Светотень на человеке: 2. Человек за полгода. Светотень

Что можно почитать на тему светотени и бликов?

Андрей
Тиханов

Максим!

Блик — это отражение источника света на поверхности объекта. Светотень же выявляет всю форму предмета — рисует его. Без её участия объект останется для нас невидимым. Поэтому следует разобраться в геометрии тел и построениях. Понять, как происходит взаимодействие света и объекта. Почему мы видим так? Как работают органы чувств? Определить все причины и процессы, тогда результат станет очевиден, ну или по крайней мере весьма предсказуем. Поэтому я бы посоветовал почитать что-нибудь фундаментальное и, к сожалению, классически занудное. Но без этого никуда, как хвостом ни крути 🙂 Настройтесь, стисните зубы и сделайте это. Потом не пожалеете.

Предложу начать с азов. Первым делом возьмитесь крепко за добротное академическое издание по рисунку, в котором изложены основы.

И просто прочитайте, даже если местами непонятно. Потом вернётесь, разберётесь или зададите вопрос в «Советы». Моменты, связанные с техническими аспектами рисунка пропускайте, если они вам неинтересны. В своё время я читал учебник Николая Ли:

Он познакомит вас с построением геометрии объектов их и фактурой:

…с основами перспективы и композиции:

…с построением собственных и падающих теней:

Книга Франсиса Чиня архитектурно-направленная, но в смысле разбора построения перспективы объектов и их отражений весьма более информативна:

Материал подан хорошо и им вполне можно заполировать пробелы в понимании:

Когда почва под ногами начнёт твердеть, обратите внимание на «Колористику» Татьяны Буймистру:

Очень приятная и толковая работа. Поможет вам разобраться, что такое свет, как мы видим и почему. Расскажет об отражениях зеркальных и диффузных, о рефлексах и цветовых закономерностях:

Теперь вы уверенно опираетесь на фундамент знаний. Можно идти в книжный, залезать на полки и листать всё, что попадётся под руку по интересующей вас теме. «Правильную» книжку вы узнаете в лицо, опираясь на полученные уже знания.

Если же вас тянет стать ещё на голову себя выше в понимании геометрии, перспективы, построении отражений и теней, и вы готовы серьёзно покорпеть, обливаясь холодными капельками пота, то вам сюда — «Перспектива» Маргариты Макаровой. Книга тяжела своим академизмом и дотошностью в изложении, но в ней разобрано абсолютно всё, что может понадобиться.

Я пользуюсь ей как справочником в трудных ситуациях. Даже если вы не осилите всю книгу, советую её иметь на случай спорных вопросов и тупиковых ситуаций.

Удачи и приятного чтения.

P. S.

Это был воскресный совет о техническом дизайне и графике. Хотите узнать всё о композиции, светотени, пикселях, ретуши и карамелизации микроволновок? Присылайте вопросы.

Андрей Тиханов


9 марта 2012

Иттен прекрасен, но его книга больше аппелирует к творческому подходу и поиску. И изложение материала соответствующее. Мне такой подход, например, очень нравится, но для тех кто ещё ничего не читал, лучше начать с Буймистру или подобной книги. Там более кратко и достаточно полно изложены основы. А Иттена нужно читать обязательно, но лучше после базового курса знаний по цвету.

По поводу книжки «Рисунок и живопись» 1963 года, уверен, книга замечательная. Вообще советую покупать букинистические труды, изданные до 80-го года. В 99% случаев подача материала великолепна, написано доступно и красивым языком. Единственное, возможно, придётся потерпеть советско-политические вставки 🙂

Я всегда стараюсь при возможности порыться в букинистической лавке. Вот недавно купил через Озон издание М. Миннарта «Свет и цвет в природе» 1958 года. Смакую её потихоньку главу за гловой. Книга удивительно хороша.

Светотени

Человек воспринимает реальную форму предмета благодаря отраженным световым лучам, попадающим в глаз. Источник света, освещая предмет, определяет не только его положение в пространстве, но и выявляет характер его объемной формы в соответствии с конструктивным строением.

Поскольку отдельные участки (поверхности) того или иного объемного предмета располагаются под разными углами к источнику света, то и различна их степень освещенности. Последнее объясняется тем, что они принимают на себя различное количество световых лучей. Наиболее освещенные части, то есть поверхности, обращенные к источнику света и получающие наибольший поток прямых лучей, принято называть светом.

Освещенность поверхности предмета значительно убывает по мере уменьшения угла падения световых лучей. Косые (скользящие) лучи света образуют на поверхности полутень. На округлых формах полутень является зоной постепенного (плавного) перехода от световой части к теневой, а на предметах граненой формы полутень выступает как самостоятельная зона между его освещенной и теневой частями.

Тенью на предмете называется та часть поверхности формы, на которую лучи от источника света не попадают, причем такую тень принято называть собственной тенью.

Существует и так называемая падающая тень, образующаяся на поверхностях (на освещенной части формы, на плоскости стола, на фоне и т. п.) от освещенных предметов, преграждающих путь световому потоку. Характер очертания падающей тени зависит от формы предмета, образующего эту тень, и от структуры поверхности и конструкции формы, на которую она падает.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Объекты, находясь в окружающей среде, принимают на себя не только потоки лучей от источника света, но и отраженные лучи света от соседних объектов. Если внимательно посмотреть на натуру, то можно увидеть, что ее теневая часть неоднородна по своей плотности. В результате воздействия отраженного света собственная тень в отдельных местах несколько высветляется. Это явление называется световым рефлексом. Как правило, на предметах округлой формы высветление собственной тени происходит в крайней «контурной» ее части, поэтому при рисовании объектов данной формы наиболее темную часть собственной тени следует располагать несколько отступая от края теневой части формы внутрь, что очень важно для решения объема теневой части.

Самый светлый участок освещенной поверхности предмета, отражающий наибольшее количество лучей света, называется бликом. Лучше всего он виден на глянцевых поверхностях, особенно на выпуклых и вогнутых формах. На рисунке показана схема распределения светотени на предметах граненой и округлой формы.

Распределение светотени на предметах граненой и округлой формы

Итак, существуют определенные закономерности распределения лучей света по форме предмета, благодаря чему наш глаз воспринимает различные градации светового потока, попадающего на его поверхности, а следовательно, и объемную форму. На основе этих объективных закономерностей и возникает понятие о светотени в натуре как о совокупности оттенков света на соответствующей форме от самого светлого до самого темного.

В то же время степень насыщенности светотени в натуре зависит от целого ряда объективных условий. Если два сходных по всем параметрам предмета (например, два гипсовых шара) осветить источниками света различной силы, то на шаре, который освещен более сильным источником света, светотень будет выражена более четко, чем на шаре, освещенном менее сильным источником.

Поразному воспринимается сила светотени на однородных объектах, занимающих различное пространственное положение к источнику света. Это хорошо можно проследить на натурной постановке из группы геометрических тел, освещенных единым источником света. Чем ближе предмет расположен к источнику света, тем сильнее и контрастнее выражена на нем светотень по отношению к освещенным и теневым поверхностям предметов, находящихся дальше от этого источника света.

Различно будет восприниматься сила светотени на предметах, освещенных одним и тем же источником света, но разных по цвету (например, синий и коричневый чайники или красная и зеленая чашки). Это зависит от степени отражения или поглощения предметным цветом количества светового потока.

Таким образом, сила светотени зависит не только от силы источника света и его расстояния до предмета, но и от цветовой окраски его поверхности, то есть сила светотени зависит от способности отражения определенного количества света той или иной поверхностью предмета. Так возникает понятие о светосиле в натуре.

Светосила отдельных элементов светотени (свет, полутень, тень, рефлекс) в натуре находится в определенных отношениях. Так, рефлекс всегда светлее тени и темнее света, полутень темнее света и светлее тени как собственной, так и падающей. В данном случае речь идет об одинаково окрашенном предмете.

Однако студентам приходится рисовать не только натурные постановки, предметы которых имеют однородный материал и одинаковую окраску (как, например, группа гипсовых геометрических тел), но и натюрморты, составленные из предметов быта различной окраски, в том числе и имеющих различный диапазон светлоты одного и того же локального цвета (например, синий чайник, светло-синяя чашка и т. п.).

В подобных натурных постановках, с одной стороны, каждый предмет несет в себе собственные светосиловые отношения, с другой — светосиловые отношения одного объекта (от светлого до темного) отличаются от светосиловых отношений других объектов.

Сопоставляя светосиловые отношения между цветными предметами натурной постановки, можно обнаружить не только отличие одного от другого по светлоте (например, желтый лимон светлее синей чашки), но и различие светосилы элементов светотени. Так, сила освещенной поверхности одного из цветных предметов может быть светлее или темнее световых частей других, а может быть и так, что сила тени одного из предметов натурной постановки будет светлее полутеневой поверхности другого предмета (при равных условиях освещения теневая часть светло-желтого предмета будет светлее полутеневых поверхностей предметов, имеющих темносинюю или лиловую окраску).

Таким образом, отражательная способность цвета существенно влияет на светосиловые отношения степени светлот элементов светотени между предметами, а следовательно, и на общий светотеневой строй натурной постановки.

Различие силы светотеневых градаций в натуре определяет понятие тона. Под тоном в рисунке следует понимать воспроизведение на плоскости листа светотеневого строя, наблюдаемого в натуре от самого светлого к самому темному, иначе говоря, воспроизведение светосиловых отношений поверхностей, образующих объем.

Следует отметить, что художник, располагая карандашом или углем, как самыми темными изобразительными материалами, и белой бумагой не может воспроизвести не только абсолютную силу глубоких теней и яркости света, но и то богатство тональных оттенков, которыми располагает природа. И все же, несмотря на ограниченность диапазона тональной шкалы изобразительных материалов, опытный рисовальщик передает в рисунке как разнообразие светотеневых градаций на соответствующих формах, так и общий светотеневой строй натурной постановки.

Для преодоления противоречия между диапазоном тонального строя натуры и тональной шкалой изобразительного материала художник пользуется в рисунке тональным масштабом, суть которого заключается, с одной стороны, в сокращении «растяжки» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, с другой — в установлении в рисунке самого светлого и самого темного мест, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона. Предельный размер тонального масштаба в рисунке — белая бумага и полная сила карандаша, как крайние полюса.

Получите востребованную профессию дизайнера

При рисовании с натуры предметов, имеющих светлую окраску, в целях избежания черноты опытный рисовальщик самые темные места берет несколько слабее силы карандаша и тем самым устанавливает как бы заниженный тональный масштаб, что дает возможность решить светотеневой строй натурной постановки в светлой тональной гамме.

Таким образом, существует прямая зависимость между выбором размера тонального масштаба и тональным строем рисунка. Независимо от того, будет ли рисунок решен в светлой или темной тональных гаммах, важно, чтобы распределение всех основных оттенков, от самого светлого до самого темного, на рисунке соответствовало местоположению этих светотеневых градаций натуры.

Другое дело, что в рисунке мы передаем не абсолютную напряженность соответствующих тонов натуры, а лишь их пропорциональные отношения, причем, как правило, в сторону уменьшения, что связано с возможностями изобразительных материалов. Понижая степень световой части предмета в рисунке, например, в два раза по отношению к световой части натуры, необходимо во столько же раз ослабить и теневую часть рисунка по отношению к теневой поверхности натуры.

В этих же пропорциональных отношениях следует выдерживать и все промежуточные светотеневые оттенки. Именно в этом и состоит принцип работы отношениями над тональным рисунком. Игнорирование этого принципа (часть формы решается по отношению к натуре в одном тональном масштабе, а другая — в совершенно другом) приводит к нарушению тональной взаимосвязи между поверхностями, образующими объем. В подобных рисунках тени как бы проваливаются, рефлексы, взятые в силу полутонов, выпадают из общей формы. Нужно уяснить, что нарушение масштаба светосиловых отношений между рядом лежащими тонами по отношению к натуре «ломает» форму.

При решении тонального рисунка необходимо учитывать и степень удаленности предмета (или предметов) от рисующего.

