Скромность не порок: (Не) порок: как справиться со скромностью

Содержание

(Не) порок: как справиться со скромностью

Скромность — качество, которое в течение многих десятилетий воспевалось как одна из главных человеческих благодетелей. Скромными советовали (и советуют) быть людям, которые хотят быть окруженными друзьями, получать подарки судьбы и просто чтобы к ним хорошо относились. В последнее время отношение к скромности изменилось: карьерные коучи, психологи и стилисты советуют, наоборот, проявлять себя, чтобы достигать поставленных целей. Разбираемся, что же такое скромность и есть ли ей место в вашей жизни.

Что такое скромность?

У «скромности» есть много значений. В основном это качество является синонимом слов «сдержанность», «непритязательность», «нетребовательность». Скромный человек, каким его рисует культура (в особенности XIX века), — это человек, сдержанный в своих эмоциях, не имеющий особых амбиций или не распространяющийся о своих желаниях.

Скромным может быть и образ жизни. Как правило, он подразумевает отсутствие крупных трат и отказ от демонстративного потребления, покупок статусных вещей и вообще отказ от всего лишнего, практически аскетизм. Иногда «скромность» используется в значении, близком к «одинаковости», когда любое выделяющееся поведение или внешний вид подвергаются осуждению.

В более широком смысле «скромность» может трактоваться как призыв следовать нормам поведения внутри своей группы, не пытаясь как-то выделиться среди членов сообщества. Тогда воспевание этого качества становится инструментом давления на индивидов, состоящих в группе, но для этого «скромность» должна быть как-то закреплена в формальных или неформальных нормах. Например, «скромный» внешний вид (закрытая одежда, отсутствие яркого макияжа или яркоокрашенных волос) может быть нормой корпоративного дресс-кода, закрепленной в административных документах компании. А может быть религиозной нормой, которая может быть обязательна к исполнению на уровне семьи, общины или целого государства.

Критерии скромного поведения расплывчаты: для кого-то это нераспространение о своей личной жизни и размерах зарплаты, а для кого-то — соблюдение норм внешнего вида или иерархии в обществе (например, не разговаривать с незнакомым человеком противоположного пола). Их исполнение зависит от культурного кода и связей внутри социальной группы.

Часто такие ограничения могут негативно влиять на развитие человека, достижение им/ею поставленных жизненных целей как в личной жизни, так и в карьере. Также требования «вести себя скромно» могут жестко ограничивать общение и потенциальные социальные связи человека.

Как преодолеть скромность?

В западной культуре скромность во многих аспектах стала пороком. Человека, скромного в самовыражении, могут называть «серой мышью», а если человек не заявляет о себе в профессиональном плане, то он может потратить долгие годы, чтобы построить карьеру. Но если вас до этого не тяготили призывы быть скромнее, то просто по щелчку пальцев начать рассказывать о себе и своих достижениях может быть сложновато. Вот несколько советов, которые помогут вам стать увереннее:

Выпишите свои сильные стороны и достижения

Можете выписать их на листе бумаги и повесить в спальне или поставить на обои телефона. Выпишите все, за что вы себя любите, наберите хотя бы десять фактов о себе, которые вызывают у вас радость и гордость, и держите их у себя перед глазами. Это поможет сформировать восприятие собственного образа, запомнить свои сильные стороны.

Ищите новый опыт

Для начала можете попробовать исполнять свои желания: прыгнуть с парашютом, выступить на сцене, записать подкаст без определенной цели или выложить видео на YouTube-канал. Новый опыт помогает узнать себя, укрепить свои личные границы и, в конце концов, встретить новых людей, которые поддержат вас.

Рассказывайте о себе

Умение без лишней скромности рассказать о себе, своих достижениях и сильных чертах — важный навык как в профессиональной сфере, так и в неформальных отношениях. Чем больше занятных историй вы можете рассказать, чем больше тем поддержать, тем более интересным собеседником вы являетесь.

Стоит ли полностью отказываться от скромности?

В ответе на этот вопрос стоит вернуться к пониманию, что скромность — это социальный параметр. В разных социальных группах к ее проявлениям будут относиться по-разному: например, в кругу друзей вы можете обсуждать свою личную жизнь, но на встрече с инвесторами такая тема может оказаться неуместной.

Вместо скромности вы можете добавить в свою жизнь адаптивность и гибкость — именно из этих качеств появляется понимание социального контекста, в котором вы находитесь. А можете добавить умеренность, чтобы в пределах собственной жизни понимать, что вам нужно, а от каких вещей вы можете отказаться.

Волшебную таблетку для легкости общения пока не придумали, но наш курс «Социальный интеллект» поможет вам избавиться от неловких пауз.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

СКРОМНОСТЬ НЕ ПОРОК | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

Говорят, скромность является атавизмом советского воспитания, т. е. одним из проявлений сформированного в результате этого самого воспитания комплекса неполноценности. Пусть так, не берусь спорить с психологами. Но какое счастье, что у нас все еще встречаются скромные люди, даже в театральной среде, где их по определению быть не может, потому что только они, думающие в первую очередь о деле, а потом о себе, еще способны поддерживать это ненадежное и готовое рухнуть здание под названием театр-дом!

Казалось бы, умение выстраивать свой имидж для театрального художника — часть профессионального способа существования. Но именно этого умения так и не приобрела за все годы своей творческой жизни Наталья Иннокентиевна Авдеева — главный художник Мурманского областного драматического театра.

Она не любит выходить на поклоны в дни премьеры и вообще не любит выходить на сцену. Редко и с трудом соглашается на интервью и всячески избегает телевизионной камеры.

И может быть, в силу немодной нынче скромности она, коренная ленинградка, всю жизнь работает в провинции.

У Наташи Авдеевой никогда не было соблазна заниматься иной профессией, кроме как профессией художника. В 11 лет ее отдали в художественную школу при Ленинградской академии художеств, и дальнейшее поступление в ту же академию, в театрально-декорационную мастерскую было само собой разумеющимся.

Но совершенно непредсказуемым, изменившим всю ее дальнейшую жизнь стало распределение, которого добилась по собственному горячему желанию, в далекий уральский город Златоуст. Вероятно, значения своего поступка она до конца не осознавала, потому что настоящее потрясение испытала, когда вышла в Златоусте с поезда с двумя тяжеленными, набитыми книгами чемоданами и увидела на привокзальной площади — в центре города! — пасущуюся козу. В 1968 году в Златоусте ходили только два трамвая, и на любом из них можно было доехать до театра. А в театре ее ждал главный режиссер Эдуард Симонян.

По меркам столичного сноба, ничего хорошего в театральном «захолустье» быть не может. А для Наташи Авдеевой Златоуст стал не только первым профессиональным университетом, но и радостным театральным домом, в котором в ту пору работали молодые и красивые люди.

Из спектаклей тех лет, по ее мнению, особого внимания заслуживают «Чудеса пренебрежения» Лопе де Веги и «Маскарад» М. Лермонтова. Первый был замечателен тем, что костюмы перешивались из старых театральных запасов, собранных отовсюду: из костюмерных столичных театров, бывших в эвакуации, и настоящей дворянской и купеческой одежды, сохранившейся с дореволюционных времен. В итоге получилась своеобразная эклектическая стилизация.

«Маскарад» удивлял оригинальным по тем временам решением. Всю площадь сцены занимал белый наклонный пандус, покрытый листами полистирола, того самого, из которого делают холодильники. Белое горизонтальное пространство перекрывали черные объемные колонны, конфигурация которых менялась по ходу действия. В двухмерной простоте рождалось ощущение строгого, холодного, величественного зимнего Петербурга и предчувствие роковой развязки.

Макет и эскиз декораций к спектаклю «Волки и овцы» ( Мурманск).
Фото из архива автора

Участь театрального художника (за редким исключением) — всегда оставаться в тени режиссера, поэтому для него особенно важно, чья он тень, какого режиссера.

Наталье Авдеевой повезло: в 1972-м она познакомилась с Феликсом Григорьяном. В том году он возглавил труппу Казанского ТЮЗа и предложил ей должность главного художника. Именно в Казани Григорьян заявил о себе как о режиссере яркой индивидуальной манеры, склонном к формальным поискам, преувеличенной театральности, гротеску и поэтической метафоре. Режиссерская стилистика Григорьяна оказалась созвучна художественному мироощущению Авдеевой. Но работать с ним было непросто, как с человеком импульсивным, замыслы которого рождаются из интуиции и в процессе. Так, уже утвержденные им эскизы к спектаклю «Драматическая песня» (по роману «Как закалялась сталь») пришлось менять за одну ночь. Возмущение художника вылилось тогда абсолютно спонтанно в образ искореженного, пробитого пулями железа, что неожиданно для нее самой оказалось удачной метафорой к спектаклю.

Иногда их сотворчество складывалось как провокация. С простодушием бесхитростного человека она могла ответить на его ни к чему не обязывающий вопрос — «как бы ты это сделала?», а он тут же фиксировал ее идеи и просил нарисовать, поскольку она все равно уже придумала. И она рисовала… например, оформление к спектаклю свердловского ТЮЗа «Коварство и любовь», за которое в 1974 году получила вторую премию на проводимом ВТО фестивале немецкой драматургии. (В том спектакле Фердинанда играл начинающий Борис Плотников. ) Все пространство сцены было занавешено многослойным серым тюлем, сквозь который, как сквозь пелену времени, проступали три различных двери: скромная, ведущая в комнату Миллера, огромная двухстворчатая — кабинета Президента, роскошная в стиле рококо — покоев леди Мильфорд. Двери обозначали границы трех миров, вне которых находились Луиза и Фердинанд. И двери, и старинное зеркало, и чей-то парадный портрет растворялись в зыбком тюлевом тумане, оттеняя поэтический характер сюжета.

Рискнув в начале пути на крутой вираж, Наталья Авдеева уже не боялась делать их в дальнейшем. Из Казани вслед за Феликсом Григорьяном она переехала в Томск, в областной драматический театр. И не пожалела! Это был самый продуктивный, интересный и насыщенный период жизни и работы. В Томске в полную силу раскрылся талант Григорьяна и достигло своего расцвета мастерство Авдеевой.

С каким азартом они всем миром (пришлось дорабатывать за другого художника) придумывали костюмы к «Женитьбе»! Соединяли несоединимое. Яичница, например, был обряжен в красный цилиндр, две шубы сразу и валенки, расписанные в горошек. Моряк Жевакин поверх синего мундира щеголял в женской шали крупной вязки, которую, смахнув паучка, невзначай распускала Дуняшка. Анучкин обескураживал желтыми рейтузами, сандалиями и огромным бантом. Костюмированное хулиганство на сцене превращалось в гротеск, переходивший из клоунады в трагедию.

Макет и эскиз декораций к спектаклю «Волки и овцы» ( Мурманск).
Фото из архива автора

Решения спектаклей были самыми разными — и условными, и бытовыми. Сценография «Прошлым летом в Чулимске» следовала за ремарками автора, но казалось, будто действие происходит не просто в провинциальном городе, а где-то на краю земли: линии телеграфных проводов шли по периметру сцены, убегали за горизонт, сливаясь с небом, — и провинциальная история принимала характер притчи.

Каждая постановка с Григорьяном для Натальи Авдеевой несла в себе открытия. Они не боялись экспериментировать, идти на риск, делать так, как хочется, в то весьма регламентированное время.

Пьеса А. Копкова «Золотой слон», поставленная в 1981-м году как фарс о жизни колхозников, звучала смело, дерзко, разоблачительно. Яркие лубочные костюмы персонажей, утрированный грим, парики и маски создавали на сцене балаганную пестроту, несли в себе наивно-фольклорную интонацию и карикатурный колорит эпохи коллективизации.

Нельзя дважды вступить в одну и ту же воду. Словно в подтверждение поговорки Наталье Авдеевой пришлось дважды работать с одними и теми же режиссерами. Начинала в Златоусте с Эдуардом Симоняном и с ним же работала четыре года в Архангельске, после Томска. Ее дальнейший маршрут оказался еще севернее — Мурманск, куда приехала вместе с Ф. Григорьяном, принявшим в 92-м году руководство труппой областной драмы. Но во вторую пору их сотрудничества это были уже другие режиссеры: без прежнего энтузиазма и творческих откровений.

К сожалению, основной принцип, по которому приходится работать провинциальному сценографу, — не так живи, как хочется. Все фантазии, все поиски резко ограничиваются финансовыми и техническими возможностями театра. Самоограничение уже сидит в подкорке, заставляя искать простые решения и сводить к минимуму затраты. В начале 90-х в мурманском театре были настолько тяжелые времена, что все декорации состояли из матерчатых кулис и драпировок, а костюмы шились из занавесок.

Среди мурманских спектаклей, сделанных с Григорьяном, самым неожиданным и оригинальным получился «Волки и овцы». Спектакль ярко декоративен. Он вертится, как карусель, под бойкую мелодию — аранжированный под плясовую песню романс «Ямщик, не гони лошадей». У основания карусели, в центре сценического круга, возвышается огромный белый дуб с кроной, напоминающей шляпу, увешанный гирляндами — точь-в-точь сувенир с прабабушкиного комода. А по периметру карусели расположились диванчик, чей-то бюст на колонне, конторка, столик — тоже увеличенные фарфоровые сувенирчики. По костюмам персонажей без труда можно догадаться, кто из них «волк», а кто «овца». И все они катятся на карусели жизни в плену вечных, как мир, желаний и забот. Комедия, утратив бытовую основательность, превратилась в легкую, ироничную, почти водевильную историю, где «волки» и «овцы» не социальные антиподы, а типажи, необходимые для развития интриги.

После сложного ухода Григорьяна и директора, способствовавшего этому уходу, в театре постепенно улеглось кипение страстей, во многом благодаря мирному и доброжелательному настрою нового главного режиссера — Султана Абдиева. У скромного художника появился не менее скромный, лишенный агрессивной амбиции режиссер: неслучайно у них даже фамилии похожи.

Для сценического языка Абдиева характерно притчевое мышление, простое, но емкое и лаконичное. Как опытный сценограф, Наталья Авдеева чутко улавливает особенности чужой речи и адекватно переводит ее в художественный план.

В спектакле «Люди и мыши» по Дж. Стейнбеку основной материал, использованный в оформлении, — мешковина, с которой неизменно связаны ассоциации мешка — бродяжничества — дорожной пыли — грубой, лишенной уюта жизни. Мешковина застилает всю сцену, изображая некое бескрайнее пространство, бесконечную дорогу, по которой идут из ниоткуда в никуда двое героев — Джордж и слабоумный Ленни. Поднимаясь на веревках, как походная палатка, мешковина трансформируется в ранчо — ненадежное, временное пристанище, напоминающее изъеденный мышами мешок.

Строгой, сдержанной красотой завораживает «Дама с камелиями». Здесь в сценической палитре доминируют два цвета: черный и золотой. Бархат драпировок оттеняет позолоту канделябров и ампирную изящность мебели. Тяжелые парчовые платья вальсирующих дам отражаются в мутном блеске черного пандуса. Романтическая история куртизанки приобретает величественность трагедии, оформление, вторя режиссерскому замыслу, задает спектаклю тон высокого жанра.

Как спектакль большого стиля сделана одна из последних совместных работ «Белое облако Чингизхана» по прозе Ч. Айтматова. Режиссер и художник сотворили легенду, в которой исторический, этнографический материал носит условный, стилизованный характер. Экзотические, красочные костюмы персонажей воссоздают колорит эпохи монгольских завоеваний и одновременно подчеркивают сказочность древнего мифа, служат украшением, расцвечивают легендарную историю.

У художника Авдеевой не бывает передышки — она всегда в работе, приходится делать по два, а то и по три спектакля параллельно. Но конечный результат редко приносит полное удовлетворение. На сакраментальный вопрос: считаете ли вы себя счастливым человеком? — Наталья Иннокентиевна с завидным постоянством отвечает «да». Она довольна своей жизнью и работой. Наталья Авдеева не получает больших гонораров, хотя стоит их, потому что не так, не по-капиталистически воспитана, требовать не умеет. Но в театре все знают, что у главного художника всегда можно взять взаймы — не откажет. Она не пользуется особыми почестями, хотя заслуживает, даже в Мурманске, несмотря на явное превосходство опыта и мастерства, потому что человек нетусовочный и к регалиям равнодушный. При всех перипетиях закулисной жизни понятие театр-дом для нее не пустое слово. Она живет в этом доме, она отдает ему свой талант и свою душу.

Наталья Авдеева — человек редкий по внутренней цельности и доброте. Мурманскому областному драматическому театру повезло: у него есть замечательный главный художник!

Январь 2002 г.

«Скромность — добродетель, стыдливость — порок»

Кажется, сегодня лучший день для защиты Бенджамина Франклина. Против кого? Тори? Рабовладельцы? Нет, я буду защищать его от Лоры Фрейзер. Не шотландская актриса из «Во все тяжкие » и « Neverwhere », а другая Лора Фрейзер, которую я не могу найти в Интернете, но она написала эссе под названием «Внутренний корсет: краткая история жира в Соединенных Штатах». Я должен был прочитать для класса, который я недавно взял на женскую сексуальность. В эссе рассказывается об истории колеблющейся моды на жир и подразумевается, что риторика, которая выставляет жир в негативном свете — с точки зрения эстетики или здоровья — является частью пропагандистской кампании по продаже продуктов для похудения или отражением классизма.

Американцы считали, что быть худым — это не только признак класса, но и признак морали. В американской культуре существовала давняя традиция, предполагавшая, что потакание телу и его аппетитам аморально, а отказ от плоти — верный способ стать ближе к Богу. Пуритане, такие как министр Коттон Мэзер, часто постились, чтобы доказать свое достоинство и очиститься от своих грехов. Бенджамин Франкин в своем «Альманахе бедного Ричарда» упрекал своих читателей, чтобы они ели понемногу, чтобы угодить не только Богу, но и новому божеству; Разум: «Хотели бы вы наслаждаться долгой жизнью, здоровым телом и энергичным умом, а также быть знакомым с чудесными делами Бога? Трудитесь в первую очередь, чтобы подчинить свой аппетит разуму» (Франклин, 19).70, с. 238). Отношение Франклина к еде не только обнаруживает пуританское недоверие к аппетиту как чрезмерно чувственному, но и предвещает диеты, которые попытаются привести питание в соответствие с рациональными научными расчетами. «Трудность заключается в том, чтобы найти точную меру». он писал: «Но ешьте по необходимости, а не по удовольствию, ибо похоть не знает, где кончается необходимость» (стр. 238).

Вряд ли могу сказать, что насмешливое отношение к весу не проявляется в классистском отношении после просмотра Неоновый демон на прошлой неделе. Я не думаю, что разумно предполагать, что полнота является отражением плохого или слабого характера.

В конце концов, я восхищаюсь толстяком по имени Бенджамин Франклин. И мои друзья, которые колеблются между толстыми и худыми из-за диеты, обычно кажутся более счастливыми, когда они не сидят на диете, и мои друзья счастливые и толстые кажутся мне намного лучше, чем мои друзья несчастными и худыми. Но то, что я использовал слово «рациональный» несколько предложений назад, подразумевает, что я думаю, что рациональность может быть положительной. Определение Фрейзером Разума как «нового божества» характерно для нескольких прочтений, которые требовались в «Женской сексуальности».

Когда я записался на курс, я понятия не имел, что он повлечет за собой, я знал только, что он был включен в список возможных занятий, которые я мог пройти, чтобы удовлетворить требование «исследований». Только в конце курса мы добрались до вещей, которых я мог ожидать, таких как выдержки из Монологов вагины . Удивительно большой процент класса был посвящен обсуждению расы и политики ЛГБТК. Я не имел ничего против чтения об этих вещах, и я действительно думаю, что это важные темы для обсуждения студентами и столкновения с ними.

Может быть, называть весь курс «Женская сексуальность» слишком ограничительно, но, может быть, профессор был вынужден работать в рамках академических рамок, которые не позволяли ей выбирать свои собственные ярлыки. Конечно, эти предметы каким-то образом были связаны с женщинами и сексуальностью. Хотя мне интересно, какие предубеждения в отношении женщин предполагает, что эти вещи можно обсуждать только в рубрике «Женская сексуальность», а не просто «Сексуальность».

В одном разделе урока обсуждалось, как наука использовалась как инструмент подавления. Я согласен с тем, что фальшивые дисциплины, такие как френология, вредны для человека, но меня немного беспокоит, что псевдонауки постоянно называют просто «наукой». В начале занятия профессор недвусмысленно объяснил, что классовая философия антирелигиозна, что религия противоположна феминизму и социальному прогрессу. Включение текста, который заклеймил Разум как «новое божество» и язык, относящийся к науке как полностью субъективный, по-видимому, указывает на то, что она включила Разум и науку в число религий, с чем я сталкивался раньше.

На уроке мифологии, который я посещал несколько лет назад, среди различных культурных мифов были такие научные теории, как Большой взрыв и эволюция человека. Это кажется растущим заблуждением, возможно, связанным с неправильным пониманием слова «теория», используемого в науке. В общем, теория уже давно больше похожа на то, что наука называет гипотезой — идея или вывод, основанный на некотором наблюдении или опыте. Наука, в отличие от религии, не заявляет, что подобные вещи верны, а скорее использует их просто как повод для экспериментов, которые затем
может
привести к теории, научной теории, являющейся суммой того, на что указывает подавляющее количество доказательств. Конечно, предвзятость может загрязнять вещи, называемые теориями — например, френологию, — но неспособность удовлетворить требования строгих доказательств делает эти вещи по определению , а не наукой.

В то же время, когда я изучал женскую сексуальность, я также изучал океанографию, и я не думаю, что когда-либо одновременно посещал два предмета, которые более явно, прямо противоречили бы друг другу. Загрязнение было важной темой в океанографии, и с ней была связана тема перенаселения. Взрывной рост населения прошлого века и его постоянный экспоненциальный рост представляет опасность не только с точки зрения загрязнения, но и в более широком плане с точки зрения того, сколько людей может прокормить планета. В «Женской сексуальности» одним из доказательств того, что наука была инструментом угнетателей, была серия стерилизации без согласия мексиканских женщин в XIX веке.70-е годы врачами в Лос-Анджелесе. Предполагается, что врачи оправдывали свои действия опасениями перенаселения. Подразумевалось, что эти опасения необоснованны, вместо того, чтобы утверждать, что преследование мексиканцев для стерилизации было расистским и, конечно же, ненаучным, и что такая стерилизация окажет незначительное и бессмысленное влияние на рост населения мира. Это не пример Разума как виновника, это случай отсутствия Разума.

Кроме того, помимо многих других достижений, Бенджамин Франклин внес свой вклад в океанографию, и в материалах, которые я читал в океанографии, о нем говорилось только хорошее.

Для протокола: Бенджамин Франклин не был пуританином. Его родители были философами умеренности и самодисциплины, и, безусловно, можно проследить влияние пуритан. Но все же я использую термин «пуританин» там, где, может быть, и не следует. Профессор, который был у меня в прошлом году на занятиях по Джону Мильтону, был против использования этого термина, поскольку изначально он был уничижительным, применяемым в Англии к широкому кругу протестантских сект, которые были недовольны монархией и католическими аспектами в англиканской церкви. Несомненно, отказ от тирании и принятие терпимости к другим верованиям были некоторыми другими «пуританскими» качествами в трудах Франклина. И я мог бы добавить, что дискуссии, сосредоточенные на определении «привилегий», стремлении к справедливости для маргинализированных групп и демонтаже иерархии в классе «Женская сексуальность», который я проходил, — и в риторике социальной справедливости в целом — можно было бы так же легко проследить до пуританских левеллеров.

или Диггеры, или даже Оливер Кромвель. Но до сих пор, кажется, нет никакой возможности отслеживать пуританскую интерсекциональность.

Вот несколько цитат Бенджамина Франклина о Разуме:

Не могли бы вы убедить, говоря об Интересе, а не о Разуме.

Сила гадит на спину разума.

Мужчины обычно дают мнимые причины вместо одной реальной.

Гнев никогда не бывает без причины, но редко бывает с хорошей.

Сегодня я также прочитал новый Sirenia Digest , который включает в себя превосходный новый рассказ Кейтлин Р. Кирнан «Whisper Road (Murder Ballad No. 9)».)». Удивительно тонкое, почти хичкоковское исследование озабоченности убийцы во время таинственного сверхъестественного происшествия и его отражение.

Текущее местоположение: Пороховая бочка

Текущее настроение: занято

Текущая музыка: «Kozmic Blues» — Дженис Джоплин

Метки: Бенджамин Франклин, Кейтлин, Кейтлин Р Кирнан, причина, наука, Сирения Дайджест

Hume Texts Online

IM 1, Mil 552-3

I AM придерживается мнения, что обычные жалобы на Провидение необоснованны и что хорошие или плохие качества людей являются причинами их удачи или неудачи, больше, чем обычно воображают. Есть, без сомнения, примеры обратного, и их слишком много; но мало, по сравнению с имеющимися у нас примерами правильного распределения процветания и невзгод: да и не могло быть иначе, если исходить из обычного хода человеческих дел. Быть наделенным доброжелательным характером и любить других почти безошибочно обеспечит любовь и уважение; что является главным обстоятельством в жизни и облегчает всякое предприятие и начинание; кроме удовлетворения, которое немедленно следует из этого. То же самое и с другими добродетелями. Процветание естественно, хотя и не обязательно, связано с добродетелью и заслугами; и невзгоды, таким же образом, к пороку и глупости.

IM 2, Mil 553

Должен, однако, сознаться, что это правило допускает исключение в отношении одного нравственного качества; и что скромность имеет естественную склонность скрывать таланты человека, так как наглость выставляет их напоказ, и была единственной причиной того, что многие поднялись в этом мире при всех недостатках низкого происхождения и малых заслуг. Такая лень и неспособность свойственны большинству людей, что они склонны принимать человека за то, ради чего он хочет себя отложить; и признать его властный вид доказательством тех достоинств, которые он приписывает себе. Достойная уверенность кажется естественным спутником добродетели; и немногие могут отличить от нее дерзость: как, с другой стороны, робость, будучи естественным результатом порока и глупости, навлекла позор на скромность, которая по внешнему виду так почти на нее похожа.

IM 3, Mil 553-4

Как дерзость, хотя на самом деле порок, имеет такое же влияние на состояние человека, как если бы она была добродетелью; так что мы можем заметить, что его почти так же трудно достичь, и в этом отношении он отличается от всех других пороков, которые приобретаются с небольшими усилиями и постоянно увеличиваются при потворстве своим слабостям. Многие люди, понимая, что скромность крайне вредит им в наживании состояния, решаются быть дерзкими и придавать этому делу смелое выражение лица. Но можно заметить, что таким людям редко удавалось но были вынуждены вернуться к своей первобытной скромности. Ничто так не несет человека по миру, как настоящая, неподдельная природная дерзость. Его подделка ни на что не годна и никогда не сможет прокормить себя. В любой другой попытке, какие бы ошибки человек ни совершал и осознал, тем ближе он к своему концу. Но когда он попытается проявить наглость, если он когда-нибудь потерпит неудачу в этой попытке, воспоминание об этой неудаче заставит его покраснеть и непременно смутит его: быть отъявленным мошенником и тщеславным претендентом на наглость.

IM 4, Mil 554

Если что-то может дать скромному человеку больше уверенности, то это должны быть какие-то преимущества судьбы, которую ему достает случай. Богатство естественным образом привлекает человека в мире и придает заслугам двойной блеск, когда человек наделен ими; и в значительной степени замещать его, когда он отсутствует. Удивительно наблюдать, с каким видом превосходства дураки и мошенники с большими состояниями выставляют себя над людьми величайших достоинств в бедности. Достойные люди также не оказывают решительного сопротивления этим узурпациям; или, скорее, кажется, благоволит к ним за скромность их поведения. Их здравый смысл и опыт делают их неуверенными в своих суждениях и заставляют их исследовать каждую вещь с величайшей точностью. С другой стороны, деликатность их чувств делает их боязливыми, чтобы не совершить ошибки и не проиграть в практике. мир, так сказать, целостность добродетели, которой они так завидуют. Согласовать мудрость с уверенностью так же трудно, как примирить порок и скромность.

IM 5, Mil 554

Эти — размышления, возникшие на эту тему дерзости и скромности; и я надеюсь, что читатель не будет недоволен, увидев, что они воплощены в следующую аллегорию:

IM 6, Mil 554-6

Юпитер , в начале соединились Добродетель , Мудрость и Уверенность. вместе; и Порок , Глупость , и Неуверенность : И таким образом соединившись, отправил их в мир. Но хотя он думал, что сопоставил их с большим суждением и сказал, что Уверенность был естественным компаньоном Добродетели , и что Порок заслуживал того, чтобы его сопровождал Неуверенность , они не ушли далеко, прежде чем между ними возникли разногласия. Мудрость , которая была проводницей одной группы, всегда привыкла, прежде чем ступить на какую-либо дорогу, даже проторенную, тщательно осмотреть ее; узнать, куда это привело; какие опасности, трудности и помехи могут быть или вероятны в нем. На эти размышления она обычно тратила некоторое время; какая задержка очень не понравилась Доверие , который всегда был склонен торопиться, не задумываясь и не раздумывая, по первой встречной дороге. Мудрость и Добродетель были неразлучны: Но Уверенность однажды, следуя своей порывистой натуре, продвинулся далеко вперед перед своими проводниками и товарищами; и, не чувствуя недостатка в их обществе, он никогда не спрашивал о них и больше никогда с ними не встречался. Точно так же другое общество, хотя и присоединилось к Юпитеру , не согласилось и разделилось. Как Глупость видела очень мало пути перед собой, ей нечего было определять в отношении качества дорог, и она не могла отдать предпочтение одной перед другой; и эта нерешительность усугублялась Неуверенностью , которая своими сомнениями и сомнениями всегда задерживала путешествие. Это было большой досадой для Vice , который не любил слышать о трудностях и задержках и никогда не был удовлетворен без полной карьеры, к чему бы ни приводили его склонности. Глупость , он знал, хотя она и прислушивалась к Неуверенности , с ней легко справиться в одиночестве; и поэтому, как порочная лошадь бросает своего всадника, он открыто отбил этого повелителя всех своих удовольствий и отправился в путь свой с Глупостью , с которой он неразлучен. Уверенность и Неуверенность , будучи, таким образом, оба освобождены от своих соответствующих компаний, некоторое время бродили; пока, наконец, случай не привел их одновременно в одну деревню. Доверие направился прямо к большому дому, который принадлежал Богатству , лорду деревни; и, не остановившись у носильщика, немедленно вторгся в самые сокровенные покои, где нашел Порок и Глупость хорошо принятый до него. Он присоединился к поезду; очень быстро зарекомендовал себя своему домовладельцу; и вступил в такое знакомство с Vice , что был зачислен в одну компанию с Folly .

Скромность не порок: (Не) порок: как справиться со скромностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх