Для чего нужен стабилизатор изображения
Процент резких изображений в зависимости от выдержки
Введение
Я пользуюсь техникой компаний Canon и Nikon. Их стабилизаторы имеют названия IS и VR. IS (Image Stabilization) это аббревиатура компании Canon, VR (Vibration Reduction) – Nikon. Стабилизатор изображения помогает мне получить гораздо более четкое изображение с длиннофокусными объективами, а также при низком уровне освещения.
IS и VR настолько важны для получения отличных снимков, что я не буду покупать объектив без них, если есть выбор.
Как я покажу далее, даже компактные фотоаппараты типа «навел и снял» с IS снимают гораздо резче, чем дорогие зеркалки с объективом без стабилизатора при некоторых условиях.
VR против IS
VR (Nikon) и IS (Canon) это одно и то же. Я буду использовать оба термина как синонимы. Каждый производитель использует свои собственные сокращения.
Обе эти системы стабилизируют изображение, чтобы избежать смаза от дрожания рук. Это помогает во многих случаях обойтись без штатива и получить резкие фотографии. VR и IS позволяют мне снимать при плохом освещении без использования штатива, за исключением совсем уж темного времени суток ( сумерки или ночь).
VR и IS превосходно работают при съемке неподвижных объектов, я как раз снимаю большинство таких кадров. Конечно, для съемки движущихся объектов, спорта или детей системы стабилизации бесполезны.
Некоторые люди хотели бы использовать VR и IS для съемки с проводкой, в этом случае стабилизатор работает в одном направлении, в то время как в других снимок получается размытым.
Чтобы получить резкий кадр быстро движущегося объекта, вам придется все равно использовать либо светосильный объектив, либо больше света, либо поднять ISO.
Стабилизатор помогает только компенсировать дрожание камеры, но не может ничего сделать с движущимися объектами.
Другие производители
Minolta, Panasonic, Olympus и Sony
Minolta (теперь Sony) выпускает зеркальные камеры, в которых стабилизатор изображения уже встроен в фотоаппарат. Я не пробовал эти системы. Преимуществом их, как утверждает производитель, является то, что они работают с любыми объективами, так как стабилизатор находится в камере, а не в объективе.
Anti – Shake
Остерегайтесь подобных названий. Большинство производителей, использующих этот термин, обманывают потребителя и просто повышают ISO, чтобы получить более короткую выдержку. Вы и сами можете увеличить ISO. Обычно такие камеры не компенсируют дрожание рук, как это делает система VR и IS.
Как работают стабилизаторы
Я пропущу подробности, основной принцип в том, что датчики движения предугадывают его направление и скорость в начальной фазе, когда фотограф нажимает кнопку затвора и делает кадр.
Затем они используют различные устройства сдвига линз или матрицы в противофазе с детектируемым сигналом ошибки, чтобы противодействовать этому движению.
За счет этого происходит стабилизация изображения при экспонировании.
Вы можете увидеть работу стабилизатора через видоискатель зеркальных фотоаппаратов или на экранчике компактных, нажав до половины кнопку спуска затвора.
График и действительность
Дрожание рук, которое врачи называют тремором, имеет случайный характер.
Сделайте достаточное количество фотографий в любых условиях. Некоторые будут резче, некоторые более размытыми. Процент попаданий зависит от условий, выдержки, фокусного расстояния.
На графике показано, как процент ваших резких снимков зависит от выдержки. На очень длинных выдержках, например, 30 секунд, почти никогда не получите резкий кадр, независимо от наличия стабилизатора. Но вероятность этого не равна нулю, так как есть счастливый случай.
На коротких выдержках, таких как 1/1000, вы получите резкие снимки почти в 100% случаев, опять же независимо от наличия стабилизатора. Но почти 100% это не чистые 100%. Бывают и исключения из правил.
Это все сводится к методам теории вероятности и статистического анализа. Математики смогут это лучше объяснить.
Сказки старых бабок о том, что выдержка должна быть не длиннее 1/30 или 1/(фокусное расстояние) происходят из наблюдения, что большинство людей получают около 50% резких снимков при этих условиях. Это как раз соответствует среднему участку черной кривой на графике. Будучи случайной функцией, более короткая выдержка дает более высокий процент резких снимков, и наоборот.
Трюк
Так как съемка это игра, то я стараюсь увеличить свои шансы на успех с помощью серийной съемки. Я увеличиваю значение выдержки и делаю несколько кадров подряд в этом режиме. Позже я выбираю самые резкие. Чем длиннее выдержка, тем большую длину серии нужно сделать. Чтобы получить хоть один резкий снимок. Например, если вероятность получить резкий снимок 10%, то я делаю 10 или 20 снимков серией и выбираю лучший. Это работает!
Точно также мы можем получить и смазанный кадр с нормальным объективом при выдержке 1/250 секунды. Но это не должно случаться часто, в противном случае подучитесь обращению с камерой.
Стабилизатор в этом случае всегда увеличивает шансы на успех. Я не знаю случаев, чтобы это было не так.
Когда стабилизатор эффективен?
VR и IS дают значительное улучшение в том месте, где кривые графика идут раздельно. Попробуйте снимать с выдержкой около 1/2 – 1/15 с нормальным объективом и вы увидите разницу, как между ночью и днем. С более короткими выдержками снимки и так будут резкими, с более длинными – и стабилизатор уже не поможет.
Примеры
Изображение комнаты, где сделаны кадры
Я делал снимки фотоаппаратом Nikon D200 c объективом 18-135 без стабилизатора и фотоаппаратом Nikon D70 с объективом 18-200 mm VR. Я покажу фото с D70 в масштабе 100%, а с D200 немного меньше, чтобы они совпали.
Наведите курсор, чтобы увидеть разницу
Теперь вы понимаете , почему я считаю, что лучше купить дешевле сам фотоаппарат (тушку), а объектив купить подороже? Помните, что объективы могут служить долгие годы, а тушки меняются чуть не каждый год. Более дешевый D70 с объективом 18-200 с системой VR снимает гораздо лучше на более длинных выдержках, чем гораздо более дорогой D200 без объектива с VR.
Конечно, они сравнивались при фокусном расстоянии 28 мм и выдержке 1/4 секунды, где стабилизатор имеет большое значение. При более коротких выдержках разница не будет столь существенной, но она проявится на больших фокусных расстояниях, даже в солнечный день.
Наведите курсор на изображение, чтобы сравнить снимок, сделанный на D200 без объектива VR и компактный фотоаппарат Canon SD700 с системой IS.
Стабилизатор изображения является ключом к получению резких снимков в типичных условиях освещения в помещении. Даже маленькая карманная камера со стабилизатором может с легкостью победить зеркалку, если используется объектив без стабилизатора, при условии съемки с недостаточным освещением без штатива.
Для каждой из картинок я сделал по шесть снимков. Со стабилизатором пять или шесть были резкими. Без стабилизатора пять или шесть получались смазанными. Я сделал достаточно много снимков, чтобы выборку можно было назвать репрезентативной.
Извините, что размер снимков и экспозиция совпадают не полностью, так как я снимал разными типами фотоаппаратов. Как ни странно, снимки с карманной камеры выглядят более резкими, видимо, это связано с тем, что при внутрикамерной обработке используется более сильное повышение резкости по сравнению с зеркалкой.
Штативы
Я обычно выключаю стабилизатор на штативе, так как он не нужен. Но если даже и забуду, то не вижу в этом проблемы.
Многие системы стабилизации достаточно умны, чтобы определить, что фотоаппарат находится на штативе и отключиться. Но если вы снимаете при сильном ветре или штатив не очень устойчив, стабилизатор вам также поможет.
Съемка на длинной выдержке
Если вы снимаете с рук с длинной выдержкой, порядка нескольких секунд, стабилизатор, как правило, несколько улучшит результат.
Диапазоны частот
Вибрация имеет амплитуду и частоту. Системы стабилизации способны обрабатывать колебания только в определенной полосе частот.
Интересующий нас диапазон лежит в пределах от 0,3 Гц до 30 Гц.
VR и IS игнорируют очень низкие частоты, так как иначе их работа будет создавать трудности при съемке с проводкой или слежением.
Частоты выше 30 Гц также не являются особо важными. Наши мышцы не сокращаются быстрее 30 раз в секунду, а внешние высокочастотные вибрации фильтруются массой нашего тела и массой камеры.
Никогда не ставьте камеру на нечто, что вибрирует с высокой частотой. Держите ее в руках, чтобы вибрации гасило ваше тело.
Выше определенного диапазона амплитуды (силы вибрации), механика системы стабилизации уже не может скомпенсировать ее, чтобы противодействовать большому смещению, например, если вы снимаете с машины, которая едет по бездорожью.
Активный или нормальный режим (Nikon)
Если у вас на объективе есть переключатель этих параметров, то он оптимизирует систему для различных частот и амплитуд
Активный режим подходит для больших амплитуд смещения, которые игнорируются в обычном режиме, полагая что вы делаете проводку.
Я никогда не видел различия в их производительности, как правило, снимаю в нормальном режиме. Полагаю, что если я снимаю что-то движущееся, система VR не справится так или иначе. Иногда я пользуюсь активным режимом, но не часто.
Самолет
Системы стабилизации предназначены для компенсации тремора рук, а не съемки из движущихся автомобилей или вертолетов. Это гораздо более сильные вибрации, которые требуют внешних стабилизаторов типа гироскопов.
При съемке с самолета никогда не опирайте камеру на дверь или любую другую часть самолета. Вместо этого держите камеру в руках и сидите прямо, отодвинув плечи от сиденья, таким образом, ваше тело поглотит максимальное количество вибраций.
Как всегда, приходится действовать методом проб и ошибок. Когда я снимал из открытых иллюминаторов небольшого самолета, система VR Nikon не смогла с этим справиться, что, в общем-то, логично, так как она не предназначена для этого.
Очень короткая выдержка
VR и IS очень хорошо работают и при коротких выдержках, особенно с длиннофокусными объективами, где можно ощутить разницу.
Благодаря современной цифровой технике мы можем сразу оценить результат, что было невозможно при съемке на пленку. Если изображение даже немного размыто, это легко увидеть на экране камеры.
Таким образом, снимки даже при выдержке 1/1000 секунды с 300-мм объективами могут стать лучше при использовании стабилизатора. Я использую его все время.
Хотя система стабилизации не реагирует на высокие частоты вибрации, эти вибрации никогда не были проблемой для короткой выдержки.
Проблема при съемке с короткой выдержкой та же самая – вибрация с частотой 0,3 Гц – 30 Гц. Короткая выдержка уменьшает влияние вибрации, поэтому VR не так эффективна при короткой выдержке, однако, с длиннофокусными объективами, которые очень чувствительны к вибрациям, VR и IS весьма полезны.
С короткофокусными объективами на коротких выдержках, как правило, вибрация не является проблемой, однако, стабилизатор может улучшить положение вещей и здесь, насколько это возможно.
Хотя вибрации высокой частоты не являются проблемой, они могут порождать субгармоники, попадающие в диапазон 0,3 Гц – 30 Гц, которые усиливаются длиннофокусными объективами. Как раз с такими вибрациями эффективно справляется система стабилизации.
Отказы
VR и IS системы могут иногда выйти из строя и работать с ошибками. Если это случилось, отключите их, пока не появится возможность сдать объектив в ремонт.
Мой первый Canon 28-135mm IS имел интересный дефект стабилизатора. Он хорошо работал на длинных выдержках, но при дневном свете и коротких выдержках снимки получались хуже!
Я отослал его к Canon по гарантии, и Canon быстро заменил систему, в результате чего объектив стал работать без сбоев.
Вот почему я всегда проверяю вновь купленные объективы. Снимаю со стабилизацией и без нее, при разных выдержках и фокусных расстояниях, чтобы узнать, где я получу наилучшие результаты. Таким образом вы сможете даже поймать редкий заводской дефект.
Рекомендации
Использование IS и VR имеет большое значение для получения резкого изображения примерно до 1/60 секунды с нормальными объективами и, приблизительно до 1/500 секунды с телеобъективами.
При выдержке более чем в несколько секунд эффективность стабилизации уменьшается, но все же это лучше, чем ничего, если у вас нет штатива или невозможно поставить камеру на что-то твердое.
Стабилизатор может помочь даже при очень коротких выдержках с длиннофокусными объективами
Мои лучшие снимки сделаны на открытом воздухе в сумерках. Поэтому я люблю VR и IS
Я всегда держу систему стабилизации включенной, за исключением того, когда аппарат стоит на очень крепком штативе. Также я использую стабилизатор при съемке с моноподов.
Автор: Ken Rockwell
08/03/2013 Просмотров : 103355 Источник: kenrockwell.com Перевод: Евгений Карташов
Все о работе стабилизаторов для камеры.
Стабилизаторы являются очень серьезным классом устройств, отличающихся по назначению и техническим параметрам. Они значительно улучшают качество съемки и упрощают съемочный процесс. Ниже вы сможете узнать, как функционируют современные стабилизаторы и в каких случаях без них не обойтись.
Зачем используются стабилизаторы?
Стабилизаторы для камеры необходимы, чтобы компенсировать движения устройства во время съемочного процесса. Ключевой задачей в этом случае является получение ровного и стабильного видео или четкой фотографии. Стабилизаторы полезны при работе как с зеркалками, так и с видеокамерами.
Стабилизаторы применяют профессиональные операторы, работающие при съемке динамичных сцен. Естественно, у профессионалов уже давно есть свои наработки и идеи, позволяющие стабилизировать изображение.
Одним из самых популярных примеров является «стедикам», то есть механический стабилизатор. Но существуют и электронные устройства, которые называют «гимбалами». Они автоматически измеряют положение камеры и регулируют его с помощью встроенных моторов. При этом электронный стабилизатор не может компенсировать дрожание камеры, а вот стедикам отлично с этим справляется. По этой причине сегодня нередко можно встретить гибридные устройства, объединяющие в себе две технологии.
Если идет фотосъемка, стабилизатор может легко заменить штатив. Он даст отличный результат. При этом стабилизатор станет оптимальным вариантом при съемке в плохом освещении.
Отличия механических и электронных стабилизаторов
Главное отличие в устройстве стабилизаторов. Механические модели помогают сохранить плавность благодаря креплению, которое закрепляется с помощью системы шарниров. Последние взаимодействуют между собой, тем самым компенсируя любые дрожания рук и смещения подвеса по осям. У таких моделей нет батареи, благодаря чему с ними можно работать без подзарядки. А вот у электронных устройств предусмотрен аккумулятор. Также механические устройства более надежны по той причине, что у них попросту нечему ломаться.
Однако минус механических стабилизаторов в том, что настраивать их нужно вручную для каждой камеры. Регулировка баланса зачастую становится длительным и сложным процессом, а делать это нужно каждый раз, когда вы снимаете камеру с устройства. Работать с таким стабилизатором сложнее.
С электронными устройствами работать легче. Они настраиваются автоматически и эффективно показывают себя даже в самых экстремальных условиях. Однако многие операторы считают, что картинка в результате получается более безжизненной, если сравнивать ее с изображением, полученным с помощью механического устройства.
Какие движения камеры можно компенсировать?
Сегодняшние устройства позволяют компенсировать движения камеры по двух или трем осям. Естественно, оптимальным вариантом являются трехосевые модели. Они помогут создать плавные ролики и четкие фото, так как лучше компенсируют дрожание рук во время съемочного процесса.
При использовании электронных стабилизаторов необходимо настраивать баланс по каждой оси. В противном случае модели могут нагреваться или начинать вибрировать. Из-за этого батарея будет разряжаться быстрее.
Внешний вид
Существует огромное количество разных моделей. Стабилизатор может представлять собой вытянутую штангу с контактной площадкой на верхнем конце. На нее и крепится камера. Внизу обычно находится рукоятка. У профессиональных моделей может быть две ручки. С такими устройствами работать намного комфортнее. В одной из частей стабилизатора находится экран и управление. Это может быть панель с кнопками, джойстик или колесо.
Особенности
Стабилизатор работает на основе гироскопа. Простым примером является юла. Вращение помогает объекту оставаться в стабильно состоянии. Но в стабилизирующих электронных устройствах применяются более сложные системы, представляющие собой микросхемы, имеющие встроенные датчики, реагирующие на инерцию.
Сегодня наиболее популярна система силовой стабилизации, чья работа базируется на двухстепенных гироскопах. Движения в этом случае компенсируются благодаря взаимодействию двигателя разгрузки и гироскопа.
Также стабилизаторы оснащены сервоприводами, которые обеспечивают движение деталей подвеса. По сути, это следящий привод, автоматически контролирующий собственное положение. Другим важным элементом современных стабилизаторов является двигатель. К примеру, трехосевые подвесы работают на основе бесщеточных двигателей, которые имеют высокий крутящий момент.
У любого стабилизатора есть своя максимально допустимая нагрузка. От этого параметра зависит то, насколько большую и тяжелую камеру сможет удержать устройства, и то, как оно будет компенсировать движения в период съемочного процесса.
При выборе стоит узнать класс модели. Подвес, к примеру, будет работать с легкими экшн-камерами и телефонами. Проблема может быть не только в весе, но и в том, что у стабилизатора попросту нет крепления, необходимое для установки зеркалки.
Подключение камеры
Сегодня устройства могут иметь как проводное, так и беспроводное подключение. Практически все современные производители начинают отказываться от проводного подключения, предпочитая изготавливать стабилизаторы, которые подключаются к камере с помощью Bluetooth или Wi-Fi. Но в реальных условиях вид подключения не будет играть важной роли. Ведь камера будет работать с устройством в качестве единой системы. Расстояния между подвесом и фотоаппаратом практически нет.
Заключение
Без стабилизатора снять качественное видео или сделать хорошие фотографии весьма сложно. Можно, конечно, работать со штативом, но в такой ситуации снимать сцены в динамике не выйдет.
Чтобы кадры были живыми и динамичными стоит работать с механическими устройствами. Если требуется получить максимально стабильное изображение, а опыта мало, то вам обязательно поможет электронный стабилизатор. Мы же готовы обеспечить вас всеми необходимыми расходными материалами которые вы найдете на нашем сайте kinosklad.ru.
Вернуться к списку
Что нужно знать об использовании функции стабилизации изображения камеры
Автор V Renée
27 февраля 2017 г.
Стоит ли использовать функцию стабилизации изображения камеры для стабилизации снимков?
Стабилизация изображения, или IS, в некоторой степени стандартна для большинства новых камер и объективов и позволяет снимать с более длинной выдержкой (обычно на две настройки длиннее), чем без нее. Однако каковы его ограничения, когда его следует использовать и в каких условиях съемки? В этом коротком видео от Adorama фотограф Дэвид Бергман объясняет, как функция стабилизации изображения работает на вашем устройстве, а также что вам следует знать о ее включении, чтобы сделать ваши снимки более четкими.
Хотя некоторые производители называют ее по-другому, например «Подавление вибраций» от Nikon или «Суперустойчивая съемка» от Sony, стабилизация изображения может быть мощным инструментом для тех, кто снимает с рук или с длительной выдержкой. Этот внутренний механизм дает вам возможность снимать с более длительной выдержкой, не получая при этом размытых изображений.
Несмотря на то, что функция IS на многих новых камерах/объективах дает фантастические результаты, она не сможет все стабилизировать. Например, для съемок в движении по-прежнему требуется использовать штатив или снимать с более высокой скоростью затвора, потому что IS не сможет компенсировать все движения. Бергман также отмечает, что вам может понадобиться отключить стабилизацию изображения, если вы снимаете со штатива, потому что фактическое движение и вибрация механизма могут привести к размытости ваших изображений. Однако по большей части не помешает оставить включенным IS во время съемки. Это поможет стабилизировать ваши изображения, если вам это нужно, и вам не придется беспокоиться о его включении.
Но имейте в виду при покупке камеры или объектива с такой функцией, потому что некоторые производители камер могут иметь вводящую в заблуждение маркировку. Например, если камера утверждает, что у нее есть режимы «анти-размытие» или «анти-дрожание», это , а не , то же самое, что и IS. И чтобы еще больше усложнить ситуацию, существуют различные виды стабилизации изображения:
- Оптическая , в которой обычно используется гироскопический датчик и микросхема стабилизации для измерения и компенсации движения.
- Digital , который строго использует программное обеспечение и настройки камеры для стабилизации дрожащих кадров и повышения чувствительности ISO.
- Dual-IS , что может означать разные вещи в зависимости от производителя, но обычно это означает наличие комбинации оптической и цифровой стабилизации или наличие технологии стабилизации как в корпусе камеры, так и в объективе.
Итак, перед покупкой обязательно изучите Стабилизацию изображения, а также тип камеры, которую вы хотите иметь, чтобы получить именно то, что вы хотите.
Стабилизация изображения
Линзы
Вам также может понравиться
Режиссура
Как М. Найт Шьямалан самостоятельно финансирует свои фильмы и добивается большого успеха
Кино и ТВ
Где посмотреть все короткометражные фильмы, номинированные на «Оскар» 2023 года
Торговая площадка и предложения
3 инструмента для настройки камеры и подготовки ее к производству
КАК и КОГДА использовать стабилизацию изображения
Перейти к содержимому Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемой смазывания фотографии при съемке с малой выдержкой или телеобъективом? Или когда вы поставили камеру на штатив и сделали несколько снимков, они оказались не такими резкими, как вы ожидали? Причиной может быть использование или отсутствие использования стабилизации изображения (IS). Эта технология играет важную роль в фотографии. Но вам нужно знать, как и когда его использовать, чтобы получить наилучшие результаты от вашей камеры. В этом сообщении блога вы узнаете все о стабилизации изображения. Как использовать стабилизацию изображения и когда ее использовать. Вот вопросы, на которые будут даны ответы.
- Что такое стабилизация изображения (IS)?
- Когда использовать стабилизацию на основе объектива?
- Когда НЕ использовать стабилизацию на основе объектива?
Стабилизация изображения (IS) или подавление вибраций — это технология, которая корректирует небольшие вибрации при съемке с рук. Существует два типа стабилизации изображения; на основе объектива и в камере. Стабилизация на основе объектива использует плавающий элемент объектива, который управляется электронным способом и смещается в сторону, противоположную любому сотрясению камеры, наблюдаемому камерой. Стабилизация в камере работает аналогично, но вместо перемещения элемента перемещается датчик изображения, чтобы компенсировать вибрации.
У обеих сторон есть свои плюсы и минусы. Преимущество стабилизации в камере заключается в том, что она применяется ко всем объективам, которые вы используете с камерой. Недостатком стабилизации в камере является то, что она менее эффективна для сглаживания неровностей. Особенно при использовании более длиннофокусных объективов .
Некоторые бренды камер, такие как Canon и Nikon, даже не предлагают встроенную стабилизацию. Мы используем множество объективов Panasonic Lumix со встроенной стабилизацией или POWER O.I.S. как еще называют. Посмотрите наши объективы Panasonic Lumix ниже на картинке или посмотрите наши полные 9Комплект шестерен 0020 здесь .
Преимуществом встроенной стабилизации объектива является более плавная работа для объективов с большим фокусным расстоянием. Недостатком является то, что многие объективы не предлагают их в стандартной комплектации и стоят значительно дороже.
Опция встроенной стабилизации изображения (IS) поставляется с объективами с большим фокусным расстоянием , в основном от 40 мм и более. Объективы с опцией IS обычно дороже, чем без. Логично, что встроенная стабилизация изображения понадобится вам только при съемке с рук с зум-объективом или в условиях низкой освещенности. Например, на сафари в Африке за 9 0020 наблюдение за китами или съемка с рук на закате. Но важно отметить, что использование IS расходует заряд батареи. Это особенно важно для больших линз и больших датчиков, которым требуется больше энергии для перемещения.
Стабилизатор на объективе также потребуется при съемке с моноподом, потому что монопод намного мобильнее штатива, который устойчиво стоит на земле
Когда НЕ следует использовать стабилизацию на основе объектива? При использовании штатива в качестве стабилизатора изображения необходимо отключить стабилизацию изображения на объективе. Это связано с тем, что объектив все равно будет пытаться скорректировать небольшие вибрации, даже если их нет. Это приводит к размытым изображениям. Объективы со стабилизацией изображения ищут вибрации в вашей камере, чтобы уменьшить их. Однако, если они ничего не находят (например, когда вы используете штатив), они действительно могут его вызвать. Кроме того, когда ваша батарея уже разряжена, вы должны ВЫКЛЮЧИТЬ IS, потому что она потребляет энергию вашей батареи.
Существует также это эмпирическое правило, которое вы должны использовать. Если ваша выдержка меньше, чем эквивалентное фокусное расстояние, вам не следует держать камеру в руках во время съемки, а используйте штатив и выключите стабилизатор изображения. Например, вы не должны использовать 400-миллиметровый объектив с ручной выдержкой менее 1/400 секунды. Таким образом, с объективом 50 мм вы можете уменьшить выдержку до 1/50 секунды и по-прежнему снимать с рук. Конечно, это всего лишь эмпирическое правило, так как оно будет зависеть и от других факторов.