Стиль рембрандта: Рембрандт ван Рейн — Стиль и техника

Рембрандт ван Рейн — Стиль и техника

ПубликацииХудожники

Рембрандт ван Рейн — Стиль и техника

Александр

40243

МАСТЕР «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времён и народов.

Основу наследия Рембрандта составили портреты и картины на религиозные темы. Но список жанров, в которых он работал, этим далеко не исчерпывается. Художник писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Некоторые из картин Рембрандта настолько оригинальны, что не вписываются в традиционную жанровую систему. Кроме этого, Рембрандт был превосходным гравёром и рисовальщиком. Если переходить на цифры, то он оставил нам около 400 картин, почти 300 гравюр и более 1000 рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана (1583-1633). В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть.

Жанровые картины и натюрморт

Рембрандт, при всей своей привязанности к современности, избегал социальных анекдотов в живописи, столь популярных в тогдашней среде. Правда, некоторые его работы принято называть жанровыми, но на самом деле они или являются гибридом, располагаясь на границах жанров, или вообще не идентифицируются в социальном плане. Например, в начале своего творческого пути Рембрандт довольно часто писал головы — в основном стариков. Эти рисунки одновременно и портреты, и жанровые этюды. В зрелые годы художник написал серию портретов молодых девушек и женщин. Они одеты как служанки и часто держат в руках щетку или выглядывают из окна, как эта «Девушка, облокотившаяся на подоконник», 1645 год. Натюрморты Рембрандта можно пересчитать по пальцам, но среди них есть два общепризнанных шедевра — на них изображена туша быка «Освежеванный бык».

В своих ранних работах Рембрандт следует за Ластманом и в стилистике, предпочитая полотна небольшого размера, используя единственный (но очень сильный) источник света, тщательно прорабатывая детали, позы и жесты — порой чрезмерно экзальтированные.

Иногда на аукционах Рембрандту удавалось встретить картины старых итальянских мастеров, и один из автопортретов, написанный в 1640 году, представляет собой очевидную стилизацию, имеющую в виду знаменитый портрет Рафаэля. Что до влияния итальянцев, то не забудем — художник собрал большую коллекцию гравюр, включающую репродукции шедевров эпохи Ренессанса и образцы древней скульптуры (как подлинники, так и гипсовые копии).

Рембрандт явно видел себя последователем великих мастеров Ренессанса. В начале 1630-х годов, например, он начал подписывать свои работы одним только именем, подражая таким художникам, как Рафаэль или Тициан — их слава была столь велика, что этого вполне хватало.

Впрочем, Рембрандт никогда не был копиистом. И временами перенимая идеи великих итальянцев, он творчески перерабатывал их — иногда совершенно неузнаваемо. При этом художник умел смотреть на мир любопытными глазами, зорко примечая реалии современной ему жизни. Лучшее тому подтверждение — рисунки Рембрандта. Их тематическая пестрота удивительна — тут встречаются экзотические животные, нищие, делающие свои первые шаги дети, надутый от сознания важности своего дела аптекарь, тело повешенного на виселице преступника.

Рисунки

Рембрандт, за исключением последних десяти лет жизни, много рисовал. Иногда это этюды к будущим картинам или гравюрам, но есть среди рисунков и совершенно самостоятельные работы. До 1640-х годов художник предпочитал красный и чёрный мел, но позже стал использовать тушь («Эскизы голов» 1666 год). В ранние годы Рембрандт рисовал птичьим пером, затем его сменило тростниковое перо — оно позволяло писать мягче и шире, сближаясь в этом с кистью. Художник часто подкрашивал свои рисунки разведенной тушью — примером может служить «Шах Джехан с соколом на лошади». На рисунке изображен правитель Могольской империи, построивший знаменитый Тадж-Махал.

Эти беглые зарисовки отличаются от тщательно прописанных образцов, характерных для картин Рембрандта. Впрочем, тщательность отделки вовсе не засушивает его полотна — они и сейчас поражают зрителя своей необычайной свежестью. Художник всегда старался увидеть предметы и людей в новом, необычном, ракурсе. Настолько необычном, что по поводу некоторых его произведений исследователи, признавая, что имеют дело с несомненно шедеврами, до сих пор никак не остановятся на какой-то одной трактовке, которая устроила бы всех.

Портреты

Приблизительно две трети дошедших до нас картин Рембрандта и четверть его гравюр составляют портреты. Пик творчества Рембрандта как портретиста приходится на 1630-е годы, когда богатые амстердамцы выстраивались возле его мастерской буквально в очередь.

Деталь «Портрета Йоханнеса Юттенбогерта» может служить примером такого заказного портрета. Большинство портретов — поясные, как, например «Портрет Корнелиуса Тромпа». Впрочем, встречаются у Рембрандта и портреты, написанные в полный рост «Сюзанна ван Коллен, жена Жана Пелликорна, и её дочь», около 1632-34 года. Самыми же выгодными были заказы на групповые портреты. Среди них можно упомянуть шедевры «Урок анатомии доктора Тюльпа», «Ночной дозор» и «Синдики». Кроме того, Рембрандт написал целую серию неформальных портретов членов своей семьи.

В ранних работах Рембрандта острое восприятие окружающего мира сочетается со смелой манерой письма. Это объясняет фантастический успех Рембрандта-портретиста в Амстердаме. Богатым заказчикам импонировала его любовь к деталям, его отточенное мастерство и умение передать фактуру материала. Однако когда Рембрандт писал не на заказ — например, свои бесчисленные автопортреты, то позволял себе быть более свободным. Эта техническая широта, безоглядность и деканонизация в использовании различных приемов фиксируются с 1640-х годов и становятся нормой в работах позднего периода.

Аналогичным образом менялось отношение Рембрандта к цвету. Его ранние картины были холодными по тону — основное внимание художник тогда обращал на работу кистью. с 1640-х годов краски Рембрандта теплеют, а в палитре начинают преобладать густые коричневые тона. В поздних работах гамма художника смещается в сторону красного и золотисто-коричневого. Одновременно распределение света и тени на полотнах как бы взрывает ограничивающее его раньше рамки. Рембрандт отказывается от использования единственного источника света. Он усложняет свет, делая его мерцающим и загадочно-приглушенным. Возникающие при этом мягкие тени плавно сливаются с фоном картины.

Автопортреты

Сохранилось около 30 автопортретов Рембрандта. Мы представляем здесь следующие полотна, исполненные в этом жанре: «Автопортрет» 1629 года, «Охотник на выпей» 1639 года, «Автопортрет» 1655 года. Кроме того, художник запечатлел самого себя на дюжине рисунков и двух дюжинах гравюр. Наконец, Рембрандт часто вставлял свои автопортреты в картины, написанные по библейским сюжетам. Особенно много автопортретов он создал на раннем этапе (до конца 1630-х годов), хотя автопортреты описывают почти всю жизнь художника. Беднее всего в этом ряду представлены 1640-е годы, когда художник переживал одно несчастье за другим. В такой ситуации ему было просто не до автопортретов.

Гравюры

Рембрандт был выдающимся гравёром. Техника гравюры появилась в начале XVI века, и он стал первым художником, оценившим её огромные возможности. Гравюра «Доктор Фаустус» демонстрирует зрителю эти возможности, дающие право гравюре соперничать с «полноценной» картиной. Для создания гравюры на металле металлическая пластина покрывается слоем кислотоустойчивого лака, который затем процарапывается иглой. Готовую пластину опускают в кислоту,вытравливающую процарапанное изображение. Остальные части гравюры при этом остаются защищенными слоем лака. Затем лак счищают, смазывают пластину типографской краской и помещают в типографский пресс, делая её отпечаток на бумаге. Другой гравировальный метод — создание изображения непосредственно на металле, не покрытым лаком.

Такая техника называется «сухой иглой». Рембрандт часто совмещал обе техники в пределах одной гравюры, но есть у него и несколько работ, выполненных исключительно «сухой иглой».

И это далеко не полная характеристика эволюции Рембрандта. Менялся сам художественный мир, эволюционировала вся система в совокупности составляющих её элементов. Ещё несколько примеров. Его ранние картины построены на принципе активного действия, борьбы, а поздние, в большинстве своём, — созерцательны. На ранних автопортретах художник изображает себя в картинных позах и необычных роскошных нарядах, поздние же лишены этой театральности. С годами Рембрандт всё меньше интересуется отделкой поверхности картины, сосредоточиваясь на характерах людей и их внутренних переживаниях.

Всё это роднит Рембрандта с ведущими художниками XX века. Современники же художника, как водится, страдали некоторой эстетической слепотой. Уже при жизни Рембрандт был хорошо известен — славу ему принесли его портреты и гравюры.

Они пользовались спросом, но при этом далеко не все считали Рембрандта большим мастером. Некоторые критики находили его зрелый стиль слишком грубым. Их смущало то, что художник творит без оглядки на классические образцы «высокого искусства», а его принципиальный отказ от рафинированной техники раннего периода вызывал лишь недоумения. Известно высказывание, описывающее картины Рембрандта как «навоз, стекающий с холста через раму». Уже в XIX веке Майкл Брайан в классическом для своего времени «Справочнике по художникам и гравёрам», 1816 год, писал о Рембрандте: «Его фигуры примечательны, прежде всего, не своей красотой, а искажениями; они выглядят скорее вульгарными, чем грациозными».

Религиозные образы

Второе место после портретов в наследии Рембрандта занимают картины на религиозные темы. Что же касается подобных гравюр и рисунков, то они количественно даже превышают портретные зарисовки художника. Столь выраженный интерес к религиозным сюжетам объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта — спрос на такие произведения в тогдашней Голландии, где преобладали протестанты, был невелик. Если не считать художников Утрехта, главного католического центра в Нидерландах, Рембрандт был, по всей видимости, единственным голландским живописцем, регулярно обращавшимся к библейской истории. Именно она вдохновила художника на создание «Пира Валтасара», около 1636-1638 года и ряда полотен, иллюстрирующих важнейшие события Библии, включая несколько «портретных» изображений Христа.

Классическая история и мифология (вставка)

Сюжеты из древней истории и мифологии довольно редко встречаются на полотнах Рембрандта, хотя при этом некоторые из них пользуются большой известностью (например «Даная»). Сюда же относится три портрета исторических персонажей (это Александр Великий, Аристотель и Гомер), написанные Рембрандтом в конце жизни для сицилийского коллекционера дона Антонио Руффо. Для амстердамской ратуши Рембрандт создал картину «Заговор Юлия Цивилиса», 1661 года, воспроизводящую эпизод из древней истории Нидерландов — антиримский заговор в 69 году до нашей эры. По неизвестным причинам картину убрали из ратуши в 1663 году, к тому же сильно обрезав по краям. Впрочем, последнее мог сделать и сам Рембрандт, посчитав, что в таком виде будет легче её продать.

Впрочем, в XIX веке репутация Рембрандта резко пошла в гору. Он, со своей способностью к самовыражению, как нельзя лучше соответствовал эпохе романтизма. В сущности, он стал её знамением. И это знамя нисколько не обветшало до сих пор. Всякое новое время открывало для себя нового Рембрандта, а это неложный знак величия его художественного мира.

Биография художника

Работы художника

Ночной дозор

Это самая известная картина Рембрандта. Она получила своё нынешнее название лишь в конце XVIII века. Объясняется это просто. Тёмный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» — один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.

Автопортрет

Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель. Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове

Даная

Эту картину по праву можно считать одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Изображенная на полотне женщина явно ждёт кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать её образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно повреждён психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезав её ножом.

Возвращение блудного сына

История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына.

Поделитесь с друзьями

«Поздний стиль» Рембрандта: расцвет, а не закат

Рембрандт. Старшины амстердамской гильдии суконщиков (Синдики). 1662

Каталог Rembrandt: the Late Works (Рембрандт: поздние работы) помогает лучше понять яркую выставку, недавно завершившуюся в лондонской Национальной галерее и до 17 мая идущую в амстердамском Рейксмузеуме. Кажется, это первая экспозиция, полностью посвященная последним десятилетиям жизни художника и отражающая всеобщий интерес к временам «арт-зрелости» великих маэстро. Недавняя выставка Тициана обратила внимание на более свободный характер его раскрепощенной, даже импрессионистичной живописи заката жизни. И даже возникло предположение о том, что такая манера вообще характерна для позднего творчества любого мастера.

Показательным примером этого служит работа Рембрандта с эффектами светотени, которую анализирует Эрик Хинтердинг. С юности и на протяжении всего творческого пути Рембрандт уделял ей пристальнейшее внимание как в живописи, так и в гравюре, особенно глубоко разрабатывая ее именно в поздний период. Офорт Поклонение пастухов (1657) известен в 11 состояниях, и каждое из них уникально: Хинтердинг считает, что изменения светотени могли стать результатом смены бумаги и постоянной доработки пластины. Даже между двумя отпечатками первого состояния имеются различия.

Главная черта позднего Рембрандта — способность проникать на глубинный психологический уровень, совершенствуя то, что художник познал раньше. В маленьком, отлично иллюстрированном издании Lives of Rembrandt (Жизни Рембрандта) подчеркивается: мастер всегда шел по особому пути. Несмотря на обвинения в небрежении опытом предшественников, Рембрандт прекрасно сознавал, каким традициям наследует. Как именно он это делал, становится ясно из новой книги. К примеру, он отказался от ярких рубенсовских цветов, которые использовали даже его ученики. До самого конца ему было важно прежде всего проникать в глубины человеческого характера, показывая мир таким, каков он есть, оттачивать умения, которыми он овладел.

И последняя мысль, обязанная своим возникновением не столько авторам статей, сколько прекрасным иллюстрациям. Что же все-таки делает Рембрандта особенным? Его человечность в передаче характера и чувств, его изображения глаз. Если посмотреть на женщину с картины Еврейская невеста (1665), на мужчин из Синдиков (1662), на Иосифа в Иакове, благословляющем сыновей Иосифа (1656) или почти на любое другое лицо, становится понятно, что именно глаза для Рембрандта были зеркалом души. 

Lives of Rembrandt. Filippo Baldinucci, Arnold Houbraken and Joachim von Sandrart. Pallas Athene Publishers. 96 с. £6,99 (На англ. языке)

Rembrandt: the Late Works / Gregor J. M. Weber and Jonathan Bikker, eds, with Marjorie E. Wieseman, Erik Hinterding, Marijn Schapelhouman, Anna Krekeler. The National Gallery Company in association with Yale University Press. 304 с. £35, $60. (На англ. языке)

Рембрандт (1606–1669): Картины | Эссе | Метрополитен-музей

Известный живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн обычно считается величайшим художником «золотого века» Голландии. Сначала он работал в своем родном Лейдене, а с 1632 г. и далее в Амстердаме, где некоторое время (ок. 1624 г.) учился у влиятельного художника-историка Питера Ластмана. Рембрандт никогда не выезжал за границу, но он жадно исследовал работы северных художников, живших в Италии, таких как Ластман, утрехтский художник Геррит ван Хонтхорст (основное связующее звено Рембрандта с Караваджо), Антонис ван Дейк и — в основном через гравюры — Адам Эльсхаймер и Питер Пауль Рубенс. В лейденский период Рембрандт также сильно откликнулся на более ранних нидерландских художников, таких как Лукас ван Лейден (ок. 149 г.).4–1533). Однако решающим аспектом развития Рембрандта было его интенсивное изучение людей, предметов и их окружения «с натуры», что очевидно в таких картинах, как его ранние автопортреты и картина «

Святой Павел в тюрьме » 1627 года (Государственная галерея, Штутгарт).
). Даже по голландским меркам увлечение Рембрандта прямым наблюдением было исключительным и продолжалось на протяжении всей его карьеры. Несмотря на постоянную эволюцию его стиля, убедительные описания Рембрандтом света, пространства, атмосферы, моделирования, текстуры и человеческих ситуаций можно проследить даже в его поздних работах (таких как Еврейская невеста , Рейксмузеум, Амстердам) до основ его лейденских лет. В значительной степени именно эта программа сделала Рембрандта великим учителем. Среди его многочисленных учеников были Геррит Доу, Говерт Флинк, Фердинанд Бол, Николаес Маес и Карел Фабрициус.

В Амстердаме Рембрандт стал выдающимся портретистом, привлекая внимание драматическими композициями, такими как Урок анатомии доктора Тульпа (1632; Маурицхёйс, Гаага). В получении заказов художнику помогал меннонитский торговец произведениями искусства Хендрик Уйленбург, чья двоюродная сестра Саския вышла замуж за Рембрандта в 1634 году. Меннониты выступали за личное толкование Священных Писаний, что, вероятно, повлияло на субъективное и часто трогательное отношение Рембрандта к библейским сюжетам. Художник добился большого успеха в 1630-х годах, когда у него было несколько учеников и помощников, он собрал собственную коллекцию произведений искусства и жил жизнью образованного джентльмена, особенно во впечатляющей резиденции, которую он купил в 1639 году.(ныне Дом-музей Рембрандта). Рембрандт излучает уверенность и вежливость в своем автопортрете 1640 года (Национальная галерея, Лондон), созданном по образцу придворных портретов Рафаэля и Тициана. Эти художники, вероятно, также вдохновили его амстердамскую подпись «Рембрандт» (отбросив «Ван Рейн»).

В 1640-х годах часто театральный стиль Рембрандта предыдущего десятилетия уступил место более созерцательной манере, зрелым примером которой является Аристотель с бюстом Гомера (1653; 61.198). Это изменение отражает не только исторические вкусы, но и личные обстоятельства, такие как смерть Саскии в 1642 году, финансовые проблемы и неоднозначные отношения художника с няней его сына Гертье Диркс, а затем с его служанкой (и близкой спутницей) Хендрикье Стоффелс. Можно сказать, что большой групповой портрет, известный как «Ночной дозор» , датированный 1642 годом (Рейксмузеум), отмечает конец самых успешных лет Рембрандта, но легенда о том, что неудовлетворенность клиентов разрушила его репутацию, опровергается более поздними заказами от таких видных покровителей, как Ян Сикс и городское правительство Амстердама. Чрезвычайный объем производства Рембрандта даже после того, как он объявил о неплатежеспособности в 1656 году, перемежается десятками шедевров, таких как The Syndics of the Amsterdam Drapers’ Guild (1662; Rijksmuseum).

Сила изобретательности и восприятия, которые сделали Рембрандта знаменитым художником в свое время, также сделали его виртуозным рисовальщиком (о чем свидетельствуют такие разные работы, как Тайная вечеря по Леонардо да Винчи и Коттедж среди деревьев  [29.100. 939]) и самый инновационный гравер семнадцатого века. Примерно в 350 гравюрах он расширил возможности медиума, предлагая различные виды освещения и живописные эффекты. Некоторые примеры, такие как Три креста 1653 года были радикально переработаны в дизайне и выражении между разными состояниями.

Рембрандт вдохновлял многих голландских и немецких художников семнадцатого века, а также художников восемнадцатого века по всей Европе (например, Фрагонара и Тьеполо) и широкий круг реалистов девятнадцатого века. В более поздние периоды было сделано много имитаций, но подавляющее большинство картин Рембрандта, написанных не мастером, датируются его жизнью и предполагают, что его подход понравился довольно широкой аудитории, особенно в Амстердаме.


Цитата

Лидтке, Вальтер. «Рембрандт ван Рейн (1606–1669): Картины». В  Heilbrunn Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/rmbt/hd_rmbt.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Лидтке, Вальтер. Голландские картины в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2007. См. в MetPublications 9.0007

Лидтке, Вальтер А. и Хубертус фон Зонненбург. Рембрандт / Не Рембрандт в Метрополитен-музее: аспекты знатока . Каталог выставки. 2 тт. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1995. См. в MetPublications

.

Шварц, Гэри. Вселенная Рембрандта: его искусство, его жизнь, его мир . Лондон: Темза и Гудзон, 2006.

.

Вестерманн, Мариет. Рембрандт . Лондон: Файдон, 2000.

.
Дополнительные эссе Вальтера Лидтке
  • Лидтке, Вальтер. «Иоганн Вермеер (1632–1675)». (октябрь 2003 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Михиль Свертс и библейские сюжеты в голландском искусстве». (ноябрь 2014 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Иоганн Вермеер (1632–1675) и Доярка ». (август 2009 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Франс Хальс (1582/83–1666)». (август 2011 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Натюрморт в Северной Европе, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Антонис ван Дейк (1599–1641): картины». (октябрь 2003 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Пейзажная живопись в Нидерландах». (декабрь 2014 г.)

Анализ 150 картин, офортов и рисунков Рембрандта


Рембрандт ван Рейн был центральной фигурой Золотого века Голландии, периода исключительного творчества, процветания, военной доблести и научных открытий, который имел место в Голландии в 17 веке. Родился в 1606 г., Рембрандт был плодовитым художником, рисовальщиком и гравером, оставившим след в изобразительном искусстве, который сохранится на века вперед. До своей смерти в 1669 году Рембрандт работал над созданием собственного стиля барокко. это было основано на его классическом образовании и основано на уникальном понимании человеческого состояния. Его работы, от портретов до сцен из Библии, пронизаны исключительным стилистическим мастерством. и эмоциональная глубина, которая делает их безошибочно Рембрандтами.

Ранние годы: с 1606 по 1631

Родившийся в Лейдене, Голландия, Рембрандт Харменсзон ван Рейн был девятым пополнением в семье Нельтгена Виллемсдохтера ван Зюйтбрука и Хармена Герритсзона ван Рейна, дочери пекаря и мельника соответственно. Он начал он получил классическое образование в местной латинской школе и начал посещать Лейденский университет, когда ему было 14 лет. Однако вскоре после этого он поступил в ученики к Якобу ван Сваненбургу, художнику, известному своими работами. его исторические картины, религиозные сцены и портреты.

Рембрандт провел три года в мастерской ван Сваненгурга, прежде чем переехать в Амстердам. Там он провел шесть месяцев с художником Питером Ластманом, который специализировался на религиозном искусстве, а затем перешел учиться к Джейкобу Пинасу, художник, впоследствии названный прерембрандтистом.

Проработав несколько месяцев с Пинасом, Рембрандт вернулся в Лейден, где в нежном возрасте 18 лет основал собственную студию. Его друг-художник Ян Ливенс был его партнером в этом предприятии. Через несколько лет Рембрандт принимал студентов, в том числе будущего художника Золотого века Геррита Доу.

В течение этого периода развития Рембрандт завершил серию картин, изображающих пять чувств, в том числе «Торговец, продающий очки (аллегория зрения)», «Три певца (аллегория слуха)», «Бессознательное». Пациент (Аллегория запаха), «Операция с камнем (Аллегория осязания)» и картина, ныне утраченная» (Аллегория вкуса)». Это самые ранние из сохранившихся работ мастера, и все они одинаковы по размеру. . Они есть написаны маслом на дубовых панелях размером 8,3 на 7,1 дюйма. В каждой работе фигурируют три фигуры. Только один подписан инициалами RHF, или Rembrandt Harmenzoon fecit, что переводится как «Рембрандт, сын Хармена, сделал Это.» Интересно, что эта конкретная картина считалась утерянной, пока не появилась в Нью-Джерси в 2015 году.

Ранние картины маслом Рембрандта, созданные в период, который историки искусства называют его лейденским периодом с 1625 по 1631 год, включают: «Забивание камнями святого Стефана» (1625 г.), Музыкальная аллегория (1626 г.), Давид, представляющий голову Голиафа царю Саулу (1627 г.), Самсон и Далила (1629 г.), Художник в своей мастерской (1629 г.), Молящаяся старуха (1629 г.), Представление Иисуса в храме (1631 г.).

Элементы его картин лейденского периода показывают влияние его прежнего учителя Ластмана и его товарища по студии Ливенса. Стиль художника в эти первые годы его карьеры характеризовался гладкой текстурой. техника, точная прорисовка фигур и богато обработанных деталей, таких как украшения и одежда.

Поворотным моментом в карьере Рембрандта стало посещение его мастерской Константином Гюйгенсом в 1628 году. Секретарь принца Фридриха Генриха Оранского и один из самых культурных и влиятельных деятелей Голландии Гюйгенс был опытным дипломатом и неутомимым путешественником, умеренно талантливым поэтом. Рембрандт произвел на него глубокое впечатление. Визит определил судьбу молодых художников. Горячий сторонник голландского искусства и культуры, Гюйгенс действовал почти как агент Рембрандта, представляя его работы международным коллекционерам.

В 1629 году Рембрандт получил свои первые крупные заказы от Константина Гюйгенса и двора Гааги. Эти работы вызвали восхищение принца Фредерика Хендрика, который купил много дополнительные картины Рембрандта в последующие годы.

Вклад в искусство гравюры

В начале своей карьеры Рембрандт также начал создавать гравюры, и ему приписывают превращение ремесла в искусство. До изобретения фотографии художников гораздо чаще интересовали процессы воспроизведения, чем в целом осознается сегодня. Рембрандт не был исключением: он сделал целый ряд достижений в том, как с помощью гравюры можно было выражать различные настроения.

В основном травление представляет собой гравировку, сделанную на медной пластине не действием острого инструмента, а действием кислоты, которая въедается в медь только там, где защитный слой воска был удален в процессе рисунок на нем. Полученная пластина очень универсальна, так как продолжительность пребывания в кислоте может варьироваться, что приводит к изменению интенсивности линий. К сожалению, с каждой пластины можно снять очень ограниченное количество хороших отпечатков. поскольку чувствительная медь вскоре изнашивается под действием тяжелого пресса, используемого при печати.

Офорты Рембрандта занимают особое место в истории этого средства не только потому, что они технически блестящи, но и из-за его непрекращающихся экспериментов с пластиной, которые вызывают у него несколько попытки на каждой пластине, модифицируя композицию, а затем снова печатая ее. Каждое изменение, сделанное на пластине после первой печати, называется состоянием. До Рембрандта это обычно ограничивалось добавлением надписей или незначительных изменений, но в случае Рембрандта переход от первого к последнему состоянию пластины может привести к полной метаморфозе. Многие офорты Рембрандта, такие как «Печать в сто гульденов» и «Проповедь Христа» очень хорошо известны, высоко ценятся коллекционерами гравюр и вызывают восхищение у широкой публики. Они есть, тем не менее, их мало выставляют, поскольку они не подходят для постоянной экспозиции и их гораздо легче оценить в тишине типографии, где их интимность гораздо легче увидеть, чем на стенах. выставочной галереи.

Средние годы: 1631-1651

Когда 1631 год близился к концу, художник переехал в оживленный, быстрорастущий город Амстердам, где начал писать портреты. Среди этих приносящих доход комиссий был «Бюст старика в черной шляпе и горжете». (1631 г.), «Портрет принцессы Амалии ван Солмс» (1632 г.), «Портрет Маврикия Гюйгенса» (1632 г. ) и «Портрет молодой женщины с веером» (1633 г.).

В 1634 году он женился на Саскии ван Эйленбург, дочери юриста, который также был мэром Леувардена. У Рембрандта и его невесты впоследствии было двое младенцев, которые умерли вскоре после рождения: сын в 1635 году и дочь в 1638 году.

В 1630-х годах Рембрандт рисовал в большом формате сцены из Библии и мифологии с очень контрастными цветами и драматическим чутьем. Критики видят влияние Питера Пауля Рубенса в таких произведениях, как «Буря на Галилейском море» (1633 г.), «Пир Валтасара» (1635 г.) и «Ослепление Самсона» (1636 г.).

Рембрандт обратился за помощью к своим ученикам в студии, чтобы справиться с растущим спросом на портреты. Такие картины, как крупномасштабный Кораблестроитель, Ян Рейксен и его жена (1633 г.) были среди тех, что он произвел. В конце этого десятилетия художник сосредоточился на пейзажах, написанных как маслом, так и офортами.

В 1639 году супруги переехали в новый престижный дом, который впоследствии стал домом-музеем Рембрандта. После очередной потери новорожденной дочери в следующем году жена Рембрандта родила сына Тита, которому предстояло дожить до зрелого возраста. Однако Саския скончалась от того, что, вероятно, было туберкулезом, в 1642 году, вскоре после рождения Тита.

Потеря дочери и жены, несомненно, способствовала изменению картин художника 1640-х годов, которые стали более мрачными по сюжету и тону. Его работа «Ночной дозор» (1642 г.) многофигурная военная сцена входит в число его самых важных заказов того времени, а также является одной из лучших картин голландского Золотого века. Огромных размеров, примерно 12 х 14 футов, на картине изображены драматические контрасты света и тени.

В годы после «Ночного дозора» Рембрандт экспериментировал с фронтальным освещением и композицией, что проявилось в таких работах, как «Женщина в постели» (1643 г.), «Девушка у окна» (1645 г.) и Купание женщины (1654 г.). В 1640-х годах Рембрандт также исследовал кисть как еще один способ выражения в своих картинах. Однако в течение десятилетия художник посвятил больше времени уделял офортам и пейзажам.

После длительных отношений с опекуном своего маленького сына, Гертье Диркс, которые в конечном итоге привели к судебному иску против художника, Рембрандт начал отношения со своей бывшей горничной Хендрикье Стоффелс. В 1654 году у них родилась дочь.

Поздние годы: с 1652 по 1669 год

В 1650-х годах мастер наполнил свое искусство более богатой, красочной палитрой и текстурными элементами кисти. Его стиль все больше отклонялся от существующих стандартов искусства, и некоторые критики осуждали его резкость. его мазков. Такие работы, как «Еврейская невеста» (1662 г.) и «Возвращение блудного сына» (1669 г.), иллюстрируют мастерство художника в использование света.

Постоянные покупки Рембрандтом изобразительного искусства, гравюр и раритетов, а также его дорогая ипотека на дом сыграли важную роль в том, что к 1656 году он оказался на грани банкротства. Он был вынужден продать большую часть своих приобретений. во избежание судебного разбирательства. Среди продаваемых им предметов были шедевры других художников, азиатские древности и коллекции минералов. Ему также пришлось продать свой дом и типографию.

Другим последствием его финансовых проблем был запрет на продажу его картин Амстердамской гильдией художников, членом которой он был с 1634 года. Чтобы обойти эту проблему, его гражданская жена Хендрикье а его сын Титус основал в 1660 году арт-дилерство, назвав Рембрандта своим сотрудником. Это дало ему возможность продавать свое искусство.

В 1660-х годах мастер продолжал писать портреты и библейские сцены, объединив две темы в своей серии портретов апостолов, которую он создал в 1661 году. В том же году Рембрандт получил заказ на выполнение искусства в новую ратушу, но написанную им работу «Заговор Клавдия Цивилиса» сочли неприемлемой и отправили обратно. Рембрандт впоследствии уменьшил огромные 6,5 12-футовой картиной до четверти ее первоначального размера, чтобы сделать ее более востребованной.

Хендрикье умер в 1663 году, а Тит последовал за ним в 1668 году. Рембрандт умер в течение года после смерти его сына в октябре 1669 года. Великий мастер умер нищим и был похоронен в безымянной могиле в Вестеркерке, Реформатская голландская протестантская церковь в Амстердаме. По обычаю той эпохи для бедных останки Рембрандта были вывезены для захоронения через 20 лет.

Среди его последних работ, завершенных незадолго до смерти в 1669 году, было несколько автопортретов. Его последняя картина «Симон с Иисусом» осталась незавершенной, когда художник умер, и была почти уничтожена более поздними художниками, пытавшимися чтобы завершить его.

Влияние Рембрандта

Работы Рембрандта послужили пробным камнем для множества художников, которые последовали за ним, такие как Йоханнес Вермеер, Диего Веласкес, от студентов в его студии до светил, таких как Ван Гог, Дега и Пикассо. Даже современный такие художники, как Фрэнсис Бэкон и Франк Ауэрбах, заявляют о влиянии Рембрандта.

Стиль рембрандта: Рембрандт ван Рейн — Стиль и техника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх