Суфлер фото: особенности профессии, фотографии, лучший суфлер в России.

Содержание

«Умоляю, каждое слово!» Суфлер Малого театра – о своей теперь уже редкой профессии

Суфлера уже принято относить к вымирающей профессии, а ведь когда-то человек в большой ажурной будке на сцене считался незаменимым в каждом театре. Теперь суфлеры работают всего в трех московских театрах: МХТ имени Чехова, а также в Большом и Малом.

Так зачем театру сегодня нужен подсказчик? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент портала Москва 24 встретилась с Ларисой Андреевой – суфлером Малого театра, которая остается верна своей профессии более 15 лет.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Говорить по-островски

– Коли посидите тут, я приду поговорить с вами. Мне ваша физиономия понравилась, – приветствует меня Лариса Андреева.

– Что, простите?

– Это же из Островского, пьеса «Доходный дом», – мягко улыбается Лариса Венедиктовна. – В классике каждое слово важно. Вот, представьте: актер, например, забыл слово «физиономия» и заменил его на «лицо». Совсем ведь по-другому воспринимается, такого допускать нельзя. За этим и нужны суфлеры.

За 15 лет службы в Малом театре Лариса Андреева собрала столько историй из театрального закулисья, что, кажется, мог бы получиться отдельный моноспектакль. И декораций не нужно: Лариса Венедиктовна – заслуженная артистка России – с легкостью все бы сыграла сама.

Вид из суфлерской будки. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

«После школы я пробовалась в Щепкинское училище – не получилось. Я вернулась в родной Курган, и меня взяли в местный театр во вспомогательный состав (проще говоря, в массовку). И вот однажды у нас заболел суфлер, а один народный артист предложил мне попробовать его подменить – мол, лишним не будет».

На суфлера сегодня не учат ни в одном театральном вузе. Как правило, азы профессии передаются именно на практике, а в суфлеры идут либо бывшие артисты, либо работники культуры.

«Говорят же, что жизнь наша движется по спирали. Вот и у меня так вышло – стала заслуженной артисткой России. А вот закономерность: первая запись в трудовой книжке – «артистка вспомогательного состава, суфлер», а последняя – «суфлер Малого театра», – вспоминает Андреева.

Большая красная папка

Лариса Андреева присаживается за стол около сцены и достает большую красную папку в твердом переплете с текстом пьесы – скоро начнется репетиция. К работе над спектаклем суфлер приступает еще с того момента, когда актеры сидят в так называемых выгородках – комнате, где вместо привычных декораций пока что только стулья, скамьи, грубые ширмы. И как только актеры откладывают тетради с прописанными ролями, экземпляр пьесы остается только у суфлера.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

«Во-первых, мы досконально должны знать весь спектакль, каждую деталь. Ну а, во-вторых, это помогает лучше понять актеров, чтобы вовремя подстраховать», – объясняет Лариса Венедиктовна.

На каждом листе пьесы – пометки. Скрипичный ключ, галочки, черточки, апострофы. На первый взгляд эта большая красная папка напоминает партитуру.

«Папка суфлера – это, и правда, партитура всего спектакля. Вот смотрите, одна галочка означает паузу, три – очень большую паузу перед репликой. Так что если артист молчит, я понимаю, что он не забыл текст, все идет по плану», – говорит Андреева, медленно перелистывая листы с пометками.

Хитрость удалась

Слово «суфлер» произошло от французского souffleur – «подсказывать». Хотя сегодня суфлеры нужны скорее не для подсказки, а для спокойствия артистов.

«Есть очень жизненный анекдот про суфлера. Представьте: день премьеры, раздается первый звонок. Актер, играющий главную роль, подходит к суфлеру и говорит: «Мне подсказывать не надо, я готов, все в порядке». Второй звонок. Подбегает тот же актер: «Ой, послушайте, там во втором акте монолог, последите за мной, ну на всякий случай». Раздается третий звонок. Актер вбегает к суфлеру: «Я умоляю, каждое слово. Каждое слово!», – смеется Андреева.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Шутки-шутками, а в работе суфлера довольно много похожих ситуаций. Лариса Венедиктовна признается: если актер очень волнуется перед премьерой, заранее вместе с суфлером продумываются условные знаки (сделать шаг в сторону суфлерской будки, незаметно посмотреть в ее тонкий проем, в конце концов, вздохнуть).

«Я знаю, что со временем наша роль стала, действительно, больше как эмоциональная страховка. Вот была у моей коллеги очень показательная ситуация на гастролях. Она внезапно обнаружила, что забыла ту самую красную папку с текстом пьесы. До спектакля оставалось совсем ничего, искать текст времени не было… Так она купила в книжном такой же толстый красный переплет, вложила в него какой-то журнал и как ни в чем не бывало заняла свое место за кулисами. Артисты ее видели, знали, что все под контролем. Спектакль прошел отлично, без единой зацепки. А если бы не было этой красной папки за кулисами, кто-то, возможно, и запаниковал бы», – уверяет суфлер.

Профессия из прошлого

Это сегодня суфлеров можно пересчитать по пальцам, а в конце XVIII века ни один спектакль не обходился без подсказчика.

«В первом театре, основанном в Ярославле два с половиной века назад Федором Волковым, подсказчик актерам был просто необходим», – объясняет Андреева.

В то время театры были антрепризные, до появления профессии режиссера актерские труппы ставили целью выпускать как можно больше спектаклей в год. Так что готовились они неделю – максимум десять дней. А работа суфлера считалась очень престижной и хорошо оплачивалась.

Вход в суфлерскую будку. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

«Запомнить за это время пять актов Шекспира ну просто невозможно! Все это понимали. И зрители знали, что вот в этой красивой волнистой ракушке на сцене сидит специальный человек и подсказывает. Позже появилась будка. А теперь в этом просто нет необходимости. Я сама, честно сказать, работаю уже не из будки, а из-за кулис», – говорит Лариса Венедиктовна.

Один из самых известных суфлеров за всю историю профессии – Иосиф Дарьяльский, учившийся вместе с Евгением Вахтанговым в театральном училище. Он прослужил в Малом театре почти полвека, и его суфлерскую будку называли «дарьяльское ущелье».

«Столько баек про него ходит! Он и чай пил у себя в будке, и побриться там мог. Вот одна из забавных историй: как-то на одном спектакле две великие актрисы Малого театра забыли текст, ждут помощи, поглядывают на «дарьяльское ущелье». А он невозмутимо открывает свой экземпляр пьесы, неспешно перелистывает страницы… Они стоят в оцепенении, молчат. Тогда Иосиф Иванович качает головой и тихонечко, никуда не торопясь, шепчет: «Идите чай пить». Вот такие байки про него ходят», – Лариса Андреева заканчивает рассказ и делает длинную паузу, выражаясь по-суфлерски – в три галочки.

Как Роза Сирота

Кто-то считает, что профессия суфлера доживает последний век. Правда, мастера подсказки с этим не согласны.

«Жизнь доказывает обратное: суфлеры нужны. Вот Табаков, скажем, тоже хотел от них избавиться, но все же не стал, – продолжает Лариса Венедиктовна. – Чем уникален Малый театр? У нас идет классика. Это Гоголь, Чехов, Островский, Толстой… В современной пьесе актер может запросто поменять местами слова в реплике. А с классикой это просто недопустимо».

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

К своей профессии Лариса Андреева относится как к призванию, лукаво обходит вопросы про зарплату, театрально вздыхает и, кажется, очень искренне говорит, что ее абсолютно не волнует, сколько денег приходит на карточку каждый месяц.

«Знаете, у Георгия Товстоногова (в период, когда он служил главным режиссером в ленинградском Большом драматическом театре) была такая замечательная женщина – Роза Сирота. Она была его правой рукой. Он брал спектакль, актерам расставлял задачи, а Роза Абрамовна потом с актерами скрупулезно все разбирала. Потом главный режиссер приходил, расставлял акценты, но всеми внутренними работами занималась именно его помощница, – Лариса Андреева задумывается. – Так вот, мне приятно думать, что я не просто суфлер. Я тоже немного Роза Сирота».

‎App Store: BIGVU: Суфлер И Видео Редактор

Создавайте качественное видео за считанные минуты с помощью телесуфлера, автоматических субтитров, более низких 3 -х кадров и замены зеленого экрана.
BIGVU телесуфлер поможет вам вспомнить свои строки во время записи видео, а с помощью нашего инструмента компоновки видео смешайте вашу презентацию с визуальными эффектами. BIGVU превращает фотографии, видео и твиты в потрясающие видеопоследовательности.

— Tелесуфлер — читать текст во время прокрутки на экране и одновременно записывать видео
— Представлять или давать интервью — переключаться между передней и задней камерами
— Изменение скорости прокрутки текста на подсказке, блокировка автоэкспозиции
— Мониторинг звука во время записи видео
— Захват нескольких видео снимков и выбрать лучшее.
— Вертикальная или портретная запись. Измените пропорции.
— Применяйте темы с более низким 3-м названием и вашим логотипом

— Запись с зеленым фоном экрана, а затем изменить его для любого изображения или видео петли
— Добавьте музыкальную кровать, чтобы оживить ваше повествование

С BIGVU каждый является Видео производитель:
— маркетинговый видео строитель
— видео коучинг
— видео продажи презентаций
— создатель социальных видео
— видеоблог
— влог
— создатели YouTube видео
— мобильные репортеры
— видео слайд-шоу для реального состояния и видео-маркетинг
— менеджеры по корпоративным коммуникациям
— контент-маркетинг
— дизайн инструкции
— видео резюме
— видео отзывы

BIGVU Социальный видеомейкер
— Экспорт в Youtube для вставки в ваш влог. Следите за своей аудиторией на YouTube Создатель студия
— Экспортируйте в свой телефон фотопленку
— Загрузите в BIGVU облако, BIGVU облако онлайн-видео производитель, чтобы создать полное слайд-шоу с фотографиями, видео и подписями.

BIGVU Видео редактор
— Быстрый, простой социальный редактор видео, чтобы объединить вашу презентацию с фотографиями, видео, подписями и бесплатной фоновой музыкой
— Виртуальные студии — При использовании с зеленым экраном вы можете изменить фон, используя наш продвинутый алгоритм вычитания фона через наше веб-приложение.
— Облачный видеоредактор — доступ к BIGVU с компьютера с тем же адресом электронной почты и паролем, что и в приложении Prompter.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
— Видео маркетинг
— Мобильные журналисты
— Мобильные Репортеры, производящие видео новости
— Видео Блоггеры — Влогеры
— Youtubers — Создатели видео YouTube
— Социальные производители видео
— Менеджеры по контент-маркетингу
— Новое поколение продюсеров Селфи ТВ

Подписка удаляет водяной знак BIGVU в видео.

Эти цены для клиентов США. Цены в других странах могут отличаться, и фактические расходы могут быть конвертированы в местную валюту в зависимости от страны проживания.

Подписка BIGVU будет автоматически продлеваться в конце каждого срока, и ваша кредитная карта будет списана с вашей учетной записи iTunes в течение 24 часов до окончания текущего периода. Вы можете отключить автоматическое продление в любое время в настройках своей учетной записи iTunes, но возмещение не будет предоставлено за любую неиспользованную часть срока. Отключение автообновления подписки должно быть сделано не менее чем за 24 часа до окончания текущего периода. Любая неиспользованная часть бесплатного пробного периода, если предлагается, будет аннулирована, когда пользователь приобретает подписку на эту публикацию, где это применимо.

Узнайте больше о наших условиях здесь:

Условия обслуживания:https://bigvu.tv/terms-of-service.html

Политика конфиденциальности: https://bigvu.tv/privacy-policy. html

Телесуфлеры — Статьи

Поговорим про телесуфлеры. А именно про их виды, конструкцию и оптимальные модели для различных применений.

В телевидении и кино мы постоянно имеем дело с иллюзией. Постановкой света можно «состарить» или «омолодить» человека. Постановкой кадра создается настроение. А музыкой за кадром можно усилить его. Волны в надувном бассейне оператор может превратить в девятибалльный шторм. Но сегодня мы поговорим об устройствах, которые могут создать иллюзию феноменальной памяти у ведущих и спикеров, а также придать их словам глубокую проникновенность и убедительность. Речь пойдет о телесуфлерах, или как их еще называют «подсказчики» (Teleprompter).

Телесуфлеры начали широко использоваться в телевидении с начала 50-х годов прошлого столетия. История телевидения знала и карточки с текстом, и барабаны для прокрутки печатного рулона, дополненные большой увеличительной линзой. Но позднее телесуфлеры стали электронные и с их помощью ведущие стали читать гораздо большие массивы текста без предварительного заучивания.

Особую актуальность суфлер имеет при выступлении перед большой зрительской аудиторией, поскольку визуальный контакт ведущего со зрителем имеет большое значение. Если спикер постоянно опускает глаза для подсмотра текста, то он автоматически теряет невербальный контакт с аудиторией.

Современный телесуфлер имеет вид дисплея с зеркалом, на которое проецируется заранее подготовленный текст. А благодаря расположению самого суфлера непосредственно перед объективом телекамеры, у зрителя создается впечатление полного владения материалом у диктора при начитке текста.

Основа всей конструкции — это полупрозрачное зеркало, прозрачность которого подбирается так, чтобы не было ухудшения картинки, а текст подсказки был хорошо виден спикеру. Чаще всего это соотношение составляет 70/30 либо 60/40, где первая цифра означает процент светопропускания, а вторая — процент отражения.

Телесуфлеры можно разделить на следующие виды:

Студийный – конструкция, которая устанавливается стационарно и не предусматривает оперативной сборки-разборки и перемещения за пределы студии. Существуют также multi-prompter решения с помощью которых инженеры эфира и редакторы могут оперативно изменять информацию и дополнять текст диктора, что совершенно необходимо во время трансляции новостных программ, массовых мероприятий и спортивных событий. Например, такую функцию обеспечивает устройство DVP-100 от компании Datavideo.

Мобильный – предназначенный для съемок вне студии, представляющий собой легкую складную конструкцию. В качестве примера можно привести линейку легких, компактных телесуфлеров Datavideo с использованием смартфонов/планшетов. Эти портативные суфлеры подходят для работы в небольших студиях, на бизнес-презентациях, конференциях и для съемки стэндапов.

Для малых камер, класса Sony HXR-NX100, HXR-NX5R, Panasonic AG-UX180 и пр., предусмотрена бюджетная модель Datavideo TP-300. Большим плюсом этой конструкции является универсальный монтажный кронштейн с возможностью регулировки по ширине планшета размером от 105мм до 198мм, а также быстросъемная площадка для камеры. Управляется суфлер с помощью бесплатной программы DV Prompter, которая доступна Google и Apple маркетах.

Ещё одним бюджетным решением является суфлер Datavideo TP-500, предназначенный для использования с цифровыми фото-/видеокамерами.

Для PTZ камер предусмотрена модель Datavideo TP-150.

Завершает линейку Datavideo TP-650. Эта модель предусматривает использование планшетов до 12,9”, например iPad Pro и рассчитана для работы с большими ручными и плечевыми камерами.

А при помощи пульта беспроводного управления Datavideo WR-500 можно самостоятельно управлять прокруткой текста, скоростью воспроизведения, и режимами старт/стоп/пауза. Управление осуществляется по Bluetooth версии 4.0 и выше.

Суфлеры Datavideo – это новейшие надежные, качественные и экономичные решения, которые позволят существенно сэкономить ваш бюджет.

Суфлер И Видео Редактор по BIGVU INC

Создавайте качественное видео за считанные минуты с помощью телесуфлера, автоматических субтитров, более низких 3 -х кадров и замены зеленого экрана.
BIGVU телесуфлер поможет вам вспомнить свои строки во время записи видео, а с помощью нашего инструмента компоновки видео смешайте вашу презентацию с визуальными эффектами. BIGVU превращает фотографии, видео и твиты в потрясающие видеопоследовательности.

— Tелесуфлер — читать текст во время прокрутки на экране и одновременно записывать видео
— Представлять или давать интервью — переключаться между передней и задней камерами
— Изменение скорости прокрутки текста на подсказке, блокировка автоэкспозиции
— Мониторинг звука во время записи видео
— Захват нескольких видео снимков и выбрать лучшее.
— Вертикальная или портретная запись. Измените пропорции.
— Применяйте темы с более низким 3-м названием и вашим логотипом
— Запись с зеленым фоном экрана, а затем изменить его для любого изображения или видео петли
— Добавьте музыкальную кровать, чтобы оживить ваше повествование

С BIGVU каждый является Видео производитель:
— маркетинговый видео строитель
— видео коучинг
— видео продажи презентаций
— создатель социальных видео
— видеоблог
— влог
— создатели YouTube видео
— мобильные репортеры
— видео слайд-шоу для реального состояния и видео-маркетинг
— менеджеры по корпоративным коммуникациям
— контент-маркетинг
— дизайн инструкции
— видео резюме
— видео отзывы

BIGVU Социальный видеомейкер
— Экспорт в Youtube для вставки в ваш влог. Следите за своей аудиторией на YouTube Создатель студия
— Экспортируйте в свой телефон фотопленку
— Загрузите в BIGVU облако, BIGVU облако онлайн-видео производитель, чтобы создать полное слайд-шоу с фотографиями, видео и подписями.

BIGVU Видео редактор
— Быстрый, простой социальный редактор видео, чтобы объединить вашу презентацию с фотографиями, видео, подписями и бесплатной фоновой музыкой
— Виртуальные студии — При использовании с зеленым экраном вы можете изменить фон, используя наш продвинутый алгоритм вычитания фона через наше веб-приложение.
— Облачный видеоредактор — доступ к BIGVU с компьютера с тем же адресом электронной почты и паролем, что и в приложении Prompter.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
— Видео маркетинг
— Мобильные журналисты
— Мобильные Репортеры, производящие видео новости
— Видео Блоггеры — Влогеры
— Youtubers — Создатели видео YouTube
— Социальные производители видео
— Менеджеры по контент-маркетингу
— Новое поколение продюсеров Селфи ТВ

Подписка удаляет водяной знак BIGVU в видео.

Эти цены для клиентов США. Цены в других странах могут отличаться, и фактические расходы могут быть конвертированы в местную валюту в зависимости от страны проживания.

Подписка BIGVU будет автоматически продлеваться в конце каждого срока, и ваша кредитная карта будет списана с вашей учетной записи iTunes в течение 24 часов до окончания текущего периода. Вы можете отключить автоматическое продление в любое время в настройках своей учетной записи iTunes, но возмещение не будет предоставлено за любую неиспользованную часть срока. Отключение автообновления подписки должно быть сделано не менее чем за 24 часа до окончания текущего периода. Любая неиспользованная часть бесплатного пробного периода, если предлагается, будет аннулирована, когда пользователь приобретает подписку на эту публикацию, где это применимо.

Узнайте больше о наших условиях здесь:

Условия обслуживания:https://bigvu.tv/terms-of-service.html
Политика конфиденциальности: https://bigvu.tv/privacy-policy. html

Аренда Телесуфлер Portaprompt Tablet Prompter

Характеристики

Вес 1,8 кг
Тип Телесуфлер

Описание

Телесуфлёр для использования с iPad и другими планшетами.
Телесуфлер Portaprompt разработан специально для работы с помощью планшетных ПК. Это ультра яркий плоский дисплей с яркостью 1200 NITs с отражателем, корпусом, системой крепления для планшетов, адаптером под камеру. Подходит для использования с легким штативом.
Вы можете взять суфлер как в комплекте с iPad 16 Gb Wi-Fi 3G, так и отдельно.
Поддерживаемые устройства: iPhone, iPad и на базе Android.
Для крепления планшетных устройств в этой модели разработан специальный зажим, который походит для установки планшетных ПК различных размеров.

С флером и суфлером / Культура / Независимая газета

Французская кинозвезда на сцене московского театра. Фото с сайта Театрального фестиваля им. Чехова

«Вот что значит быть виртуозом. Это уже дело божественное: творить из ничего», – писал Влас Дорошевич об актрисе Савиной. Так хочется сказать и про Изабель Юппер, впервые представшую перед российским зрителем как театральная актриса  благодаря Чеховскому фестивалю, завершившемуся спектаклем театра «Одеон» в постановке его интенданта Люка Бонди.

Но если под «ничего» Дорошевич понимал пьески драмоделов XIX века, которым автор «Ложных признаний» Мариво не чета, то здесь имеется в виду скудость текста режиссерского, отсутствие жесткого решения со стороны Бонди. Порой кажется, что пьеса едва не самоигральна. Мизансцены сочинены как бы с оглядкой на лекала дорежиссерского театра, декорация Иоханнеса Шутца – обломки традиционного павильона. А в программке, кстати, указан суфлер, как вам это понравится?

История о том, как молодой человек поступил управляющим к богатой вдове, чтобы добиться ее руки, а заодно, кажется, и состояния, если и отвечает современной жизни, остротой и оригинальностью сегодня не блещет. Бонди, на счету которого есть известные постановки по Мариво, явно отталкивался не от актуальности пьесы, а от индивидуальности Юппер. Для режиссера умение актрисы-«кружевницы» (вспоминается ее ранний фильм) вычерчивать движения души со всеми нюансами созвучно с психологическим мастерством комедиографа XVIII века. Роль Араминты совпадает с «темой» Юппер, здесь видятся отсветы ее знаковых ролей. Пробуждение чувств, женственность, высвобождающаяся из плена социальных условностей. Кажется, у этой Араминты комплекс маленькой девочки при деспотичной матери…

Спектакль, призванный представить актрису сверхкрупным планом, на cамом деле отходит от бенефисной подачи звезды. Режиссер выпускает Юппер на сцену задолго до того, как зрители расселись по местам, а в зале погас свет. Вместе с партнером она делает странные пластические движения, словно разминается и находится скорее на грани между самой собой и образом. Возможность зарядить зал ожиданием примы (пьеса, между прочим, написана так) заранее исключена. Юппер удается и далее сохранять легкость и незавершенность рисунка: не только пластического, но и речевого. В ее изумительно красивом голосе преобладают вопросительные и удивленные интонации.

На гастрольном показе Юппер заворожила и показала себя потрясающей театральной актрисой. Мы знаем кинозвезд, у которых на сцене роль невольно раскладывается на кадры. Юппер держит роль как единое целое и приковывает внимание огромного зала, при этом твое зрительское соучастие кажется процессом интимным. Возникает ощущение камерности, будто актриса играет для тебя, и только. В спектакле есть романтический привкус, томление души, особо «проговариваемое» в паузах и специально оставленных лакунах между сценами. Персонажи говорят, говорят (французская драма отличается словесной плотностью), а потом фрагменты павильона разъезжаются, в пустом пространстве мерцают звезды, Юппер одиноко стоит и молчит. Но на смену ее музыке речи является музыка души. Лакуны спектакля заполняются веществом иррациональным, тем, что не выражается словом.

«Ложные признания» никак не ансамблевый спектакль, здесь группа лиц с центром, сильным и очевидным. Играют знаменитости, но почти каждый из группы лиц по-своему функционален. Будь то шаржированная мать Араминты, блистательно сыгранная Бюль Ожье, или молодой герой в исполнении Луи Гарреля, ставшего популярным после «Мечтателей» Бертолуччи. Кстати, тот случай, когда качества актера, привлекающие на экране, не очевидны на сцене. И хотелось бы спросить, чем Араминту сразу так привлек Дорант – Гаррель, да вот Юппер, связанная с остальными невидимыми нитями, интуитивно восполняющая пробелы партнерства, каким-то образом оправдывает всю логику роли. Она показывает, как закрытая, усталая, но не потерявшая привлекательности женщина раскрывается чувственным импульсам, как в ней просыпается азарт и даже проглядывает проказница. Не Дорант причина ее любви, она сама захотела влюбиться. Может, даже обмануться.

 Действие приближено к нашему времени, но остановилось где-то во второй половине XX века. Нет здесь агрессивных ритмов XXI века. Все окрашено ностальгической и щемящей интонацией. Ощущение, что для Бонди теплый шлейф чувств затерялся где-то там, в эпохе Эллы Фицджеральд, пение которой аккомпанирует видимости благополучной развязки. Но только вот героиня Юппер, в финале посаженная любимым на камин, одиноко сидит, так и не обретя опору под ногами. Спектакль завершается резко, как лампочка потухает: намек на зыбкость и мнимость счастья.

В эпоху громких режиссерских месседжей Москва увидела актерский спектакль с доверием к слову (а в чем-то и недоверием). Почему нет?  Тем более что Юппер предстала в довольно неожиданном свете. Судя по киноработам, она может быть жесткой и жестокой по отношению к своим героиням, а особенно к их романтическому флеру. Увидеть ее такой наивной, лиричной и незащищенной не только по пьесе, но и по техническим условиям спектакля, было счастьем.

Комментарии для элемента не найдены.

Образцовый подсказчик. Репортаж с суфлером в двух действиях

Корреспонденты «Вечерней Москвы» испытывали на себе самые разные городские профессии. Они работали в загсах и префектурах, были кассирами и экологами, страховыми агентами и чистильщиками рек. Март — особый месяц для людей искусства, ведь именно в этом месяце отмечается Международный день театра. Чтобы прикоснуться к искусству перевоплощения, специальный корреспондент Марина Гладкова побывала в Малом театре и поучилась у мастера редкой на сегодняшний день профессии — у суфлера.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена первая

Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева, стажер суфлера — спецкор «ВМ» Марина Гладкова.

Суфлер и помощник сидят за столом на сцене, перед ними — пока еще пустые кресла зрительного зала. Лариса Венедиктовна рассказывает так, словно играет роль. Спецкор смотрит пьесу одного актера.

— …Про суфлеров есть единственный анекдот, и его финальную фразу мне очень часто, особенно перед премьерой, говорят пожилые актеры.

Премьера, первый звонок. Ведущий артист подходит к суфлеру: «Ты можешь сегодня отдыхать. Я все знаю, у меня все в порядке с текстом». Второй звонок, снова актер: «Знаешь, там во втором акте ты все-таки посмотри за мной, что-то я начал сомневаться». Третий звонок, актер подбегает: «Умоляю, каждое слово!» …Обволакивающий аромат духов, шелковая шаль наброшена на плечи, макияж и маникюр, конечно, — куда же без этих атрибутов женственности? На правой руке — крупный перстень с натуральным камнем. Она знает о своих выгодных ракурсах и вежливо, но настойчиво дает советы нашему фотографу. Лариса Андреева работает, точнее на языке актеров «служит», в театре уже больше 45 лет. Она верит в то, что жизнь напоминает движение по спирали и некоторые события на новом витке судьбы могут быть схожи с прошлыми. — Со мной произошла эта удивительная вещь, — Лариса Венедиктовна окидывает взглядом зал. — Когда я окончила школу, страшно сказать, в 1966 году, я, конечно же, поехала поступать в Москву. Но что-то я не понравилась. Вернулась в свой родной Курган.

Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева. / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

У родителей были знакомые в театре, и меня взяли во вспомогательный состав: статисты, актеры массовых сцен, маленьких эпизодов… В то время почти во всех театрах были суфлеры.

Наш суфлер тяжело заболела. И один народный артист предложил мне: «Лорка, а давай-ка! Полставки еще будешь получать. Да и, мало ли, пригодится». И в моей трудовой книжке написано, что я не только артистка вспомогательного состава, но еще и суфлер. Спираль прокрутилась, довела меня до заслуженной артистки России, и сейчас я считаю себя заслуженным суфлером Малого театра.

Суфлер — это профессиональный подсказчик. Само слово происходит от французского «суфле» — «дунуть»…

— «Дунуть» одно слово? Актер слышит, а зритель — нет? — переспрашиваю я.

— Дорогая, многое зависит от состояния слуха актера. Если артист хорошо слышит, я ему так подаю, — шепчет Лариса Венедиктовна. — Если похуже, то приходится по-другому подавать, — шепот суфлера набирает силу. — А те, кто не очень хорошо слышит, они просто поворачиваются ко мне и «читают» по губам, — произносит уже в полный голос.

Сцена вторая

Те же, там же. Занавес опущен.

Рабочие сцены «колдуют» над декорацией. Театр готовится к спектаклю.

— Еще в советские времена была компания по сокращению расходов. И начали в театре почему-то, — Лариса Венедиктовна пожимает плечами, — с суфлеров. А зачем эти «подсказчики» на сцене? Артист должен учить текст сам.

Это его домашняя работа.

А если забыл, ну, товарищи помогут или сам сочинит что-нибудь, авось выкрутится.

И театры разом лишились суфлеров.

Этой профессии нигде не учат. Сегодня суфлеров можно перечесть по пальцам двух рук. Редчайшая профессия еще сохранилась в оперных театрах, а из драматических — лишь в Малом. Да и сами «ракушки» — суфлерские будки — мало где остались. МХТ имени Чехова, Большой и Малый — вот и весь скудный перечень.

Между тем в конце VIII–XIX веков ни один спектакль без специального подсказчика не обходился. В первом театре, основанном в Ярославле два с половиной века назад молодым купеческим сыном Федором Волковым, конечно, присутствовал суфлер.

Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева рассказывает о сложностях своей работы. / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

— В то время театры были антрепризные, и суфлер был главный человек. Тогда спектакли готовились от силы 10 дней. А брали-то Шекспира пять актов — мыслимо ли это выучить? — держит актерскую паузу Лариса Венедиктовна и продолжает: — Поэтому везде были суфлерские будки, в них сидел человек, который не только подсказывал, но и командовал спектаклем. Говорил: куда идти, что делать.

Даже в «Отелло» именно суфлер говорил актеру: «Души!» В то время режиссеров еще не было. Собирали труппу, читали пьесу, роли раздавали, переписывали текст, потом собирались и вместе разговаривали друг за другом, выстраивали действие. А руководил всем — суфлер.

В Малом театре профессию суфлера прославил Иосиф Дарьяльский, учившийся в театральном училище вместе с Евгением Вахтанговым. Он прослужил в Малом почти полвека. И здесь до сих пор ходит выражение «Дарьяльское ущелье» — именно так называли его суфлерскую будку. Иосиф Иванович был так в себе уверен, что мог в будке и чаю попить, и побриться. У него была немыслимо роскошная шуба в пол, золотая цепь, золотой перстень и очень высокая зарплата. Говорят, текст он вкладывал прямо в ухо. А это высшая похвала суфлеру.

Сцена третья

Те же действующие лица на рабочем месте суфлера — за кулисами. Перед Ларисой Андреевой небольшой стол.

На нем зеленая лампа, мобильник с часами, экземпляр пьесы с пометками карандашом.

В филиале на Большой Ордынке нет суфлерской будки, и Лариса Венедиктовна сидит прямо за кулисами. На основной сцене ее рабочее место — крохотная будка: полтора метра на полтора, две ступеньки и кресло…

— Когда я туда залезаю, то это совершенно немыслимые гимнастические упражнения.

В будку надо вползать змейкой, разворачиваться, а потом в обратную сторону выползать. Для корпулентной женщины очень легко, сами понимаете, — иронизирует Лариса Венедиктовна.

Но когда суфлер подсказывает из будки, то зрителю его точно не слышно. Ведь она устроена таким образом, что звук направляется точно к актеру.

…Одна галочка, две, три, стрелки, скрипичный ключ — листаю суфлерский экземпляр текста. Не пьеса, а партитура какая-то! Чтобы я смогла попробовать себя в профессии суфлера, Лариса Андреева объясняет, как эту «партитуру» читать. Стрелки — переход текста — следи внимательнее! Скрипичный ключ — начинается музыкальный фрагмент — надо подсказывать громче. Галочками отмечены паузы. Чем больше — тем длиннее.

А если драматическая пауза с километр, то суфлер пишет от руки: «Очень длинная пауза». И не дай бог шепнуть актеру в этом месте! Терпи, но не подсказывай.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Сцена первая

Сегодня играют «Маскарад».

На сцене в образе Шприха, во фраке, появляется заслуженный артист России Владимир Носик.

Лариса Андреева просит актера помочь мне, начинающему суфлеру.

— Главное для суфлера — дикция, грамотность и терпение, — объясняет Лариса Венедиктовна. — Говори четко, ставь ударения правильно и будь готова к тому, что актеры будут забывать текст в одних и тех же местах.

По условиям «вводной» суфлер говорит мне реплики, я их должна шепнуть так, чтобы Владимир Бенедиктович на сцене меня услышал и повторил.

— Коли посидите тут! — шепчет мне Лариса Венедиктовна. Разбираю реплику только с третьего раза. Похоже, к старой лексике привыкать придется. Шепчу эту фразу что есть мочи и слышу в ответ, что меня не только в партере, но и на бельэтаже слышно.

— Надо учитывать расстояние: вы близко, — моя наставница терпеливо объясняет. — Если бы актер стоял у той колонны — посыл был бы другой: «Мой дядя самый честных правил!» — впервые слышу, как кричат шепотом. Так вот что значит «шепот с четкой артикуляцией».

Фраза за фразой, попытка за попыткой.

— Послушай меня еще! — суфлер наклоняется к самому моему уху: «Я приду поговорить с вами» — шепчу эту фразу актеру. Владимир Бенедиктович повторяет.

— Мне ваша физиономия понравилась, — снова подаю фразу, и через считаные секунды Владимир Носик вторит со сцены.

Спасибо, Владимир Бенедиктович! Только я запуталась, кто кому помог: я актеру или актер мне.

— Ну вот, можешь же, — подбадривает меня суфлер.

А я вздыхаю, как это непросто — подсказывать. Это ж сколько недель надо к акустике зала привыкать! А ведь условия меняются: играет в этот момент музыка или нет, стоит актер близко или далеко, острый у актера слух или не очень. Как же все нюансы учесть?! И как же тонко надо чувствовать спектакль, актера? Кстати, работать под суфлера — это тоже большой талант, и далеко не все им обладают.

Есть актеры, которые делают это гениально. Например, понимают, что в этот момент уместно щелкнуть пальцами, суфлер подает реплику, а актер произносит «Ну, да!», маскируя подсказку. А есть актеры, которые не могут с суфлером работать. Стоит им забыть текст, как начинают мгновенно паниковать и просто не слышат подсказчика. Они пытаются сумбурно что-то придумать, выкручиваются сами, вспоминают то, что хоть как-то подходит под ситуацию.

Спецкор «ВМ» Марина Гладкова. / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

…На двери табличка — «Грим уборная 222. Носик В. Б.» 30 минут до начала спектакля, но к актерам уже никто не подходит — чтобы вслед за приметой не забыли роль. Корреспондент «ВМ» в приметы не верит и решается побеспокоить.

— Ворот загнут, позвольте, я поправлю… — слышу слова костюмера.

— Шприх — сволочь, ему можно и так, — отнекивается Шприх, Владимир Носик.

— Сволочь, да, но зато франт, — стоит на своем костюмер.

— А народному артисту суфлер нужен? — спрашиваю.

— Суфлер нужен всегда. Потому что он знает то, чего ты уже не помнишь (смеется). Суфлер — это твоя опора, твое спокойствие. И даже если не приходится обращаться за помощью, когда ты знаешь, что за твоей спиной стоит подмога, это вдохновляет. Хороший подсказчик знает своих артистов, знает их слабые и сильные стороны и подает реплику всегда вовремя.

Посмотрела на собеседника через зеркало и обомлела: на меня глядит сам Адам Петрович Шприх. Выскальзываю из гримерки по-английски, тихонько прикрываю дверь в XIX век.

Сцена вторая

Место действия — закулисье.

Спецкор «ВМ» под маской помощника суфлера.

За опущенным занавесом слышны приближающиеся голоса: собираются зрители.

Помреж командует начало спектакля. Раскаты грома.

Занавес поднимается.

…В глубине сцены мечут банк и понтируют. Шприх и Арбенин холодно раскланиваются.

Я сижу за суфлером (сегодня я только наблюдатель) — артисты на расстоянии нескольких шагов. Так близко спектакль я еще не видела. Непередаваемые ощущения. Магия театра.

— Портрет хорош — оригинал-то скверен! Ну а вон тот высокий и в усах, и нарумяненный вдобавок? Конечно, житель модных лавок, — актер поворачивается к суфлеру.

Я еще вернуться в реальность не успела, а Лариса Венедиктовна уже работает, шепчет: — Любезник отставной… — …Любезник отставной и был в чужих краях? — подхватывает актер.

— Молодец! Вот такой момент, когда выпадает только одно слово. Он повернулся, услышал и дальше продолжил, — не отрывая пальца от текста комментирует суфлер.

Софиты в лицо, жмурюсь.

А суфлер даже не замечает.

Пальцы ловят каждое слово.

Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева и стажер суфлера — спецкор «ВМ» Марина Гладкова (справа налево) / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

Актер в шотландке промелькнул мимо нас на сцену. Маски кружатся в вальсе на маскараде.

— Костюмы на этом спектакле делал Вячеслав Зайцев, — не прекращая следить за пьесой, поясняет Лариса Венедиктовна.

Мысли героя записаны на пленку и звучат из динамиков: суфлер отклоняется на стуле — краткий отдых, и снова следить.

Заминку на сцене замечаю лишь по подсказкам суфлера.

— Так, прежде я тебе цены не знал… — шепчет Лариса Венедиктовна, но актер, хоть и стоит близко, не повторяет.

Актриса, участвующая в диалоге, как ни в чем не бывало говорит следующую реплику.

Если бы не видела, что в тексте есть еще строчка, ни за что бы не догадалась, что что-то пропущено.

— Это момент, когда актер не слышит, — поясняет суфлер.

«Антракт» — заметка карандашом. Пальцы суфлера останавливаются. Синхронно с осветителем Лариса Андреева выключает лампу.

Вторую часть спектакля смотрю из зрительного зала и не нахожу ни одной заминки в действии, не слышу ни одной подсказки суфлера. Хорошая работа профессионала не видна.

Суфлер хранит тайны спектакля и не допускает никаких разговоров об актерских ошибках, никакой неосторожной критики — в театре это запрещено.

После спектакля суфлер не выходит на сцену, ему не дарят цветов. Но часть аплодисментов, безусловно, — его.

ПРИ СВЕТЕ РАМПЫ

Примета

Если текст пьесы упал на пол, чтобы спектакль был удачным, на этих страницах нужно непременно посидеть.

Правила театрального этикета XIX века*

● Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, хотя бы и незнакомая ему, сидела в ложе позади него.

● Если в спектакль отправляются в компании, то один из кавалеров должен взять билеты в кассе и избавить дам от труда предъявлять свои входные билеты.

● Аплодисменты требуют некоторой сдержанности.

Дама, во всяком случае, должна аплодировать только слегка, для виду.

● Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже если вы и незнакомы с ними.

● В театрах и цирке никогда не вызывайте актрису только потому, что она хороша собой и нравится вам своей наружностью.

Также не вызывайте и актера только на том основании, что он лично с вами знаком. Нужно ценить искусство независимо от личности и любить искусство для искусства.

*Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». Санкт-Петербург, 1889

ОБ АВТОРЕ

Марина Гладкова – специальный корреспондент, лауреат Премии мэра Москвы за цикл публикаций о людях необычных профессий.

Поделиться в FBПоделиться в VKПоделиться в TWПоделиться в OKПоделиться в TG

телесуфлеров | B&H Photo Video

Использование профессиональных телесуфлеров

Телесуфлеры

позволяют читать сценарий, сохраняя прямой зрительный контакт с аудиторией или камерой во время видеосъемки. Они полезны, когда нужно читать сценарии, которые слишком велики для запоминания. Поскольку вам не нужно постоянно сверяться с письменными заметками при презентации, время записи значительно сокращается.


Типы телесуфлеров

Суфлеры, устанавливаемые на камеру, идеально подходят для телевизионных записей, таких как выпуски новостей в прямом эфире, рекламы и предварительно записанных программ.Суфлеры проецируют сценарий на камеру, чтобы вы могли смотреть прямо в объектив во время презентации. Президентские телесуфлеры идеально подходят для использования с живой аудиторией, например, для выступлений, лекций и выставок. Их мониторы (или зеркальные стекла) установлены на уровне глаз и поддерживаются тонкой мачтой. Напольные / подставочные телесуфлеры гибкие и размещаются на полу под углом, что позволяет смотреть вниз при чтении сценария. Портативные телесуфлеры, такие как суфлеры для iPad, легкие и портативные, что делает их идеальным выбором для энтузиастов видео, которым нравится снимать видео в социальных сетях.


Принадлежности для профессионального видеосуфлера

Для эффективной работы с вашим телесуфлером рассмотрите некоторые профессиональные аксессуары для видеотелесуфлера. Прокрутка клавиатуры Bluetooth поможет вашей команде контролировать скорость скриптов и вносить необходимые правки. Вы также можете захотеть получить дополнительное зеркало телесуфлера. Эти зеркала позволяют вашей камере записывать через них с безупречным качеством изображения, обеспечивая при этом четкое отражение текста.

Для телесуфлеров DSLR

требуются профессиональные крепления и кронштейны для видеосуфлера для нескольких мониторов, микрофонов и осветительных приборов.Не забудьте про прочный футляр для телесуфлера, который защитит ваше снаряжение во время путешествия. Кроме того, если вы используете телесуфлеры Android или iPad, вам могут потребоваться приложения и программное обеспечение телесуфлера для удобного управления и импорта файлов. Большинство органов управления профессионального видеосуфлера синхронизируются с конкретным программным обеспечением телесуфлера.

Amazon.com: Маленький суфлер, оригинальный компактный персональный телесуфлер для видеопроизводства. Студия не требуется. Идеально подходит для зеркальных фотокамер, веб-камер и встроенных камер портативных компьютеров. Используйте с iOS или Android.: Камера и фото

5.0 из 5 звезд Маленький суфлер — лучший компактный персональный телесуфлер для всех возрастов и уровней подготовки
By Байо, 19 августа, 2019

Мы обеспечиваем информационно-пропагандистскую деятельность и поддержку сообщества, используя волонтеров в возрасте от двадцати до восьмидесяти лет, и часть нашей деятельности включает предоставление образовательного и информационного контента.

В духе прозрачности и достоверности мы хотели бы отметить, что, хотя этот обзор основан на обзорной копии продукта, он никоим образом не повлиял на наш обзор.

Наши волонтеры свободно тратят свое время, поэтому нам нужно было что-то, с чем любой человек любого возраста или предыдущего уровня навыков мог бы освоиться и с комфортом использовать с максимально короткой кривой обучения. Мы рады сообщить, что Маленький суфлер именно этим и занимается.

Это было легко настроить и еще проще использовать для всей нашей команды добровольцев, настолько, что они почувствовали, что приобрели некоторые ценные новые навыки, позволяющие использовать оборудование, которое никогда раньше не использовалось.

Тот факт, что вы можете практически «подключи и работай», делает его, на наш взгляд, победителем.

Было бы замечательно, если бы его можно было полностью сложить, но из-за его компактных размеров его по-прежнему очень легко упаковать, пойти куда угодно, настроить и использовать за считанные минуты.

Мы используем его со смартфонами Android и iPhone, со встроенными камерами портативных компьютеров, веб-камерами Logitech C920 и программным обеспечением телесуфлера.

Это того стоит, и Данн создатель — хороший человек, который быстро отвечает на вопросы.

На рынке есть и другие варианты, но мы не обнаружили, что ни один из них был бы настолько удобен для такого широкого диапазона сценариев использования, возрастов и уровней квалификации.

Мы с уверенностью ставим ему 5 звезд и призываем вас инвестировать в него.

Телесуфлер | Все виды, любые бюджеты

Компания Prompter People — от вещания до работы одного человека — ваш лучший выбор.

Наши решения с дистанционным управлением были протестированы в реальных условиях, чтобы быть простыми в установке / демонтаже и каждый раз надежно работать.Независимо от ваших потребностей, больших или малых, у нас есть лучшее решение для телесуфлеров.

Созданная для профессионалов, линейка настольных телесуфлёров Prompter People подходит для большинства камер, веб-камер, GoPros, мобильных телефонов и т. Д. Компания Prompter People разработала линейку телесуфлеров специально для работы дома, дистанционного обучения и приложений для видеоконференцсвязи. Эти экономичные системы можно разместить на рабочем столе и дать пользователям возможность быстро и легко создавать собственный видеоконтент.Они совместимы с широким спектром программного обеспечения. включая Zoom, Skype, Adobe и Microsoft. Получите возможность общаться со своего рабочего стола!
Вы можете использовать камеры Prosumer и Professional на своем рабочем столе для потоковой передачи, используя преобразователи сигналов для кодирования вашего сигнала для потоковой передачи при записи видео высокого качества для редактирования и публикации позже.

Нужна помощь в выборе? Техническая поддержка? Мы здесь для вас.

Используете ли вы Mac, ПК или iPad, у нас есть идеальное решение.После продажи вы получите отличную поддержку по телефону и через Интернет. Если когда-нибудь возникнет проблема, мы ее исправим.

Мы упрощаем работу с обеими сторонами камеры

Используйте приведенное выше руководство, чтобы понять, какой размер монитора вам понадобится. Затем сделайте правильный выбор, зная,
, что мы помогли более 45 000 клиентов решить их проблемы с телесуфлёрами.

Присоединяйтесь к компании Prompter People Crowd

С 2003 года компания Prompter People поставляет телепрограммы для студий, компаний, некоммерческих организаций, церквей и других организаций.

Почему так много людей выбирают суфлеров, когда им нужен телесуфлер?

  • Наши телесуфлеры созданы людьми с многолетним производственным опытом.
  • Разработан, чтобы быть простым в настройке и интуитивно понятным в использовании.
  • Мы обеспечиваем поддержку по телефону и через Интернет для всех клиентов без дополнительной оплаты.
  • Prompter People имеет репутацию компании, которая обеспечивает высокую степень удовлетворенности клиентов после покупки.
  • Мы поставляем программное обеспечение как для Mac, так и для ПК с каждым проданным суфлером.
  • Наши мониторы реверсивные.

Присоединяйтесь к 45 000 других и выберите свой телесуфлер сегодня!

Найдите свой телесуфлер сейчас

Бесплатное программное обеспечение телесуфлера — интерактивный телесуфлер с голосовой активацией [2021]

Программа Teleprompter позволяет быстро и без ошибок читать ваши строки . Выберите между автоматической прокруткой и прокруткой с голосовым управлением, которая следует за вашим голосом во время разговора.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ: Просто скопируйте / вставьте свой сценарий в это окно, отрегулируйте размер шрифта и скорость и нажмите кнопку воспроизведения