Смерть республиканца 1936 роберта капы: Легендарный снимок Роберта Капы признали постановочным: Культура: Lenta.ru

История одной фотографии. Смерть республиканца

Как я и предполагал, история «мексиканского чемоданчика» знаменитого фотографа Роберта Капы, которая развивалась по совершенно детективному сценарию, закончилась ничем. Наверное, это правильно и хорошо. В некоторых историях должны быть не точки, а многоточия.

Британская газета The Independent сообщает, что сотрудники нью-йоркского Международного центра фотографии не нашли в недавно обретенном архиве фотографа Роберта Капы негатива его самого известного снимка — «Смерть республиканца». Не оказалось там и других фотографий, принадлежащих к так называемой «Испанской серии» Капы. Таким образом, отмечает The Independent, теперь эксперты могут продолжать спор о том, был ли этот легендарный кадр постановочным или нет, до бесконечности.


Роберт Капа за работой


Роберт Капа. Смерть республиканца. Серро Муриано, Испания, 5 сентября 1936 года.

Роберт Капа сфотографировал гибель солдата-республиканца 5 сентября 1936 года в испанской деревне Серро Муриано. О том, как был сделан этот эталонный репортажный снимок, считающийся классикой фотожурналистики, долгое время было ничего не известно, не сохранился и негатив. Было известно только имя погибшего солдата — Federico Borrell García. Многие исследователи полагают, что Капа инсценировал смерть солдата, чтобы получить удачный снимок. Сам Капа погиб в Индокитае в 1954 году, подорвавшись на мине.

Совсем недавно биограф Капы, Ричард Вэлан (Rhichard Whelan) опубликовал подробную статью, в которой он описал историю создания снимка: «…5 Сентября 1936 года, находясь в зоне боевых действий, Роберт Капа встретил группу ополченцев — несколько мужчин и по крайней мере одну женщину…»


На этой фотографии погибший позже Федерико — крайний слева.

«…так как выстрелов не было слышно и противник никак себя не проявлял, было решено устроить фотосессию.  Участники, взяв винтовки наперевес, с криками и выстрелами побежали по склону холма. Капа бежал вместе с ними, фотографируя. Эта активность привлекла внимание противника и участники попали под пулемётный огонь.  К счастью, на пути была неглубокая выемка. Укрывшись в ложбине, Капа продолжал снимать. Не все успели вовремя спрятаться. Подстрелили несколько человек, не только Федерико».

Что произошло бы, если бы ополченцы не встретили тогда Капу на пути… кто знает? Все получилось так, как получилось.

Что касается «мексиканского чемодана», то он представляет собой несколько картонных коробок с катушками фотопленки, на которой запечатлены эпизоды гражданской войны в Испании, которые пропали, как многим казалось, бесследно. Сам Капа был уверен в том, что его испанской съемки больше не существует. Однако, в 1995 году появились слухи, что негативы попали в руки какого-то мексиканского дипломата, который сначала увез их из Парижа в Марсель, а потом переправил к себе в Мехико. В январе 2008 года картонные коробки с бесценным содержимым были привезены в лабораторию Международного центра фотографии на Манхеттене – многолетние поиски, которые вел младший брат Капы Корнелл, увенчались успехом. Около 3500 снимков Роберта Капы теперь стали доступны для изучения. Чуть позже выяснилось, что часть пленок принадлежит не Капе, а его коллегам — Герде Таро и Дэвиду Сеймуру, работавшим с ним в Испании в годы Гражданской войны. Сеймур, Капа и Анри Картье-Брессон впоследствии основали фотоагентство Magnum.

      

Tags: фото

Париж с Алексеем Тархановым: фотограф смылся с пляжа

НовостиПариж Франция

Алексей Тарханов, «Коммерсантъ»

10.08.2015

Новость, которую обсуждают сейчас в Париже, на самом деле пришла из 1944 года. Хищные исследователи творчества знаменитого фоторепортера Роберта Капы, поработав несколько лет, только что доказали, что в день высадки в Нормандии 6 июня он не провел под огнем долгих полтора часа, как писал в своих мемуарах. Оказалось, что через несколько минут он предпочел ретироваться. Его журнал Life получил только 11 кадров, а Капа потом объяснял, что большая часть пленки, снятой на пляже Омаха, была испорчена в лаборатории. И тоже, похоже, обманывал.

Роберта Капу (1913–1954) называли самым великим военным фотографом мира. Он прославился еще в 1936-м во время испанской войны. Его «Смерть республиканца» — классика репортажной фотографии и изобразительного искусства. Капа уверяет, что нажал на спуск фотоаппарата ровно в тот момент, когда в бойца попала пуля. Его подозревали в постановке, манипуляции и так далее, но результат — уровня «Расстрела повстанцев» — точно так же, как полотно Франсиско Гойи стало главным изображением мадридского восстания, снимок Капы стал символом гражданской войны в Испании.

Роберт Капа. «Смерть республиканца. Испания. 5 сентября 1936 г.». Photograph by Robert Capa. © International Center of Photography/Magnum – Collection of the Hungarian National Museum

Он и до этого был знаменит тем, что добывал кадры там, где их не мог добыть никто. Так появился его псевдоним. Уроженец Будапешта, иммигрант Эндре Фридманн выдавал себя в Париже за прославленного и таинственного американского фотографа Роберта Капу. Но, хоть имя было выдумкой, снимки были самыми настоящими. И действительно редкими. Именно у него я впервые увидел съемки рабочей демонстрации 1936 года в Женеве, разогнанной пулями. Об этой истории постарались забыть, но снимок Капы в любой момент может напомнить, что такое произошло в самой мирной и богатой стране в самом центре Европы.

С начала Второй мировой он работал в Британии, преимущественно на американские агентства и редакции. Возможно, благодаря этому он оказался едва ли не единственным не служившим в армии репортером, которому удалось не только пересечь Ла-Манш вместе с американцами, но и попасть в мясорубку на пляже Омаха. Гражданских журналистов там было всего четверо: сам Капа, его коллега из журнала Life, фотографы из агентств Acme Pictures и Associated Press, — до пляжа добрался только он.

«У военного корреспондента одна ставка — собственная жизнь, и он может поставить ее на ту или иную лошадь… Я — игрок. Поэтому я решил принять участие во вторжении в первом эшелоне», — писал об этом Капа в своих вышедших сразу после войны воспоминаниях Slightly Out of Focus. У нас их издали в 2010-м под названием «Скрытая перспектива».

Капа утверждал, что достиг берега вместе с первыми десантными баржами в 6 часов 30 минут утра. Литературное описание не хуже его снимков: «Вода была холодная, а до берега все еще оставалось более ста ярдов. Какой-то солдат спрятался вместе со мной, и мы несколько минут делили убежище. Он снял с ружья водозащитный чехол и стал не целясь стрелять в направлении берега. Звуки выстрелов придали ему смелости, и он отправился дальше, оставив меня одного. Теперь места стало достаточно, чтобы спокойно фотографировать парней, которые, как и я, прятались за защитными сооружениями».

Судя по фотографиям, Капа начал снимать в момент высадки с кораблей. Мы видим спины солдат, бегущих по пояс в воде свою последнюю стометровку. Самый известный кадр из сделанных им в тот день — лицо солдата, плывущего к берегу. Едва не повторилась история с убитым республиканцем: сразу же после того, как фотограф сделал снимок, рядовой получил четыре пули в руку и в плечо. Биографы нашли его много лет спустя, и он рассказал: «Двое помогли мне выбраться из воды, сержант и фотограф с аппаратом на груди. Это, наверное, был Роберт Капа. Отлично помню, что я сказал себе: какого черта он делает здесь?»

Роберт Капа. «Первая волна высадки американских войск в день D вблизи Колл-Вилле-сюр-Мер (Omaha Beach). Нормандия, Франция, 6 июня 1944 г.». Photograph by Robert Capa. © International Center of Photography/Magnum – Collection of the Hungarian National Museum

Через некоторое время Капа покинул Омаха-Бич; он сам признается, что не выдержал панического страха: «Я не принимал никаких решений. Просто вскочил на ноги и побежал к барже. Я осознавал, что трусливо убегаю, старался заставить себя развернуться, но не мог». В Лондон было доставлено 4 кассеты по 36 кадров. В номере Life Magazine 19 июня 1944 вышла едва десятая часть. Бильдредактор английского корпункта Джон Моррис заявил, что остальные загубил при проявке неопытный лаборант.

И вот теперь целая команда американских экспертов под руководством Алана Колемана решила разоблачить Морриса и Капу. Как они утверждают, фотограф прибыл не в первой, почти полностью погибшей, волне высадки, а во второй. Он провел на берегу считаные минуты и потому успел сделать никак не 106, а только 11 кадров. И размытость их — следствие вовсе не плохой проявки, а трясущихся рук.

Алан Колеман и вправду известнейший критик фотографии, исследователь, ученый-эссеист, автор нескольких книг и тысяч статей. Но, даже поверив ему, подумаем: что меняет его разоблачение?

Капа, в отличие от военных фотографов, не обязан был рисковать жизнью и мог дождаться пресс-тура в освобожденную Нормандию. Он поплыл вместе с бойцами, едва ли имея возможность выбрать, на какой из десантных барж окажется. В воде прибоя он испытал все то, что лишь отчасти передают первые кадры спилберговского «Спасти рядового Райана», которые многие критиковали за излишнюю жестокость. Он пробыл под пулями столько, сколько выдержал, и виноват разве что в том, что за это время не был ни убит, ни ранен. Он приукрасил свою храбрость, но не скрыл и своей трусости.

Колеман говорит о том, что Капа «провалил задание», но можно ли сказать, что он его провалил, если его знаменитое фото не в фокусе стало символом высадки в Нормандии? Если один кадр из 11 становится шедевром, каков же у него реальный процент успеха — пусть даже Капа говорил потом, что «то, что уцелело, не идет ни в какое сравнение с тем, что погибло»?

Дальше встает вопрос о том, как доставить снимки в редакцию. Их можно было только привезти и только на уходящей за подкреплением барже. Нам с нашим культом Instagram и средствами мгновенного распространения картинки уже трудно это представить, но, бежав с поля боя, Капа обессмертил подвиг тех, кто на нем остался.

Роберт Капа. «По дороге из Намдиня в Тайбин». Один из последних снимков Капы, сделанный незадолго до того, как он подорвался на мине во Вьетнаме 25 мая 1954 г. Photograph by Robert Capa. © International Center of Photography/Magnum – Collection of the Hungarian National Museum

Все равно, кому суждено быть повешенным, тот не утонет. Роберт Капа погиб в 1954 году во Вьетнаме, когда пошел в атаку вместе с солдатами, вооруженный только камерой. А ведь мог умереть еще десять лет назад — и как ему только было не стыдно!

Подписаться на новости

Роберт Капа | Испания, Арагонский фронт, солдаты-республиканцы (1936 г.) | Доступно для продажи

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самым влиятельным художником 20-го века был Пабло Пикассо. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Винтажная серебряно-желатиновая печать

11 4/5 × 9 2/5 дюйма | 30 × 24 см

Работа

Из

Сертификат

Включает в себя

Контакт по цене

Париж, Лондон, +1 еще

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Скульпторы

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

Other works by Пабло Пикассо

Просмотреть все

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Разделение название

Партнер

Название художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Другие работы Пабло Пикассо

Посмотреть все

Название художника

Разделение название

Партнер

Название художника

Имя

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related works

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related artists

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Жорж Брак

Французы 1900-2000

Жорж Брак

Французы 1900-2000

Роберт Капа и гражданская война в Испании

Роберт Капа © Международный центр фотографии Церемония прощания с интернациональными бригадами. Ле Масиес, Испания. 25 октября 1938 г. © Роберт Капа © Международный центр фотографии | Magnum Photos

Купите фотографию выше на распродаже Magnum Photos Square Print. Более 80 подписанных или проштампованных фотографий музейного качества размером 6×6 дюймов от фотографов Magnum за 100 фунтов стерлингов/110 евро/100 долларов США + налог. Доступно только одну неделю. Нажмите здесь, чтобы просмотреть выбор.

Фотографы Magnum пожертвуют 50% выручки от продажи на номер Международного комитета Красного Креста (МККК) . Эти средства пойдут на финансирование гуманитарной миссии МККК по защите жизни и достоинства жертв вооруженного конфликта и других ситуаций насилия, а также по оказанию им помощи в Украине, а также в других нестабильных условиях.

К концу гражданской войны в Испании в 1939 социально-политический ландшафт Европы не только изменился, но и в практике военной фотографии произошли некоторые поворотные моменты. Фотографии, сделанные Робертом Капой — до того, как он стал одним из основателей Magnum — и его партнершей Гердой Таро, запечатлели жестокие боевые реалии. Фоторепортажи о гражданской войне в Испании были для Капы эмоциональным вложением; идеологически он сочувствовал бедственному положению антифашистских республиканцев, состоящих из рабочих, профсоюзов, социалистов и бедняков.

Роберт Капа © Международный центр фотографии Войска лоялистов во время наступления на Рио-Сегре. Фрага, недалеко от Арагонского фронта, Испания. 7 ноября 1938 года. © Роберт Капа © Международный центр фотографии | Magnum Photos

Но сердце Капы было вложено в его освещение и по другим причинам, поскольку его партнер Герда Таро была рядом с ним на протяжении большей части его пребывания там. Их фотографии стали непреходящими изображениями гражданской войны в Испании. В эпоху, когда французские издания обычно вообще не отдавали должное фотографам, французский журнал

Regards опубликовал ранние снимки Капы из его первой поездки в Мадрид, с гордостью заявив, что «отправил в испанскую столицу одного из своих самых квалифицированных и смелых фотографов». В 1938 году Picture Post представил его своей работой о Гражданской войне в Испании как «величайшего военного фотографа в мире».

Роберт Капа © Международный центр фотографии Бывший член филармонии Барселоны в концентрационном лагере для испанских беженцев. Брам, Франция. 19 марта39. © Роберт Капа © Международный центр фотографии | Magnum Photos

«Ужасающая тенденция современной войны — обезличивание. Солдаты могут использовать свое оружие массового поражения только потому, что они научились воспринимать своих жертв не как личностей, а как категорию — врага. Стратегия Капы заключалась в том, чтобы

re персонализировать войну — подчеркнуть, что те, кто страдает от последствий войны, — это люди, с которыми зритель на фотографиях не может не отождествлять себя». – Ричард Уилан, «Роберт Капа в Испании», в Сердце Испании , опубликовано Aperture.

Новая личность

До начала Гражданской войны в Испании Капа, известный под своим настоящим венгерским именем Андре Фридманн, работал фотографом в Париже, не зарабатывая баснословных денег. Его подруга Герта Похорилле придумала образ «Роберта Капы», о котором потенциальные клиенты говорили, что это уважаемый американский фотограф. Похорилле удалось убедить парижских редакторов в том, что было бы оскорбительно для его репутации покупать своего фотографа менее чем за 150 франков за каждого. Это также позволило ему изменить свою личность в отличие от другого работавшего парижского фотографа того времени, фамилия которого также была Фридманн. «Я работаю под новым именем. Меня зовут Роберт Капа. Можно было почти сказать, что я заново родился, но на этот раз это никому не причиняло боли», — писал Капа в письме матери. В то же время Герта Похорилле взяла фамилию Таро в честь японской художницы, жившей в Париже.

Биограф Капы Ричард Уилан писал о том, как эти два человека — Андре Фридманн и Роберт Капа — представляли две стороны Капы: кем он был и кем он стремился быть. Один «длинноволосый, неухоженный и небритый цыган» и один «гламурный американец», которым его хотели видеть его мать и Герда — женщина, которая «иногда называла своего любовника Андре, а иногда Капа… как будто у них был ménage à trois».

Благодаря своей недавно приобретенной — или придуманной — репутации Капа теперь зарабатывал достаточно, чтобы финансировать свои путешествия более независимо. Это была уловка, которая дала им престиж и свободу путешествовать по Испании, чтобы задокументировать гражданскую войну в Испании.

Роберт Капа © Международный центр фотографии Смерть лоялистского милиционера. Фронт Кордовы, Испания. Начало сентября 1936 г. © Роберт Капа © Международный центр фотографии | Magnum Photos

Падающий солдат

Самым знаковым изображением гражданской войны в Испании и карьеры Капы является фотография испанского ополченца-республиканца, раненого на передовой в Кордове. «Эта фотография — чрезвычайно мощное выражение человеческой экзистенциальной дилеммы, поскольку одинокий человек поражен невидимым врагом, словно сама Судьба… фотография — навязчивый символ всех солдат-республиканцев, погибших на войне, и самой республиканской Испании, смело бросающейся вперед и терпящей поражение».

– Ричард Уилан, «Роберт Капа в Испании», в Сердце Испании , опубликовано Aperture.

Герда Таро © Международный центр фотографии Республиканская милиционерка тренируется на пляже недалеко от Барселоны, Испания. Август 1936 г. © Герда Таро © Международный центр фотографии | Magnum Photos

Трагедия Герды

В июле 1938 года, после возвращения Капы в Париж, Герда Таро осталась в Мадриде. Услышав об ожесточенной битве, которая только что началась в районе Брюнете, к западу от Мадрида, она отправилась задокументировать это. Бой был кровопролитнее, чем когда-либо прежде, и вечером 25 июля, во время суматохи отступления, Таро запрыгнул на подножку генеральской машины, чтобы спастись, но когда в нее врезался неуправляемый танк, Таро был раздавлен и умер на следующий день. Считается, что она была первой женщиной-фотожурналисткой, погибшей в бою. Радикальная коммунистка, однажды допрошенная нацистами по поводу предполагаемого большевистского заговора с целью свержения Гитлера, Таро устроила похороны в Париже Коммунистической сетью, с которой она была связана с момента ее прибытия в город.

Капа был безутешен из-за смерти Таро, когда услышал эту новость. В предисловии к книге «Смерть в процессе создания », посвященной Таро, он писал о Герде, «которая провела один год на испанском фронте и осталась там». Менее чем через два десятилетия и самого Капу постигла та же участь: он был убит на мине во время Первой войны в Индокитае.

Роберт Капа © Международный центр фотографии Ополченцы-лоялисты перепрыгивают через овраг. Фронт Кордовы, Испания. Раннее 1936. © Роберт Капа © Международный центр фотографии | Magnum Photos

Узнать больше

Оставайтесь на связи

Введите ваш адрес электронной почты:

Спасибо. Ваши настройки сохранены.

Спасибо. Ваши настройки сохранены.

Полевые заметки Magnum

Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.

Смерть республиканца 1936 роберта капы: Легендарный снимок Роберта Капы признали постановочным: Культура: Lenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх