Станции московского метро фото: Фотографии всех станций Московского метро

Содержание

14 самых красивых станций и их история

Московское метро перенесет вас в древний Рим, Париж начала XX века, романы Достоевского или даже в будущее. Главное знать, на какой станции выходить. Иностранцы давно раскрыли этот секрет и обязательно спускаются в «подземку» как в музей, чтобы увидеть самые красивые станции московского метро и изумиться дизайнерским решениям. Рассказываем, к каким станциям стоит присмотреться и почему.

РЕКЛАМА

Содержание

Станция Маяковская

Вестибюль станции Маяковская
  • Линия: Замоскворецкая
  • Год открытия: 1938
  • Архитектор: А. Н. Душкин
  • Награды: Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке

Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.

В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.

Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.

Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.

РЕКЛАМА

Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.

Площадь Революции

Станция Площадь Революции со знаменитыми скульптурами
  • Линия: Арбатско-Покровская
  • Год открытия: 1938
  • Авторы проекта: А.  Н. Душкин, М. Г. Манизер
  • Статус: объект культурного наследия

«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.

За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.

Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.

Чего не стоит делать на станции:

  • не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
  • туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
  • касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.

На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.

Театральная

Станция Театральная
  • Линия: Замоскворецкая
  • Год открытия: 1938
  • Архитекторы: И. А. Фомин, И.Е. и М.Ф. Львовы
  • Статус: объект культурного наследия

Театральная — фарфоровое чудо столичной подземки.

По задумке, станция должна вызывать ассоциации с театром: колонны — это кулисы, между ними занавес. Но это для тех, у кого богатая фантазия.

Главная красота — под потолком. В кессонах (внутри ромбов) масштабные барельефы: фруктовые венки, музыканты и танцоры разных национальностей. Есть грузины, армяне, украинцы, белорусы в народных костюмах. Фигуры отливали на Ленинградском фарфоровом заводе, когда в мире технологии изготовления таких гигантских скульптур из глазурованного фарфора еще не было.

Театральная — как предвкушение роскошной Москвы с Кремлем, Большим театром и Московской опереттой, к которым она и ведет.

Комсомольская

Станция Комсомольская кольцевая
  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1952
  • Архитектор: А. В. Щусев
  • Статус: объект культурного наследия

Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.

Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.

Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.

Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.

Рекомендуем экскурсии в Московском метро

Новослободская

Новослободская — одна из самых красивых стаций московского метро
  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1952
  • Архитектор: А. Н. Душкин
  • Статус: объект культурного наследия

Новослободская — это просто сказка или какое-то зазеркалье. Пол будто шахматная доска, а по бокам витражи, обрамленные золоченой латунью. Москвичи прозвали станцию по Бажову — «Каменный цветок».

В архитектурной «биографии» Новослободской Московского метро есть интересные факты:

  • придумавший орнаменты художник Павел Корин — уроженец Палеха, потомственный иконописец,
  • есть версия, что орнаменты для витражей он придумал, побывав на выставке в Грановитой палате и увидев узоры на старинной парче,
  • делали витражи латвийские мастера из стекол, которые хранились в Домском соборе Риги.

В центре — панно из смальты (это цветное непрозрачное стекло). Говорят, что раньше ребенок на руках женщины тянул ладошку не к надписи «Мир», а к затертому портрету Сталина. И кто эта женщина — Родина-Мать или босоногая Богоматерь с младенцем — до сих пор загадка.

Белорусская

Станция Белорусская кольцевая — мозаичные панно
  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1952
  • Архитекторы: Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, Г. И. Опрышко
  • Статус: объект культурного наследия

Светлая, ясная, монументальная — одна из самых интересных станций метро Москвы «сложена» из белорусских мотивов.

На потолке лепной орнамент с колосьями и растительными венками. На своде центрального зала 12 мозаичных панно. В них советская жизнь белорусского народа и герб БССР. Арки станции тоже необычные, их орнамент выполнен из мраморного оникса.

Станция могла исчезнуть. В 2001 году здесь произошел взрыв. Неизвестный спрятал сумку, в которой была бомба, под мраморную скамью. Обошлось без человеческих жертв, у станции частично разрушилась каменная облицовка.

При переходе на Замоскворецкую линию увидите скульптуру Манизера «Белорусские партизаны». Наверху Белорусский вокзал.

Киевская

Киевская кольцевая
  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1954
  • Архитектор:
    Е. И. Катонин
  • Статус: объект культурного наследия

На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.

Прямо рядом с надписью «Киевский вокзал» находится удивительный портал в «подземку» в стиле арт-нуво. Этот вход на станцию оформили в духе Эктора Гимара французские архитекторы.

Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.

РЕКЛАМА

Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.

Арбатская

Станция Арбатская (Арбатско-Покровской линии)
  • Линия: Арбатско-Покровская
  • Год открытия: 1953
  • Архитекторы: Л.М. Поляков, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин
  • Статус: объект культурного наследия

Арбатская похожа на нарядный и бесконечный тоннель. Это одна из самых протяженных и красивых станций метро в Москве. Длиннее только Воробьевы горы.

По ней стоит пройтись 220 м ради дизайна в стиле барокко. Белоснежные арки богато декорированы лепниной: гирляндами из фруктов, цветочными композициями, картушами, венками.

Сверху бронзовые люстры. Они гармонично сочетаются с красным мрамором, которым облицован низ пилонов. На контрасте с белоснежными стенами смотрится эффектно.

Воробьевы горы

Станция метро Воробьевы горы
  • Линия: Сокольническая
  • Год открытия: 1959, реконструкция в 2002
  • Архитекторы: Б. И. Тхор, А. Вигдоров, Н. Шумаков, М. П. Бубнов
  • Статус: объект культурного наследия

Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.

Раньше станция называлась «Ленинские горы». Чтобы сэкономить, ее построили на Лужнецком метромосту. Однако строители допустили ошибки, и уже через год с четырехметровой высоты рухнули дюралевые листы карниза. Затем в бетонных перекрытиях пошли трещины. В 1983 станцию закрыли на 19 лет.

После реконструкции «Воробьевы горы» — эксклюзив Московского метро. Станция находится над Москвой-рекой, с обеих сторон — стеклянные стены, чудесный обзор. Посередине — выставочные витрины, в которых стоит фарфор, куклы театра Образцова, форма сотрудников метро.

Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.

Римская

Станция Римская со скульптурой Мадонны / wikimedia.org
  • Линия: Люблинско-Дмитровская
  • Год открытия: 1995
  • Архитекторы: Л. Попов, Д. Имбриги, А. Куатрокки

На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.

Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.

С противоположной от Мадонны стороны, над проходом, висит маска «Уста Истины». Оригинал — каменная маска Эркола — находится в портике церкви Св. Марии им. Космедин в Риме. Эта версия разительно отличается.

Тропарево

Станция Тропарево — образец современного метростроения
  • Линия: Сокольническая
  • Год открытия: 2014
  • Архитекторы: А. И. Тарасов, Д. Ж. Поляков, Н. Д. Деев

Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.

Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.

Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.

Рассказовка

Рассказовка — одна из самых необычных станций московской подземки / wikimedia. org
  • Линия: Солнцевская
  • Год открытия: 2018

Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.

Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.

Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.

Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.

Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.

Савеловская

Станция Савеловская / автор Alexandr Bormotin
  • Линия: Большая кольцевая
  • Год открытия: 2018
  • Архитектор: Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина
  • Награды: приз зрительских симпатий международного конкурса фото «Искусство строительства —2019», 2 место на международном архитектурном фестивале «Зодчество 2020»

Савеловская претендует на статус самой фотогеничной и интересной станции метро в Москве.

Это черно-белое кино Московского метро. Именно она лидирует по количеству снимков, которые выкладывают из столичной подземки в соцсетях.

Здесь упор — не на пафосность и дороговизну, а на идею. Белый минимализм в облицовке зала, плюс стены в виде необлицованных тюбингов — чугунных элементов крепления. В итоге — стильный результат.

В части пилонов нет декоративных панелей, вместо них прозрачное стекло и можно рассмотреть, как крепятся реальные тюбинги. Увидеть «скелет» Московского метро можно только здесь.

Новопеределкино

Станция Новопеределкино — совместное творчество российских и латышских дизайнеров / wikimedia.org
  • Линия: Солнцевская
  • Год открытия: 2018
  • Архитекторы: Евгений Леонов и специалисты латвийского архитектурного бюро United Riga Architects
  • Награды: победитель конкурса на лучший дизайн станции Московского метрополитена 2019

На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.

На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.

По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.

Читайте также: 20 самых необычных зданий в Москве

_______

Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.

РЕКЛАМА

Топ 3 самых красивых станций метро в Москве

Московское метро открылось 15 мая  1935 года. Первая линия метро была Сокольническая (красного цвета), которая начиналась от станции «Сокольники» и заканчивалась на станции «Парк культуры».

Мосгордума до революции, в десятых годах двадцатого века, рассматривала проекты строительство метро в Москве, но помешала Первая Мировая Война. В итоге строительство начали в 1931 году. Работы шли в преодолении подземных плывунов и грязевых рек, зачастую рабочие находились по пояс в грязной воде. Главный лозунг руководителя стройки Кагановича: «Чтоб не капало». О красоте не заботились, занимались гидроизоляцией, в итоге на проектирование архитекторам дали всего полтора месяца. Такие короткие сроки не помешали архитекторам блестяще справиться с работой и обессмертить свои имена. Предлагаем три самые красивые станции московского метрополитена:

1. Маяковская. Дата открытия: 1938 год. Архитектор А.Н.Душкин. Художник А.А.Дейнека.

«Спустись в метро, подними голову, гражданин, и ты увидишь небо — мозаичное, яркое, подсвеченное» (художник А.Дейнека). Самая красивая станция метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычайной. Авиаконструктор А.Путилин предложил отливать стальные опоры на заводе дирижаблей в поселке Дирижаблестрой (ныне город Долгопрудный). В куполах станции разместили тридцать четыре мозаичных панно, созданных художником Александром Дейнекой. Темой цикла мозаик стали «сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро.

2. Площадь Революции. Дата открытия: 1938 год. Архитектор А.Н.Душкин. Скульптор М.Г.Манизер.

«Как живые, как живые!» — приговаривал с грузинским акцентом Иосиф Сталин, разглядывая статуи станции. В каждой арке установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов — от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи. Сложность заключалось в задаче разместить фигуры больше человеческого роста в углы арок. Эти скульптурные изваяния принесли традиции среди студентов, которые перед экзаменами старались погладить нос собаки пограничника, поэтом у всех четырех собак натерты до блеска морды. Прикосновение к изящной ножке студентки считается излечивает от несчастной любви, а карандаш молодого изобретателя и пистолет революционного матроса почему-то постоянно воруют.

3. Комсомольская кольцевая. Дата открытия: 1952 год. Архитектор А.В.Щусев. Художник П.Д.Корин.

«Ворота Москвы» — так задумывалась одна из самых оживленных станций метро, поскольку связывает метро с тремя вокзалами столицы (Казанский, Ярославский, Ленинградский). Станция создана в стиле сталинского ампира, свод зала украшает восемь панно выполненных в стиле античной мозаики: изображение русских полководцев и богатырей, а также выступление Ленина на красной площади и «Триумф победы» во Второй Мировой Войне. Проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Брюсселе 1958 года.

Гипнотизирующая красота исторических станций метро России

Под улицами Москвы посетители могут открыть для себя целый мир удивительной архитектуры: станции московского метро. Дэвид Бердени, архитектор, ставший фотографом из Канады, считает, что он был первым фотографом, которому разрешили снимать остановки общественного транспорта в нерабочее время, когда они были закрыты для пассажиров.

Московское метро, ​​открытое в 1935 году, было задумано как один большой советский пропагандистский проект. Роскошные элементы дизайна должны были предсказать светлое будущее империи, поскольку руководящими принципами дизайна были «свет» (светлое) и «светлое будущее» (светлое будущее). На многих станциях метро есть бюсты советских лидеров, таких как Ленин, или настенные фрески со стандартными элементами советской пропаганды, такими как Homo Sovicicus. Выполненные в стиле классической русской архитектуры, станции действительно выглядят потрясающе.

Серия фотографий Бёрдени «Россия: светлое будущее» будет выставлена ​​в галерее Дженнифер Костюк в Ванкувере до 8 ноября, так что если будете поблизости, обязательно загляните! Если вы не будете в Ванкувере, посмотрите этот пост об удивительных станциях метро — не только российское метро потрясающее!

Дополнительная информация: davidburdeny.com (д/т: modernmetropolis)

Метро Таганская, Москва

Метро Электрозаводская, Москва

Станция метро Komsomolskaya, Moscow

Метро Метро Майаковская, Москва

Arbatskaya Station Metro, Moscow

Arbatskaya Station Metro, Moscow

Arbatskaya Station, Moscow

Arbatskaya Metro, Moscow

Arbatskaya Metro.

Киевский вокзал, Москва

Станция метро «Сокол», Москва

Станция метро Киевская (восточная), Москва

Кристофер Хервиг фотографирует роскошные детали советских станций метро

Украинская станция Ккарков включена в книгу

Лиззи Крук | Оставить комментарий

Серия фотографий «Станции советского метро» Кристофера Хервига документирует самые необычные детали сети метро советской эпохи, построенной между 1930-ми и 1980-ми годами.

Кристофер Хервиг сфотографировал станции, в том числе Нижний Новгород

. Коллекция фотографий, призванная дать представление о «самой близкой реализации советской утопии», включает станции в 15 городах в семи разных странах бывшего СССР — коммунистического государства, существовавшего с 1922 по 1991 год.

Фотографии Хервига сосредоточены главным образом на деталях, которые делают каждую из этих станций уникальными, начиная от пропагандистских скульптур и произведений искусства и заканчивая сложными мозаиками и роскошным освещением.

Станция Тульская в Москве — одна из станций советской эпохи, описанных в книге

. «Меня впервые поразила станция метро во время поездок в Москву, Санкт-Петербург и Ташкент, начиная с конца 90-х», — сказал Хервиг Dezeen.

«Они просто потрясающие — для меня посещение станций и их изучение стало событием, как поход в музей или лес.

Я потратил месяцы.»

Коллекция фотографий включает в себя множество роскошных станций, таких как Автово в Санкт-Петербурге

. Фотографии представлены в последней книге Хервига «Станции советского метро», которая была опубликована FUEL. Он дополнен вступительным текстом обозревателя Dezeen и критика Оуэна Хазерли.

Это следует за его первой книгой «Советские автобусные остановки», в которой задокументированы автобусные остановки в России, Грузии и Украине.

Хервиг сфотографировал станции в 15 городах, в том числе на площади Революции

в Москве. Фотографии Хервига дают представление о множестве политических влияний и архитектурных стилей, наблюдаемых в советское время.

Сюда входят станции с конструктивистской эстетикой и чрезмерно сложным византийским дизайном и замысловатые сталинские стили, созданные во времена правления Иосифа Сталина.

Фотографии дают представление о разнообразии дизайнов, созданных в Советском Союзе

Все фотографии сделаны рано утром и поздно вечером, чтобы ограничить количество людей в кадре.

Питер Ортнер фотографирует 500 автобусных остановок в бывшем Советском Союзе

Придавая изображениям устрашающе тихое ощущение, это предназначено для того, чтобы помочь сосредоточиться на архитектуре каждой станции.

Станция Шулявская в Киеве, Украина, также включена в книгу

«Я выбрал те, которые расскажут более полную историю метро. Я посетил все спроектированные и большей частью построенные во времена Советского Союза – станции Днепра. были завершены только через пару лет после распада СССР», — пояснил Хервиг.

«Для меня истинная сила станций заключается в том, что зачастую каждая из них была уникальна не только по внешнему виду, но и вплоть до шрифта на вывесках и светильниках на потолке и плитке на стенах.»

Хервиг также сфотографировал Бакинский вокзал в Азербайджане

. Первоначально в центре внимания Хервига в этой серии были «роскошные метро в Москве и Санкт-Петербурге» сталинского правления, в которых преобладают классические колонны и мрамор, поскольку они так далеко отходят от станции, с которыми люди знакомы сегодня.

Тем не менее, на протяжении всего своего изучения построек его больше интересовали минималистичные модернистские постройки эпохи конструктивизма, которые были построены «с гораздо более скромным бюджетом» в годы после Сталина.

«В то время как классические станции, казалось, копировали имперское прошлое, их аналоги, как мне кажется, мечтают о более обнадеживающем будущем и стремятся создать нечто невиданное прежде», — сказал Хервиг.

Другая серия фотографий, документирующих архитектуру советской эпохи, включает черно-белые фотографии военных мемориалов Яна Кемпенаерса и серию итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего в Грузии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Ваш электронный адрес

Dezeen Debate

Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Новинка! Dezeen Agenda

Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Dezeen Daily

Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.

Dezeen Jobs

Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.

Dezeen Awards

Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.

Dezeen Events Guide

Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.

Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней.

Станции московского метро фото: Фотографии всех станций Московского метро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх