Шкала экспозиции: Компенсация экспозиции

Содержание

Компенсация экспозиции

Экспокоррекция – ценный инструмент для любого фотографа. Если вы когда-либо задавались вопросом, что она вообще из себя представляет и как с ней работать, эта статья поможет вам разобраться и пополнить свою копилку навыков. По правде говоря, у меня очень долгое время были проблемы с экспокоррекцией, а затем наконец-то наступил тот самый момент прозрения. Именно им я и хочу поделиться с вами. Я объясню, зачем может понадобиться компенсация экспозиции и как правильно использовать ее, чтобы делать фотографии в сложных условиях освещения.

Перед тем, как мы окунемся в объяснения, давайте кратко пройдемся по нескольким ключевым пунктам:

  • Экспозиция
  • Гистограммы
  • Режимы приоритета
  • Замер экспозиции

Возможно, вы уже знаете о чем-то из списка, но, пожалуйста, будьте терпеливы, ведь всё это имеет значение.

Что такое экспозиция?

По сути, экспозиция – это количество света, которое достигает сенсора камеры.

Экспозиция зависит от трех отдельных, но взаимозависимых параметров, известных как треугольник экспозиции: выдержка, диафрагма и ISO. Каждую из вершин можно корректировать индивидуально, чтобы изменить экспозицию снимка.

Когда вы работаете в полностью ручном режиме, нужно определить, какие настройки выбрать, чтобы получить желаемую экспозицию. Стоит упомянуть, что нет такого понятия, как «корректная» экспозиция; подходящая экспозиция зависит от намерений фотографа, на которые в свою очередь влияет его творческое видение. Поэтому, чтобы получить ту экспозицию, которая вам нужна, необходимо уметь ей управлять. Именно поэтому умение фотографировать в ручном режиме открывает безграничные возможности для улучшения качества фотографий. Вы по-настоящему начинаете понимать, как выдержка, диафрагма и ISO влияют на экспозицию и что нужно делать для получения нужного результата и эмоции. В этой статье Improve Photography более подробно рассказано о треугольнике экспозиции.

Итак, мы вспомнили, что экспозиция зависит от выдержки, диафрагмы и ISO. Единицей измерения экспозиции (т. е. количества света, которое достигает сенсора) является «стоп». Полный стоп обозначает удваивание экспозиции или деление её пополам в зависимости от того, становится она светлее или темнее.

Например, вы используете следующие параметры: 1/125 с, f/11, ISO 100. Если нужно добавить один стоп экспозиции, нужно установить один из параметров следующим образом:

  • Вариант 1. Изменить выдержку: 1/60, f/11, ISO 100
  • Вариант 2. Изменить диафрагму: 1/125, f/8, ISO 100
  • Вариант 3. Изменить ISO: 1/125, f/11, ISO 200

Каждый из вариантов обеспечивает повышение экспозиции на один стоп или, другими словами, удваивает количество получаемого света. Выбор конкретного параметра зависит от желаемого эффекта.

Важность гистограмм

Гистограмма яркости – это, по сути, кривая распределения тонов пикселей на снимке. На оси X расположены: черный -> тени -> средние тона -> блики -> белый. На оси Y отображается количество пикселей данного изображения в каждом тональном диапазоне. Ниже представлено несколько примеров.

Примеры гистограмм.

На гистограмме фотографии моего лабрадора видно, что большинство пикселей расположены слева. Это объясняет, почему на снимке так много темных участков. Фото замерзшего водопада обладает более равным распределением между темными, светлыми и средними тонами. На правом снимке в основном только снег, поэтому гистограмма показывает, что большая часть пикселей расположена в секции светлых. В идеале, кривая гистограммы должна распределяться между тенями и бликами, не затрагивая края (черный и белый) во избежание потери информации о пикселях (это явление называют клиппингом).

Гистограмма – лучший способ убедиться в том, что вы правильно экспонируете кадр. LCD-экран может ввести в заблуждение и нельзя доверять только тому, что вы на нем видите. Больше о гистограммах и о том, как они относятся к компенсации экспозиции, позже.

Режимы приоритета

Я предпочитаю работать в ручном режиме и советую всем, кто изучает фотосъемку, овладеть им, чтобы полностью понять принципы экспозиции и открыть для себя новые возможности. Однако, ручной режим тоже подходит не для каждой ситуации. Среди других режимов есть Приоритет выдержки (обозначается буквами S или Tv), Приоритет диафрагмы (A или Av) и полностью автоматический или программный режим (Р).

Важно отметить, что компенсация экспозиции работает только с режимами Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Программный и Ручной с Авто ISO. При полностью ручном режиме камера игнорирует поправки экспозиции.

Приоритет выдержки и Приоритет диафрагмы являются полуручными (или полуавтоматическими) режимами. В Режиме приоритета выдержки вы устанавливаете выдержку и ISO, а камера самостоятельно подбирает оптимальное значение диафрагмы, чтобы корректно экспонировать снимок, сосредоточив большую часть кривой гистограммы в середине. Этот режим полезен, когда вы хотите «заморозить» быстро двигающиеся субъекты (короткая выдержка) или получить эффект размытия (долгая выдержка).

При работе с Режимом приоритета диафрагмы вы задаете значение относительного отверстия и ISO, а камера сама выбирает выдержку. Такой режим полезен при работе с глубиной резкости фотографии.

В каждом из режимов приоритета иногда возникает необходимость вручную регулировать ISO, чтобы получить правильную экспозицию. Однако, никто не мешает воспользоваться функцией Авто ISO и позволить камере выбрать значение самостоятельно.

Замер экспозиции камеры и как он работает

Итак, мы установили, что такое экспозиция и как влиять на нее с помощью выдержки, диафрагмы и ISO, а также как измерить ее, глядя на гистограмму. Прежде, чем идти дальше, нам нужно обсудить еще один пункт – замер экспозиции. Это очень полезный инструмент, который помогает достичь «правильной» экспозиции. Однако, ее «правильность» определяется камерой, а не вами. Есть некоторые ограничения тому, насколько хорошо работает замер экспозиции снимка, и иногда нужно ориентироваться на свое видение.

Шкала замера экспозиции камеры.

При замере камера использует отраженный свет вместо рассеянного. Зачастую именно он обеспечивает адекватную оценку того, какой должна быть экспозиция для данного субъекта. Но не всегда. В зависимости от вида съемки система замера камеры может ошибаться и именно здесь на выручку приходит компенсация экспозиции.

Единственная цель замера камеры – получить параметры для достижения усредненного «нейтрального серого», который на шкале оттенков находится четко между черным и белым. Его исторически определяли, как 18% отраженного видимого света (он же 18-процентный серый) и камеры тоже откалиброваны по этому стандарту. При таком значении большинство фотографий должны экспонироваться правильно.

Но что, если кадр не усредняется до 18% серого полутона? Давайте приведем простой пример. Мы работаем в режиме Приоритет выдержки (или Приоритет диафрагмы, или Программный). У нас есть белый, серый и черный лист бумаги. Если фокусировать камеру на одном листе за раз, экспонометр будет считывать данные и корректировать экспозицию для получения 18% серого. Поскольку черный лист отражает мало света или не отражает его вообще, камера передержит снимок, пытаясь приблизить его к нейтральному серому. С другой стороны, белый лист отражает много света, поэтому камера недодержит фотографию. А серый лист проэкспонируется идеально.

Кадр, в котором много полутонов, может ввести экспонометр в заблуждение и здесь на помощь приходит компенсация экспозиции.

Что такое компенсация экспозиции?

Компенсация экспозиции – это способ переопределить экспонометр камеры при съемке в любом режиме кроме полностью ручного. При ручной съемке нет смысла использовать компенсацию, поскольку вы и так контролируете все три компонента экспозиции.

Однако, если вы фотографируете с одним из режимов приоритета, программным или ручным режимом с Авто ISO, у камеры есть частичный контроль над одним или несколькими компонентами экспозиции.

Экспокоррекция используется, чтобы преодолеть понятие камеры о «правильной» экспозиции. Как упоминалось ранее, камере не всегда удается определить наиболее подходящую экспозицию для фотографии, поскольку она подбирает ее, ориентируясь на отраженный свет, и пытается привести его к нейтральному серому.

Компенсация экспозиции измеряется в 1/3 стопа и обозначается экспозиционными числами (Exposure Values – EV). Часто можно увидеть знак «+» или «-» рядом со значением. Корректируя экспозицию, вы заметите, что шкала экспонометра соответствующим образом двигается. Она будет показывать, что снимок недодержан или передержан. Наилучший способ оценить результат экспокоррекции – посмотреть на гистограмму. Гистограмма никогда не врет.

Как пользоваться компенсацией экспозиции?

Это очень просто. Большинство зеркалок позволяют добавить или убавить до трех стопов экспозиции. Некоторые более продвинутые модели могут работать даже с 5 стопами. Зачастую у камер есть кнопка «+/-» в верхней части или рядом с LCD-экраном.

Кнопка экспокоррекции.

Обычно для коррекции экспозиции нужно зажать эту кнопку и повернуть управляющий диск. У некоторых моделей есть отдельное EV-колесико или специальный пункт в меню. Если у вас что-то не получается, лучше всего посмотреть в руководстве по использованию вашей конкретной камеры.

Примеры экспокоррекции

Использование компенсации экспозиции в режиме Приоритет диафрагмы. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.

На первом скриншоте был использован режим Приоритет диафрагмы, f/11 и ISO 100. Согласно с «правильным» видением экспонометра (0 на шкале), моя выдержка должна быть равной 1/125 с. Слева вы можете видеть, что без экспокоррекции снимок выглядит недодержанным и серым. Мы все знаем, что снег белый, следовательно, отраженный от него свет сбивает экспонометр с толку. Для снимка справа была использована экспокоррекция, которая переопределила значение шкалы.

Обратите внимание на то, как света гистограммы сместились вправо, не поддавшись при этом клиппингу. Подходящим значением оказалось +1.7 EV, что привело к изменению выдержки – 1/40 с. Теперь снимок выглядит правильно экспонированным.

Использование компенсации в режиме Приоритет выдержки. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.

Для следующего примера был проведен тот же тест, но с режимом Приоритет выдержки, 1/200 с, ISO 100. Экспонометр определил, что диафрагма f/10 даст правильную экспозицию (посмотрите на снимок слева и обратите внимание на шкалу). Фотография снова выглядит недодержанной. Справа вы можете заметить, что для осветления снимка было использовано значение +2.0 EV. В результате относительное отверстие стало равным f/4.5, это дало нам экспозицию на два стопа выше, чем было изначально.

Использование компенсации экспозиции в режиме Приоритет выдержки. Вид камеры сзади. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.

Компенсацию экспозиции можно также использовать при работе с темными кадрами. Вот пример с моим спящим лабрадором (милашка, не правда ли?). Я использую Приоритет выдержки, 1/80 с, ISO 6400. Чтобы шкала экспонометра была на нуле, камера установила значение диафрагмы, равное f/3.2. Если посмотреть на гистограмму, ясно видно, что снимок передержан – даже света подверглись клиппингу возле правой грани. Камера не понимает, что снимок должен быть по большей части темным. Для фотографии справа было установлено значение -2.0 EV. При этом нужно быть осторожным, чтобы тени не подверглись клиппингу. В итоге относительное отверстие стало равным f/8, что обозначает 2 стопа в отрицательном направлении по сравнению с исходной экспозицией.

Итоги

  • Экспокоррекция работает только с режимами Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Программный и Ручной с Авто ISO.
  • Компенсация экспозиции используется, чтобы переопределить замеры камеры, которая может неправильно определять «подходящую» экспозицию для конкретного субъекта.
  • Обращайте внимание на гистограмму, а не на шкалу экспонометра, чтобы определить правильную экспозицию.

Финальные мысли

Я думаю, вы теперь понимаете, как работает экспокоррекция и надеюсь, что эта статья помогла прояснить некоторые аспекты. Однако, меня всё еще беспокоит одна вещь. Компенсация экспозиции не работает в полностью ручном режиме. Это вполне логично. Однако, при экспокоррекции значение шкалы экспонометра все равно меняется.

Использование экспокоррекции в полном ручном режиме. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.

Я думаю, именно из-за этого у меня на протяжении такого долгого времени возникало непонимание. Если верить шкале, экспокоррекция в полном ручном режиме влияет на экспозицию, но на самом деле это не так. Вот пример. Камера Nikon D810 в ручном режиме съемки: 1/200 с, f/10, ISO 100. На левой фотографии шкала показывает, что экспокоррекции нет, а справа установлено +1.7 EV. Обратите внимание на то, что выдержка, диафрагма, ISO, гистограмма и сам снимок остались прежними, что ожидаемо для ручного режима. Экспозиция осталась прежней, а значение экспонометра сократилось  на 1.7 стопа.

Это довольно каверзный вопрос. Я все еще не могу понять, почему так происходит. Если у вас есть объяснения этому феномену, поделитесь ими в комментариях! Спасибо!

Автор: Brenda Petrella

что это и как её использовать?

Из этой статьи вы узнаете, где на вашей камере найти компенсацию экспозиции, и как её использовать для корректировки экспозиции при съёмке в режимах приоритета диафрагмы, приоритета выдержки, а также программном и сценарных режимах.

Каждая современная камера оснащена возможностью настройки параметров экспозиции, упрощающих правильное экспонирование изображения. Иными словами, производители дают фотографу возможность яркость изображения, чтобы оно не выглядело слишком ярким или чересчур тёмным. Достигается это посредством использования функции компенсации экспозиции, которая обычно представлена либо отдельной кнопкой на корпусе камеры, либо диском, при помощи которого можно задать положительные или отрицательные значения компенсации экспозиции.

Давайте посмотрим, как вы можете использовать эту замечательную функцию и полностью контролировать экспозицию во время съёмки.

Прежде чем показать, где вы сможете найти функцию компенсации экспозиции на своей камере, давайте рассмотрим, что она делает и в каких режимах камеры её можно использовать.

Внимание! Прежде чем начать работать с компенсацией экспозиции, убедитесь, что вы хорошо разбираетесь в треугольнике экспозиции и понимаете, как влияют друг на друга диафрагма, выдержка и ISO.

Что такое компенсация экспозиции?

Компенсация экспозиции позволяет фотографу до момента захвата изображения перенастраивать параметры экспозиции, выбранные экспозамером камеры, чтобы сделать фотографию более тёмной или светлой. Поскольку экспозамеры камер работают, оценивая свет, отражённый от объектов, ориентируясь на средний серый (также известный как 18% серый), каждый раз, когда объектив камеры направлен ​​на что-то очень тёмное, экспозамер сработает от обратного, осветлив экспозицию, тогда как чрезмерно яркий объект заставит экспозамер сделать экспозицию более тёмной. Это делается для того, чтобы максимально приблизиться к среднему серому, делая изображение не слишком тёмным или не слишком ярким.

В большинстве случаев экспозамер срабатывает очень эффективно, но при съёмке в сложных условиях освещения, он начинает слишком агрессивно корректировать экспозицию, что может привести к получению переэкспонированных или недоэкспонированных кадров. Именно в таких ситуациях на помощь приходит компенсация экспозиции, посредством которой фотограф может вручную исправить яркость изображения.

Ниже вы можете увидеть пример фотографии, при съёмке которой экспозамер камеры сработал неэффективно, в результате чего изображение вышло недоэкспонированным:

DSC-RX100M4 + 24-70mm F1. 8-2.8 @ 10.15mm, ISO 200, 1/13, f/11.0. Фотограф: Насим Мансуров

В режиме приоритета диафрагмы, из-за сложности снимаемой сцены – яркое небо и белый песок на переднем плане – экспозамер решил, что всё изображение следует затемнить, что привело к тому, что объекты съёмки в кадре получились слишком тёмными.

Для решения этой проблемы можно воспользоваться функцией компенсации экспозиции, например, выбрав значение в +1 EV можно существенно улучшить изображение:

DSC-RX100M4 + 24-70mm F1.8-2.8 @ 10.15mm, ISO 200, 1/6, f / 11.0. Фотограф: Насим Мансуров

Как видите, полученное изображение выглядит гораздо лучше и ярче по сравнению с тем, что, мы получили, положившись на экспозамер камеры. Функция компенсации экспозиции позволила решить проблему за считаные секунды.

Примечание. Если вам интересно, как различные способы измерения влияют на ваши изображения, прочтите нашу подробную статью о различных режимах экспозамера камеры.

Как использовать компенсацию экспозиции?

Чтобы иметь возможность воспользоваться функцией компенсации экспозиции, вы должны выбрать один режимов камеры, в котором камера при помощи экспозамера автоматически выполняет настройку экспозиции, например, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, программный режим или любой сценарный режим. В ручном режиме, если не активирована функция ISO Авто, использование компенсации экспозиции не приведет ни к какому результату.

Итак, подходящий режим съёмки выбран, где же вам теперь найти функцию компенсации экспозиции? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя – всё зависит от производителя и модели камеры. У большинства камер есть отдельная кнопка, активирующая эту функцию, однако, есть камеры, в которых компенсация экспозиции задаётся только при помощи специально выделенного для этого диска. Кнопку компенсации экспозиции найти несложно, обычно она помечается пиктограммой примерно такого вида:

Если же вы не смогли найти такую кнопку, тогда присмотритесь нет ли на верхней или задней панели камеры диска со шкалой, на которую с небольшими интервалами нанесены отрицательные и положительные значения, например, от -3 до +3.

Если вы не можете найти ни кнопку, ни диск, обратитесь к руководству своей камеры.

Если вы владелец зеркалки Nikon, то кнопку компенсации экспозиции вы, скорее всего, сможете найти рядом с кнопкой спуска затвора камеры:

На камерах Canon, кнопка может быть размещена на задней панели:

На беззеркалках, особенно в моделях с ретро-дизайном, диск с настройками компенсации экспозиции можно найти на верхней панели камеры:

Использовать компенсацию экспозиции достаточно просто: если изображение кажется вам тёмным, выберите положительное значение компенсации экспозиции (+ EV), если же изображение кажется ярким – выберите отрицательное значение (- EV). Для камер с кнопкой компенсации экспозиции, вам нужно будет удерживать её нажатой, и поворачивать один из имеющихся дисков управления, для выбора нужного значения, либо один раз нажать кнопку и выбрать нужное значение при помощи ЖК-дисплея. Для камер, оснащенных диском, всё ещё проще – всё, что вам нужно сделать, это установить желаемое значение, повернув диск в одну или другую сторону.

В оптическом видоискателе зеркальной камеры шкала компенсации экспозиции выглядит следующим образом:

Изменяя значение компенсации экспозиции, вы заметите, что индикатор перемещается по шкале влево или вправо от центрального значения «0». Перемещение индикатора влево означает, что вы выбираете отрицательную компенсацию экспозиции (-), а вправо – положительную (+).

В беззеркальных камерах, изменение значения компенсации экспозиции должно осветлять или затемнять изображение на ЖК-дисплее или в электронном видоискателе камеры. Шкала компенсации экспозиции может отображаться в одной или нескольких областях ЖК-дисплея/ электронного видоискателя:

Как работает компенсация экспозиции

Компенсация экспозиции изменяет параметры одной или нескольких составляющих экспозиции – в зависимости от выбранного режима съёмки. Например, при съёмке в режиме приоритета диафрагмы, вы задаёте значение диафрагмы, а камера, ориентируясь на экспозамер, автоматически выбирает длительность выдержки. Задействуя компенсацию экспозиции в этом случае, вы влияете на длительность выдержки, выбранную камерой.

Для наглядности взгляните на приведённую ниже таблицу зависимости выдержки от значения параметра компенсации экспозиции в режиме приоритета диафрагмы:

Экспозиция, измеренная камерой (режим Приоритета диафрагмы)
f/2.0 f./2.8 f/4.0 f/5.6
1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60

Выбор значение компенсации экспозиции в -1 EV уменьшит выдержку с 1/250 секунды до 1/500-й секунды, сохраняя диафрагму неизменной:

режим Приоритета диафрагмы, компенсация экспозиции -1 EV
f/1.4 f/2.0 f./2.8 f/4.0 f/5.6
1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60

Это приводит к тому, что изображение станет темнее, так как на сенсор камеры попадёт меньшее количество света. С другой стороны, выбрав компенсацию экспозиции в +1 EV, мы получим более светлое изображение, а выдержка будет увеличена вдвое:

режим Приоритета диафрагмы, компенсация экспозиции +1 EV
f/1.4 f/2.0 f./2.8 f/4.0 f/5.6
1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60

При съемке в режиме приоритета выдержки, компенсация экспозиции будет влиять уже на диафрагму, а не на выдержку. Начнем с той же базовой экспозиции, что и в режиме приоритета диафрагмы – 1/250 секунды:

Экспозиция, измеренная камерой (режим Приоритета выдержки)
f/1.4 f/2.0 f./2.8 f/4.0 f/5.6
1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60

Выбор параметра компенсации экспозиции в -1 EV изменит значение диафрагмы с f/2.8 на f/4.0, при этом выдержка останется неизменной:

режим Приоритета выдержки, компенсация экспозиции -1 EV
f/1.4 f/2.0 f./2.8 f/4.0 f/5.6
1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60

При компенсации в +1 EV диафрагма откроется до f/2.0, что приведёт к тому, что изображение станет более светлым:

режим Приоритета выдержки, компенсация экспозиции +1 EV
f/1.4 f/2.0 f./2.8 f/4.0 f/5.6
1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60

При съемке в ручном режиме единственной переменной экспозиции, которую можно изменять, является чувствительность ISO, но сначала, как говорилось ранее, у вас должна быть активирована функция ISO Авто.

Работа компенсации экспозиции в ручном режиме будет схожа с той, что и в рассмотренных выше режимах, с той лишь разницей, что неизменными останутся диафрагма и выдержка.

Компенсация экспозиции с помощью дополнительных датчиков экспозамера

Хотя, как отмечалось выше, экспозамер фотоаппарата калиброван на среднем сером, многие современные камеры оснащаются сложными системами замера экспозиции, способными идентифицировать различные сцены на основе предварительно загруженных данных, и вносить необходимые корректировки в экспозицию, сводя к минимуму необходимость использования функции компенсации экспозиции.

Некоторые модели камер способны распознавать присутствие людей в кадре, ориентируясь, главным образом, на тонах кожи людей, и снижать вероятность недоэкспонирования или переэкспонирования изображения.

Благодаря таким инновациям фотокамеры всё чаще обходятся без вмешательства фотографов. Тем не менее насколько ни была бы продвинута ваша камера, умения работать с корректировкой экспозиции важно не только потому, что может возникнуть ситуация, когда она вам понадобится, но и для того чтобы расширить творческие возможности вашей камеры, например, используя метод съёмки, называемый экспонирование вправо.

Экспонирование вправо

Несмотря на то что «правильной экспозиции» как таковой не существует, поскольку каждый фотограф выбирает яркость изображения, исходя из того, что он хочет им донести (например, намеренно затемнение изображения для выделения силуэтов и т.д.), бывают ситуации, когда использование компенсации экспозиции позволяет получить наиболее оптимальное изображение. Такая техника съёмки получила название «Экспонирование вправо». Она позволяет фотографам снимать изображения настолько яркие, насколько это возможно без вымывания деталей в области светов, что приводит, по сути, к получению наиболее качественных фотографий.

Эта техника съёмки не рассчитана на простейшую фототехнику, поскольку требует поддержки съёмки в RAW-формате. Более подробно об этой технике вы можете узнать из нашей статьи «Что такое экспонирование вправо?».

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях