда вы снимаете в автоматическом режиме, вы позволяете своей камере принимать решения об экспозиции и общем виде. Когда свет хороший, без слишком большого количества вариаций между светом и тенью, ваша камера справится со своей задачей. Остальное время будет хитом и промахом.

Это противоречит цели тратить хорошие деньги на DSLR.

Но когда вы снимаете в ручном режиме, вы получаете полный контроль над тремя ключевыми моментами — экспозицией, творческим эффектом и фокусировкой.

Экспозиция

Это просто то, насколько светлой или темной будет ваша фотография. Прежде всего, возможность контролировать количество света, которое вы захватываете, чтобы ваша фотография была экспонирована так, как вы хотите, является причиной номер один для отключения автоматического режима.

Творческий эффект

Второй по значимости причиной перехода в ручной режим является возможность управления креативным видом. Например, вы можете захотеть устранить нежелательное размытие в движении или создать те великолепные размытые фоны, которые мы так любим на профессиональных фотографиях, как показано ниже.

Фокус

Когда мы выбираем, куда падает фокус, наше изображение намного сильнее композиционно. Выбор фокуса, как на изображении ниже, сразу привлекает внимание к нашему объекту и создает красивое разделение. Однако мы не можем управлять точкой фокусировки в автоматическом режиме.

Связанный: Как точно сфокусироваться

Итак, как мы снимаем в ручном режиме? Понимание концепции под названием «треугольник экспозиции».

Посмотрите это видео, в котором я делюсь с вами вводной информацией о треугольнике экспозиции простым языком… гарантированно без сахара и жаргона! Используйте мои предложения в видео, чтобы начать экспериментировать, затем продолжайте читать, и мы копнем немного глубже!

 

Треугольник экспозиции

Есть три элемента (или настройки), которые позволяют свету попадать на датчик камеры:

  • Скорость затвора
  • Диафрагма
  • ИСО

В совокупности они называются «треугольником экспозиции».

Треугольник экспозиции предлагает визуальный способ запомнить, что правильная экспозиция требует баланса всех трех элементов.

Каждый элемент:

  • Улавливает свет по-разному, и;
  • Имеет различные творческие эффекты на фотографии.

Когда мы снимаем в ручном режиме, мы выбираем настройку каждого из этих трех элементов, чтобы создать баланс, который приводит к желаемой экспозиции и нашему художественному видению.

Итак, нам нужно изучить треугольник экспозиции и понять, как каждый элемент улавливает свет и какой эффект каждый из них оказывает на фотографию. Только тогда мы сможем принимать решения о наших настройках, чтобы избежать таких проблем, как слишком темные, слишком светлые или нечеткие изображения и т. д.

Элементы треугольника экспозиции

Скорость затвора

Что это такое? Скорость затвора — это время, в течение которого затвор остается открытым после нажатия кнопки спуска затвора. Чем дольше он остается открытым, тем больше света попадает на датчик.

Как измеряется? Скорость затвора измеряется в долях секунды. Например. 1/100 = одна сотая секунды; 1/10 = одна десятая секунды. Выдержка 1/100 быстрее, чем выдержка 1/10.

Как это влияет на фото? Скорость затвора захватывает или останавливает движение. Чем дольше открыт затвор, тем больше движения он захватывает (что приводит к размытию). Более короткая скорость затвора заморозит движение.

Связанный: Как делать идеальные кадры в движении

Диафрагма

Что это? Диафрагма — это размер отверстия объектива при нажатии на спуск затвора. Чем больше оно открывается, тем больше света пропускает. Чем меньше отверстие, тем меньше света.

Как измеряется? Диафрагма измеряется в диафрагменных ступенях, значение, основанное на диаметре отверстия объектива. В зависимости от объектива диафрагма может варьироваться от f/1,2 до f/22.

Как это влияет на фото? Ваша диафрагма пропускает свет. F/1.2 имеет очень большое отверстие и пропускает много света. f/22 имеет очень маленькое отверстие и пропускает меньше света.

Диафрагма также управляет глубиной резкости, то есть тем, какая часть находится в фокусе перед точкой фокусировки и за ней. Широкая диафрагма, скажем, f/2. 8, будет иметь гораздо меньшую область фокусировки, чем малая диафрагма, скажем, f/16. Диафрагма с низким номером (например, f/2,8) называется широкой или большой диафрагмой. Диафрагма с большим номером (например, f/16) называется малой диафрагмой.

Чтобы перенести это в реальную ситуацию, вы должны использовать широкую диафрагму, если хотите сфокусироваться на объекте и хорошо размытом фоне, например, на портрете.

Связанный: Как получить размытый фон с помощью комплектного объектива f/22, если вы хотите, чтобы большая часть сцены была в фокусе, например, пейзажная фотография.

ISO

Что это? ISO — это мера чувствительности сенсора к свету. Чем выше значение ISO, которое мы устанавливаем на нашей камере, когда делаем снимок, тем больше света может воспринять датчик.

Как измеряется? Большинство камер начинается с ISO 100, увеличиваясь постепенно:

100 125 160 200 250 320 400 500 640 800 и поэтому на

Каждый прирост увеличивает чувствительность датчика к свету на треть больше, чем предыдущая настройка. . Это означает, что ваш датчик будет в два раза более чувствителен к свету при ISO 200, чем при ISO 100.

Как это влияет на фото? По мере того, как вы увеличиваете значение ISO, на снимке становится все больше и больше зернистости, а при очень высоких значениях ISO вы также можете начать замечать потерю резкости. НО увеличение значения ISO позволяет делать снимки в условиях низкой освещенности!

Связанный: Лучшие результаты при высоких значениях ISO

Что теперь?

Итак, теперь вам нужно выбрать настройку для каждого из трех элементов, которые вместе создадут экспозицию и дадут вам творческий эффект, который вы себе представляете. Как ты это делаешь?

Путем выбора настроек для каждого из трех элементов, которые обнуляют экспонометр.

Экспонометр

В вашей камере есть экспонометр, также известный как EV Meter, который показывает, сколько света попадает на матрицу камеры (см. изображение).

Когда вы подносите камеру к сцене и наполовину нажимаете кнопку спуска затвора, стрелка останавливается где-то на измерителе, показывая, сколько света попадает на датчик. То, где он устанавливается, указывает, будет ли ваша фотография переэкспонирована, недоэкспонирована или идеально экспонирована, если вы сделали снимок в этот момент.

  • Если стрелка экспонометра находится в центре (иногда показывается как ноль), это показатель идеальной экспозиции.
  • Если справа от центра, это индикатор передержки (слишком яркий).
  • Если он слева от центра, это показатель недостаточной экспозиции (слишком темный).

Важно отметить, что если окружающий свет или тона слишком яркие или темные, камеру можно обмануть. Кроме того, идея камеры об идеальной экспозиции может не соответствовать вашему видению. Однако это отличная отправная точка для выбора настроек для первого тестового снимка, и они могут потребовать небольшой настройки.

Связанный: Что такое измерение?

Присоединяйтесь к моему новому мастер-классу и узнайте, как снимать фотографии профессионального качества с помощью цифровой зеркальной фотокамеры… и это абсолютно БЕСПЛАТНО! Зарегистрируйтесь здесь…

Делитесь любовью

Полное руководство по стрельбе в ручном режиме

Фотография

Фотография

26 авг 2020 по Моника Линцмайер