«Ключевые тексты по истории искусства». Читаем еще раз
Семинар Юлии Лидерман «Ключевые тексты по истории искусства» начал работу на базе библиотеки Музея «Гараж» осенью 2019 года. Отправной точкой послужила антология Fifty Key Texts in Art History (2012): сборник критических комментариев к наиболее влиятельным текстам по истории и философии искусства и культуры.
Семинары проходили в формате «медленного чтения» материалов антологии, которые изучались в обратном хронологическом порядке — от написанных в наши дни к более ранним.
Первый блок семинара завершился в декабре 2019 года, однако объем материала и полемический запал, им порождаемый, вряд ли удалось исчерпать за прошедшие десять семинаров, и обсуждаемые работы вполне уместно было бы перечитать повторно, взглянув на них свежим взглядом. Многие публикации, затронутые на страницах антологии, доступны в открытом доступе. Ведущая семинара и культуролог Юлия Лидерман прокомментировала наиболее яркие и значимые из них.
Брайан О’Догерти. Внутри белого куба: идеология галерейного пространства
В эссе одноименного сборника, написанных в 1976–1981, деконструируется миф о нейтральности галерейного (выставочного) пространства. История современного искусства — от Салонов Независимых начала века до проекта институциональной критики эпохи постмодерна — со слов О’Догерти предстает как история пересмотра границ художественного произведения. Как и другие тексты из Fifty Key Texts in Art History, его эссе приобретают значимость не в свете затронутого предмета (семантики галерейного пространства), а в совокупности с другими текстами, рассматривавшимися в рамках семинара и проливающими свет на эволюцию предмета искусствознания в свете трансформаций, происходивших в области гуманитарного знания (структурализмом и постструктурализмом, гендерной теорией, постколониальными исследованиями и др.).
ЧИТАТЬ
Элен Сиксу.

Эссе 1975 года, один из самых известных текстов феминистской постструктуралистской теории. Эту статью можно считать манифестом. Ее прагматика — задеть читателя за живое, вызвать желание, побудить к действию. Материалом исследования здесь выступают литературные тексты ХIХ века. Каким образом их анализ связан с историей визуального искусства? В первую очередь, с точки зрения метода. Как исследовательница Сиксу придерживается постструктуралистских позиций, позволяющих рассматривать художественные практики как акты речи и письма. Когда дело касается речи, важно, кто говорит и кому эта речь адресована. В своей статье-манифесте Сиксу призывает женщин «писать для женщин» и «о женщинах», акцентируя гендерную составляющую культурных практик.
ЧИТАТЬ
Лаура Малви. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф
Эссе по теории кинематографа, как и предыдущий текст, вышло в свет в 1975 году. Предметом анализа в нем стали каноны голливудского кинематографа.
ЧИТАТЬ
Майкл Фрид. Искусство и объектность
Текст американского теоретика и критика Майкла Фрида, написанный в 1967 году и обсуждавшийся на семинаре в связи проблемой периодизации истории искусства. Фрид рассуждает о конце модернизма, который, согласно его видению, знаменует завершение проекта современного искусства и связан с распространением минимализма. Практики последнего привносят в область искусства элемент театральности (буквализма), существующей в состоянии непримиримого противостояния с искусством.
ЧИТАТЬ
Ги Дебор. Общество спектакля
Один из ключевых текстов критической теории ХХ века был написан в 1969 году и, несмотря на свою относительную «заезженность», по-прежнему остается увлекательным чтением.

ЧИТАТЬ
Эрнст Ханс Гомбрих. История искусства
Как и «Общество спектакля», текст Гомбриха остается невероятно популярным и давно превратился в бестселлер популярного искусствоведения в лучшем смысле этого слова. Впервые опубликованный в 1950 году, он многократно дополнялся автором при жизни (Гомбрих умер в 2001 году в возрасте 92 лет) и выдержал множество переизданий. В этом тексте развивается и на сегодняшний день актуальная идея о том, что обучение западноевропейскому искусству остается частью обучения европейскому гуманизму.
ЧИТАТЬ
Paul Valéry. The Centenary of Photography [Discours du centenaire de la photographie] (7 January 1939)
Доклад поэта и критика Поля Валери, сделанный на конференции в Сорбонне в 1939 году по случаю столетнего юбилея c момента изобретения фотографии, является одним из ранних примеров теоретических текстов об этом жанре. Центральная его проблема — отношения литературы и фотографии, по-прежнему важная и в сегодняшнем искусствознании, равно как и вопросы статуса фотографии и упований зрителя на ее «документальность». Текст продолжает линию обсуждения зыбкой границы между визуальным и речевым, позже подхваченную Сиксу, и предвосхищает развитие целого раздела философии, посвященного теории образа.
ЧИТАТЬ
Поделиться
ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ КИНО
Александр Мигурский
5 ОКТЯБРЯ 2019
Взгляд, бессознательное, скопофилия и нарциссизм в феминистской теории Лауры Малви
Лаура Малви
Взгляд – это культурно обусловленный примат кинематографической формы. То, как мы смотрим на вещи, людей, природу и видим их – конструирует нас, влияет на процесс самоидентификации. Кино, как искусство способное варьировать разные модели взгляда (смотрения), неразрывно связано с господствующей в обществе идеологией. Исходя из этого, в 1970-е гг. на базе философии структурализма и психоанализа создаются несколько важных теоретических концептов, позволяющих критически изучать кинематограф как идеологический аппарат, способствующий сохранению и закреплению неравенства в социуме. Патриархат как форма полового угнетения в классовом обществе стал объектом феминистской критики. Ведущую роль в формировании феминистской теории взгляда сыграла британская исследовательница кино Лаура Малви. Её эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», вышедшее в 1975 г. в журнале Screen и послужившее основой (манифестом!) для дальнейшего развития феминистской критики (Л. Уильям, К. Дж. Кловер), является признанной классикой теории кино.
В своей работе Малви пытается исследовать то, как бессознательное патриархального общества структурирует фильмическую форму. Для этого она прибегает к соответствующему инструментарию – психоанализу Фрейда и Лакана в свете феминистской критики, преодолевающей негативизм классического психоанализа в отношении женщин. Тем самым, по её словам, он превращается в «политическое оружие», поскольку, отражая патриархальное понимание пола, обращается против самого себя, и все для того, чтобы таким образом найти альтернативу «мужскому» бессознательному, структурированному как язык угнетения.
В обществе, где доминирует мужчина, различие между полами строится исключительно на внешнем факторе. Согласно этому принципу, конструируется в нем и язык, обозначающий всю палитру чувствований через призму мужского взгляда. Женщина в нем интеллектуально и чувственно нема, поскольку олицетворяет собой мужской страх кастрации. Данный факт обуславливает две эстетические (и эротические) стратегии определения мужским бессознательным отношения к женщине: обесценивание (демистификация) женщины как Другого, проявляющееся через садизм, и отрицание кастрации посредствам фетишизации женского образа, сообщения ему чувства уверенности, красоты как нечто удовлетворяющее само по себе. Эти тенденции, согласно Малви, мы обнаруживаем в классическом нарративном кинематографе.
«Головокружение» // Альфред Хичкок
Вся магия кино, которая заставляет нас вновь и вновь посещать кинотеатры, заключается в способности создателей фильмов виртуозно манипулировать визуальным наслаждением. Им удается это, прежде всего, потому, что кино как таковое предлагает несколько видов удовольствий, являющихся формообразующими структурами и механизмами, но не собственно значениями.
Первый – скопофилия или любовь к рассматриванию – подразумевает, что рассматриваемый объект подвластен изучающему его взгляду. В кинотеатре зритель сталкивается с герметичным и внешне безразличным к аудитории миром классического фильма, что само собой подталкивает нас к условному «скрытому» наблюдению за ним, а погруженный во тьму кинозал, в свою очередь, изолируя людей друг от друга, моделирует необходимое для этого вуайеристическое одиночество.
Второй вид – нарциссизм, связанный с рассматриванием человека и самоидентификацией зрителя с кинообразом. По мысли Лакана, каждый человек переживает своеобразную «стадию зеркала», когда будучи ребенком, еще не до конца овладев своей телесностью, он сталкивается с внешним зеркальным образом самого себя, который оказывается гораздо успешней в контроле над телом. Это столкновение есть вход в пространство Воображаемого, идеального, позволяющего конструировать свое эго, субъективность в соответствии с ним. Именно в кино возможно переживание этого до-субъективного момента узнавания образа (самоидентификации), поскольку мы вынуждены заимствовать чужой взгляд (олицетворенной камерой) для ориентации в пространстве фильма и фокусироваться на тех идеалах, «звездах», что двигают, организуют сюжет.
«Двойная страховка» // Билли Уайлдер
Значение образов, показанных с помощью этих механизмов на экране, определяется господствующим в реальности символическим порядком. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кодирование эротического, чаще всего, происходит на языке патриархального порядка. Образ женщины, отчужденной от Слова, оказывается частью зрелища, приостанавливающим развитие сюжета в момент эротического созерцания. Она – объект для мужского персонажа и, одновременно, для зрительницы, заимствующей мужскую оптику объективирования женского тела. Таким образом, вкупе с комплексом кастрации, женщина в кино кристаллизирует парадокс «приятной формы и опасного содержания»: опасного для гегемонии мужчины, но и для самоидентификации женщины, находящей себя в бытии-под-взглядом.
Желая оспорить эти конвенции, Лаура Малви настаивала на усложнении взаимодействия взглядов в кино и на разрушении иллюзорного игнорирования аудитории фильмической формой, что позволило бы выявить зависимость кино от вуайеристических механизмов.
«Альтернативный подход – это волнение, проистекающее оттого, что мы оставляем прошлое, не отвергая его, преодолевая репрессивные устаревшие формы или дерзнув порвать с обычными приятными ожиданиями для того, чтобы постигнуть новый язык желания».
Александр Мигурский
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
мест в лесу: управление лесами для визуального удовольствия | Журнал лесного хозяйства
Фильтр поиска панели навигации Journal of ForestryЭтот выпускSAF JournalsЛесное хозяйство и лесоводствоНауки о растениях и лесное хозяйствоКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Journal of ForestryЭтот выпускSAF JournalsЛесное хозяйство и лесоводствоНауки о растениях и лесное хозяйствоКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Статья журнала
Получить доступ
Роберт О. Браш
Роберт О. Браш
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google ученый
Journal of Forestry , том 74, выпуск 11, ноябрь 1976 г., страницы 744–747, https://doi.org/10.1093/jof/74.11.744
Опубликовано:
01 ноября 1976 г.
Фильтр поиска панели навигации Journal of ForestryЭтот выпускSAF JournalsЛесное хозяйство и лесоводствоНауки о растениях и лесное хозяйствоКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Journal of ForestryЭтот выпускSAF JournalsЛесное хозяйство и лесоводствоНауки о растениях и лесное хозяйствоКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Леса вблизи городских центров часто ценятся как визуальные ресурсы. Рекреационный опыт, связанный с перемещением по лесу, может быть улучшен за счет пространства, созданного с помощью традиционных методов лесоводства.
Этот контент доступен только в формате PDF.
© 1976 Общество американских лесоводов
Раздел выпуска:
СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Наставничество в Лесной службе Министерства сельского хозяйства США: опрос специалистов по водным видам спорта
Реагирование на лесной пожар: система на грани?
Влияние мер профилактики COVID-19 на межведомственные оперативные бригады в 2020 году
Оценка кривых поступления углерода на уровне насаждений для плантаций сосны лоболли и дугласовой пихты
Определение экономически целесообразных приоритетных ландшафтных территорий в штате Айдахо для финансирования программ помощи
Реклама
ВИЗУАЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
Свиток
Путешествие
Stay
Окунитесь в непринужденную роскошь калифорнийского отеля Santa Monica Proper
Путешествие
Пребывание
Путешествие
Оставайтесь
Архитектура, интерьер
Раскрывая красоту летней резиденции в Имеровигли
Архитектура, Интерьер
Архитектура, Интерьер
Интерьер, Архитектура
Исследуйте дзен-минимализм Z. RIVER. СТУДИЯ
Интерьер, Архитектура
Интерьер, Архитектура
Архитектура, Интерьер
Игра с геометрией и открытостью в Casa Meco
Архитектура, Интерьер
Архитектура, Интерьер
Архитектура, интерьер
Расслабление в чувственном, трезвом и уединенном отдыхе от Pérez Palacios Arquitectos Asociados
Архитектура, Интерьер
Архитектура, Интерьер
Архитектура, путешествия
Stay
K Studio сочетает в себе виллу Mandra с потрясающими холмами Миконоса
Архитектура, путешествия
Пребывание
Архитектура, путешествия
Оставайтесь
Фотография
Мода, архитектура
Джордж Кроусталлис исследует сопоставление нашего прошлого и будущего с утопией: сестры
Фотография
Мода, Архитектура
Фотография
Мода, Архитектура
Путешествие
Оставайтесь
Найдите вдохновение и мастерство в Melides Art 9 в Португалии0003
Путешествие
Пребывание
Путешествие
Оставайтесь
Фотография
Путешествие, интервью
Образы фотографа Марины Денисовой выражают чувство спокойствия, приветствия и связи с предметом
Фотография
Путешествия, интервью
Фотография
Путешествие, Интервью
Дизайн
digital
Праздник цвета и новое открытие архитектуры вне ее традиций с Studio Enter и Charlotte Taylor
Дизайн
цифровой
Дизайн
цифровой
Архитектура, интерьер
Между горами и берегом Людвиг Годфруа находит вдохновение
Архитектура, Интерьер
Архитектура, Интерьер
Путешествие
Stay
Окунитесь в настоящую роскошь босой роскоши Кабо-Верде
Путешествие
Пребывание
Путешествие
Остаться
Путешествие
Stay
Гостевой дом Silent Living в Лиссабоне поднимает дом вдали от дома на новый уровень
Путешествие
Пребывание
Путешествие
Оставайтесь
Дизайн
Цветочный
На выставке Юлиуса Вернеса Иверсена представлены лучшие цветы ручной работы
Дизайн
Цветочный
Дизайн
Цветочный
Архитектура, Интерьер
Взгляните на дом, где бетонная тайна окружает зеленое святилище
Архитектура, Интерьер
Архитектура, Интерьер
Фотография
Ромен Лапрад запечатлевает необыкновенные детали повседневной жизни
Фотография
Фотография
Архитектура, интерьер
Этот загородный дом в Вероне был построен на месте существующего амбара и сада
Архитектура, Интерьер
Архитектура, Интерьер
Дизайн
Продукт, Мебель, Интервью
Изучение минималистического скандинавского дизайна студии Kristina Dam Studio
Дизайн
Продукт, Мебель, Интервью
Дизайн
Товар, Мебель, Интервью
Интерьер, архитектура
Glogauer Straße: Взгляд изнутри на безмятежное рабочее пространство для Mar Plus Спросите
Интерьер, Архитектура
Интерьер, Архитектура
Арт.