Теория создания и фотосъемка панорам « 1panorama
Панорамная фотография это фотография имеющая большой угол обзора.3d-панорама – это панорамная фотография спроецированная на сферу или куб, которую можно рассмотреть смещая точку обзора.
Часто на простых цифровых фотоаппаратах существует режим панорамной съемки. Это не совсем то что нам нужно. Чаще всего производителями фототехники под панорамой подразумевается просто вытянутый по горизонтали снимок. Т.е. у обычного снимка обрезается верхняя и нижняя часть. Получается имитация панорамной фотографии.
Вместе с тем, в последнее время производители расширили понимание режима панорамной съемки. При фотографировании создается несколько снимков, а затем фотоаппарат, или программное обеспечение прилагаемое к нему, сшивают их в единую панораму. Также встречается метод сканирование одним рядом пикселей матрицы пространства при повороте камеры.
Да, благодаря такому подходу можно создать панорамный снимок. Вместе с тем он не позволяет создать 3d-панораму с углом обзора 360х180 (т.е. когда можно посмотреть и на небо и под ноги). К тому же зачастую результат полученной панорамы не так уж и хорош.
Поэтому, в данной статье будет применен другой подход к панорамной съемке: фотографирование по определенным правилам , и последующей склейке полученных снимков в специализированных программах в единую панораму.
Для начала разберемся с основными терминами, и какое они отношение имеют к панораме.
Сферическая панорама (из википедии) – один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).
В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической или кубической проекции.
Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол охвата (360х180 градусов), позволяющий полностью отобразить окружающее пространство.Если изображение сферической или кубической проекции поместить на сферу или куб соответственно, то получим 3d-панораму.
Несколько 3d-панорам образуют виртуальный тур. Точки, при клике на которые осуществляется переход от одной панорамы к другой, называются точками перехода.
Рассматривается 3d-панорама изнутри сферы или куба. Вращая эту 3d-фигуру, получаем возможность изменения точки наблюдения, а меняя фокусное расстояние – управление масштабом.
Для того чтобы создать сферическую проекцию для 3d-панорамы необходимо сфотографировать все окружающее пространство и сшить их в специальном программном обеспечении. Кубическую же проекцию можно получить путем преобразования из сферической.
Для создания виртуальных туров существует специализированное программное обеспечение. Но что это такое, и как с ними работать будет рассмотрено в следующих статьях (все статьи о том, как сделать 3d-панораму).
Нодальная точка и параллакс
Те, кто впервые пытались собирать панораму из отснятых с рук фотографий, часто сталкивались с тем, что часто снимки не сшиваются в единую панораму.
Причина всему этому параллакс – изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.
Например, если посмотреть сначала одним, а затем другим глазом, то видно, что картинка изменяется. Особенно это заметно на объектах ближнего плана.
Посмотрим влияние параллакса на снимок при повороте камеры.
Видно, что при повороте камеры происходит смещение объектов ближнего и дальнего плана относительно друг друга. Чтобы этого не происходило необходимо вращать фотоаппарат вокруг специальной точки, называемой нодальной.
Нодальная точка находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей (строение объектива показано схематично).
При вращении камеры вокруг нодальной точки смещения объектов ближнего и дальнего плана не происходит.
Расположение этой нодальной точки индивидуально для каждого объектива.
Для того чтобы фотоаппарат можно было вращать вокруг именно этой точки применяются панорамные головки, которые накручиваются непосредственно на штатив.
Иногда панорамными головками называют обычные шаровые головки обеспечивающие поворот фотоаппарата на 360 градусов. Это не совсем верно. Снять панораму с разноплановыми объектами при помощи них почти невозможно. Необходимо обеспечить поворот фотоаппарата вокруг именно нодальной точки. А данные головки позволяют лишь просто поворачивать корпус фотоаппарата.
Вместе с тем шаровые головки могут помочь при съемке панорам, когда объекты ближнего плана отсутствуют. В этом случае эффект параллакса будет почти незаметным.
Отдельные модели панорамных головок могут приспособлены только для съемки цилиндрических панорам (фотоаппарат можно вращать только по горизонтали). Но большинство головок позволяют создавать как сферические, так и цилиндрические панорамы. В этом случае вращение фотоаппарата возможно и по вертикали и по горизонтали
Видно, что при любом вращении головки, точка пересечение вертикальной и горизонтальной оси не смещается. Если расположить фотоаппарат так, чтобы нодальная точка его объектива совпала с вышеобозначенной точкой пересечения, то эффекта параллакса наблюдаться не будет.
Иногда для съемки панорам можно обойтись и вообще без панорамной головки. Что это за случаи рассмотрим чуть ниже.
Как определить где находится нодальная точка у вашего фотоаппарата?
Если у вас зеркальный фотоаппарат, то для вашего объектива наверняка есть информация в интернете. Чаще всего можно найти, если задать запрос в поисковике:“модель_вашего_объектива nodal point”
Если у вас не зеркальный цифровой фотоаппарат или вы не нашли информацию по вашему объективу, но у вас есть панорамная головка, то можно воспользоваться следующим способом:
1. Установите фотоаппарат в панорамную головку. Убедитесь что оптическая ось проходит через центр вращения. Для этого направьте фотоаппарат вертикально вниз. Вертикальная ось вращения должна проходить через центр кадра.
2. На расстоянии 30-50 см установите по центру перед объективом вертикально какой-либо тонкий предмет. Это может быть линейка, проволока, ручка, и т.д.
3. На расстоянии несколько метров установите второй предмет небольшой толщины. Расположите фотоаппарат так чтобы сам фотоаппарат, и два предмета находились на одной линии.
4. Поверните фотоаппарат так, чтобы ближний предмет был возле правой границы кадра.
Теперь перемещайте фотоаппарат вдоль оптической оси объектива до тех пор пока ближний и дальний предмет снова не станут находиться на одной прямой.
Повторите с левой границей.
5. Проверьте правильность найденной точки. Попробуйте повращать фотоаппарат, глядя на экран. Ближний и дальний предметы должны постоянно находиться на одной прямой.
Если вы заметили отклонение повторите пункт 4.
Теперь вы нашли нодальную точку вашего объектива. Она находится точно на пересечение осей вращения. Сделайте пометки на панорамной головке, чтобы в условиях съемки вам не пришлось вновь искать нодальную точку.
Но что делать если панорамной головки пока нет?
Можно попробовать сымитировать эту панорамную головку. Найдите у себя дома что-либо на что можно положить фотоаппарат и вращать его. Это может быть, например, старый проигрыватель пластинок, или тарелка с вращающейся подставкой из микроволновой печи.
Положите поверх, например тарелки, чистый лист. Отметьте на нем центр вращения, и нарисуйте проходящую через него линию. Расположите фотоаппарат так, чтобы оптическая ось, при взгляде сверху, совпадала с линией. Следуйте пунктам 2-5, сдвигая фотоаппарат вдоль нарисованной линии, пока ближний и дальний предмет не будут находиться на одной линии.
Нодальная точка будет располагаться на пересечение оси вращения тарелки и оптической оси объектива.
Съемка панорам
Итак, мы нашли нодальную точку, и теперь если вращать вокруг нее фотоаппарат то эффекта параллакса наблюдаться не будет. В этом случае фотографии обычно быстро и качественно сшиваются в единую панораму.
Иногда могут возникнуть некоторые проблемы в особых случаях (например: съемка морской панорамы, или леса в ветреную погоду). Но эти случаи заслуживают отдельной статьи.
Съемка панорамы заключается в последовательном фотографировании с поворотом фотоаппарата вокруг нодальной точки.
Рядом расположенные снимки должны иметь общие области в районе 20%. Анализ именно этих областей позволит программе потом сшить все кадры в единую панораму.
Если позволяет ваш фотоаппарат лучше всего снимать в формат RAW+JPG. Формат RAW позволяет исправить некоторые недостатки изображений, а JPG позволяет быстро просматривать снятые изображения.
При съемке панорам необходимо:
— Переведите фотоаппарат в полностью ручной режим (обычно обозначается символом М).
— Поставьте самое малое фокусное расстояние. Настройте свою панорамную головку так, что при повороте от кадра к кадру обеспечивалось 20%-ное перекрытие снимков. Если у вас нет панорамной головки, то необходимо будет запоминать что было сфотографировано на предыдущем кадре и снимать так, чтобы обеспечить необходимое перекрытие снимков.
— Настройте вручную фокусировку так, чтобы у всех объектов съемки была необходимая резкость.
— Чтобы глубина резкости фотографий была достаточной, и если позволяет свет, установите число диафрагмы на более высокое значение (например, F9. 0).
— Установите значение ISO исходя из освещенности.
— Скорректируйте выдержку так, чтобы на снимке не было засвеченных и слишком темных областей.
Теперь последовательно снимайте кадр за кадром поворачивая фотоаппарат. Если на следующем кадре изменяются условия освещенности, то корректируйте величину экспозиции при помощи изменения выдержки. На зеркальных фотоаппаратах это удобно делать при помощи колесика.
Попробуйте сначала снять один ряд кадров для панорамы. В этом случае получится 3d-панорама с ограниченным углом обзора по вертикали.
Для сферической панорамы (360х180) необходимо уже делать дополнительные ряды таким образом, чтобы обеспечить перекрывание в 20%, и покрыть снимками все окружающее пространств
Если у вас fish-eye объектив с достаточным углом обзора, то вам могут не потребоваться дополнительные ряды кадров. Для примера, съемка на 10mm fish-eye на любительских зеркалках (т. е. кроп-фактор 1.5-1.6) вам потребуется 6 горизонтальных снимков + кадр зенита и надира.
Можно выработать и схемы съемкы с 4-6 кадрами на одну панораму. Только надо помнить, что съемка — это самое малое затраченное время среди общего процесса создания панорамы. Лучше доснять пару кадров, чем потом думать как выправить свет и детали в стыках кадров.
Если у вас вызывают затруднения съемка в ручном режиме, то попробуйте для начала поснимать в автоматическом. Обычно для этого подходит режим съемки “ландшафт” (может называться “природа” или каким-либо подобным образом).
Без панорамной головки, конечно, съемка панорамы усложняется. Основное затруднение – обеспечить поворот фотоаппарата вокруг нодальной точки. Хоть как-то помочь в этом деле может опора фотоаппарата на каком-то вертикальном предмете. Это может быть штатив, или на крайний случай, сук или палка.
В таких случаях постарайтесь выбирать сюжет для съемок, когда ближний план отсутствует, а почти все объекты находятся на дальнем плане. Например, большая поляна в лесу, или центральная площадь города. Тогда эффект параллакса почти не проявит себя и панорама нормально сошьется.
Как снимать зенит и надир?
Напомню, зенит – это линия перпендикуляра вверх от плоскости горизонта в точке, в которой вы находитесь, а надир – вниз. Т.е. снимок зенита – это если повернуть фотоаппарат вертикально вверх, а надира – вертикально вниз.
Снимать надир можно с рук, или со специальных приспособлений. В любом случае необходимо обеспечить положение фотоаппарата, как будто он стоял бы на панорамной головке. Для этого его можно сначала поставить на головке вертикально вниз, затем отсоединить фотоаппарат и удерживая его на вытянутой руке в таком положении, другой рукой убрать в сторону штатив. И затем сделать снимок надира.
Снимок зенита снимается достаточно просто. Поворачиваем фотоаппарат вертикально вверх и фотографируем. Но если в качестве зенита выступает небо, и на нем нет четких облаков, то фактически этот снимок окажется бесполезным. Программа сшивки фотографий в панораму не сможет определить взаимосвязи с другими снимками, ей просто будет не за что “зацепиться”. В этом случае придется достраивать зенит панорамы в фотошопе. Но об этом уже поговорим в следующих статьях.
Продолжение:
2. Сборка фотографий в единую панораму
Все статьи по созданию панорам
У вас уже начали получаться сферические панорамы?
Регистрируйтесь на 1panorama.ru, и присоединяйте их к большому виртуальному туру по городам и природным достопримечательностям.
Остались вопросы?
Задайте их на форуме
20.
Виды панорамирования. Техника, используемая при съемке с движения.Внутрикадровый (глубинный) монтаж – постепенное изменение мизансцены в результате движения камеры или перемещения актеров в глубину и из глубины кадра. Сцена, снятая единой, непрерывной панорамой, будь то реальное явление или поставленный, игровой эпизод, производит на зрителя более убедительное и более емкое впечатление, потому что она не дробит ни пространство, ни время.
Панорама – творч. приём, заключающийся в том, что оператор меняет направление оси объектива во вр. съёмки. Это как бы имитация нашего взгляда, когда мы поворачиваем голову. В отличие от съёмки с движения, камера зафиксирована в 1 месте. Есть 3 вида панорам:
Панорама оглядывания – позволяет осмотреть пейзаж, предмет, фигуру, чтобы сведения были более полными. Кмамера должна оглядеть объект съемки для его лучшего обзора. Масштаб при этом зависит от той хар-ки, которую автор собирается дать объекту. а темп панорамирования зависит от того какое отношение объект должен вызывать у героя. Медленная и плавная съемка должна создавать ощущение покоя, а быстрая – тревоги.
Панорама сопровождения – съёмка движущегося объекта во вр. которой направление оптической оси объектива меняется в зав. от траектории движения этого объекта. Зритель судит о динамике действия по фону и переднему плану. если сделать объект во весь экран эффект движения будет потерян. Траектория панорамы, её направление и темп зависят от происходящего действия и подчинены его динамике. Это легко себе представить, вспомнив сложные панорамы во вр. спортивных соревнований например.
Панорама-переброска – стремительное движение кадра с одного объекта на другой с эффектом смазки. Для такого скачка всегда нужна причина, иначе это можно будет счесть за технический брак. Такая панорама не всегда выдерживает 1 план т.к. в начале и в конце переброски – разные объекты на разных расстояниях от камеры и разница в планах может быть существенной
Впечатление достоверности, аутентичности усиливается также «проработкой» второго и третьего планов сцены. Такая глубина мизансценирования стала возможной благодаря внедрению в практику кино короткофокусной (широкоугольной) оптики. Обычная оптика, угол охвата, ктр такой же, как угол обзора нашего зрения, имеет ограниченную глубину резкости, то есть предметы, ктр находятся дальше или ближе объекта, на ктр оператор наводит фокус, оказываются вне резкости. Широкоугольные (короткофокусные) объективы имеют значительно большую глубину и позволяют четко воспроизводить как ближний план, так и объекты, расположенные на дальнем плане. Таким свойством обладают фотоаппарты — мыльницы.
Второй вид съемки с движения – проезд, или тревеллинг, от англ, travelling – «путешествующий», «передвигающийся». Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съемки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем.
Особая разновидность тревеллинга – отъезд и наезд (иначе – тревеллинг назад и тревеллинг вперед). При наезде и отъезде непрерывно (иногда очень быстро) меняется угол зрения объектива и зависящая от него крупность изображения.
Третий вид съемки с движения – траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления. Как непревзойденный образец траекторией съемки можно напомнить первый эпизод фильма «Я – Куба» (режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский), когда камера в течение добрых пяти минут снимает один кадр, двигаясь сначала к крыше небоскреба, затем спускаясь вниз, затем пробираясь между людьми, гуляющими возле плавательного бассейна, затем следуя за пловцом, уходит под воду и т. п.
Техника для съемки в движении:
— тележка ( дольщики- люди, ктр ее тянут)
— кран (журавль)
— steady come – приспособление для поддержки камеры.
Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.
Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для авто и вертолета.
— канатная дорога: «Наполеон» (Бородинское сражение), Война и мир» (бал Наташи Ростовой)
По мере совершенствования операторской техники (операторских тележек, операторских кранов) стало возможным сделать съемку с движения более виртуозной, фиксируя сложные сцены одним длинным планом, как бы совмещая в них несколько кадров разного содержания и разного масштаба.
( Фильм оператор Урусевскогй. «Я-Куба, где камера из бассейна поднимается до небоскреба, фильм «Война и мир».оператор Петрицкий снимал бал Наташи Ростовый, надев ролики и разъезжая по залу, чтобы не дергалась камера.
Panorama Tutorial: Типы панорам
Частичные панорамы
Я только что упомянул этот первый тип во введении. Это когда вы фотографируете часть окружающего вас пейзажа и собираете их вместе, чтобы получить очень широкоугольный панорамный снимок или частичную панораму .
Вот пример ниже:
Пример частичной панорамы одного из озер-близнецов на Бали.
9фотографии были сшиты вместе, чтобы сформировать панорамное изображение. Я намеренно оставил неровные границы получившегося изображения, это то, что вы получите, если сделаете несколько снимков с рук без штатива. Изображения будут более или менее выровнены, но не идеально. В этом нет ничего страшного, просто обрежьте изображение по мере необходимости, чтобы получить чистый конечный результат.
Вполне возможно следовать этому принципу с несколькими рядами изображений, чтобы получить мозаичное изображение высокого разрешения.
Цилиндрические панорамы
Поработав некоторое время над этими широкоугольными панорамными фотографиями, я понял, что могу следовать тому же принципу, но делать эти снимки вокруг себя, чтобы создать панораму на 360°. Это называется цилиндрической панорамой . Представьте, что изображение принимает форму цилиндра, а вы, зритель, находитесь в центре этого цилиндра. С таким типом панорам гораздо интереснее конвертировать картинку в интерактивный формат — с возможностью перемещения внутри картинки (об этом позже).
Взгляните на этот пример:
Пример 360° цилиндрической панорамы города Любляна, Словения.
Эта панорама охватывает все 360 градусов. Это означает, что когда вы преобразуете его в интерактивный формат, левый конец и правый конец будут плавно соединены вместе. Еще раз, это просто нужно немного обрезать сверху и снизу. Конечно, вы не хотите делать какие-либо изменения, касающиеся левой и правой границ, так как они больше не будут совпадать!
Так как этот вид панорамы состоит из одного ряда снимков, снимки должны быть сделаны вертикально, а не горизонтально, для максимального вертикального поля зрения. Имейте в виду, что для любой панорамы лучше всегда делать снимки вертикально.
Сферические панорамы
Мы подошли к самому захватывающему типу панорамы, который является логическим усовершенствованием цилиндрических панорам. Благодаря цилиндрической панораме вы можете оглядеться вокруг, и это здорово. Что еще более замечательно, так это возможность смотреть в любом направлении, не только вокруг, но и вверх и вниз. Вы можете смотреть на землю или небо. Это полное погружение в картину. Вот что такое сферическая панорама есть. Панорамное изображение охватывает все 360° по горизонтали и все 180° по вертикали. Это изображение имеет форму сферы вокруг зрителя.
Опять пример:
Пример сферической панорамы отеля Raffles в Сингапуре.
Приведенная выше панорама состоит из 91 изображения — это довольно много. Фотографии были сняты на мой Canon EOS 550D с объективом, который идет в комплекте, с фокусным расстоянием 18 мм. Это не самый простой сценарий, чем больше у вас картинок, тем больше вероятность, что возникнут трудности со сшиванием. Но я бы сказал, что если правильно фотографировать, то все равно нормально. Различные панорамы на этом сайте были созданы с помощью этого базового объектива, и они до сих пор вполне удовлетворительны. Это просто большая работа для программного обеспечения и для вас, если вам нужно расположить некоторые части, которые не были выровнены правильно.
Поскольку фотография охватывает всю сферу, кадрирование не требуется.
Теперь, когда вы знаете о типах панорам, вы готовы сделать первые шаги для создания своей! Нажмите на ссылку ниже, чтобы продолжить.
ДАЛЕЕ: Как снимать панорамы без специального оборудования
Панорамная фотография — Блог Upskillist
Панорамное изображение изображает угол обзора, который значительно шире, чем тот, который обычно захватывается при одной экспозиции. Панорамные фотографии — это вершина профессиональных изображений, поскольку они добавляют ощущение времени и места и дают зрителю сверхширокий обзор объекта. Благодаря цифровому переходу стало все проще создавать изображения такого типа, будь то с помощью мобильного телефона или цифровой зеркальной камеры.
Чтобы сделать панораму, вы делаете несколько снимков, которые захватывают перекрывающиеся части сцены; затем вы используете программное обеспечение для постобработки, такое как Adobe Bridge или Photoshop, чтобы легко совместить эти разделы вместе. Большинство камер типа «наведи и снимай» теперь оснащены автоматическими панорамными режимами. На большинстве моделей сначала отображается самая последняя сделанная фотография, а затем предоставляется возможность выбрать следующую фотографию и совместить их вместе. Это указывает камере не изменять настройки экспозиции между снимками, чтобы обеспечить естественную панораму. Это помогает создать равномерное освещение для всех изображений, что делает их объединение более плавным. Как и во многих стилях фотографии, существуют различные типы панорамных изображений; цилиндрические, сферические и более современные панорамы маленьких планет. Наш онлайн-курс по фотошопу рассказывает больше о программном обеспечении для постобработки и его использовании для панорамных снимков.
Цилиндрические панорамы создаются путем поворота вашего положения на 360°, их можно снимать из внутреннего или внешнего положения, чтобы дать представление либо о перспективе фотографа на месте съемки, либо о внешней перспективе пейзажа.
Сферические панорамы представляют собой несколько снимков, соединенных вместе для формирования трехмерной сферической перспективы. Это можно сделать, сфотографировав объект спереди, сзади, слева, справа, сверху и снизу. Эти изображения должны быть соединены вместе, чтобы сформировать полый шар с изображениями внутрь, таким образом давая зрителю ощущение того, что он находится внутри полой сферы. Этого также можно добиться, используя объектив «рыбий глаз» или обычный объектив для съемки множества фотографий, а затем с помощью специального программного обеспечения объединяя их в целую композицию.
Little Planet или «стереографическая проекция» можно сделать из двух предыдущих форм панорам и отредактировать их с помощью эффекта фильтра в Photoshop, чтобы создать необычайно интересное изображение, похожее на маленькую планету, снятую сверху с помощью объектива «рыбий глаз». Примеры этого фотоискусства можно увидеть здесь;
Есть что-то в форме или соотношении сторон панорамных фотографий, что всегда заставляет вас остановиться, чтобы рассмотреть их поближе. Это становится все более распространенным в фотографии и в цифровых медиа. В частности, веб-сайты виртуальных туров и картографирования используют их, чтобы дать онлайн-зрителям ощущение присутствия в каком-либо месте, не находясь там физически.