Все о натюрморте: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Натюрморт как жанр. Кратко

Слово натюрморт произошло от французского словосочетания «nature morte», что дословно означает «неживая природа». Сейчас им обозначают один из жанров изобразительного искусства. Основной отличительной чертой данного жанра является изображение неодушевленных предметов в реальной бытовой обстановке. Возможно также создание композиций из предметов, объединенных художником в том или ином сочетании и в той среде, которую создал художник.

Цветочный натюрморт. Амброзиус Босхарт Старший. 1614 г.

На картине могут быть изображены как реальные предметы, так и их невероятно искаженные варианты. Часто такие искажения в натюрморте носят глубокий внутренний смысл.

Впервые признал натюрморт как самостоятельный жанр живописи и стал в нем работать венецианский мастер Я. де Барбара.

Наибольший расцвет этого жанра приходится на 17 век. Именно в это время натюрморт получает широкое распространение в Европе и приобретает множество приверженцев среди художников.

Одними из самых ярких приверженцев данного жанра становятся фламандцы Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Их картины отличаются полнотой форм и выразительностью красок в изображении природы.

Натюрморт. Франс Снейдерс. 1612—1613 гг.

Другими, не менее известными приверженцами, становятся испанские художники Ф.Сурбарана и Х.С.Котана. На их картинах царят строгость и выразительность композиции.

Но особенно изысканы натюрморты, выполненные голландскими художниками П.Клаасом, В.Хедом, В.Калфом и А.Бейереном. Они дают явственно почувствовать атмосферу домашнего уюта.

Своеобразны натюрморты в исполнении матера живописи французского происхождения Ж.Б.Шардена. Композиция его произведений предельно проста. В работах художник воспевает красоту повседневности.

В 19 веке натюрморт стал несколько иным. Художники, работавшие в этом жанре, стали обращаться к социальной тематике, которая находила воплощение в их произведениях.

Ванитас. Пьер Франческо Читтадини. 1681 г.

Особая роль в преобразовании жанра принадлежит художникам из Франции. Известными представителями французской школы были О.Домье, П.Сезанн, В. ван Гог, Э.Мане. Каждый из них внес в жанр натюрморта что-то свое. О.Домье придавал своим натюрмортам острую социальную выразительность. Э.Мане на картинах передавал мельчайшие изменения окружающего мира. П.Сезанн играл цветом, чтобы создать скульптурную объемность изображений. В. ван Гог предложил новый взгляд на обычные предметы, играя цветовыми пятнами на своих полотнах.

В ХХ веке натюрморт обрел новую жизнь. Он становится жанром художественных экспериментов. Художники в своих работах уделяют пристальное внимание исследованию геометрии вещей, находящихся вокруг, стремятся выявить многообразие геометрических форм. Особенно интересны в указанном плане работы П. Пикассо и Ж. Брака, В.Е. Татлина, Л.С. Поповой.

Поделиться ссылкой

Как понять и полюбить натюрморты — Детское бюро «Культурный кот»

Как понять и полюбить натюрморты

Вместе с Культурным котом будем разбираться, с какой целью люди веками собирают странные предметы, расставляют их на столах и рисуют, рисуют, рисуют. Потом выставляют в музеях и озадачивают нас с вами. С этой шпаргалкой вы сможете научиться читать натюрморты ребёнку как волшебную сказку. А ещё интереснее сравнить наши советы с собственными ощущениями, расспросить ребенка, и поделиться впечатлениями. Итак, поехали!

Что такое натюрморт?

Всё, что не движется — изначально не должно или… уже перестало! Да, вот так печально, в переводе с французского — «мёртвая природа» («nature morte»). Итак, если на картине присутствуют в основном неодушевленные предметы, это он, наш герой. Вы встретите натюрморт в каждом музее, и инструкцию, как с ним разбираться — ни в одном. История этого жанра долгая, и если изначально такие картины считались неважными и служили для оттачивания живописного мастерства, то в последние столетия в каждой бутылке, яблоке или черепе ищут скрытый смысл.

Жан-Батист Шарден (1699-1779), «Натюрморт с атрибутами искусства» (Государственный Эрмитаж)

Зачем они нужны?

«Скопировать предметы ничего не стоит, нужно изобразить то чувство, которое они в вас пробуждают» — говорил Анри Матисс, и следовал этому правилу. Ни одна его работа не создавалась с целью реалистично запечатлеть какие бы то ни было предметы или людей, а вот эмоций в этих полотнах хоть отбавляй. Главное — уметь их прочитать, верно? 

Итак, цель натюрморта — не запечатлеть реальность, ведь мы редко встречаем лимоны, дичь, ножи, гранаты, чучела в клетках, черепа, часы и ракушки, разбросанные на парчовых тканях посреди интерьера. Художники или собирают какое-то сообщение при помощи символических образов, или… просто любуются! Мастера работают (или играют) с формами, цветами и фактурами, светом и тенью, и если им кажется, что блестящий медный кувшин будет потрясающе смотреться на фоне тяжелой бархатной гардины, они не упустят возможность изобразить эту парочку, чтобы проверить свою догадку. 

Вспомните или познакомьтесь с полотнами Франса Снейдерса «Лавки» (мы писали о них вот тут) — они создавались на заказ, чтобы разместиться в столовой и заставлять слюнки гостей течь с удвоенной силой, вполне прикладное, полезное, назначение. Глядя на некоторые натюрморты, кажется, что заказчик действительно просто хотел показать, какие красивые вещи у него есть. Кому показать? Может быть даже покупателю! Как продать сокровища иноземному богачу, если путь к нему займет пару лет на корабле, а Интернет-каталоги изобретут ещё не скоро? Художник мог отправиться в путь, зафиксировать всё необходимое (сокровища, редкости, диких животных, которые могут украсить дворец, и даже… невесту) на холсте и привезти, чтобы его заказчик мог принять решение.

Франс Снейдерс (1579-1657), «Натюрморт с обезьянкой» (Государственный Эрмитаж)

Золотой век натюрмортов — XVII век. Они выделились в отдельный жанр, закрепили свои права, и высоко ценились на рынке, например, голландские. Обязательно обратите на них внимание, когда пойдете в Эрмитаж! Художники Фландрии и Нидерландов тех лет настолько прониклись жанром, что создали ответвление под названием Vanitas (Ванитас) — аллегорический натюрморт, центром композиции которого является человеческий череп. Мрачно? Казалось бы, вед это напоминание о неизбежности смерти. Но зачем напоминать? Конечно, чтобы мы каждый день проживали ярко и достойно!

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в.

Какие предметы туда попадают?

Если художник сам выбирает предметы для натюрморта, и не только с эстетической целью, скорее всего, он будет иметь в виду какие-то символические значения. Конечно же, есть целые списки значений предметов, позволяющие расшифровать головоломки, загаданные мастерами. Искусствоведы не зря стараются! Срезанные цветы или немного испорченный фрукт чаще всего означают конечность жизни, старение, череп — неотвратимость смерти. Хлеб, бокал вина, рыба – символы Христа, нож – жертва, лимон – символ неутоленной жажды, яблоко напоминает о грехопадении. Но не всё слишком печально, например, зрелые плоды намекают на плодородие, изобилие, богатство. Курительные трубки, кубки с вином, игральные карты или кости — жажда удовольствий. Грехи обозначены отдельно: улитка — это лень, зеркало — тщеславие. Символы искусств, наук, живописи и поэзии легко узнаются, и вплетать их значения в общую канву картины бывает сложно и весело одновременно. 

Андре Дерен (1880-1954), Натюрморт с черепом (Государственный Русский музей)

Как смотреть натюрморты, чтобы было интересно?

Довольно теории, начинаем играть! Для начала, в крутых детективов.

Шаг первый — напустить загадочности, шаг второй — достать атрибуты. Если играете дома по репродукциям, смело берите лупы, пробковую доску с кнопочками, нитку, маркер, листы бумаги, всё как в сериалах про детективов. Делитесь на команды (один человек и его любимый плюшевый мишка — тоже команда), берите один и тот же натюрморт и ищите улики. Каждый предмет располагайте на доске кнопочкой, отмечайте, что он значит (по известной классификации, находящейся в Интернете, или по вашему мнению), между кнопками натягивайте нитки, если предметы или их значения связаны. Потом рассказывайте, к чему пришли, ищите общее и отличия своих досок. В музее эту же активность можно устроить на альбомных листах.

Справились с разгадкой классического шедевра? Отлично! А сможете ли понять, что имел в виду член вашей семьи? Это уже новая игра и задача крутого психолога!

За пять минут каждый должен составить натюрморт из любых предметов. Расположите их на ровной поверхности и определите место, откуда вашу работу нужно рассматривать (ну или рисовать). Всё хорошо видно? Теперь по очереди анализируйте натюрморт другого: по какому принципу он подбирал предметы? Может быть это его любимые вещи, или он использовал аллегории из этой заметки, или так выглядит чемодан путешественника на Северный полюс, а возможно просто все эти предметы называются на одну и ту же букву? Проведите несколько раундов, собирая вещи по разным причинам. 

Третья игра будет связана с разными точками зрения на предмет, и для неё вам понадобится яркая лампа (можно взять настольную и воткнуть в удлинитель) и смартфон или фотоаппарат. Составьте красивый натюрморт (предметы можно собирать не только в детской, но по всему дому, включая холодильник и бабушкин сервант с антиквариатом, так же гораздо интереснее, заодно и обсудить семейную историю будет повод) и аккуратно установите его на столе, чтоб риск падения был минимален. Выключите свет и подсветите натюрморт лампой. Сфотографируйте. Теперь подсветите с другой стороны, выхватив в луч света другой акцент, и вновь сфотографируйте. Сколько ракурсов получится? Десять сделаете? Получившуюся галерею покажите родственнику, который с вами не играл и попросите восстановить ваш натюрморт (предварительно всё стоит аккуратно припрятать по местам).

Анри Матисс (1869-1954), «Испанский натюрморт» (Государственный Эрмитаж (экспозиция в здании Главного штаба, 4 этаж)

Конечно, пробовать рисовать натюрморты самим тоже полезно, особенно после посещения музея! Не пытайтесь извлечь из ребенка повторение работы мастера сразу по приходу домой, дайте ему время. Ненавязчивые подсказки или вопросы о впечатлениях спустя несколько дней, когда информация немного улеглась в голове, будут эффективнее. 

Культурный Кот надеется, что теперь вы будете больше внимания уделять натюрмортам и не станете проходить мимо, стремясь к более простым для восприятия сюжетам. Сохраняйте статью и делитесь с друзьями! До новых встреч!

Интересные факты о натюрморте

от admin

Натюрморт представляет собой изображение неодушевленных предметов ради их качеств формы, цвета, текстуры и композиции.

Хотя декоративные фрески и мозаики с натюрмортами время от времени появлялись в античности, только в эпоху Возрождения натюрморт стал самостоятельным жанром живописи , а не существовал главным образом как вспомогательный элемент в композиции.

Термин

«натюрморт» происходит от голландского слова Stilleven, получившего известность в 16 веке. Хотя именно в это время натюрморт получил признание как жанр, его корни уходят в глубокую древность.

Большинство натюрмортов можно отнести к одной из четырех категорий: цветы, банкет или завтрак, животные и символические . В то время как большинство этих типов не требуют пояснений — цветочные композиции, как правило, сосредоточены на букетах или вазах с полными цветами, а банкетная работа включает в себя множество продуктов питания — символические натюрморты могут сильно различаться.

Натюрморт занимал самую нижнюю ступеньку иерархии жанров, но был чрезвычайно популярен у покупателей . Помимо самостоятельного предмета натюрморта, натюрморт включает в себя другие виды живописи с заметными элементами натюрморта, обычно символическими, и «изображения, основанные на множестве элементов натюрморта, якобы для воспроизведения «кусочка жизни».

‘”. Картина trompe-l’œil, которая предназначена для того, чтобы обмануть зрителя, заставив его думать, что сцена реальна, представляет собой особый тип натюрморта, обычно изображающий неодушевленные и относительно плоские предметы.

Натюрморт Картины часто украшают интерьер древнеегипетских гробниц . Считалось, что продукты питания и другие предметы, изображенные там, в загробной жизни станут реальными и доступными для использования умершим.

Древние греки и римляне также создавали подобные изображения неодушевленных предметов . Хотя они в основном сохраняли натюрморты для мозаики, они также использовали их для фресок, таких как «Натюрморт со стеклянной чашей с фруктами и вазами», настенная живопись I века из Помпеи.

В Средние века художники адаптировали натюрморты для религиозных целей

. Помимо включения символических аранжировок в изображения библейских сцен, они также использовали их для украшения иллюминированных рукописей. Такие предметы, как монеты, ракушки и бушели фруктов, можно найти на полях этих книг, в том числе искусно украшенные Часы Екатерины Клевской 15 века.

К 16 веку еда и цветы снова стали символами времен года и пяти чувств . Также начиная с римских времен существует традиция использования черепа в картинах как символ смертности и земных останков, часто с сопровождающей фразой Omnia mors aequat (Смерть делает всех равными). Эти изображения vanitas подвергались переосмыслению на протяжении последних 400 лет истории искусства, начиная с голландских художников около 1600 года. в этой гиперреалистичной манере из-за медленного высыхания, смешивания и наслоения масляных красок. Одним из первых, кто освободился от религиозного смысла, был Леонардо да Винчи, создавший акварельные этюды фруктов (около 149 г.5) как часть его беспокойного исследования природы, и Альбрехта Дюрера, который также сделал точные цветные рисунки флоры и фауны.

Голландские художники Золотого века развили интерес к детализированному цветочному искусству в своих картинах vanitas . Картины Vanitas вдохновлены memento mori, жанром живописи, латинское название которого переводится как «помни, что ты должен умереть». Подобно изображениям memento mori, эти произведения часто сочетают срезанные цветы с такими предметами, как человеческие черепа, угасающие свечи и перевернутые песочные часы, чтобы прокомментировать мимолетную природу жизни.

К 19 веку художники стали меньше заниматься созданием гиперреалистичных натюрмортов

. Вместо этого они обратились к экспериментам с цветом, формами и текстурами.

Натюрморт дебютировал в современном искусстве в постимпрессионистский период, когда Ван Гог создал серию знаменитых натюрмортов — «Подсолнухи ». Он отказался от реализма в пользу ярких цветов, больших, динамичных, толстых мазков, чтобы воссоздать трехмерные текстуры подсолнухов, которые он рисовал. Эта техника создает видимую текстуру на поверхности холста, называемую импасто.

Сегодня многие художники придают современный вид неподвластной времени традиции, рисуя натюрморты с современной едой и предметами в гиперреалистичном стиле . Как и произведения, которые их вдохновляют, эти картины в высоком разрешении доказывают, что даже самые обыденные предметы можно превратить в шедевры.

Натюрморт в Северной Европе, 1600–1800 гг. | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Натюрморт как самостоятельный жанр или специальность впервые процветал в Нидерландах в начале 1600-х годов, хотя немецкие и французские художники (например, Георг Флегель и Себастьян Стоскопф; 21.152.1, 2002.68) также были К тому же периоду относятся ранние участники развития и менее непрерывные традиции итальянской и испанской живописи натюрморта. Мотивы натюрморта довольно часто встречаются в рукописях, часовых книгах и панно 1400-х и 1500-х годов, таких как «9» Робера Кампена.0069 Благовещение Триптих

(56.70) ок. 1425 г., а также у Петруса Кристуса Ювелир в его Лавке  1449 г. (1975.1.110). Многие из предметов, изображенных в этих ранних работах, символизируют те или иные качества Богородицы или другого религиозного деятеля (например, лилия означает чистоту), в то время как другие предметы могут напоминать зрителю о назидательных понятиях, таких как мирское тщеславие или умеренность ( как в случае зеркала и весов ювелира).
Морализирующие смыслы также распространены в независимых натюрмортах XVII века, которые варьируются от таких явно дидактических произведений, как «9» Жака де Гейна II.0069 Натюрморт Vanitas из 1603 (1974.1) и Натюрморт с черепом и пером Питера Класа из 1628 (49.107) до богатой экспозиции предметов роскоши, таких как Натюрморт с лобстером и фруктами Авраама ван Бейрена из 1650-х годов. (1971.254). В последней работе карманные часы, символизирующие мимолетность земных удовольствий, можно считать скорее интеллектуальным самомнением, чем трезвым предостережением против влечения к материальным вещам, таким как изображенные предметы или сама картина.

В целом рост натюрморта в северных и испанских Нидерландах (в основном в городах Антверпен, Мидделбург, Харлем, Лейден и Утрехт) отражает растущую урбанизацию голландского и фламандского общества, которая принесла с собой акцент о доме и личном имуществе, коммерции, торговле, обучении — обо всех аспектах и ​​развлечениях повседневной жизни.

Цветочные натюрморты были особенно заметны в начале 1600-х годов, и в их очень изысканном исполнении, сюжетах и ​​символике они были адресованы образованной публике. Такие художники, как Амброзиус Босхарт Старший, Бальтазар ван дер Аст, Роландт Савери и Якоб Восмаер, часто ссылались на травы и другие ботанические тексты при составлении «букетов» (например, Восмаер 9).0069 Ваза с цветами ; 71.5), которые обычно сочетали в одной вазе и в один момент цветения цветы разных стран и даже разных континентов. Для многих придворных коллекционеров (например, императора Рудольфа II в Праге) и богатых купцов картина с цветами была частью частной собственности, которая включала в себя сад с редкими экземплярами (которые иногда стоили больше, чем картины с ними), цветные рисунки или акварели редкие тюльпаны и другие необычные цветы, а также небольшая библиотека ботанических книг и гравюр.

В то время как цветочные натюрморты были особенно популярны в Антверпене (основными практиками были Ян Брейгель Старший и Младший; 67. 187.58), Мидделбурге и придворном городе Гааге, так называемый монохромный «банкет» или «завтрак» натюрморт был более распространен в торговом городе Харлеме; Флорис ван Дайк, Питер Клас, Виллем Клас Хеда и другие расставляли знакомые продукты (ветчина, сыр, устрицы и т. д.) и бокалы с вином или пивом на деревянных столешницах. Vanitas Натюрморты были специальностью лейденских художников, таких как молодой Ян Давидс де Хем и Давид Байи. Большие «рыночные» и «кухонные» натюрморты, которые часто включают фигуры, были впервые популяризированы в середине 1500-х годов в Антверпене Питером Артсеном и его учеником Иоахимом Беккелером. Артсен вернулся в свой родной Амстердам примерно в 1557 году и вдохновил голландских художников, таких как Иоахим и Питер Втевал, на создание подобных работ. Младший Втеваэль Кухонная сцена перенимает сексуальные намеки на плотские мотивы Артсена, но упускает его преуменьшение.

В 1650-х и 1660-х годах, когда Амстердам стал социальной, политической и финансовой столицей Нидерландов, художники-натюрморты, такие как Ван Бейерен и Виллем Кальф (1971. 254; 53.111), создавали причудливые pronk (демонстрация) натюрморты с изображением привезенных фрукты и дорогие предметы, такие как китайский фарфор, венецианская стеклянная посуда, позолоченные серебряные чашки и подносы, обычно представленные в мерцающем свете и бархатистой атмосфере. В этих работах и ​​более поздних цветочных картинах Де Хема, Виллема ван Алста, Рэйчел Рюйш и очень влиятельного Яна ван Хюйсума акцент на эстетической привлекательности и декоративной функции, очевидный почти во всех натюрмортах, более заметен, чем когда-либо прежде. Также во второй половине 1600-х годов появились натюрморты с дохлой дичью или «охотничьи трофеи» (например, «9» Яна Веникса).0069 Сумка сокольника 1695 года; 50.55), создавал аристократический образ деревенской жизни (что встречается и в изображениях живых птиц и животных, таких как « павлинов » Мельхиора д’Ондекутера 1683 года; 27.250.1). В предыдущие десятилетия изображения мертвой дичи были более уместны в испанских Нидерландах, где Франс Снайдерс и его последователь Ян Фит (71,45) превратили изображения несчастных птиц, зайцев, оленей и других животных в эссе по цвету и текстуре, а в заветы жизни комфортно жили в обширных поместьях. К 1700 году голландские, фламандские, немецкие и французские блюда стали менее различимы: голландские художники работали на иностранных принцев, а рынок натюрмортов рос по всей Европе. Французские художники Жан Симеон Шарден и Жан-Батист Удри являются одними из многих наследников нидерландской традиции восемнадцатого века.


Цитата

Лидтке, Вальтер. «Натюрморт в Северной Европе, 1600–1800». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/nstl/hd_nstl.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Лидтке, Вальтер. Голландские картины в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2007. См. в MetPublications 9.0007

Слайв, Сеймур. Голландская живопись, 1600–1800 гг. . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.

.

Влиге, Ганс. Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 гг. . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1998.

.
Дополнительные эссе Вальтера Лидтке
  • Лидтке, Вальтер. «Иоганн Вермеер (1632–1675)». (октябрь 2003 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Пейзажная живопись в Нидерландах». (декабрь 2014 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Михиль Свертс и библейские сюжеты в голландском искусстве». (ноябрь 2014 г.)
  • Лидтке, Вальтер. «Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Антонис ван Дейк (1599–1641): Картины». (октябрь 2003 г.)
  • Лидтке, Вальтер.
    Все о натюрморте: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх