Способы освещения в студийной съемке. Виды, схемы, источники
В студийной съемке, которая проводится в помещении, используется преимущественно искусственный свет. Он может имитировать естественный, быть драматичным, мягким, отличаться силой и эффектами, которые создают его источники — постоянные и импульсные.
Световая схема — одна из самых важных и сложных задач, которую фотограф должен решать в своей работе. Зная о правилах ее создания, умея работать со студийными осветительными приборами, можно получить результат очень высокого качества — причем тот, которого вы и добивались.
Виды света
Софтбоксы, зонты, портретные тарелки, всевозможные насадки, накамерные вспышки и синхронизаторы для них служат одной общей цели — формированию определенного вида света. Студийное световое оборудование создает или убирает тени, выделяет скульптурно-объемную пластику модели или предмета, убирает из зоны внимания зрителя второстепенные объекты и подчеркивает главное.
Чтобы решить творческую задачу, фотограф чаще всего использует два-три осветительных прибора. Например, в классической световой схеме используют базовый комплект импульсного света — софтбоксы (или октобоксы) и вспышку с рефлектором плюс стойки, фильтры и прочие аксессуары. В качестве дополнительного, четвертого источника можно взять отражатель. Так формируется классическая, или рембрандтовская схема, где используются основные виды света:
- рисующий (key light). Именно он создает объем, формирует скульптурность и пластику объекта съемки, выделяет главное в композиции, создает светотональный рисунок. Для него используются наиболее мощные источники — софтбоксы, портретные тарелки и прочие рефлекторы;
- заполняющий (fill light). Его назначение — смягчение, высветление ненужных в рисунке теней, равномерное освещение объекта съемки. Для него чаще всего используют софт-боксы, отражающие панели и другие источники мягкого, рассеянного света. Они создают нужный уровень освещенности;
- фоновый (back light).
Источники подсвечивают фон и отделяют модель или предмет от него. Также их используют, если нужно осветить задник отдельно. Для него нужен рассеянный свет и насадки, формирующие световое пятно нужной фотографу формы, например, тубусы или рефлекторы с сотами;
- контровый (assent light). Он очерчивает контур предметов, создает нужные фотографу световые блики, отделяет объект от фона и подчеркивает фактуру волос, одежды. Для создания акцентов используют насадки — тубусы, стрип-боксы, шторки на рефлекторах.
Основная схема, которую используют со светлыми фонами — это сочетание рисующего, заполняющего и контрового света. В других вариантах также применяют другие рисунки. Для них нужен моделирующий свет, который подчеркивает отдельные участки кадра, придавая фотографии выразительность и определяя, насколько контрастным будет изображение. Для него нужны приборы слабого, рассеянного света. Также в световых схемах используют контурный, выравнивающий и другие виды света.
Источники света
Чтобы добиться нужного освещения и рисунка, в студии используют оборудование импульсного и постоянного света. Первый вариант применяют чаще. Основной инструмент фотографа — импульсные моноблоки, в которых лампы и элементы управления находятся в едином корпусе. Часто используют и генераторы — элементы питания, к которым подключают внешние лампы. У них более короткая длина импульса и быстрая перезарядка, но моноблоки дешевле и проще в применении.
Источники и комплекты постоянного света тоже нужны в студии. Они широко используются в предметной съемке, где требуется непрерывно работающая и контролируемая лампа. Постоянный источник нужен для постановки света, точной оценки его распределения, там, где импульсные генераторы и моноблоки не могут обеспечить нормальную экспозицию. Дополняют лампы световыми насадками и другим оборудованием — от цветных фильтров до кольцевых вспышек для камер. Но их использование — отдельная и очень обширная тема.
В качестве заключения
Даже если вы предпочитаете творческую, нетривиальную съемку, потратьте время и освойте базовые световые схемы и правила размещения и использования основных источников.
Постоянные и импульсные источники света
И так вы многое умеете у вас хороший фотоаппарат, и вы думаете, а может мне организовать студию? Но вы не знаете, какой свет для студии выбрать постоянный или импульсный. И вообще, какая между ними разница, и зачем на придумывали так много, аж два вида источников света? И еще много вопросов мучает не искушенного человека, и сейчас мы попытаемся в этом разобраться.
Сначала надо понять, а что каждая разновидность источников света из себя представляет.
Постоянные источники света
Постоянные потому что светят постоянно, пока подключены к электрической разетке. Работают на основе различных ламп; галогенных, флуоресцентных, метало галогенных, ламп накаливания, светодиодных.
Имеют рад достоинств.
Например, при их использовании сразу виден светотеневой рисунок, то есть вы в видоискатель видите ту картинку, которая получится после съемки, работает правило, как увидел, так и снял.
Возможность серийной, скоростной сьемки.
Так же к достоинствам можно отнести относительную дешевизну, и простоту использования. Экспозицию можно выставлять прямо по натуре, не нужны средства синхронизации.
Постоянные источники света бывают регулируемые, то есть имеющие регулировку по мощности освещения, и не регулируемые.
Для данного типа осветительных приборов выпускаются всевозможные светоформирующие насадки и приспособления.
Еще не маловажным достоинством данного типа источников освещения является возможность изготовлять их самостоятельно, относительная простота конструкции раскрывает широкие возможности для тех фотографов, кто любит мастерить оборудование самостоятельно.
Из недостатков можно отметить относительную маломощность при равных массогабаритных показателях, по сравнению с импульсными источниками света.
Большое энергопотребление в связи с тем, что много энергии расходуется в пустую, работая даже тогда когда фотографирование не происходит.
Также данные источники освещения сильно нагреваются сами и нагревают окружающее их пространство, то ест, в студии через некоторое время после включения осветителя может стать жарко, модели станут потеть косметика течь, натюрморты с едой портится терять привлекательный вид, придется тратиться еще и на систему вентиляции и охлаждения помещения.
Мощность данных приборов измеряется в Ватах (W) например 60w или 100w, сколько ват у лампы, или суммарная мощность в ватах нескольких ламп, если в приборе их несколько, столько и у всего прибора. Часто используются те же лампы что и в быту и, меняя лампы разной мощности можно регулировать интенсивность светового потока.
Надо сказать, что с появлением все возможных инноваций в сфере осветительных технологий некоторые перечисленные проблемы стали менее заметны. Например, энергосберегающие лампы меньше потребляют электричества, многие современные лампы при той же мощности светового потока, значительно меньше нагреваются.
Многие студийные фотографы по-прежнему с удовольствием пользуются постоянными источниками света, особенно в портретной фотографии.
Импульсные источники света
Данный тип осветителей светит только в тот момент когда срабатывает затвор камеры, производя мощный световой импульс, потому и называется импульсным.
Часто импульсные источники света называют вспышками.
Существует три вида данных источников это; накамерная вспышка, моноблок, и генераторные вспышки.
Первые это достаточно не большой прибор, который чаше всего используется как более мощный и более совершенный аналог встроенной вспышки, то есть из фотокамеры и осветительного прибора составляют по средствам горячего башмака единое устройство, которое позволяет производить фотографирование в условиях плохой освещенности, но в более широком диапазоне возможностей, чем встроенная вспышка.
Данный прибор может работать не только в качестве накамерной, но и как студийная вспышка. Для нее выпускается множество разнообразных приспособлений значительно расширяющих ее возможности. И важная особенность данное устройство работает не зависимо от электросети, что делает его очень мобильным.
Подробнее про накамерные вспышки читайте в статье «Выбор и использование внешней накамерной вспышки».
Моноблок, это разновидность студийной вспышки, у которой все элементы устройства находятся в одном корпусе, достаточно с помощью электропровода подсоединить ее к стандартной розетке, и прибор готов к использованию. Она относительно компактна, но это достаточно тяжелый механизм, который не всегда удобно использовать, особенно на все возможных сложных системах установки светотехники, таких например как журавль.
Да и на обычной стойке, центр тяжести получается слишком высоко, и велик риск опрокидывания всей конструкции, соответственно упавшая даже с не большой высоты вспышка с большой вероятностью будет повреждена.
Моноблоки достаточно мощны относительно постоянных источников света, и накамерных вспышек, но уступают в мощности генераторным вспышкам.
Все органы управления располагаются на задней или боковой стенках моноблока, что относительно удобно, не нужно наклоняться, чтобы рассмотреть показания приборов. Настройки у большинства подобных устройств достаточно гибки, имеют большой диапазон. С ними можно использовать различные синхронизаторы. Также в большинстве современных моноблоков как штатная присутствует возможность синхронизации по световому каналу, и можно настроить вспышку как ведомую или ведущую. Если предполагается что в вашей студии будет потребность в построении сложных световых схем из нескольких вспышек то синхронизация по световому каналу обязательно должна присутствовать в комплекте, который вы будете покупать. Это самый дешевый вариант первая вспышка поджигается по средствам кабеля или радио синхронизатора, остальные загораются по световому каналу от первой.
Также в данной категории осветителей есть очень бюджетные, вплоть до того что совсем без регулировок, с постоянной мощностью импульса, или с минимальными регулировками, например две три ступени интенсивности импульса. Но если у вас очень ограниченный бюджет то это не плохой вариант для старта. Правда купить такие вспышки можно не везде, я живу в краевом центре и в местных фотомагазинах я подобных вспышек, последние года три не видел (информация на 2015г), можно сказать, что это редкость, но на просторах интернета, если захотите, найдете.
Вспышки генераторного типа
Вспышки данного типа состоят из генератора, который одновременно является блоком управления, и осветительной головки. В генераторе генерируется электроэнергия и передается на головку по средствам кабеля. К одному генератору могут быть подключены несколько головок, что часто решает проблему синхронизации. Считается что генераторные вспышки в среднем мощней моноблоков и как правило они дороже.
Осветительные головки легче моноблоков, при установке на стойки, проблема с высоким центром тяжести ощущается меньше, хотя кабель тоже может создавать похожие проблемы, но в данном случае при падении головки повредится только часть вспышки, которую легче и дешевле починить, или заменит на новую.
Все студийные вспышки не зависимо от конструкции имеют по две лампы, это импульсная лампа, которая собственно и производит пых (жаргонное название светового импульса), и пилотная, которая формирует пилотный свет. В каждой студийной вспышке есть источник постоянного света, с помощью которого можно увидеть примерную и общую светотеневую картину, которая получится на фотографии. Он то и называется пилотным. Лампа пилотного света значительно менее мощная, чем импульсная.
Мощность вспышек измеряется в Джоулях, например; 200 Дж, 500 Дж, 1000 Дж.
Синхронизация импульса производится разными способами.
- Синхрокабель — синхронизация через кабель, который подсоединяется через синхроразем, к вспышке и через переходник к горячему башмаку камеры.
- ИК-пускатель — универсальный способ синхронизации, с помощью инфракрасного импульса, выглядит как не большая коробка, которая подключается с помощью, горячего башмака к камере. Это разновидность синхронизации с помощью светового импульса, но импульс производится в невидимом для человеческого глаза диапазоне.
- Вспышка — синхронизация по средствам вспышки, как и предыдущий способ, это синхронизация с помощью светового импульса и светоулавливающих элементов. Поджигающая вспышка может быть встроенная или накамерная или подсоединенная с помощью других способов синхронизации, от ее импульса поджигаются остальные.
- Радио синхронизатор — прибор выглядит как две небольшие коробки, одна передатчик который подсоединен через горячий башмак к камере, другой приемник который подсоединен к вспышке, передатчик производит радиосигнал во время срабатывания затвора, приемник улавливает его и поджигает вспышку.
Все источники света как импульсные, так и постоянные могут, оснащаются все возможными приспособлениями формирующими свет, они так и называются светоформирующие насадки. Подсоединение данных насадок происходит по средствам байонета, которые бывают разных размеров, как правило, байонеты различаются по диаметру, иногда по способу крепления. Бывают насадки, которые крепятся к другим насадкам, например к рефлектору могут крепиться шторки.
Есть насадки специализированные только для одного типа осветительных приборов, например, для накамерных вспышек.
Надо сказать, что возможна регулировка мощности не штатными средствами, то есть чем больше все возможных светоформируюших приспособлений между источником света и натурной постановкой, тем меньше интенсивность освещения.
В силу того что импульсные источники света в среднем значительно мощнее, потери света при использовании насадок менее ощутимы чем при использовании постоянного света.
Многие профессиональные фотографы используют в своей работе, как постоянные источники света, так и импульсные, причем иногда одновременно. Хотя конечно особенности присущие каждому типу налагают некоторые ограничения, и формируют предпочтения. Например, малая мощность постоянного света иногда не позволяет снимать большие масштабные сцены, или выстраивать очень сложные световые схемы. Но в портретной фотографии многие отдают предпочтение именно постоянному свету. А такое направление в технологии освещения как страбизм не мог бы существовать без накамерных вспышек, хотя в нем иногда используют постоянные источники света, например бытовые фонарики.
И здесь вам нужно понять, а что и как вы собираетесь снимать, для каких целей вам нужна студия. Можно пойти по пути универсализации, например, считается, что набор из трех вспышек мощностью 300 Дж, подойдет для решения почти всех задач, которые могут возникнуть у начинающего фотографа. Хотя я до сих пор использую моноблоки мощностью 200Дж для сьемки предметки, и натюрмортов, да и для портрета данной мощности вполне хватает. Но без постоянного света тоже не обхожусь, часто использую его в различных световых схемах.
Даная статья на ЯндексДзен.
Удачных всем снимков, осваивайте световое оборудование.
Дмитрий Бодяев.
Различные типы студийного света
Создание профессиональной студии для видеосъемки требует достаточного освещения. Качество вашего света может улучшить или испортить качество ваших видео. Есть много разных способов освещения сцены, в зависимости от цели и видения видео.
Чтобы убедиться, что у вас есть подходящее оборудование для любого производства, используйте это руководство, чтобы узнать о различных типах студийного света. Хотя конкретные рекомендации различаются в зависимости от постановки, приведенное ниже оборудование является одним из наиболее важных, которые вы можете иметь на съемочной площадке.
Вольфрамовые, люминесцентные или светодиодные лампы
Создание особой атмосферы имеет решающее значение для любого видеопроизводства. Неправильная атмосфера может отправить неправильное сообщение вашей аудитории. Чтобы правильно создать определенную атмосферу, нужно знать, как правильно установить теплое и прохладное освещение.
Такие термины, как «теплое освещение» и «холодное освещение», широко распространены в профессиональной видеопродукции. Итак, как же добиться теплых или прохладных условий в кадре камеры? Ну, вы должны знать разницу между вольфрамовыми, люминесцентными и светодиодными лампами.
Лампы накаливания
Вольфрамовые лампы широко известны своей способностью создавать теплое свечение в кадре. При этом вольфрамовые лампы также имеют репутацию благодаря угрозам безопасности, обычно связанным с ними. В неумелых руках эти огни могут привести к травмам или возгоранию на съемочной площадке. Если вы используете разумные и безопасные методы обращения, вольфрамовая лампа может стать отличным дополнением к вашему видеопроизводству.
Люминесцентные лампы
Для съемки, требующей более холодного изображения, обратите внимание на высококачественные люминесцентные лампы. Хотя вы можете не считать «прохладный» и «дневной свет» синонимами, люминесцентные лампы отлично подходят для обоих. Понятно, что флуоресцентные лампы плохо сочетаются с дневным светом, но на самом деле все совсем наоборот. Когда вы пытаетесь создать в кадре иллюзию дневного света, люминесцентные лампы определенно помогут вам в этом.
Кроме того, поскольку эти лампы настолько холодные по температуре, они представляют меньшую опасность, чем лампы накаливания. Конечно, вы все еще можете навредить себе из-за неосторожного обращения, но угрозы безопасности будут минимальными, пока вы несете ответственность.
Светодиод
Наконец, мы окунемся в золотую середину между упомянутыми выше лампочками — светодиодами. Когда вы используете светодиодные фонари, у вас больше энергоэффективности и контроля. Фактор управления вступает в игру благодаря регулируемому характеру светодиодов.
Независимо от того, хотите ли вы прохладное или теплое изображение, светодиодные лампы удовлетворят любые требования. Кроме того, настройка светодиодных фонарей может быть более глубокой. Именно поэтому компания Ikan предлагает широкий выбор профессиональных светодиодных студийных светильников.
Контроль как можно большего количества областей важен для профессионального видеопроизводства. Регулировка параметров освещения — это только одна часть производства, которую вы должны полностью контролировать, но она одна из самых важных для воплощения вашего видения в жизнь. Когда стиль освещения видео не соответствует стилю или тону контента, это сразу становится очевидным для всех в аудитории.
Роли, которые вы должны выполнять
Когда дело доходит до различных типов студийного света, вы должны подумать о ролях, которые вы хотите исполнять. Под «ролями» мы подразумеваем функциональность отдельных источников света в трехточечных, четырехточечных схемах освещения и т. д. Возможно, вы не сможете использовать их все сразу, но всегда полезно иметь эту технологию наготове при съемке в студии.
Основные источники света
Основной источник света, возможно, является самым важным механизмом для настройки определенного освещения. Думайте о ключевом свете как о вашем центральном источнике света, источнике света номер один, который всегда будет приносить некоторую пользу видеоизображениям. Это потому, что это центральный источник освещения объекта в кадре и подходящее средство для создания теней.
Вы можете использовать основные источники света отдельно или в тандеме с другими источниками света, в зависимости от того, что вы пытаетесь снять. Другие роли света, которые вы выполняете в будущем, направлены на то, чтобы каким-то образом изменить тени, отбрасываемые ключевым источником света.
Заполняющий свет
Роль, которую играет заполняющий свет в вашем видео, указана в его названии. Этот источник света существует для заполнения теней, изначально созданных ключевым светом. В частности, он существует для восстановления деталей, быстро утраченных из-за отбрасываемых теней. С помощью заполняющего света можно создать изображение с большей детализацией.
Это не всегда то, что требуется для видеопроизводства, поскольку ваша конкретная схема освещения зависит от атмосферы, которую вы пытаетесь создать. Тем не менее всегда полезно иметь в студии заполняющий свет, когда вам нужно более мягкое, но более теплое изображение в кадре.
Подсветка сзади
Подсветка сзади, или «свет для волос», — это источники освещения, которые вы размещаете позади объекта как часть трехточечной установки. После размещения задней подсветки позади вашего объекта она образует вокруг него отчетливый контур, который отделяет их от фона.
В свою очередь, это придает вашему изображению невероятную визуальную глубину. Без подсветки изображение выглядит более плоским. Когда вы тщательно размещаете его на съемочной площадке, эти плоские образы немедленно удаляются. Кроме того, это дает вам отличный способ сосредоточить внимание вашей аудитории на предмете. Плохое освещение может вызвать незаинтересованность у зрителей, но хорошее освещение может увлечь вашу аудиторию.
Фоновое освещение
Несмотря на то, что все ранее упомянутые роли имеют решающее значение для трехточечной системы освещения, есть еще один полезный источник освещения. С помощью кеинга, заливки и подсветки вы создаете изображение с глубиной и фокусом.
Эти огни очень эффективно выдвигают объект на передний план. Однако, возможно, вы не хотите терять детали фона. Для снимков, которые выигрывают от более богатой детализации позади объектов, вы можете использовать метко названный «фоновый свет».
Точно так же, как заполняющий свет восстанавливает детали, утраченные основным светом, фоновые источники света восстанавливают детали, утраченные другим оборудованием. Вместо того, чтобы позволить области позади объектов упасть в тень, фоновое освещение освещает ее, создавая визуально более интересный фон. Это, конечно, если вы приложите усилия, чтобы устроить достойный освещения фон.
Типы освещения, используемые в телевещании
Технологические достижения меняют не только то, как мы смотрим и воспринимаем медиа; они также трансформируют фактический процесс создания носителей .
Например, телевизионное освещение претерпело значительные изменения, чтобы идти в ногу с новыми медиаформатами, такими как HD и 4K. Сейчас средняя студия телевещания оснащена несколькими различными типами осветительных приборов, которые не были обязательными десять лет назад или около того.
Типы телевизионного освещения
Настройка освещения в студии во многом зависит от типа создаваемого контента. Как и следовало ожидать, освещение для программы утренних новостей будет сильно отличаться от освещения для драматического сериала.
Для телевещания наиболее широко используемое осветительное оборудование относится к одной из трех категорий:
- Кварцевые лампы
- Линзы Френеля
- Светодиодные фонари
Кварцевые лампы уже давно являются основным продуктом отрасли, но в последние годы все большую популярность приобретают светодиодные лампы.
В общем, существует шесть основных типов освещения для телестудий:
Основные источники света
Основные источники света служат основным источником освещения объекта. Во многих студиях стандартным выбором является тип света, называемый «прожектор Френеля». Есть две важные причины, по которым прожекторы Френеля являются основным продуктом студии:
- Луч можно легко отрегулировать в диапазоне от широкого потока до узкого точечного фокуса. Использование амбарных дверей обеспечивает еще большую гибкость независимо от формы балки. В результате обеспечивается точный контроль над интенсивностью света и зоной охвата без необходимости изменять фактическое положение светильника.
- Система линз создает луч с мягкими краями, который легко сочетается с различными другими осветительными приборами, используемыми на съемочной площадке.
Подсветка сзади
Подсветка сзади отделяет объект от фона, создавая эффект глубины. Подсветка расположена непосредственно за объектом и над плоскостью камеры, тщательно смонтирована, чтобы не допускать попадания прямого света на объектив камеры и создания нежелательных теней и пятен. Во многих случаях прожектор Френеля также используется для подсветки (из-за его адаптивности).
Базовые светильники
В качестве базового светильника обычно используется ковш или прожектор, определяющий общий уровень освещенности съемочной площадки. Базовые источники света также можно использовать для создания определенной цветовой смеси.
В идеале фокус базовых источников света должен легко регулироваться, чтобы можно было контролировать распространение луча. Как и основные источники света, базовые источники света также должны иметь поле света со сглаженными краями, чтобы эффективно сочетаться с другими осветительными приборами.
Заполняющие источники света
Заполняющие источники света очень похожи на основные источники света, но эти две формы освещения не совсем взаимозаменяемы. Заполняющие огни работают как вторичные источники света, обеспечивая рассеянный свет, аналогичный базовому освещению. Они предназначены для уменьшения чрезмерного контраста и смешивания любых теней, создаваемых основным источником света.
Набор светильников/циклорама
Для создания эффекта плавного и равномерного освещения на фоне/циклораме используются наборы света. Они могут служить разным целям, в том числе усиливать фоновую подсветку, сливаться с общим декором, уравновешивать картинку или даже создавать определенное настроение.
Эти светильники можно настроить для смешивания цветов, чтобы можно было легко достичь идеального дизайна освещения.
Световые эффекты
Световые эффекты добавляют визуальный интерес или изменяют настроение, проецируя изображения на фон или объект. Профильный прожектор часто используется в качестве светового эффекта, предлагая несколько различных механизмов, с помощью которых можно регулировать проекцию.