Лекция «Сцена и зрительный зал»
Тема. Сцена и зрительный зал
Вопросы:
1. Мягкие декорации и сцена
2. Театральная сцена и зрительный зал
Чаще всего декорации представляют собой либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной декорации — задник и кулисы. Первый вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане, Задник — живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде (на штанкетном подъеме). Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.
Кулисы же — куски полотна, более узкие, в сравнении с
завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим
образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за
другой, и представляют более близкие предметы, например, деревья, скалы, дома, пилястры
и другие части сцены.
Мягкие декорации — детали оформления спектакля, сделанные из мягких материалов:
— половик, которым затягивают планшет сцены, или пол сцены.
— кулисы, перекрывающие сцену по бокам;
— падуги, закрывающие верх сцены; а также
— задники, создающие фон.
При уборке и при транспортировке мягкие декорации скатываются или сворачиваются.
Арлекин — часть декоративного оформления сцены; первая (со стороны зрительного зала) полоса ткани, неподвижно закрепленная в верхней, не раскрывающейся части портальной арки сцены. Арлекин:
— скрывает от зрителей конструкции и механизмы верхней сцены;
— является завершением переднего занавеса;
— входит составной частью в архитектурный интерьер зрительного зала.
Кулисы — фр.Coulisse От фр.Couler – «скользить» — плоские части театральной декорации:
— располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе;
— предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство.
Различают:
— мягкие навесные кулисы; и
— жесткие кулисы на рамках.
Боковые сукна — сукна расположенные по кулисам. — система подвесных, однотонных драпировок, служащих завесами. Сукна навешиваются сверху вниз по системе кулис по бокам сцены, располагаясь на отдельных ее планах.
Кулисная машина — в театре 17-19 веков — часть постоянного оборудования сцены; рама на колесах, которая передвигалась в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. К кулисной машине прикреплялись жесткие декорации.
Воздух и Небо — в театре 19 века — плоская задняя завеса, окрашенная в светло-голубой цвет.
Горизонт и Радиус — в театре — полотнище ткани:
— выкрашенное в белый, серо-голубой или голубой цвет;
— подвешиваемое в самой глубине сцены;
— закрывающее собой заднюю стену; и
— частично перекрывающее бока сцены.
При соответствующем освещении горизонт создает иллюзию открытого пространства, воздуха.
Дилижанс — большая театральная кисть-щетка, служащая для окраски и росписи больших поверхностей. Дилижанс изготавливается из щетины высшего качества, которая закрепляется в дубовой колодке с длинной немного наклоненной ручкой.
Диорама — часть декорационного оформления спектакля; изображение:
— написанное анилиновыми красками на тонком материале; и
— рассчитанное на просвет от источников света, расположенных за диорамой.
Живописная панорама — вид задника; движущееся полотно с меняющимися картинами. Большой живописный задник, который во время действия передвигается с одной стороны сцены на другую. Передвижение осуществляется с помощью особого механического устройства, состоящего из панорамной дороги и приводных лебедок. Панорама применяется в тех случаях, когда нужно изобразить движение актеров или каких-либо предметов на сцене.
Заспинник — часть подвесной декорации на рамах, на которой изображается пейзажный
или архитектурный мотив.
Люминесцентная театральная живопись или Светящиеся декорации — художественно-изобразительное оформление спектакля, циркового или эстрадного представления, массового зрелища и т.п. основанное на использовании холодного свечения материи.
Фестон — фигурный подбор декоративной драпировки, свисающий в виде полуовальных, закругленных складок.
Цех мягких декораций — театральный цех, в котором:
— шьют задники, кулисы, падуги, скатерти, чехлы на мебель и т.п.;
— делают аппликационные декорации на тюле и гардинной сетке;
— плетут специальную сетку «жучок», которая хорошо держит форму и служит основой для аппликаций;
— обивают мебель и т.д.
Театральная сцена и зрительный зал
В истории театра сложились две основные системы организации
театрального действия. Одна, идущая от античности, объединяет зрителей и
театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с
трех сторон открытой сценической площадки.
Практика театрального проектирования и строительства последующих эпох, особенно 20 в., богата непрекращающимися попытками создания различных форм сценического показа, кроме «открытой» и «глубинной портальной» сцен. Здесь, прежде всего надо сказать о сцене-арене, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями. Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал. Известны и некоторые промежуточные решения сценического узла (например трехпортальные или панорамные сцены).
Современная техника позволяет добиться трансформации
сопряжения сцены со зрительным залом и даже изменения их формы и размеров в
зависимости от постановочных нужд. Настойчивые поиски максимального мобильного
решения основного сопряженного ядра театра — сцены со зрительным залом
характерны для нашей эпохи.
Портальная или глубинная театральная сцена и зрительный зал
Общепризнанное преимущество портальной сцены состоит в том, что она создает наиболее широкие возможности замены декораций, среди которых происходит театральное действие. Спектакль развивается в иллюзорной среде декораций, проще становится применение различных аксессуаров, обостряющих восприятие действия. Портальный проем позволяет при помощи специального огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой системы является ограниченность общения со зрителем, так как действие происходит за порталом, в другой среде, и спектакль воспринимается зрителем как зрелище, в котором он не принимает непосредственного участия.
Основным параметром, определяющим габариты и форму глубинной
сцены, как и зрительного зала, является размер игровой площадки. Практика
показывает, что активное действие большинства драматических спектаклей
происходит на площадке шириной от 8 до 14
м и глубиной от 5 до 10 м. Уменьшение этих размеров ведет к невозможности
организации даже самого простого спектакля. Увеличение же их, особенно глубины,
затрудняет зрительное и слуховое восприятие игры актера с последних мест
зрительного зала. Размеры сцены для музыкальных театров с участием балета
определяются теми же соображениями, но игровая площадка должна быть не менее 12
х 12 м, что влечет за собой соответствующее увеличение остальных размеров
сцены. Исходя из размеров игровой площадки, назначаются размеры портального
проема, ширина которого в свою очередь определяет форму зрительного зала.
Обычно ширина портала в драматическом театре составляет 10-14
м, в оперно-балетном — от 14 до 16 м.
Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или
портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных
устройств, декорирующих боковые стороны сцены (кулис), объемных декораций, мест
для накопления актеров, размещения световой аппаратуры и т. д., Обычно ширина
сцены должна не менее чем в два раза превышать ширину портального отверстия.
Глубина сцены определяется необходимостью создания в ряде спектаклей иллюзорных
перспективных пространств, расположением писанных декораций, которые оптимально
воспринимаются с расстояния примерно 20
м от первого ряда зрителей, а также рядом других факторов, связанных с
принятой системой механизации планшета сцены. На практике глубина сцены делается
в 1,5 раза более ширины портала. Высота сцены должна позволять устраивать
павильоны с объемными декорациями в несколько уровнях и применять живописные
задники (завесы), верхний край которых при расположении их в глубине сцены не
должен быть виден из центра зала под рамой портала. Высота задника принимается
в полторы высоты портала. Сменяемые задники поднимаются в верхнюю часть сцены.
Глубинная сцена, как правило, оборудуется колосниками и
подъемниками — устройствами для быстрой смены декораций. Колосники,
ограничивающие высоту сцены, представляют собой решетчатый настил, подвешенный
к нижнему поясу ферм или ниже его на 2 — 2. 5
м. Над колосниками укрепляются блоки, к которым подвешиваются тросы подъемов,
поднимающих или опускающих декорации. Ручные или механические подъемы для
вертикальной транспортировки декораций к колосникам имеют противовесы,
скользящие по направляющим, укрепленным на боковых стенах сцены. Высота сцены
(в глубине) до колосников определяется из расчета полного подъема задника и
равна двум высотам этого задника или трем высотам портального отверстия. В
верхней части сценической коробки хранятся в подвешенном состоянии писанные
(плоские) декорации текущего репертуара. На высоту сценической коробки влияет
также огнезащитный железный занавес, защищающий портальное отверстие от
зрительного зала. Он как правило, располагается над порталом сцены или над
барьером оркестровой ямы, и в случае возникновения пожарной опасности
автоматически опускается и изолирует зал от сцены.
Сценическая коробка оборудуется по периметру рабочими
галереями через каждые 2.5 — 3 м высоты. Для работы на галереях и колосниках
должны быть предусмотрены специальная лестница и подъемник.
Кроме основной сцены для ускорения смены оформления спектакля предусматриваются боковые, нижняя и задняя сцены.
Боковые сцены (карманы) служат для размещения в них передвижных платформ — фурок, на которых заранее подготавливаются объемные декорации следующего действия. Размеры фурок принимаются равными игровой площадке или ее половине. Из боковой сцены производится накатка целой или половинных фурок с обеих сторон главной сцены. Карманы могут располагаться либо по обе стороны сцены, что удобнее, либо с одной стороны. Проемы, соединяющие карманы с основной сценой, должны быть не ниже портала и на 2 м ниже накатной фуры.
Нижняя сцена — трюм также используется для ускорения
смены декораций и создания сценических эффектов. По площади он равен игровой
площадке. В трюме размещаются устройства для механизации планшета сцены.
Наиболее простым и универсальным типом такой механизации для драматических
театров является врезной или накладной вращающийся круг, диаметр которого
должен позволять располагать на нем две или более объемные декорации для
различных сцен спектакля. Обычно диаметр круга составляет не более 1,4 ширины
портала, но не менее его ширины. Круг позволяет производить почти полную смену
декораций даже на глазах у публики, и поэтому наиболее часто употребляется в
драматических спектаклях. В музыкальных же театрах врезной круг, как правило,
не устраивается, так как он мешает исполнению балетных номеров. Вместо него
планшет оборудуется сложной системой подъемно — опускных площадок.
Для увеличения маневренности и отчасти для постановочных целей
основную сцену часто дополняют задней сценой или арьерсценой. Ширина ее
принимается равной ширине игрового пространства (на 3 — 4
м шире портала), а глубина — близкой к глубине игровой площадки сцены (от 6 —
до 15 м). Арьерсцена служит также для размещения в ней аппаратуры для проекции
на просвет, а иногда для размещения площадки со врезным кругом, который
накатывается в этом случае на игровую часть главной сцены сзади. Сочетание
главной сцены с дополнительными пространствами со всех четырех сторон (с трех
сторон в плане и снизу) придает сцене максимальную мобильность и как правило,
удовлетворяет основным требованиям постановки спектакля на глубинной сцене.
Однако при постановке целого ряда спектаклей возникает необходимость в дополнительной площадке в самом зрительном зале перед занавесом ( в так называемом просцениуме). Периодический вынос действия непосредственно в зрительный зал приближает к зрителю объект наблюдения, а это изменяет условия видимости из всех рядов зрительного зала.
Построение зрительного зала тесно связано со сценой и с принятой организацией сценического действия. Театральный зрительный зал должен создавать максимальный комфорт всем зрителям, обеспечивать им хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене.
Форму и размер его определяют ряд факторов. Мимику актера
считают различимой при удаленности зрителя в драматическом театре на 25
м, а в оперно — балетном, где большее значение имеет восприятие общих движений
актера, на 32 м от красной линии. Красной линией сцены называется проекция
внутренней грани портала сцены на ее планшет. Эти условия определяют предельную
удаленность зрителя и максимальную вместимость зрительных залов. При глубинной
сцене, независимо от приема размещения зрителей в зале, это не более 1200 мест
в драматическом театре и не более 1800 в музыкальном и оперно — балетном.
Для удовлетворительной видимости недостаточно приближения зрителя к сцене. Не менее важно обеспечить необходимое превышение его зрения над головами впереди сидящих. По нашим нормам оно должно быть не менее 6 см. Допускается уменьшение превышения до 4 см на балконах и ярусах.
Театральное действие, происходящее за порталом в глубиной
сцене, полностью и беспрепятственно воспринимается с тех мест, которые
расположены в плане в прямоугольнике шириной, равной ширине портала. Условия
видимости принято считать также приемлемыми на местах, расположенных в пределах
горизонтального угла, стороны которого касаются краев портального проема и
пересекаются на оси сцены и не превышают 35 град для драматических и 30 для
музыкальных спектаклей. Различная величина угла объясняется различной глубиной
игровой площадки в драматических и оперно — балетных постановках.
По тем же условиям видимости места должны располагаться в пределах вертикального угла, верхний предел которого обычно нормируется в 30 град но не выше портальной рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера стоящего на красной линии сцены.
За пределами указанных углов, как показывает практика, действие искажается резким ракурсом, и значительная часть сцены скрыта от глаз зрителей.
Различают два основных типа зрительного зала — ярусный и
амфитеатр. Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный зал.
Однако при чрезмерном количестве ярусов (4 — 5), доведенных к тому же по
боковым стенам до портальной стены, большая часть мест находится за пределами
приемлемых условий видимости. Лучшей видимости удается добиться в залах с двумя
— тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала.
Основным недостатком многоярусного зала остается сложность вертикальных
коммуникаций для зрителей и необходимое для этого увеличение площадей и объемов
здания. При амфитеатральном зале все зрители располагаются на одной поверхности
партера и амфитеатра, т.е. сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка
зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Ряд постановщиков
(особенно драматических спектаклей) считают одним из достоинств амфитеатрального
зала также то, что такое расположение зрителей усиливает их контакт с актером.
Однако задние места, расположенные в едином партере — амфитеатре в зале
вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и
действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым.
Из сказанного можно сделать вывод что для театров малой вместимости (до 600 мест) более желателен зал в виде амфитеатра, а для театров большей вместимости — балконного или ярусного типа, что однако нельзя считать правилом. Решение следует принимать в каждом случае в зависимости от авторского замысла.
Театральные залы строятся с искусственным освещением и
вентиляцией. Кроме того, зал должен быть оборудован специально регулируемым
освещением сцены со стороны зрительного зала софитами а также боковым
светом из щелей в стене или осветительных лож. Наилучшей позицией источников
такого света признается такая, при которой лучи света падают на сцену под углом
около 60 град к горизонту.
Залы оборудуются и специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за спектаклем — светопроекционной, теле, радио, иногда киноаппаратами и пр. Располагаются они обычно на задней стене над зрительскими местами. Эвакуация их персонала и связь со сценой предусматривается по особым изолированным лестницам через чердак или подвал. В некоторых случаях допускается устраивать выходы непосредственно в фойе.
Другие виды сцены и зрительного зала
Наиболее близкими к портальной сцене по своему устройству
являются трехпортальная и панорамная сцены — редко используемые виды сцен со
значительно расширенным портальным отверстием. Постановочный эффект на таких
сценах в сравнении с обычной портальной можно уподобить широкоформатному экрану
по сравнению с обычным. Устройство же сцены здесь принципиально сходно с
обычной портальной.
При панорамной, как и при трехпортальной сцене надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены, хотя бы на глубину 2 — 3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена. Пределом же расширения надо считать просматриваемость с боковых мест противоположных стен глубинной сцены: маскировать их кулисами становится трудно.
Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов
создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что нужно
рассматривать как стремление расширить о предела обозреваемую сферу. На разных
участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена
вращается вокруг круглого в плане диска зрительских мест, или последний
вращается внутри неподвижной сцены. Кольцевая сцена позволяет быстро менять
обстановку действия вплоть до непрерываемого движения ее на глазах зрителей.
Кроме того, зритель оказывается как бы охваченным действием, происходящим
вокруг него, что увеличивает эффект присутствия. Однако такой планировочный
прием таит в себе немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей.
Трудности эти касаются в основном попадания зрителя на свое место и его
эвакуации, а также транспорта декораций в требуемую точку кольца сцены. В
зрительный зал с колцевой сценой можно войти только через люки снизу, где
должны находиться фойе и вестибюль. Проход в него осуществляется под сценой.
Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. При
вращающемся же амфитеатре зрительских мест планировочное решение усложняется
необходимостью создать свободную эвакуацию зрителей из зала через кольцевую
платформу — дебаркадер, или «берег». Очевидно, монтаж картин
предстоящего спектакля должен готовится до его начала или в антрактах, когда
нужные участки кольцевой вращающейся сцены сопрягаются с местом подачи дежурных
декораций и бутафории. При неподвижной кольцевой сцене зарядка картин может
происходить с верхней и с нижней кольцевых сцен даже во время действия.
Отсутствие разработанных приемов решения всех этих задач препятствует внедрению
кольцевой сцены на практике. Летние же театры под открытым небом с вращающимися
амфитеатрами зрительских мест существуют и функционируют.
В современной практике театрального строительства получает
распространение и другой путь преодоления известной отчужденности зрителя от
действия протекающего за портальной рамой. Таким путем режиссеры считают
открытую трехстороннюю, или просцениумную сцену, ведущую свою родословную от
античного, греческого театра. Театральное действие при этом приближено к
зрителям, и они могут воспринимать его как объемное, происходящее среди них и
вовлекающее их в активный контакт с актером. Просцениумные сцены с частичным
охватом места действия зрителями позволяют играть актерам на фоне декорации и
производить смену декораций с помощью вращающегося круга или накатных фурок на
задних планах сценической площадки. Встречается много видов таких сцен, начиная
от сцены с небольшим просцениумом, который периодически создается внутри
зрительного зала театра с глубинной сценой, и кончая обширным просцениумом на
весь размер игровой площадки, когда от глубинной части сцены остается только
фоновая стена, откуда выходят актеры и начинает развиваться действие. На таких
сценах можно использовать декорации, поэтому портальное отверстие, несмотря на
его большой размер и криволинейную форму, должно быть, как в обычной глубинной
сцене защищено огнезащитным занавесом подъемно — опускного или иного типа.
Пределом развития идеи включения театрального действия
непосредственно в среду зрителей нужно считать сцену — арену, подобную цирковой
арене. Радикальному изменению подвергается при этом построение и оборудование
сценического пространства: исчезают боковые и задняя стены, а иногда и верхняя
и нижняя стены. При сцене — арене практически остается только игровая площадка.
Размер сцены для этих спектаклей совпадает с размером игровой площадки и ее
диаметр равен 7 — 8 м, а при квадратной площадке сторона равна 6 — 7
м. На такой сцене актер попадает на сценическую площадку через специальный
проход, или снизу, из трюма или просто из публики, а немногие элементы
реквизита и бутафории поступают либо снизу же, либо сверху, что, конечно,
сильно ограничивает постановочные возможности. Зато, по мнению приверженцев
сцены этого вида, эффект присутствия зрителя и его как бы участие в действии
при таком решении — наибольшие. Открытая сцена, получившая распространение
главным образом в американских университетских театрах, подходит больше всего
для драматического действия. Особо важное значение здесь приобретает освещение
сцены, так как свет становится основным элементом оформления спектакля.
Источники света устанавливаются над всей сценой и вокруг зрительного зала.
При сцене — арене актер с некоторых мест зала воспринимается и на фоне зрителей. Зрители за спиной актера требуют специальной организации сценического пространства и специфических приемов игры актеров, а размещение декораций (бутафории) внутри зрительного зала повышает требования к пожарной безопасности.
При сцене с развитым просцениумом условия обозрения меняются,
что влечет за собой изменения формы зрительного зала. Возрастает свободный
периметр просцениума. Вдоль него в непосредственной близости от актеров можно
разместить (с трех сторон) большое число зрителей, сто позволяет при той же
вместимости зала приблизить последний ряд зрителей к сцене. Чем больше угол
охвата зрителями сцены, тем меньше будет удаленность зрителя от красной черты
сцены, тем лучше, естественно, видны и слышны актеры. Так при сцене — арене,
когда зрители целиком охватывают игровую площадку, и при обычной вместимости
зала в драматических театрах расстояние от кромки сцены уменьшается до 10 — 12
м.
Наиболее простым при просцениумных сценах и сценах — аренах является амфитеатральный зал, но не исключено, конечно, и применение ярусов и балконов при условии соблюдения достаточной видимости актера (его ног) на переднем крае сцены. Требования к планировке зрительских мест и к объемно-планировочной структуре в театрах со сценами неглубинного типа принципиально совпадают с требованиями, изложенными раньше. Однако вслед за изменением формы сцены и условий восприятия действия изменяется и форма зала. Отсутствие достаточно обоснованных нормативов не позволяет на данном этапе дать конкретных рекомендаций.
2. Сцена и зрительный зал. Ликбез – localdramaqueen.

Меня зовут Лизавета Боровикова (студентка театроведческого факультета ГИТИСа), и сегодня мы продолжим путешествие в теорию театра и остановимся на «отношениях сцены и зрительного зала».
На каждом шагу нам твердят, что театр – один из социальных институтов, который отражает на сцене то, что происходит в обществе. А то, что театр возможен только при наличии зрителя, написано буквально в каждой книге по театроведению. Давайте поразмышляем о том, как менялось взаимоотношение сцены и зрительного зала в течение времени.
Нужно понимать, что взаимодействие сцены и зала определяет тип театрального пространства. Театральное пространство претерпевало огромное количество видоизменений на протяжении тысячелетий, оно отражало и эстетические ориентиры, и место театра в обществе.
Первой была сцена-арена древнегреческого театра, с амфитеатральным расположением мест. Известно, что спектакли предназначались для всех жителей Афин, поэтому было необходимо, чтобы многотысячный зрительный зал во всех его уголках был обеспечен одинаковыми оптическими и акустическими условиями – это был самый демократический зрительный зал. Одновременно с этим сцена-арена воплощала и замыслы древнегреческих драматургов, для которых важнейшим принципом была свобода. Такая архитектура и драматургия рождали особый тип взаимоотношений сцены и зала – практически полное единение. К такому типу отношений нередко возвращались в разные эпохи, чтобы вернуть утраченное со временем единство.
В театре Древнего Рима действие практически целиком перенеслось на проскений и появился занавес, который скрывал от зрителей ряд перестановок и отделял их от актеров, что влияло на характер контакта сцены и зала.
Средневековый театр пересмотрел взаимоотношения сцены и зала. В средневековье церковь учила и просвещала своих прихожан, их переживания уходили в глубь человеческой души. Большое пространство античного театра, соединявшее актеров со зрителем, в литургической драме уменьшилось до небольшой площадки у алтаря. И только с появлением мистерии театр вышел на площадь и вернул себе потерянный масштаб.
В XV веке в Италии появилась хорошо известная современному зрителю сцена-коробка, как считают историки, здесь впервые была использована сценическая площадка, перекрытая занавесом и помещенная в закрытом помещении. Так общедоступный театр превратился в придворный, его посещать могли себе позволить только богатые вельможи. Такая сцена жестко разграничила зрительный зал со сценой – исполнители развлекают избранную публикую. Именно с изобретением сцены-коробки появился постоянный занавес, за которым сменялись декорации и костюмы, которые со временем становились все более изысканными.
Ярусный театр, который появился в Италии немного позже, поспособствовал изменению не только театральной эстетики, но и зрительного зала. Публика теперь по-разному видела, слышала и ощущала то, что происходит на сцене. Постепенно произошло разделение зрителей по социальному составу — на аристократическую (партер, ложи бенуара и бельэтажа) и демократическую (галерка, или раек). Актеры чутко реагировали на такие изменения, нередко партер и галерка по-разному реагировали на одну и ту же пьесу или исполнителя. Иногда в общем порыве восторга или ужаса эмоции партера и райка сливались — и такое возможно было только в театре. Когда зрительный зал объединялся, создавалась некая духовная общность, которая нередко пугала власть.
Каждая эпоха в истории культуры вырабатывает собственный тип театра и, соответственно, тип взаимоотношений сцены и зрительного зала.
Для рубежа XVIII – XIX веков была характерна атмосфера напряженного ожидания исторических перемен: для Европы Великая французская революция закончилась опустошительными наполеоновскими войнами. Европейцы остро нуждались в установлении психологического баланса, нарушенного временем. Колебания, страхи, сомнения и тревоги могли быть компенсированы в том числе и средствами искусства.
Отдаваясь эмоциям, сопереживая, полностью погружаясь в ситуацию пьесы, сидящие в зале зрители сублимировали свои тревоги и сомнения, «выплакивали» их, смягчая тяжелые внутренние переживания с помощью «слезных» драм с обязательным счастливым концом. Это были потребности души, этими потребностями была вызвана, например, драматургия Коцебу, которая породила особую манеру исполнения «трогательной» пьесы, внеся внушительный вклад в основы русской школы сценической игры. Чем сильнее жаждала публика слез умиления, тем изобретательнее работал неутомимый драматург, на сорок лет насытивший европейский и русский театр «трогательным» материалом.
В том или ином контексте практически каждый крупный театральный деятель высказывался по поводу театральной публики. Звучат разного рода высказывания о прямом воздействии зрительного зала на ход, смысл и качество постановки. Значит, публика способна воздействовать на исполнителя помимо его воли, и только необычайно высокий интеллектуальный уровень актера позволил ему проанализировать этот процесс. Большинство исполнителей способны осознавать сам факт воздействия зрительного зала.
Сегодня, в условиях массовой культуры, очевидно, что зрительный зал, «подгоняя» театр под себя, становится угрозой не только спектаклю, самому сценическому искусству грозит отказ от художественных ценностей. Реальный театр не существует без тех социально-психологических, а иногда и физиологических реакций, которые входят вместе с публикой в зрительный зал из внешнего мира.
Изучая феномен театральной публики, Ю. Н. Давыдов доказал наличие конфликта двух партитур спектакля — режиссерской и зрительской. Идеальный вариант взаимодействия этих партитур – совпадение, такое случается редко и в истории театра закрепляется как «шедевр». В противоположном случае – полное распадение обеих, что абсолютное неприятие публикой происходящего на сцене. Но наиболее распространенный случай – подчинение режиссерской партитуры зрительской, сопровождающийся утратой эстетических качеств спектакля.
Таким образом, рассматривая соотношение сцены и зала, необходимо иметь в виду сложнейшую диалектику, вытекающую из природы театра как вида искусства. И одна из типологий этого соотношения — тип взаимодействия режиссерской и зрительской партитур в пределах одного спектакля.
Но есть и еще одна типология взаимоотношений зала со сценой, она связана с тем, каким образом строится это взаимодействие. А. А. Михайлова предположила, что есть два типа такого общения, и образно описала их как оппозицию воронки и рупора. Эмоциональная «воронка», «втягивание зала в пространство сцены» – эмоциональным канатом зритель втянут в происходящее, невольно становясь его участником. Например, спектакли Эфроса и Туминаса. Другой тип — «рупор» — не предполагает включения зрителя в предлагаемые обстоятельства, напротив: «сцена наступает на него, атакует». В пример здесь можно привести театр Брехта или Любимова.
Безусловно, эти два типа в чистом виде практически не встречаются, и вполне справедлива мысль о том, что «особенно напряженную зрительскую жизнь дают как раз те спектакли, где искусно, на пользу пьесе существуют оба типа взаимодействия “зал — сцена”, образуя каждый раз новый закон — закон данного спектакля».
при работе над текстом использовались следующие материалы:
«Введение в театроведение» под редакцией Ю.М. Барбоя
Статья «Сцена и зал.

фотографии unsplash.com
Bass Performance Hall — Официальный веб-сайт
Performing Arts Fort Worth
Presents
Disney’s The Lion King
18–29 января 2023
Broadway at the Bass Series, представленный PNC Bank
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Presents
Twist & Shout: Music of the Beatles
3–5 февраля 2023 г.
Учить больше Performing Arts Fort Worth
Presents
Pretty Woman The Musical
7–12 февраля 2023
Broadway at the Bass Series, представленный PNC Bank
The Cliburn
Presents
J’Nai Bridges
9 февраля 2023
Художественный музей Кимбалла
Учить больше
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Торжественный вечер с Йо-Йо Ма
25 февраля 2023 г.
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Танцы на улице: Музыка Motown
3–5 марта 2023 г.
Учить больше Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Wild Symphony
4 марта 2023 г.
Учить больше Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Гил Шахам играет Чайковского: Малер и Чайковский
10–12 марта 2023 г.
Учить больше Техасский театр балета
Подарки
Современные шедевры
17–19 марта 2023 г.
Учить больше Performing Arts Fort Worth
Presents
Our Planet Live
21 марта 2023 г.
Серия популярных развлечений
Клиберн
Подарки
Бенджамин Гросвенор
23 марта 2023
Учить больше
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Концерт Джейка Фридкиса: Шуман, Райнеке и Лист
24–26 марта 2023 г.
Performing Arts Fort Worth
Presents
Annie
28 марта — 2 апреля 2023
Broadway at the Bass Series, представленный PNC Bank
Клиберн
Подарки
Алим Бейсембаев
13 апреля 2023
Учить больше
Performing Arts Fort Worth
Presents
Lewis Black: Off The Rails
15 апреля 2023 г.
Серия популярных развлечений
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Ночь в балете: Брайан Рафаэль Наборс, Хампердинк, Гриффс, Равель и Стравинский
21–23 апреля 2023 г.
Учить больше Клиберн
Подарки
Джошуа Роман
27 апреля 2022
Учить больше
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Розовый мартини
28–30 апреля 2023 г.
Performing Arts Fort Worth
Presents
UNT One O’clock Lab Band
5 мая 2023 г.
Popular Entertainment Series
Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Вариации «Энигмы» Элгара: Штраус, Сен-Санс и Элгар
5-7 мая 2023 г.
Учить больше Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Гайдн: Сотворение мира
19–21 мая 2023 г.
Учить больше Техасский театр балета
Подарки
Алиса в стране чудес
26-28 мая 2023 г.
Учить больше Симфонический оркестр Форт-Уэрта
Подарки
Вечер Кодая, Моцарта и Брамса
2 июня 2023 г.
Учить больше Performing Arts Fort Worth
Presents
Hadestown
17 июня — 2 июля 2023 г.
Broadway at the Bass Series, представленный PNC Bank
Исполнительское искусство Форт-Уэрт
Подарки
Книга Мормона
28–30 июля 2023 г.
Бродвейский специальный сериал
Посмотреть полный календарь
- Расположение и направления
- Стоянка
- Столовая
- Отели
- Места для сидения
- Оркестр/Партерный кружок
- Ярус коробки
- Мезонин
- Нижняя галерея
- Верхняя галерея
- Виртуальный тур
- Доступность
- Полезные подсказки
- Безопасность и защита
- Часто задаваемые вопросы
- Протоколы здоровья и безопасности
Внутри Bass Performance Hall есть много декоративных деталей для изучения. Посмотрите на купол Концертного зала, искусно расписанный местными художниками Стюартом и Скоттом Джентлингами, чтобы полюбоваться техасским небом, окруженным перьями. Посетите мезонинный балкон, чтобы увидеть знаменитые ангельские скульптуры Мартона Варо на фасаде здания и полюбоваться видом на центральную площадь Сандэнс. Внизу, в туалетах Большого Салона, стены украшают музыкальные ноты с партитурой «Симфонии Нового Света» Антонина Дворжака. Обязательно загляните в сувенирный магазин Bass Hall, расположенный в большом вестибюле, чтобы приобрести записи и уникальные подарки, которые помогут вам отметить посещение Bass Performance Hall.
Чтобы изучить театр, прокрутите страницу ниже.
Оркестр/Партерный кружок
ИССЛЕДОВАТЬЯрус коробки
ИССЛЕДОВАТЬМезонин
ИССЛЕДОВАТЬНижняя галерея
ИССЛЕДОВАТЬВерхняя галерея
ИССЛЕДОВАТЬВиртуальный тур
ИССЛЕДОВАТЬ- Расположение и направления
- Стоянка
- Столовая
- Отели
- Места для сидения
- Оркестр/Партерный кружок
- Ярус коробки
- Мезонин
- Нижняя галерея
- Верхняя галерея
- Виртуальный тур
- Доступность
- Полезные подсказки
- Безопасность и защита
- Часто задаваемые вопросы
- Протоколы здоровья и безопасности
принадлежит и управляется Performing Arts Fort Worth, НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 501(C)3
НАША МИССИЯ
Миссия концертного зала Нэнси Ли и Перри Р. Басс состоит в том, чтобы служить постоянным домом для крупных организаций исполнительского искусства Форт-Уэрта и главным местом для других достопримечательностей, чтобы расширить ассортимент, качество и доступность доступных культурных мероприятий. публике; распространять художественное образование; и внести свой вклад в культурную жизнь Форт-Уэрта, округа Таррант и региона.
Административный офис
Maddox-Muse Center
330 East 4th Street, Suite 300
Fort Worth, Texas 76102
817-212-4300
4
4
Свяжитесь с нами
BOX OFFICE
Bass Performance Hall
525 Commerce Street
Fort Worth, Texas 76102
Часы работы: Пн-Пт 9:00-17:00, Сб 10:00 PRONS 9:00-16:000003 817-212-4280
СЕЗОННЫЕ БИЛЕТЫ
817-212-4450
- О
- Опыт
- Аренда бас-холла
- Детская образовательная программа
- Компании-резиденты
- Часто задаваемые вопросы
Исследовать Оркестровый зал | Чикагский симфонический оркестр
Melk Main Floor
Главный этаж удивительно интимный и находится рядом со всеми действиями на сцене. С различными ценовыми категориями и отсутствием лестницы для навигации, это одна из самых популярных зон отдыха. Перед концертом и во время антракта в вестибюле главного этажа открыт большой бар, где можно заказать напитки.
Вид с левой стороны основного этажа. Пол имеет небольшой наклон, и в большинстве рядов нет лестницы, по которой можно было бы перемещаться.
Вид из центра основного этажа. Некоторые места у прохода в этой области имеют поворотные рычаги, чтобы помочь тем, кто пересаживается на сиденье из инвалидной коляски. Ширина отдельных сидений варьируется в зависимости от оркестрового зала, что позволяет расположить их в шахматном порядке и обеспечить хороший обзор.
Вид с задней левой стороны основного этажа. Задняя часть основного этажа находится под навесом, начинающимся вокруг ряда M в центральной части и ряда I по бокам. Выберите места
Вид с правой стороны основного этажа.
В вестибюле Главного этажа есть бар с закусками, а ближайшие туалеты расположены на Нижнем уровне.
Уровень бокса
Каждый бокс состоит из трех-восьми отдельных ненумерованных мест. Традиция состоит в том, чтобы чередовать места между работами или в антрактах. Все посетители Box Level имеют доступ к близлежащему бару и туалетам, и в каждой коробке есть собственный шкаф для верхней одежды.
Вид с левой стороны Box Level. Каждая ложа имеет шкаф для верхней одежды и состоит из трех-восьми отдельных ненумерованных мест. Традиция состоит в том, чтобы чередовать места между работами или в антрактах.
Вид из центра Box Level. В некоторых боксах требуется спуститься на одну или две ступеньки, чтобы получить доступ к определенным местам, а некоторые места приподняты.
Вид с правой стороны Box Level.
Бар расположен на уровне бокса.
Бальный зал Grainger также расположен на уровне бокса и является популярным местом для посетителей во время антракта и часто используется для проведения специальных мероприятий.
Нижний балкон Fadim и верхний балкон Krehbiel
Нижний балкон окружает зал и обеспечивает первозданный вид на представление. Верхний балкон немного выше и находится под навесом Галереи. Гардероб доступен на нижнем уровне балкона.
Вид с левой стороны нижнего балкона. Чтобы добраться до любого места на нижнем балконе, необходимо пройти по лестнице.
Вид с левой стороны нижнего балкона.
Вид с правой стороны нижнего балкона.
Вид с правой стороны нижнего балкона.
Вид с левой стороны Верхнего балкона. Галерея находится прямо над Верхним балконом.
Вид с правой стороны Верхнего балкона. Отдельные места на Верхнем балконе предназначены для посетителей в инвалидных колясках и их сопровождающих.
Вид с центральной левой стороны Верхнего Балкона. Некоторые места на Верхнем балконе (зона 2-U) имеют ограниченный обзор из-за несущих колонн, показанных на этом рисунке.
В холле нижнего балкона (третий этаж) есть гардероб. Туалеты расположены на четвертом этаже или в аркаде Ротонды.
Галерея Flynn
Многие давние посетители предпочитают сидеть в галерее, восхищаясь ее акустикой и наслаждаясь видом с высоты птичьего полета.