«Фотограф — это снайпер, а не пулеметчик» » BigPicture.ru
Пишет блогер missis_volovitz: «У меня поднакопилось множество журналистских материалов, которыми не стыдно поделиться и энное время спустя. Вот, например, интервью с фотохудожником Владимиром Соколаевым. Признанный мастер социальной фотографии 80-х годов, входил в состав знаменитой творческой группы «Трива», которую, по одной из версий, прикрыли по политическим причинам. Сегодня Соколаев живет между Новокузнецком, где у него мастерская, и Москвой. Но большую часть времени проводит на открытом пространстве, занимаясь ландшафтной фотографией.
О границах жестокости в съемке, о лучшем в мире фотоаппарате, о «советских граблях» и о том, почему природа интересней человека, Владимир Соколаев рассказал Тайге.инфо».
1. Владимир Соколаев
— Социальная фотография — это документ? Или в ней все-таки есть взгляд художника?
— Документ. Я вхожу в помещение, вижу, каким образом оформлено событие, и фиксирую его. Моя задача как фотографа — собрать это все в границы кадра, грамотно его расположить и вовремя нажать на спуск. Каждое событие имеет какие-то пиковые точки — их я и снимал. При этом я старался быть максимально отстраненным: чем я прозрачнее на съемках, тем для меня выгодней. К снимкам есть мои подписи об изображенных на них событиях, на этом мое вмешательство в человеческую жизнь заканчивается.
— Сейчас вы еще снимаете на пленку или перешли на цифру?
— Сейчас на цифру. А вообще, какая камера попадет в руки, той и снимаю. Особой разницы нет. С другой стороны, меня как фотографа воспитала пленка. Лучше пленочной Leica еще ничего не придумано, на мой взгляд. Я преимущественно снимал на фокусном расстоянии 50 мм — это то, как видит глаз. Поэтому я уже заранее знал, что увижу в видоискатель камеры, мне оставалось только спустить затвор. Вообще, «леичники» прекрасно понимают друг друга. В ней же нет зеркала, поэтому фотограф смотрит напрямую, он не прячется за камеру, а аппарат не вклинивается между людьми.
2. Мытье мавзолея Ленина к празднику. В преддверии ноябрьской демонстрации камни усыпальницы вождя приводятся в порядок, а лик его отражается в граните. 5.11.1988
— Можно ли сказать, что цифровая съемка «развращает» фотографа?
— Обилие водки в магазинах не делает нас пьяницами. Много, и что? Когда человек научается отвечать за каждый свой щелчок, он перестает снимать много. Фотограф — это снайпер, а не пулеметчик. Зачем с живота «стрелять» — все равно не будет толку. Должна быть ответственность за кадр.
— Последнюю фотографию на социальную тему вы сделали в 1988 году. Если бы сейчас по-прежнему занимались этим жанром, каким бы вы увидели современного российского человека?
— Человек не может измениться моментально. Мы все такие же. Какие-то парадоксальные, абсурдные штуки, которые мы видим на этой выставке, их и сейчас навалом. Я как-то шел в подворотне, а там — «смерть»… Вся в черном, косой машет. Ребята какие-то на праздник нарядились, но снимать запретили. Если это все-таки снять грамотно, то это был бы показатель того, что сейчас кругом происходит.
3. Цыганочка-пастушка на коне. С раннего возраста дети знакомятся с седлом и помогают взрослым пасти стада. Цыгане-скотогоны. Окраина села Онгудай. Сибирь. 30.07.1980
— Вы бы хотели, чтобы СССР вернулся?
— Нет. Я в нем уже был. Зачем дважды на одни и те же грабли наступать? Может, кому-то и недостаточно одного раза, а мне хватило вполне. Этой выставкой я не ставлю перед собой задачи переделать человека, а просто показываю тот мир и людей, которых он окружал. Вот это все — наша история и мое прошлое, то, в чем я находился, что лежит в основе всего, что сейчас происходит. Одна из целей этой выставки — научиться. Если эти снимки не убеждают людей, что туда возвращаться больше не надо, то ради бога, пусть наступают на эти грабли.
— У вас были неприятности с властями по поводу сюжетов ваших фотографий?
— В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе «Трива» набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики. — Прим. ред.). А заявки советских фотографов на WPP принимались через «Советское фото». Их возила тут Ольга Суслова — невестка того самого Суслова, только она могла выезжать с этим фотографиями. Мы же пошли другим путем — официальным. Отправили через «Советскую почту». Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями — они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он — в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять. Мы тогда числились на кинокорреспондентском пункте Кузнецкого металлургического комбината, и нам с него пришлось свернуться — нас просто выдавили с предприятия.
— Многие специалисты в области репортажной фотографии назвали World Press Photo 2011 «порнографией жестокости». Как считаете, где и как должны проходить этические границы для фотожурналиста?
— Я смотрел последний World Press Photo. Он получился таким, потому что в мире спокойней не становится. Фотографы же тоже испытывают некое отвращение к тому, что происходит, и это отвращение они фиксируют в кадре и передают зрителю. Но все-таки эти кадры предназначены для прессы, а это говорит о том, что мир это все интересует. Одно время в советской фотографии очень долго шла дискуссия вокруг вопроса, что нужно делать сперва: помогать людям, например вытаскивать из машины окровавленного человека, или все же для начала сфотографировать? Я знаю одно: если у тебя в руках есть фотоаппарат и больше его ни у кого нет, сделай один снимок, а потом иди помогать.
4. Освободившийся на городском пляже. Одежда скрывает тело, сплошь покрытое тюремной татуировкой. Топольники. Река Томь. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь. 8.08.1982
— Почему вы перестали заниматься социальной фотографией и ушли в ландшафтную?
— По мере взросления ареал интересов расширяется. Было в моей жизни время, когда меня чрезвычайно интересовал человек, то, что он создал вокруг себя — общество, отношения в нем, реакции такой структуры, как государство. Но все это были советские времена, со всеми его парадоксами. А потом настал момент, когда меня стало интересовать нечто большее — то, как устроен мир вне контекста человеческого общества. Изучение картины мира стало мне ближе, чем тема социума, потому что в ней человека, как его единицы, нет. В природе он существует на равных правах с муравьем, с орлом, с реками и озерами. Когда человек попадает в большой мир, масштабы, соотношения меняются. Чтобы в природе ему не потеряться, он должен стать ее частью — это совсем другие отношения с миром.
— То есть вы стали эскапистом?
— Нет, конечно. Просто, понимаете, живешь, например, в однокомнатной квартире, а потом попадаешь на просторы степи и в этой квартире уже больше не помещаешься — тело становится другим, внимание другое. Но я редко встречаю человека, гармонично вписанного в природу. Обычно это люди, которые просто не существуют для государства и путешествуют по пространству.
5. Дерево Юстыда на рассвете. Горный Алтай. 28.07.2006
— Можно сказать, что через ландшафтную съемку вы изучаете прежде всего себя?
— Обыкновенно начинаешь замечать свои ноги, когда они вдруг спотыкаются. А так они некое естественное продолжение тела, которое ходит себе и ходит.
Что касается ландшафта, то в него нужно правильно войти, так же как в гости — через дверь. Не через окно или еще что-то, не пытаться в него прорваться. Ландшафт — это силы, которые складывают горы, реки и все прочее. Они гораздо сильнее человека. Чтобы стереть его в порошок, требуется всего один маленький камнепад. Чтобы не оказаться затертым в этих камнях, надо найти правильный путь, поздороваться и войти. Мы же в гостях и на планете, и вообще в жизни. Об этом надо помнить. Мы же контактируем с природой не нашими словами или жестами, а внутренними действиями, своей готовностью в нее войти.
— Хорошо. Если человек всюду в гостях, то где же его дом?
— Только внутри себя. Если мы построили этот дом, нас всюду примут. Если нет, то мы обязательно везде все перекособочим.
— Помимо фотографии, вы снимаете еще и ландшафтные фильмы. Есть ли в них то, что можно назвать сюжетом?
— Настолько, насколько есть сюжет в том, что происходит в природе, — рассвет, закат, дождь, солнце, облака. Жизнь.
6. Закат в Курайской степи. Горный Алтай. 26.07.2006 7. Возвращение в грозу и в город. 28.09.2010 8. Жест Бога. Молния над островом Мамонтов и селом Ильинка. 14.07.2009 9. Каньон реки Кызылчик. Чуйская степь. Горный Алтай. 26.07.2006 10. Мужской менгир в «малой Долине Царей». Хакасия. 23.07.2005 11. Русло реки Елангаш после землетрясения. Чуйская степь. Горный Алтай. 3.08.2008 12. Братья. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь 9.04.1985 13. Бригада колхозниц собралась на выступление артистов передвижной агитбригады. Колхоз Вперед. Новокузнецкий район.
![](/800/600/http/s.ekabu.ru/localStorage/post/b5/41/25/59/b5412559_resizedScaled_740to498.jpg)
![](/800/600/http/s.ekabu.ru/localStorage/post/e1/ae/c3/e2/e1aec3e2_resizedScaled_740to497.jpg)
Смотрите также: Опасная профессия: фотограф приехал снимать дом и получил пулю от хозяйки
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Владимир Соколаев | Академия «Фотографика»
Фотограф, видеооператор, член Союза фотохудожников России. Родился в 1952 году в России, в городе Новокузнецке. Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983 году.
Профессию фотографа выбрал в 1974 году на металлургическом комбинате КМК в Новокузнецке. Организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА» с момента ее основания в 1978 году, до закрытия в 1982-м. Занимается только документальной фотографией – от социальной до ландшафтной. Участник 70-ти зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Был отмечен 12-ю дипломами, 15-ю премиями, 5-ю призами и 2-мя медалями.
С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты. Проект «Дети в Доме» — фотопортреты обитателей детского дома был представлен зрителям Новокузнецка и Кемерова. В 1988 году состоялась фотовыставка-акция «Экология», которая в 1989 году экспонировалась в Москве. Фотовыставка «Дом Ребенка» о жителях специализированного Дома ребенка прошла в Новокузнецке и Перми в 1989 году. В 1990 году в Новокузнецке и Омске экспонировалась фотовыставка «ХРАМ», о русской православной церкви в сибирской провинции. Было 13 персональных фотовыставок.
С 1990 года перестал заниматься социальной тематикой, сменил фотоаппарат на видеокамеру и занялся ландшафтной видеосьемкой. Ежегодно организует фото- видеоэкспедиции по Южной Сибири. Автор 14 документальных видеофильмов проекта «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ».
- Биография
-
Фотограф, видеооператор, член Союза фотохудожников России. Родился в 1952 году в России, в городе Новокузнецке. Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983 году.
Профессию фотографа выбрал в 1974 году на металлургическом комбинате КМК в Новокузнецке. Организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА» с момента ее основания в 1978 году, до закрытия в 1982-м. Занимается только документальной фотографией – от социальной до ландшафтной. Участник 70-ти зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов.
Был отмечен 12-ю дипломами, 15-ю премиями, 5-ю призами и 2-мя медалями.
С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты. Проект «Дети в Доме» — фотопортреты обитателей детского дома был представлен зрителям Новокузнецка и Кемерова. В 1988 году состоялась фотовыставка-акция «Экология», которая в 1989 году экспонировалась в Москве. Фотовыставка «Дом Ребенка» о жителях специализированного Дома ребенка прошла в Новокузнецке и Перми в 1989 году. В 1990 году в Новокузнецке и Омске экспонировалась фотовыставка «ХРАМ», о русской православной церкви в сибирской провинции. Было 13 персональных фотовыставок.
С 1990 года перестал заниматься социальной тематикой, сменил фотоаппарат на видеокамеру и занялся ландшафтной видеосьемкой. Ежегодно организует фото- видеоэкспедиции по Южной Сибири. Автор 14 документальных видеофильмов проекта «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ».
- Портфолио
Утраченный «Золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева
Категории: История | Общество |
Если бы Владимир Соколаев когда-то взял в руки фотоаппарат и понял, что фотография — дело всей его жизни, мы бы потеряли очень уникальный и ценный источник информации о советской действительности времен «брежневского застоя», который мы до сих пор называли чуть ли не «золотым веком». советской цивилизации.
1. Наказание. В тихие часы, заявленные за проступок, мальчик стоит на крыльце общежития. Вожатая спортивного лагеря, 1979 г.р.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева2. Вечерний заплыв на Гусином озере. Гусиноозерск, Сибирь, 28 июля 1990 г.
Утраченный «Золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева3. Втроем в «Олимпийском» за пределами Веры Калм, Новокузнецк, 1988 год.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 4. Ветер в городе. Новокузнецк, Сибирь, 1983.
5. Главная аллея Летнего сада зимой. Ленинград, 1982.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева6. «Камедь». Двор под Тольятти. Новокузнецк, 1985.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева7. Братья. Новокузнецк. Кузбасс, Сибирь, 1985.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева8. Танцевальный класс любителей рок-н-ролла. Новокузнецк. Сибирь, 1988.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева9. Полуслепой и дворник. После операции мужчина носит очки, защищающие глаза от яркого света. Проспект Кузнецкстрой. Новокузнецк, 1988.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева10. Замороженные флаги в День Победы. Театральная площадь. Новокузнецк, 1985.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 11. Бросок капусты. Игры шахтеров. Зеньковский парк культуры и отдыха. Прокопьевский район. Кузбасс, Сибирь, 1987.
12. Кварцевание. Детский дом на улице Суворова, 1981 год.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева13. Вкусное мороженое на остановке, Новокузнецк, 1983 год.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева14. Последний портрет Ивана Егоровича Селиванова — художника-наива из Кузбасса. Урологическое отделение больницы Беловского, 1988.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева15. Родительский день в летнем лагере. Зеньково. Прокопьевский район, 1985.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева16. Чучело лебедя. Фиксация биологического кружка в Куйбышеском Пионерском. Новокузнецк, 1988
Утраченный «Золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 17. Женский хор Городской праздник песни на Театральной площади, 1979 год.
18. Футбольное поле стадиона «Шахтер». Прокопьевск, 1988.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева19. Отравление снотворным. Попытка спасения. «Скорая помощь». Центральный район, 1978
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева20. Показ мод на подиуме Пассажа. Невский проспект, 1982.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева21. Карнавал в Павловском парке, 1982
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева22. Возвращение из школы по улице Правды, 1982 год
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева24. Книжный магазин. Отдел редких книг. Кирова улица. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь. 1983.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 25. Торговля «карнавалом» на площади Ленина. Новокузнецк, 1984.
26. Наблюдение полного солнечного затмения на машинном дворе, Кемеровская область, 1981.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева27. Пивной карнавал. Площадь возле Дворца культуры. Маяковский. Новокузнецк, 1985.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева28. Мойка мавзолея Ленина к празднику. В преддверии ноябрьских демонстраций камни могилы вождя приведены в порядок, и его лик отразился в граните, 1988 год.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева29. Рождественский базар. Новокузнецк, 1982.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева30. Продажа бараньих костей. Вера Стрит Калм. Новокузнецк, 1988.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 31. Пастух. В деревне дети часто продолжают профессию, которую выбрал их отец. Ферма «Белгород». Мариинский район. Сибирь, 1979.
32. Ветераны Балтийского флота. Адмиралтейский проезд, Ленинградская, 1982.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева33. Заливка льда на стадионе «Металлург». Новокузнецк, 1984.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева34. Центральный рынок, улица Курако. Новокузнецк, 18 октября 1983 г.
Утраченный «Золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева35. Информация к обеду. Лекцию по международному положению читал автоматом во время обеда, привезенным в полевой автобус вместе с лектором общества «Знание». Посев. Совхоз «Еланский». Новокузнецкий район. Кузбасс, Сибирь, 1979.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева36. Зрители и цветы использовали. Первомайская демонстрация в Кузнецком районе. Площадь Ленина. Новокузнецк. Кузбасс, 1983.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 37. Деревенский магазин летом. Магазин — центр жизни сельской детворы. Деревня Абай. Горный Алтай, 1993.
38. Штурм ледяного столба с подарками. Марди Гра на площади Ленина, 1984.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева39. Бригада фермеров собралась на выступления мобильной агитбригады. Ферма вперед. Новокузнецкий р-н, 1980.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева40. Снег на коксовой батарее. Кокс КМК, 1979.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева41.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева42. Посетитель Выставки достижений народного хозяйства. На большом ВДНХ указатели помогут выбрать правильное направление, 1984.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева43. Отделение детской ортопедии. В ожидании врача. Новокузнецк, 1983.
Утраченный «золотой век»: 44 документальных фото Владимира Соколаева 44. Старшая сестра. Новокузнецкий аэропорт, 1983 год.
Ключевые слова: 80-е | Документальная фотография | Советский Союз
источник
Выставка ПРОзавод — художник, новости и выставки
ПРОзавод
15 января – 1 марта 2015 г.
Частный просмотр: 14 января 2015 г., 19:00.
Александр Абаза | Юрий Абрамочкин | Макс Альперт | Владимир Антошенков | Владимир Богданов | Николай Драчинский | Григорий Дубинский | Павел Глебов | Алексей Гостев | Александр Гращенков | Фред Гринберг | Саша Гусов | Василий Егоров | Владимир Филонов | Борис Игнатович | Яков Халип | Николай Хорунжий | Валерий Христофоров | Юрий Кривоносов | Саша Карелина | Леонид Лазарев | Владимир Лагранж | Марк Марков-Гринберг | Александр Награлиян | Юрий Пальмин | Александр Петросян | Сергей Петрухин | Святослав Пономарев | Михаил Прехнер | Михаил Розанов | Яков Румкин | Михаил Савин | Аркадий Шайхет | Лев Шерстенников | Владимир Соколаев | Александр Сорин | Денис Тарасов | Юрий Транквилицкий | Александр Устинов | Стоян Васев | Владимир Воробьев | Эммануил Евзерихин | Владимир Жаров
Что такое ПРОзавод ? Это масштабная выставка Центра фотографии имени братьев Люмьер, которая возникла из идеи показать лучшую советскую промышленную фотографию и превратилась в настоящее исследование эволюции образа фабрики и рабочего в России между авангардными 1920-ми годами. и сегодняшний день.
ПРОзавод — это индустриальная история, рассказанная средствами фотографии, коллажа и кино. Это своего рода медийная археология в визуальном поле. Во всем мире наблюдается живой интерес к индустриальной эстетике, проявляющийся в различных дисциплинарных исследованиях (социология, дизайн, урбанистика) и в арт-практиках в выставочных залах. Фотографии промышленной архитектуры Европы, сделанные Берндом и Хиллой Бехер, давно стали классикой; Недавняя выставка Дэвида Линча The Factory Photographs и Эдварда Буртынского Burtynsky: OIL , обе в знаменитой The Photographers` Gallery (Лондон), созвучны интересу к теме, который разделяем и мы.
В истории российского искусства и медиа образ и концепция фабрики претерпели глубокую трансформацию от агитационного плаката 1920-х на страницах популярного журнала СССР на стройке до арт-проектов галерейного типа и мультимедийных инсталляций 2000-х . И это сказалось на структуре и дизайне выставки. В экспозиции будут представлены различные по жанру и стилю фотоработы: работы советских классиков (Б.Игнатович, М.Альперт, Ю.Халип, М.Марков-Гринберг и др.), независимых фотографов-документалистов XIX в.70-х-80-х годов (В.Соколаев, В.Гращенков, В.Жаров), молодые современные художники (М.Розанов, Д.Тарасов, А.Сорин и др.), а также авангардное кино (С.Эйзенштейн, Д.Вертов ) и современный документальный фильм (С. Лозница).
Другими словами, мы предлагаем зрителю наблюдать за становлением и трансформацией индустриальной эстетики, ее переходом от утилитарной к культурообразующей или от ударной к декадентской. Кроме того, ПРОзавод — это возможность рассказать об истории российской фотографии, показать, как экономические и социальные изменения привели к сдвигам в визуальной культуре, проследить эволюцию взглядов, подхода и интереса фотографа к индустриальной теме.
На выставке будут представлены старинные фотографии из коллекции Центра фотографии имени братьев Люмьер , современные репродукции, аудио- и видеоработы и публикации.