Студийное освещение – Студийный свет: простые и мощные техники

Содержание

10 схем света для студийной фотосъёмки

10 схем света для студийной фотосъёмки модели 10 схем света для студийной фотосъёмки модели

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

10 схем света. Схема 8. Фото 3

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

Hensel Integra

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1

10 схем света. Схема 1. Фото 110 схем света. Схема 1. Фото 2

10 схем света. Схема 1

В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2

10 схем света. Схема 2. Фото 110 схем света. Схема 2. Фото 2

10 схем света. Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3

10 схем света. Схема 3. Фото 110 схем света. Схема 3. Фото 2

10 схем света. Схема 3

Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4

10 схем света. Схема 4. Фото 110 схем света. Схема 4. Фото 2

10 схем света. Схема 4

Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

10 схем света. Схема 4. Фото 3

Схема 5

10 схем света. Схема 5. Фото 110 схем света. Схема 5. Фото 2

10 схем света. Схема 5

В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6

10 схем света. Схема 6. Фото 1
10 схем света. Схема 6. Фото 2

10 схем света. Схема 6

В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

10 схем света. Схема 6. Фото 3

Схема 7

10 схем света. Схема 7. Фото 1
10 схем света. Схема 7. Фото 2

10 схем света. Схема 7

Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8

10 схем света. Схема 8. Фото 110 схем света. Схема 8. Фото 2

10 схем света. Схема 8

В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9

10 схем света. Схема 9. Фото 110 схем света. Схема 9. Фото 2

10 схем света. Схема 9

Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10

10 схем света. Схема 10. Фото 110 схем света. Схема 10. Фото 2

10 схем света. Схема 10

В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.

Бэкстейдж

Благодарности

Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru, эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.

Команда

fototips.ru

Постоянный свет и его использование

В последнее время, с появлением новых фотокамер, позволяющих снимать на высоких значениях ISO без значительных потерь качества, наблюдается устойчивый рост интереса фотографов к работе с постоянным светом.

Надо сказать, что изначально именно постоянный свет был основным в фотографии. И он применяется до сих пор в таких известных студиях, как Harcourt.

В этой статье я хотел бы поделиться своим взглядом на работу с постоянным светом, рассказать о некоторых особенностях, которые необходимо учитывать, если вы решите попробовать этот тип освещения.

Основное и главное достоинство постоянного света – это возможность более тонко управлять им, нежели импульсным светом, а также его наглядность. Вы сразу видите почти (почему почти – я расскажу ниже) то же самое изображение, которое получите при съемке на свою камеру.

1. Источники постоянного света.

Лучшими, по моему субъективному мнению, являются источники постоянного света на старых добрых галогенных лампах. Дело в том, что раскаленная металлическая спираль, которая и испускает свет, дает непрерывный спектр электромагнитного излучения.

Преимущества источников постоянного света на галогенных лампах: непрерывный спектр излучения, что дает индекс цветопередачи CRI (Color Rendition Index) практически 100%.

Недостатки источников света на галогенных лампах: большое энергопотребление, в результате сильный нагрев корпусов источников света, необходимость соблюдения мер пожарной безопасности и техники личной безопасности для предотвращения ожогов. Также недостатком ламп накаливания является изменение цветовой температуры света в зависимости от напряжения, подаваемого на спираль лампы. Напряжение может изменяться как случайно, например, при большой нагрузке на электрическую сеть, так и намеренно диммером или другими регуляторами, с целью получения специальных эффектов.

В идеале, для того чтобы получить стабильную цветовую температуру, нужно использовать мощные стабилизаторы напряжения, что и делается в дорогих профессиональных студиях, таких как  Harcourt.

Для мощных источников света нужно использовать специально разработанные для них жаростойкие модификаторы света.

Ярким представителем, выпускающим профессиональное оборудование с использованием галогенных ламп, которое можно использовать для фото- и видеосъемки, является фирма Dedolight. Есть похожие аналоги и у китайских производителей.

На второе место я бы поставил источники постоянного света на светодиодах. Их спектр близок к непрерывному, но с небольшими локальными провалами в спектре.

Преимущества светодиодных источников: низкое энергопотребление, возможность изготовления светодиодов с различной цветовой температурой испускаемого света (даже в одном источнике). Светодиодные источники света пожаробезопасны и не требуют специальных жаростойких модификаторов света. В целом, источники на светодиодах имеют большие перспективы, особенно с появлением новых сверхмощных светодиодов (100 – 200 Вт), что сделало возможным промышленное изготовление мощных источников света, близких к точечным. По световому потоку они сравнимы с галогенными лампами. Светодиоды питаются от источника постоянного тока, поэтому они лишены такого недостатка, присущего дешевым люминесцентным лампам, как пульсация с частотой полупериода сети переменного тока (25 Гц).

Недостатки светодиодных источников: небольшие локальные провалы в спектре излучения. Пока еще недостаточная интенсивность светового потока, по сравнению с источниками на галогенных лампах.

На третье место выйдут источники освещения на специальных (подчеркиваю, именно специальных) люминесцентных лампах, сконструированных таким образом, чтобы обеспечить минимальные провалы в спектре излучения. Стоят такие лампы недешево. Кроме того, в таких источниках используются пускорегулирующие устройства, преобразующие переменный ток с частотой 50 Гц в ток с частотой несколько десятков килогерц. В результате практически полностью исчезает неприятный эффект мерцания, присущий дешевым лампам, а также эффект нестабильности баланса белого от кадра к кадру.

Достоинства источников на люминесцентных лампах: меньшее энергопотребление и нагрев, по сравнению с лампами накаливания. Легкость создания источников равномерного мягкого света относительно большой площади (за счет большой излучающей поверхности самих ламп).

Недостатки источников на люминесцентных лампах: прерывистый спектр у ламп среднего ценового диапазона, более низкий индекс цветопередачи, чем у светодиодов, использование ртути в лампах, в результате, необходимость соблюдения специальных мер безопасности.

Панели на люминесцентных лампах профессионального качества выпускает фирма Kino Flo.

Бюджетные источники постоянного света на люминесцентных лампах я считаю непригодными для качественной фотосъемки в силу следующих причин: прерывистый спектр излучения, в результате чего искажается цветопередача (многие оттенки просто отсутствуют). Причем, это практически невозможно исправить балансом белого и прочими регулировками. Немного помогает создание пользовательского профиля с помощью Color Checker Passport, но и это не решает проблемы, так как если провалы есть в спектре падающего света, то они будут и в отраженном, а камера воспринимает именно отраженный свет.

Вторая причина: пульсация интенсивности светового потока с частотой полупериода электрической сети. Об этом уже было написано выше.

Для примеров, использованных в статье, я использовал источники постоянного света на галогенных лампах.

2. Настройки камеры для съемки.

При съемке с постоянным светом нужно учитывать следующие моменты при настройке фотокамеры.

Контроль выдержки. Для предотвращения шевеленки и смазывания изображения выдержку нужно устанавливать не длиннее, чем 1/Фр * К, где Фр –фокусное расстояние объектива в мм, К – величина кроп-фактора для вашей камеры.

Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 85 мм расчетное максимальное время выдержки для полнокадровой камеры будет 1/85 с, а для камеры с кроп-фактором 1,6 уже 1/136. Естественно, эти значения нужно округлить в сторону более короткой выдержки, до ближайшей стандартной.

Хотя, должен заметить, что небольшая шевеленка и легкий смаз в фотографии с постоянным светом довольно часто используются и как художественный прием. Поэтому если вы апологет бритвенной резкости, вас ждет глубокое разочарование.

Если вы используете объектив или камеру с функцией стабилизации изображения, то сможете выиграть до 3-4 ступеней экспозиции, то есть, снизить ISO, скажем, со значения 1600 до значения 200. Правда, при этом нужно будет просить модель замирать на несколько секунд, прежде чем сделать кадр. Иначе, стабилизатор ничем не поможет.

Использование светосильных объективов также поможет вам снизить значение используемого ISO, так как помимо высокой светосилы, премиум-объективы обладают еще и более высоким светопропусканием за счет более высокого оптического качества стекла и просветления.

Можно также использовать и штатив, но в этом случае нужно помнить, что вы ограничиваете свою мобильность в плане быстрой смены точек и ракурсов съемки. Кроме того, модель должна будет некоторое время сохранять полную неподвижность, что может сказаться на эмоциях и динамике кадра.

Диафрагма: при съемке с постоянным светом возникает необходимость использования более широких диафрагм, чем при импульсном освещении. Дело в том, что вы не сможете снимать при постоянном освещении с такими значениями диафрагмы, как при использовании импульсного света (f/11 – f/16). Точнее, снимать-то можно, но придется применять либо очень мощные источники света, суммарной мощностью с десяток-другой киловатт, либо сильно увеличивать выдержку и поднимать ISO. Для меня неприемлем ни один из вариантов.

Конечно, если вы снимаете статичные объекты со штатива, например, предметы, то можете устанавливать сколь угодно длинные выдержки и узкие диафрагмы, также как и минимальное ISO. В данном же случае речь идет о съемке людей.

Обычно я снимаю с постоянным светом, используя диафрагмы не уже f/4. Довольно часто снимаю на диафрагмах f/1.2 – f/1.4.

Значения ISO. Обычно при постоянном свете приходится использовать более высокие значения ISO, если необходимо держать диафрагму и выдержку в заданных пределах. Поэтому следует определить для себя, до какого значения ISO ваша камера может снимать без существенных потерь качества. Для любительских камер с матрицей APS-C это, как правило, значение ISO 400-800, для современных полнокадровых камер это может быть значение вплоть до ISO 6400.

Если вы снимаете светосильным объективом на открытой диафрагме или используете стабилизатор в камере, объективе, то сможете снимать на более низких ISO.

Баланс белого. Устанавливайте баланс белого согласно цветовой температуре используемых источников. Идеальным вариантом будет установка баланса белого по серой карте непосредственно в камере. О том, как это делается, я рассказывал в статье «Установка баланса белого по серой карте»

3. Особенности установки света

Съемку с постоянным светом желательно проводить в помещении, где есть возможность изоляции от внешнего освещения, то есть, на окнах должны быть плотные черные рулонные шторы либо иные устройства, отсекающие внешний свет. Также необходимо выключить все посторонние источники света, не имеющие отношения к съемке.

Многие, кто начинал снимать с постоянным светом, сталкиваются со следующей проблемой: изображение получается гораздо более контрастным (очень яркие блики, проваленные тени), чем его видит наш глаз.

Это вызвано тем, что наш глаз способен воспринимать гораздо более широкий диапазон яркостей, чем сенсор фотокамеры. Поэтому нужно настраивать освещение сцены таким образом, чтобы визуально контраст казался несколько сниженным. Через некоторое время вы приобретете необходимые навыки.

Хорошим решением будет использование флэшметра в режиме замера постоянного света.

4. Практические примеры использования постоянного света.

Один источник постоянного света Dedolight DLHM4-100. Выдержка 1/125 с, диафрагма f/3.2, ISO 1600. 

Один источник постоянного света ARRI 650.  Выдержка 1/125 с, диафрагма f/4, ISO 1000

Один источник постоянного света Dedolight DLHM4-100.  Выдержка 1/250 с, диафрагма f/2, ISO 200

Источник постоянного света LED панель + отражатель.  Выдержка 1/160 с, диафрагма f/3.2, ISO 400

Источники постоянного света: RAYLAB XENOS RH-1000 c софтбоксом 60х60 см рисующий, Dedolight DLHM4-100 моделирующий.  Выдержка 1/320 с, диафрагма f/1.4, ISO 640

Попробуйте снимать с постоянным светом. Если вам это и не понравится, то все равно будет очень полезно для развития навыков фотосъемки и установки света.

Автор: Евгений Карташов

photo-monster.ru

Студийный свет | Основные принципы работы в студии

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)

podakuni.livejournal.com

Студийное освещение — это… Что такое Студийное освещение?

Использование студийного света в студийной съемке

Студи́йное освеще́ние (студийный свет, студийная вспышка) — мощный осветительный прибор, установленный на специальный штатив (стойки для освещения), который можно перемещать по съемочной площадке независимо от съёмочного оборудования. Работает от сети или мощного аккумулятора.

В фотографии

На сегодняшний день фотографы используют два вида студийного света. Это импульсный и постоянный свет. Практическое различие состоит в том, что импульсное освещение горит очень короткое время — сотые доли секунды, в то время как постоянный свет дает беспрерывный источник света.

Импульсное освещение

Импульсный источник состоит из двух ламп. Первая — пилотная (50-300 Ватт), помогающая фотографу определить теневые зоны и смоделировать рисунок света, и вторая — импульсная, которая загорается в момент спуска затвора фотоаппарата. Пилотная лампа в это время отключается, и, в зависимости от фирмы производителя, загорается сразу после срабатывания импульсной лампы или после её (импульсной лампы) зарядки. Мощность импульсной лампы указывают в джоулях (Дж.). Наиболее часто встречаемый диапазон мощности импульсной лампы 50-2400 Дж. В рекламных материалах производители указывают максимальную мощность, при этом в устройстве есть регулировка мощности (плавная или ступенчатая).

Кроме обычных («точечных») импульсных источников света также применяются линейные (лайтбары), кольцевые и с большой поверхностью излучения (лайтбоксы). Последние часто путают с софтбоксами или лайткубами, хотя это разные устройства. Лайтбары также часто путают со стрипбоксами.

Очень важно, чтобы источник свет срабатывал одновременно с затвором фотоаппарата. Для этого используют специальные синхронизаторы. Существуют два вида импульсных студийных источников света: моноблоки и генераторы.

Моноблок
Моноблок на стойке-журавле

Моноблок — это самый распространенный вид импульсных вспышек. Система устройства моноблока — все в одном (то есть в корпусе вспышки находятся лампы, электрические схемы, система охлаждения и регулировки управления). Такой способ компоновки значительно дешевле, что зачастую сильно влияет на цену. К тому же он очень удобен в транспортировке. Минусы моноблока — меньшая мощность, сложность в регулировке при постановке света «под потолок» (хотя сейчас некоторые производители предлагают удалённое управление моноблоком) и большой вес, что требует покупки более мощных штативов. Моноблок работает от сети или аккумулятора.

Генератор

Генератор состоит из коробки (генератор), в которой собраны все элементы управления вспышкой и лампы-вспышки (осветительная головка), соединенных между собой кабелем. Генератор может как устанавливаться на полу, так и крепиться к основанию штатива.

Генератор как правило мощнее и дороже моноблока, и у него есть ряд преимуществ. Например генераторы некоторых производителей позволяют «замораживать движение», к одному генератору можно подключить больше одной осветительной головки. Генератор работает от сети, и также есть модели со встроенным аккумулятором, который позволяет снимать на природе или в местах, где нет возможности подключить устройство в сеть.

Постоянное освещение

Постоянное освещение — чаще всего мощные галогенные лампы. Используются при съемке кино, в фотоиндустрии используются всё реже и реже.

В кинематографе

Аксессуары к студийному свету

Системы крепления

  • Стойки для освещения
  • Журавли и штанги
  • Подвесные системы

Модификаторы студийного света

Измерительное оборудование и средства синхронизации

Литература

В.Г.Пелль Съёмочное освещение // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Ссылки

dal.academic.ru

Студийное освещение — это… Что такое Студийное освещение?

Использование студийного света в студийной съемке

Студи́йное освеще́ние (студийный свет, студийная вспышка) — мощный осветительный прибор, установленный на специальный штатив (стойки для освещения), который можно перемещать по съемочной площадке независимо от съёмочного оборудования. Работает от сети или мощного аккумулятора.

В фотографии

На сегодняшний день фотографы используют два вида студийного света. Это импульсный и постоянный свет. Практическое различие состоит в том, что импульсное освещение горит очень короткое время — сотые доли секунды, в то время как постоянный свет дает беспрерывный источник света.

Импульсное освещение

Импульсный источник состоит из двух ламп. Первая — пилотная (50-300 Ватт), помогающая фотографу определить теневые зоны и смоделировать рисунок света, и вторая — импульсная, которая загорается в момент спуска затвора фотоаппарата. Пилотная лампа в это время отключается, и, в зависимости от фирмы производителя, загорается сразу после срабатывания импульсной лампы или после её (импульсной лампы) зарядки. Мощность импульсной лампы указывают в джоулях (Дж.). Наиболее часто встречаемый диапазон мощности импульсной лампы 50-2400 Дж. В рекламных материалах производители указывают максимальную мощность, при этом в устройстве есть регулировка мощности (плавная или ступенчатая).

Кроме обычных («точечных») импульсных источников света также применяются линейные (лайтбары), кольцевые и с большой поверхностью излучения (лайтбоксы). Последние часто путают с софтбоксами или лайткубами, хотя это разные устройства. Лайтбары также часто путают со стрипбоксами.

Очень важно, чтобы источник свет срабатывал одновременно с затвором фотоаппарата. Для этого используют специальные синхронизаторы. Существуют два вида импульсных студийных источников света: моноблоки и генераторы.

Моноблок
Моноблок на стойке-журавле

Моноблок — это самый распространенный вид импульсных вспышек. Система устройства моноблока — все в одном (то есть в корпусе вспышки находятся лампы, электрические схемы, система охлаждения и регулировки управления). Такой способ компоновки значительно дешевле, что зачастую сильно влияет на цену. К тому же он очень удобен в транспортировке. Минусы моноблока — меньшая мощность, сложность в регулировке при постановке света «под потолок» (хотя сейчас некоторые производители предлагают удалённое управление моноблоком) и большой вес, что требует покупки более мощных штативов. Моноблок работает от сети или аккумулятора.

Генератор

Генератор состоит из коробки (генератор), в которой собраны все элементы управления вспышкой и лампы-вспышки (осветительная головка), соединенных между собой кабелем. Генератор может как устанавливаться на полу, так и крепиться к основанию штатива.

Генератор как правило мощнее и дороже моноблока, и у него есть ряд преимуществ. Например генераторы некоторых производителей позволяют «замораживать движение», к одному генератору можно подключить больше одной осветительной головки. Генератор работает от сети, и также есть модели со встроенным аккумулятором, который позволяет снимать на природе или в местах, где нет возможности подключить устройство в сеть.

Постоянное освещение

Постоянное освещение — чаще всего мощные галогенные лампы. Используются при съемке кино, в фотоиндустрии используются всё реже и реже.

В кинематографе

Аксессуары к студийному свету

Системы крепления

  • Стойки для освещения
  • Журавли и штанги
  • Подвесные системы

Модификаторы студийного света

Измерительное оборудование и средства синхронизации

Литература

В.Г.Пелль Съёмочное освещение // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Ссылки

dik.academic.ru

Мощность студийного освещения « ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Автор: Валентин Савенков

· Мощность

· Студийное освещение и ведущее число

· Длительность импульса и время перезарядки

· Цветовая температура

· Сколько света нужно для студии?

В каких единицах следует оценивать мощность студийных импульсных осветительных приборов? И нужно ли ее знать? Возможно, полезнее ориентироваться по энергии импульса или ведущему числу? Попробуем разобраться, в каких случаях каждая из этих характеристик может и должна применяться.

Мощность

Начать следует с мощности, поскольку именно с ней часто случается путаница. Само слово «мощность» имеет два основных значения. В бытовой лексике это синоним «силы» (опять-таки, не в физическом, а в бытовом смысле, поскольку в физическом смысле «мощность» и «сила» — абсолютно разные величины). В электротехнике «мощность» — это «физическая величина, характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии». Поскольку студийные вспышки являются электрическими приборами, то, вполне естественно, что к ним применимо понятие «электрической мощности», и, прежде всего, потребляемой мощности. Однако для практических целей потребляемую мощность можно использовать разве что для характеристики ламп пилотного света, которые по своей природе являются лампами накаливания. Что же касается характеристик импульсных ламп, то, поскольку их работа не является непрерывной, здесь вместо «мощности» нужно использовать характеристику, которая называется «энергия импульса» и равняется мощности, выделенной за время импульса. E(Дж) =P(Вт) х t(сек.).

В настоящее время наиболее распространенными являются студийные вспышки с максимальной энергией импульса от 250 Дж. до 1000 Дж. Но существуют и более мощные приборы, а также вспышки (в основном бюджетные) с меньшей энергией импульса.

Студийное освещение и ведущее число

Фотографу, привыкшему к работе со встроенными или накамерными вспышками, поначалу трудно понять, почему в характеристиках студийных приборов не приводится их ведущее число (англ. Guide Number или GN), которое для репортерских вспышек является основным показателем мощности. Ведь эта характеристика позволяет легко рассчитать возможность системы объектив — вспышка, связывая между собой расстояние до объекта съемки и диафрагменное число.

Напомним два основных свойства ведущего числа:

Ведущее число показывает расстояние (в метрах или футах) от вспышки до объекта съемки, при котором обеспечивается правильная экспозиция при d=1 и ISO100. То есть, если предположить, что на камере установлен объектив со светосилой 1.0, то, имея вспышку с ведущим числом 50, можно в полной темноте при ISO100 получить нормально экспонированный снимок объекта, расположенного на удалении 50 метров.

Ведущее число показывает значение диафрагмы, необходимое для получения правильной экспозиции при расстоянии от вспышки до объекта съемки равном 1 м (1 фт) и ISO100. Другими словами, если на вашей камере стоит вспышка с ведущим числом 50, и вы используете ее прямой свет, то для получения правильной экспозиции объекта, удаленного от вспышки на расстояние 1 метр, вам придется прикрыть диафрагму до d=50. Разумеется, при съемке в автоматическом или TTL-режиме энергия импульса будет значительно меньше максимальной, чтобы значение диафрагменного числа попадало в реальный диапазон диафрагм объектива.

В странах, где единицей измерения длины были футы, ведущее число вспышки определялось для них, поэтому его величина заметно отличалась от «метрового» ведущего числа. В спецификациях вспышек «футовые» GN обычно приводятся в скобках и снабжаются индексом “ft”).

С помощью ведущего числа можно легко составить график зависимости диафрагмы от расстояния. Раньше такие графики в виде таблиц обязательно помещались на задние панели вспышек. Ведущее число зависит не только от максимальной энергии импульса, которую способна дать лампа, но и от конструкции отражателя и диффузора. В настоящее время почти все дорогие модели репортерских вспышек позволяют регулировать положение лампы относительно рефлектора. Это дает возможность в широких пределах менять угол освещения и «покрывать» поле изображения как широкоугольных, так и, тем более, длиннофокусных объективов. В последнем случае более узкий луч импульсного источника обеспечивает более сильный световой поток и увеличивает эффективную дальность работы вспышки. Естественно, что ведущее число вспышки при разных положениях «зума» также будет разным. Поэтому в характеристиках всегда указывается положение, при котором было измерено значение ведущего числа. Например, GN=50 (f=50mm, ISO100).

Казалось бы, такая «удобная» и наглядная характеристика вполне могла бы использоваться и для характеристики студийных импульсных осветителей. Однако студийные приборы, как правило, используются с самыми различными отражателями, зонтами, софт-боксами и другими насадками, влияющими на силу и характер распределения света. Кроме того, студийные приборы редко используют по одиночке. В этой ситуации понятие «ведущее число» теряет всякую практическую пользу. Для определения экспозиции в этих случаях приходится пользоваться не таблицей, а специальными измерительными приборами – флэш-метрами.

Можно ли «перевести» джоули в единицы GN? Теоретически, да. Но это не имеет никакого практического смысла, поскольку GN нужно будет определять для каждой отдельной насадки, а потом рассчитывать результирующее GN нескольких приборов, работающих одновременно.

Длительность импульса и время перезарядки

Итак, самой важной характеристикой студийных вспышек является энергия импульса. Но эта величина содержит далеко не всю информацию, необходимую фотографу. Другой важной характеристикой импульса является его эффективная длительность. Почему «эффективная», а не просто «длительность»? Дело в том, что энергия импульса распределяется по времени далеко не равномерно (см. график).

Перевод:

Интенсивность
Эффективная длительность t 0,5
Эффективная длительность t 0,1
Время

Нарастание интенсивности происходит практически мгновенно, а спад растягивается на довольно продолжительное время. Наибольший «вклад» в экспозицию фотоматериала или матрицы вносит та часть энергии импульса, которая ограничена временем, в течение которого амплитуда превышает половину максимума (50%). Длительность этой части импульса, которую принято называть «эффективной длительностью по критерию t 0,5», и приводят обычно в спецификациях импульсных осветительных приборов.

Длительность импульса недорогих приборов составляет порядка 1/800 секунды. У дорогих профессиональных моделей она может быть в несколько раз короче (1/2500 сек. и менее). Для отдельных видов фотосъемки (портрет, предметная съемка, репродукционная съемка) длительность импульса не является критичной, но при съемке некоторых объектов (брызги, работающие механизмы, и пр.) для получения резких снимков очень важно иметь максимально короткий импульс. Причем, это относится не только к пиковой части импульса, но и к его «хвосту». У дорогих качественных вспышек спад интенсивности импульса до значения 10% происходит достаточно быстро. У более дешевых спад растягивается надолго, что приводит к дополнительной экспозиции, за счет которой быстро движущиеся объекты могут получаться смазанными.

Многие виды фотосъемки требуют не только сверхкоротких длительностей импульса, но и способности вспышки быстро перезаряжаться. Так, например, при съемке фотомоделей в динамике в идеале нужно иметь возможность снимать с частотой несколько кадров в секунду. Такую частоту могут обеспечить только очень дорогие генераторные системы. У моноблоков время перезарядки составляет от 0,6 сек. до 2 сек. Этот показатель можно сократить, если при съемке использовать мощные осветители в режиме неполной мощности. Так, например, если вместо прибора на 250 Дж использовать прибор на 1000 Дж., установленный на ¼ мощности, то время перезарядки станет существенно короче.

Цветовая температура

Цветовая температура (ЦТ)– это параметр, характеризующий спектральные свойства источника света и дающий возможность сравнивать между собой источники с разной природой излучения. Почему «температура», когда речь идет об освещении, а не об обогреве? Все дело в том, что в качестве эталона ЦТ принято излучение абсолютно черного тела, полученное при нагревании до определенной температуры. Поэтому ЦТ бытовых ламп накаливания, равная 2800ºK (градусов Кельвина), означает, что излучение абсолютно черного тела нагретого до температуры 2800ºK дает точно такой же спектр излучения.

Импульсные приборы, репортерские и студийные вспышки, имеют цветовую температуру примерно равную 5500ºK — 6000ºK. При работе с несколькими приборами очень важно, чтобы их цветовая температура была одинаковой. А этого легче всего достичь, покупая оборудование производства одной фирмы. Нужно также иметь в виду, что ЦТ осветительного прибора зависит не только от характеристик излучателя (лампы, импульсной лампы, и пр.) но и от отражающих и поглощающих свойств рефлекторов, диффузоров и других насадок. Дороговизна «фирменных» зонтов и софт-боксов не в последнюю очередь обусловлена тем, что дли их пошива используется специально разработанная светоотражательная ткань, не влияющая на ЦТ. В то же время выпускаются специальные отражатели и зонты с «золотой» нитью, для получения «теплых» теней.

Цветовая температура импульса непостоянна. В пиковом значении она примерно равна 5000ºK — 6000ºK, а в «хвосте» уменьшается до 4000ºK (см. график).

Если «хвост» слишком длинный, то результатом дополнительной экспозиции может стать не только смазанность быстродвижущихся объектов, но и небольшие цветовые искажения. Это еще один аргумент в пользу покупки качественных приборов, обеспечивающих импульс с коротким задним фронтом.

Сколько света нужно для студии?

Самый простой и очевидный ответ – «чем больше — тем лучше». Было бы место для хранения. «Идеальный набор» – это десяток-другой моноблоков по 1000 Дж и множество различных насадок. Но в реальной жизни фотограф вынужден ограничивать свои аппетиты, поскольку студийные моноблоки даже небольшой мощности стоят недешево. И все же, при возможности нужно стремиться к приобретению максимально мощных приборов, поскольку они дают более широкие возможности для «маневра». Ведь часто для получения большой глубины резкости фотографу приходится снимать при больших значениях диафрагмы. Для этого требуется большая энергия импульса. К тому же, многие насадки «съедают» очень много света. Еще одно преимущество мощных приборов заключается в том, что при их использовании в режиме неполной мощности заметно сокращается время перезарядки. А это при некоторых видах съемки является большим достоинством.

Разумное же количество студийных приборов определяется, прежде всего, тем задачами, которые приходится решать фотографу. Нужно иметь в виду, что для получения качественных и ценных с художественной точки зрения снимков свет нужно ставить не только на непосредственный объект съемки, но и на фон. А это значит, что для небольшой студии размером 5х10 метров может понадобиться до 10 моноблоков. Хотя на практике наличия 5-7 приборов вполне достаточно для решения большинства задач.

Нравится? расскажи другим!

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

demoniks.wordpress.com

Студийное освещение – Студийный свет: простые и мощные техники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх