Виды натюрмортов в изобразительном искусстве: Натюрморт – Жанр в Живописи (История + Виды)

Содержание

НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. | Статья по изобразительному искусству (ИЗО, 9 класс):

НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

 

1.1 История возникновения и становление натюрморта как жанра   изобразительного искусства.

В искусстве натюрморта – (от франц.)  naturemorte – «мертвая природа», принято называть изображение неодушевленных предметов,  соединенных в одну композицию. «Натюрморт – одна из острых бесед живописца с натурой» [7, с. 16].

Художники обращаются к натюрмортам, как к инструменту, который характеризуют воссоздавшийся образ. Натюрморт является самостоятельным жанром, который владеет  в значительной степени влиянием в изобразительном искусстве. Натюрморт несет в себе не только внешний материальный смысл предметов, но и целостную составляющую, которая отображает  времена, важные эпохальные факты.

и Натюрморт , в своем лучшем выражении , оказывается эффективным средством идейного и художественного восприятия людей. Он  формирует предпочтения, понятия и образы. «Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д. Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника» [24, с. 42].

Натюрморт служит определенной творческой лабораторией, где художник выявляет и разрешает разнообразные профессиональные задачи, оттачивает мастерство. Особенность выполнения натюрморта  заключается  в том, что его можно поставить и писать в разнообразных обстановках; в помещении при естественном и искусственном освещении, на открытом воздухе. В отличие от живописного натюрморта, учебный имеет конкретную цель, оказывать стимуляцию образовательной и познавательной деятельности учащихся..

Натюрморт, как самостоятельный жанр, возник на стыке XVI и XVII вв. ,  в областях Фландрии и Голландии. Отличительной чертой характера натюрморта является совершенное и безукоризненное отражение реальных предметов. Рассматривая известные голландские натюрморты, кажется, будто чувствуешь вкус этих спелых плодов, сладость и горечь этих напитков. Мастера  изображали самые обычные вещи, но они были прекрасны и одушевлены.

Наибольшую популярность натюрморт получил в Голландии в эпоху Возрождения в 15 веке. Мощнейший подъем натюрморта, как самостоятельного вида искусства произошел в 15вв., хорошо отражается   в творчестве таких художников, как  А.Бейерен, П.Клас, И.Фейта.

В область натюрморта переместились методы и средства изображения, создаваемые в жанре сюжетно-тематической картины. Создается тип  натюрморта с конкретным трехплановым разделением пространства и четко выявленным композиционным центром.

Главные изобразительные принципы натюрморта возникли в Голландии. Его основными тезисами были: реализм, тонкость видения среды, умение обнаружить и изложить художественную значимость.  Для создания натюрмортов художники брали обыденные предметы при этом составляя их так, чтобы достичь гармонии всех вещей в совокупности. В своих работах мастера использовали различные приемы многослойной живописи это прописи и лессировки. С их помощью добивались, практически, фотографичного изображения. Главное требование художественного образа в жанре натюрморт, это подлинное  изображение предметов, проявление их изящества и индивидуальных изобразительных способностей .как: бытовой; жанровый; тематический; сюжетно

Любимыми сюжетами голландских художников были «завтраки» с небольшим количеством предметов. С великолепной тактичностью и точностью  изображалась  текстура предметов – металл, керамика, дерево, стекло.

Еще одной значительной характеристикой голландского натюрморта было то, что мастера дополняли его смыслом. В каждом натюрморте воспроизводится  связь человека с окружающим нас миром, выражается позитивное отношение к  жизни, большое желание рассказать, как многообразна природа, как трудолюбив и талантлив человек.

В полной мере  это позитивное  восприятие  жизни  отразилось в искусстве Ф. Снейдерса. Он создавал большие монументальные картины, которые размещались  в больших  дворцовых  помещениях. Такими были известные полотна «Фруктовая», «Овощная», «Рыбная».  Четкая взвешенность композиционного и живописного  решения в его картинах отлично  соединялись с декоративностью живописью. Это уже не тихие «завтраки», которые изображают А.Бейерен [1.рис.1].или П.Класс, а работы, выполненные  мечтами и фантазиями живописца. Так же, Снейдерс в натюрмортах делает значительный акцент на детальной проработке изображения и отражении достоверности предметов, но при всей своей скрупулезности проработки в деталях формы, он не теряет целостности художественного образа. Даже на сегодняшний день,  картины Снейдерса  восхищают  своим реализмом.

В XVII в. Начинают формироваться основные признаки  натюрмортного жанра. Этих признаков придерживаются такие известные живописцы, как Рембрандт, Переда, Сурбаран. Всех их объединяет одна цель – показать гармоничность  предметов, которые окружают человека, изящность  их форм и материальность.,

Значительный вклад в формирование натюрморта вложил французский художник XVII в Ж.Б. Шарден, который стал известен в мировой живописи, как художник бытовой жанровой живописи. В своих натюрмортах он изображает предметы домашнего обихода, добивается поэтичности и лаконичности композиционного и живописного решения. Отличные  примеры  таких натюрмортов  «Медный бак», [1.рис.2] « Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином».

Те же композиционные решения  присутствуют и в натюрмортах, под общим названием «Атрибуты искусства». Отличительной чертой творчества П.Шардена является мастерство и  разнообразие  способов, применяемых  для изображения  материальности вещей. Создавая законы реалистичного творчества, Шарден вложил  в натюрморт особенную  воздушность и поэтичность, которая указывает на особенную характеристику творчества.

Но не каждый художник ставил перед собой цель раскрыть социальную суть жизни через «говорящие вещи». Менялись предпочтения, художественные представления, изменялось восприятие окружающей действительности. Мастера начали отмечать в окружающей жизни и другие качества материального мира. Огромной проблемой являлась ограниченная среда нахождения предмета, светопередача, воздушно-пространственная среда и образы природы.

С середины XIX в. значительное  воздействие  на развитие в искусстве стал  оказывать  импрессионизм. Импрессионисты противопоставляли свое видение живописи, академическим обычаям,  которые к этому времени превратились в условные формы салонного искусства. К. Моне, [1.рис.3].А.Сислей и другие мастера изображали природные мотивы  в своем творчестве, спектрально чистыми  цветами. Для них важной задачей было показать на полотне стремительно и неумолимо  изменяющее состояние природы; сам же предмет изображения утратил свою былую значимость, будто исчез в световоздушной среде.

Основная живописная концепция импрессионизма получила своё более обширное становление в области пейзажей, но неизменно прикасалась и к области натюрморта. Живописцы, поглощенные мыслями о цвете и свете, старались показать стремительную смену световых и цветовых пятен, бликов и теней, на поверхности предметов, а не его собственные черты. Именно по этой причине происходит активное снижение интереса к содержанию и объективной оценки действительности.

Так же необходимо подчеркнуть, что, естественно, импрессионизм внес только положительную роль и искусство натюрморта . Благодаря увеличению разнообразия цветовой палитры, живописцы значительно расширили свои изобразительные возможности, первым делом применяя  в процессе работы живописные и психологические функции цвета.

Впрочем, натюрморт, как жанр, стоит рассматривать не в рамках импрессионизма, а скорее в ходе преодоления его проблемных мест, таких как уничтожение объемной формы. Поборов, в начале своего пути, значительное воздействие  импрессионистов, П. Сезанн логически отрицал их способ. В выполненных им различных натюрмортах развитого периода, он старался отыскать решения и способы передачи объективных черт предмета – объема, материала, цветовой устойчивости в его характеристике.

Мастер использует, в основном, выразительные возможности цвета, по средствам цветовых контрастов, для разрешения конкретных проблем. «Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов».

Способ П.Сезанна кроется на четком определении творческих задач. Образующий конструкцию объем, где любой цвет–мазок должен изображать изгиб, поворот формы в зависимости от количества получаемых световых лучей. Именно в этом состоит основная характерная черта мастера, в таком логическом способе  изображении натуры. Основным способом в работе над натюрмортом оказывается его рациональность в выполнении изобразительной формы, отражены  пластичности и объема предмета и его материальной действительности. В своих работах художник находит глубочайшее  понимание  функций реалистичного творчества, добиваясь  вершин живописного мастерства. [1.рис.5].

Другое течение французского натюрморта, сильно  отличающегося как с техники импрессионистов, так и  от живописных стремлений Сезанна является искусство А. Матисса. Его основа —  декоративно-плоскостное восприятие  художника. Натюрморт видится ему как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы ложась  на плоскость, обозначаются четкими силуэтами. Если П. Сезанн берет цвет для изображения объема на плоскости, то А. Матисс, наоборот, вовсе отвергает изображение объема на плоскости. Нарушение объема сопровождается намеренным искажением изображения. Изобразительные предпочтения А. Матисса заканчивались на красиво оформленной композиции. [1.рис.4].

и   В жанре натюрморта, себя пробовали мастера разных стилистических течений. Они экспериментировали с формой, цветом и пространством, старались найти совершенно разную фактуру. Натюрморт создается в совершенно разных техниках, таких как: реалистичная, декоративная, кубизм.

Изображение великолепия мира предметов интересовало различных живописцев. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров – Водкин, Ю. Пименов и другие создавали прекрасные натюрморты, отражающие не только красоту предметов, но также и внутренний мир человека, его чувства и образы.

        Каждый художник находит для выполнения этой трудной функции свои способы выражения. Бывает так, что человек незримо находится на полотне, и, кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент.

Например, на картине Ю. Пименова «Ожидание» (1959г.) [1.рис.6].изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле добавляют тоски и грусти ожидания. В другом виде натюрморта предметы говорят, в первую очередь, о себе, предлагают полюбоваться красотой их форм, цвета, фактуры. Например, картина И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» [1.рис.7].будто отражает запах свежеиспеченного хлеба. Мир вещей в натюрморте всегда отображает внешние признаки жизни конкретной исторической эпохи.

В этих трудоемких поисках «нового» положительным было то, что, помимо бесплодных и неудачных экспериментов, включались активные художественные силы. Творческие, способные из них, отдавая дань формальным экспериментам, вставали на твердую почву реализма и изображали выразительные по содержимому и форме живописные произведения. На этом фоне формировалось искусства натюрморта в России. Известные мастера ,такие как  К. Коровин и  И. Грабарь,  были основоположниками французского импрессионизма в России. Творчество К. Коровина во всем ее объеме  – пейзаж, портрет, натюрморт отражает все живое, прямое ощущение  контакта с натурой.  Его картины узнаваемы за счет подвижного колорита, чувствуется присутствие натуры. Все это указывает  на пленэрную живопись с переменчивыми и сложными переливами тонких полутонов. Но все же в его искусстве есть кое-что, что дает возможность рассказывать об углублении реалистичного течения в русской живописи. Об этом рассказывают его картины: «Розы и фиалки» «Гвоздики и фиалки в белой вазе».

На картине К. Коровина  «Розы и фиалки» [1.рис.7] изображен натюрморт  с розами, маленьким букетом фиалок. На подносе лежит яркий апельсин рыжего цвета ,сахарница и кофейником. Композиция строится на фоне открытого окна с видом на вечерний бульвар. Живопись К. Коровина очень звонкая, насыщенная. Натюрморт освещен изнутри комнаты , из -за этого металлический поднос, стеклянная ваза передают ощущение звонкости и четкости. Свет словно творит волшебную игру преображения реальности.

Особенным этапом искусства К. Коровина всегда была натура во всем разнообразии ее проявлений. В его натюрмортах присутствуют природные формы: фрукты, цветы, овощи и все живое, что окружает нашу действительность. Он пишет их в разнообразной обстановке, в совершенно различных местах и каждый раз показывает целостное восприятие окружающей среды. Его характерной особенностью, был талант создавать такие соединения цветовых оттенков, с помощью которых он ловко отражает совершенство и изящность нежных цветов, сложнейшие состояния освещения. В то же время, отображенные им вещи не теряют  своей материальности: рисунка, объема, контура.

К. Коровин всегда был довольно самостоятелен в оценивании  природной формы: движение цвета в среде строило изображение предмета.

Помимо этого есть и другая отличительная особенность творчества  К. Коровина – это его желание к картинному восприятию. Его натюрмортам характерна  четкость, обоснованность композиционного решения. В натюрмортах Коровина всегда есть  центр композиции, через который мы воспринимаем все разнообразие цветовой среды.

Именно такое же стремление побороть односторонность принципа импрессионистов  присуще   работам  И. Грабаря. В своих лучших работах, выполненных в 1905 – 1907г., он формирует принцип материального и вещественного мира. К числу таких полотен относятся «Хризантемы», «Неприбранный стол».

Особое значение в раскрытии  способов изображения натюрморта уделяли мастера из объединение «Бубновый валет»: И. Машкову, П. Кончаловскому,  А. Лентулову,  А. Куприну. Преодолев нелегкий путь поисков в сфере живописной формы, они пришли в советское искусство состоявшимися художниками. Суть их живописных стремлений было, энергичное участие в создании новой жизни. Революция дала им массу вариантов, дала живой материал для выражения в искусстве.

Огромное количество натюрмортов, созданных в это время, говорят о развитии нового в натюрмортах. Конечно же строительства социализма прочно входит в творчество. Так, в натюрморте «Селедка», написанного К. Петровым – Водкиным в 1919г., начался основной путь  творчества художника: достоверно, без приукрашений, поделиться о событиях настоящей жизни суровым языком правды.

В том же 1919г. И.Машков пишет «Натюрморт с самоваром»- определенный образ-представление, навеянный революционными преобразованиями в стране.   Художник желает найти художественную значимость в вещах индустриального общества.

Спустя некоторое время, состояние в стране стабилизируется. Людей переполняет трудовое вдохновение, положительный настрой. Происходит  расцвет и у художников. И. Машков создает в это время свои лучшие натюрморты: «Снедь московская. Хлебы» [1.рис.8], «Снедь московская. Мясо, дичь» и другие, где добивается выражения всех привлекательных сторон предметов, по которым заскучали  зрители. В натюрмортах 20–30х гг. отразились особенные признаки мастерства И. Машкова: реалистичность художественного языка, полноценность выражения темы, чувственность восприятия современной жизни.

Таким же целостным, увлеченным восприятием к миру окружающей действительности отмечено искусство П. Кончаловского . В его наследии есть самые разнообразные  натюрморты. От небольших размеров «Зеленая рюмка»,  до огромных,  монументальные картины «Натюрморт с окном». В зав   В искусстве советских художников старшего поколения, натюрморт приобрел признаки  независимого жанра, который и по содержательности и по художественной форме занял полноправное со всеми другими жанрами место в творчестве. Натюрморт стал на одну линию с сюжетным изображением, где обсуждались темы великого смыслового содержания.

В своем следующем преобразовании, натюрморт серьёзно пополнился свежими, новыми темами и увлекательными стилевыми признаками. В нем находят отражение  ритм современной жизни, достижения науки и техники. Желание более подробно преподнести  тему вынуждает  мастеров выполнять, свои творческие работы сериями. Например, Ю. Пименов – серии полотен «Вещи каждого дня», «Вещи людей», «Старые и новые вещи».

В последние десятилетия все больше молодых художников начинает работать в жанре натюрморта. Всероссийская художественная выставка «Натюрморт» 1975г. показала не только массовость жанра, но и широкое количество тем. Не теряя связующей нити с новой  действительностью, мастера направляются к опыту истории искусства, тщательно изучая  и другие жанры. Другой источник — это изучение произведений народного творчества, изучение опыта и навыков прошлых поколений.

В течение долгого времени, натюрморт формировался как жанр, не всегда он следовал общему пути развития искусства, были расцветы и падения, у него развились свои характерные особенности, но к нынешнему времени натюрморт все также остается очень актуальным жанром изобразительного творчества и по сей день продолжает свое формирование.

1.2. Гармония цветовых отношений в живописи натюрморта.

    Одним из основных средств выразительности  изображения,  является гармоничный  цветовой строй  живописного произведения[8.с. 16]. Именно колористическое единство красок , тоновые и цветовые отношениями , создают  внутреннюю характеристику и эмоциональную выразительность идейно — образной стороны изображения.  В создании художественного образа играет большую роль цветовой строй картины .

    В искусствоведческой литературе , посвященной анализу  произведений живописи , дают самые разные объяснения сущности колорита.  Н.Н. Волков  писал в книге «Цвет в живописи» , что, к сожалению , теория живописи пока не обладает разработанной теорией цветового строя.  

Внимательно изучая литературу ,которая касается вопросов живописи и гармоничного колорита, можно сделать выводы , что колорит картины  определяется согласно замыслу и  служит как средство выразительности изображения.  Распространенным мнением среди искусствоведов считается, что  гармоничный колорит картины основан на контрасте.

Начиная с И. Ньютона , физики делали попытки  разобрать теорию гармоничных сочетаний красок. Каноны цветовых гармоний строились на том, что в основу закладывали пары или триады дополнительных цветов. Но колорит, создаваемый художниками , на основе этих цветов, не отличался  правдивостью ожидаемого  эстетического воздействия на зрителя. В настоящее время, существует в теория колорита , на основе сочетания дополнительных цветов.

      Так, в первом выпуске  «Школы изобразительного искусства»  говорится о том, что колорит в живописи построен на гармонии дополнительных цветов. К каждому тону и заключающемуся в нем оттенку цвета сопутствует дополнительный оттенок. » [7, с. 19]. К примеру , если взять красный цвет, то дополнительный будет зеленый, к синему- оранжевый , а фиолетовому -желтый. Сопоставленные рядом, они создают определенное напряжение и звучность.

    Английский  искусствовед  Фильд полагал, что гармоничный колорит создается тогда, когда количество оттенков теплого  соответствует количеству оттенков холодного в картине.  

    Некоторые специалисты в области изобразительного искусства считают, что вывести какую-то общую закономерность создания цветовых гармоний  относительно к конкретному изображению нельзя . А другие, наоборот, надеются найти цветовые гармонии  , по которой можно построить колорит любой картины.

   » У живописцев действительно есть  собственная цветовая гармония ,есть тайны колорита , чувственная прелесть колорита , которая ни сюжетом , ни звучанием изображаемого еще не обеспечивается и всецело им не подчиняются; они обладают известной самостоятельностью» ,- писал Н.Дмитриева   [17, с. 224]. Она  стремилась обосновать колорит, как результат умственного подбора художником красивых сочетаний красок. Это сочетание  художник выбирает согласуя со своим вкусом и  субъективным представлением о гармонии красок.

    Цветовая гармония  — сочетание  отдельных  локальных цветов или цветовых оттенков , оказывающие определенное эстетическое воздействие на зрителя. В живописи цветовая гармония  представляется, как определенное сочетание цветов  с учетом  цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, размера  цветового пятна, расположения пятен в пространстве  изображение. [ 9,стр. 89].

Понятие гармонии цвета включает  в себя: монохромность, ахроматичность. Монохромность — использование одного цвета работе с большим  спектром оттенков, а  ахроматичность  — разное множество цветов и их оттенков.

Также к основным признакам относится контраст . Контраст разделяют  по яркости (темное-светлое, черное-белое), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). В гамме — это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Цвета  в картине должны быть уравновешены и сочетаться друг с другом.

     Цветовая гамма живописного произведения — гамма колористическая. Многие художники строят свое произведение опираясь на использование  нескольких колористических гамм, но при этом есть ведущая гамма , которой подчинены все дополнительные гаммы цветов, служащие для создания контраста. При использовании в живописи нескольких колористических гамм, художники создают колористическую тональность живописного произведения. С их помощью живописцы передают настроение, природное или эмоциональное состояние , время года , суток ,погода  и т.д.  

Колористическое богатство живописи достигается  путем нюансировки цвета и поиском различных его оттенков. «Нюанс» — в переводе с французского «nuance» и означает оттенок. Нюансировка цвета дает разнообразие его оттенков, создаёт ощущение пространства. 

Художник , наблюдающий изучающий натуру и отображающий наблюдаемые им закономерности в материале, имеет дело с реальным светом и цветом.(9.зайцев.).Художники — педагоги , в своей практике, часто употребляют такие термины как «светлота» , «тон», «яркость» и «освещенность». Эти понятия являются основными характеристиками цвета.  

 Освещенность натуры оказывает влияние на видение художника и предопределяет характер светлотных и цветовых отношений в картине.[20, с. 224] Есть представить себе постановку, которая освещается очень сильным светом, то можно заметить как он съедает многочисленные нюансы и оттенки цвета. Многие художники , выбирая время написания живописного произведения, выбираю пасмурные дни, в отличии от солнечных. Когда пасмурно, свет становится мягким , рассеянным, можно заметить богатый характер светотеневых отношений. Яркость является частью освещенности , поскольку определяется количеством света, который отражается с поверхности.

В обиходном понимание разница между яркостью и светлотой обычно не замечаются. Оба понятия рассматриваются почти как эквивалентные .[20, с. 20] Существует некоторое различие в употреблении этих слов. Понятие яркость употребляют для характеристики сильно освещенных поверхностей. Так же это слово употребляют, чтобы характеризовать насыщенность и чистоту. Светлота же —  ощущение яркости.

«Интенсивность» — это яркость цветового  пятна, определяется количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна.[20,с 30]  Насыщенность  понятие важное для художественно-педагогической практики. Обычно у детей предметы не разобраны по свету. Очень хорошо это выражается в изображение пейзажа. Изображение будет успешным если правильно передана насыщенность, передний план более контрастный по отношению к заднему. В работах которых недостает насыщенности , цвета кажутся ,как правило монотонными или вялыми.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль гармонии цвета в живописи имеет большое значение.

Проблема развития гармоничных цветовых отношений в живописи  заслуживает более пристального внимания. Необходимо и дальше развивать эту тему, применять на практике, осуществлять поиски решения данной проблемы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ.ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). — Москва, “Прогресс”,1974.
  3. Алексеев С. «О колорите» . «Изобразительное искусство».—  Москва.1974
  4. Алгазина Н.В. Цветоведение и колористика. Часть I. Физика цвета и его психофизиологическое восприятие [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Алгазина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. — 153 c. — 978-5-93252-318-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26675.html
  5. Алгазина Н.В. Цветоведение и колористика. Часть II. Гармония цвета [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Алгазина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. — 188 c. — 978-5-93252-353- — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32799.html
  6. Бадян В.Е. Основы композиции [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Трикста, 2017. — 225 c. — 978-5-8291-2506-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60032.html
  7. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М:  Просвещение, 1986.- 192с, ил.
  8. Болотина, И. С. Русский натюрморт / И. С. Болотина. – М.: Искусство,1993. – 132 с.
  9. Беда Г.В. Цветовые и тоновые отношения в живописи [Текст] / Г.В. Беда – Москва: Советский художник, 1964 – 78с.
  10. Васильев, В.В. История и теория художественного образования [Текст] / А.А. 7.Васильев – Краснодар: Куб ГУ, 2003 – 132с.
  11. Васильева Э.В. Цветоведение и колористика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Э.В. Васильева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. — 180 c. — 978-5-93252-269-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18266.html
  12. Волков, Н.Н. Цвет в живописи [Текст] /. Н.Н. Волков– Москва: Искусство, 1984г, 400с.

Глава 1. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4 Глава 1. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства…………… ….5 1.1 История развития и становление натюрморта как вида изобразительного искусства…………………………………………. 6 1.2 Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства……………………………………………………………….10

Глава 2. Техника и технология живописи маслом……………………….13 2.1 Материалы для выполнения работы……………………………16 2.2 Методика выполнения практической части курсовой работы…………………………………………………………………17 2.3 Этапы выполнения практической части курсовой работы…………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………..19

Список используемой литературы…………………………………………20

Приложение…………………………………………………………………..21

Введение

Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в 15-16 веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Актуальность выбранной

темы обусловлена тем, чтобы раскрыть суть исследуемого вопроса и показать степень её проработанности в литературе, изобразительном искусстве. Целью данной работы является создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание изображаемого объекта. Объект изучения курсовой работы заключается в проведении анализа живописи и жанра натюрморт, изображающего неживую природу. Предмет исследования особенности техники выполнения живописного произведения в жанре натюрморт. Задача работы заключается в том, чтобы изучить данный жанр живописи и выполнить практическую работу в этом жанре. Чтобы выполнить курсовую работу в данном жанре живописи, нужно изучить техники и технологии, используемые для написания декоративного натюрморта, используя полученные практические навыки.

Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть “обманкой”, которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

Искусство вещь издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.

Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.

Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.

Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV — XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. Однако в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в природу, смысл их так высоко одухотворен, что здесь уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра.

Предметы, вещественный элемент получили в картинах новое значение в XVII веке — в эпоху развитого натюрмортного жанра. В сложных композициях с литературной фабулой они заняли свое место наряду с другими героями произведения.

Анализируя произведения этого времени, можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство.

Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.

История сложения и развития различных жанров живописи — живое свидетельство неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить.

Натюрморт — сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.

Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Перед искусством открылись новые горизонты. Исторические условия, новые общественные отношения направляли и определяли творческие запросы, изменения в решении стоящих перед живописцем проблем. Прямо не изображая исторических событий, художники по-новому взглянули на мир, новые ценности нашли в человеке. Жизнь, обыденно предстали перед ними с неизвестной дотоле значительностью и полнотой. Их привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей.

Именно отсюда, из сознательного, углубленного, самим строем подсказанного интереса к жизни народа, родились обособленные и самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт.

Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.

Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В натюрморте революционной эпохи побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.

Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.

На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие вновь понятых качеств вещей выражалось свое, современное отношение к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности.

Натюрморт в живописи: виды и описание

Натюрморт в живописи — изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Натюрморт может быть представлен как независимое полотно, но иногда становится частью композиции жанровой сцены или целой картины.

Что такое натюрморт?

Такая живопись выражается в субъективном отношении человека к миру. Это показывает присущее мастеру понимание красоты, которая становится воплощением общественных ценностей и эстетическим идеалом времени. Натюрморт в живописи постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр. Этот процесс занял не одну сотню лет, а каждое новое поколение художников понимало полотна и цвет согласно веяниям эпохи.

Роль натюрморта в композиции картины никогда не исчерпывается простой информацией, случайным дополнением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы могут принимать более или менее активное участие в создании композиции или отельного образа, заслоняя ту или иную цель. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека.

Иногда отдельная деталь или элемент вдруг приобретает глубокое значение, получает свой собственный смысл и звучание.

История

Как старый и почитаемый жанр натюрморт в живописи знавал взлеты и головокружительные падения. Суровый, аскетичный и минималистичный византийский стиль помогал создавать бессмертные монументальные обобщенные возвышенно-героические образы. Скульпторы с необычайной выразительностью наслаждались изображением отдельных объектов. Виды натюрморта в живописи и всевозможные классификации зародились в период становления искусствоведения, хотя полотна существовали задолго до написания первого учебника.

Иконописные традиции и натюрморты

В древней русской иконописи большую роль играли те немногие вещи, которые художник осмеливался внести в строгий лаконизм канонических произведений. Они способствуют проявлению всего непосредственного и демонстрируют выражение чувств в работе, посвященной абстрактному или мифологическому сюжету.

Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру.

Ренессанс натюрморта

Тем не менее, большую роль играют произведения XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец впервые обратил внимание на мир вокруг себя, стремился определить значение каждого элемента на службе человечества.

Современная живопись, натюрморт как популярный и любимый жанр зародились в период Триченто. Бытовые предметы приобрели определенное благородство и значимость владельца, которому они служили. На больших полотнах натюрморт, как правило, выглядит весьма скромно и неброско — стеклянная банка с водой, серебро изящной вазы или нежные лилии на тонких стеблях чаще ютились в темном углу картины, как бедные и позабытые родственники.

Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен.

Переломный момент

Субъекты получили реальный элемент в картинах и новое значение в 17-м веке — в эпоху, когда преобладал и доминировал натюрморт с цветами. Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В сложных композициях с выраженной литературной сюжетной линией сцены получили свое место наряду с главными героями. Анализируя произведения эпохи, легко заметить, что важная роль натюрморта аналогичным образом проявилась в литературе, театре и скульптуре. Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах — их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов.

Объекты искусства, сделанные трудолюбивыми и талантливыми мастерами, несут на себе личностный отпечаток мыслей, желаний, влечений конкретного человека. Натюрморт с цветами, живопись лучше всех психологических тестов помогают отследить психоэмоциональное состояние и достичь внутренней гармонии и целостности.

Вещи преданно служат человеку, перенимая его восторг предметами быта и вдохновляя владельцев на приобретение новых красивых, изящных мелочей.

Фламандский ренессанс

Живопись гуашью, натюрморт как жанр люди приняли не сразу. История появления, развития и повсеместного внедрения различных идей и принципов служит напоминанием о постоянном развитии мысли. Натюрморт стал известен и вошел в моду в середине 17-го столетия. Линия жизни жанра началась в Нидерландах, яркой и праздничной Фландрии, где сама природа располагает к красоте и веселью.

Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов.

Фландрское течение

Буржуазное направление развития Фландрии стало новинкой и прогрессом для всей Европы. Перемены в политической жизни привели к аналогичным нововведениям в культуре – открывшиеся перед деятелями искусства горизонты теперь не ограничивались религиозными запретами и не поддерживались соответствующими традициями.

Натюрморт как жанр живописи стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Строгие каноны католицизма более не сдерживали полет фантазии и любознательность живописцев, а потому наряду с искусством начали развиваться наука и технологии.

Обычные бытовые вещи и предметы, ранее считавшиеся низменными и недостойными упоминания, в одночасье вознеслись до объектов пристального изучения. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни – повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном.

Свойства жанра

Именно отсюда, из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.

Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. Картина, посвященная миру вещей, описывает основные свойства, присущие объектам, которые окружают человека, показывает отношение мастера и его гипотетического современника к тому, что показано, выражает характер и полноту знаний о действительности. Художник обязательно передавал материальное существование вещей, их объем, вес, фактуры, цвета, функциональное назначение предметов быта и их жизненную связь с деятельностью человека.

Задачи и проблемы натюрморта

Декоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи – уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения.

Натюрморт революционной эпохи времен полной победы буржуазии отражает уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду простых ремесленников, преклонение перед прекрасными образами красоты.

Сформулированные в 17-м веке проблемы и задачи жанра в целом не обсуждались в европейских школах вплоть до середины 19-го в. Между тем художники постоянно ставили перед собой новые и новые задачи, а не продолжали механически воспроизводить готовые композиционные решения и цветовые схемы.

Современные полотна

Фото натюрмортов для живописи, подготовленных в современных студиях, наглядно демонстрируют разницу между восприятием мира современником и человеком средних веков. Динамика объектов сегодня превосходит все мыслимые пределы, а статика предметов была нормой для того времени. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Насыщенные оттенки гармонично вписываются в композицию и подчеркивают задумку и идею художника. Отсутствие любых канонов не лучшим образом повлияло на натюрморты 20-21-го веков, иногда поражающие воображение своей неприглядностью или нарочитой пестротой.

Методы решения проблем натюрморта стремительно меняются каждое десятилетие, способы и техника не успевают за фантазией признанных и не очень мастеров.

Ценность сегодняшних полотен состоит в выражении реальности глазами художников-современников; посредством воплощения на холсте возникают новые миры, которые смогут многое рассказать о своих создателях людям будущего.

Влияние импрессионизма

Следующей вехой истории натюрмортов стал импрессионизм. Вся эволюция направления отразилась на композициях через цвета, технику и понимание пространства. Последние романтики тысячелетия переносили на холст жизнь, как она есть – быстрые, яркие штрихи и выразительные детали стали краеугольными камнями стиля.

Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения.

Отход от стандартных канонов классицизма — трех планов, центральной композиции и исторических героев – позволил художникам развить собственное восприятие цвета и света, а также доступно и наглядно продемонстрировать свободный полет эмоций зрителям.

Основные задачи импрессионистов — изменение живописной техники и психологического содержания картины. И сегодня, даже зная обстановку той эпохи, трудно найти правильный ответ на вопрос о том, почему импрессионистские пейзажи, такие же радостные и бесхитростные, как стихи, вызывали резкое неприятие и грубые насмешки переборчивых критиков и просвещенной публики.

Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства.

Художественная выставка, ставшая своеобразной миссионерской деятельностью для известных художников того времени, смогла достучаться до сердец и продемонстрировать красоту и изящество необычных картин. Изображения предметов и объектов всеми доступными средствами стали привычным делом даже в стенах грозных заведений, исповедующих одни лишь принципы классического искусства. Триумфальное шествие натюрмортов не прекращается с конца 19-го века, а разнообразие жанров и техник сегодня позволяет не бояться любых экспериментов с цветом, фактурами и материалами.

История натюрморта

Instagram и Facebook может быть там, где вы найдете больше всего фотографий натюрмортов, каждый снимок сочных бургеров и причудливых коктейлей попадает в категорию натюрмортов, но натюрморты были вокруг некоторое время сейчас.

Древние египтяне были первыми (насколько нам известно) создателями натюрмортов. К счастью, на этом дело не остановилось, и спустя тысячи лет искусство натюрморта живет и здравствует.

С течением веков этот особый вид искусства развивался, менялся, мутировал. От очень утилитарных древнеегипетских фресок до картин ультрареалистов Золотого века Голландии картин и современных трехмерных инсталляций, натюрморты продолжают оставаться признанной формой искусства и составляют существенную часть любого уважаемого художественного музея.

Эта статья расскажет вам об истории развития искусства натюрморта.


«Что такое телевизионный аппарат для человека, которому достаточно закрыть глаза, чтобы увидеть самые недоступные области увиденного и никогда не виденного, которому достаточно только вообразить, чтобы пробить стены и вызвать все планетарные Багдады? его мечты восстать из праха».

— Сальвадор Дали, испанский художник


Карлос Кальве был португальским художником-сюрреалистом. На этой картине 1951 года изображена улица Рибейра (автор: pedrosimoes7)

Лучшие доступные репетиторы по рисованию

Поехали

Древняя история

Как и в натюрморте, в натюрморте нет ничего нового. На самом деле он очень (очень) старый, так как первые натюрморты и резьба восходят к Древнему Египту.

Натюрморт как вид искусства впервые возник из древнеегипетских строго кодифицированных погребальных ритуалов . В то время египтяне считали, что объекты, представленные на стенках могилы или внутри саркофага , будут сопровождать умерших в загробной жизни.

Они также использовали натюрморты в качестве подношений богам, а корзины с инжиром, виноградом, хлебом или мясом обычно изображали на фресках.

Греки и римляне позже создавали похожие типы картин, хотя они больше не связывали их с какой-либо религиозной символикой. Однако, в отличие от египетских фресок s, в которых не использовалась перспектива или штриховка, греческая и римская начали развивать несколько сложную форму натюрморта, более реалистичную и детализированную.

Многие мозаики и картины уцелели в Помпеях под пеплом, который покрыл город, когда гора вулкан Везувий извергся в 79 году нашей эры. Сцены и предметы, изображенные на римских мозаиках и картинах, показывают важность, которую римляне придавали гостеприимству, как правило, натюрморты, обнаруженные в Помпеях и Геркулануме , показывают подношения еды и воды, сделанные хозяевами гости.

Посмотрите уроки рисования для начинающих.

Одним из самых известных произведений искусства, обнаруженных в руинах Геркуланума, является Натюрморт с персиками , который был частью входа в одну из самых богатых вилл города.

От античности до эпохи Возрождения

Вероятно, из-за того, что натюрморты очень рано передавали религиозную символику, такие коннотации прилипали к этому виду искусства, и на протяжении всего Средневековья натюрморты в основном сопровождали священных христианских текста и рукописей.

Одним из лучших образцов иллюминированных рукописей с изображением натюрморта являются Часы Екатерины Клевской. Екатерина Клевская была богатой герцогиней того, что сейчас является частью Германии. Она заказала свой сборник молитв в 1430 году, и нанятым ею голландским художникам потребовалось от четырех до десяти лет (в зависимости от исторического источника), чтобы закончить книгу.

Часы Екатерины Клевской, иллюстрированные голландским художником между 1430 и 1440 годами, содержат множество натюрмортов.

Художник, оставшийся анонимным, выбрал необычно большое разнообразие сюжетов для иллюстраций каждой страницы. По краям страниц размещены фантастические иллюстраций trompe l’oeil , изображающих природу: мидии, фрукты, птиц, рыб и многое другое. Иллюстратор также решил изобразить предметы ручной работы, такие как украшения, плитка, монеты и мебель. Он также включил скромные повседневные занятия, такие как доение коров, выпечка хлеба или продажа вина, наряду с роскошными сценами, указывающими на то, что книга предназначена для благородного клиента.

Узнайте больше о художниках-натюрмортах и ​​их искусстве.

Движение Возрождения

Движение Возрождения зародилось в Италии в конце 13-го века и медленно распространилось по Европе в течение следующих четырехсот лет, навсегда изменив европейское искусство.

Только в 16 веке движение Ренессанса полностью охватило Низины (название Нидерландов в то время), но потребовалось некоторое время, прежде чем голландские художники действительно оставили свой след в искусстве натюрморта. .

Религиозный аспект искусства натюрморта оставался значительным влиянием на художников эпохи Возрождения голландского Золотого века . В то время как итальянские и французские художники раннего Возрождения часто отдавали предпочтение предметам из человеческой материи, около голландских мастеров решили сосредоточить свои работы на натюрмортах и ​​возродили интерес к этому художественному стилю.

Голландцы проявили особый интерес к барокко натюрмортам, часто выбирая колоссальные полотна, изображающие эпические пиршества, обычно скрывающие религиозные сцены и символика на заднем плане. Фламандские художники семнадцатого века также были известны тем, что писали фантастические пейзажи, еще один жанр натюрморта.

«Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» — картина испанского художника эпохи барокко Франсиско де Сурбаран, написанная маслом на холсте в 1633 году. В настоящее время она выставлена ​​в музее Нортона Саймона в Пасадене как часть его постоянной коллекции. Это единственный натюрморт, подписанный и датированный им, который считается шедевром жанра.

Натюрморты Vanitas были распространенным жанром голландских натюрмортов . Их композиция часто включала череп , символ смертности, а также гнилые фрукты, часы и песочные часы, все напоминания о течении времени и быстротечности жизни. Обычно на черном фоне они напоминали зрителю о неизбежности смерти и о том, что все предмета богатства, щедрые пиршества и роскошные декорации , нарисованные художником, не имеют значения.

Другим частым предметом голландского искусства того времени были цветы в вазе. Один конкретный цветок, очень часто представленный, был тюльпаны . Поскольку Нидерланды и Амстердам стали крупнейшим производителем цветов, составленный букет тюльпанов был вполне подходящим сюжетом и обычно писался маслом на холсте.

Импрессионизм и постимпрессионизм

К концу восемнадцатого века Французская академия , чрезвычайно влиятельное художественное учреждение того времени, объявила, что предмет картины важнее, чем техника рисования и цвет используется гармония.

Человеческая форма считалась наиболее важной и трудной для изображения, поэтому натюрморт был помещен в конец Иерархии Предметов . Только в конце 19 века эта точка зрения пришла в упадок, и возникло импрессионистское движение .

Движение зародилось в Париже в 1860-х годах под влиянием одной группы, состоящей из четырех молодых художников: Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль . Все они познакомились во время учебы у одного и того же мастера-художника, но решили следовать более раннему влиянию художников, таких как J.M.W. Тернер или Эжен Делакруа.

Откройте для себя различные уроки рисования фигур рядом со мной на Superprof.

«Звездная ночь» — картина голландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, написанная маслом на холсте. Написанный в июне 1889 года, он изображает вид из выходящего на восток окна его комнаты для убежища в Сен-Реми-де-Прованс.
Находится в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке с 1941 года.

«Художник , стремящийся к совершенству во всем, достигает его ни в чем».

— Эжен Делакруа, французский художник-романтик света и цвета от объекта к объекту.

Они также использовали влажную краску в технике ожидания вместо того, чтобы ждать высыхания первого слоя краски, что привело к более мягким контурам и перекрытию цветов.

Хотя они не изобрели ни одной из используемых ими техник живописи или рисования, они были первыми, кто использовал их все вместе, придав своим работам уникальный и оригинальный вид.

Картина «Натюрморт по Яну Давидсу». «Десерт» де Хема был написан Анри Матиссом осенью 1915.

Движение Постимпрессионизм , возглавляемое главным образом Полем Сезанном , было расширением и продолжением импрессионистского движения, но отвергало его ограничения. Художники-постимпрессионисты, такие как Винсент Ван Гог или Поль Гоген , по-прежнему использовали яркие цвета, толстые мазки и реальные предметы, но подчеркивали геометрические формы, часто искажая свой предмет, чтобы передать сообщение, и используя субъективные цвета.

Именно из постимпрессионизма кубизм и фовизм , два других направления живописи, появившиеся

Найдите лучшие уроки рисования в Интернете.

Современный натюрморт

В последние годы работы Джорджии О’Киф заложили основу американского модернизма  с ее городскими небоскребами Нью-Йорка и пейзажами Нью-Мексико. Ее крупномасштабные картины, изображающие цветка крупным планом, являются одними из лучших образцов современного натюрморта.

Наследие О’Киф на американской художественной сцене неоспоримо, и всего через несколько лет после переезда в Нью-Йорк в 19В 18 лет она стала самой высокооплачиваемой американской художницей, проложив путь многим другим.

С развитием технологий и появлением движения абстракционизма натюрморты шли разными путями.

В начале 1950-х возникло движение прото-поп-арт, за которым вскоре последовало движение поп-арт, которое изменило значение искусства натюрморта.

Последние произведения искусства используют элементы поп-арта и импрессионизма для создания современных натюрмортов. Вот старая труба Нью-Йорка Гарлема. (от balestra_art.fr)

«Искусство должно освобождать душу, будить воображение и побуждать людей идти дальше».
― Кит Харинг, американский художник


Такие художники, как Энди Уорхол , использовали отпечатки на холсте как средство, застрявшее между живописью и фотографией.

Некоторые современные художники сделали еще один шаг вперед в искусстве натюрморта, представив масштабные художественные инсталляции. Такая установка была создана эпической художницей-феминисткой Джуди Чикаго 9.0004 в 1979 году. Под названием Званый ужин , шедевр состоял из треугольного стола почти 15 метров с каждой стороны. На каждую сторону было наложено по 13 сервизов, и каждый сервиз включал в себя расписную фарфоровую тарелку, керамические столовые приборы и чашу, а также расшитую золотом салфетку.

Эта массивная инсталляция, на создание которой ушло более шести лет и четверти миллиона долларов, была создана в честь важных женщин на протяжении всей истории. Каждое место было посвящено отдельной женщине, ее имя было вышито на скатерти. Каждая сторона таблицы соответствовала разным периодам истории.

Эта работа Джимми Дарема под названием «Натюрморт с Xitle и Spirit» сделана из автомобиля, вулканического камня и акриловой краски. (по данным Malaysia Business Insider).

Искусство натюрморта долгое время было представлено только в двухмерных произведениях искусства, картинах, рисунках или фотографиях. Такая визуальная эффектная трехмерная инсталляция позволила погрузить зрителя в произведение искусства натюрморта и привнести гораздо более интерактивный подход, чем классический рисунок натюрморта.

Ищете базовые уроки рисования?

Уроки натюрморта

Натюрморт — наиболее практичный предмет для изучения и обучения основным приемам рисования и живописи. Вы можете взять навыки, которые вы развиваете на наших уроках, и применить их к любому предмету в искусстве.

Наши уроки натюрморта иллюстрируют пошаговый подход к предмету, который ведет вас от первых стадий рисования к изысканному результату конечного изображения. Вы узнаете о:

  • Основные приемы рисования и живописи натюрморта.

  • Как создать тона, цвета и текстуры объектов, чтобы сформировать единую группу натюрморта.

  • Особые проблемы, связанные с различными СМИ. например карандаш, меловая пастель, масляная пастель и краски.

Пабло Пикассо (1881-1973)
‘Натюрморт с кувшином и яблоками’, 1919 (холст, масло)

Натюрморт – это искусство рисования неодушевленных предметов, таких как фрукты, цветы и предметы домашнего обихода, которые обычно располагаются на стол или полка. Художники создают натюрморты по разным причинам: чтобы отразить статус их владельца, будь он скромным или надменным; за их символическое значение, раскрывающее скрытую историю или идею; запечатлеть преходящую красоту природных объектов, таких как цветы или фрукты; или как контролируемая структура для выражения абстрактных качеств визуальных элементов.

Занятия натюрмортом развивают и укрепляют ваши природные способности к рисованию. Это улучшает ваше наблюдение и визуализацию формы, тона, цвета, узора и текстуры в различных средах. Вы также многое узнаете о композиции — взаимодействии позитивных форм (объектов) и негативного пространства (пространства вокруг объектов).

Натюрморт с птицей, морепродуктами и овощами
Римская мозаика, II век н.э.

Натюрморт в той или иной форме существовал со времен древних римлян и греков. Хотя есть примеры древнеримского натюрморта, в основном в виде мозаики и внутреннего убранства, которые сохранились при извержении Везувия в 79 г. н.э., примеров из Древней Греции нет. Однако примерно в это же время есть история в книге «Historia Naturalis» (единственная сохранившаяся история древнего искусства) римского писателя Плиния, жившего в 23–29 годах нашей эры. В нем рассказывается о соревновании, которое произошло около 400 г. до н.э. между двумя греческими художниками Зевксисом и Паррасием. Зевксис создал картину винограда, которая была настолько убедительна, что птицы слетались вниз и пытались клевать ее. В искусстве этот вид реалистической живописи называется trompe l’oeil (французский художественный термин, означающий «обман зрения»). Завидуя мастерству своего коллеги-художника, Парразий нарисовал «обманку» изображения занавеси, которая, казалось, скрывала под ней картину Троянской войны. Увидев работу своего друга, Зевксис попросил Паррасия отдернуть занавеску, чтобы открыть остальную часть картины. В этот момент Парразий заявил о своей победе. Хотя Зевксису удалось одурачить птиц, Парразию удалось одурачить коллегу-художника, что было гораздо более сложной задачей. С самых ранних времен натюрморт всегда был темой, которую художники использовали, чтобы продемонстрировать свои технические навыки в живописи.

Карло Кривелли (ок. 1435-1495)
«Мадонна с младенцем», ок. 1480 (панно, темпера)

некоторое символическое значение. В «Мадонне с младенцем» Карло Кривелли яблоки и муха олицетворяют искушение и развращение, а огурец рассматривается как противоядие от них, поскольку он был символом искупления. Многие фрукты имели значения, которые сейчас кажутся довольно странными. Например, вишня символизировала небо (она была известна как райский плод), а гранат символизировал Воскресение Христово. Это произошло из греческой мифологии, где гранат ассоциировался с Персефоной, которая каждый год возвращалась на землю из подземного мира, символизируя то, как весна приносит новую жизнь после зимы.

Виллем Класзон Хеда (ок. 1593-1680/82)
«Натюрморт с устрицами, раммером, лимоном и серебряной чашей», 1634 г. (холст, масло)

Во время Реформации, как католическая церковь покровительство искусству уменьшилось, а покровительство дилеров и коллекционеров выросло, возник больший спрос на натюрморты, особенно в протестантских странах, таких как Голландия. Эти ранние работы обычно представляли собой демонстрацию богатого имущества или роскошных «банкетных предметов», которые отражали богатство покровителя.

Хармен Стенвик (1612-1656)
«Натюрморт: аллегория суеты человеческой жизни», 1640 (масло, дубовая панель)

появился скромный предмет искусства «Ванитас». На этих картинах были изображены предметы, символически напоминающие нам о нашей смертности, — череп, песочные часы, горящая свеча, дымящаяся трубка, открытая книга и т. д.

Хуан Грис (1887–1927)
‘Натюрморт с бутылками и ножом’, 1911-12 (холст, масло)

Как самостоятельный предмет натюрморт обычно считался низшей формой искусства. Некоторые художники достигли большого мастерства в реалистическом изображении объектов, но это не было возведено в статус основной формы искусства, пока в 18 веке не появились работы Шардена, а затем Сезанна в 19 веке и абстрактный стиль кубизма. в 20 веке.

Меню уроков натюрморта

Натюрморт Живопись

Натюрморт — Рисуем фон

Натюрморт — Рисуем бутылки

Натюрморт — Рисуем вазу

Натюрморт — Рисуем яблоки

Натюрморт — Рисуем отражающие объекты

Жизнь с карандашом

Натюрморт пастелью

Натюрморт масляными мелками

Кубистический натюрморт Рисунок

Кубистический натюрморт Живопись

Кубизм

Натюрморт Художники

Какие существуют виды изобразительного искусства? Руководство для начинающих

 Изобразительное искусство, возможно, является одним из самых мощных инструментов в обществе. Он вел учет революций на протяжении всей истории и быстро развивался в наше время.

Он передает глубокие человеческие эмоции, изображает мир вокруг нас и принимает тысячи различных форм.

Искусство является неотъемлемой частью общества и заполняет почти все аспекты нашей жизни. Те, кто по-настоящему ценит искусство, знают, что искусство окружает нас.

Изобразительное искусство в основном представлено скульптурой, рисованием, живописью, ремеслами, графическим дизайном и гравюрой, среди многих других.

Клод Моне, Impression, Soleil Levant, 1872

Изобразительное искусство может дополнительно включать кинопроизводство и литература , а также фотография . Искусство — обширная тема для разговора, и его определение требует от зрителя заглянуть в себя.

Определение изобразительного искусства

Короче говоря, изобразительное искусство можно определить как все, что было создано, что вы можете увидеть, например, картины, керамика, фотография, фильмография. Традиционное искусство и современное искусство могут принимать два совершенно разных определения.

На самом деле определение искусства отличается от человека к человеку. Некоторые считают, что современное искусство может быть слишком неясным. Широко обсуждаемая работа Марселя Дюшана «Фонтан» регулярно становится центром споров о том, как воспринимается искусство.

Фонтан, Марсель Дюшан

Фонтан   является частью движения «реди-мейд» в искусстве, когда художники берут, казалось бы, бессмысленные объекты и превращают их в произведения современного искусства. Фонтан , в частности, фарфоровый писсуар.

Традиционное искусство включает такие материалы, как краски, угольные карандаши, масляная пастель и холст. Он существовал на протяжении всей истории и развивался на протяжении нескольких столетий.

Поль Сезанн У кромки воды, ок. 1890 / Национальная художественная галерея

Композиция IV Василий Кандинский / Wikiart

Современное искусство использует различные средства, которые ранее не считались искусством, такие как цифровые изображения и движение абстрактного экспрессионизма, например произведения, созданные Джексоном Поллоком. .

Номер 8 Джексон Поллок / Wikiart

Невозможно дать строгое определение визуального искусства, поскольку многие художники разветвляются и создают новые формы искусства, которые необходимо учитывать. Искусство — это постоянное нарушение границ творчества.

Что такое репрезентативное искусство

Репрезентативное искусство   – это то, что многие легко узнают как искусство. Это картины и скульптуры, но они могут охватывать и другие формы художественного творчества. Этот вид искусства создан на основе реальных источников.

Поль Сезанн Натюрморт с молочным кувшином и фруктами, ок. 1900 г. / Национальная художественная галерея

Клод Моне Водяные лилии Агапантус, 1914-1917 гг. / Изображение: claude-monet.com

Это более реалистичное представление окружающего нас мира, на котором можно изображать животных, людей, природу и предметы. Например, Моне  Водяные лилии   — репрезентативное произведение искусства с изображением водяных лилий в пруду, которое можно считать одним из самых изысканных произведений искусства.

Различные виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство принимает множество различных форм. Каждый художник отличается своими методами и использованием окружающих их сред.

Живопись, рисунок, скульптура и керамика часто первое, о чем человек думает, когда думает об искусстве, но, как уже упоминалось, изобразительное искусство расширяется гораздо дальше. С развитием технологий развивалось и искусство.

Фотография открыла перед художниками простор для творческой съемки реальной жизни, а такие технологии, как фотошоп, дают художникам возможность манипулировать изображениями для создания цифровых произведений искусства. Графический дизайн — это постоянно развивающаяся форма изобразительного искусства.

Живопись

Живопись считается одним из старейших и наиболее традиционных видов искусства. Пещерные люди использовали ягоды и природные материалы для создания исторических изображений некоторых из первых созданных произведений искусства.

Водные, масляные и акриловые краски — одни из самых популярных материалов для создания красивых произведений искусства.

Рисование 

Изображение / Душан Кипич

Форма рисования может охватывать несколько средств, таких как угольные карандаши, цветные карандаши, ручки с тонкими линиями, шариковые ручки и т. д. Художники могут рисовать практически любым средством для создания динамичных изображений.

Скульптура

Раньше скульптуру можно было понимать двумя способами: круглой и рельефной. Круглая скульптура относится к отдельно стоящим скульптурам и рельефам, поскольку скульптуры создают сплошной фон.

Image / Matt Seymour

В мире современного искусства скульптура расширилась, включив в себя скульптуру, связанную со светом, включая голограммы и мобильную скульптуру. Скульптуры представляют собой трехмерные произведения искусства.

Керамика

Image / Tom Crew

Керамика — это форма визуального искусства, созданная из глины и различных материалов, таких как натуральные материалы и краска, для создания исключительных произведений искусства. После того, как керамике придана форма, ее необходимо нагреть и, как правило, покрасить или покрыть глазурью.

Фотография 

Изображение / Фабрис Виллар

Фотография – один из самых современных видов искусства, и мастерство, необходимое для создания захватывающих и привлекательных изображений, можно упустить из виду. Этот вид искусства включает в себя больше, чем просто фотографирование, и включает в себя навыки, необходимые для редактирования и фотошопа изображения.

Иллюстрация 

Еще одна современная форма искусства, которая развивалась по мере развития технологий, — иллюстрация. Он включает в себя цифровое создание произведений искусства и изображений и требует огромного количества навыков для обучения.

Ремесла 

Этот вид искусства популярен, но часто не считается произведением искусства; однако для создания любого произведения искусства требуется творческий подход. Ремесла могут включать вязание, шитье, рисование и личные проекты «сделай сам».

Кинопроизводство

Кинопроизводство включает записанные видеоматериалы, отредактированные для создания художественного произведения. Это может быть написано и отрепетировано, или могут быть сняты кадры живых или неотрепетированных событий.

Перформанс

Перформанс сильно различается у разных художников. Он может быть представлен публично и включает в себя художника или актеров, которым они поручили создать живое или задокументированное произведение.

Абстрактные и современные формы  искусства включают произведения периода Дадаизма, который определялся произведениями искусства, которые намеренно противоречили тому, что считалось нормами в искусстве, и демонстрировали преднамеренную иррациональность.

Изобразительное искусство включает кинопроизводство, иллюстрацию, готовые произведения искусства, перформансы, литературу. Это можно считать искусством, если вы можете его увидеть, и для его создания требуется творческий подход.

Многие не считают ремесла формой изобразительного искусства. Однако современное изобразительное искусство может легко включать в себя различные ремесла, такие как шитье и модные изделия. Кинопроизводство также считается формой изобразительного искусства.

Абстрактные и современные формы искусства включают в себя произведения периода Дадаизма, который определялся произведениями искусства, которые намеренно противоречили тому, что считалось нормами в искусстве, и демонстрировали преднамеренную иррациональность.

Изобразительное искусство включает кинопроизводство, иллюстрации, готовые произведения искусства, перформансы, литературу и архитектуру. Это можно считать искусством, если вы можете его увидеть, и для его создания требуется творческий подход.

Понимание изобразительного искусства

Способность понимать и ценить изобразительное искусство — прекрасный подарок. Искусство повышает ценность жизни, комментирует общество и дает выход стрессу. Широко доказано, что изобразительное искусство может уменьшить признаки депрессии и беспокойства и принести пользу здоровью.

Изобразительное искусство — это работа, которую можно увидеть. Оно осязаемо перед вами. Однако каждый человек понимает искусство по-своему. Художник часто хочет, чтобы люди по-разному интерпретировали свои работы.

Понимание изобразительного искусства зависит от вашего восприятия искусства и вашего жизненного опыта. Ваш опыт играет роль в том, как вы смотрите на произведение искусства — например, человек, происходящий из трудного прошлого, может более интенсивно рассматривать произведение дадаистского искусства, чем тот, кто больше ценит традиционные произведения искусства.

Легче понять изобразительное искусство, если вы знаете, как работает каждый художник, и причины их методов, которые можно найти с помощью некоторых исследований.

Понимание изобразительного искусства может быть улучшено за счет понимания различных средств, используемых художниками, различных материалов, из которых создаются произведения искусства, а также способности определять настроение, тему и тон произведения искусства.

Image / Mitchell Luo

Настроение относится к чувствам внутри произведения искусства. Например, более темные тона могут представлять более сдержанное произведение искусства. Более резкие линии в художественном произведении часто представляют негативные чувства, такие как гнев.

Тема в произведении относится к смыслу, а не к предмету. Он может быть шире и в целом передает более глубокий смысл произведения искусства.

Тон относится к контрасту используемых цветов, светлоты и темноты в произведении. Интенсивный тон создает более визуально привлекательную работу.

Композиция произведения искусства имеет жизненно важное значение для понимания произведения, которое относится к тому, как произведение искусства расположено и структурировано. Структура влияет на то, как произведение воспринимается и как зритель понимает произведение.

Подведение итогов

О каком искусстве спорили на протяжении всей истории? Определение искусства расширяется от традиционных картин натюрморта до готового писсуара.

Виды натюрмортов в изобразительном искусстве: Натюрморт – Жанр в Живописи (История + Виды)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх