Нуар в кино, определение и особенности жанра
«Неудачный день. И неделя. И месяц. И год. И жизнь. Будь она проклята» © Чарльз Буковски, роман «Макулатура»
После длительного перерыва я решил, что стоит продолжить разговаривать о жанрах. Да, это не самые читаемые статьи на craftkino, но я уверен, рано или поздно они пригодятся тем, кто решит как следует разобраться во всем, что касается жанровых направлений. Особенно учитывая тот факт, что на настоящий момент времени практически не существует систематизированных русскоязычных материалов по данной теме.
Сегодня речь пойдёт о втором жанре, в котором я ориентируюсь также хорошо, как в вестерне. Меня интересует жанр нуар. Именно поэтому вас в начале статьи встретила столь безысходная цитата. Чуть ниже я объясню, почему она мною использована.
Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения.
Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?
Вся свистопляска началась с «Мальтийского сокола» в 1941-м году, поставленного по роману Дэшила Хэммета. И первый же фильм-нуар тут же задал практически все сюжетные стереотипы жанра.
«Мальтийский сокол» погружал нас в атмосферу мрачного мегаполиса. Почти все действие происходило ночью, в отелях и конторах.
Сюжет был закручен сверх нормы, что отличало историю от обыкновенного детектива. Картина буквально ломилась от зашкаливающего количества хлёстких диалогов. Главный герой, частный детектив Спэйд — прожжённый циник, обладающий весьма сомнительными моральными ориентирами. И, конечно же, присутствовала роковая женщина, которую на самом деле интересуют только деньги.Позже Билли Уайлдер «Двойной страховкой», «Бульваром Сансет» и «Тузом в рукаве» дополнил возможный арсенал намеренно вычурным закадровым текстом и прыжками во времени (первые два фильма начинаются с конца, а затем рассказывают, как до этого дошло).
Также его фильмы показали, что сюжет совсем не обязательно должен вращаться вокруг гангстеров, полицейских и частных детективов.
Героем может быть кто угодно: например, страховой агент, журналист или сценарист (как в вышеуказанных нуарах Уайлдера).
Нуар, его особенности
Итак, если проанализировать подавляющее число кинокартин, можно выделить следующие элементы нуара.
- Мрачность атмосферы. Ночь, обилие теней, контрасты, дым, туман, дождь или все вместе.
- История разворачивается в местах, где теоретически могут твориться тёмные или незаконные дела (гостиницы, офисы, казино, бордели, бары, тюрьмы и т.д.)
- Герой в большинстве своём циник (Хэмфри Богарт из «Мальтийского сокола» задал настоящую тенденцию) и не против замарать руки ради своих, как правило корыстных целей.
- Положительные персонажи отсутствуют, как таковые. У всех есть своя гнильца.
- Бойкие диалоги, напоминающие перестрелку.
- Вторичность сюжета, а также его запутанность, что часто отражает психологическое состояние героя.
- Присутствие образа роковой женщины.
Я полагаю, что сценаристу требуется понимать разницу между детективной историей и фильмом в жанре нуар. В детективе для вас главное — ответить на вопрос «Что же произошло?» (Кто убил? Кто украл? и пр.).
Нуару, по большому счету, на всё это плевать. В классическом фильме «Глубокий сон», например, по ходу сюжета пропал целый персонаж, и как известно, даже сам автор сценария не помнил, куда он его подевал. Стал фильм от этого хуже? Как ни парадоксально, нет!
В нуар-фильме главное — это характеры и стиль. Сюжетно он отвечает на вопрос «До какого дна упадёт герой, и сможет ли он с него подняться?». Если вы делаете нуар, и там при этом нет ярких личностей, а также все недостаточно манерно, можете быть уверены, картина будет неудачной.
Также стоит заметить, что для нуар-фильма характерен пессимизм. Соответственно, если вы вдруг решили в нуаре рассказать жизнерадостную историю — забудьте. Я не знаю ни одного хорошего светящегося оптимизмом нуара. Лучше выберете другое эстетическое направление.
Разумеется, мои наблюдения о жанре не являются законом. Тем более, в современном кино чистый нуар практически нигде не встречается. Начиная с 70-х годов многие режиссеры и сценаристы намеренно искажают или играют с постулатами нуара (так появился термин «нео-нуар», и это тема отдельного материала). Но чтобы преобразовывать, неплохо бы хорошо ориентироваться в основах.
Лично я очарован и нуаром, и его прямыми наследниками с самого первого момента, когда соприкоснулся с этой стилистикой.
Надеюсь, среди читателей также найдутся свои поклонники жанра, и может быть, мы ещё почитаем пару захватывающих сценариев или посмотрим несколько фильмов в жанре нуар.
Об авторе: Влад ДикаревНезависимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте и Telegram
Метки: нуар
Нуар | это… Что такое Нуар?
- У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)
Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.
Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.
Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.
Содержание
|
Подходы к определению фильма-нуар
Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].
Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре) |
Происхождение термина
Хамфри Богарт в картине «Мальтийский сокол»
Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.
Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.
Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.
Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.
Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).
Художественные особенности «чёрного фильма»
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
- Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
- В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
- Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
- Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
- Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
- Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
- Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
Фильмы нуар
Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
- «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
- «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
- «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
- «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
- «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
- «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
- «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
- «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
- «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
- «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
- «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
- «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
- «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
- «Заворожённый» Альфреда Хичкока
- «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
- «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
- «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
- «Тёмный город» Уильяма Дитерле
- «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
- «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]
Фильмы-нуар других стран
- «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
- «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)[12]
Нео-нуар
Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):
- «Расплата» Брайана Хелгеленда[13]
- «Город Грехов» Роберта Родригеса[14]
- «Чёрная орхидея» Брайана де Пальма[15][16]
- «Кирпич» Райана Джонсона[16]
- «Перекрёсток Миллера» братьев Коэнов[17]
- «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха [18][16]
- «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона[19]
- «Эди»[20]
- «Аура»[21]
- «Синий бархат»[22], «Шоссе в никуда»[23], «Малхолланд Драйв»[24]Дэвида Линча
- «Memento» Кристофера Нолана[24]
- «Китайский квартал» Романа Полански
Пародии на нуар
Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:
- «Театральный фургон» Висенте Миннелли
- «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
- «Голый пистолет» Дэвида Цукера
- «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
- «Поцелуй навылет» Шэйна Блэка[25]
Литература
- Ю. А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.
- R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN: 087286412X.
- Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)
Примечания
- ↑ 1 2 John Belton Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Mark Mignone Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.). Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Gary Morris Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009.
- ↑ Сергей Каптерев Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (2005-03-30). Проверено 6 апреля 2009.
- ↑ 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
- ↑ James Naremore More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
- ↑ Gary Morris High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
- ↑ Alan Vanneman Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ Сергей Анашкин Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009.
- ↑ Owen Gleiberman Mean Machine (англ.). Entertainment Weekly (1999-02-12). Проверено 30 марта 2009.
- ↑ Amy Robertson The comeback of film noir — sort of (англ.). University Wire (2007-06-21). Проверено 30 марта 2009.
- ↑ Андрей Плахов «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы в Венеции. Коммерсантъ (01.09.2006). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ 1 2 3 Виктор Топоров В канун русского нуара. Частный корреспондент (2008-12-02). Проверено 30 марта 2009.
- ↑ Rita Kempley Miller`s Crossing (англ.). Washington Post (1990-10-05). Проверено 30 марта 2009.
- ↑ Carina Chocano In Bruges (англ.). Los Angeles Times (2008-02-08). Проверено 30 марта 2009.
- ↑ Bill Krohn. Le film noir: aventures et mesaventures d’un genre. Cahiers du Cinema no. 524 (May 1998) p. 8
- ↑ Сайт Каннского кинофестиваля — 2007 (фр. )
- ↑ Евгений Гусятинский Старые технологии. Искусство кино (январь 2006). Проверено 30 марта 2009.
- ↑ Fred Pfeil Revolting Yet Conserved: Family «Noir» in Blue Velvet and Terminator 2 (англ.). Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Gary Morris The Review on Detours and Lost Highways: A Map of Neo-Noir, by Foster Hirsch (англ.). New York: Limelight Editions (1999). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ 1 2 Scott Thill The Not-So-Straight Story (англ.). Проверено 24 марта 2009.
- ↑ Tom Keogh «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (2005-10-28). Проверено 26 марта 2009.
Ссылки
- Film-Noir.ru Сайт, полностью посвященный классическому «нуару» 1940-50-х годов.
- Filmsnoir.net Аналитические статьи, заметки, обзоры фильмов-нуар
- Список фильмов в стиле «пост-нуар» по версии сайта theyshootpictures.com
Очень краткая история фильма нуар
Хамфри Богарт в фильме «Мальтийский сокол» | © Warner Bros
Marnie Sehayek
10 января 2017 г.
По злобным улицам фильма нуар прогуливаются крутые детективы, изящные роковые женщины и всевозможные коррумпированные и жестокие преступники. Далее следует введение в жанр мрачных американских триллеров, отражающих городское недомогание и социальные тревоги 1940-х и 1950-х годов.
Французские критики присвоили термину нуар фильм в 1946, ссылаясь на трендовое слияние элементов американского кино — антигероические персонажи, резкие диалоги, снятые от бедра, и смелый визуальный дизайн. Точные параметры нуарного фильма все еще обсуждаются — некоторые утверждают, что настоящие нуарные фильмы были сняты в определенный период, с 1940-х годов после Второй мировой войны до примерно 1958 года, обозначая фильмы, снятые до и после прото- и неонуара соответственно. в то время как другие утверждают, что фильм-нуар — это скорее стиль или настроение, чем жанр.
М Фрица Ланга | © Неро-Фильм
Фильм-нуар появился во время Второй мировой войны, когда немецкие эмигранты, такие как Фриц Ланг (M), принесли экспериментальную чувственность немецкого экспрессионистского кино в Тинселтаун. Режиссеры использовали кинематографию в высоком ключе, в которой преобладали яркий прямой свет и каскадные тени, нестандартные ракурсы и асимметричные композиции, чтобы подчеркнуть жуткие или грязные сюжетные линии, призванные вызвать волнение и интригу.
Одновременно с появлением таких авторов криминального чтива, как Дэшил Хэмметт («Мальтийский сокол»), Джеймс М. Кейн («Двойная компенсация») и Рэймонд Чандлер («Большой сон»), остросюжетные детективные романы переживали период расцвета в США. Это было лишь вопросом времени, когда кинематографисты-нуар направят свои объективы на это подобающее слияние — сюжетные линии криминальной фантастики и психологических триллеров хорошо сочетались с угрюмыми эстетическими элементами, набирающими популярность в кино.
Фред МакМюррей и Барбара Стэнвик в фильме «Двойная страховка» | © Paramount Pictures
Вершина классического периода нуара была одновременно вершиной приличия в средствах массовой информации. Руководители Голливуда, опасаясь потенциального потенциала кино «обезьяна видит, обезьяна делает», в 1930 году установили Кодекс кинопроизводства, чтобы гарантировать, что фильмы не одобряют аморальное поведение. Во время его правления приверженность моральным цензорам кодекса могла сделать или сломить популярность фильма, резко ограничив его распространение.
В результате нуарные фильмы 1940-х изображают более убогие стороны жизни, при этом исключая изображения насилия, похотливых поцелуев и даже показывая мужчин и женщин, спящих в одной постели. Хотя во многих из этих фильмов рассказывается о прелюбодеянии, их поцелуи больше похожи на быстрые столкновения, чем на затяжные любовные жесты, и прелюбодеи редко наслаждаются своими делами, прежде чем в конце концов их убьют. Убийства сняты с намеком, а не явно — в «Двойной компенсации» Билли Уайлдера, например, хладнокровный стоицизм Барбары Стэнвик — это все, что зритель видит, когда муж ее героини задыхается на пассажирском сиденье автомобиля рядом с ней.
Место преступления | © Paramount Pictures
Под давлением телевизионной культуры и успешных иностранных фильмов с более мягкими стандартами пуританская хватка кодекса в Голливуде начала ослабевать, что нашло отражение в таких фильмах, как морально двусмысленный нуар «Падший ангел» (1945) и «Анатомия убийства» (1959). в котором рассказывается об убийствах и изнасилованиях — оба фильма были сняты Отто Премингером, чье расширение границ значительно повлияло на жанр. В 1952 году Верховный суд США постановил, что фильмы защищены Первой поправкой, а в 1968, Производственный кодекс был исключен вместо системы рейтинга фильмов MPAA.
Харрисон Форд и Шон Янг в фильме «Бегущий по лезвию» | © Warner Bros.
Элементы нуара нашли свое отражение в современной классике, такой как «Китайский квартал» Романа Полански (1974) и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (1982). «Воспоминания» Кристофера Нолана (2000 г.), «Город грехов» Роберта Родригеса (2005 г.) и «Драйв» Николаса Виндинга Рефна (2011 г. ) — вот некоторые из недавних громких игр, отдающих дань уважения этому жанру.
В общем и целом, фильм-нуар оставил неизгладимый след в кинематографе, и его неотразимые характеристики будут продолжать влиять на кинематограф в будущем.
Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.
Культурное путешествие было запущено в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновить людей выйти за пределы своих границ и узнать, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно.
Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу.
Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.11 Элементы письма нуар | Писатели Анон
ChellaWrites / 18.05.2016
Noir уходит своими корнями в крутую художественную литературу, такую как Рэймонд Чандлер и Джеймс М. Кейн. Затем этот детективный роман повлиял на кинематограф и превратился в нуар, развивая образы, знакомые нам по Хамфри Богарту и его коллегам. Затем кино снова повлияло на художественную литературу, чтобы создать нуарную фантастику, которая отличается от крутой тем, что не ставит детектива в центр истории.
Нуар — это нечто большее, чем трилби, тренчи и роковые женщины, поэтому давайте разберемся:
- Посторонний: главный герой нуара — изгой — возможно, солдат, возвращающийся домой
Кадр из фильма «Почтальон всегда звонит дважды»
после войны, освобожденный узник или просто чужой в городе. Традиционно главный герой — мужчина, но нуар, такой как Mullholland Drive , ставит женщин в центр, так что не стесняйтесь отклоняться от обычного. пронизывает всю историю.
- Нет героев: они могут быть центральными в истории, но главный герой-нуар не герой. Ими движет месть, жадность, похоть или все вышеперечисленное, и они переходят черту морали , чтобы получить то, что хотят. На самом деле здесь нет героев и путь только вниз. Они ищут ответы на дне бутылки виски и задают вопросы с помощью пистолета. Тем не менее, мы сопереживаем нашему антигерою и хотим, чтобы она победила, даже если это ничего ей не даст. Дайте вашему главному герою проблеск надежды на успех, это то, что заставляет его продолжать и заставляет читателя надеяться вместе с ним, только чтобы в конце его оторвали.
- Фатализм и нигилизм: надежда покинула мир нуара. Это американская мечта, которая пошла не так и разоблачена как иллюзия, которая не для таких, как мы. Это вестерн, когда мы очнулись от лжи, что в каждом городе есть герой, готовый сражаться с плохими парнями, когда на самом деле плохие парни побеждают, а остальные страдают. Измученный миром главный герой-нуар находится на роковом пути из-за собственной гибели. Помните, это не трагический герой, против которого, кажется, сговорилась судьба, несмотря на его благие намерения. Судьба может заключаться в жульничестве в картах, воровстве или убийстве, и она приводит в движение колеса. Радость нуара заключается в том, чтобы наблюдать за моральным сломом персонажа, который отчаянно пытается избежать своей судьбы.
- The Femme or Homme F atale: фаталь объединяет секс и похоть. Привлекательный незнакомец кажется уязвимым или хочет помочь главному герою, но оказывается, что он здесь только для того, чтобы соблазнить и сбить с толку нашего антигероя. Традиционно женщина была женщиной, которая манипулировала мужчиной, чтобы убить своего мужа или пойти по ложному следу подсказок, но читатели ожидают этого тропа, так что вы можете поиграть с ним или поменять гендерные роли.
- Существа ночи: 9Нуар 0059 получил свое название от стиля кино, созданного европейскими режиссерами, спасающимися от Второй мировой войны. Они принесли в Голливуд немецкий экспрессионизм, а именно экстремальные ракурсы камеры и высококонтрастное освещение, отбрасывающее угловатые тени, для создания великолепного кинематографического эффекта. Таким образом, фильм-нуар ассоциируется с ночью, когда уличные фонари отражаются на мокрых от дождя улицах, и преступный мир выходит на сцену. Тем не менее, Чайнатаун и Кирпич оба являются нуаром, который купает своих персонажей в калифорнийском солнце на протяжении большей части фильма, но все же поражает битами, которые мы ожидаем от жанра. Ваш главный герой не обязательно должен вести ночной образ жизни, но он помогает добавить атмосферы и настроения, особенно если вы пишете для визуальной среды, такой как фильм или телевидение.
- От первого лица: мы все знакомы с крутым повествованием нуарного детектива: «Если бы взгляды могли убивать, меня бы прямо сейчас положили в городской морг. Она была такой женщиной…» Это довольно ужасно, но вы поняли идею. Вид от первого лица помещает читателя прямо в голову главного героя, что добавляет клаустрофобии, необходимой для нуара. Это также позволяет вам играть с техникой ненадежного рассказчика. Рассказывает ли «герой», как это было на самом деле, или он заблуждается, сбит с толку или просто лжет? Однако не думайте, что вам нужно придерживаться вида от первого лица. Выберите точку зрения, которая лучше всего соответствует вашей истории.
- Тайна: , как я уже сказал, вам не нужен частный сыщик или усталый от жизни полицейский, расследующий убийство, но эти скобы по-прежнему работают как простой способ вставить тайну. Классический нуар обычно начинается с мертвого тела (обычно женщины) или, по крайней мере, с пропавшего без вести, но развитие неонуара предлагает писателям более широкие возможности. Тайна может заключаться не столько в прямом расследовании убийства, сколько в предотвращении убийства или просто в том, что человек, страдающий амнезией, пытается собрать воедино свою разрозненную историю — конечно, нигилистическая природа нуарного героя означает, что он, вероятно, кого-то убил, но это путешествие добавляет мистика.
Фарго искажает фильм нуар, используя сельскую обстановку и превращая детектива в беременную женщину.
- Улицы города: Кто-то может возразить, что нуар должен быть в городской среде, но я с этим не согласен. В то время как нуар Чендлера и Джеймса Эллроя, как правило, фокусируется на улицах Лос-Анджелеса, братья Коэн (мастера нео-нуара) предпочитают широкоугольные снимки сельской местности для своих персонажей, добавляя ощущение отчуждения и отчаяния. В нуаре в пригороде или в сельской местности может быть что-то еще более тревожное. И хотя нуар — это чистая Америка, скандинавские авторы нуара, такие как «9» Стига Ларссона0063 «Девушка с татуировкой дракона» доказывает, что вы можете использовать этот жанр в любой обстановке, и это сработает.
- Сломанные носы: Насилие — неотъемлемая часть нуарной традиции. Это символическая тьма мира, ставшая реальностью. Главный герой получит трещину по затылку прикладом ружья или проснется с разбитым носом, привязанным к стулу. Есть тела, которые нужно похоронить, освещенные фарами автомобилей, и плохие парни догонят главного героя и нанесут ему побои. Просто так оно и есть, потому что жизнь дерьмовая, а нуар рассказывает нам, как оно есть на самом деле.
Джек Николсон в Чайнатауне сует нос куда не надо
- Нет счастливого конца: Я упоминал о том, что оставил надежду за дверью? Нуар — это бульвар разбитых мечтаний, так что не ждите, что ваш главный герой схватит парня и убежит в закат. Это не будет мыть в нуаре. Ваш лид может умереть в прямом или переносном смысле. Может быть, они теряют все – семью, работу, рассудок. А может быть, они просто теряют объект своего желания – деньги, месть, славу. Что бы ни случилось, убедитесь, что главный герой не продвинулся дальше к концу. Итак, они раскрыли тайну, но оказалось, что девушка их мечты убила того парня, или они все равно потеряли все деньги, и им нужно уехать из города. Никаких закатов, никаких поцелуев и уж точно никакой свадьбы — это нуар, а не Джейн Остин.
Гай Пирс в фильме «Первый снег» пытается обмануть судьбу в этом нео-нуаре
- Упрощённая проза: Когда дело доходит до нуарной литературы, ваша проза должна быть простой, прямолинейной и жесткой. Никаких витиеватых описаний. Наша ассоциация с нуаром — это расширенные метафоры, но, если вы не делаете старинную вещь, этот стиль изжил себя. Не описывая город, как женщину, или ночь, как плащ тьмы. Просто доберитесь до сути и сделайте это быстро.
Как видите, нуар сложнее, чем парень с пистолетом, шляпой и женщиной. Это сложный жанр с простым посланием, и именно поэтому я люблю его. Как жанр, у него есть свои проблемы, а именно озабоченность фетишизацией мертвых женщин — см. Лос-Анджелес Конфиденциально . А потом и сама роковая женщина, само воплощение сексуальной женщины как манипулятора или зла. Несмотря на эти тревожные образы, я люблю нуар и никогда не устаю исследовать темную сторону жизни.
Известная нуарная фантастика:
Anything by Raymond Chandler – The Big Sleep и Lady In the Lake ). Чендлер — мастер резких шуток, сложных сюжетов и искрометной прозы.
Дэшил Хэммет – Мальтийский сокол . Сэм Спейд был образцом для Чендлеровского Филипа Марлоу, положившего начало традиции циничных детективов, которая сохранилась и по сей день.
Джеймс Эллрой — Черный георгин . Эллрой — новый король лос-анджелесского нуара, смешивающий социальные комментарии со смертью и тьмой.
Хотите верьте, хотите нет, но женщины тоже пишут нуар. Попробуйте отмеченную наградами Queenpin Меган Эбботт или что-нибудь от Патрисии Хайсмит, которая написала вдохновение для известных фильмов, The Talented Mr Ripley и Незнакомцы в поезде, , но остается относительно неизвестным рядом с Чендлером и мальчиками.
Примечательный фильм-нуар:
Брик – это нео-нуар, действие которого происходит в современной американской средней школе, и сделано это так стильно. Это дань уважения фильму нуар, но не производному от него.