14 самых красивых станций и их история
Московское метро перенесет вас в древний Рим, Париж начала XX века, романы Достоевского или даже в будущее. Главное знать, на какой станции выходить. Иностранцы давно раскрыли этот секрет и обязательно спускаются в «подземку» как в музей, чтобы увидеть самые красивые станции московского метро и изумиться дизайнерским решениям. Рассказываем, к каким станциям стоит присмотреться и почему.
РЕКЛАМА
Содержание
Станция Маяковская
Вестибюль станции Маяковская- Линия: Замоскворецкая
- Год открытия: 1938
- Архитектор: А. Н. Душкин
- Награды: Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке
Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.
В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.
Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.
Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.
РЕКЛАМА
Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.
Площадь Революции
Станция Площадь Революции со знаменитыми скульптурами- Линия: Арбатско-Покровская
- Год открытия: 1938
- Авторы проекта: А. Н. Душкин, М. Г. Манизер
- Статус: объект культурного наследия
«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.
За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.
Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.
Чего не стоит делать на станции:
- не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
- туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
- касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.
На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.
Театральная
Станция Театральная- Линия: Замоскворецкая
- Год открытия: 1938
- Архитекторы: И. А. Фомин, И.Е. и М.Ф. Львовы
- Статус: объект культурного наследия
Театральная — фарфоровое чудо столичной подземки.
По задумке, станция должна вызывать ассоциации с театром: колонны — это кулисы, между ними занавес. Но это для тех, у кого богатая фантазия.
Главная красота — под потолком. В кессонах (внутри ромбов) масштабные барельефы: фруктовые венки, музыканты и танцоры разных национальностей. Есть грузины, армяне, украинцы, белорусы в народных костюмах. Фигуры отливали на Ленинградском фарфоровом заводе, когда в мире технологии изготовления таких гигантских скульптур из глазурованного фарфора еще не было.
Театральная — как предвкушение роскошной Москвы с Кремлем, Большим театром и Московской опереттой, к которым она и ведет.
Комсомольская
Станция Комсомольская кольцевая- Линия: Кольцевая
- Год открытия: 1952
- Архитектор: А. В. Щусев
- Статус: объект культурного наследия
Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.
Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.
Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.
Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.
Рекомендуем экскурсии в Московском метро
Новослободская
Новослободская — одна из самых красивых стаций московского метро- Линия: Кольцевая
- Год открытия: 1952
- Архитектор: А. Н. Душкин
- Статус: объект культурного наследия
Новослободская — это просто сказка или какое-то зазеркалье. Пол будто шахматная доска, а по бокам витражи, обрамленные золоченой латунью. Москвичи прозвали станцию по Бажову — «Каменный цветок».
В архитектурной «биографии» Новослободской Московского метро есть интересные факты:
- придумавший орнаменты художник Павел Корин — уроженец Палеха, потомственный иконописец,
- есть версия, что орнаменты для витражей он придумал, побывав на выставке в Грановитой палате и увидев узоры на старинной парче,
- делали витражи латвийские мастера из стекол, которые хранились в Домском соборе Риги.
В центре — панно из смальты (это цветное непрозрачное стекло). Говорят, что раньше ребенок на руках женщины тянул ладошку не к надписи «Мир», а к затертому портрету Сталина. И кто эта женщина — Родина-Мать или босоногая Богоматерь с младенцем — до сих пор загадка.
Белорусская
Станция Белорусская кольцевая — мозаичные панно- Линия: Кольцевая
- Год открытия: 1952
- Архитекторы: Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, Г. И. Опрышко
- Статус: объект культурного наследия
Светлая, ясная, монументальная — одна из самых интересных станций метро Москвы «сложена» из белорусских мотивов.
На потолке лепной орнамент с колосьями и растительными венками. На своде центрального зала 12 мозаичных панно. В них советская жизнь белорусского народа и герб БССР. Арки станции тоже необычные, их орнамент выполнен из мраморного оникса.
Станция могла исчезнуть. В 2001 году здесь произошел взрыв. Неизвестный спрятал сумку, в которой была бомба, под мраморную скамью. Обошлось без человеческих жертв, у станции частично разрушилась каменная облицовка.
При переходе на Замоскворецкую линию увидите скульптуру Манизера «Белорусские партизаны». Наверху Белорусский вокзал.
Киевская
Киевская кольцевая- Линия: Кольцевая
- Год открытия: 1954
- Архитектор: Е. И. Катонин
- Статус: объект культурного наследия
На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.
Прямо рядом с надписью «Киевский вокзал» находится удивительный портал в «подземку» в стиле арт-нуво. Этот вход на станцию оформили в духе Эктора Гимара французские архитекторы.
Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.
РЕКЛАМА
Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.
Арбатская
Станция Арбатская (Арбатско-Покровской линии)- Линия: Арбатско-Покровская
- Год открытия: 1953
- Архитекторы: Л.М. Поляков, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин
- Статус: объект культурного наследия
Арбатская похожа на нарядный и бесконечный тоннель. Это одна из самых протяженных и красивых станций метро в Москве. Длиннее только Воробьевы горы.
По ней стоит пройтись 220 м ради дизайна в стиле барокко. Белоснежные арки богато декорированы лепниной: гирляндами из фруктов, цветочными композициями, картушами, венками.
Сверху бронзовые люстры. Они гармонично сочетаются с красным мрамором, которым облицован низ пилонов. На контрасте с белоснежными стенами смотрится эффектно.
Воробьевы горы
Станция метро Воробьевы горы- Линия: Сокольническая
- Год открытия: 1959, реконструкция в 2002
- Архитекторы: Б. И. Тхор, А. Вигдоров, Н. Шумаков, М. П. Бубнов
- Статус: объект культурного наследия
Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.
Раньше станция называлась «Ленинские горы». Чтобы сэкономить, ее построили на Лужнецком метромосту. Однако строители допустили ошибки, и уже через год с четырехметровой высоты рухнули дюралевые листы карниза. Затем в бетонных перекрытиях пошли трещины. В 1983 станцию закрыли на 19 лет.
После реконструкции «Воробьевы горы» — эксклюзив Московского метро. Станция находится над Москвой-рекой, с обеих сторон — стеклянные стены, чудесный обзор. Посередине — выставочные витрины, в которых стоит фарфор, куклы театра Образцова, форма сотрудников метро.
Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.
Римская
Станция Римская со скульптурой Мадонны / wikimedia.org- Линия: Люблинско-Дмитровская
- Год открытия: 1995
- Архитекторы: Л. Попов, Д. Имбриги, А. Куатрокки
На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.
Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.
С противоположной от Мадонны стороны, над проходом, висит маска «Уста Истины». Оригинал — каменная маска Эркола — находится в портике церкви Св. Марии им. Космедин в Риме. Эта версия разительно отличается.
Тропарево
Станция Тропарево — образец современного метростроения- Линия: Сокольническая
- Год открытия: 2014
- Архитекторы: А. И. Тарасов, Д. Ж. Поляков, Н. Д. Деев
Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.
Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.
Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.
Рассказовка
Рассказовка — одна из самых необычных станций московской подземки / wikimedia. org- Линия: Солнцевская
- Год открытия: 2018
Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.
Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.
Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.
Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.
Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.
Савеловская
Станция Савеловская / автор Alexandr Bormotin- Линия: Большая кольцевая
- Год открытия: 2018
- Архитектор: Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина
- Награды: приз зрительских симпатий международного конкурса фото «Искусство строительства —2019», 2 место на международном архитектурном фестивале «Зодчество 2020»
Савеловская претендует на статус самой фотогеничной и интересной станции метро в Москве.
Это черно-белое кино Московского метро. Именно она лидирует по количеству снимков, которые выкладывают из столичной подземки в соцсетях.
Здесь упор — не на пафосность и дороговизну, а на идею. Белый минимализм в облицовке зала, плюс стены в виде необлицованных тюбингов — чугунных элементов крепления. В итоге — стильный результат.
В части пилонов нет декоративных панелей, вместо них прозрачное стекло и можно рассмотреть, как крепятся реальные тюбинги. Увидеть «скелет» Московского метро можно только здесь.
Новопеределкино
Станция Новопеределкино — совместное творчество российских и латышских дизайнеров / wikimedia.org- Линия: Солнцевская
- Год открытия: 2018
- Архитекторы: Евгений Леонов и специалисты латвийского архитектурного бюро United Riga Architects
- Награды: победитель конкурса на лучший дизайн станции Московского метрополитена 2019
На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.
На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.
По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.
Читайте также: 20 самых необычных зданий в Москве
_______
Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.
РЕКЛАМА
Топ 3 самых красивых станций метро в Москве
Московское метро открылось 15 мая 1935 года. Первая линия метро была Сокольническая (красного цвета), которая начиналась от станции «Сокольники» и заканчивалась на станции «Парк культуры».
Мосгордума до революции, в десятых годах двадцатого века, рассматривала проекты строительство метро в Москве, но помешала Первая Мировая Война. В итоге строительство начали в 1931 году. Работы шли в преодолении подземных плывунов и грязевых рек, зачастую рабочие находились по пояс в грязной воде. Главный лозунг руководителя стройки Кагановича: «Чтоб не капало». О красоте не заботились, занимались гидроизоляцией, в итоге на проектирование архитекторам дали всего полтора месяца. Такие короткие сроки не помешали архитекторам блестяще справиться с работой и обессмертить свои имена. Предлагаем три самые красивые станции московского метрополитена:
1. Маяковская. Дата открытия: 1938 год. Архитектор А.Н.Душкин. Художник А.А.Дейнека.
«Спустись в метро, подними голову, гражданин, и ты увидишь небо — мозаичное, яркое, подсвеченное» (художник А.Дейнека). Самая красивая станция метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычайной. Авиаконструктор А.Путилин предложил отливать стальные опоры на заводе дирижаблей в поселке Дирижаблестрой (ныне город Долгопрудный). В куполах станции разместили тридцать четыре мозаичных панно, созданных художником Александром Дейнекой. Темой цикла мозаик стали «сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро.
2. Площадь Революции. Дата открытия: 1938 год. Архитектор А.Н.Душкин. Скульптор М.Г.Манизер.
«Как живые, как живые!» — приговаривал с грузинским акцентом Иосиф Сталин, разглядывая статуи станции. В каждой арке установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов — от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи. Сложность заключалось в задаче разместить фигуры больше человеческого роста в углы арок. Эти скульптурные изваяния принесли традиции среди студентов, которые перед экзаменами старались погладить нос собаки пограничника, поэтом у всех четырех собак натерты до блеска морды. Прикосновение к изящной ножке студентки считается излечивает от несчастной любви, а карандаш молодого изобретателя и пистолет революционного матроса почему-то постоянно воруют.
3. Комсомольская кольцевая. Дата открытия: 1952 год. Архитектор А.В.Щусев. Художник П.Д.Корин.
«Ворота Москвы» — так задумывалась одна из самых оживленных станций метро, поскольку связывает метро с тремя вокзалами столицы (Казанский, Ярославский, Ленинградский). Станция создана в стиле сталинского ампира, свод зала украшает восемь панно выполненных в стиле античной мозаики: изображение русских полководцев и богатырей, а также выступление Ленина на красной площади и «Триумф победы» во Второй Мировой Войне. Проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Брюсселе 1958 года.
Гипнотизирующая красота исторических станций метро России
Под улицами Москвы посетители могут открыть для себя целый мир удивительной архитектуры: станции московского метро. Дэвид Бердени, архитектор, ставший фотографом из Канады, считает, что он был первым фотографом, которому разрешили снимать остановки общественного транспорта в нерабочее время, когда они были закрыты для пассажиров.
Московское метро, открытое в 1935 году, было задумано как один большой советский пропагандистский проект. Роскошные элементы дизайна должны были предсказать светлое будущее империи, поскольку руководящими принципами дизайна были «свет» (светлое) и «светлое будущее» (светлое будущее). На многих станциях метро есть бюсты советских лидеров, таких как Ленин, или настенные фрески со стандартными элементами советской пропаганды, такими как Homo Sovicicus. Выполненные в стиле классической русской архитектуры, станции действительно выглядят потрясающе.
Серия фотографий Бёрдени «Россия: светлое будущее» будет выставлена в галерее Дженнифер Костюк в Ванкувере до 8 ноября, так что если будете поблизости, обязательно загляните! Если вы не будете в Ванкувере, посмотрите этот пост об удивительных станциях метро — не только российское метро потрясающее!
Дополнительная информация: davidburdeny.com (д/т: modernmetropolis)
Метро Таганская, Москва
Метро Электрозаводская, Москва
Станция метро Komsomolskaya, Moscow
jpg»>Метро Метро Майаковская, Москва
Arbatskaya Station Metro, Moscow
Arbatskaya Station Metro, Moscow
Arbatskaya Station, Moscow
Arbatskaya Metro, Moscow
boredpanda.com/moscow-metro-station-architecture-russia-bright-future-david-burdeny/?image_id=moscow-metro-station-architecture-russia-bright-future-david-burdeny-5.jpg»>Arbatskaya Metro.
Киевский вокзал, Москва
Станция метро «Сокол», Москва
Станция метро Киевская (восточная), Москва
Кристофер Хервиг фотографирует роскошные детали советских станций метро
Украинская станция Ккарков включена в книгуЛиззи Крук | Оставить комментарий
Серия фотографий «Станции советского метро» Кристофера Хервига документирует самые необычные детали сети метро советской эпохи, построенной между 1930-ми и 1980-ми годами.
. Коллекция фотографий, призванная дать представление о «самой близкой реализации советской утопии», включает станции в 15 городах в семи разных странах бывшего СССР — коммунистического государства, существовавшего с 1922 по 1991 год.
Фотографии Хервига сосредоточены главным образом на деталях, которые делают каждую из этих станций уникальными, начиная от пропагандистских скульптур и произведений искусства и заканчивая сложными мозаиками и роскошным освещением.
Станция Тульская в Москве — одна из станций советской эпохи, описанных в книге. «Меня впервые поразила станция метро во время поездок в Москву, Санкт-Петербург и Ташкент, начиная с конца 90-х», — сказал Хервиг Dezeen.
«Они просто потрясающие — для меня посещение станций и их изучение стало событием, как поход в музей или лес.
Я потратил месяцы.» Коллекция фотографий включает в себя множество роскошных станций, таких как Автово в Санкт-Петербурге. Фотографии представлены в последней книге Хервига «Станции советского метро», которая была опубликована FUEL. Он дополнен вступительным текстом обозревателя Dezeen и критика Оуэна Хазерли.
Это следует за его первой книгой «Советские автобусные остановки», в которой задокументированы автобусные остановки в России, Грузии и Украине.
Хервиг сфотографировал станции в 15 городах, в том числе на площади Революциив Москве. Фотографии Хервига дают представление о множестве политических влияний и архитектурных стилей, наблюдаемых в советское время.
Сюда входят станции с конструктивистской эстетикой и чрезмерно сложным византийским дизайном и замысловатые сталинские стили, созданные во времена правления Иосифа Сталина.
Фотографии дают представление о разнообразии дизайнов, созданных в Советском СоюзеПитер Ортнер фотографирует 500 автобусных остановок в бывшем Советском Союзе
Придавая изображениям устрашающе тихое ощущение, это предназначено для того, чтобы помочь сосредоточиться на архитектуре каждой станции.
Станция Шулявская в Киеве, Украина, также включена в книгу«Я выбрал те, которые расскажут более полную историю метро. Я посетил все спроектированные и большей частью построенные во времена Советского Союза – станции Днепра. были завершены только через пару лет после распада СССР», — пояснил Хервиг.
«Для меня истинная сила станций заключается в том, что зачастую каждая из них была уникальна не только по внешнему виду, но и вплоть до шрифта на вывесках и светильниках на потолке и плитке на стенах.»
Хервиг также сфотографировал Бакинский вокзал в Азербайджане . Первоначально в центре внимания Хервига в этой серии были «роскошные метро в Москве и Санкт-Петербурге» сталинского правления, в которых преобладают классические колонны и мрамор, поскольку они так далеко отходят от станции, с которыми люди знакомы сегодня.Тем не менее, на протяжении всего своего изучения построек его больше интересовали минималистичные модернистские постройки эпохи конструктивизма, которые были построены «с гораздо более скромным бюджетом» в годы после Сталина.
«В то время как классические станции, казалось, копировали имперское прошлое, их аналоги, как мне кажется, мечтают о более обнадеживающем будущем и стремятся создать нечто невиданное прежде», — сказал Хервиг.
Другая серия фотографий, документирующих архитектуру советской эпохи, включает черно-белые фотографии военных мемориалов Яна Кемпенаерса и серию итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего в Грузии.
Подпишитесь на нашу рассылку
Ваш электронный адресDezeen Debate
Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Новинка! Dezeen AgendaРассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen DailyЕжедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Dezeen JobsЕжедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Dezeen AwardsНовости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.
Dezeen Events GuideНовости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.
Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней.