Среднеформатные фотоаппараты: Среднеформатные цифровые фотоаппараты — Википедия – Среднеформатные камеры

Содержание

Среднеформатные камеры

Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.

120_cameras

Средний формат

Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.

Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.

Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).

В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).

Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!

Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:

  • Дальномерные
  • Двухобъективные зеркальные
  • Однообъективные зеркальные

Дальномерные среднеформатные камеры

bessa_III_677

В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).

На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.

Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.

mamiya7

Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.

Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!

bessa_III_top

Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).

Плёночная фотография. Среднеформатные камеры.

fuji_6x4,5

Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

bronica_RF645s2

Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Двухобъективные среднеформатные камеры

tslr-rolleiflex

Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.

Cam_Finder

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).

Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день. Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные. Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.

В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть. Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель. Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.

Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.

Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.

yashica_cam

Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.

mamiya_c330

Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.

 

Зеркальные камеры

Asahi_Pentax_6x7

Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.

Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.

Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.

Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель. Пожалуй, одназначно  лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно. Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.

Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).

Pentacon-Six_Kiev_6c

Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив. Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники. Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.

Hasselblad_503

Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года. К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики. Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.

hasselblad_500_C-CM

Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.

Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.

Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.

viewfinder_betrsi

Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.

Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.

film_back_betrsi

Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).

Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.

Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!

mamiya RZ67 Pro II

Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.

Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага. Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой. Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.

С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой MFB-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.

По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус. Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше. Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.

SONY DSC

Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.

В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.

Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и  оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.

И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.

В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.

Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.

Продолжение следует..

Простой и понятный средний формат

После беззеркальной лихорадки пришло время и для среднего формата.

Творчество от banksy

Творчество от banksy

Иногда цифровой средний формат для некоторых пользователей является чем-то страшным и непонятным. Я подозреваю, что в первую очередь сложность заключается в модульной структуре некоторых среднеформатных камер, которые состоят из нескольких отдельных узлов, таких как цифровой задник, видоискатель, шасси/боди и разной специализированной периферии. Обычно внешне эти камеры имеют какой-то монстроподобный вид и внушают юным неофитам страх и ужас не только внешним видом, но и своей ценой.

Но в наше время появилось уже начали появляться ‘простые’ не модульные цифровые среднеформатные камеры, которые очень и очень сильно напоминают обычные системные камеры. Они просты в понимании и управлении, а также имеют почти классический вид, свойственный обычным ЦЗК и БЗК.

Беззеркальные FUJIFILM GFX с сенсорами 43.8 X 32.9 мм (часто округляют до 44 X 33)

  1. FUJIFILM GFX 50R
  2. FUJIFILM GFX 50S
  3. FUJIFILM GFX 100

Цифровые зеркальные Pentax 645 с сенсорами 43.8 X 32.8 мм (часто округляют до 44 X 33)

  1. Pentax 645Z
  2. Pentax 645D

Беззеркальные Hasselblad X с сенсорами 43.8 X 32.9 мм (часто округляют до 44 X 33)

  1. Hasselblad X1D
  2. Hasselblad X1D II

Цифровые зеркальные Leica S с сенсорами 45 Х 30

  1. Leica S (Typ 006)
  2. Leica S-E (Typ 006)
  3. Leica S (Typ 007)
  4. Leica S2
  5. Leica S3

Знаете еще какие-то подобные камеры?

Площадь кадра у Leica S с сенсорами 45 Х 30 составляет 1350 кв. мм и почти такая же, как у 43.8 X 32.8, которая равняется 1437 кв. мм. Единственным существенным отличием между 44 X 33 и 45 Х 30 является соотношение сторон кадра, в первом случае 4 к 3, во втором – классические 3 к 2.

Кроп фактор у сенсоров 44 X 33 составляет Kf=0.79X, а площадь кадра в 1.67 раза больше, нежели у кадра 36 X 24. Считается очень просто: (43.8*32.9)/(36*24).

Например, при переходе с кропнутых камер с Kf=1.6X у камер Canon с APS-C сенсором (22.3 X 14.9 мм) на полнокадровые камеры Canon (с сенсором 36 X 24) площадь сенсора увеличивается в 2.6 раза. Считается очень просто: (36*24)/(22.3*14.9).

Таким образом переход с кропа с APS-C сенсором на полный кадр 36 X 24 должен ощущаться куда больше, нежели переход с полного кадра на ‘средний формат’ с размером сенсора 44 X 33 мм.

Но на практике ощущений от среднего формата гораздо больше того, что показывают вычисления.

Очень много цифровых задников также используют сенсоры размером 44 X 33 мм. Но, конечно, есть и задники с бОльшим размером сенсора, например 53 X 40 от Phase One или Mamiya.

На самом деле 44 X 33 не совсем средний формат, а скорее является кропом от самого ‘маленького’ среднего формата 56 X 42 мм (формат 645). Но в наше время все, что больше классических 36 Х 24, уже называют средним форматом.

Мне очень нравится идея беззеркального среднего формата. Отсутствие гигантских среднеформатных зеркальных коробок позволяет в разы уменьшить размеры камеры. Да и короткий рабочий отрезок позволяет получить объективы с немного меньшими размерами. В итоге, например, FUJIFILM GFX 50r с объективом блинчиком FUJINON GF LENS 50mm 1:3.5 R LM WR (аналог 40/2.8) весит всего чуть больше 1 кг. И очень важно, что такой набор обойдется в районе 5.000 долларов, что уже сопоставимо с некоторыми ‘обычными’ полнокадровыми камерами.

Средний цифровой формат – это другой мир, мир другой фотографии и мир фотографов другого плана. Но с ростом современных технологий средний формат становится все ближе к обычному фотографу и фотолюбителю. Вопрос в том, стоит ли засматриваться на средний формат фотолюбителю или лучше оставить его профессионалам?

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги, например E-katalog. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Зачем профессионалу фотокамера среднего формата?

Обновлено: Понедельник, Июль 31, 2017

Что выбрать настоящему профессиональному фотографу, чтобы это было действительно «круто». Как выделиться из толпы фотографов, у которых в руках полноформатные Кэноны, Никоны, Сони. Есть только один путь – переход на средний формат. Если во времена съемки на пленку, была прямопропорциональная зависимость между качеством изображения и размером кадра фотоаппарата, то цифровая фотография поставила это правило под сомнение. Некоторые фотографы не видят разницы между фотографиями от Кэнона 5 марк2 и от цифрового задника среднего формата.

Тест Canon 5D и Hasselblad h4Dii

Краткое сравнение сделал фотограф Lincoln Barbour в статье «Canon 5D vs. Hasselblad h4Dii». Первое, что он отмечает, так это размер отпечатка, который можно получить. С Canon 5D принт получается 24,65 см на 32,88 см, 300 dpi и из Hasselblad h4DII – 45,82 см на 61,1 см, 300 dpi.

Второе, что можно увидеть на снимках – это большая детализация, реалистичней фактура.

Окончательный вывод Lincoln Barbour делает в пользу приобретения камеры среднего формата. Хотя камера Hasselblad h4DII стоит около $ 44000, но желание сделать снимки для клиента в максимальном качестве важнее. Конечно, пишет он, нет необходимости в камере 39 Мпикс для фото в журнал размером ¼ страницы. Кроме того, репортаж с такой дорогой камерой в криминальных районах города, будет похож на экстрим в горных лыжах.

Статья Lincoln Barbour была написана в октябре 2007 и уже устарела. На странице автора иллюстрации теперь недоступны, но я взял их из своего преподавательского архива. Дальнейшее совершенствование 35 мм матриц позволило поставить под сомнение преимущество среднего формата.

Современный тест Nikon D800E и Hasselblad h5D40

Тест, проведенный Alex Koloskov в июле 2012, стал возможен появлением камеры Nikon D800E с full frame матрицей 36.3MP (7360 x 4912). Сравнение идет с Hasselblad h5D40. Первый тест представляет собой детский портрет в условиях студийного освещения.

Тестовые снимки показывают разницу в картинке: Hasselblad дает немного больше деталей и цвет лучше сбалансирован в тон кожи девочки. На первый взгляд разница в деталях изображения, кажется, настолько минимальны, что это будет трудно заметить. «Тем не менее, чем больше я смотрю на этих изображениях, пишет Алекс, тем больше я вижу разницу в мелких деталях: посмотрите на волос в участках, находящихся под ее глазами. Это просто вопрос физики: размер пикселя 6 микрон у Hasselblad против 4,7 микрон у Nikon, и гораздо больше дополнительной информации о цвете –16 бит против Nikon 14 бит – вот что делает разницу. Тем не менее, я никогда раньше не видел такой деталировки и разрешения у 35mm DSLR стоимостью в $3200! Сможет ли простой зритель увидеть разницу между крупными принтами с обеих камер? Может быть…»

Тест показал, что прогресс в 35 мм матрицах позволил получить качество изображения сравнимое с камерами среднего формата. Разница в цене гостигает пяти раз, а качество картинки у Hasselblad только на 10% лучше. Nikon стоит $3200 (корпус) и $1000 (объектив), а h5D40 в сумме $23000=$16900 (корпус + цифровой задник) и $5900 (объектив)… Подробности теста можно прочитать в статье на английском языке «Nikon D800E против Hasselblad h5D40 или конец превосходства среднего формата» на сайте автора.

Тест Олега Титяева

Олег подробно сравнивает Nikon D800 и Hasselblad h4DII-31 по цене комплекта, по весу и удобству пользования, по скорости съемки, по детализации картинки и динамическому диапазону и еще по другим критериям. Меня, в первую очередь, интересуют мысли и выводы фотографа.

Да, отмечает Олег Титяев, разница есть, но при определенных условиях ее невозможно определить. Он описывает такой эксперимент: «На мастер классе в Минске (да и не только в Минске) зашла дискуссия, когда слушатели рассуждали, что Хассель и рисует по-другому, и картинку дает совершенно иную. Магия среднего формата, дескать. Я взял в руки Canon 400D с китовым объективом, и сделал несколько снимков, думая о том, чтобы при обработке сравнить. Когда посмотрели фотографии, то дискуссия стихла. Да, шумы побольше, да детализация не та, но эстетика, восприятие то не меняются. Не меняются! Кто из неспециалистов отличит, который из этих файлов сделан на Хассель, а какой на Canon 400D?”

             

Смотреть оригинал (слева) 1,25 Mb Смотреть оригинал (справа) 1 Mb

Из теста Олега Титяева следует, что качество картинки у современных камер класса Nikon D800 сравнимо с тем, что дает средний формат. Поэтому он выбирает 35 мм full frame систему, как более дешевую, более легкую, более удобную, более быструю, более функционально насыщенную.

Лейка S2 устойчива к дождю

Для полноты картины еще один краткий обзор среднеформатной камеры от немецкого производителя. Реальную съемку автомобилей для профильного журнала проводит Александр Давидюк.

Leica S2 камера похожа на обычную зеркалку: меньше и легче (1260 г) Canon EOS 1DS и немного больше 5D. Размер сенсора 45 мм на 30 мм, 37.5 Мп, 7 500 на 5 000 пикселей.

Камера имеет два затвора – один фокальный в корпусе и второй, центральный, встроен в объектив. Скорости AF для очень быстрых движений не хватило, помогла ручная наводка на резкость. Во время сессии пошел сильный дождь, но камера продолжала работать!

Для пытливых есть такой подробный обзор Leica S2, много разных фотографий.

Некоторые мысли, но не рекомендации

1) Стоимость камер среднего размера значительно более 35 мм full frame.

Это обстоятельство не может считаться недостатком – профессиональная фотография не сводится к голому бухгалтерскому расчету. Понятие «престиж» имеет свою конкретную стоимость. Просится сравнение с авто, но само название серии «Hasselblad Ferrari» без комментариев говорит о социальном статусе фотографа, об его успешности.

2) Среднеформатные камеры имеют впечатляющие возможности по печати больших размеров фотографий

Так Hasselblad H5D-60 имеет матрицу 60,1 Mpix и позволяет напечатать фотографию размером 6708 на 8956 пиксель.

3) Кадрирование не уменьшает количество деталей

Следствием большой матрицы и тонкой деталировки изображения стало расширение возможности кадрирования. С приемлемым качеством можно отбросить более половины кадра и даже более. Ниже вы сможете посмотреть фотографии снятые камерами Hasselblad в оригинальном разрешении. Снимки даны в формате  JPEG, а те кому нужны несжатые файлы, можно посетить официальную страницу фирмы. Например, файл в формате  TIFF «Вид Копенгагена» имеет размер 179 Mb.

Смотреть оригинальный размер 3,34 Mb

Смотреть оригинальный размер 4 Mb

Смотреть оригинальный размер 10 Mb

4) Особая «философия» работы с камерой среднего формата

Можно согласиться с Олегом Титяевым в том, что нет никакой «магии» среднего формата. Но мышление при съемке с MF камерами все же иное, по крайней мере в моем случае. В пленочную эру мои коллеги успешно снимали на 35 мм фильм. Но я таскал с собой комплект из двух камер Киев 60 и тяжелые объективы. Тогда мне было ясно, что глядя в видоискатель 6 см на 6 см, я вижу детали кадра, композицию. А на маленький экран 24 мм на 36 мм без дрожи смотреть не мог и ко всему прочему  эта камера для репортеров, но репортеры как бы не фотографы.

Здравомыслящему фотографу конечно сразу понятно, что все мои выводы чистой воды «субъективизм». И в этом он будет почти прав. Но так как оплачивает свою фототехнику не кто иной как фотограф, то это его законное право выдумывать причины, которые обосновывают его денежные затраты на фотоаппарат среднего формата.

Крупноформатная камера — Википедия

Студийная крупноформатная карданная камера «Sinar F» 4×5 дюймов Портативная крупноформатная камера
«Micro Precision Products MarkVIII»
4×5 дюймов Матовое стекло крупноформатной камеры и изображение на нём Листовая фотоплёнка размером 18×24 см.
Слева — вид со стороны подложки, справа — со стороны фотографической эмульсии.

Крупноформа́тная ка́мера — фотоаппарат с размером кадрового окна 8×10 сантиметров и более[1][2]. Большинство крупноформатных фотоаппаратов являются камерами прямого визирования. Часть студийных камер этого типа называются карданными или монорельсовыми из-за конструкции, допускающей взаимные подвижки объектива и кассетной части (негативной доски) в широких пределах. В карданных камерах обе части крепятся к несущей штанге при помощи шарниров, позволяющих им смещаться поперёк оптической оси и отклоняться во всех направлениях. Остальные крупноформатные фотоаппараты имеют ограниченные возможности отклонения и смещения: как правило, объективная доска может смещаться по вертикали и горизонтали, а негативная обладает функцией уклона по этим же осям. Специализированные камеры для моментальной фотографии также относятся к крупноформатным, поскольку обладают минимальным размером кадра 8,5×11 см.

По размеру кадрового окна и, соответственно, по типу применяемого фотоматериала все фотоаппараты (кроме цифровых) принято классифицировать на четыре класса: крупноформатные (фотопластинки, листовые фотоплёнки), среднеформатные (широкая фотоплёнка 61,5-мм), малоформатные (35-мм фотоплёнка) и миниатюрные, рассчитанные на плёнку 16-мм. Крупноформатный негатив рассчитан на контактную фотопечать, давая при этом отпечатки достаточно большого размера. Оптическая печать с таких негативов используется в исключительных случаях, поскольку требует фотоувеличителей специальной конструкции.

Первые фотоаппараты были крупноформатными, поскольку размер получаемого изображения зависел от размера кадрового окна. Дагеротипы получались в единственном экземпляре на посеребрённой пластинке, непосредственно экспонируемой в фотоаппарате и не могли быть другого размера. Последующий технический прогресс и появление негативно-позитивного процесса позволил тиражировать фотоотпечатки контактным способом, позволяющим получать фотографии только того же размера, что и негатив. Это было обусловлено непригодностью низкочувствительных хлоросеребряных фотобумаг к оптической печати. Обычными форматами негатива в те годы были 30×40 см, 50×60 см и ещё больше. Появление высокочувствительных желатиносеребряных фотобумаг, пригодных для оптической печати, дало возможность уменьшить формат негатива. Так монополия крупноформатных камер на рынке фотооборудования закончилась с появлением среднеформатных, а позднее — малоформатных и миниатюрных камер.

Главное достоинство крупноформатных камер, кроме непревзойдённой информационной ёмкости — возможность контроля перспективных искажений и поля резкого изображения[3]. В современной фотографии на большой формат снимают, когда требуется особый контроль над перспективой: подвижки форматной камеры позволяют наклонять плоскость фокусировки и исправлять перспективные искажения[4]. Используя подвижки и наклоны камеры, возможно на полностью открытой диафрагме снимать резкими объекты, непараллельные плоскости кадра, используя принцип Шаймпфлюга.

Фокусные расстояния объективов крупноформатных камер в несколько раз больше, чем малоформатных и позволяют получать очень маленькую глубину резкости даже на больших дистанциях наводки, обеспечивая уникальный оптический рисунок. В современной фотографии крупноформатные камеры применяются для архитектурной, интерьерной съёмки и съёмки рекламы в студии. Также большой формат применим в специальных технических целях для получения фотошаблонов или аэрофотосъёмки с большим разрешением. Размер кадра больший, чем 8×10 дюймов в настоящее время практически не встречается.

Существует несколько классов крупноформатных фотоаппаратов, отличающихся размерами кадра и конструкцией. По области применения такие камеры принято делить на три типа: павильонные, дорожные и репродукционные. Павильонные камеры предназначены только для работы в специализированной фотостудии и характерны громоздкой конструкцией, непригодной для транспортировки и съёмки вне помещения. Большинство современных павильонных камер имеют карданную конструкцию, обеспечивая неограниченные возможности подвижек. Более компактны дорожные камеры, имеющие складную конструкцию и сравнительно компактные размеры, в том числе за счёт ограничения свободы подвижек. Дорожные камеры предназначены для установки на лёгкий штатив и могут использоваться в полевых условиях. Репродукционные камеры специально предназначены для изготовления фотокопий документов и других плоских оригиналов. Они сконструированы, как часть репродукционной установки, включающей держатель оригиналов и осветительную систему.

Крупноформатные пресс-камеры предназначены для фотожурналистики и наиболее универсальны. В отличие от большинства других крупноформатных фотоаппаратов они пригодны для съёмки с рук в любых условиях. В кассеты крупноформатных камер заряжались фотопластинки или листовая фотоплёнка. Кассета — деревянная или металлическая коробка со сдвижной светонепроницаемой заслонкой (ши́бером). Кассеты могут быть односторонними или двухсторонними (двойными). В последнем случае, характерном для формата больше, чем 13×18 сантиметров, кассета состоит из двух отсеков, разделённых непрозрачной перегородкой, предназначенных для двух фотопластинок или листов фотоплёнки, повёрнутых друг к другу подложкой. После съёмки на один лист кассета переворачивается для съёмки на второй[5]. Такая конструкция позволяет незначительно сократить вес и объём запаса кассет для выездной съёмки.

Для разных классов крупноформатной аппаратуры характерны различные размеры кадра:

  • 9×12 сантиметров или 4×5 дюйма (примерно 10×13 см) — наиболее распространённый формат пресс-камер;
  • 13×18 сантиметров или 5×7 дюймов — размер кадра пресс-камер, популярный до Второй мировой войны;
  • 18×24 сантиметра или 8×10 дюймов (примерно 20×25 см) — формат кадра большинства дорожных камер;
  • от 24×30 сантиметров до 50×60 сантиметров или 20×25 дюймов — форматы, характерные для павильонных камер;

Любая крупноформатная камера пригодна для съёмки на негатив меньшего формата и даже на роликовую плёнку. Для этого используются специальные адаптеры-переходники, часто входящие в комплект. Современные цифровые задники сопоставимы по детализации лишь со снимками 9×12 см, а больший формат даёт выигрыш по детализации[6]. На контактных отпечатках с негативов 18×24 см детализация настолько велика при очень высоком качестве изображения, что создаётся эффект присутствия, так как изображение соответствует по обилию деталей картине, видимой человеческим глазом с хорошим зрением.

В проекте gigapxl.org использовалась камера 9″×18″ и плёнка Kodak Aerocolor III type 2444 и другие выпускаемые для такого формата. Такие плёнки используются для аэрофотосъёмки и военных приложений. После сканирования негатива получалось изображение размером до 88000×44000 пикселей, то есть около 4 гигапикселей. При этом никаких склеек и монтажа не производилось — такое количество деталей получалось благодаря высокому качеству на каждом этапе. В других проектах по производству гигапиксельных фотографий используется монтаж цифровых снимков, тут же сканирование одного негатива размеров 22×44 см, что позволяет снимать динамические сюжеты.

  • Фомин А. В. § 6. Классификация фотоаппаратов // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 43—48. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

Раунд 4. Средний формат. Сменится ли лидер?

Итак, мы рассмотрели уже достаточно среднеформатных фотоаппаратов, чтобы поискать среди них «мечту». В СССР был, в общем-то, не очень широкий модельный ряд для 120-й пленки.

Все статьи на эту тему, что уже вышли — легко найти в оглавлении сайта. Там есть специальный раздел.

P7304046Москву и Любитель, равно как и Искру, мы, пожалуй, со всем почтением оставим все-таки в стороне. При всем уважении к этим камерам, в конструкции которых много интересного, в конкурсе на крутизну им не тягаться.
P7304049В остатке имеем Киев-60 и Киев-88. Камеры схожи возможностями, но по ряду важных показателей, 88-й все-таки является более продвинутым.

Текущий лидер, напомню, у нас Зенит-6. Да, с хронологией оппонирования нелады, согласен, но я это еще в прошлый раз писал.
Мой дальнейший текст будет похож на рассуждение «Кто сильнее — кит или слон?» Но, а что ж тут поделаешь? Есть ситуация, нужно из нее выходить.

Итак, предпочел бы наш школьник на стыке 80-х и 90-х Киев-88 Зениту-6?

При условии, конечно, что Зенит-6 ему достался в идеальном состоянии. В этом, в общем-то, нет ничего невозможного. Ведь исправные Зениты-6 встречаются и СЕЙЧАС.

Так предпочел бы?

Вопрос непростой. Но я возьму на себя смелость от имени того самого школьника заявить следующее:

В указанный временной отрезок узкая пленка вполне удовлетворяла фотолюбителей разрешением. Средний формат не дал бы нашему любителю ключевых преимуществ. А вот вес и размер Киева-88 — это реальный недостаток.

Зенит-6 со своим Рубином сам по себе весит немало — 1,8 кг. Но Рубин – это трансфокатор. В ситуации, когда вес особо критичен, можно обойтись миниатюрной Вегой. Сразу укладываемся в килограмм с запасом.

P8034159
Киев-88 со штатной Волной весит 1,9 кг. Чтобы получить эквивалент доступных фокусных расстояний Рубина, к этому нужно приложить еще, например, Мир-26В и Вегу-28В. Это еще пара килограмм. Плюс задник с пленкой. Плюс кофры для всего этого……….. Много. Слишком много.

Далее. Сменные задники Киева — это, конечно, круто. Но одна стандартная узкая пленка в 36 кадров — длиннее, чем 2 пленки 120-го типа.

В общем, Киев-88 получает, конечно, в свой актив дополнительные баллы за брутальность, но для частника аппарат неудобен и я думаю, что наш школьник должен был это осознавать.

Пройдемся по прочим параметрам.

Зеркало у обоих аппаратов залипающее. Мда… Разница то, между прочим, в 20 лет….

Набор выдержек практически совпадает. 1/1000, думаю, не самая ценная выдержка при 64-й пленке. К тому же на 88-м эта выдержка отрабатывается не очень качественно.

Переключение выдержек удобнее у Зенита. И еще у Киева выдержку менять можно только при взведенном затворе. Кому как, мне неудобно.

Замер у Киева — TTL. Вот тут — да. Явный выигрыш против селенового экспонометра Зенита-6. Правда, замер хоть и внутрикамерный, но несопряженный. У Зенита был сопряженный замер. И ему не нужны батарейки.

Но все равно, в этом вопросе выигрывает Киев.

Сменной оптики к Киеву доступно было существенно больше. Но вот чего к среднеформатным фотоаппаратам в Союзе не было, так это объективов с переменным фокусным расстоянием.

Я не знаю таких. Если вам известно — поправляйте.

И отсутствие трансфокатора у Киева — это, конечно, очень серьезный минус, в то время как у Зенита-6 — зум — это штатный объектив.

В общем и целом, вывод я делаю такой:

Наш фотолюбитель для ЛИЧНОГО использования предпочел бы систему Зенит-6. Полагаю, что многие не согласятся, но думаю, это все-таки из-за того, что Киев сам по себе современнее.

Постарайтесь сравнить камеры не принимая в расчет года выпуска.

Ну а что же делать с беспредельной крутизной Киева-88?

Тут мое мнение таково. Наш школьник был бы совсем не против, став взрослым, устроиться НА РАБОТУ, где он фотографировал бы Киевом-88.

Конечно, не в фотосалоне.

Но, например, будучи экспертом криминалистом. Чем не вариант?

Тут и романтика советских фильмов про милицию и любимая фотография совмещаются вместе и одновременно. И вожделенный Киев-88 с кучей прибамбасов за казенный счет тут тоже приходится кстати.

И везут тебя со всем этим тяжеленным хозяйством до места съемки на автомобиле, между прочим.

Вот такой вот компромисс.

Но для ЛИЧНОГО использования, повторюсь, Киев-88 все-таки не очень подходит и потому текущего лидера сместить не может.

Очень может быть, что исход был бы иным, если бы массово выпускался Киев-90.

e40c953be93182c669034cf7777d6a39Это тоже среднеформатный фотоаппарат высокого класса модульного типа, напоминающий компоновкой Киев-88.

Но другой…..

Выдержки от 4 (целых) до 1/1000. Байонет Б. Синхронизация на 1/60.
Замер не в пентапризме, а в корпусе камеры, из-за чего он работает и с шахтой. Возможность замера на открытой диафрагме со специальным объективом «МС Волна-3А» 2,8/80.

Зеркало постоянного визирования.

Взвод затвора и выдержки разнесены по разным головкам.

13782406736280И еще, Киев-90 — это автомат с приоритетом диафрагмы и с возможностью полуавтоматического режима работы.

Ох, держите меня семеро!

Выпускалось сие чудо с 1985 года. Одновременно с 88-м, практически.

Но история не терпит сослагательного наклонения. Киев-90 выпускался в следовых количествах. Я за все годы коллекционирования не видел этой модели в продаже ни разу.
А посему, согласно правилам, Киев-90 в конкурсе не участвует.

Это значит, что Зенит-6 — по прежнему является лидером конкурса «мечта советского фотолюбителя на рубеже 80-х и 90-х».

Нет, не волнуйтесь, я не планирую объявить эту систему победителем в конце концов. Но дайте ж старичку побыть в лидерах еще немного. :о)

А мы возвращаемся к поиску Мечты в узкоформатном сегменте и следующее у нас на очереди семейство Зенитов-Е

Всем удачи, не забывайте о лайках и репостах.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

Цифровой задник — Википедия

Цифровой задник — сменный модуль системного фотоаппарата, предназначенный для преобразования оптического изображения в файлы цифровых фотографий. Цифровой задник устанавливается на плёночный фотоаппарат, превращая его в цифровой. В отличие от цифровых фотоаппаратов, выполненных как одно целое, конструкция со сменным задником позволяет снимать также на фотоплёнку.

Существуют две основные разновидности цифровых задников: сканирующие и с прямоугольным сенсором, создающим снимок за одну экспозицию[1]. Сканирующие задники представляют собой гибрид фотоаппарата и сканера и основаны, как правило на линейке ПЗС, перемещающейся вдоль одной из сторон кадра. Поскольку сканирование занимает существенный промежуток времени, подобные устройства пригодны только для съёмки неподвижных изображений, но формат сканируемого кадра практически не ограничен, а качество получаемого изображения исключительно высоко[2]. Использование трёх ПЗС-линеек с цветными светофильтрами позволяет оцифровывать цветное изображение за один проход и втрое сокращает время сканирования[3].

Однако, наибольшее распространение получили задники, основанные на прямоугольной ПЗС-матрице с массивом цветных светофильтров, позволяющие считывать изображение кадра за одну экспозицию. Такие устройства позволяют фиксировать движущиеся объекты с короткими выдержками, как обычный цифровой фотоаппарат. Некоторые задники с такой матрицей рассчитаны на тройную экспозицию за цветными светофильтрами для получения цветных снимков. Конструкция позволяет обойтись без массива цветных фильтров и повысить разрешающую способность при том же количестве светочувствительных элементов.

Задники с прямоугольной матрицей в свою очередь делятся ещё на два класса: студийные и автономные[1]. Студийная разновидность непригодна для натурных съёмок, поскольку требует соединения с компьютером и внешним источником питания. Зачастую такие задники не имеют даже собственного жидкокристаллического дисплея, что исключает возможность настройки и контроль отснятого материала без внешнего монитора.

Фотоаппарат Nikon F90 со снятым цифровым задником Kodak DCS 420

Наиболее ранняя потребность в цифровой фотографии возникла в сфере фотожурналистики, нуждающейся в быстрой доставке готовых изображений с места события. Поэтому, первые эксперименты и успехи в разработке связаны с небольшими форматами светочувствительного элемента видеофотоаппаратов, представлявших собой видеокамеру для съёмки неподвижных кадров[4][5].

Малый формат[править | править код]

Первым цифровым задником можно считать гибридное устройство «Electro-Optic Camera», спроектированное электронным подразделением Kodak по заказу правительства США с использованием профессионального фотоаппарата Canon New F-1[6]. Основой стала созданная «Кодаком» за год до этого чёрно-белая ПЗС-матрица «M1», разрешение которой впервые превысило 1 мегапиксель[7]. Она размещалась в блоке, закрепляемом на съёмной задней крышке фотоаппарата.

Полученный гибрид оказался слишком громоздкими и неудобными, и следующим этапом стала разработка проектов «IRIS» для фотожурналистов и «Hawkeye II» для военных. Оба прототипа собирались вокруг зеркального фотоаппарата Nikon F3, а часть военных приставок комплектовалась новой матрицей «М3» с фильтром Байера, ставшей первой цветной матрицей с разрешением более 1 мегапикселя[7]. Она же стала основой для первого коммерчески успешного и серийно выпускаемого цифрового гибрида Kodak DCS 100, также собранного вокруг фотоаппарата Nikon F3 HP. Гибрид, выпущенный в 1991 году, состоял из цифрового задника с ПЗС-матрицей, подключённого кабелем к внешнему блоку, носимому на плече[7]. Устройство стало первым, ориентированным на совместную работу с компьютером, а не видеооборудованием, как это было в большинстве предыдущих разработок других производителей[8].

Дальнейшие разработки были сосредоточены в гражданском секторе компании «Kodak» (англ. Professional Photography Division), с 1994 до 1998 года выпустившей более компактные устройства серии DCS, стыкующиеся с фотоаппаратами Nikon F801, Nikon F90 и Canon EOS-1N[9]. Все созданные гибриды стали промежуточным этапом перед созданием полноценных цифровых зеркальных фотоаппаратов неразъёмной конструкции. В конце концов, Canon и Nikon создали линейки фотоаппаратов Canon EOS-1D и Nikon D1, основой при проектировании которых послужили предыдущие опыты с цифровыми задниками.

Ещё одной попыткой дать цифровое будущее плёночным фотоаппаратам стал проект компании «Imagek»[10]. 11 февраля 1998 года она анонсировала выпуск цифровой приставки «EFS-1» (англ. Electronic Film System), которая должна была вставляться в фильмовый канал и отделение для кассеты с плёнкой любых малоформатных фотоаппаратов[11]. Была заявлена ожидаемая разрешающая способность 1,3 мегапикселя при встроенной памяти 40 мегабайт. Через год аналогичную совместную разработку начали компании Intel и Kodak[10]. Однако, сложности согласования таких приставок с любыми существующими фотоаппаратами не позволили вписаться в заявленный ценовой предел 1000 долларов. В итоге проект так и остался техническим курьёзом.

В 2004 году был представлен цифровой задник «DMR» (англ. Digital Module for the R-system) для камер Leica R8 и Leica R9, но дальнейшего развития подобные конструкции не получили из-за повсеместного прекращения выпуска плёночной аппаратуры[12][10][13]. В 2010 году производство фотоаппаратов линейки Leica R и всех аксессуаров для неё, включая приставку, прекращено. Вместо этого налажен выпуск цифрового фотоаппарата Leica S2 неразъёмной конструкции. Создание цифрового фотоаппарата с полностью интегрированными цифровыми системами для малого формата оказалось дешевле и эргономичнее, чем попытки превратить стандартную плёночную фототехнику в цифровую с помощью приставок.

Тем не менее, в 2016 году ресурсом Kickstarter были собраны средства для выпуска установочной партии цифрового задника «I’m Back» на базе одноплатного компьютера Raspberry Pi, предназначенного для большинства малоформатных камер со съёмной задней крышкой[14]. Поставки готовых устройств заказчикам намечены на весну 2018 года[15][16]. Однако, наиболее широкое распространение такое явление, как «цифровой задник», получило в среднеформатной и крупноформатной аппаратуре модульного типа[1].

Средний формат[править | править код]

Среднеформатный фотоаппарат «Hasselblad 503 CW» с цифровым задником «Ixpress V96C» Цифровой задник «Leaf Aptus II»

В отличие от фотожурналистики, требующей моментальной съёмки и портативности, студийная фотография допускает съёмку с большими выдержками и в несколько экспозиций. Поэтому чёрно-белые матрицы, неприемлемые для новостной фотографии, можно использовать со студийными среднеформатными фотоаппаратами, проводя цветоделение не массивом цветных фильтров, а при помощи последовательных экспозиций, сохраняя большое разрешение[* 1]. Первым серийным задником среднего формата считается «DCB I» компании Leaf[17]. Устройство, выпущенное в 1991 году и прозванное фотографами «кирпичом», оснащалось чёрно-белой ПЗС-матрицей размером 3×3 сантиметра и с разрешением 4 мегапикселя (2048×2048). Для получения цветного снимка требовались три экспозиции за цветными светофильтрами[18]. Диск со светофильтрами устанавливался перед объективом, и при помощи электропривода синхронизировался со специальным программным обеспечением компьютера, генерирующим цветные файлы снимков. Эта же матрица послужила основой для аналогичного устройства Sinar.

В 1995 году появился задник «Kodak Professional DCS 465» для среднеформатных фотоаппаратов с присоединением типа Hasselblad («V-system»). Приставка позволяла в одну экспозицию делать моментальные снимки на матрицу размера APS-H с цветоделительным фильтром Байера и рекордным на тот момент разрешением 6 мегапикселей[7]. В ранних конструкциях задников с большим сенсором, превосходящим малоформатный кадр, не предусматривалось наличие встроенного дисплея, аккумулятора и накопителя информации, тем более что такие устройства в большинстве случаев использовались только в студийных условиях, не требующих автономности. Отказ от энергопотребителей в одном корпусе с матрицей уменьшал её шумы, особенно заметные при большом размере[19]. Некоторые задники до сих пор оснащаются термоэлектрическим охлаждением матрицы[20][2].

В среднеформатных задниках до недавнего времени традиционно использовались только ПЗС-матрицы, потребляющие больше электроэнергии, чем КМОП-матрицы, характерные для небольших форматов[21][22]. Поэтому их питание осуществляется от сети переменного тока или от мощного внешнего аккумулятора, а отображение информации и настройка — на подключенном компьютере. Ещё одна особенность среднеформатных задников — принципиальный отказ от преобразования исходной информации RAW и её сжатия в JPEG, что неизбежно увеличивает объём данных[23]. Поэтому, в качестве носителя информации чаще всего используется внешний жёсткий диск или диск подключённого компьютера. Примерами подобных линеек фотоаппаратов могут служить: «Phase One» серии H, «Leaf Valeo». Такие задники практически не пригодны для натурных съёмок и могут использоваться только в студии[2].

Одним из первых автономных задников в 2000 году стал «Kodak Professional DCS Pro Back» с ПЗС-матрицей «М11» разрешением 16 мегапикселей и двумя картами Compact Flash[7]. В 2004 году налажено производство цифровых «задников» для фотоаппаратов Hasselblad серии «V». Первая модель «Hasselblad Ixpress V96C» оснащалась квадратной ПЗС-матрицей размером 37×37 мм с разрешением 16 мегапикселей[23]. При этом для среднеформатных объективов кроп-фактор составляет 1,5.

Такие, более современные задники оснащены дисплеем, аккумулятором большой ёмкости и картами памяти. Другими примерами подобных линеек могут служить: «Kodak DCS Pro Back 645», «Phase One» серии Р, «Leaf Aptus», «Sinar eMotion». Современные среднеформатные задники позволяют получать файлы с разрешением до 100 мегапикселей, но обладают сравнительно невысокой светочувствительностью. Дальнейшее развитие пошло по пути малоформатной аппаратуры: цифровой задник интегрирован в корпус фотоаппарата, как например, в фотосистеме Hasselblad HxD[23]. Однако, даже такие камеры позволяют снимать на плёнку, заряжаемую в специальный сменный модуль.

Большой формат[править | править код]

Большинство крупноформатных задников относятся к сканирующему типу, поскольку производство сенсоров большого размера связано с большими техническими сложностями и экономически нецелесообразно. В 1995 году был представлен цифровой задник Sinar со сканирующей ПЗС-линейкой[2]. Время сканирования составляет 20 минут, и поэтому такие устройства пригодны только для съёмки неподвижных объектов в специально оборудованной студии. Аналогичная сканирующая приставка Power Phase FX формата 4×5 дюймов позволяет за один проход получать цветные файлы с разрешением 132 мегапикселя[2]. Кроме рекламной предметной съёмки подобные устройства применяются крупными музеями для создания высококачественных репродукций и каталогов. Наивысшей разрешающей способностью в 1 гигапиксель в этом классе аппаратуры обладает «Google Art Camera», автоматически сканирующая картины при помощи роботизированной панорамной головки. Полученные при этом снимки склеиваются в один общий, а оцифровка полотна площадью в 1 квадратный метр занимает 30 минут[24].

Дальнейшее развитие технологии изготовления фотоматриц позволило создавать цифровые задники большого размера, позволяющие снимать с моментальными выдержками. Однако, стать полноценной заменой листовой фотоплёнке крупного формата такие устройства не смогли до настоящего времени. Они используются отдельными студиями для замены дорогостоящих фотокомплектов одноступенного процесса Polaroid, традиционно применяемых для тестовой съёмки. Так, задник «Maxback» большого формата 8×10 дюймов (20×25 сантиметров) был выпущен в двух экземплярах в 2011 году по заказу фотографа Митчела Файнберга[25]. Несмотря на низкое разрешение 10 мегапикселей, стоимость проекта и реализации составила 500 000 долларов. Однако, экономия на комплектах Polaroid благодаря приставке, составила 50 000 долларов ежегодно. Задник устанавливается на карданную камеру Sinar, и после контроля качества снимка на мониторе подключённого компьютера, окончательная съёмка выполняется на листовой фотоматериал[26].

Это единственный известный крупноформатный задник, пригодный для моментальной съёмки. Попытки наладить его мелкосерийное производство не привели к успеху из-за отсутствия заказов[27]. Самая большая цельная фотоматрица «Z/I Imaging», известная на 2016 год, имеет разрешение 250 мегапикселей и физический размер 90×84 мм, но из-за особенностей конструкции используется только в аэрофотоаппаратах[28]. Все остальные задники, выпускаемые для камер большого формата, имеют сканирующую конструкцию или сенсор небольшого размера, который не превосходит среднеформатные аналоги[29]. Последние позволяют использовать карданную камеру для цифровой съёмки в лучшем случае на формат 4,5×6 см[27]. Моментальная съёмка в крупном формате до сих пор производится на листовую фотоплёнку.

Сравнительные размеры матриц существующих цифровых задников

Ключевыми производителями цифровых задников являются Kodak, Agfa, Phase One и Hasselblad. Выпускаемые задники комплектуются ПЗС-матрицами Kodak и Dalsa, которые на мировом рынке выступают их основными поставщиками. С 2013 года некоторые производители наладили выпуск КМОП-матриц, ранее не использовавшихся в задниках[22]. В настоящее время представлены задники только среднего формата, поскольку более компактная фототехника выполняется неразъёмной.

Цифровые задники можно разделить по мобильности и универсальности.

  • По мобильности: от чисто студийных, требующих внешнего источника питания, накопителя данных и компьютера для настройки (например, Phase One H5), до мобильных (например, Leaf Aptus II с сенсорным экраном или Leaf Valeo с синхронизацией с компьютером DP-67)[30].
  • По универсальности: от универсальных с переходниками для большинства среднеформатных (например, Sinar eMoution и Leaf Credo) и некоторых крупноформатных камер, до специализированных под конкретную модель камеры (например, Phase One h201 для Hasselblad h2)[30]. Универсальные цифровые задники и некоторые специализированные, подходящие к системам, изначально ориентированным только на рольфильм, имеют, в лучшем случае, только механический синхроконтакт, что влечёт ошибки синхронизации работы матрицы и затвора. Отсутствие объективов с центральным затвором приводит к виньетированию и сдвигу цветов в полученном изображении, но позволяет воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми плёночными системами[21][31]. Цифровые задники, при стыковке их с цифровыми системами, электрически и электронно согласованы и имеют богатую функциональность, а использование объективов, учитывающих особенность восприятия света матрицами избавляют от вышеперечисленных проблем, но требует от фотографа покупки корпуса, а зачастую смены всего парка оптики. Универсальность выбора системы, с которой стыкуется цифровой задник, реализовано универсальное крепление, зачастую через переходники, что не может похвастаться герметичностью и существенно снижает мобильность устройства[21].

Основными характеристиками являются[2]:

Другие характеристики, также влияющие на качество изображения и сферу применения[21]:

  • невысокая чувствительность при допустимых шумах и шумы при длительных выдержках;
  • особенности CCD-матрицы: блюминг, муар (отсутствует АА-фильтр), тепловой шум;
  • отсутствие серийной съёмки, скорость съёмки чуть более 1 кадра/сек, длительное запаздывание после включения 4 — 10 сек;
  • Live View реализован не у всех моделей и не в полном размере.
  1. ↑ Аналогичная матрица с массивом цветных фильтров генерирует цветные снимки вчетверо меньшего разрешения, поскольку в качестве одного цветного пикселя используется 4 монохромных
  1. 1 2 3 Среднеформатные цифровые фотоаппараты (рус.) (недоступная ссылка). Фотонциклопедия. Фотостудия «Сказочная жизнь». Дата обращения 28 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 Валентин САВЕНКОВ. Ну очень большие матрицы (рус.) (недоступная ссылка). Фото&Техника. журнал «Потребитель» (2004). Дата обращения 21 января 2014. Архивировано 10 января 2014 года.
  3. ↑ Крупноформатные фотокамеры (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  4. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 128.
  5. ↑ Nikon Video Still Camera Model 1 & Nikon QV-1000C Still Video Camera (англ.). Photography in Malaysia. Дата обращения 20 января 2014.
  6. ↑ The Electro-Optic Camera (англ.). The World’s First DSLR. James McGarvey. Дата обращения 18 января 2014.
  7. 1 2 3 4 5 Jim McGarvey. The DCS story (англ.). NikonWeb (June 2004). Дата обращения 18 января 2014.
  8. Jarle Aasland. Kodak DCS 100 (англ.). 17-летняя история цифровых фотоаппаратов Kodak 1987-2004. NikonWeb. Дата обращения 18 января 2014.
  9. ↑ A brief info on Kodak DCS-Series Digital Still SLR cameras (англ.). Photography in Malaysia. Дата обращения 18 января 2014.
  10. 1 2 3 Foto&video, 2004.
  11. John Henshall. IMAGEK EFS-1 (англ.). Every 35mm Camera a Digital Camera. Electronic Photo Imaging (1998). Дата обращения 20 января 2014.
  12. ↑ Foto&video №4, 2006, с. 84.
  13. ↑ LEICA DIGITAL-MODUL-R (рус.) (недоступная ссылка). Новости индустрии Hi-Tech. iXBT.com (27 июня 2003). Дата обращения 20 января 2014. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  14. Samuel Mello Medeiros. The unique Raspberry Pi case that makes you revive the past (англ.). Camera Equipment. Kickstarter. Дата обращения 18 августа 2016.
  15. Галина Трошина. I’m Back — новый цифровой задник для старых 35-миллиметровых пленочных фотокамер (рус.). Fototips (18 октября 2017). Дата обращения 23 октября 2017.
  16. Ron Leach. “I’m Back” Is a 16MP Digital Back Promising New Life for Old 35mm Film Cameras (англ.). журнал «Shutterbug» (17 October 2017). Дата обращения 18 октября 2017.
  17. Alexander Odukha. Фотораритеты (рус.). Персональный блог (8 февраля 2011). Дата обращения 28 января 2014.
  18. John Henshall. LEAF DIGITAL CAMERA BACK (англ.). Turning over a new Leaf. журнал «The Photographer» (April 1993). Дата обращения 28 января 2014.
  19. ↑ Фотокурьер, 2006, с. 17.
  20. ↑ Foto&video, 2002, с. 52.
  21. 1 2 3 4 Антон Носков. Информаторий: цифровые задники (рус.). Дата обращения 23 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  22. 1 2 PhaseOne анонсировала первый среднеформатный задник с CMOS сенсором (рус.) (недоступная ссылка). Новости. «Фототехника» (24 января 2014). Дата обращения 28 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  23. 1 2 3 Фотокурьер, 2006, с. 16.
  24. Ron Leach. Google’s New Gigapixel Camera Digitizes Fine Artworks in Greater Detail Than Ever Before (англ.). News. журнал «Shutterbug» (19 May 2016). Дата обращения 20 мая 2016.
  25. Devin Coldewey. Сотни тысяч долларов за сенсор 8×10 дюймов (англ.). TechCrunch (25 August 2011). Дата обращения 20 января 2014.
  26. ↑ Единственный в мире цифровой задник для большого формата (рус.). Новости. «Фототехника». Дата обращения 20 января 2014.
  27. 1 2 Mitchell Feinberg’s 8×10 Digital Capture Back (англ.). Photographers. A Photo Editor (23 August 2011). Дата обращения 28 января 2014.
  28. KLAUS J. NEUMANN. The Z/I DMC II – “Imaging Revolution” (англ.). ABSTRACT. Wichmann/VDE Verlag (2011). Дата обращения 9 февраля 2016.
  29. ↑ Цифровые сканирующие приставки (рус.) (недоступная ссылка). Фотоэнциклопедия. Фотостудия «Сказочная жизнь». Дата обращения 28 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  30. 1 2 Цифровые задники: мирная революция (рус.). Фототехника. Мультимаркет «Fotomag». Дата обращения 20 января 2014.
  31. Anders Torger. Guide to second hand medium format digital backs (англ.). Персональный сайт (May 2012). Дата обращения 21 января 2014.
  • Виктор Васильев. Дорогие плоды технологий (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2002. — № 9. — С. 52—55.
  • Андерс Ушольд. Леечная смена (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4. — С. 84—88.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

Среднеформатные цифровые фотоаппараты — Вики

Mamiya SS — предшественник цифровой системы Mamiya 645 AF II

На 2013 год конструктивно такие фотоаппараты выпускаются только как цифровые зеркальные. В подавляющем большинстве их производят фирмы (за исключением фирмы Leica), выпускавшие плёночные зеркальные фотоаппараты среднего формата, которым для перехода от фотоплёнки к фотоматрице требовалось заменить сменный элемент: кассету с рольфильмом на цифровой задник. Поскольку, как и кассеты к рольфильмам, так и цифровые задники производятся многими сторонними фирмами (Kodak, Agfa и др.) и являются взаимозаменяемыми, как с кассеты на кассету и с цифрового задника на цифровой задник, так и с рольфильма на цифровой задник и наоборот, и являются сменными независимыми элементами системной камеры, то подобным «оцифровыванием» плёночной фотокамеры занимались многие фотографы. С улучшением характеристик фотоматриц в цифровых задниках, когда они стали реальной постоянной альтернативой фотоплёнке в рольфильме, фирмы, производящие среднеформатные фотоаппараты озаботились об «оцифровании» фотоаппаратов в своих линейках, производя не только замену рольфильма на цифровой задник, но и ориентируя (увеличивая функциональность, работающую только с цифровым задником) их на это. Теперь эти фирмы предлагают не плёночные фотоаппараты с возможностью фотографирования на матрицу, а цифровые, с возможностью фотографирования на плёнку. Но это было не со всеми, так Leica, ранее не производившая среднеформатные фотоаппараты, сперва увеличивала размеры матриц в своих дальномерных фотоаппаратах до малого формата (Leica M9) и создала среднеформатный зеркальный фотоаппарат со сканирующей ПЗС-линейкой (Leica S1), что дало базу для создания Leica S2. Leica S2 имеет несменную матрицу, разработанную Kodak специально для неё, и поддерживает только оригинальные объективы (наследие Leica S1) и аксессуары (наследие Leica M3).

Среднеформатные фотоаппараты: Среднеформатные цифровые фотоаппараты — Википедия – Среднеформатные камеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх