Шайхет: Аркадий Шайхет – гений беспристрастносности фотосъемки

Аркадий Шайхет – гений беспристрастносности фотосъемки

Будущий мастер фотографии увидел свет в 1898 году в Николаеве. Его отец занимался развозкой продовольственных товаров, а мать была швеей, семья постоянно испытывала недостаток средств. Бедность родителей и неспособность оплатить мальчику образование привели к тому, что Шайхет еще ребенком пошел работать на судостроительную верфь, имея незаконченное среднее образование. Он мог бы провести там всю жизнь, но настали непростые времена, и юноша был призван в армию в возрасте восемнадцати лет.

Шайхет нес службу в военном оркестре, но вскоре серьезно заболел. Реабилитационный период он перенес тяжело, долго восстанавливал и укреплял свои силы. В 1922 году амбициозный юноша решил поехать в Москву.

Начало карьеры фотографа

Приехав в столицу, Шайхет, конечно же, был вынужден искать себе работу. Нашел он ее практически сразу – в фотоателье с многообещающим названием «Рембрандт» требовался ретушер. Неизвестно как бы дальше развивалась карьера молодого человека, если бы однажды он не встретился со знаменитым в то время журналистом Дмитрием Бразулем. Тот сразу увидел потенциал молодого мастера, посоветовал ему попробовать свои силы в искусстве репортажной фотосъемки. Шайхет раздобыл фотоаппарат с подвижным мехом, который работал с пластинками 9×12 и с энтузиазмом начал работать. Первые его снимки были опубликованы в «Рабочей газете», которая в те годы пользовалась большой популярностью. Для начинающего фоторепортера это был грандиозный успех.

Увидев достижения Аркадия Шайхета, Бразуль настоял на том, чтобы молодой фотограф отнес свои работы в другие издания. И снимки действительно быстро привлекли внимание редакторов, Шайхет стал много печататься.

Мастерство начинающего фоторепортера росло очень быстро, вскоре он выработал свой фирменный стиль, который состоял в умении снимать без прикрас, показывая будничную жизнь людей вживую, без постановок.

«Физкультурницы», 1924 год

«Велосипедисты на Красной площади», 1924 год

«Приемная М. И.Калинина», 1924 год

Деятельность Шайхета в «Огоньке»

В 1925 году случилось знаковое для молодого мастера событие – Михаил Кольцов предложил ему стать сотрудником издания «Огонек». Это открыло перед Шайхетом новые горизонты – о многом говорит лишь тот факт, что для журнала купили самолет, а фотограф получил возможность освещать ключевые события в любом регионе необъятного Советского Союза. Именно в 1925 году, работая в «Огоньке», Шайхет опубликовал свой легендарный фотошедевр под названием «лампочка Ильича».

Сотрудничество с «Огоньком» было связано и с неприятными событиями для фотографа. Однажды, снимая Клару Цеткин, он разорвал и бросил в урну испорченный снимок, на котором была видна нижняя юбка знаменитой немецкой революционерки. Кто-то из недоброжелателей подобрал эту фотографию, склеил и отправил в органы с соответствующим комментарием. В результате Шайхет был арестован и несколько месяцев томился в следственном изоляторе. Неизвестно, что бы с ним было, не вмешайся в дело Михаил Кольцов, влиятельный в политических кругах редактор «Огонька». Благодаря своим связям он сумел добиться освобождения Шайхета. Фотограф продолжил работу, снимая колхозников, красноармейцев, физкультурников и прочих представителей пролетариата.

«Пуск Шатурской ТЭЦ», 1925 год

«Отдых крестьян у фонтана», Ливадия, 1926 год

«Утренняя зарядка на курорте», 1926 год

Участие в выставке шедевров советской фотографии

Наибольшая известность пришла к Аркадию Шайхету в 1935 году, после проведения выставки шедевров советской фотографии. На ней были представлены более двух десятков его работ, которые сделали мастера популярным не только на родине, но и за границей. Всемирно известный британский романист Бернард Шоу с крайним восторгом отзывался о его фотографиях, а критики и пресса оставили о них только положительные комментарии.

«Первые ясли в колхозе», 1931 год

«Толкатель ядра», 1932 год

«Утренняя зарядка», 1932 год

Работа Аркадия Шайхета в период войны

Аркадий Шайхет прошел войну в должности военного фотокора, его снимки печатались в крупнейших изданиях страны. Большинство работ того периода базировались на фотосъемке ключевого объекта сюжета крупным планом. Это мог быть солдат на отдыхе, испуганная неожиданной бомбежкой женщина, радостный от встречи с отцом ребенок и прочие участники тех ужасных событий.

Мастер воевал наравне с солдатами, и даже был представлен к высокой награде – ордену Красного Знамени. На момент окончания войны Шайхет находился в Германии, а в середине лета 1945-го вернулся на родину.

«Парад на Красной Площади», 1941 год

Знаменитая работа «Политрук», 1942 год

«Взятие Мюльхаузена», 1945 год

«Возвращение победителей», 1945 год

После завершения Второй мировой войны Аркадий Шайхет продолжил сотрудничать с «Огоньком». Несмотря на серьезную болезнь сердца, обострившуюся в период боевых действий, мастер много снимал и часто выставлялся. Былой популярности его снимки уже не имели, но, несмотря на это, работы Шайхета часто публиковались в ведущих изданиях страны.

 

В пятидесятых годах у легендарного фотографа случилось подряд несколько инфарктов, и в 1959 году он скончался от сердечного приступа, прямо во время фотосъемки.

Многогранность таланта Аркадия Шайхета

Современники помнят Шайхета неутомимым и фанатичным фотографом, полностью преданным своему делу. О его скрупулезном подходе к работе ходят легенды. Однажды мастер едва не разбился, забравшись в поисках удачного ракурса на здание вокзала. Крыша провалилась, и фотограф едва не упал – в последнюю секунду смог удержаться и даже сделать снимок. Как-то раз Шайхет потратил огромную по тем временам сумму на то, чтобы прилично одеть своих моделей – популярных летчиц. От неминуемого наказания его спасли только отличные снимки, на которых девушки получились веселыми и жизнерадостными.

Несмотря на царившее обычно во время фотосъемки веселье и непринужденность, Шайхет очень серьезно относился к режиссуре своих снимков. Он умел поставить модель именно в ту позу, которая максимально точно передавала замысел фотоснимка. Фотограф предпочитал верхние ракурсы, поэтому часто занимал позицию на высоте.

Работы Аркадия Шайхета оказали неоценимое влияние на творчество нескольких поколений фотографов, не потеряли свою актуальность и до наших дней. Они восхищают зрителя своей выдержанностью и реалистичностью.

Фронтовые фотографы и их шедевры. Аркадий Шайхет

Аркадий Шайхет не только прошёл всю войну с фотоаппаратом в руках, но, по свидетельствам очевидцев, даже участвовал в боях. Удостоен боевого ордена Красного Знамени за то, что в 1944 году под Кёнигсбергом вместе с шофёром на редакционной машине Шайхет вывез раненых с поля боя. Такая вовлечённость лишь помогала фотокору схватывать на лету самые неожиданные сюжеты, превращая их в культовые снимки.

Аркадий Шайхет

Аркадий Самойлович Шайхет (урожденный — Абрам Шойхет) родился 28 августа 1898 год в Николаеве (ныне Украина) в небогатой армяно- еврейской семье.

Закончил 4 класса начальной школы. Не смог поступить в гимназию из-за существовавшего в те годы образовательного ценза для евреев, поэтому начал работать подручным слесаря на Николаевском судостроительном заводе.

В Гражданскую войну служил в Красной Армии в духовом оркестре.

В 1922-1924 годах работал ретушёром в частной фотографии «Рембрандт» в Москве.

Именно в это время видный советский чиновник, ответственный секретарь РОСТА Дмитрий Бразуль, разглядевший в А. Шайхете склонность к творчеству, посоветовал ему обратить внимание на жанр фоторепортажа, что оказало решающее влияние на его дальнейший жизненный путь.

Летом 1923 года его пригласили в редакцию еженедельного журнала «Московский пролетарий», и в течение нескольких последующих лет его фотографии украшали обложку и центральный разворот этого издания.

С 1924 года сотрудничал с журналами («Огонёк», «СССР на стройке», «Наши достижения»).

С 1938 года работал в «Иллюстрированной газете».

Во время Великой Отечественной войны много снимал на фронте как корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Фотографии Шайхета публиковались в газетах «Правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда».

Одним из первых его снимков военного времени стал кадр, запечатлевший испуганных женщин и детей на перроне станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги.

Аркадий Шайхет. Женщины с детьми в бомбоубежище на станции метро «Маяковская» в Москве. Январь 1942 г.

Снимки, которые Шайхет сделал на передовой, часто строятся на укрупненном изображении главного героя, на них – человеческое страдание и отвага, боль и героизм. Сожженные избы, разрушенные храмы, бойцы во время кратких передышек между боями…

Аркадий Шайхет. Сын полка Ваня Козлов в окружении красноармейцев на отдыхе. Польша. 16.12.1944 г.

Шайхет участвовал в боях наряду с красноармейцами. Запечатлел эпизоды битвы под Москвой, Сталинград (здесь в 1942 году был сделан его знаменитый снимок «Политрук»), Курскую дугу и сражения в Белоруссии. Аркадий Шайхет. Политрук. Атака стрелковых частей (пехоты) Красной армии в районе Сталинграда. 1942 г.

  • Аркадий Шайхет. Cоветские автоматчики во время уличных боев на окраине Сталинграда. Ноябрь 1942 г
  • Аркадий Шайхет. Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса генерал-майора Л.М. Доватора под Москвой. Ноябрь-декабрь 1941 г.
  • Аркадий Шайхет. Красноармейцы в зимних маскхалатах бегут по полю. Битва за Москву.
  • Аркадий Шайхет. Политрук. Атака стрелковых частей (пехоты) Красной армии в районе Сталинграда. 1942 г.
  • Аркадий Шайхет. Советские саперы строят переправу через Днепр северо-восточнее Киева. Октябрь-ноябрь 1943 г.

Закончил войну Аркадий Шайхет в Берлине, а летом 1945 года уже снимал встречу победителей на Белорусском вокзале. Аркадий Шайхет. Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале в Москве. 1945 г.

  • Аркадий Шайхет. Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале в Москве. 1945 г/
  • Аркадий Шайхет. Встреча эшелона с воинами-победителями на Белорусском вокзале в Москве. 1945 г.
  • Аркадий Шайхет. Встреча эшелона с воинами-победителями на Белорусском вокзале в Москве. 1945 г.

Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ».

09.05.2020 11:51 12+

Запись опубликована в рубрике Виртуальные экскурсии, Новости, Победа! 75 лет. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Аркадий Шайхет — 1920-1930-е годы — Галерея Наиля Александра

Аркадий Шайхет (1898-1959) родился в городе Николаеве (Украина) в небогатой еврейской семье. В 1922 году он переехал в Москву, где устроился ретушером в мастерскую Рембрандта. Первые его фотографии были опубликованы в 1923 году. В 1924 году, в возрасте 26 лет, он стал одним из ведущих фотокорреспондентов газет «Красная нива» и «Московский пролетарий». В следующем году Шайхет присоединился к коллективу национального иллюстрированного журнала «Огонёк», и с самого начала его фотографии использовались для обложек. Шайхет был одним из основателей «Советского фото» в 1926, а с 1930 года активно участвовал в строительстве СССР. Его первый фоторепортаж был «Двадцать четыре часа из жизни семьи Филипповых» в немецком журнале AIZ.

Необходимость построить новую страну после разрушений большевистской революции и Гражданской войны потребовала мастеров-фотографов с хорошей техникой. Этих фотографов просили по-новому отразить действительность, представить нового советского человека, новый быт, новую культуру. Фотография стала широко применяться по мере того, как советские власти осознавали силу фотографического изображения как средства управления массами. Эксперименты с фотографическим языком и бурные дискуссии об искусстве (в частности, о проблемах формы и стиля) способствовали созданию нового визуального стиля в советской фотографии и поставили советских фотографов в один ряд с их зарубежными коллегами в Париже, Берлине и Нью-Йорке. . Аркадий Шайхет был одним из фотографов, принимавших участие в творческих экспериментах, хотя ни в коей мере не считал себя авангардистом, предпочитая фиксировать жизнь такой, какая она есть.

Стиль Шайхет отличается тематическим разнообразием, эмоциональностью образов и экспериментальностью композиционных приемов. Его известные типы — комсомолка, налогового инспектора, крестьянина и курсанта — снятые в естественной среде, стали обложками ведущих изданий 1920-х и 30-х годов. Эти образы были обязаны своей выразительностью особой связи, которую фотограф смог установить со своими героями в процессе работы. Они стали плакатами своего времени. Шайхет постоянно искал способы обновить используемый им фотографический язык. На это же была направлена ​​и «левая» формалистическая фотография, которой, несомненно, интересовался Шайхет, хотя он и был членом РОПФ (Российского союза пролетарских фотохудожников) и имел четкое представление о границах дозволенного в журналах, направленных у масс.

В подходе Шайхета чувствуется постоянное стремление создать композиционно свежий, яркий и запоминающийся кадр. В «Открытие Шатурской ГЭС» (1925) Шайхет сумел передать как грандиозность праздничного события, так и массивность самого объекта. Чтобы сделать свои фотографии более выразительными и подчеркнуть монументальность формы, Шайхет часто использовал низкий ракурс для «приподнятия» центральной фигуры, как в «Комсомольце за рулем» (19).29) и «Сборка глобуса на Центральном телеграфе» (1928). Еще одна техника, которую он использовал, заключалась в том, чтобы показать детали крупным планом, как в «Газгольдере» (1930). Чтобы передать масштаб и эмоции социалистической стройки, Шайхету пришлось снимать с большого ракурса. Примерами являются его «Первый турксибский паровоз» (1930), «Сверху: новые квартиры» (1928) и «Первые вагоны Горьковского автозавода» (1930). Динамизм этого периода требовал, чтобы фотографии были полны движения, и Шайхет любил использовать диагональную композицию, как видно из его «Похода Красной Армии» (1928), а затем и в его знаменитом «Экспрессе» (1939), ставшем каноническим образом Советской России, идущей в социалистическое будущее. Строгий и четкий кадр, умение ярко и необычно скомпоновать фрагмент помогли Шайхету воплотить в своих фотографиях символы новой вселенной. С точки зрения остроты композиции и подхода к пространству, некоторые изображения Шайхета демонстрируют ту же эстетическую восприимчивость, что и немецкое движение «Новая объективность», промышленные работы Альберта Ренгер-Патча и школы Баухауза.

Аркадий Шайхет получил диплом I степени за достижения в области фотографии на исторических московских выставках «10 лет советской фотографии» (1928 г.) и «Выставка мастеров советской фотографии» (1935 г.). В 1930-е годы Шайхет участвовал в ряде зарубежных выставок под эгидой Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС). Творчество Шайхета занимает значительное место в истории отечественного искусства наряду с творчеством его ровесников Александра Родченко, Элизара Лангмана и Бориса Игнатовича. Его фотографии стали классическими образцами советского фотоискусства и репортажа.

Во время Великой Отечественной войны Шайхет был фотокорреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация», где показывал серию снимков Сталинградской битвы, а затем освобождения Киева, Украина.

Аркадий Шайхет | Экспресс (1939)

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Диапазоны цен на репродукции Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен первооткрывателем кубизма и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Гернику» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Нью-Йорк

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продать с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века.

Шайхет: Аркадий Шайхет – гений беспристрастносности фотосъемки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх