«Фотография для меня – способ общения с людьми» — Российское фото
Антанас Суткус:
«Фотография для меня – способ общения с людьми»
18 декабря 2014
Фото:Antanas Sutkus. Jaunos moters portretas. Zarasai, 1968 (Портрет молодой женщины)
Текст:Екатерина Елизарова
Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.
Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в деревне Клуонишкяй Каунасского района Литвы. В 1958–1964 годах изучал журналистику в Вильнюсском государственном университете. Тогда же он стал снимать, хотя впервые взял в руки камеру еще в детстве. В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат».
В конце 1960-х годов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет.
Antanas Sutkus. Pirmokė. Kaunas, 1962 (Первоклассница) | Antanas Sutkus. Kelionė į miestą. Vilnius, 1972 |
В советское время Антанас Суткус считался одним из самых неформальных фотохудожников. Его герои — обыкновенные люди со своей повседневной жизнью. Словно в противовес навязываемому сверху коллективизму его интересовали индивидуальность и личность.
Antanas Sutkus. Pionierius. Ignalina, 1964 (Пионер) | Antanas Sutkus. Be pavadinimo. Kaunas, 1962 (Незрячий пионер) |
— Мы вообще были патриотами Литвы и своими работами хотели показать, что она отличается от остального Советского Союза, — сказал фотограф в интервью «Независимой газете». — Мы старались показывать дух народа, его менталитет. Я снимал людей моего склада, особенно в деревнях. В 1967 году мы сделали большую серию о литовских крестьянах. Сядешь, бывало, с каким-нибудь пожилым человеком, с бабушкой, поговоришь — не хуже, чем с профессором. Народная мудрость иногда не уступает интеллекту.
Antanas Sutkus. Draugai. Vilnius, 1966 (Друзья) | Antanas Sutkus. Gydytojas Antanas Vinkus. Nida, 1970 (Физик Антанас Винкус) |
Антанас всегда был верен черно-белой фотографии. Известно даже, что когда он использовал цветную пленку, то потом печатал черно-белые снимки.
Antanas Sutkus. Lietuviška šeimyna. Aukštaitija, 1967 (Литовская семья) | Antanas Sutkus. Motinos ranka. Vilnius, 1966 (Материнская рука) |
Сейчас Суткус не фотографирует, а занимается в основном упорядочиванием своего архива, который, по его словам, занимает больше половины дома.
Antanas Sutkus. Paskutinė vasara. Zarasai, 1968 (Последнее лето) | Antanas Sutkus. Rugsėjo 1-oji. Ignalina, 1964 (1-ое сентября) |
— Снимки, слайды и негативы, негативы — ведь я ничего не выбрасываю. Общество фотоискусства Литвы 18 лет было единственным в Советском Союзе. Мы процветали.
Нам помогали и московские коллеги. Мы сообща доказывали, что литовская фотографическая школа — она иная, чтобы нас не обвинили в очернении советской действительности. Бывало так, что мы устраивали международную выставку, получали премии — и ни одного снимка не было опубликовано в советской печати, — вспоминает он.
К цифровой фотографии Антанас относится неоднозначно. По его мнению, в ней «теряется индивидуальность, происходит нивелирование».
Antanas Sutkus. Pirmieji baikeriai. Klaipėda, 1974 (Первые байкеры) | Antanas Sutkus. Kaimo gatvė, 2. Dzukija, 1969 (Деревенская улица 2) |
Говоря о необходимости выжидать момент, он всегда обращается к повседневности, которая скрывает в себе множество интересных сюжетов.
Antanas Sutkus. Kavalieriai. Salakas, 1979 (Кавалеры) | Antanas Sutkus. Kalvarijų turguje. Vilnius, 1971 (На Kalvarijų рынке) |
— О фотографии так сказано: «Это дело случайности, но в нашем мире она дана лишь неслучайным людям». Меня интересует повседневность. Много раз было так, что фотографируешь одного человека, вдруг на улице что-то происходит — и ты снимаешь уже совсем не то, что хотел изначально, а нечто совсем другое, — говорил он в одном из своих интервью.
Antanas Sutkus. Jean-Paul Sartre ir Simone de Beauvoir Lietuvoje. Nida, 1969 (Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Литве)
Фотографию Антанас трактует как «духовную летопись второй половины XX века»:
— Например, когда вы смотрите на себя в зеркало, вы не оцениваете себя критически. А вы пробовали поставить рядом второе зеркало и увидеть себя так, как вы выглядите со стороны? — сказал он в беседе с той же «Независимой газетой». — Это отражение в отражении — то, как вы выглядите на самом деле. Так вот фотография и есть такое второе зеркало. Эту систему зеркал нужно время от времени чистить. Фотография для меня — способ общения с людьми. Раньше я с фотоаппаратом не расставался. К сожалению, сейчас мы живем так, что все время бежим, спешим, работаем, нам некогда почитать, пообщаться с друзьями, подумать о душе. Мы все сейчас очень заняты…
Antanas Sutkus. Maršas. Nida, 1970 (Марш) | Antanas Sutkus. Pas senelį. Suvalkija, 1973 (У дедушки) |
Награды Антанаса Суткуса можно перечислять долго: заслуженный деятель культуры Литвы (1980 год), лауреат Государственной премии Литвы (1985 год), почетный член Союза фотохудожников Литвы (1993 год), обладатель ордена Великого князя Литвы Гядиминаса IV степени (1997 год), лауреат премии в области искусства, учрежденной правительством Литовской республики (1998 год), лауреат Национальной премии Литвы в области культуры и искусства (2003 год).
Antanas Sutkus. Pusrūsio gyventoja, 2. Vilnius, 1961 (Жительница подвала)
С того момента, как Антанас Суткус стал снимать, было организовано более 150 выставок его фотографий по всему миру. Сегодня работы мастера украшают лучшие музеи и галереи мира: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Нисефора Ньепса во Франции, Музей фотографии в Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии в Нью-Йорке и Московский дом фотографии.
Альбом ВКонтакте
Антанас Суткус — мэтр литовской фотографии, один из известнейших советских фотохудожников
Антанаса Суткуса гораздо лучше знают на Западе, чем на постсоветском пространстве (кроме его родной Литвы), но коллеги и критики относят его к наиболее значимым и интересным фотографам СССР. Это талантливый автор многочисленных снимков в жанре уличного репортажа и незаурядный организатор. Он основал и много лет подряд возглавлял литовский Союз фотоискусства, который долгое время был единственным советским обществом подобного рода.
Антанас Суткус (©Antanas Sutkus) сумел объединить вокруг себя лучших представителей художественной и репортажной фотографии и два десятилетия занимался развитием и укреплением международных связей. Известность на Западе пришла к нему раньше, чем в СССР, но сегодня его знают любители фотоискусства по всему миру.
Работы современного классика литовской (и советской) фотографии находятся в многочисленных крупных коллекциях. Среди них — собрания лондонского музея Виктории и Альберта, Национальной парижской библиотеки, музеев в Финляндии, Швеции, США, Франции, Дании и других странах. Суткус — стипендиат фонда Хассельблад, который спонсировал архивацию работ автора, чтобы сохранить их для потомков.
Фотограф издал две авторские фотокниги и навсегда вошел в историю фотографии как ярчайший представитель литовской школы. На родине его удостоили звания заслуженного деятеля культуры, вручили Государственную премию и орден Гядиминаса четвертой степени. С начала карьеры у Суткуса прошло более 150 выставок — они и сейчас регулярно проводятся по всему миру, помогая зрителям знакомиться с ушедшей эпохой и людьми, которые в ней жили.
Черно-белые фото и акцент на индивидуальности — особый подход Антанаса Суткуса
Антанас Суткус всегда придерживался очень личностного подхода к работе со своими моделями. Он — не был сторонником столь популярного в советское время коллективизма, его в первую очередь интересовали индивидуальные черты позирующих ему людей, особенности их характеров, которые проявляются на снимке.
Суткус часто обращается к повседневным сюжетам, видя в них потенциал для раскрытия новых, интересных сторон в личностях и ситуациях. Он готов подолгу выжидать, чтобы найти необычную композицию или интригу в обыденности. Умение ждать «решающего момента», в нужную секунду нажимая на кнопку — черта, присущая классикам европейского и американского фоторепортажа, знаменитым членам агентства Magnum. Суткуса от них отличает концентрация не на событии и композиции, а на эмоциональной составляющей снимка.
Эта характерная особенность была новой для советской профессиональной фотографии, поэтому литовский автор всегда стоял в ней особняком. Его считали одним из наиболее неформальных фотохудожников, и часто снимки, участвовавшие в международных экспозициях и получавшие премии, в СССР даже не печатали в прессе. Это не помешало Суткусу доказать, что литовская школа фотографии заслуживает отдельного рассмотрения. Вместе с московскими коллегами он искусно избегал обвинений в очернении советской жизни и отстаивал свою самобытность.
Фотограф всегда работает с черно-белой палитрой, и даже если снимает на цветную пленку, при печати «превращает» фото в монохромные выразительные картины. Он пользуется пленочными камерами — например, писателя Жана-Поля Сартра он фотографировал компактным малозаметным «Зенитом». К цифровой технике Суткус относится настороженно, считая, что она нивелирует индивидуальность.
Патриот Литвы и владелец огромного фотоархива
Фотограф — настоящий патриот родной страны, за десятилетия карьеры собравший огромный архив из негативов, пленок и снимков ее жителей, городов и сел. Отчасти эта незаурядная коллекция — вынужденная мера, с которой Суткус стремился обезопасить свои работы в годы советской власти. Его мало печатали, и из-за цензуры большую часть наследия приходилось хранить в архиве. Сегодня фотограф занимается сортировкой и упорядочиванием своих работ, которые хранятся в большей половине его дома.
Как и многие другие известные авторы, Суткус в детстве не задумывался о фотокарьере и хотел стать журналистом. Родившийся в 1939 году будущий фотограф уехал из родного села в Каунасском районе в Вильнюс, чтобы поступить в университет. Изучение журналистики он так и не завершил, увлекшись фотографированием.
Суткус штудировал материалы в библиотеках, западных журналах и сам экспериментировал с уличной съемкой. Первую камеру он купил еще в детстве, потратив на нее сбережения, которые откладывал на приобретение велосипеда.
Слава пришла к фотографу в 1962 году, когда его работу «Зимняя геометрия» опубликовали в «Советском фото» и французском L’Humanité Dimanche. С конца 1950-х годов, после создания крупной серии фото о литовских деревнях, он работает над проектом «длиной в жизнь» о людях его родной страны. Кроме него, Суткус провел еще семь масштабных фотоисследований — о литовцах за рубежом, памяти Каунасского гетто и так далее.
В середине 60-х годов талантливый автор стал «центром притяжения» для других молодых фотографов Литвы. Вместе они основали первое фотообщество в СССР — уникальную среду с собственным творческим почерком. В Союзе фотоискусства Суткус председательствовал два десятилетия, сделав многое для его процветания. Сегодня маститый фотограф разбирает свой знаменитый архив — кто знает, сколько еще интересных и талантливых работ он покажет поклонникам?
Антанас Суткус: Планета Литва | Независимый фотограф
«Искусство Суткуса открыло лицо жителям Литвы и их жизни; он летописец своего времени».
(отрывок из вступления)
─── Рози Торрес, 23 февраля 2022 г.
Steidl представляет обширный обзор захватывающих изображений родной Литвы Антанаса Суткуса, захваченных во время советской оккупации.
Пилоты. Вильнюс, 1972 г. / Пилот. Вильнюс, 1972
Ведущий деятель движения «Литовская школа фотографии», Суткус родился в 1939 году в Клуонишкяй, небольшой деревне в самом сердце страны. Воспитанный строгими христианскими бабушкой и дедушкой, он увлекся фотографией в подростковом возрасте, купив свою первую камеру на деньги, которые он заработал на копании торфа.
Соборная площадь. Зима. Вильнюс, 1960
Девушка, Мустейкяй, 1964
Это было начало 1950-х годов, годы становления советской оккупации, и он отправился в свое фотографическое путешествие на фоне нации, быстро меняющейся под все более ужесточающейся хваткой Москвы.
Как и его товарищи по Литовской школе фотографии, практика Суткуса коренилась в глубоком сочувствии, которое отражало и находилось под влиянием фотографов-гуманистов, появившихся в Западной Европе после Первой мировой войны.
Апсипиркус, 2. Вильнюс, 1971 / После покупок, 2. Вильнюс, 1971
Но, наоборот, несмотря на их собственные индивидуальные чувства, он и его соотечественники разделяли взгляды и подходы, отличные от их западных современников, которые формировались сложным культурным и социально-политическим контекстом их окружения.
Школа для слепых детей. Пионер. Каунас, 1962
В автобусе. Вильнюс, 1972
Чтобы не тревожить московских цензоров, их визуальный язык был по необходимости часто эзопов. Тонкие метафоры и символизм были обычным явлением, но, несмотря на это, большая часть работ Суткуса осталась неопубликованной. Подобно своим западным предкам-гуманистам, Суткус неизменно изображал обыденность. Он стремился запечатлеть реальность жизни на своей родине, в прямом противоречии с донкихотством социалистического реализма.
Вернулся с мельницы. 1964
Хотя тематически довольно последовательно, Планета Литва демонстрирует всю степень его мастерства, открывая проницательный, но чувствительный взгляд, чтобы соперничать со взглядами его значительно более знаменитых современников.
Динамичные черно-белые изображения, искусно составленные и пронизанные движением и атмосферой, иногда граничащей с абстракцией. Портреты, откровенные и увлекательные, местами меланхоличные, и откровенные моменты повседневной жизни: беззаботно играющие дети; рабочие всех мастей и молодые пары, обнимающие друг друга, сюжет, который он захватывает с глубокой нежностью, напоминающей культовые итерации Альфреда Эйзенштадта.
Пионер. Игналинская, 1964
Тротуар. Вильнюс, 1976
Увековеченные в нежных монохроматических оттенках, его изображения демонстрируют ловкое понимание света и формы, а также рефлексивность, которая объединяет почти все великие фотографии такого рода. Во всем чувствуется его глубокая привязанность к соотечественникам, его образы передают глубокую доброжелательность, теплоту и уважение.
Праздник песни. Кулаутова, 1965
Поэтический, но простой, его проницательный взгляд передает суть нации, все дальше и дальше погружающейся в советскую гегемонию; мир, настолько отрезанный от западного взгляда, что для тех, кто живет за пределами «железного занавеса», он показался бы почти совершенно другим миром, но тем, где фундаментальные принципы человеческого существования (те врожденные характеристики, которые объединяют всех нас) ) терпеть.
Все изображения © Антанас Суткус
Планета Литва теперь доступна через Steidl
Sutkus Law Firm – Семейная юридическая фирма Сиэтла
ГИБКАЯ И ПОНЯТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.
СОСТРАДАНИЕ И ОБЩЕНИЕ, КОГДА ВАМ ЭТО НУЖНО.
О юридической фирме Суткус
Лаура Суткус имеет более чем 30-летний опыт работы, специализируясь на семейном праве. Sutkus Law Firm, PLLC открылась в октябре 2010 года после 26 лет юридической работы в нескольких областях со специализацией в делах семейного права. Обучение посредничеству и совместному праву, а также опыт судебного разбирательства и адвокатской деятельности позволяют нам предоставлять на ваш выбор услуги в различных ситуациях семейного права.
Подробнее о нашей команде
Награды
Выдающийся рейтинг BV от Martindale-Hubbell с 1999 года. В 2004 и 2005 годах Лаура получила награды за случайные акты доброты от Верховного суда округа Кинг.
Дела, которые мы рассматриваем
Совместное право
Интимные отношения, совершенные
Расторжение брака и раздельное проживание
Приведение в исполнение судебных постановлений
Планирование наследства
Посредничество и переговоры по урегулированию
Изменения и корректировки алиментов на детей
Изменения планов воспитания и переезда
Родительские дела
Добрачные и послебрачные соглашения
Дела об опеке третьих лиц
Отдельные юридические услуги
Подробнее о делах, которые мы рассматриваем
Свяжитесь с нами 9 0072
Ваше имя (обязательно)
Ваш адрес электронной почты (обязательно)
Номер телефона
Тема
Ваше сообщение
Ваша конфиденциальность важна для нас, и любая предоставленная информация не будет передана никакому лицу или компании за пределами нашего офиса без вашего явного разрешения.
Наши услуги
Вы выбираете услуги, которые подходят именно вам — от услуг посредничества или арбитража, отдельных юридических услуг и юридических консультаций, защиты интересов и помощи в процессе сотрудничества или других методов урегулирования до полного представительства в суде. Встретьтесь для первоначальной консультации, чтобы вы могли выбрать то, что лучше всего подходит для вас, после того, как вы узнаете о своих вариантах.
Доступен полный спектр услуг по семейному праву, а также соответствующее простое планирование имущества.
Все работы оплачиваются почасово. Первоначальные консультации платные, но обычно предоставляют более чем достаточно информации, чтобы клиент мог понять свои варианты и принять обоснованное решение относительно дальнейших услуг. Большинство первичных консультаций длятся от одного до двух часов.
Услуги включают:
- Защита интересов в суде или за его пределами
- Кооперативные переговоры
- Коллаборативное право — отсутствие суда по соглашению
- Отдельные юридические услуги для ваших нужд
- Представительство при посредничестве или подготовка к посредничеству
- Составление соглашений, достигнутых при посредничестве
- Посредничество или арбитраж с участием или без адвокатов
- Представительство в суде
- Простое планирование недвижимости
Sutkus Law Firm — Опыт, которому можно доверять
Что говорят о юридической фирме «Суткус»
Отзывы
Лора Суткус — превосходный адвокат с острым умом, честностью и сочувствием. Я была домохозяйкой с двумя маленькими детьми, когда наняла Лору. Она подробно объяснила все мои варианты, выслушала мои потребности и провела со мной время. Я бы не смог оказаться там, где я нахожусь сегодня, без ее усердия и тяжелой работы ради меня. Даже спустя годы после моего развода Лора всегда была рядом, чтобы ответить на мои вопросы или оказать помощь. Лаура — адвокат с характером и профессионализмом, и она действительно знает свое дело!
— Карен Смит
Я до сих пор помню, как впервые встретил Лауру Суткус. Моя разлука пришла неожиданно и внезапно. Я была контужена, растеряна, обижена, эмоционально опустошена… столько всего произошло одновременно… я не знала, что делать и с чего начать собирать осколки. К счастью, меня связали с Лорой. Лаура чувствовала мою тревогу, замешательство, эмоциональную боль и разочарование. Ее уверенность, опыт, мягкое поведение и честный подход к помощи мне и моей ситуации были очень утешительными во время самого тяжелого личного испытания, которое мне когда-либо приходилось переносить в своей жизни.