Все предметы по мере удаления теряют изобразительную четкость. Проследить это можно на таком примере. Если мы поставим ряд одинаковых предметов на разном расстоянии от рисующего в глубь пространства, то убедимся, что ближайший предмет воспринимается нами четко, на нем ясно заметны мелкие детали, хорошо читается фактура, материал. По мере удаления эти качества как бы пропадают, делаются менее заметными. На втором плане предмет воспринимается более обобщенно, объекты на третьем и последующем планах как бы растворяются и смотрятся более плоско, силуэтно. Такая же закономерность наблюдается и в отношении светосилы предметов. Контрасты света и тени на передаем плане читаются четче, сильнее. По мере удаления объекта сила контрастов ослабевает.

Все эти явления надо учитывать при рисовании многоплановых натюрмортов и особенно при работе над натюрмортом в интерьере, когда необходимо решать глубокие пространственные планы.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Светотень Определение и значение — Merriam-Webster

chiar·​oscu·​ro kē-ˌär-ə-ˈskyu̇r-(ˌ)ō 

-ˈsku̇r-

1

: изобразительное изображение в светотени без учета цвета

2

а

: расположение или обработка светлых и темных частей в живописном произведении искусства

Художник использует светотень, чтобы создать ощущение глубины в двухмерном произведении.

б

: взаимодействие или контраст несхожих качеств (по настроению или характеру)

3

: техника гравюры на дереве 16-го века, включающая использование нескольких блоков для печати разных тонов одного цвета.

также : отпечаток, выполненный этой техникой

4

: игра света и тени на поверхности или как бы на поверхности

прожектор, выявляющий светотень хребтов и кратеров на склоне горы

5

: качество скрытности или частичной тени

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Просто будьте осторожны, чтобы не отображать слишком много глубоких, темных chiaroscuro картины. — Тайлер Линч, Popular Mechanics , 18 ноября 2022 г. По словам Терциана, если солнце уже зашло, то и верхнее освещение тоже должно зайти. Он любит зажигать много свечей для создания эффекта светотени. — Кэролайн Хэтчетт, , отчет Робба , 8 ноября 2022 г. Создатели фильма также изучили светотеневых картин Караваджо и Сурбарана. —Тобиас Грей, 9 лет0055 WSJ , 4 ноября 2022 г. Драматург Ханна Москович, опираясь на реальную историю своих бабушки и дедушки, и авторы песен Бен Каплан и Кристиан Барри ловко откалибровали смесь веселья и мрачности, создав светотень , жизнеутверждающую, но редко сентиментальную. — Селия Рен, Washington Post , 12 сентября 2022 г. Говорят, что мальчики из Led Zeppelin, например, нашли свои музыкальные 9 модели. 0055 chiaroscuro , движение от тихого к громкому и обратно, в ее работе. — Адам Гопник, The New Yorker , 29 июля 2022 г. Художественный дизайн спектакля растет по мере того, как сцена перемещается на парижские улицы, с живописными холстами, которые имеют очарование анимационного фильма, и освещением Джастина Таунсенда, которое представляет великолепные эффекты светотени . — Лос-Анджелес Таймс , 8 июля 2022 г. Наконец солнце пробилось сквозь серые тучи, осветив ряды итальянских кипарисов суровой светотенью . — Мэтт Ортайл, Condé Nast Traveler , 13 декабря 2021 г. На обложке изображен огромный светотень портрет Роджера Мура, выглядящего потрясающе красивым. — Washington Post , 1 декабря 2021 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «светотень». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

итальянский, начиная с chiaro прозрачный, светлый + oscuro неясный, темный

Первое известное использование

1686, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование светотени было в 1686 г.

Посмотреть другие слова того же года светотеневой художник

светотень

хиазма

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Светотень».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/chiaroscuro. По состоянию на 8 января 2023 г.0055 светотень

Britannica.com: статья в энциклопедии о светотени

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

аскет

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Тест на часто путаемые слова

  • Я пошел в магазин ______, чтобы купить поздравительную открытку.
  • стационарный канцтовары

Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Фотографическая психология: Светотень

Разве вам не нравится это слово?

Это итальянское слово, буквально означающее «светлый/темный».

В мире живописи это относится к использованию тональных контрастов для создания впечатления объема или формы при освещении предметов. Некоторые художники используют его для описания очень драматических контрастов яркости и тени, как будто один яркий луч света освещает сцену, бросая одни вещи в привлекательные блики, а другие в таинственные глубокие тени. На самом деле, более официальным термином для этого эффекта является «тенебризм», который, к сожалению, звучит не так круто, как «светотень».

Наше древнее отношение к свету и тьме

Изображение светотени передает архетипическую динамику тьмы и света, которая пленяла человеческий разум на протяжении всей нашей долгой истории. Он активирует множество значений, которые мы придаем этому динамичному дуэту: зло и добро, земля и небо, скрытое и открытое.

Съемка светотени во время съемки

Фотографы также используют такие эффектные световые эффекты. Вы можете создать его естественным образом, используя один сильный источник света, падающий на объект в темноте. Под боковым углом осветите объект на темном фоне. Вы можете сделать это проще, используя лампу или поток солнечного света через окно, что я и сделал на двух снимках справа. Свет должен быть достаточно ярким, а тени достаточно глубокими.

Создание светотени во время постобработки

Другие фотографы создают светотени при постобработке изображения, как в этой пляжной сцене. Если на момент съемки не было яркого света, падающего на объект, а обширные окружающие области были темными, вы можете обработать изображение так, чтобы оно выглядело так, но так, чтобы это выглядело не совсем естественно. Освещение кажется более сюрреалистичным, иногда даже мистическим, что добавляет драматизма и таинственности.

С фотографической точки зрения это неброское, высококонтрастное изображение. Создавать такие изображения во время постобработки не так уж сложно. Все, что вам нужно запомнить, это «наклон влево».

Для снимка пляжа посмотрите в нижний правый угол, чтобы увидеть его гистограмму, которая представляет собой график, показывающий уровни тонов в изображении, с более темными оттенками слева и более яркими справа. На этом снимке вы можете видеть, что почти все тона попадают на темную сторону графика, и лишь едва заметная тонкая линия тонов переходит в светлые области.

Некоторые тона, смещенные влево, на самом деле выравниваются по отношению к левой части гистограммы, что означает, что они «обрезаются» до полного черного. В этой части изображения нет деталей, только черный цвет. Это глубокая теневая сторона скал в пляжной сцене. Некоторые фотографы делают все возможное, чтобы избежать обрезки теней, потому что они хотят сохранить тонкие детали во всем диапазоне тонов. Подумайте о пейзаже Адама Анселя. Вы не увидите много черного, как в этом стиле светотени в фотографии. Вы также увидите гораздо больше оттенков серого, чем в светотени.

Тонкая линия тонов, уходящая в правую часть гистограммы, соответствует белой рубашке объекта, прибоям, двум лодкам и бликам на скалах. Некоторые из этих бликов едва достигают чисто белого цвета. Эти области являются POP изображения. Взгляд притягивается к свету.

Общий эффект этих драматических теней и бликов на этом скалистом берегу состоит в том, что необычный солнечный свет исходит из верхнего правого угла, освещая пляж, заставляя сверкать одну сторону скал, сиять белую рубашку мужчины, пузыри прибоя и лодки выскакивают из волн, а остальная часть сцены, в основном скрытая сторона скал, отбрасывается в темные тени. Полученный эффект освещения не кажется вполне естественным, потому что это не так. На самом деле пляж выглядел не так. Это эффект постобработки, который передает более сюрреалистическое ощущение драмы, тайны и силы в игре света и тьмы.

Вот как это сделать. Если вы еще не используете инструменты редактирования фотографий для управления тонами, такие как уровни, кривые и ползунки для изменения теней, полутонов, бликов и тоновых диапазонов между ними, тогда поэкспериментируйте с ними. Следите за этой гистограммой. Начните с ползунков для «теней», «заливки» и «черных». Пока вы следите за тем, как меняется гистограмма, перемещайте ползунки вперед и назад.

Светотень на человеке: 2. Человек за полгода. Светотень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх